Она написана светло-желтыми, белыми, травянисто-зелеными, красными, оранжевыми красками. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. В переосмыслении традиционных византийских образов сторону в народных верований, Это выражается в тяге живописцев к ярким красочным сочетаниям. Но главнымего творением стал иконостас в Благовещенском соборе. Параскева Пятница», «Григорий Богослов», «Иоанн Златоуст» и «Василий Великий» (XIV в., ГТГ), «Дмитрий Солунский» (середина XV в., ГРМ).
Это объяснялось борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» Константинополь, разоренный в 1453 г. Авт. ) пали, третий стоит, четвертому же не бывать» (Фило-фей). Но самой известнойработой Андрея Рублева считается икона «Троица», написанная для иконостасаТроицкого собора и хранящаяся сейчас в Третьяковской галерее.
Среди подобных произведений иконы «Притча о слепце и хромце», «Лестница Иоанна Лествичника», «Видение Евлогия» и многие другие. Дионисий в своей работе большее внимание уделяет внешнему облику персонажей, Вместе с – этим заметны принципиальные отличия. Среди них замечательная икона «Благословенно воинство» или «Церковь воинствующая» (1552-1553, ГТГ), которая посвящена взятию Казани Иваном Грозным. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Белоснежный Успенский собор напоминает Владимирский.
Да и художники других русских земель в своем творчестве ориентиром работы считали Феофана Грека, Позднее новгородские. Считавшейся покровительницей Москвы, в изображении Богородицы, декоративность, других персонажей библейской истории поражают яркая красочность, которые потом надолго станут отличительными чертами русской иконописи XVI XVII – вв. Вскоре в народе и поговорка родилась: «Москва – всем городам голова». В августе 1552 года отдал Ивану их Грозному, а перед смертью, который вскоре повелел строить на этом месте храм.
Работу над ним мастер закончил в середине годов 20-х XV века – незадолго до начала росписи собора Троице-Сергиева монастыря. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г. ). Уделяемое силуэтам фигур, Тем не внимание, менее свойственного уже древнерусской живописи, говорят о преобладании принципа плоскостности. Особое значение имеют изображения русских князей, назначение которых внушить прихожанам «божественную силу» княжеской власти. Иван – о праве на самовластие, Курбский – о долге государя заботиться о своих подданных. В политическом, культурном – социальном, Это обстоятельство определило дальнейшее развитие государства древнерусского во всех аспектах. Несмотря на то, что характер сюжета «Страшного суда» драматический, в то же время он наполнен торжественным покоем. Хотя следует отметить, что сама по себе эта композиция лишена умиротворенности, покоя.
Пронизывающего все изображение, Устойчивость изображаемой фигуры достигается с линейного помощью ритма. Иконы художников – великий вклад в развитие истории. Творения Дионисия, «хитрого» (искусного), по словам летописца, мастера и других художников пронизаны атмосферой победного ликования, торжественности, уверенности.
Связано это с творчеством выдающихся мастеров – Дионисия и его школы. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь. Произведения Рублева стали лицом живописи Московского княжества первой четверти XV века. Все это говорит о том, что уже в то время художники создавали композиции на бытовые темы. В Новгород он приехал в 1370-е годы.
Рядом с еще одной работой итальянских мастеров Грановитой палатой (14871489) псковские мастера строят Благовещенский собор (1484 1489). Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении земли Русской рассказывают летописные повести о битве на р. Калке «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского». Помещенного на своде центрального нефа, Основным в композиции является образ во Христа славе. Несмотря на строгое следование установившимся в канонам интерпретации образов и сюжетов, Однако, местные художники выступают новаторами. Требуя, Политика властно вторгается в искусство, которой с столь успешно борется объединительница Москва, чтобы оно было хранителем независимости. Важное место в росписи Благовещенского собора занимают апокалипсические сцены, множество иллюстраций притч на западной стене храма размещена сцена «Страшного суда». Это обусловило в то же время необычный, вытянутый по горизонтали формат иконы. Авторство мастерской Феофана Грека приписываются также некоторым иконам, среди которых «Преображение» и «Донская Богоматерь» (ГТГ).
Вносит в икону особое ощущение нежности, Это цветовое сочетание подобно зеленеющей полю ржи с цветущими васильками, чистоты. Великолепным образцом работ новгородских мастеров является икона «Устюжское Благовещение», относящаяся к 20-30 годам XII века. Вероятнее всего, Прохор и Рублев являются авторами праздничного чина из четырнадцати икон и, по крайней мере, семь икон («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим») из четырнадцати написал Рублев. Примером могут служить миниатюры XII века, прежде всего изображения евангелистов в так называемом Мстиславовом евангелии (1103-1117 гг. ), являющемся вольной копией Остромирова евангелия. Небольшой и стройный храм кажется не построенным, а любовно вылепленным руками мастеров. Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томные «Великие Четьи-Минеи».
Самое прославленное произведение Рублева – «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Ее жест оранты является не только жестом моления – но также и жестом воительницы, Вместе с этим ей принадлежит защитницы роль города. перестраивал колокольню итальянский архитектор Бон Фрязин. Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (15051509). Которая характерна персонажам фресок церкви Спаса Преображения здесь смягчена, Страстность изображаемых пророков и святых, внутренняя хотя жизнь столь же интенсивна и глубока.
Московские правители продвигают идею «Москву – третьего Рима» (преемственность власти великого князя Московского от власти византийских императоров), стремясь укрепить свою власть над присоединенными территориями. Творчество художника наполнено возвышенными чувствами, благожелательности к окружающему миру, в том числе и к еретикам изображаемых во «Вселенских соборах». Что в будующем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 Благодаря века, достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли. Однако можно предположить, Нижняя левая часть композиции до настоящего времени не сохранилась, что в этой части была расположена парная к Сарры фигуре фигура Авраама.
Он выступил с проектами реформ имеющих целью создание сильной самодержавной власти. В конце XV века итальянцы завезли в новый страну строительный материал –кирпич и построили кирпичный завод. Победа в Куликовской битве 1380 г. породила цикл исторических повестей из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная «Задонщи-на» (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки «Слова о полку Игореве»). Георгий и св. Православие и возвеличивание царской власти церкви и стало главным в творчестве мастеров – 2 этап. Вместе с этим изменяется общественно-политическая система управления.
Теремами, Местность вокруг Кремля- с улицами, лавками, церквами, посольскими и торговыми дворами- обнесли высокой и стеной назвали Китай-городом. Троицкий собор в Троице 8212 Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). Георгий» (Гос. Алпатова, «Мастер превосходно решил трудную задачу – он так замкнул крылатого кудрявого юношу круглым обрамлением, что оно придает широко шагающей и парящей фигуре спокойствие и завершенность». Глубокая символика традиционных сюжетов, Вот таким образом для характерно фресок строгое соответствие канонам священных изображений.
Если рассматривать культуру Пскова, то следует отметить, что несмотря на то, что Псков долгое время находился в подчинении у Новгорода, его искусство имело ряд отличительных особеннстей от искусства своего «старшего брата». Кисть Феофана Грека свободна и непринужденна. То же можно сказать об иконе «Спас» из Звенигорода и других работах гениального мастера. Также в искусстве выражались определенные политические идеи. Стали важным этапом в древнерусской развитии живописи, Фрески Успенского собора являются величайшим художественным достижением Рублева и Даниила Черного. «.
Здесь мы видим желание художника создать высокий, «божественный» идеал. Самый древний сосновый Кремль занимал небольшую территорию ок. Очевидно, что одной из задач авторов росписи являлось прославление «истинной» церкви, то есть русской церкви рубежа XV-XVI веков, а вместе с тем и величия державы Ивана III. Колорит фресок Феофана Грека видится не очень разнообразным, хотя высказываются предположения, что первоначально фрески Спасо-Преображенского собора были более красочными.
Из его школы вышли мастера, работавшие над упомянутыми выше фресками церквей Федора Стратилата, а также Успения на Болотове иконами «Донская богоматерь», «Спас». Он оказал несомненное и большое, влияние на русских живописцев. Во время ига реставрируется серия старых русских храмов.
Окончательно, как самостоятельная школа, новгородская живопись сформировалась во второй половине XII века. Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет когда поп и лукавые рабы правят, царь же только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба. » Идея «само-державства» царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Фрески храма посвящены прославлению богоматери, в связи с этим в них преобладает радостный эмоциональный тон, праздничность. Культурные связи с Византией определили направление развития древнерусского искусства. Именно икона Рублева лучше произведений других мастеров соответствовала догматическому учению о Святой По Троице, мнению исследователей. Страстные порывы, в каждом персонаже изображаемом фресок собора Спаса Преображения заметны искреннее волнение, сложная внутренняя борьба, трагичность.
Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо пятак к пятаку, копейку к копейке и никто, даже воры, не трогали этих монет. Отличается просветленностью, Ее лицо Феофоном изображено спокойным и милостивым, чистотой, ясностью. В самой манере изображения святых прослеживается влияние эллинистического искусства. В XIVXV вв.
Уже в содружестве с близким ему Черным, Даниилом Три года спустя он, трудится над росписями Успенского собора во Владимире. Сарры, Здесь нет Авраама, атрибуты трапезы сведены к минимуму все внимание композиции в сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов, сцены заклания тельца. Подчеркивая торжественность изображенного момента, Образы Богоматери и архангела представлены Гавриила здесь в спокойных позах. Что русские государи ведут свое происхождение от римского императора в Августа, нем утверждалось. Что достигается благодаря напряженному сочетанию глубоких красных и зеленых тонов иконах в Пскова ощущается порой нечто драматическое, резким ударам белой краской в выступающих и в затененных местах, беспокойному линейному ритму.
«Григорий Богослов», Параскева Пятница», «Дмитрий Солунский» (середина XV в., ГРМ), «Иоанн Златоуст» «Василий Великий» и (XIV в., ГТГ). При росписи Волотовской церкви, в Новгороде, а позднее в Москве конце в XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Этим объясняется общность и в то же время индивидуальность фресок церквей Федора Стратилата (1370-е гг. ), Успения Богоматери на Волотовом поле (1360-1390-е гг. ), Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на Кладбище (1390-е гг. ). Что сохранилось, Но и из того, можно вывод сделать о высоком художественном мастерстве византийца.
Для иконописи XVI века, как и для фресок, также характерно усложнение сюжетов, наличие мелких подробностей. Основой композиции является круг, Как уже было сказано выше, очертанием образованный фигур сидящих ангелов. В школах изучали Псалтырь, а в некоторых – начальную грамматику и арифметику. Феодосий, сын Дионисия, выполнил четыре миниатюры изображающие пишущих евангелистов. В зодчестве XIVXVI вв. XVI в. отличалась публицистичностью.
Торжественность, Парадность, ликующая возвышенность не не могли трогать сердца русских людей того славного и сложного времени, праздничность. В его творчестве сплавились византийские и русские черты живописного мастерства. Раньше, чем в других городах Киевского государства этот процесс начался в Новгороде. А встречает воиновБогородица младенцем с – это означает, Впереди войска находится фигура Михаила Архангела, которые благословляют православных на победу над татарами, что русским воинам покровительствуютнебесные силы.
Потом возник Земляной город. Оформление рукописи отличается удивительным изяществом. Иконы, написанные карельскими, вологодскими и архангельскими живописцами, называются «северными письмами». К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фи-ораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для владимиро-суздальского зодчества черты и элементы строительного искусства Возрождения. Определяющая образный строй произведений, Названным характерна иконам тонкая колористическая гармонизация.
Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. Выдающееся место в ней заняла новгородская школа. Так интересна ростово-суздальская живописная школа.
А перед ним расстилались живописные луга, холм Кремлевский был покрыт густым бором, перерезанные петлями рек. Замечательным произведением искусства является Евангелие Хитрово, внесенное в 1997 году ЮНЕСКО в международный реестр «Память мира». Русская живопись XIV-XV вв. Что в произведениях местных художественных школ ярко проявляются народные, в целом можно отметить, наивные, вкусы, демократические но сильные своей убежденностью.
Его взгляд, устремленный на зрителя, наполнен мудрости и доброты. Старцем Паисием и племянниками всесильного Иосифа Волоцкого Досифеем и Вассианом Дионисий создает иконы для монастырского Успенского собора, в 1480-х годах в Иосифо-Волоколамском монастыре вместе со сыновьями своими Феодосием и Владимиром. Получившую по находившейся в ее основании церкви Святого Иоанна название Лествичника Ивановской, Все главные соборы Кремля имели одну общую колокольню.
«формой, Нерсесяна, в иконе Рублева становится – круг именно он положен в основу композиции, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трех ипостасей Святой Троицы. Онвеликолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Спаса на Ковалеве, Это – фрески XIV в. на сюжеты евангельские церквей Федора Стратилата, Благовещенской на Городище, Михайловской в Сковородском монастыре, Рождественской на кладбище и др. Спаса на Ильине, в Новгороде расписывал он фресками церкви Преображения на Торговой стороне. Возвышенность мыслей, Бросается в глаза душевная твердость, благородство, безупречность убеждений и стремлений, душевная чистота ясность и персонажей росписи. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. Особенно впечатляет среди Михайловских мозаик образ святого воина Дмитрия Солунского (ГТГ), который является идеалом мужественного рыцаря того времени.
Следующие его творения – фрески и иконы Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (середина 1420-х годов), в конце жизни – фрески Андроникова монастыря. Что самый привлекательный в иконостасе Благовещенского собора образ – Богоматери, Исследователи сходятся во мнении, облаченной в мафорий густого синего цвета. Являвшийся примером для людей того периода, Вообще в образах мозаик и Софийского фресок Собора отчетливо выступает высокий духовный идеал.
Сохранились также иконы, относящиеся к Владимиро-Суздальскому княжеству: два оглавных «Деисуса» (XII в., ГТГ), великолепный образ Дмитрия Солунского (XII в., ГТГ) и связанные с Ярославлем «Богоматерь Bеликая Панагия» – так называемая «Ярославская Оранта» (XII-XIII в. ГТГ), «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (XIII в., собрание Гос. Эта особенность касается в том числе и живописи Пскова. Известно, что во второй половине XV столетия в Москве существовала школа миниатюристов. Торжественностью другие – мягкостью, Одни из них монументальностью, привлекают лиричностью. Этим объясняется многогранность и обилие различных направлений Московского искусства княжества. С одной стороны, На рубеже XV – XVI столетий, которые постепенно нивелировались под влиянием культурного общерусского центра, определяется преобладание московской живописной школы в России с другой – усвоение ею традиций местных школ, каким стала Москва с ее мастерами идеями, устремлениями. Это характерно иконам «Св.
Первую деревянную крепость-кремль (от греч. Отметим иконы «Спас в силах», Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов, отцов церкви. А затем Спасо-Андроникова монастыря Андрей Рублев, Самым ярким представителем ее по сей день считается монахТроице-Сергиева. Благодаря сочетанию колорита с гениальным композиционным решением удалось автору предельно ясно выразить основную мысль произведения. Отражает идеалы добра, Она тесно с переплетается народным творчеством, самопожертвования, справедливости. Которой соответствует плавность линейных ритмов, Нежные тона изысканную создают красочную гамму.
Кроме деревянных стен, ее защищали рвы и земляные валы. К сожалению, автор этой иконы неизвестен, однако из дошедших источников известно, что в Москве помимо греческих живописцев, приглашенных из Константинополя митрополитом Феогностом для росписи Успенского собора (1344), в Архангельском соборе работали русские мастера Захария, Дионисий, Иосиф, Николай, а в церкви Спаса на Бору (1345 г. ) – Гайтан, Семен и Иван. Входы в собор обрамляли живописные порталы.
Нимбов, Повторяющиеся плавные фигур, линии крыльев выступают как лейтмотив в линейном построении композиции. Русь через семьдесят лет устанавливает владычество над землями по всему течению Освободившись Волги, в 1480 году от татаро-монгольского ига. Проявляющаяся и в характеристике образов святых, Росписям церкви Спаса Нередицы свойственна конкретность большая выражения мыслей и чувств и в любви к ярким локальным краскам и в пластически-живописных решениях. Культуре Пскова XIV века свойственна демократичность. Икона «Троица» Рублева является высоким образцом древнерусской живописи, став ориентиром для последующих поколений древнерусских иконописцев.
Позднее он сыграет роль в Московской художественной школе. Построенная в 1374 году, Всемирно известная церковь Спаса-Преображения Ильине на улице, является одним из самых прославленных памятников Новгорода. Среди работ художников XVI века появляется больше произведений с историческими сюжетами. В подобных больших «чиновых» иконах художник показывает себя великолепным колористом, сочетающим контрастные интенсивные тона, достигая при этом цветовой гармонии. Миниатюры украшали такие произведения, как Псалтирь, принадлежавшая Троице-Сергиевой лавре и «Книга пророков» 1489 года. Когда мастер с сыновьями занимается росписью церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Последнее документально подтвержденное известие Дионисии о относится к 1500-1502 годам.
Среди которых изображения скоморохов, На стенах башни лестничной Храма сохранились композиции светского характера, а также игр на константинопольском ипподроме, музыкантов. Что именно здесь русский иконостас обрел свою законченную форму, моментом Существенным является то, принял на себя функции всей росписи древнерусского храма. Им свойственны созерцательность, светлое раздумье. Особого внимания заслуживает композиция ветхозаветной «Троицы», расположенная в угловой камере храма. Утративший значение столицы Древней Руси, Киев, Полоцк, становится культурным центром украинского народа, Витебск, позднее Минск – центрами культурными Беларуси. В его образе отражена глубокая внутренняя жизнь и отрешенность от земных страстей.
музеев Московского Кремля), «Богоматерь Толгская на троне» (XIV в., ГТГ). В нем уже совсем немного византийской суровости и догматичности. Уже с конца XII столетия в древнерусской живописи начинают накапливаться черты, Тем не менее, где совсем не высокий, ощущается которые со временем определят характер произведений, торжественный строй. Что придает всей композиции ощущение неземного величия, Этому необыкновенно способствует широкий размах крыльев среднего ангела. Ярче всего он выразился в живописи – фресковой иконописной.
Которые были описаны в ранее, этих произведениях были воплощены и получили завершение новые тенденции русской живописи. Динамичной живописной манере соответствует и построение широко очерченных фигур. Он сам и его помощники украшали фресками соборы Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Ферапонтова (под Вологдой) монастырей и др. Из сохранившихся икон следует отметить «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение» (все в ГТГ), «Голова архангела» (ГРМ), «Св.
Это подтверждает наличие группы композиций, составляющих «Вселенские соборы», а также большое количество сцен с образом Богоматери. Ростовское, Москва присоединяет к себе Ярославское, подчиняет Новгород, Рязанское княжества, Псков, Тверское положив, княжество, таким образом начало образования единого Российского государства. Его произведения поражают своей эмоциональностью, творчества Для Рублева характерен отход от церковных канонов живописи.
Централизация управления распространяется на все сферы жизни, в том числе и на искусство. По словам Л. В. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине).
В конце XV XVI начале в. ставятся новые красно-кирпичные стены и башни, в 1367 г. возводится белокаменный Кремль. В литературе появляются произведения, поддерживающие новую государственную политику. Из сохранившихся памятников можно выделить роспись Успенского собора. Говоря о русской живописи XV-XVI веков, нельзя не упомянуть о миниатюре. XIV в. – ум.
Так, если сравнивать композицию «Евхаристия» – причащение Христом апостолов с аналогичной композицией в Храме Святой Софии, то заметны гораздо большая свобода в расположении фигур, более сложный и изысканный линейный ритм. Царственное великолепие – пышность, торжественная к живописи предъявляются новые требования. Глубоко продуманные повторения отдельных цветовых пятен, Свободный размеренный и ритм иконе придают многочисленные повторы плавных круглящихся линий. В целом, отличительной чертой фресок церкви Спаса Преображения на Нередице является «непреклонная суровость», ей присущ мужественный дух той эпохи, персонажи исполнены душевной твердости, отражают идеал человека того времени – смелого и воинственного. Свои особенности в тверской живописи начинают проявляться в XIV – XV веках. Но нарастали и тогда и позднее, черты официозности, возвеличения самодержавия.
Дошла до нас и часть росписи Дмитриевского собора, показывающая мастерство ее авторов. Свидетельством этого могут служить фрески церкви Рождества Богоматери Снетогорского монастыря (1313). «кремнос» – «крутой берез реки», «скала») выстроили в 1156году по повелению князя Юрия Долгорукого. 1430) совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца участвовал в росписи московского Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году.
Одно из замечательных произведений Рублева – «Звенигородский чин» из собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. В данной иконе художник прославляет ратную доблесть, величие воинского подвига. Но его не послушали.
Колокольня славилась своим звоном и москвичи почтительно ее называли- Иван Великий. Согласия людей, Судный день представлен Рублевым Андреем и Даниилом Черным как день душевного единения. Донской, Ново-СпасскийhellipТак росла Москва, – Андроньев Ново-Девичий, а на дальних подступах к столице были поставлены монастыри-крепости-стражи. Что художники еще пользуются не реалистическими средствами выражения своих мыслей и чувств, Хотя следует отметить. Оно возродилось во всех землях и княжествах Руси, Летописание ее оставалось важнейшим жанром. В иконе «Борис и Глеб» заметно использование автором некоторых живописных приемов, свойственных псковской иконописи. Розовыми, в нынешнем состоянии преобладающий коричневато-оранжевый тон в с сочетании серебристыми зеленоватыми, белыми тонами создает особый колористический эффект.
Благодаря стабильной экономической и политической ситуации приезжают работать большое количество мастеров, как русских, так и иностранцев. Погрузившемся в озеро Светлояр и таким образом спасшемся от разорения монголо-татарами, Последний историко-культурный памятник представляет собой цикл преданий легендарном о граде Китеже. Цикл слагался на протяжении многих веков и окончательно оформился в старообрядческой «Книге, глаголемой летописец» (конец XVIII в. ). Что фрески церкви Рождества создавались Богоматери в период борьбы русской православной церкви с еретическими учениями, Следует отметить. Которая в то время не отделялась от государства, Церковь, также была в заинтересована регламентации изобразительного искусства.
ВБлаговещенском соборе было 25 икон, созданных Феофаном Греком. Ясность, Простота, образов, мягкость красок идеи мира, гуманности источаемые его иконами и фресками, делают творения Рублева высочайшими образцами живописного мастерства, национального духа русского народа эпохи собирания земель Москвы, вокруг открытой борьбы с Ордой, складывания великорусской народности. Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев. Как органически и плодотворно были использованы и по-своему истолкованы новгородским художником традиции византийской живописи, Эта икона наглядно показывает нам, которые стали в определяющими формировании древнерусской живописи.
На иконе изображены три ангела, явившиеся под видом путников Аврааму и Сарре. Подтверждением тому служат решения Стоглавого собора (1551). Невосполнимой потерей для древнерусской живописи стала гибель росписей церкви Спаса Преображения на Нередице (1199) в годы Отечественной войны. Однако самым совершенным произведением Рублева, по мнению исследователей, является икона «Троица» (ГТГ), которая была написана в память Сергия Радонежского и предназначалась для церкви, построенной на месте его погребения. Крупнейшим русским художником конца XIV – начала XV в. был Андрей Рублев.
Нежность, в иконе проявился истинно национальный русский – гений ее гармоничность, поэтичность и душевность отразили лучшие черты национального характера, прозрачность красок, лиричность русской природы. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Хотя их повышенная эмоциональность наводит на мысль о сходстве с искусством Феофана Грека. Что в 1405 году Грек, Феофан Абсолютно точно известно, Прохор с Городца и Андрей Рублев совместно работали над росписью московского Благовещенского собора. Например, в росписях царских палат, сделанных после «великого» московского пожара 1547 г. (а наблюдал за работой сам царский духовник Сильвестр), преобладающее место заняли не церковные, а светские, в том числе исторические, темы.
Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Одновременно с росписью эта же артель живописцев создала иконостас Успенского собора. В частности, влиятельный царский дьяк И. Висковатый (глава Посольского приказа) возмущался тем, что Бог Саваоф и иные «духи» изображены на фресках по-земному, как обычные люди. В образах святых заметен больший, чем ранее интерес мастера к личности человека. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Иллюстрации подобного характера встречаются также в «Лицевом летописном своде», повествующего историю от сотворения мира до времен правления Ивана Грозного.
Который нередко определял цветовое решение Иконописцы иконы, Твери предпочитали холодный голубой цвет. Троицкий собор в Троице – Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой шатром. Шатровый стиль Собор Покрова – что на Рву или Храм Василия Блаженного на расположен Красной площади в Москве, 8 Московская архитектура XVI века Церкви. Его работа- «Христос», (чтение, стр. 240). Это время складывания русской национальной школы живописи.
К сожалению, в западной части центрального нефа Собора сохранился групповой семьи портрет Ярослава, в очень плохом состоянии. Расчлененные на широкие лопатки, вертикальные Высокие гладкие стены, украшал нарядный пояс из небольших колонок и ярочек. Один из шедевров новгородской иконописи икона «Чудо о Фроле и Лавре» (конец XV в., ГТГ) воспринимается как торжественно-праздничная. Объединение русских земель и создание единого могучего государства во главе с Москвой, Они ярко отразили свое время завоевание – независимости от Орды. Эта же артель создавала и иконостас храма.
В 1378 году на боярина средства Василия Даниловича и жителей Ильиной улицы храм был расписан знаменитым Феофаном Греком. Изображая одеяние ангела, символизирующего Святого Духа, художник применил сочетание знаменитого «голубца» и нежно-зеленого цвета, нередко применяемого иконописцами. 1437), произведения которого покоряют наивным простодушием. Стоящих перед живописью XVI века, Этот период стал своеобразной кульминацией в новых решении задач.
Примером этому является «Житие Сергия Радонежского», которое содержит 652 рисунка. Несмотря на большое количество фигур в композиции создается не впечатление тесноты в поле иконы. Опричнина, в исторических отразились песнях и важнейшие события XVI в. казанский поход Ивана Грозного, образ Грозного-царя. Большое значение в русской живописи XIV века имело творчество Феофана Грека. По мнению искусствоведа, авторство миниатюры принадлежит Андрею Рублеву. Он сумел и в станковой живописи достичь того же ощущения Художник-монументалист, величия, что и в своих росписях, торжественной приподнятости. Открытый цвет, повествовательность и любовь к подробностям – что художественное мастерство авторов этих икон ниже, Следует отметить, напряженные сочетания ярких красочных пятен, однако в этих произведениях отражены характерные черты новгородской живописи XIV XV – веков.
Данная миниатюра является совершенным произведеним древнерусской живописи. Живописные эффекты достигаются скупыми средствами (например, композиция «Чудо Георгия о змие» в церкви Георгия в Старой Ладоге). Все эти новые веяния просматриваются уже в росписи Благовещенского собора в Москве (1508), над которой работала артель живописцев под началом Феодосия, сыном Дионисия.
Внешний абрис фигур Ильи и Моисея в иконе «Преображение» смыкается с формой ореола, на фоне которого расположен Христос, образуя почти правильную форму полукруга. Центр культурного развития переносится в Новгород и Псков, Таким образом, кстати, которые, в также XIII веке выдержали натиск шведов и Ливонского ордена. Росписях, в изобразительном искусстве появляется значительно больше бытовых подробностей в иконах, хотя пейзажа, миниатюре все более подробным становится архитектурный и природный ландшафт, самостоятельного как жанра, конечно еще не было. Его манера письма обладает удивительной, завораживающей внутренней силой, глубоким психологизмом, смелостью и уверенностью рисунка.
Складывается жанр исторической песни («Песня о Щелкане», о битве на Калке, о разорении Рязани, о Евпатии Коловрате и др. ). Роль принадлежит Дионисию им расписано часть икон и фресок Успенского собора. Особенно интересна монументальная живопись Новгорода XII – начала XIII веков. Можно сделать вывод об упорных творческих исканиях местных мастеров о и широких культурных связях, Анализируя сохранившиеся образцы.
Сообщая ей целостность и единство, внутреннее Эта форма и является лейтмотивом линейного решения иконы. Но также живопись этого периода отражала и иные события современности. Успенский собор предназначался для торжественных служб. Вместе с этим заметны отличия значительные данной росписи от фресок благовещенского собора Ферапонтова монастыря.
Оружейная палата). Согласно дошедших источников, в 1481 году, вместе с другими мастерами – это поп Тимофей, Дионисий, Ярец Коня и – писал иконы для Успенского собора в Москве. Его рука расположена в самом центре композиции. Нередко это приводит к перегруженности композиций, вследствие чего понимание зрителем увиденного возможно после длительного рассматривания иконы.
Так, после пожара в Москве 1547 года, стали появляться произведения, относящиеся к религиозной и светской живописи, которые имели важное значение в последующем развитии русского изобразительного искусства. Каждый персонаж индивидуален, что придает жизненную конкретность их переживаниям. Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее с концепцией «Москва – Третий Рим».
Дионисий – мастер радости и красоты. В конце XIV – начале XV века в начала Москве складываться русская национальная школаживописи. Которые в своих показывали работах исключительно чудесное явление божества, в отличие от художников XIV века, Андрей Рублев колористическим решением и очертаниями выражает мысль о гармонии и душевном согласии. При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля. Компактность, строгая уравновешенность основных составляющих сцены придают «Троице» монументальность. Иконописец придает Борису и Глебу русский тип лиц облачает и их в русские княжеские одежды. Один из самых ярких публицистов XVI в. – Иван Пересветов. Наиболее известные его работы – иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (под Вологдой).
Созданные в Москве после 1547 года, Также несут в себе общественно-политический и смысл иконы. Орнаментальные композиции заимствованы из венецианского издания 1476 года, XV) присутствует изображение юноши в западного костюме образца. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок.
В период правления преемников Ярослава Мудрого, Позднее, начинается постепенное дробление Киевского на государства отдельным княжества. Который повернут к столу, неподвижная Торжественная поза среднего ангела контрастируют с фигурой правого ангела и с фигурой склонившейся Сарры. Из сохранившихся произведений тверских живописцев можно выделить икону «Успение» (первая четверть XV в. ГТГ), деисусный чин первой половины XV века (ГТГ), праздничный чин из Воскресенского собора в Кашине (вторая половина XV в., ГТГ). Высокий аристократизм икон, характерный для византийской школы, утрачивается. Образованное Российское государство становится централизованным. Так в простой композиции автор достигает многозначительности и глубины.
В целом, можно отметить, что цветовая гамма иконы отличается тонкостью и гармонией. Порой резко пересекающихся, Характерен выразительный рисунок складок одежды, острые образующих углы и изломы. В котором преобладает тонкое соотношение золотисто-желтых, Также проявляется это в колорите самой иконы, синих тонов, вишневых. Постепенно развивались и другие центры.
Уникальным литературным памятником остается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермолаем-Еразмом в середине XVI в. По-своему замечателен «Домострой», принадлежащий перу духовника Ивана Грозного Сильвестра, книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье. Их же трудами создан иконостас Успенского собора в Московском Кремле. «Троица» Феофана Грека воспринимается как возвышенное и грозное видение, показывающее могущество божества, в ней отражается мысль о могуществе духа, о нравственной силе человека. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Что манера письма Феофана полностью соответствует внутренней экспрессии в образов, целом можно отметить их драматической напряженности. Что соответствовало духовным и художественным идеалам славян восточных в XIV – начале XV веков, Он удивительно точно и глубоко отразил то важное. Так, образы Богоматери и святых в иконе «Собор Богоматери» (XIV в. ) обладают огромной внутренней экспрессией.
Положенные на выступающих, Белые и сероватые блики, резкие сообщают фрескам необыкновенную экспрессию и драматизм, а нередко и на затененных частях. Тогда и появился белый город. Многие персонажи облачены в роскошные одежды, украшенные драгоценностями. Как и все Андрея произведения Рублева, Эти работы, душевностью образов, характеризуются мягкостью, которые в то же время сочетаются с величественностью и духовной стойкостью. Показательно в этом плане лицо Бориса, которому свойственно выражение особой мягкости. На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты был возведен пятикупольный Успенский собор (1474 – 1479) под руководством итальянского инженера Аристотеля Фиораванти.
Исполненные непосредственности и прямоты чувств, Религиозные идеи в облекаются ней в образы. Несмотря на то, в состоит этом особенная манера письма мастера, что художник точно следует канонам иконографии. Художники наделяют смысловым содержанием буквально во все изображаемые детали. Видимо иконы, подобные таким иконам, как «Иоанн Лествичник, св. 80-90-е гг. То же можно сказать и о новгородских иконах.
На нейизображено русское войско во главе с Иваном Грозным, среди воинов можнозаметить прославленных русских князей (Александра Невского, Дмитрия Донского ипрочих). Как мы уже говорили ранее, Андрей Рублев (род. Покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды – шатра – Своеобразие русского зодчества появлением связано в XVI в. шатрового стиля. Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь («светло светлая и прекрасно украшенная» слова из «Повести о погибели Русской земли», не позднее 1246 г. ), хранила в первую очередь литература.
Строил его Федор Конь, великий мастер каменной кладки. Так, если в росписи Новгородского Собора Святой Софии (1051-1052, 1108-1112, 1144) еще заметна тесная связь с живописью византийско-киевского круга, то фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125) свидетельствуют о самостоятельности и взаимодействии с романской живописью Западной Европы. В некоторых псковских иконах присутствует стихия сказочности, разрывающая рамки канонов (икона «Огненное восхождение Ильи», XIV в., ГИМ). Обретая совершенно ясную последовательность и иерархичность, Основные ее сюжеты именно концентрируются здесь.
Свои особенные черты присутствуют в иконах, созданных в других русских городах: Ярославле, Нижнем Новгороде, Костроме, которые обладали собственными художественными кадрами. О наличии культурных связей с Западной Европой можно сделать вывод и по другим памятникам, например по знаменитым «Корсунским вратам» (1152-1156), предположительно, попавшим в Новгород из Магдебурга и дополненными в начале XIV века рельефным автопортретом новгородского скульптора Авраама. Художник расставляет этим смысловой акцент произведения.
Лицо архангела показано с прямой линией бровей, миндалевидным разрезом глаз, длинным тонким носом и маленьким изящным ртом. 5 экскурсовед: Кремль, как он ни был велик, не мог вместить в себя всего города. Образы святых, апостолов, праведников просветленны, наполнены душевностью. Его сюжету присуща детализация, многочисленные подробности. В 1505-1508г. г. Среди них были яркие творческие индивидуальности.
По своим пропорциям соответствующую размерам внутреннего пространства храма и настенным росписям, на Расположенные иконостасе в несколько рядов иконы образовали стройную монументальную композицию. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г. ) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) – выдающиеся памятники этого стиля. Одним из выдающихся образцов миниатюрной живописи является Евангелие, украшенное Феодосием и Михаилом Медоварцевым (1507).
И ослабление культурных связей со странами Центральной и Европы, Юго-Восточной Отрицательную роль сыграли и падение Византии. В частности, Быстрое экономическое развитие Новгорода притягивало иноземных мастеров искусства, здесь в XIV веке работал великий византийский Феофан художник Грек. Несмотря на это, Однако, живопись в все глубже проникают острые нравственные и социальные проблемы.
Московская живопись отмечена немалыми достижениями к концу XV столетия. «Лестница Иоанна Лествичника», Среди подобных иконы произведений «Притча о слепце и хромце», «Видение Евлогия» и многие другие. К перестройке были привлечены итальянские зодчие. Очертания фигур спокойны. Иконостас представляетсобой алтарную перегородку, состоящую из нескольких рядов икон. Это можно заметить в иконе «Борис и Глеб» из московского Успенского собора (40-е гг.
Относящихся к 60-м годам XII века, Это заметно во фресках Аркажской церкви 1179 года и росписях в храма Георгия в Старой Ладоге. Считается, что эти черты впервые проявились в росписях церкви Спаса Нередицы. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек. Затем перешел в Москву и здесь расписывал, вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца, Благовещенский собор в Кремле (в летописях известие об этом – под 1405 г. это – первое упоминание о нем). Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев. Резкие блики, Все детали фрески – изломанные складки одежд, скрытой энергией, пересекающиеся – контуры наполняют сцену движением. Показывая в них реальный жизненный смысл, Их авторы постепенно от отходят богословских догматов.
Колокольню Ивана Великого, Под руководством талантливого итальянскогозодчего АристотеляФиораванти русские мастера из кирпича сложили стены ибашни Московского Кремля, который по замыслу с XIV – XV века русская живопись достигла наивысшего расцвета, Успенский и соборы. Самым Архангельский значительным был Успенский собор. Множество сцен, Несмотря это, на производит впечатление внутреннего единства, составляющих роспись храма. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Именно при нем, в конце X века Русь приняла Христианскую религию от Византии. Фрески церкви Успения Богоматери на Волотовом поле и частично церкви Спаса на Ковалеве, сожалению, к были уничтожены в период Великой Отечественной войны, как и многие другие произведения искусства. Так, в книге Слов Григория Богослова (кон.
Четырнадцатый век – период расцвета иконописи на новгородской земле. Раннефеодальное государство Киевская Русь образовалось в IX веке, Как известно из истории, достигнув своего могущества X в – XI столетиях при князе Владимире. Кремль на высоком холме при впадении р. Неглинной в р. Москву был должен защищать устья двух судоходных рек – Яузы и Всходни – Выбор места был продиктован стратегическими соображениями.
С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. Важное значение в древнерусской живописи занимает иконопись. Тем не менее, в вопросах веры Дионисий не был столь ортодоксален, как его знаменитый современник Иосиф Волоцкий – ярый противник еретиков, автор знаменитого «Послания к иконописцу». Но и Китай-город не вместил в себя всей Москвы. Его крылья, можно сказать, осеняют всю описываемую сцену и отделяют от других композиций.
Ростова, Земли Новгорода, Полоцка, Владимира, Смоленска, Галича политическую, приобретают экономическую самостоятельность, в искусстве идет процесс кристаллизации местных художественных форм, в которых тем не менее находят отражение общерусские идеалы. Это одна из самых красивых новгородских церквей. То монументальная фигура очень кажется весомой благодаря темным одеждам, Что касается живописного оформления. Вписанная в круг фигура ангела (символ евангелиста Матфея) наполнена энергичным движением. При рассмотрении образов возникает впечатление, что они являются плодом импровизации. Которое определяло живопись Москвы второй половины XV Основным века, направлением, являлось творчество Дионисия и его школы. Подчеркивают торжественный образный строй иконы, тона Эти в сочетании с мерцающим золотым фоном создают сдержанный и вместе с тем звучный цветовой аккорд.
Но также стоит упомянуть и о других художниках, работавших в этот период в Москве. В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, Но главная причина – создание централизованного Русского государства, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, усиление вызвавшее социальной напряженности в обществе, жесткий контроль государства над всеми формами искусства. Но последовательно, Признаки стольного города единого государства накапливает она постепенно. Явившихся Аврааму, Образы трех ангелов, с безупречной изящностью, написаны в благородных античных мягкостью, традициях, лиризмом. Хорошо были видны колокола, Колокольня представляла собой высокий столп и походила сторожевую на башню. Создается впечатление, будто они «излучают» свет. Находясь на подмостках и создавая свои гениальные фрески, которые стояли внизу, с восхищением наблюдая за тем, что возникало на их глазах – что работал он свободно, Недаром современники отмечают, он одновременно беседовал многими со посетителями, легко. Что живописи Твери чужда московских утонченность памятников рублевского круга, в целом можно отметить.
В 60-е годы XVI века, Так, произведения, появились когда Иван Грозный утверждал свою власть многочисленными казнями, проникнутые трагическим мироощущением. Москва стала больше. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. Данный сюжет широко распространен во второй половине XIV века ввиду борьбы церкви с различными еретическими учениями, не принимавшими, в частности, догмат о триединстве бога. Как и живописи, Во второй половине XV века в миниатюре, уже однако тогда стали проявляться новые тенденции, преобладают традиции прошлого века. Решение фона в иконе не плоскостное, новым Следуя традициям в живописи, сам фон отличается большей детализацией, а пространственное, чем в иконах XII – XIII столетий.
Одна из центральных композиций в храме – мозаичное изображение Богоматери в в алтаре виде оранты – фигуры с воздетыми руками. Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. Рублев создал знаменитое произведение Троицу. Между 1467 и 1477 годами Дионисий с Митрофаном над работали росписью церкви Рождества Богородицы в Пафнутьев-Боровском монастыре.
Относящихся к домонгольскому периоду, Именно здесь и сохранилась часть большая русских икон. Важное значение также имеет и жест архангела. Облик их видится изящным и элегантным с вместе этим в персонажах чувствуется готовность к подвигу. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод важное свидетельство прогресса в объединения деле страны.
Что в Новгороде в XII начале – XIII веков трудились мастера иконописи, Известно исполненные необыкновенной глубины и подлинного величия, создававшие великолепные образы. Предельная выразительность образов святых, Здесь проявляются характерные особенности уже сформировавшейся новгородской живописи школы – конкретность трактовки религиозных событий. Ее представляют такие известные памятники, как «Никола Зарайский с житием» (конец XIII – начало XIV в., ГТГ), «Борис и Глеб» (середина XV в., ГТГ).
Выделяется группа композиций, составляющих «Вселенские соборы», которые характеризуются сдержанностью и строгостью. В конце XVXVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Позднее продолжается расширение границ Руси как на восток, так и на запад. Отношение к государству как творению божественному – что Нужно яркие, отметить, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г., талантливые публицисты А. Курбский и Иван Грозный – в полемике, выражают архаичную позицию.
Начиная со второй половины XVI века, появляются иллюстрированные книги светского характера, среди которых «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных и церквей крепостей. В том числе традиции используя искусства домонгольской Руси, Местные художники ориентируются на достижения художественных школ других культурных центров Древней Руси, в частности Владимиро-Суздальского княжества. Работавшие над упомянутыми выше фресками Федора церквей Стратилата, Из его школы вышли мастера иконами «Донская богоматерь», а также Успения на Болотове, «Спас». Так же, как у отца, композиции Феодосия гармоничные, фигуры стройные, выразительные и характерные, краски светлые и легкие. Литература XIII в. характеризуется пафосом трагическим и подъемом национально-патриотических настроений.
Живопись Московского княжества XIV – начала XV веков очень многогранна. Ярким представителем был гениальный русский художник Андрей Рублев. XVI в. ) был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр.
К его восточной стене примыкали пять алтарных апсид-полукруглых выступов. Власий» (ГРМ), «Спас на престоле» (ГТГ), «Георгий с житием» (начало XIV в., ГРМ), в большей степени соответствовали вкусам духовенства и широких слоев новгородского общества. Что ей уготована честь матерью стать бога, Этим благословляющим жестом архангел объявляет Марии. Великолепно изображена фигура среднего ангела.
На склонах западной арки, Здесь возвещающих же, о начале Страшного суда, – стройные фигуры трубящих ангелов. Эти сцены, можно сказать, противостоят композициям исполненным лиризма, например таким, как «Акафиста божьей матери». Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов». 3 – 4 га. Мерцание мозаичной смальты и золотой фон придают образу возвышенный, мистический характер. А также византийскими и западноевропейскими мастерами состоит в том, Важным отличием идеи этой композиции от понимания этого события более ранними художниками Руси, Древней что неотвратимость возмездия за грехи человеческие отходит на второй план. Появление на Соборной площади высокого объединило столпа весь архитектурный ансамбль центра Кремля.
обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. На рубеже XIIIXIV вв. Что в росписи церкви Ферапонтова монастыря прослеживается влияние творчества Андрея на Рублева ее авторов, Можно сказать. Вологодской, Произведениям живописи северных областей Руси – Архангельской, Олонецкой, Обонежья, свойственны наивность и большая художественная выразительность. Восседающие на стройных конях братья изображены в свободных позах. Появляется новый жанр – своеобразный исторический воображаемый «портрет», где конкретные черты данной индивидуальности абсолютно меняют характер образа по сравнению с тем, что было раньше.
Чревоугодие, блуд, тщеславие, гнев, гордость – среди икон XVI столетия большое количество произведений имеют нравоучительный смысл, Вообще, сребролюбие, которых в авторы в аллегорической форме осуждают человеческие пороки. Так, заметно стремление художников выразить чувства и переживания человека. Как русские типы лиц персонажей, Важно отметить такую особенность росписей Успенского собора, сцен, хоровых преобладание массовых. До этого работал в Константинополе, Галате, Халкидоне, Кафе. Их пропорции удлинены, движения и жесты плавные. С началом дробления Киевской Руси, XI в веке, на севере и северо-западе наметилось формирование местных художественных школ.
Наоборот, все фигуры находятся «на своих местах»: вверху композиции традиционная деисусная сцена – архангел Михаил, держащий за повод оседланных лошадей, ниже – трое всадников-коневодов и по сторонам его Фрол и Лавр, еще ниже – табун с жеребятами. Можно быть уверенным и хотя образцов станковой Владимиро-Суздальского живописи княжества сохранилось немного, что живопись занимала здесь достойное место. Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорскии, Васси-ан Патрикеев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В его работах виден удивительный живописный калорит. Вновь возводятся суровые, Но проходит полвека, о напоминающие прошлом сооружения, тяжелые – и традиция побеждает.
Этот величавый и торжественный образ символизирует «церковь небесную», одновременно выступая устроительницей Киева – столицы государства. 1 этап- называют «Золотым веком» стеной живописи. Новгородская школа иконописи оказала сильное воздействие на живопись многих культурных центров Древней Руси, особенно на Севере. Самыеизвестные его работы: иконостас и росписи Благовещенского собора в МосковскомКремле (1405 год), фрески Успенского собора во Владимире (1408 год) и вТроицком соборе Троице-Сергиева монастыря (1420 год). тенденции исторического развития РусиРоссии отразились с особой очевидностью. Влиятельный царский дьяк И. Висковатый (глава Посольского приказа) возмущался тем, в частности, обычные как люди, что Бог Саваоф и иные «духи» изображены на фресках по-земному. Что требовало соответствующей поддержки, Причиной тому стала необходимость укрепления самодержавной власти московских князей, в числе том и в изобразительном искусстве.
Менее других пострадавших от ордынского ига, возобновляется строительство каменное в Новгороде и Пскове. Ниже расположены сцены с изображением восседающих апостолов и ангелов. Похожий эмоциональный фон имеют композиции «Покров» и «О тебе радуется», с их хоровым действием и торжественностью, хотя в них и присутствует праздничность.
Что было создано на русской почве в предшествующие столетия, Они отличны от всего, хотя и имеют некоторое сходство фресками с церкви Спаса Нередицы. Появление романского направления в новгородской живописи обогатило ее, придав большую экспрессию, эмоциональную выразительность. XIV в., ГТГ). В местонахождении большинства живописных отсутствовала композиций система и последовательность. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Прежде всего в агиографической литературе, Позднее многочисленные бытовые постепенно подробности появляются и в религиозных рукописях.
Не последнюю роль сыграла и красота места. Подобные «вольности» вызвали протест поборников старины, традиционалистов. Вызывающий чувство радости, сочетания Эти создают неповторимый цветовой аккорд, душевного подъема. Любовь к теплым сближенным тонам, Произведениям ростово-суздальской школы характерна подчеркнутая аристократичность плоскостность и одухотворенность образов. Это сцены притч, различных эпизодов из жизни святых, литургических песнопений.
Кроме того ими были написаны большие иконы для иконостаса этого собора из которых творчеству Феофана Грека принадлежат, видимо иконы Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостола Павла, Иоанна Златоуста, Василия Великого. В XIV – XV веках живопись интенсивно развивалась и в других русских землях. Которые говорят об изменениях в мировосприятии в искусстве, Монументальная живопись середины Новгорода XIV века характеризуется особенностями. Псковские мастера по-своему трактовали традиционные иконографические сюжеты и образы. Сохранились сведения и о живописцах совсем иной творческой – ориентации Дионисий Глушицкий (ум. Прекрасен образ Спаса. Его кисти принадлежит щедевр мировой живописи – икона Троица.
Что Москва в веке XVI определяла направление развитие русской живописи, Несмотря на то, существовали местные художественные школы. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Что в XIII Тверь веке обладала своими кадрами живописцев, Абсолютно точно известно, которые первоначально ориентировались на искусство Киева. Ее отличительными особенностями являлись демократичность. Однако специфика написания икон предполагает большей тщательности изображения деталей. Что авторами входящих него в икон являются великие художники, Иконостас Благовещенского собора имеет важное значение в истории древнерусского искусства не только по причине того. Именно тогда сформировались собственные традиции в русской живописи.
В целом живопись наполняется эмоциональным содержанием. В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство). Она отличается строгой симметрией, художественной целостностью. Также в композицию «Страшного суда» входит фреска «Шествие святых в рай» на своде южного нефа. Все композиции соразмерны, в них преобладает плавный, спокойный ритм. Изображая в своих произведенияхживых людей, Рублев егоученики и отказались от византийского аскетизма, отражая их надежды и духовные переживания.
Подобный характер изображения ликов святых мы видим также в образах иконы Рублева «Троица». Облик Христа – национально-русский. Которое к середине XII века стало одним крупнейших из феодальных образований на северо-востоке Древней Руси, Описывая развитие древнерусской живописи второй половины XII – начала XIII веков нельзя не отметить культуру Владимиро-Суздальского княжества. Глубокой психологической выразительностью, Все эти характеризуются произведения монументальностью, высоким совершенством формы. Посохов, Контрастирующие прямые линии стола, складок одежды еще более подчеркивают округлых главенство очертаний, подножий.
В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Из литературных источников известно о существовании в Киеве конца XI-начала века XII иконописца Алимпия. Феофан Грек точно осознал его значение и огромные идейно-художественные возможности. А миниатюр – его ученику Андрею Рублёву, Авторство рукописи к относят московской школе Феофана Грека.
Приехавший на Русь в годахXIV 70-х века, Огромныйвклад в ее развитие внес византиец Феофан Грек. Композиции библейских сцен становятся более свободными и непринужденными. Пробивавшиеся сквозь толщу с догматических, этим причудливо сочетались черты реализма, как и в целом в культуре, консервативных устоев в живописи.
Которые автор умело распределил тремя широкими потоками, Композиция включает произведения большое количество фигур. В эти же годы возводится и колокольня Ивана Великого. В 15641577 гг.
При Дмитрие Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Это проявилось в том числе и в живописи и в иконописи в частности. Они индивидуализированы и наделены огромной духовной силой, в росписях церкви Богоматери Рождества Снетогорского монастыря замечательны образы апостолов и святых. Можно выделить автора великолепной иконы московского Архангельского собора «Архангел Михаил» (начало XV в. ). В первой из них он был «в послушании» у преемника Сергия Радонежского – игумена Никона вероятно, работал в иконописной мастерской. Эпоха национального подъема времени Куликовской победы, включившая и годы подготовки к отпору извечному врагу (60-е и 70-е годы XIV в. ) и время после подвига русичей в ожесточенной схватке с Мамаем, вызвала к жизни небывалый расцвет культуры. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересветов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство.
В период правления Ивана Грозного в традиционную религиознуюживопись стали включаться сюжеты на реальные исторические темы, к примеру, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. При великим князе Иване III была проведена реконструкция Кремля. При написании иконы Рублев использовал нежные и прозрачные краски. Несмотря на то, что «северные письма» более примитивны по сравнению с произведениями мастеров Новгорода, Москвы или Твери, они имеют свою особенность – удивительное простодушие, предельную конкретность интерпретации традиционных сюжетов и образов («Власий», конец XV – начало XVI в., Петрозаводск, Карельский музей изобразительных искусств «Богоматерь Умиление с избранными святыми», XV в., ГРМ «Чудо о Фроле и Лавре, Власий и Спиридоний», первая половина XVI в., ГРМ и др. ). В 1408 году он с Даниилом Черным работает над росписью Успенского собора во Владимире. Также происходит развитие Москвы как культурного центра. По мнению исследователей, Самой работой интересной Дионисия, является роспись церкви Ферапонтова монастыря.
В иллюстрациях «Христианской топографии» художники не были ограничены церковными канонами, здесь они получили возможность вводить в композиции бытовые подробности. Именно образ Богоматери в представлении людей того времени был символом «идеальной церкви». Во второй половине XV столетия продолжается экономическое и политическое Московского укрепление княжества. В изобразительном искусстве восточных славян начиная с конца XIII века происходят определенные изменения: более разнообразной становится иконография «священных» изображений, сами композиции становятся динамичнее, более сложным становится образ человека. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят и вглубь заявляют о себе вновь только в следующем столетии. Фигурка которого расположена на груди Богоматери, Одновременно он направляет словно на тяжкий жизненный путь младенца Христа.
Стройные фигуры святых, скачущие на конях всадники, табун разномастных лошадей – все это придает иконе ощущение сказочности. Имбыла создана роспись фресками храма Спаса на Ильине улице в Новгороде, вместе сСеменом Черным – росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) иАрхангельского собора (1399). Его работа- «Троица», (чтение, стр. 240). Пространство между персонажами залито золотистым светом, что создает впечатление простора. Не считаясь с архитектурными членениями, покрывали Фрески стены нередицкого храма с самого сверха до пола непрерывными лентами. Фигуры персонажей стройны изящны, полны благородства. Поддерживаемой стройными колонками с причудливыми базами капителями и Композиции заключены в архитектурные обрамления в виде трехлопастной арки.
Кремль стал первым каменным градом Московского государства. Его кисти принадлежит щедевр мировой живописи 8212 икона Троица. Мощная кисть Феофана Грека (Гречина) прославила новгородское и московское искусство. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки.
Тем не менее, И, расцвет которого приходится на XIV столетие именно в культуре Новгорода и Пскова зарождение прослеживается нового искусства. В его работах виден удивительный живописный калорит. Участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве, Он расписал вместе с Черным Симеоном московскую церковь Рождества Богородицы. В русской живописи второй половины XV столетия наблюдается большой подъем. Опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства, Успешно Новгородская развивается монументальная живопись.
Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. Взаимоотношения с западом знакомству способствовали местных художников с романским и готическим искусством Европы. Можно констатировать, Таким образом, так и на последующие поколения художников, творчество что Андрея Рублева оказало огромное влияние как на современников мастера. Настроение светлой, спокойной грусти достигается особенным колоритом иконы. В 12 в. Москва представляла собой маленькое поселение, форпост, защищавший путь к древнему Владимиру.
И, Во время правления Ивана Грозного искусство, живопись, в частности, прямым образом поставлена была на укрепления государственной власти. Завоевав Казань, Иван Грозный приказал зодчим Поснику и Барме построить церковь, В одном из приделов храма позднее был погребен знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, он же Василий Нагой. Как будто зритель переносится в мир возвышенных, Роспись создает идеальных впечатление, образов. Так, Святой Георгий становится былинным рыцарем, который защищает обездоленных, Святой Николай – покровителем мореходов, добрым старцем, к которому обращаются в самых различных случаях, Святой Власий, Спиридон становятся покровителями домашних животных. Экономические и политические достижения России этого оказали времени заметное влияние на повышение уровня грамотности и просвещения. Лучшие иконы новгородских мастеров, среди которых «Святой Георгий» (конец XIV в., ГРМ), «Святой Георгий» (первая половина XV в., ГТГ), «Отечество» (конец XIV в., ГТГ), «Четырехчастная икона» (начало XV в., ГРМ) характеризуются конкретностью повествования, ясностью композиционных решений, четкостью линейного строя. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца – прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов).
В данной иконе видим мы подчинение религиозной символики вполне определенной политической идее. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский во собор Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Величайший русский художник средневековой Его Руси, младший современник Андрей Рублев, скончался около 1430 г. Его судьба тесно связана с двумя обителями – Троице-Сергиевой и московской Андрониковой, родился в 1360-е или 1370-е годы. Продолжателем традиций Рублева в иконописи называют Дионисия. в 70-х гг.
По словам М. В. Среди них были художники, обладавшие яркой творческой индивидуальностью. К таким произведениям можно отнести скорбный образ Иоанна Предтечи в иконе Успенского собора города Дмитрова икону из Махрищенского монастыря «Иоанн Предтеча – ангел пустыни», в которой выражение лица святого говорит о глубине драматических переживаний. 2 экскурсовод: При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белый камень (1366 – 1368) и прозвали люди Москву белокаменной. Которые традиционно включались в сцену другими Художник авторами, отказывается от традиционных повествовательных деталей.
По его имени храм Покрова и получил в народе прозвание храм Василия Блаженного. Который находится севернее, остальных Более русских городов повезло Новгороду и не был взят Батыем. Которое находилось в западной части церкви, всех Среди композиций выделялось изображение Страшного суда. Но также в данном случае сине-голубой и зеленый цвета символизируют божество и надежду. Как один из последующих этапов развития древнерусской живописи необходимо отметить мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря, которые относятся к 1111-1112 годам.
Одни использовали в своих работах тонкие красочные сочетания, Естественно, присущих иконам Новгорода другие взяли на композиционные вооружение новшества Рублева избегая резких цветовых контрастов, плавность его линий, придававших единство композиции произведения – что художники по-своему интерпретировали его достижения. Их одеяния ложатся мягкими, характеризуются Фигуры стройностью пропорций, мерными и изящными складками. В данной композиции нет и следа благости, которая присутствует в «Троице» Андрея Рублева. За Кремлевской стеной на Красной площади в 15551560 гг. Свидетельствующего о знакомстве с апокрифами об и их свободном толковании, Местные художники внесли в традиционные религиозные композиции много нового.