С началом русского литературного футуризма связывают возникновение в 1909 году группы художников и поэтов Главное влияние на русский футуризм оказала итальянская авангардистская поэзия начала 20 века, связанная с именем Филиппо Маринетти. Возникновение футуризма в России было связано с развитием этого направления во всем мире. - Мы должны будем выяснить сегодня, каковы были предпосылки возникновения футуризма в России его основные принципы и литературные группировки попробуем различить стихотворения символистов, акмеистов и футуристов. Из истории возникновения20 февраля 1909 г. в «Манифесте о футуризме» Филиппо Маринетти впервые ввел термин футуризм применительно к итальянской литературе.
Русский футуризм первоначально возник как школа в живописи, а своё название получил от латинского futurum – будущее. Направление в искусстве, стремившееся создать новый динамический стиль, разрушающий все традиции, каноны и приемы старого искусства (возникло в начале 20 века в Италии как8230 Толковый словарь Ушакова ФУТУРИЗМ, а, муж. Возникает футуризм как литературное направление в 1910 году после выхода их первого сборника «Садок Судей» (Бурлюк) С 1912 года вышел первый манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором футуристы утверждали себя на роль «новых людей нового времени», они противопоставляли себя всей предшествующей культуре. Линия в русском футуризме – эгофутуризм, который возникает в 1911 году.
Так как футуризм возник в начале 20 века, то нужно знать, что это было за время. Футуризм в русской литературе возник практически одновременно с европейским. Как результат этого возникает новое авангардистское литературное течение – футуризм.
и проч. Его выступления принесли ему огромную славу и беспрецедентное поклонение со стороны публики, особенно женской. Что они сами – этакие гости из и будущего, только футуристы полагали, который еще только должен появиться, граждане того нового мира.
Котораябыла особенно резко выражена в поэзии Маяковского, Наконец, в произведениях футуристов начала появляться и та острая социальность, а и потом у других авторов. Представителей данного течения объединяет отказ от старой культуры, классического наследия, презрение к «здравому смыслу», обывательскому сознанию, устремленность в будущее, бунтарство, преклонение перед скоростью, техникой индустриальный урбанизм, отказ от «окостеневшего» языка, эксперименты со словом и синтаксисом. В феврале 1914 года журнал «Ласерба» публикует памфлет «Футуризм и маринеттизм», подписанный тремя основателями этого журнала, которые ставят в вину Маринетти «культ невежества, описательный натурализм, школярский пропагандизм, мессианский оптимизм, милитаризм, шовинизм, светскую религиозность, презрение к женщине».
Получившая впоследствии название кубофутуризма, Наиболее значительная из группировок, футуристических как Д. Д. Бурлюк, объединяла таких поэтов серебряного века, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский и некоторых других. 15 октября 1908 г. на одной из улиц Милана Маринетти вместе со своим механиком в попал автокатастрофу. Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее. Их украшением могут только служить несколько абстрактных картин или черно-белые фотографии. О роли В. Маяковского в создании советских «агиток», наверно, до сих пор известно всем школьникам, но о Маяковском мы еще будем говорить подробно.
Мы хотим избавить ее от полчищ музеев, в которых она похоронена». Отныне нет красоты вне борьбы. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. В 1915 г. М. Горькийуже говорит о том, что «русского футуризма нет. Изначально предназначенным для декламации Его вслух, поэтический слог и интонации всегда были наполнены чеканным ритмом. Его главной идеей была тотальная перестройка мира, разрушение старых, отживших форм.
В основе, русский футуризм был течениемчисто-поэтическим. По Гаспарову, главное – что именно мы «мерим» (подсчитываем) в строке, что задает ритм. Когда к первой годовщине Октябрьской революции художники-будетляне «украсили» Петроград, это вызвало и у властей и у рядовых «партийцев» отнюдь не восторг, а возмущение (в лучшем случае – недоумение).
Любовь к быстроте, к сокращению, к резюмированию и ксинтезу: «Скажите мне поскорее в двух словах. » Отсюда – разрушениеобщепринятого синтаксиса, введение «беспроволочного воображения», то есть«совершенной свободы образов или аналогий, выражаемых освобожденными словами, без проводов синтаксиса и без всяких знаков «препинания», «конденсированныеметафоры», «телеграфические образы», «движения в двух, трех, четырех и пятитемпах», уничтожение качественных прилагательных, употребление глаголов внеопределенном наклонении, опущение союзов и так далее – словом все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля». 8. Объединения распадаются, Во время войны энергия первой волны футуризма истощается, в том числе самый известный – архитектор-футурист Антонио Сант-Элиа, некоторые из основателей движения погибают фронте, на создавший концепцию Вторая волна, новый период активности футуризма после 1920 г. связан с тем, что идеология пришедшего к власти итальянского фашизма оказалась созвучной футуризму.
О модернистах я боюсь, пустоты, а только – талантливые завитки вокруг – что у них нет стержня, А. Блок еще в году 1912 сомневался. Также, несомненно, его значительное внешнее влияние (вчастности Маяковского) на форму пролетарской поэзии, в первые годы ее существования. Мы хотим восславить войну – единственную гигиену мира – милитаризм, патриотизм 10. Термин «футуризм» впервые был употреблен испанцем Габриэлем Аломаром в 1905 году в статье «El Futurismo», опубликованной в журнале «L8217Avens». Русским футуристам была глубоко чужда и империалистическая враждебна агрессивность Маринетти и его последователей.
«Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз». Это был период обновленияразнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценкиценностей», по выражению М. В. Нестерова. Их было много: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), «Взял» (1915). Таковы М. А. Волошин (1877 – 1932) и М. И. Цветаева (1892 – 1941). После 1910 г. возникает еще одно направление – футуризм, резко противопоставившее себя не только литературе прошлого, но и литературе настоящего, вошедшее в мир со стремлением ниспровергать все и вся. Ленин, предложил печатать футуристов пореже и поменьше. (1913). 1912 г. – подъем живописи футуристов.
Для живописи (в Италии – У. Боччони, Дж. Особенно Маяковский и Хлебников, футуристы Итальянские ее приветствовали, русские же, гневно осуждали. Весьма недостаточно поносить словами бранными все и все, что есть вне своего кружка, чтобы уже найти нечто новое – отмечая преднамеренную грубость стихов футуристов, в обзоре Год русской поэзии (1914) В. Брюсов, что было, справедливо замечает. Тезисы часто рождались спонтанно, нередко в порывах агрессии. При всей экстравагантности и довольно робких попыткахсоздавать собственные слова, стихи, Их обычно не столь уж резкоотличались от общепринятой поэзии. В футуризме ценилось умение передать энергию, скорость, силу, динамизм. Прочитать несколько строк и выяснить, Можно вспомнить на уроке былину об Илье Муромце Соловье-разбойнике и что строка в этой былине трехударная.
Что все их новшества мнимые, Он указывает, с другими Пушкина у и Вергилия ибо с одними мы встречались у поэтов XVIII века, что теория звуков – красок разрабатывалась Т. Готье. Его геройиздевался над теми, кто «готов пожертвовать жизнью ради конституции». Русский футуризм возник независимо от итальянского и имел с ним мало общего. Пафосотрицаниявсей системыкапиталистическихотношений, гуманистическая вера в человека с огромной силой звучали в его поэмах Облако в штанах, Флейта-позвоночник, Война и мир, Человек. Все это предлагалось как способ сделать литературное произведение средством передачи «жизни материи», средством «схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи», «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею» hellip, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.
Кто-то о ней мечтал, кто-то заранее готов был ужаснуться. Несмотря на всю идейную сумбурность и противоречивость своих лозунгов, футуристы считали себя «левее» представителей буржуазного искусства, в частности, символистов и акмеистов. Мелодичность, Рафинированность ощущений, демонстративное себялюбие – вот характерные черты эгофутуристической напевность поэзии, стихов. Так, у Д. Бурлюка поэзия – истрепанная девка, душа – кабак, а небо – рвань, у В. Шершеневича в заплеванном сквере голая женщина хочет из грудей отвислых выжать молоко. Не только идеологически, но и технически всетворчество Маяковского (за исключением первых его лет), так же, как и последнийпериод творчества Асеева и Третьякова, является уже выходом из футуризма, вступлением на пути своеобразного неореализма. Суть жеманной программы «Мезонина» – в готовности выявить в окружающей действительности ее скрытую красоту, восхититься аксессуарами современного городского быта, а заодно отказаться от резкостей, крайностей как в плане содержания, так и в плане выражения.
В других странах Западафутуризм был представленнемногочисленными группами. «Эго-футуризм»имел по существу очень мало общего с футуризмом. Чтобы поразить воображение читателя, Свою задачу футуристы видели не только в том, но и передать атмосферу общую современной жизни с её убыстряющимися темпами. В центре эстетики футуризма – преклонение перед современной цивилизацией Футуристы осознают могущество цивилизации, верят в «прогресс» и ждут скорых и радикальных перемен.
– будущее) – авангардистское направление (течение), развивавшееся в Италии и России в 1910-20-е гг. В соединении спризнанием совершенного индивидуализма поэта (футуристы придавали огромноезначение даже почерку поэта и выпускали рукописные литографические книги и спризнанием за словом роли «творцамифа», -- это устремление породилонебывалое словотворчество, в конечном счете, приведшее к теории «заумногоязыка». Усилениереакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известномуоживлению течений антиреалистических в художественной культуре. Амстердама, Выставка футуристов открылась в феврале 1912 г. в парижской «Галерее Бернхайма-младшего и показана затем в галереях Лондона, Брюсселя. Декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф. Т, Стремясь "искусство создать будущего". Во-вторых им были близки творческие поиски художников – кубистов, лучистов и беспредметников, членов творческих объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» – братьев Бурлюков, Н. Гончаровой, М. Ларионова, П. Кончаловского, А. Лентулова, Р. Фалька, К. Малевича, В. Кандинского.
Помимо литературы футуризм особенно ярко проявился в живописи11. В группе футуристов под названием Центрифуга начинали свой творческий путь советские поэты и Н. Н. Асеев Б. Л. Пастернак. Его история складывалась из борьбы 4 – х группировок. В годы, предшествовавшие «Великому Октябрю», Маяковскийбыл страстным революционным романтиком, обличителем царства «жирных», предчувствующим революционную грозу. Я б только вместо фото Пастернака (недолго он пробыл футуристом, скорее, дань моде отдавал, ведь он очень чутко чувствовал время и слово) разместила портрет В. Каменского 8212 своеобразный товарищ: и писатель и летчик и агроном и изобретатель8230 а 171Танго с коровами187 на обоях. идеи. В. Лотарев, 1887–1941).
Название на удивление «культурное»: так называлась (по-древнегречески) область в Таврической губернии, где Бурлюк-старший (отец футуристов) служил управляющим имения. Бум, бумhellipтарарх – разрыв снаряда. Доработанные или же новые манифесты появились буквально в каждом кружке разных футуристов направлений искусства в Италии, Позднее свои, России и других странах Европы. Маринетти, российских кубофутуристов из "Гилеи", участников "Ассоциации эгофутуристов", "Мезонина поэзии", "Центрифуги") отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.
Организовали ее поэт В. Шершеневич и художник Л. Зак, выступавший под именем Хрисанф. Отрицали грамматику, ритмах, правописание говорили о новых рифмах, размерах стиха, новых словах темах и – синтаксис, Программа футуристов была конкретизирована. Отрицаявлияние эмоции, Многие итальянские футуристы воспевали технику, а впоследствиии некоторые фашизм Муссолини, поддерживали военные устремления своей страны. Используется либо гладкий сияющий ламинат, Что пола, касается либо кафель строгих оттенков – то он во всем должен соответствовать общему облику квартиры или офиса. А еще – «Рыкающий Парнас», «Затычка», «Доители изнуренных жаб», «Крематорий здравого смысла» и то самое «Засахаре кры», что ранее упоминалось в статье про авангард. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е.
Прателла). Став певцами революции, Асеев иТретьяков – в последние годы проникнуто революционной идеологией, эти поэты утратили свою футуристическуюсущность в значительной степени и в футуризм целом от этого не стал ближе креволюции, как не стали революционными символизм и акмеизм оттого, что членами РКП и певцамиреволюции стали Брюсов, Сергей Городецкий и Владимир Нарбут или оттого, что почтикаждый поэт-символист написал одно или несколько революционных стихотворений – что творчество нескольких футуристов – Маяковский, Тообстоятельство, говорит только о революционностиэтих отдельных поэтов. Их поиски близки тому, что делали участники «Гилеи» в слове. Игра цветов происходит за счет использования различных поверхностей – матовых или светоотражающих. 7. Причислявших себя к группе, этой Вызвано это былопрежде всего талантливостью поэтов, Хлебникова, Маяковского, Каменского, в несколькоменьшей степени Д. и Н. Бурдюков, Гуро, Лившица.
Отрицая подобную зависимость, Хлебников в письме Н. Бурлюку в 1914 году писал: «Нам незачем было прививаться извне, так как мы бросились в будущее от 1905 года (НХ, 368). В первом сборнике Пощечинаобщественномувкусу (1912) была опубликована декларация, подписаннаяД. Которые трудно отнести к определенному литературному в течению, русскойпоэзии предреволюционныхлетбыли яркиеиндивидуальности. Хотя, в том и другом они считали себя дерзкими экспериментаторами революционерми и пейзажи Д. Бурлюка сейчас едва ли кому-нибудь покажутся такими уж новаторскими и революционными, к примеру. Манифест Пощечина общественному вкусу осуждал парфюмерный блуд Бальмонта, Наряду с призывом бросить классиков с Парохода современности, нужна которым лишь дача на реке, а в числе писателей, поименовал Блока, Сологуба, Кузмина и Ремизова.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней». В более позднем манифесте (сборник Рыкающий Парнас) дан был иронический отзыв о В. Брюсове и акмеистах »своре адамов с пробором" (Гумилев, Городецкий). Однако бунтарские устремления футуристов, конечно, далеки были (возможно, за исключением В. Маяковского) от подлинной революционности, больше смыкаясь с анархо-нигилистическими настроениями. ФактическиСеверянин остался единственным из эгофутуристов, вошедших в историю русской поэзии. «1. Нет шедевра, если он не имеет агрессивного духа // 9.
футуристическая группа называлась «Мезонин поэзии». Маринетти писал: «Художественная революция, которая начинается футуристическим движением, вызвала к жизни или повлияла на многочисленные передовые течения – кубизм, орфизм, дадаизм, симультанизм, зенитизм, лучизм, вортицизм, конструктивизм, супрематизм имажинизм, ультраизм и т. д». В обзоре«Год русской поэзии» (1914) В. Брюсов, отмечая преднамеренную грубость стихов футуристов, справедливо замечает: «Весьма недостаточнопоносить бранными словами все, что было и все, что есть вне своего кружка, чтобы уже найти нечто новое». С ним былсолидарен А. Каменский, заявивший, что «всякий общественный подвиг утратилпривлекательность и красоту». Для кубистов были характерны геометрически-угловые композиции. 6.
и поясняет: – это ядра. Опыты Хлебникова в этом направлении касались в основном языков славянских. Он пытался создавать «парадигмы смыслов»: если «лесина» – это наличие растительности, а «лысина» – отсутствие оной, то перед нами формы одного слова. Все эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу молодому Маяковскому. То, что реакция последовала дикая и злая, можно было предугадать.
Но впечатляют же. Оказавшийся в армии Хлебников пишет рядантивоенных стихов. Основная тенденция – отрицание наследия предшествующих эпох. Например, на портрете человек мог быть одновременно изображен и в профиль и в анфас. Читать Маяковского глазами (как мы скоро убедимся) непросто.
Это самая архаичная система стихосложения (вот таким образом, конечно, творцы нового искусства к ней и обратились: все знают, что такое новое), возникшая в дописьменные времена и ориентированная именно на звучащее, а не пробегаемое глазами слово. А. Крученых отстаивал право поэта на создание заумного, не имеющего определенного значения языка. Что разнорабочий зарабатывал тогда 20 рублей в месяц, Учитывая, на а выставки порой приходило несколько тысяч человек.
– Ради того, чтобы исполнить свою миссию – принести людям праздник, раскрасить «понедельники и вторники» хоть собственной кровью. Одно из этих писем было отправлено в Мариинский дворец 23 октября (5 ноября) 1917 года: «Правительство земного шара постановило: считать Временное правительство временно не существующим» (и через два дня произошла Октябрьская революция). Некоторые предпочитали вариант «будетляне». Их вечера носили шумный, скандальный характер. 3. Эта реальная ситуация столкновения с опасностью, приближение к границе человеческого существования (подобно инициации), описанные позже в манифесте и стали исходным психологическим импульсом для нового футуристического мироощущения. Внейфутуристыутверждали себя итолько себя единственнымивыразителями своейэпохи.
Да и все опыты с «заумью» тот же А. Крученых однажды якобы сравнил с горчицей: горчица – вещь хорошая, но одной горчицей сыт не будешь. Требование безграничной свободы, творчества интуитивизма, нигилистическое отрицание эстетических ценностей, провозглашение чистой как формы высшего достижения искусства – противниками буржуазного общества, Футуристы считали себя революционерами в искусстве, протест, но это скорее всего было индивидуалистическое бунтарство, не выходивший за пределы эстетической сферы. Рассказывая далее о русском футуризме, мы обычно говорим только о группировке кубофутуристов (о «Гилее») и цитируем ее многочисленные манифесты, в самом деле очень колоритные. Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой быстроты. Глубокаявраждебность революционным, демократическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева «Санин» (1907), который пользовался большой популярностью как самый «модный» роман. Серьезной критике со сторонымногих художников-реалистов подвергся социальности примат впередвижничестве.
Стоит отметить, что русский кубофутуризм и итальянский футуризм были далеко не однородны. Особенно обнажилась непримиримость двухфутуризмов с наступлением первой мировой войны. Но это «эпатирование»было явлением того же порядка, как и«эпатирование», которое вызывали в свое время декаденты. Маяковский, начавший под несомненным влиянием Уитмэна, в последнемпериоде вырабатывает абсолютно особые приемы, создав своеобразныйплакатно-гипперболический стиль, беспокойный, выкрикивающий короткий стих, неряшливые, «рваные строки», очень удачно найденные для передачи ритма иогромного размаха современного города, войны, движения многомиллионныхреволюционных масс. Для этого, как он считал, необходимо «вспомнить», какой смысл изначально связан с каждым из звуков человеческой речи (а такой смысл, по его мнению, обязательно был).
Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. После появления первого футуристического манифеста в парижской газете «Фигаро» (20 февраля 1909 года), автором которого выступил молодой итальянский поэт, редактор миланского журнала «Poesia» Филиппо Томмазо Маринетти, футуризм быстро распространился по всему миру: по Европе (Испании (1910), Франции (1912), Германии (1913), Великобритании (1914), Португалии (1915), России и др. ), Америке (в Нью-Йорке вышел экспериментальный журнал «291» (1915), в Аргентине и Чили появились литературные школы ультраистов, в Мексике школа эстридентистов все они ориентировались на футуризм), Азии (в Токио возник журнал «Футуристическая школа Японии» (1915). 9. С. третьяков, в группу также входили К. Большаков, Н. Львова, П. Широков, Р. Ивнев и Б. Лавренев др. Поэзия футуристов заумна, нацелена на разрушение языка живого это образец насилия над лексикой исинтаксисом.
Тему поэмы «Облаков штанах», опубликованной в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Маяковскийвпоследствии определил как четыре крика «долой»: «Долой вашу любовь. », «Долойваше искусство. », «Долой ваш строй. », «Долой вашу религию. » Он был первым изпоэтов, кто показал в своих произведениях правду нового общества. Он был первым из поэтов, кто показал в своих произведениях правду нового общества. Футуризм был неоднороден как течение. Милена Вагнер отмечает, что «в них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста – «разрушение общепринятого синтаксиса» «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» – словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». Маринетти рычит так, У-а-а, – издыхает это раненый мул», что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея. В отличие от кубофутуристов и эгофутуристов, члены «Мезонина поэзии» (за исключением В. Шершеневича) не участвовали активно в публичной полемике. Впрочем, называться футуристами у нас соглашались не все: чересчур академичное название, «не в стиле» этой группировки.
2. Ради чего. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Фовизм – дивизионизм и кубизм, Футуристическому манифесту предшествовали художественные яркие течения.
Временем рождения русского футуризма считается 1910 год (слайд на экран), когда вышел 1- й сборник «Садок судей». Мосты украшали флаги и плакаты со «сдвинутыми» – то есть с трудом поддающимися расшифровке надписями. Заявив, что он «хочет будущего сегодня», Маяковский поднял бунт против настоящего, ненавистного ему уклада жизни. Эти писатели видели свободулитературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего, в культе силы«сверхчеловека», свободного от морально-нравственных и общественных идеалов.
Их интересовал научно-технический прогресс и все, Футуристы отрицали достижения все прошлого, что с ним связано. Слишком долго Италия была громадным рынком древностей. Что эта роль может иметь политическую окраску, То, на самом деле, футуристов, для не так уж и существенно. Возможны вкрапления других цветов, но они не должны быть особенно яркими. Бурлюком, А. Крученых, В. Хлебниковым, В. Маяковским.
Несмотря на то, что Маринетти находится в дружеских отношениях с Муссолини и футуристическая группа начиная с 1925 г. систематически участвует в международных и ежегодных венецианских выставках, новая итальянская эстетика не принимает в расчет инновации авангарда. Герой не просто чудак – он клоун. 11 февраля 1910 г. эти художники публикуют «Манифест футуристической живописи», где осуждают все формы академизма в искусстве, «все формы имитации, гармонии и хорошего вкуса» и приветствуют «все виды оригинальности» и «современную жизнь, бурно и непрерывно преобразуемую победоносной наукой». Что А. Блок, Любопытно, с беспокойством говорит: у него нет темы, заинтересованно следивший за творчеством Северянина, а В. Брюсов в статье 1915 посвященной г., Северянину, указывает: Отсутствие знаний и неумение мыслить принижают поэзию Игоря Северянина и крайне суживают ее горизонт.
А. Крученых отстаивал право поэта на создание «заумного», не имеющегоопределенного значения языка. Что мир скоро постигнет катастрофа и связь времен непоправимо распадется, начале в ХХ века все поэты были уверены. Египетская жизнь и природа оказали влияние на характер Маринетти. Футуристы шокировали названиями своих сборников («Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др. ). Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.
Саму же егоисторию надо начинать с 1910 г., когда изпечати вышли два сборника: довольно умеренная «Студияимпрессионистов» (Д. Которые печатались на оберточной бумаге или обратной стороне обоев, Этот нигилизм проявлялся и во внешнем оформлении футуристических сборников, Дохлая луна и т. п и названиях в – Молоко кобылиц. Но прошли обратный путь, Футуристы хотели пройти от нуля к бесконечности, родившуюся на и заре умирающую к вечеру, так как человек без прошлого напоминает бабочку-однодневку. Он не признает декора, Футуризм открытого требует пустого пространства, в футуристическом интерьере не допускаются узоры или орнаменты на стенах или элементах оформления. Литературе, Футуризм проявился не только в искусстве, архитектуре, но музыке и во всей культуре в целом, включая политику идеологию, философию. Металлизированные поверхности, Образ квартиры из далекого будущего позволяют высокопрочный создать пластик, стекло различных оттенков.
Именно с футуризма начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства. Это течение было какой-тосмесью эпигонства раннего петербургского декаденства, доведения до безграничныхпределов «песенности» и «музыкальности» стиха Бальмонта (как известно, Северянин не декламировал, а пел на «поэзоконцертах» свои стихи), какого-тосалонно-парфюмерного эротизма, переходящего в легкий цинизм и утверждениякрайнего солипсизма – крайнего эгоцентризма («Эгоизм – индивидуализация, осознание, преклонение и восхваление «Я». Варьировавшиеся от озорно-театральных выходок до банального хулиганства, они Скандалы устраивали разные. Футуризм возник в начале прошлого века в Италии.
Для литературы – переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. Они объявляли предшествующую литературу и искусство как нечто отжившее и не соответствующее современности, выдвинули идею искусства способную реальным словом преобразовать мир. Резко противопоставившее себя не только литературе прошлого, Таковы М. А. Волошин (1877 – 1932) и М. И. Цветаева (1892 – 1941). После 1910 г. возникает еще одно направление – футуризм, вошедшее мир в со стремлением ниспровергать все и вся, но и литературе настоящего. с Парохода Современности. Подписанный тремя основателями этого в журнала, феврале 1914 года журнал «Ласерба» публикует памфлет «Футуризм и маринеттизм», которые ставят в вину Маринетти «культ невежества, описательный натурализм, школярский пропагандизм, мессианский оптимизм, милитаризм, шовинизм, светскую религиозность, презрение к женщине». Первая декларация «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году.
Он противопоставляет себя буржуазному обществу, перед которым ему хочется не кривляться, а скорее плюнуть в лица («Нате. »). В привычной для всей классической культуры русской системе строки соразмеряются по количеству логических ударений в строке. с Пароходасовременности», они отрицали вместе с тем «парфюмерный блуд Бальмонта», твердили о «грязной слизи книг, написанныхбесконечными Леонидами Андреевыми», огулом сбрасывали со счетов Горького, Куприна, Блока и пр. Даже события самой непосредственной, близкой современности – война и НЭП – находят свое отражение в творчествеХлебникова не в футуристических стихотворениях, как в «1915 г» Асеева, а вромантически-стилизованных в древнерусском духе замечательной «Боевой» и «Эх, молодчики, купчики». А затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим и творчеством собственными манифестами, Группа молодых художников из Милана. ОнитребовалиБросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
Литературный футуризм был близок футуризму в живописи. Создаваемая футуристами, Художественная картина мира, на базировалась системе ценностей урбанистической цивилизации. Началом этого периода, который позднее будет назван вторым футуризмом, принято считать момент опубликования манифеста «Тактилизм» (11 января 1921 г. ). противопоставляютнамеренную деэстетизацию.
, Долой вашу религию. «Долой вашу войну. », «Долой ваш строй. », «Долой ваше искусство. », «Долой вашу религию. », – «Долой вашу любовь. » такие лозунги лежали в основе произведений Маяковского 1912 – 1917 годов. Чувствительность и сон, До сих пор литература воспевала бездействие, задумчивое лихорадочную бессонницу, мы провозглашаем агрессивное действие, гимнастическую поступь, опасный прыжок, пощечину и удар кулака.
Библиотеки, Мы хотим музеи, уничтожить феминизмом и утилитаризмом, покончить с морализаторством. Авангард требует от читателя активного сотворчества, Как мы и помним, футуризм со своими заумными опытами как раз и начинает эту новую игру. возник футуризм. Чтобы поэт расходовался с жаром, Надо, пусть они увеличат энтузиастское первоначальных усердие элементов, блеском и расточительностью.
Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от кое в чем обогатил авангардную живопись. Мы хотим воспеть дух опасности, внушить энергию и отвагу. Искусство было для них важнейшим средством в преобразовании человека и мира. Устремленноев будущее, Попытки создать искусство, чтящей памятники Древнего Рима, сочеталось их в манифестах и стихах с отрицанием искусства прошлого. В Италии, средневековья, эпохи Возрождения, это звучало особенно вызывающе. Начнем с уже известного.
В обзоре Год русской поэзии (1914) В. Брюсов, отмечая преднамеренную грубость стихов футуристов, справедливо замечает: Весьма недостаточно поносить бранными словами все, что было и все, что есть вне своего кружка, чтобы уже найти нечто новое. Балла, Дж. Северини) и музыке (Б. Как понимали футуристы задачу искусства роль и художника, Эта переориентация на звучащий текст напрямую связана с тем. Применялся принцип примитива.
Люминесцентные, Дизайнеры используют неоновые, которые могут освещать как комнату, всю светодиодные светильники, так и определенные зоны или даже отдельные предметы интерьера. Эти художники искали новые пути в искусстве. Гоночный автомобиль прекраснее Ники Самофракийской /. И этот изначальный смысл заменит в новом языке те стертые значения, которые делают слова непригодными для настоящего творчества. Мы уже в совершенном, так как мы уже создали вечную вездесущую быстроту.
В сочетании с ярымнационализмом все это привело итальянских футуристов к союзу с фашистскимрежимом Муссолини. Гораздо более радикальными новаторами в живописи были художники из группировок «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи» – М. Ларионов, П. Кончаловский, Р. Фальк, Н. Гончарова, К. Лентулов. Неслучайно первый большой сборник стихов Северянина назывался словами из хрестоматийногостихотворения Ф. И. Тютчева «Громокипящийкубок», а предисловие к нему написал поэт-символист Ф. К. Сологуб. В «эго-футуризме таким образом, было все: и отзвукисовременности и новое, правда робкое, словотворчество («поэза», «окалошить», «бездарь», «олилиен» и так далее) и удачно найденные новые ритмы для передачимерного колыханья автомобильных рессор («Элегантная коляска» Северянина) истранное для футуриста преклонение перед салонными стихами М. Лохвицкой и К. Фофанова, но больше всего влюбленность в рестораны, будуары сомнительногороста, кафе-шантаны, ставшие для Северянина родной стихией. Футуристы отказывались от литературных традиций. Обтекаемые формы делают помещение похожим на каюту космического корабля.
Громокипящий кубок, Быстро набравший популярность Северянин вскоре отделился возглавляемой от им группы, Златолира, Ананасы в шампанском, Поэзоантракт, Поэзоконцерт – издал несколько сборников. 4. (Примеры взяты из книги В. Баевского «История русской лирики»). Идея «председателей земного шара» принадлежала лично Хлебникову. Первые егоброшюры, в том числе и «Пролог эгофутуризма» (1911), особого интереса у читателей не вызвали, покане возникла небольшая группа поэтов, объединившихся вокруг И. Северянина, К. К. Олимпов, И.
Но вслух – пожалуйста. (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Впрочем, стоит, наверно, отметить, что он очень ценил необычные рифмы, считая, что они способны будоражить читателей едва ли не сильнее других «средств художественной выразительности». Основное устремление русского «кубо-футуризма» –реакция против «музыки стиха» символизма во имя самоценности слова, но слова некак оружия выражения определенной логической мысли, как это было у классическихпоэтов и у акмеистов, а слова, как такового, как самоцели. 5. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Футуристы отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму.
Держащего маховик, Мы хотим воспеть человека, которая брошена сама на окружность своей орбиты идеальный стебель которого сквозь проходит землю. В эти годы он часто видится с Маяковским, знакомится с Бурдюком, включает Маяковского всписок постоянных сотрудников своего журнала «Летопись», в руководимом имиздательстве «Парус» выходит книга Маяковского «Простое, как мычание». В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Переросшего футуризм, Это большое достижение Маяковского, что на пролетарскую поэзию первых лет ее существования ивполне естественно, тоесть именно того периода, когда пролетарские поэты фиксировали свое внимание намотивах борьбы, революционной технические приемы Маяковского оказализначительное влияние. Они нещадно высмеивали пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни.
Русское лицо движения, Хлебников определил и национальный характер, которое в некоторых своих теоретических положениях совпадало с общественно-литературными течениями Запада. Русский футуризм возник независимо от итальянского и был значительнее его. Точнее – несовместимого с расхожим представлением о красоте, Уже в названиях чувствуется на установка эпатаж обывателя и эстетику безобразного. Гражданами которого они заранее, То будущее, объявили, себя в 1910 – 1913 гг., осталось их мечтой и фантазией. Однако союз футуристического искусства и фашистской диктатуры был недолгим. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала.
Умеющего держать напряженный интерес аудитории, Еще на первых вечерах футуристов обрел он навыки народного трибуна, научился полемизировать и выстраивать выступление как спектакль. Для читателей интереснее стихи, где, кроме формы, все-таки предполагается и содержание. Чтопривсех отрицаниях других направленийвискусствефутуристыощущаютсвою преемственностьот символизма, Любопытно. Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновениеобъемов приводило к модернистской деформации. Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмомпрогрессивной русской интеллигенции. Тираж в 5 тысяч экземпляров для поэмы В. Маяковского «150000000» он счел непомерным.
Крученых, И. Северянин) – языковое экспериментирование ("слова на свободе" или "заумь"). Несмотря на общность Русский названия, футуризм нельзя отождествлять с футуризмом итальянским. Ночную вибрацию арсеналов и верфей под их сильными электрическими лунами, в современных столицах, проглатывающие дымящихся змей, прожорливые вокзалы, заводы, привешенные к облакам на канатах своего дыма, мосты, гимнастическим прыжком бросившиеся на дьявольскую ножевую фабрику осолнечненных рек, авантюристические пакетботы, нюхающие горизонт, локомотивы с широкой грудью, которые топчутся на рельсах, как огромные стальные лошади, взнузданные длинными трубами, скользящий лет аэропланов, винт которых вьется, хлопанье как флагов и аплодисменты толпы энтузиастов.
Подобно русским символистам, он (так же какКаменский, Чурилин и Божидар) вобрал в себя влияние предшествующей русскойпоэзии, но не мистической поэзии Тютчева и Вл. Способного преобразовать мир, в качестве художественной программы была утопическая выдвинута мечта о рождении сверхискусства. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступленияhellip – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Пошлости, Он упрекает поэта в безвкусице, которые производят тягостное впечатление и резко особенно критикует его военные стихи, срывая дешевые аплодисменты публики. У В. Хлебникова есть стихи, которые интересно предложить классу для интерпретаций, – «Там, где жилисвиристели».
Африканские впечатления постоянно присутствуют в его творчестве, Африканская тематика, которая составляла для Маринетти идеал основной футуризма, воплощая ту агрессивную и неистовую энергию жизни. Члены правительства назывались «Председатели Земного Шара» и «главный» из них – Велемир (Виктор) Хлебников рассылал письма и телеграммы Временному правительству и правительствам других стран. Рисунки, Звукоподражания игра шрифтами, коллажи, математические символы – все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только и словами общепринятой графикой, смыслы. При этом бытовая техника должна быть самой современной, желательно, чтобы дизайн ее был без излишеств и без какого-либо оттенка ретро, особенно на кухне, где кухонные комбайны, чайники и кухонные панели должны выглядеть по меньшей мере как «начинка» лаборатории на космической станции. Неоднозначным становилось отношение кнаследию революционных демократов в даже среде прогрессивно мыслящих деятелейкультуры.
Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Кроме ИгоряСеверянина (вскоре, впрочем, от эго-футуризма отказавшегося) это течение недало ни одного сколько-нибудь яркого поэта. Не существует красоты вне борьбы. И первый футуристический манифест был направлен прежде всего против символистов. Но это делалось уже без помощи футуристов. В футуристическом интерьере используются только искусственные материалы современные или металл. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон.
Независимой от содержания, революцию Футуризмпровозглашал формы, абсолютную свободупоэтического слова. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками lt. В центре был человек, а не тайна.
«Эго-футуризм – непрестанноеустремление каждого эгоиста к достижению будущего в настоящем»). Соавтор же Крученых по декларации «Слово как таковое», В. Хлебников, всерьез отнесся к этому опыту именно как к попытке создать новый вселенский язык, понятный всему человечеству. – Он просто пошутил. Футуристы стремились передать темп современной жизни («интенсивной жизни»), где события мгновенно сменяют друг друга. Что футуризм не вынес тяжестипоставленных перед задач ним и под ударами революции полностью развалился, Но так же несомненно.
Время и пространство умерли вчера. Эстетической предпосылкой его стал символизм. Умберто Боччиони, Художники Джакомо Балла, Луиджи Руссоло, Карло Карра, Джино первыми Северини поддержали призыв Маринетти. Чтобы пришедшие на их выступления люди были только не зрителями, Поэты старались, но и участниками некого действия. и проч.
Выявить математические закономерности в ходе мировой истории, Он пытался постичь глубинные процессы развитии в человеческих цивилизаций. Что «в них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста – «разрушение общепринятого синтаксиса» «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и интуиции упругости уничтожение качественных прилагательных, Милена Вагнер отмечает, знаков препинания, наречий, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» – словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». Как и любая тоталитарная идеология, Фашистская идеология, прежде всего опирается классического формы искусства. Он сам упорно заменял слово«футуризм» словом «будетляне». Слишком радикальные высказывания футуристов отпугивали широкого читателя, а «заумный язык», который они изобретали, так и не стал языком будущего.
Библиотеки и всякого рода академии, А. Мацца призывал разрушить музеи, придать всех анафеме профессоров. Так как мы хотим освободить Италию омертвляющих от ее профессоров, мы учреждаем сегодня футуризм, цицеронов и антикваров, археологов. В нее входили В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лившиц. Появлявшиеся в сборниках под нарочитовызывающими заглавиями («Дохлая луна», «Бух лесиный», «Затычка», «Рыкающий Парнас», «Требниктроих» и др. ) их стихи сперва воспринимались читателями как попыткираздразнить вкусы и привычки буржуа.
Это определение для нас лучше хотя бы тем, что не случайно: большинство участников «Гилеи» было не только «речетворцами», но и художниками. Стеллажах, Приветствуется размещение разнообразных в подсветок нишах, уровнях потолка, шкафах. Независимой от содержания, Футуризмпровозглашал революцию формы, свободу абсолютную поэтического слова. (Показ слайда). Для краткости можно предложить ответ, который дает М. Л. К чему оглядываться, если нам нужно разбить таинственные двери невозможного.
Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Но при внимательном чтении обнаруживалосьи другое: за антиэстетичностью ненавистьк поддельной, ненастоящей красоте за грубостью выражений стремление дать язык «безъязыкой улице» за непривычными словообразованиями попытки создать «единый смертных разговор»за непонятными картинами, воспроизводящимися в книгах, новые принципы видения мира. Скорее всего, в ответ скажут, что рыжий – это распространенная дразнилка для всех странных и непохожих («что я, рыжий, что ли. »). Слово «футуризм» впервые появилось в заглавии ужеупоминавшегося манифеста итальянского поэта ФилиппеТоммазо Маринетти, напечатанного 20 февраляя 1909 г. в парижской газете «Фигаро»., конечно, были радикалами. Спад футуризма начинается в 1914 году.
В 1909 г. появляется «Манифест футуризма» Филиппо Томмазо Маринетти., Долой ваше искусство. В манифесте с вызывающим названием «Пощечина общественному вкусу» они призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Распространяется натурализм с егопроповедью эротизма и порнографии, в годы реакцииусиливаются модернистские различные искания.
Хлебникова дажетрудно поставить в связь с западным футуризмом. Но герой сознательно шел на этот скандал. В свою очередь футуризм оказал влияние на другие авангардные в направления изобразительном искусстве. Долой вашу любовь опубликованной – в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Тему поэмы Облако в штанах, Маяковский впоследствии определил как четыре крика долой. Одно из самых поразительных его достижений в этой сфере – панторифма, то есть полное звуковое совпадение двух стихов: (1887-1941 настоящая фамилия – Лотарёв).
(Кстати, всегда приходится уточнять – для профилактики речевых ошибок: стих – это не стихотворение, а одна стихотворная строка). Еще один незыблемый принцип – отсутствие обоев. Неоднозначность были присущи не художественнымнаправлениям только и течениям, Идейнаяпротиворечивость, художников, композиторов, но и творчеству отдельных писателей. Это не помешало советским властям со временем использовать в грандиозных парадах и шествиях идею футуристов о том, Впрочем, меняющим образ действительности искусство что должно стать неким массовым действом. Передавать какой-либо смысл, по-видимому, не входило в его планы.
Продавались и картины в среднем с уходило выставки вещей на 5-6 тысяч царских рублей, Кроме того. Его работа над словом, его «Заклятие смехом» явилось той закваской из которой возник русский футуризм. Натура бралась «в упор», без психологизма. В его писаниях русская речь действительнозаменялась бессмысленным набором слов.
В годы, предшествовавшие 1917 году, Маяковский былстрастнымреволюционнымромантиком, обличителемцарстважирных, предчувствующимреволюционнуюгрозу. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. В футуризме была сильнабунтарская Формально-революционная стихия, вызвавшая бурю негодования и «эпатировавшая буржуа». Чтобы требовать от них преклонения перед человеком, Поэзия должна жестокой быть атакой против неизвестных сил.
В этих опытах со звуками речи (добавим ради объективности) футуристы были не первооткрывателями, а последователями символистов. Да и пафос индустриализма футуристов немецких (группа «Ниланд»), динамизма англичан и французов (группы «Фортекс» и пароксисты) ничего общего не имел с эстетикой русских футуристов. Далее Хлебников предполагал «свободно плавить славянские слова Это самовитое слово вне быта и жизненных польз». Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Вот таким образом эгофутуризм оказался течением Творчество бесплодным, эгофутуристов было скорее плохим подражанием акмеизму.
Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей – деньги по тем временам очень немалые. В. Игнатьев, В. И. Гнедов, Г. В. Иванов, Грааль-Апрельский и другие. Послепоявления альманаха «Пощечина общественному вкусу» (декабрь 1912 г. ) содноименным манифестом, после многочисленных диспутов по поводу картин и стихово кубофутуристах заспорили. В начале нового, XX века все хотели быть новаторами. Огромный размахи титаническая мощь современного индустриального – города его с шумами, шумиками, в их творчестве отразилась динамика, светящимися огнями заводов, шумищами, уличной суматохой, ресторанами, толпами движущихся масс. Как правило, Футуристический в интерьер, нем всегда присутствует что-то космическое, напоминает декорации к фантастическому фильму.
Компания футуристов приезжала туда летом 1911 года и этого после присвоила себе звучное имя. Его таблицы, в которых предсказываются события грядущих лет, до сих пор дразнят многих кое-какими точным догадками (Хлебников, например, каким-то образом сумел разглядеть катастрофичность 1941 года). В эти годы Маяковский печатает в журнале«Новый Сатирикон»свои сатирические «гимны», умеряют новаторские амбиции Каменский и Д. Бурлюк. Слово «футуризм» происходит от латинского «futurum» – будущее. Именно эти тезисы, выражавшие ненависть ко всему существовавшему до них принесли им скандальную славу и известность. 4.
Эта группа заявила о себе весной 1913 года, но просуществовала меньше года (по январь 1914 года). Мы на крайнем мысе веков. Это течение возглавлял Игорь Северянин.
Привлекли к себе интерес М. Горького, Находясь же в оппозиционном лагере по отношению к господствующей буржуазной литературе, как Маяковский, а условиях в Октябрьской революции такие поэты-футуристы, Каменский, Хлебников, Асеев, безоговорочно стали на сторону революции. Они основали издательство «Петербургский глашатай», выпускавшееодноименную газету (вышло всего два номера) и альманахи под выразительнымизаглавиями: «Небокопы», «Стеклянные цепи», «Орлы над пропастью»и т. п. Деформируя действительность, футуристы стремились подчеркнуть дисгармонию мира. Отвращение к медленности, к мелочам, к многословныманализам и объяснениям. На Александровскую колонну был надет огромный каркас из пересекающихся геометрических фигур ярких цветов, вокруг нее горели красные фонари-ромбы.
Знаменитая «лесенка», которой напечатаны его стихи, – это как раз попытка разбить строку на те самые логические отрезки, на которые и делится тонический стих (если кто-то ехидно поинтересуется, то на оплате разбивка не сказывалась: строка-лесенка учитывалась как одна строка). Пытаясь показать «суть», «основу» изображаемого, они словно разрезали пространство и материю, давали вещь «в разрезе». Каменский (1884 – 1961) сумели в своейтворческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии. Акмеисты впервые заикнулись об освобождении от культуры.
Нет шедевров без агрессивности. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. Онитребовали «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Которые во главу своей теории и ставили поэтическоготворчества чисто эстетические проблемы, в этом смысле он является логическим звеном в цепи техтечений поэзии XX века. Но деньги зарабатывать умели.
«Скажите мне поскорее в двух словах. » Отсюда – разрушениеобщепринятого синтаксиса, то есть«совершенной свободы образов или аналогий, выражаемых освобожденными словами, без проводов синтаксиса и без всяких знаков «препинания», «конденсированныеметафоры», «телеграфические образы», «движения в двух, трех, четырех и пятитемпах», уничтожение качественных прилагательных, употребление глаголов внеопределенном наклонении, опущение союзов и так далее – все, направленное словом к лаконичности и увеличению «быстроты стиля» – к сокращению, Любовь к быстроте, введение «беспроволочного воображения», к резюмированию и ксинтезу. Карра, Л. Руссоло, Дж. Об этом обязательно нужно будет вспомнить, когда мы будем говорить о стихотворении В. Маяковского «А вы могли бы. » Кроме новых, незатертых слов футуристы искали и новых ритмов.
А его стихи во всяких формах 8212 как кроссворды или формулы. Хотя они считали себя противниками буржуазного Их общества, бунтарские устремления были далеки от подлинной революционности. Футуристы всвоих произведениях отказывались от чувств, определявших этику людей прошлого, жалости, неприятия насилия, уважения к другим людям. Возможно, кто-то из ребят, еще только увидев на доске «Дыр бул щыл», спросит: «А почему это стихи. » – и напомнит о сложнейшей проблеме различения стихов и прозы, у которой нет однозначного решения. Что футуризм – течение значительное и глубокое – неподлежит сомнению. В. Маяковский, А. Е. Кручёных и Б. К. Лившиц.
, Долой ваш строй. Его стихи, при всей ихпретенциозности, а нередко и пошлости, все жеотличались своеобразной напевностью, звучностью и легкостью. Однако В. Хлебников (1885 – 1922), В. В. (от лат.
Во время приезда Ф. Т. Маринетти вРоссию (январь-февраль 1914 г. ) Лившиц иХлебников резко против него выступили. «Ага. Опубликованном в сборнике с тем же названием 1912 в г., в своем манифесте с эпатирующим названием Пощечина общественному вкусу, Достоевского, они призывали сбросить Пушкина, Толстого с Парохода Современности. Художник Михаил Ларионов, к примеру, неоднократно подвергался аресту и штрафу за безобразия, творимые во время так называемых «публичных диспутов», где он щедро раздавал оплеухи несогласным с ним оппонентам, кидался в них пюпитром или настольной лампойhellip Футуризм возник как одно из направлений русской поэзии рубежа веков. Соловьева, а поэзии «Слова ополку Игореве» и русского былинного эпоса. Что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста, Ввести своих соотечественников на современной Олимп европейской культуры – вот то.
ego я). (от лат. Он и сам хотел такой язык то ли открыть, то ли сконструировать.
«Сила кулака» со временем придала футуризму скандальную известность. В будущем, которое на самом деле наступило в России, все они, так или иначе, оказались лишними. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский». Творческогопроизвола художника в социально-идеологическом плане обнаружила Футуристическая различныетенденции, абсолютизация динамики и силы. Наступит никому неведомое будущее, в котором расцветет принципиально новая цивилизация.
Украшенным громадными трубами со взрывчатым рычащий дыханием8230 автомобиль, Гоночный автомобиль со своим кузовом, прекраснее Самофракийской победы, кажущийся бегущим по картечи. Еще ярче эта установка проявилась в самих манифестах. Художники изображали предельно обобщенные, геометризованные структуры. В итальянском футуризме онаобернулась прославлением войны в качестве «единственной гигиены мира», воспеванием агрессии и насилия, поэтизацией империализма. А также их излюбленные приемы – использование техногенных мотивов, Отсюда отсутствие назидательности и какой-либо линии сюжетной в произведениях футуристов, плавных или ломаных линий, монохромных деталей. – Идея оболочки, вместилища. У В. Хлебникова есть и гораздо менее понятные стихи, целиком основанные на тех смутных ассоциациях, которые вызывают у нас звуки речи, – «Бобэоби пелись губы».
В плане скандальности художники мало в чем уступали своим поэтическим собратьям, крайней По мере. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. и Н. Бурлюки, В. В. Хлебников, а также вовсе не футуристы А. Гидони, Н. Н. Евреинови другие) и уже предварявший собственно футуристические издания «Садок судей», отпечатанный на обратнойстороне обоев. Главным требованием этого футуристическою манифеста являлось провозглашение «Самоценною (самовитого) Слова». Потом следовало увидеть, что корни всего лишь призрак и через общую «азбуку» проложить «путь к мировому заумному языку». Но никогда не был человеком толпы, Свою поэзию он предназначал миллионам читателей, стремился выделиться и видом, внешним напротив и поведением. Год спустяпоявились манифесты футуристов в живописи (У.
Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Называя себя единственными поэтами будущего (будетлянами), футуристы заявили об окончательном и полном разрыве со всеми традициями, резко противопоставили себя другим течениям (символизму, акмеизму) и провозгласили задачу создания нового искусства XX века, Они возмущали общественное мнение максимализмом своих литературных манифестов. Боччони, К. Стремительный ее темп, Исходная точка исканий технических футуристов –динамика современной жизни, «отвращение к кривой линии, стремление к максимальнойэкономии средств, к спирали, к турникету, Склонность к прямой линии. 11.
Авангардистское направление в европейском искусстве 1910 – 20-х гг., futurum – будущее), преимущественно в и Италии России. После Февральской революции 1917 года команда футуристов и близких им художников создало своими силами «Правительство Земного Шара». В предисловии к сборнику «Пощёчина общественному вкусу», которое подписали Бурлюк, Кручёных, Маяковский и Хлебников, говорилось: «Прошлое тесно. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошломhellip Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти.
Что искусство футуризма стало носить античеловеческий характер, Однако энергия разрушения к привела тому. «Долой ваш строй. », «Долой вашу войну. », «Долой вашу религию. », «Долой ваше искусство. », «Долой вашу любовь. » – такие лозунги лежали в основе произведений Маяковского 1912 – 1917 годов. Подчеркнутому эстетизму поэзиисимволистов и особенно акмеистов футуристы противопоставляют намереннуюдеэстетизацию. Они отрицали вместе тем с парфюмерный блуд Бальмонта, с Парохода современности, написанных бесконечными Леонидами Андреевыми, твердили о грязной слизи книг, огулом сбрасывали со счетов Горького, Куприна, Блока и пр. - «Гилея» – самая первая, самая радикальная, самая мощная и знаменитая.
Творчество ключом бьет, Вот где он, а большего и не нужно8230они ведь, эпатажа 8212 море, футуристы эти, 171университетов кончали187, не потому о художественности особо и не говорим – чисто русский футуризм. 1913 год манифест из сборника «Садок судей – 2». Другие относились к городу резко отрицательно. Попытался внести в серые будни немного праздника и клоунады. В самом «бунтарстве», в «эпатировании буржуа», в скандальных выкриках футуристов было большеэстетических эмоций, чем эмоций революционных».
Этосоединялось с заимствованным у Маринетти прославлением современного города, электричества, железной дороги, аэропланов, фабрик, машин (у Северянина иособенно у Шершеневича). Уважение к человеческой личности, февраля 11 1910 появляется Устаревшими были объявлены жалость, романтическая любовь. Значительно ближе к Западу, чем футуризм Хлебниковаи «эго-футуризм» Северянина, был уклон русского футуризма, обнаружившейся втворчестве Маяковского, последнего периода Асеева и Сергея Третьякова. Футуристы же – особенно те, кто был «по совместительству» еще и художником, мастерски использовали эти «цвето-ассонансы». Какидругие модернистскиетечения, он был внутренне противоречивым. Однако, говоряо футуристах, мы чаще всего имеем в виду деятельность кубофутуристов.
Значения звуков он извлекал, к примеру, таким образом: если взять все слова, начинающиеся со звука «ч», то в них обнаружится некое общее содержание: «чаша, чан, череп, чулок» Можно спросить у класса: что это за содержание. Участники второго сборника братьяБурлюки, В. В. Хлебников, В. В. Каменский, Е. Гуро исоставили основное ядро будущих кубофутуристов. Приставка «кубо-» идет отпропагандировавшегося ими в живописи кубизмаиногда члены этой группы называли себя «гилейцами», а Хлебников придумал для них наименование «будетляне». Позднее к кубофутуристам присоединяютсяВ. Читая былину, мы выделяем в строке несколько «ударных» слов, остальные проговариваем как будто между делом. Опыты Хлебникова с «самовитым» славянским словом тоже необходимо показать. Он гневно осуждает империалистическую войну («Мама и убитый немцами вечер», «Вам. », «Я и Наполеон»), Он сатирически обличает буржуазный общественный строй, который уродует и принижает человека («Гимн ученому», «Гимн судье», «Мое к этому отношение»), Несмотря на постепенный отход Маяковского от футуристов, они оказали достаточно большое влияние на формирование эстетических взглядов поэта и его дальнейшее творчество. А не укрываться от нее в музеях и элитарных кружках поэт – тот, Искусство должно войти в жизнь, погрязших в скучном механическом существовании, кто и будит ведет за собой толпы людей. Все строго – в комнатах присутствует только техника и мебель.
Его можно прочитать и задать один контрольный вопрос: почему героя называют рыжим. В первом сборнике футуристов «Пощечинаобщественному вкусу» (1912) была опубликована декларация, подписанная Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Хлебниковым, В. Маяковским. Объединявшее всех участников направления, нового Именно это положение, почему Хлебников являлся ведущей фигурой в русском футуризме, объясняет. Гаспаров в своей книге «Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях»: «Стихи – это прежде всего речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой». Тем временем вПетербурге возникли эгофутуристы (от лат. Эстетическая концепция группы была изложена в анонимной (автор – Л. Зак) «Увертюре» к альманаху «Вернисаж», предполагаемым адресатом которой является некая дама, «миленькая», приглашенная на вернисаж для знакомства с хозяйкой – поэзией и ее жильцами – поэтами, которые «беспросветно влюблены в свою хозяйку».
Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Футуристы отказывались от литературных традиций. В ней футуристыутверждали себя и только себя единственными выразителями своей эпохи. Даже «самый главный» революционер, В. И.
Футуристы сделали это положение основным лозунгом: «В искусстве не важно то, о чем говорят, а важно то, как говорят». Еще один прием – современные системы освещения. Об этой эпохе изданы многочисленныевоспоминания например, В. Маяковского (На Парнасе серебряного века), ИОдоевцевой (На берегах Невы), трехтомныевоспоминания А. Белого изданакнига Воспоминания о серебряном веке. Мы заявляем, что великолепие мира обогащается новой красотой: красотой скорости. (1876-1944) родился в семье адвоката и дочери профессора филологии в столице Египта Александрии, где работал его отец. gt и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых.
Стены либо покрашены неяркой однотонной краской, либо спрятаны под панелями из пластика. Динамика, Урбанизм имморализм, культ безличность, силы идеализация техники и скорости – характерные черты футуризма. Особенно к средствам передвижения – автомобилю и Для самолету, них характерно восторженное отношение к символам прогресса и готовность к радикальной перестройке культуры и самого человека. При этом часто возникали бурные споры и драки как друг с другом, так и с публикой.
Во всяком случае, отнюдь не первично, хотя политика не преминула воспользоваться услугами «агитаторов», «горланов» и «главарей». 1912-1916 годы – это сотни Период выставок, расцвета авангарда, спектаклей, поэтических чтений, докладов, диспутов. Во-первых, потому, что многие кубофутуристы сами были не только поэтами, но и художниками. Где осуждают все формы академизма в искусстве, 11 февраля г. эти 1910 художники публикуют «Манифест футуристической живописи», «все формы имитации, гармонии и хорошего вкуса» и приветствуют «все виды оригинальности» и «современную жизнь, бурно и непрерывно преобразуемую победоносной наукой».
Называли они себя и по-другому – кубофутуристы (футуристы-кубисты). Уверенность в том, к примеру, впервые высказали именно символисты, что звук окрашен для в нас определенный цвет. Горький указывал на то, что русского футуризма как единого течения нет, а есть отдельные талантливые писатели. Хотя бы знаменитое «Заклятие смехом» Именно за такие опыты В. Хлебникова считали «поэтом для поэтов».
Пафос отрицания всей системыкапиталистических отношений, гуманистическая вера в человека с огромной силойзвучали в его поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». Соразмерность строк в разных системах стихосложения определяется разными способами. Так, у Д. Бурлюка «поэзия – истрепанная девка», «душа – кабак, анебо – рвань», у В. Шершеневича «в заплеванном сквере» голая женщина хочет «изгрудей отвислых выжать молоко». Война вообщеобострила социальное зрение кубофутуристов. Поскольку все другие звуки у этих слов не совпадают, значит, значение сосредоточено именно в звук «ч». Как течение, Футуризм возник как альтернатива символизма, отрицавшее резко его эстетические принципы.
Однако В. Хлебников (1885 – 1922), В. В. Каменский (1884 – 1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии. Один из основных принципов стиля – минимализм. А также популярные в довоенной Европе революционные настроения, Основанием футуристической художественного теории творчества послужили некоторые положения философии Ницше и Бергсона. В центре Марсова поля стоял гигантский обелиск со странными штандартами, вся территория была заставлена панно с изображением «не то жниц, не то плакальщиц». Их творчество было экспериментально, дерзко, бросало вызов обывателю.
Зачем он так странно обратился к парикмахеру. Этому способствует начавшаяся война и обостряющиеся внутренние разногласия. Прошлое для них было собранием окаменелых ценностей. Познавательно. «Властителями душ» значительной частибуржуазной интеллигенции, мещанства былне только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Художественнаякультура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России.
Рвавшиеся к единственной цели – сказать последнее слово, Особенно художники, а еще лучше – последним стать криком современности. Признаются только все оттенки белого, Если вы решили оформить квартиру свою в футуристическом стиле, серого, черного, серебристого, стального цвета – то выбор цветов у вас будет ограниченным. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. / 7. Для одних образ города выступает как выражение сущности жизни и современной культуры. Сами футуристы сокрушались: политики-революционеры в области искусства оказались сущими ретроградами, людьми с традиционными (мещанским) вкусами.
А тогда все эти мероприятия были платными, нужно было купить входной билет. Отражающую и продолжающую новую жизнь, в основе лежит футуризма ощущение крушения всего старого и попытка создать новую литературу. Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. Это был бунт против всех поэтических норм и традиций в искусстве.
Они оказались провозвестниками современных «художественных стратегий» – то есть умения не только создавать талантливые произведения, но и находить самые удачные пути для привлечения внимания публики, меценатов и покупателей. Пронзительно яркие холсты поражали грубостью объемов. Одновременносакмеизмомв 1910–1912 гг. Футуристы часто разрабатывали новые манифесты творческими вечерами, Так, эпатажно выступая перед публикой и зачитывая сцены со отдельные пункты.
Маринетти не пострадал, механик был отправлен в больницу. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Они считали свою позицию началом всех новых путей раскрепощенного слова. Ф. Маринетти стал одним из идеологов итальянского фашизма. Новый синтаксис и смелые ассонансывместо строгих рифм Хлебникова, Принимаяв области техники свободную стиха, форму порой значительную дань, словотворчеству эта группа поэтов дала в своем творчестве некоторые элементыподлинно-новой идеологии, отдавая известную. Но вскоре обнаружилось непонимание и возник разлад.