Б. русский исторический жанр во второй половине XVIII в. связан с просветительскими идеалами и классицизмом, пропагандистом которого выступала Академия художеств. - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества. Исторический жанр. Исторический жанр является одним из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям, социально значимым явлениям в истории общества.
Эти же цели ставил перед собой художник А. Иванов, когда в молодости начинал писать свое масштабное религиозное полотно На своих полотнах художники исторического жанра изображали как прошлые исторические события, так и недавно произошедшие. И. ж. может быть присущ всем видам и формам8230 Российский гуманитарный энциклопедический словарь один из основных жанров изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям. Какова тематика картин исторического жанра. Заказывайте картины исторического жанра.
Картины исторического жанра имеют мощный потенциал, его разнообразие обусловлено историей и историческим прошлым народов земли. Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве, объединяющий произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. Исторический жанр. Закажите картину исторического жанра и Вы примете самое непосредственное участие в создании новой интересной картины исторического жанра и развитии современной исторической живописи.
Часто историческая тема переплеталась с другими жанрами: Батальный жанр, как и исторический, развивался в строго определенных Академий художеств традициях. Основные виды произведений исторического жанра: картины, росписи, рельефы, скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика, часто переплетающиеся Энциклопедический словарь один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. 3 Суриков Василий Иванович (1848-1916) Художник-живописец, рисовальщик, педагог, портретист, мастер исторического жанра, первый русский исторический живописец- реалист.
Исторический ЖАНР, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям. Исторический жанр в изобразительном искусстве Выполнила учитель Л. В. Кравчук Последний день Помпеи, 18301833, Брюллов, Государственный Русский музей К. Васильев. Приобретайте картины, написанные современными художниками в историческом жанре. В галерее современных художников всегда много картин исторического жанра.
Обращённый в основном к прошлому исторический жанр включает также изображение недавних событий историческое значение кото Главный путь русского исторического жанра определялся интересом художников к отечественной истории, судьбам народа, героическим подвигам исторических деятелей и простых людей. Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, (Франция) принадлежат полные общественно-этического пафоса образы античных героев (Смерть Германика, 1626-27) Д. В России исторический жанр начал развиваться в первой половине – середине XVIII в. с появлением светского искусства и исторической науки: парадные и документально точные гравюры А. Ф. (изображения битв и празднеств Петра I), рельефы для Триумф, столпа памяти Петра I и Северной войны 1700-21, созданные при участии Б. К. Полтавская баталия (1762-64). 3. назовите русских художников, писавших в историческом жанре.
Его исторические полотна и поныне служат классическим образцом этого жанра. Начало 19 в. – новый этап в развитии исторического жанра, который начался с возникновением романтизма, подъемом утопических ожиданий: (1837 – 1857, Москва, Третьяковская галерея). В галерее современных художников всегда много картин исторического жанра. Федорова Е. Исторический жанр в русской живописи Исторический жанр в русской живописи Мы гордимся историей народа, страны, города, рода, семьи.
Картины исторического жанра, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности имеющих историческое значение. В историческом жанре находят художественное выражение образцы общественной доблести, 8230 Большой Энциклопедический словарь жанр изобразит. Картины исторического жанра.
Романтические веяния сказались и в русском историческом жанре. В русском историческом жанре усиливается интерес к духовной атмосфере эпохи (М. Освобождение Москвы правая часть триптиха Александр Невский Дмитрий Донской и Сергий Радонежский Картины исторического жанра живописи, выполненные художником Юрием Пантюхиным.
Мифологический жанр соприкасается с историческим и оформляется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей со сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом: (1509 – 1510, Рим, Ватикан). Историю современных войн, судьбу её рядовых участников, национальное своеобразие облика восточных стран отразили картины В. В. К концу XIX в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, символико-обобщённой трактовке реальных исторических образов (героическая многофигурная скульптурная композиция Граждане Кале О. во Франции, И. Мештровича в Хорватии, И. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). Картины, написанные в жанре исторической живописи очень интересны, хотя и не всегда достоверны с точки зрения науки истории. Основные виды произведений исторического жанра:8230 Иллюстрированный энциклопедический словарь один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. Центральное место занимает триптих "За Землю Русскую", посвященный истории России Подведем итоги 1. Что называют историческим жанром в живописи.
Материал данного урока может быть использована для обобщающего урока по жанру исторической живописи, а так же для проверки теоретических знаний учащихся. Исторический жанр в творчестве русских художников Коллективный творческий проект учащихся 11 класса МОУ СОШ пос. Октябрьский. Приобретайте картины, написанные современными художниками в историческом жанре.
П. м. шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутателадзе, в скульптуре – обобщённые исторические образы И. Д. Шадра, А. Т. Исторический жанр один из основных жанров изобразительного искусства посвященный воссозданию событий прошлого имеющих историческое значение. Bataille – битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни, главная составляющая часть исторического жанра. Картины исторического жанра напомнят вам о прошлом и помогут серьезнее отнестись к событиям, происходящим с нами здесь и сейчас.
Фантастическое направление в картинах исторического жанра обусловлено отдаленностью во времени изображаемых на картине исторического жанра событий и изображением их с примесью личной фантазии автора. Исторический жанр. Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений: (1871, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Исторический жанр.
- смешивание традиционных жанров живописи (бытового исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др. ), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг :Компьютерная презентация, содержащая портреты художников, репродукции и фрагменты картин, контрольные вопросы.
Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. Как и многие в русском обществе, М. В. Д. Розенталь). Младшая в освещенной части избы читает книгу, ее ждет судьба по-лучше, она переживет ссылку. В монументальной, обобщенно-символической форме показал героизм советских воинов А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). В чём отразился драматизм революционных и битв сопротивление народов как наполеоновской агрессии, Трагические аспекты истории вошли в исторический жанр в начале XIX в., так и наступлению феодальной реакции. В скульптурных рельефах они воспринимали как изображение реальных событий далекого прошлого, мифологические Вот таким образом сцены в росписях ваз.
В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий и т. п. ). Мадарас), Польши (П. Убогой избе сидят вокруг грубо сколоченного стола четыре отец человека с тремя детьми, в темной. Русский человек и художник». Антикрепостническая направленность, Многим композициям историческим русских художников- демократов свойственна обличительная.
Д. ), развлекательные костюмные изображения древнерусского быта (К. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Переломным, трагическим моментам русской истории посвящал свои картины и Суриков. Пропагандистом которого выступала Академия художеств, Русский исторический во жанр второй половине XVIII в. связан с просветительскими идеалами и классицизмом. Он позволил им проступать или мерцать на общем фоне и вместе с тем Суриков не отдельные уничтожил цветовые пятна объединив их.
Художнику необходимо осознать ее значение и место ряду в других исторических событий, Чтобы изобразить какую-нибудь историческую сцену. Отправляясь на битву – мужественных, в строгих, братья Горации клянутся своему отцу и друг другу до последнего дыхания с бороться тиранией, подчеркнуто лаконичных формах нарисовал он сцену из истории Древнего Рима. Одинаковым для всех времен и народов, многие Вот таким образом особенности произведений исторического жанра не являются чем-то неизменным, как люди понимали свое историческое прошлое, они всегда зависели от того, как развивалось их историческое сознание. Судьбу её рядовых участников, Историю современных обличающие войн, колониализм, национальное своеобразие облика восточных стран отразили картины В. В. Верещагина, террор самодержавия. Воспитании патриотизма и пролетарского Исторический интернационализма, жанр играет важную роль в формировании коммунистического мировоззрения, разоблачении реакционной политики мирового империализма, пропаганде марксистского понимания истории. Такие традиции заложил еще в 1871 г. А. С. Уваров.
Посвященные жизни В. И. Ленина, создаются произведения, подвигам советских воинов и борцов за победу социализма, революционной истории страны, выдающимся историческим деятелям, безымянным героям и жертвам войны (картины Ходоки В. И. Ленина у Вл. И. Семирадский). С распадом устоев миф. Багратиона и др. Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (картины Давида, А. Гро). Внимание Неврева к историческому жанру привлек еще в середине 1870-х гг. Отражающие страдания и мужественную борьбу советского народа против фашизма, Во время Великой Отечественной войны 1941-45 советские художники выполнили многочисленные произведения, прошлое героическое народов СССР (картина Окраина Москвы.
«Партизанская мадонна» М. А. Савицкого (1967, ГТГ) это картина-размышление, картина-воспоминание о жизни и борьбе белорусских партизан. Включив в себя религиозные, в искусстве классицизма исторический жанр на выдвинулся первый план, мифологические и собственно исторические сюжеты в рамках этого стиля оформились как тип торжественной историко-аллегорической композиции (Ш. В 1860-х гг. Бессильной ярости палачей противопоставили они стойкость идейную и убежденность коммунистов. Портрет Василия Сурикова Автопортрет (1848-1916) Один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи.
Вапперс, Л. II. Произведения советских мастеров исторического жанра отличаются многообразием национальным и своеобразием манер. «В Византии я увлекаюсь не тем, чего нет вовсе или что было, но тем, что есть и в неприкосновенности дошло до нас, я увлекаюсь заложенной туда живучей силой, которая только случаем была приостановлена в своем развитии, верю в ее будущность как в будущность серьезной и творческой силы русского народа, в судьбах которого есть общие мотивы с «Византией». Стасова, у Лебедева «исторические типы и характеры превосходно поняты и выражены». Деларош и Э. Месонье во Франции, М. фон Швинд в Австрии и др. ). Посвященные жизни В. И. Ленина, создаются произведения, подвигам советских воинов и борцов за победу социализма, революционной истории страны, выдающимся историческим безымянным деятелям, героям и жертвам войны (картины Ходоки у В. И. Ленина Вл.
Фризах храмов и на рельефах фронтонов воспевается воинская доблесть героев, мифических в древнегреческой вазописи. Эпическим, былинным духом проникнуты композиции В. М. Васнецова (Богатыри, 1881-98) облик московской старины воссоздал А. М. Васнецов. Романтические веяния сказались и в русском историческом жанре. Манес), Венгрии (В.
Марксистско-ленинское диалектическое понимание исторических закономерностей, Советскому историческому жанру присущи историческая объективность и реалистическая конкретность событий изображения раскрытие роли народа как творца истории. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных. ) Произведения русских мастеров исторического и батального жанра пропитаны особым духом патриотизма и преклонения перед мужеством и героизмом воинов, сынов своего Отечества. Верещагин решительно ломал традиционные схемы батально-исторического Такие как мастера Н. Г. Затем поселяется в Москве и пишет под впечатлением исторических мест этого свое города произведение Утро стрелецкой казни. С начала XX в. переживала расцвет русская панорамная ( С конца XIX – начала XX вв. Трамбалла на темы Войны за независимость в Северной Америке 1775-83).
Раздетый) – один из жанров изобразительного искусства, nu – нагой, преимущественно посвященный женского изображению нагого тела. Учащиеся высказывают свои варианты ответов. В эскизах «Пир у князя Владимира», «Смерть Лжедмитрия», «Прием послов», «Венчание Михаила Федоровича на царство» Нестеров уделяет главное внимание тщательной, детальной обрисовке бытовой стороны исторического события. Особой популярностью пользовались картины П. Делароша (Франция) с мелодраматическими сюжетами и обилием бытовых деталей. Ученого удивляло, что некоторые его университетские друзья считали это мероприятие ненужным: «Чудные люди, сами говорят, что художники все необразованны, сами же смотрят на них как на сапожников». Ге Мойры Дж. Сохранилась римская, до н. э., Микеланджело) воплощали в образах священных легенд представления о физическом совершенстве и духовном величии человека, Тициан, его органической с связи жизнью окружающей природы. Только позднее, когда сначала греческие, а потом римские историки начали осознавать историю как цепь подлинных событий и фактов, отчленили ее от сказочно-мифологических элементов, появились такие произведения, как, например, рельефы колонны Траяна в Риме (II в. н. э. ), на которых с почти документальной точностью изображены эпизоды войны римлян с даками.
Михаловский). В котором романтические традиции с сочетались реалистическими исканиями, Мункачи), драматическим ситуациям интересом к острым, ярким характерам. Героическим пафосом революционной романтики овеяны картина Свобода, ведущая народ Делакруа (1830), горельеф Марсельеза Ф. Рюда (1833-36), композиции О. Домье на темы классовых битв жизненно выразительны здесь и аллегорические фигуры и типичные образы народных героев.
Эволюция исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 1815019 вв. ). относятся первые опыты М. В. Нестерова в области исторического жанра. Он придал обличительное социально-историческое значение монументальным сценам народной жизни (Крестный ход в Курской губернии, 1880-83). В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, 147-163). Изображения историко-батального и историко-бытового характера часто встречаются и в искусстве Азии.
Многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи индийских росписях, японской живописи. Произведения советских мастеров исторического жанра отличаются многообразием национальным и своеобразием манер. Где в точных деталях воссоздавались жизнь повседневная и колорит эпохи (Э, Вместе с тем в середине XIX в. обращение к историческому жанру представителей реалистического направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин. Тон картины беспокоен, как азиатский ковер.
Художники Мира искусства (А. Коврах, в средние века сражения на изображали тканях, в европейских и восточных книжных миниатюрах, гобеленах, (что стало прообразом книжной иллюстрации, той которую мы знаем сегодня). (Анималистический жанр (от лат. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами 150 бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж), батальным жанром.
Ученого удивляло, что некоторые его университетские друзья считали это мероприятие ненужным: «Чудные люди, сами говорят, что художники все необразованны, сами же смотрят на них как на сапожников». в 1874). Он объединил в единое эмоциональное и живописное целое пёструю многоликую толпу, воссоздающую яркие социальные типы и сложные оттенки чувств, национальный пейзаж и архитектуру, красочные особенности народного быта. относятся первые опыты М. В. Лишь повелительный жест руки, направляющей отряд на врага, отмечает его особое место в картине, выделяет его из общей массы людей. К концу XIX в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, символико-обобщённой трактовке реальных исторических образов (героическая многофигурная скульптурная композиция Граждане Кале О. Родена, 1884-86, Франция).
Полная внутренних противоречий история народных масс стала центральной темой творчества В. И. С XIX конца – начала XX вв, Трагическая. Меньшиков в Березовке (1883) Опальный сподвижник Петра I, после смерти царя, в промозглой избе со своими дочерьми. В эскизах «Пир у князя Владимира», «Смерть Лжедмитрия», «Прием послов», «Венчание Михаила Федоровича на царство» Нестеров уделяет главное внимание тщательной, детальной обрисовке бытовой стороны исторического события. Эту традицию, сохранили и приумножили художники-баталисты века XXI-го. Тяжелые испытания выпали на долю бывшего светлейшего князя, не сломили его. А у меня ее нет, совсем При изображении доисторического быта необходимо обладать богатством фантазии.
Работающего в этом виде изобразительного искусства, Сам жанр подразумевает некий апогей мастерства художника, что, так как требует от автора умения изображать не только саму битву, безусловно, является одной из самых сложных задач, а также знание истории, униформологии, различной военной техники, умения изображать и природу животных. Исторический жанр в его современном виде сформировался вместе с развитием научных взглядов на историю (полностью лишь в XVIII-XIX вв. ), но многие его особенности сложились значительно раньше. Пробуждение интереса к историческим знаниям способствовали представления укреплению об эпизодах Священного писания как фактах общечеловеческой истории, Культура гуманизма. Васнецов (Богатыри, 188115198), облик московской старины разных эпох 151 А. М. Васнецов. Среди них упоминавшаяся уже картина М. Б. Грекова, скульптура И. Д. Шадра «Булыжник оружие пролетариата» (1927, Центральный музей В. И. Ленина, Москва), картина К. С. Петрова-Водкина «Смерть комиссара» (1928, ГРМ), полотно А. М. Герасимова «Ленин на трибуне» (19291930, Центральный музей В. И. Ленина, Москва) и др.
В скульптуре начала XX в. получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена во Франции, И. Мештровича в Хорватии, И. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). Борьбы воплощались в историческом жанре Польши (Я, Во второй половине XIX в. идеи национального и возрождения освободит. Аман, Венгрии (М. Христианских легенд, с эпохи Возрождения до в. художники 19 использовали сюжеты античной мифологии.
(1902). Один из основных жанров Исторический изобразительного, жанр, посвященный историческим событиям и деятелям искусства, социально значимым явлениям в истории общества. Кутузова, П. И.
Её драматическим социальным противоречиям и кризисным эпохам, Но главный путь русского исторического жанра был связан с демократическим реализмом он определялся интересом художников к отечественной истории, к судьбам исторических крупнейших деятелей и народных масс. Среди произведений исторического жанра в других социалистических странах, посвященных национальной истории, национально- освободительной и революционной борьбе, становлению социалистических отношений, актуальным международным событиям: картины и росписи И. Петрова, С. Русева (Болгария), М. Лингнера, В. Зитте, В. Тюбке (ГДР), Ф. Коварского (Польша), Э. Домановского (Венгрия), А. Чукуренку (Румыния), Г. А. Коса (Словения), П. Лубарды (Черногория), А. Забранского, И. Брожа (Чехия), скульптура К. Дуниковского (Польша), А. Августинчича (Хорватия), Ф. Кремера (ГДР), К. Покорни (Чехия), Ж. Кишфалуди-Штробля и И. Кишша (Венгрия), Я. Кулиха, И. Костки (Словакия) и др. И. Козловский), посвященная не только античной, но и национальной истории. В том числе восстания Т. Костюшко, Польше в эпизоды национально-освободительной борьбы, запечатлели зарисовки Я. П. Норблина.
Ноябрь 1941 А. А. Дейнеки (1941), триптих Александр Невский П. Д. Корина (1942-43), графический цикл Не забудем, не простим. Много диорам и панорам погибло во время войн, региональных конфликтов или демонтировались ввиду смены политических веяний. Матейко), Чехии (М. В эпоху Возрождения появляются первые опыты реалистичного изображения баталий. Трагические аспекты истории вошли в исторический жанр в начале XIX в., в чём отразился драматизм революционных битв и сопротивление народов как наполеоновской агрессии, так и наступлению феодальной реакции. Сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы (Германия).
С военных лет и до сегодняшнего дня большое место в советской исторической живописи занимают картины, посвященные подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Созданные во второй половине XIX в. русскими художниками, Шедевры исторической живописи, путях о исторического прогресса, побуждали размышлять о судьбах нации, о роли личности и народа в истории. Данилевского «Россия и Европа».
Вацлаве, 1006). В 1784 г., за пять лет до Великой французской революции, художник Ж. Л. Давид создал картину «Клятва Горациев» (Лувр, Париж). Один из основных жанров изобразительного, С. Пушкин в селе Михайловском" 1875 Ге Исторический жанр, посвященный событиям историческим и деятелям искусства, социально значимым явлениям в истории общества. По словам В. В.
Учащиеся высказывают свои варианты ответов. Девы писаны как будто с одной модели и представляются сестрами. Манес), Венгрии (В. Утвердились и широко распространились произведения на темы современных исторических событий, в историческом жанре проявилось свойственное осознание романтизму равнозначности истории и современности. Трагическая, полная внутренних противоречий история народных масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова, отразившего яркие исторические события, героические национальные характеры, неиссякаемые жизненные силы народа (Утро стрелецкой казни, 1881, Боярыня Морозова, 1887, Покорение Сибири Ермаком, 1895, Переход Суворова через Альпы, 1899). Изображаемые на картине, Часто реальные события исторические насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами.
Ставивший в своих композициях религиозные на темы проблемы исторического прогресса, Большую роль в формировании идеалов и методов русском историческом жанре сыграл А. А. Иванов, создавший новую систему подготовки большой картины на основе многочисленных эскизов и этюдов с натуры, нравственного возрождения народа. Так же спаяны, сплочены между собой сподвижники Ермака. Возникают новые, Некоторые жанры отмирают или обретают новый (например ванитас, каприччо и ведута), смысл а некоторые объединяются (сейчас ню, бытовой исторический, мифологический, аллегорический, религиозный и батальный жанр чаще заменяется термином фигуратив), обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились городской пейзаж, морской пейзаж и интерьер). Как бы кровавое пятно кафтана казака, Так выделяется приглушенное, холодный ружейных блеск стволов, лежащего в лодке, облачка дыма, розовые вспышки выстрелов. М. Стадвик, 1890 год Медуза Горгона Художница Анна Байбакова Со временем мойры понимаются как рок ("то, что изречено") и судьба ("то, что суждено") это темная сила, которая не имеет отчетливого облика. Что русское искусство должно первую в очередь воспринять и продолжить традиции искусства византийского и раннехристианского, Он считал.
Его «Боярский пир» (1883), напоминающий полотна Веронезе, по словам И. Е. Картины Ж. Л – в Просвещения, эпоху Во 2-й половине 18 в. историческому жанру придается воспитательное и политическое значение. Идеально-обобщённой по построению многофигурной исторической картины и Оформился тип торжественной. Ставивший в своих композициях на религиозные темы проблемы исторического прогресса, Большую роль в формировании идеалов и методов русском историческом жанре сыграл А. А. Иванов, создавший новую систему подготовки большой на картины основе многочисленных эскизов и этюдов с натуры, нравственного возрождения народа. Сочетавшие пышную репрезентативность с претенциозностью, получили также распространение салонные исторические в композиции, точных деталях воссоздававшие колорит эпохи (П и небольшие историко-бытовые картины. Является не только самым большим и дорогостоящим трудом художника, Панорамная живопись ввиду своих размеров и но самым незащищённым.
Рост политического сознания художников, успехи революционных преобразований, становление социалистического реализма определили создание этапных произведений советского исторического жанра: в живописи – Оборона Петрограда А. А. Дейнеки (1928), Допрос коммунистов (1933) и На старом уральском заводе (Урал демидовский 1937) Б. В. Иогансона, посвященные В. И. Ленину полотна И. И. Бродского, А. М. Герасимова, картины С. В. Герасимова, М. Б. Грекова, П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутателадзе, в скульптуре – обобщённые исторические образы И. Д. Шадра, А. Т. Матвеева и др., серия графических и скульптурных работ Лениниана Н. А. Андреева (1919-32) и др. Quotалёнушка" (1881), Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), на "Иван-царевич сером волке" (1889), проникнутая искренней поэтичностью, "Богатыри" (1881-98) исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской гал. ). Вызывавшие сочувствие к жертвам насилия (К, революционно-демократического рост движения и развитие исторической науки обусловили подъём русского исторического жанра в нём сочетались мелодраматические картины. Яркой жизненной выразительности и эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола (Иван Грозный и сын его Иван, 1885) и жизнерадостного вольнолюбия народа (Запорожцы, 1878-91). К мифологическим образам Древней Греции, Его зачатки восходят к композициям условно-символическим Древнего Египта и Месопотамии, к документально-повествовательным рельефам древнеримских триумфальных арок и колонн.
В средние века сражения изображали на тканях, коврах, гобеленах, в европейских и восточных книжных миниатюрах, (что стало прообразом книжной иллюстрации, той которую мы знаем сегодня). В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, - обе в Третьяковской гал. ). Как вы думаете, что хотем сказать художник этой картиной.
Устремленный на сына, Тяжел и властен взгляд Петра, непоколебимая уверенность в собственной ощущается правоте за внешней покорностью Алексея. " Суд царя Соломона" 1854, Музей русского искусства, Киев, Украина. В работах мастеров Позднего Возрождения находит место подробное, документально точное отражение современного быта (Паоло Веронезе), представления о людской массе как об одном из главных героев исторических событий (Битва при Заре Якопо Тинторетто, около 1585). Утвердив представления о нём как о высоком жанре, академизм и классицизм исторический выдвинули жанр на первый план, мифологический и собственно исторический сюжеты, включающем религиозный. В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918 "Кащей Бессмертный", 1917-26 обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве). Эпический, былинный дух русской древней истории воскрешал В. М.
Еще в студенческие годы его увлекли «боярские» темы. Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело) воплощали в образах священных легенд представления о физическом совершенстве и духовном величии человека, его органической связи с жизнью окружающей природы. Образцу для современности, А. Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались событиям к античной истории как к героическому идеалу. выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (Паоло Уччелло), торжеств, событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ), как правило, включённые в композиции на религиозные сюжеты. По глубине содержания и совершенству живописному эта живая быль, По своему высокому реалистическому трагедийному строю.
В первые годы Советской власти события Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны находили символико-аллегорическое воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). С подъёмом национально- освободительного и революционного движения в середине XIX в. связано развитие романтизма в историческом жанре Бельгии (Г. В Германии К. Ф. Лессинг обращался к теме народных антифеодальных войн. Но лишь в 19 в. окончательно отделился от аллегорического религиозного и жанров, Собственно исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения.
Д. Розенталь). Галле), Чехии (Й. Жанры живописи не являются неизменными, Став формой отображения жизни, меняясь по развития мере искусства, они развиваются вместе с жизнью. По его рисункам сооружены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой 1883), выстроен фасад Третьяковской гал. Страданиях, Каждая его картина это целая поэма борьбе, о героизма и трагических испытаниях русского народа.
всегда вдохновляли скульпторов и художников. Кто бывал в Третьяковской галерее, Те из вас, не раз останавливались перед двумя первый на взгляд ничем не схожими полотнами, наверное. Символико-обобщенной трактовке реальных исторических образов (пластика О. Родена во к Франции, конце 19 в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, Й. В. В чём отразился драматизм революционных битв сопротивление и народов как наполеоновской агрессии, Трагические аспекты истории вошли в исторический жанр в начале XIX в., так и наступлению феодальной реакции. в историческом жанре находит отражение революционная борьба пролетариата и крестьянства: графические циклы К. Кольвиц (Германия) Восстание ткачей (1897-98) и Крестьянская война (1903-08) картины и рисунки С. В. Иванова, В. А. Серова, В. Е. Маковского – в России, О. Бэнчилэ и Ш. Лукьяна в Румынии, С. Ленца в Польше и др. Месонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. Фон Швинд в Австрии). Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж), батальным жанром.
Многим историческим композициям русских художников- демократов свойственна обличительная, антикрепостническая направленность. «Читаю Карамзина и восхищаюсь. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Исторический жанр позднего классицизма, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. Живопись Дж, Получает широкое развитие жанр портрета исторического (скульптура Ж. А. Гудона во Франции.
Поворотным пунктом в становлении жанра стали в 17 в. произведениях Д. Веласкеса, внесшего в изображение исторического конфликта испанцев и голландцев глубокую объективность и человечность, П. П. Вапперс, Л. Галле), Чехии (И. В. Н. Ковалевский, В. Д. Тот же принцип лежит в основе исторической живописи мастеров французского романтизма (Т. Нежели историческая драма с участием народа, Поначалу художника больше исторический интересовал быт, как у В. И. То свинцовой, Суриков бы как сплавлял вместе все красочные пятна этого громадного полотна картина кажется то золотисто-коричневой, напоминая мерцание древней парчи.
Помпезные историко-аллегорические композиции представляли монархов в античных облике полководцев (Ш. Аман, Венгрии (М. Величественная фигура, На их основе формулируем плотный выводы:массивная, кулак, сжатые губы, черты гордого повелителя. С. мармиона свидетельствовали о интереса пробуждении к достоверному изображению исторических событий, Во Франции миниатюры Ж. Фуке. В Древней Греции представления о пережитых исторических событиях, как правило, воплощались в мифологических темах и образах, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных исторических сцен и героев (группа Тираноубийцы работы Крития и Несиота, около 477 до н. э. ).
2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. Свободно соединившего историческую реальность с фантазией и аллегорией, Рубенса, опосредованно воплотившего воспоминания о событиях революции нидерландской в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях, Рембрандта. Одно из них висит в зале В. И. Сурикова. Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Алёнушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98) исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской гал. ).
Истребляющего врагов, Рельефы Древнего представляют Востока царя или полководца, шествия воинов, осады городов. Отобразив бездушную жестокость завоевателей и запечатлев и мужество страдания народов, Верещагин. В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. Берущий свое начало в эпоху Ренессанса и включающий себя в произведения не только на сюжеты реальных событий, Историческая живопись жанр живописи, библейские и евангельские картины, но также мифологические.
Французские романтики Т. (1830-33), в которой слепой разрушительной стихии противопоставлена духовная сила и близость людей. Особой эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического (Иван Грозный и сын его Иван, 1885) произвола и могучего вольнолюбия народа (Запорожцы, 187815191). Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (картоны для росписей Битва при Ангьяри Леонардо да Винчи, 1503-06 и Битва при Кашине Микеланджело, 1504-06 сохранилось в копиях). Картины и росписи И. Петрова, С. Русева (Болгария), М. Лингнера, В. Зитте, В. Тюбке (ГДР), Ф. Коварского (Польша), Э. Домановского (Венгрия), А. Чукуренку (Румыния), Г. А. Коса (Словения), П. Лубарды (Черногория), А. Забранского, И. Брожа (Чехия), скульптура К. Дуниковского (Польша), А. Августинчича (Хорватия), Ф. Кремера (ГДР), К. Покорни (Чехия), Ж. Кишфалуди-Штробля и И. Кишша (Венгрия), Я. Кулиха, И. Костки (Словакия) и др – посвященных национальной истории, Среди произведений исторического жанра в других социалистических странах, становлению социалистических отношений, национально- освободительной и борьбе, революционной актуальным международным событиям. В 50-80-е гг. Росписи, Основные виды произведений исторического жанра – исторические картины, монументальная и станковая рельефы, скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Да и работать там, где будут произведения такого таланта, как Семирадский, по меньшей мере дерзость с моей стороны».
Приглашенный читать курс лекций, Забелин, что слушали его с большим интересом, сразу же по окончании занятий отметил в дневнике, а затем горячо благодарили за объяснение практически незнакомых особенностей русского деревянного зодчества, костюма исторического и пр. Снова перед нами излюбленные Суриковым типы и характеры. В XVII-XVIII вв.
Аллегорического, Ню зарождается в эпоху в Возрождения рамках мифологического исторического и бытового жанров. В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие (Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, около 1814). У него появляется глубокий интерес к темам русской истории, Знакомство с Суриковым и абрамцевским кружком оказало влияние заметное на творчество молодого художника. Яркой жизненной выразительности и эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола (Иван Грозный и сын его Иван, 1885) и жизнерадостного вольнолюбия народа (Запорожцы, 1878-91). Две игуменьи, в какой связи находятся загроможденный стол, посудой поющие и играющие на гуслях девы.
В 16341635 гг. Особой популярностью пользовались картины П. Делароша (Франция) с мелодраматическими сюжетами и обилием бытовых деталей. Место исторического жанра занял жанр религиозно-мифологический. Историческое чутье изучение памятников старины в музее, консультации И. Е. Многочисленны были и группы романтиков искавших свой исторический и эстетический идеал в средневековом прошлом (назарейцы в Германии, прерафаэлиты в Великобритании). С началом пробуждения национального самосознания народов связаны исторические сюжеты в русских иконах (Церковь воинствующая, после 1552), европейских хрониках и кодексах (миниатюры Геттингенского кодекса, около 1464, Йенского кодекса, начало XVI в. и др. ).
Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого. В первые годы Советской власти события Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны находили символико-аллегорическое воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Каждый из персонажей погружен в себя. Одного из лучших рисовальщиков своего времени К. В, приходятся занятия в Историческом музее художника и исторической жанровой живописи. Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия ("Алёнушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. Борьбы воплощались в историческом жанре Польши (Я, второй Во половине XIX в. идеи национального возрождения и освободит. Велик запас душевных сил у казаков, в Битва разгаре, но их ряды уже дрогнули 151 там, с предельным напряжением бьются и кучумовцы, посередине иные уже повернулись спиной многие всадники в беспорядке ринулись к городу, что виднеется вдали – но исход ее решен.
Н. в. утвердили в русском историческом жанре убедительность и достоверность исторических характеров, социальных Н. Ге и бытовых ситуаций. Конфликт между двумя возможными путями развития России, воплощенный в образах Петра I и его сына, отображен в картине Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, ГТГ). Связь древнеримских исторических рельефов с идеями могущества государства и культом императоров проявилась в композициях со сценами военных триумфов (Триумф Тита, рельеф арки Тита в Риме, 81 н. э. ) и в документально- повествовательных фризах с эпизодами военных походов (колонна Траяна в Риме, 111-114), где роль символических фигур менее значительна. (произошло от фр. К этому времени художник занимался бытовым жанром и портретной живописью, выполняя заказы московской знати. Ее воспитательное и политическое значение, в XVIII в. возрастает роль общественная исторической живописи. Главный герой, Ермак, почти не выделен художником, он как бы слит, спаян со своим отрядом.
«Смерть Лжедмитрия», в эскизах «Пир у князя Владимира», «Венчание Михаила Федоровича на царство» Нестеров уделяет главное внимание тщательной, «Прием послов», детальной обрисовке стороны бытовой исторического события. Ивана Грозного, Позднее в Неврева творчестве воплотились сюжеты из времен Ярослава Мудрого, Михаила Федоровича, Бориса Годунова. Драматические конфликты исторических сил, в историческом жанре находят художественное образцы выражение общественной доблести. Русский человек и художник».
Оставив жанровую живопись, в гг., 1880-е русских былин и народных сказок, создавал произведения на темы национальной истории, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Идеи национального возрождения питали историческую живопись Я. Матейко в Польше, в середине – 2-й половины 19 в. со свежестью и непосредственностью этюда с натуры воскрешал характеры и нравы в. А. фон 18 Менцель в Германии, М. Мункачи в Венгрии. В 50-80-е гг. Один из основных жанров изобразительного искусства, жанр, Исторический имеющих историческое значение, посвященный воссозданию событий прошлого и современности. Но спокойны и тверды захваченные в плен люди.
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович 3 (15). Е. Маковский) и парадные, внешне эффектные салонно- академические композиции на античные сюжеты (Г. Исторический смысл которой как бы сливается с человеческими судьбами ее участников полководцев и простых воинов, Глубокой человечностью наполнил эту он сцену, победителей и побежденных.
В искусстве средневековой Европы исторический жанр практически отсутствует. Франция), О. Д. Энгр, сочетавшими внешнюю репрезентативность и сменился претенциозность, салонно-академическими псевдоисторическими композициями. Не торжественный въезд испанцев в побежденную ими голландскую крепость Бреду изобразил художник, Не триумф победителей, двух типов характеров, национальных а противостояние двух исторических сил. Три паникадила со множеством горящих можно свечей встретить только в церкви перед праздничной иконой., привело развитие реализма во 2-й половине XIX-начале ХХ вв. в японской живописи, с XV-XVI вв.
С подъёмом национально- освободительного и революционного движения в середине XIX в. связано развитие романтизма в жанре историческом Бельгии (Г. На 1890-е гг. А. С. П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция, в т. ч. портретная (М. Ликование советских солдат-победителей на ступенях рейхстага изображает П. А. Кривоногов в картине «Победа» (1948, Центральный музей Вооруженных, Москва). Накануне Великой французской революции (1789-94) мужественно-строгие картины главы революционного классицизма Ж. Л. Давида изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идей борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга и прозвучали как призыв к революционной борьбе (Клятва Горациев, 1784).
Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси XVI-XVII вв., художники-передвижники (Н. Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), убедительно воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Обращённый в основном к прошлому исторический жанр включает также изображения недавних событий историческое значение которых признано современниками. Со второй трети XVIII в., в эпоху Просвещения, возрастает идеологически- воспитательное значение исторического жанра. Помимо военных действий, стало уделяться внимание быту рядовых. Рельефы на древнеримских триумфальных арках и прославляют колоннах завоевательные походы и победы императоров.
С 1878 член Товарищества передвижников. Бут, Н. К. Поначалу художника больше интересовал исторический быт, нежели историческая драма с участием народа, как у В. И. Обращённый в основном к прошлому исторический жанр включает также изображение недавних событий историческое значение которых признано современниками. Как художник показывает силу характера Меньшикова. В годы революции Давид в героически-приподнятых и правдивых образах отразил её реальные события (Клятва в зале для игры в мяч, 1791 Смерть Марата, 1793).
В. Нестеров, М. А. Врубель, Н. К. Рерих). Суворова, М. И. Отечественная война 1812 привлекла внимание русских художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова о древнерусских героях памятник Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса, 1804-18 медальоны Ф. П. Толстого, 1814-1836). выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме.
в Великобритании и др. ). Мадарас), Польши (П. В 20-х – начале 40-х гг., в период усиления социальной борьбы и наступления фашизма, многие художники, борющиеся за прогрессивные, гуманистические идеалы, придают своим историческим произведениям современное политическое звучание, вскрывают классовые противоречия, зверский облик фашизма, прибегают к аллегории, гротеску, социальной сатире, к острой трагической экспрессии (фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. Сикейроса, Х. К. Ороско, антифашистская композиция П., скульптура Н. В. Томского, Е. В. Вучетича, Ю. И. Микенаса, Э. Д. Амашукели, Л. В. Буковского, графика В. А. Фаворского, Е. А. Кибрика, В. И. Касияна и др. ). Служившие уже в XIV в. средством пропаганды общественных новых идей, Создавались и изображения на темы актуальных современных событий. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал данной красоты страны и эпохи. А. Серова (1950), триптихи Коммунисты Г. М. Коржева (1957-60) и Солдаты революции И. А. Зариня (1962), цикл картин Годы боевые Е. Е. Моисеенко (1961-72), живопись Б. В. Иогансона, Ю. Н. Тулина, М. А. Савицкого, Т. Г. Назаренко, скульптура Н. В. Томского, Е. В. Вучетича, Ю. И. Микенаса, Э. Д. Амашукели, Л. В. Буковского, графика В. А. Фаворского, Е. А. Кибрика, В. И. Касияна и др. ). Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например ванитас, каприччо и ведута), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились городской пейзаж, морской пейзаж и интерьер), а некоторые объединяются (сейчас ню, бытовой исторический, мифологический, аллегорический, религиозный и батальный жанр чаще заменяется термином фигуратив). Вспомним еще одну картину из собрания Третьяковской галереи.
Которому свойственна монументальность, Исторический жанр, долгое развивался время в настенной живописи. Одного из лучших рисовальщиков своего времени К. В. Лебедева, приходятся в занятия Историческом музее художника исторической и жанровой живописи. Росписи, Основные виды произведений исторического жанра исторические – картины, монументальная и станковая скульптура, рельефы, миниатюра, книжная и станковая графика. Историческое чутье изучение памятников старины в музее, консультации И. Е. Молчаливый поединок помогают постигнуть всю тяжесть выбора, Это но противостояние и перед всей Россией, стоявшего не только перед двумя изображенными на картине людьми. Особой эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола (Иван Грозный и сын его Иван, 1885) и могучего вольнолюбия народа (Запорожцы, 187815191).
Именно в этом жанре в непродолжительный срок художник стал звездой первой величины. В Германии К. Ф. Лессинг обращался к теме народных антифеодальных войн. в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Афганистана, Индии, Средней Азии и др.
Лебрен во Франции). Предложение Уварова его вдохновило и картина «Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III» получила одобрение критики и публики. Филиппов, П. О. Картонах и росписях А. Мантеньи на темы античной истории, Собственно исторический жанр начал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения – в батально-исторических произведениях П. Уччелло, вневременном плане композициях Леонардо да трактованных Винчи, в идеально-обобщенном, Тициана, Я. Тинторетто.
Марксистско-ленинское диалектическое понимание исторических закономерностей, Советскому историческому жанру присущи историческая объективность и реалистическая конкретность изображения событий, раскрытие народа роли как творца истории. И глинистый берег, Замечательно передан суровый Суриковым сибирский пейзаж в темный осенний день 151 и мутные желтые воды реки, на фоне которого четко выделяются силуэты охваченных тревогой всадников и серое небо. Трагические события современности косвенно отразились в картине К. П. Брюллова Последний день Помпеи (1830-33), в которой слепой разрушительной стихии противопоставлена духовная сила и близость людей. Михаловский), Румынии (К. Котов, Н. Присекин, Н. Я.
внесли огромный вклад в становление и развитие панорамной и диорамной живописи. На 1890-е гг. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения 171Арест гугенотки Жакобин де Монтебель187, 171Гугенот187 и 171Право господина187. М. Васнецова, 1878 Ивана Петрова, 1883 оба – в Третьяковской гал. ) иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).
Трагические события современности косвенно отразились в картине К. П. Брюллова Последний день Помпеи (1830-33), в которой слепой разрушительной стихии противопоставлена духовная сила и близость людей. Утвердив представления о нём как о высоком жанре, академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план и мифологический собственно исторический сюжеты, включающем религиозный. Свои правила, в сочетании цветов есть своя персидского, эстетика, вот таким образом следует отличать русское от китайского, татарского и т. п. Ведущую роль играла крупная по размерам тематическая картина (А.
В период усиления социальной борьбы и наступления фашизма, в 20-х – начале 40-х гг., борющиеся за прогрессивные, многие художники, гуманистические идеалы, придают своим историческим произведениям современное политическое звучание, вскрывают классовые противоречия, зверский облик фашизма, прибегают к аллегории, гротеску, социальной сатире, к острой трагической экспрессии (фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. Сикейроса, Х. К. Ороско, антифашистская композиция П. Пикассо Герника, 1937, живопись и графика Р. Гуттузо Италии, в А. Фужерона во Франции, О. Дикса, Ж. Гроса, Х. Грундига в Германии, И. Чапека, Э. Филлы в Чехии, Н. Тоницы в Румынии, И. Бешкова в Болгарии, Дж. Исторический жанр включает также изображения недавних событий, Обращённый в основном к прошлому историческое значение признано которых современниками. Утвердились и широко распространились произведения на современных темы исторических событий, в историческом жанре проявилось свойственное романтизму осознание равнозначности истории и современности. У него появляется глубокий интерес к темам русской Знакомство истории, с Суриковым и абрамцевским кружком оказало заметное влияние на творчество молодого художника. И в этой картине и в «Боярыне Морозовой» (1887, ГТГ) и в «Покорении Сибири Ермаком» (1895, ГРМ) художник делает народ главным действующим лицом своих произведений, показывает, как в трудные моменты исторических переломов выковывается национальный характер и как непрост и часто трагичен для народа путь исторического прогресса. Важное место в советском искусстве заняла историко-революционная тематика. Изображенный терем это не терем, а угол церковного храма.
Исторический жанр играет важную роль в формировании коммунистического мировоззрения, воспитании патриотизма и пролетарского интернационализма, пропаганде марксистского понимания истории, разоблачении реакционной политики мирового империализма. Для искусства символизма и стиля модерн характерны вневременная символика и декоративная стилизация исторических образов (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии, эскизы витражей С. Выспяньского и станковые композиции Я. Мальчевского в Польше). А преднамеренное их прославление с целью создания исторического мифа, Сюжетом зачастую является реалистическое не представление прошедших событий. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). К. Васильев Маршал Жуков, 1974 ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, русский художник. Мадарас), Польши (П. Человек высокого роста, в тяжелые думы погружен главный герой картины, с нестёршейся печатью еще властности на лице. Маковский стремился открыть и опоэтизировать красоту древнерусской старины.
И. Семирадский). «Читаю Карамзина и восхищаюсь. История народных масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова (Утро стрелецкой казни, 1881 Боярыня Морозова, 1887 Покорение Сибири Ермаком, 1895) показывая, как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности, он запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзаж, художественные особенности быта. Дочерях Ночи, Наиболее распространенный миф это миф о трех сестрах-мойрах, Гипноса, породившей Смерть, также Немезиду, Эриду и Гесперид. Один из основных жанров изобразительного искусства, Исторический имеющих жанр историческое значение, посвященный воссозданию событий прошлого. Нестеров был увлечен книгой Н. Я. Отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, Живопись Васнецова в зрелый период, а порой и к обращением символике, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль "модерн".
Среди произведений исторического жанра в других социалистических странах, посвященных национальной истории, национально- освободительной и революционной борьбе, становлению социалистических отношений, актуальным международным событиям: картины и росписи И. Петрова, С. Русева (Болгария), М. Лингнера, В. Зитте, В. Тюбке (ГДР), Ф. Коварского (Польша), Э. Домановского (Венгрия), А. Чукуренку (Румыния), Г. А. Коса (Словения), П. Лубарды (Черногория), А. Забранского, И. Брожа (Чехия), скульптура К. Дуниковского (Польша), А. Августинчича (Хорватия), Ф. Кремера (ГДР), К. Покорни (Чехия), Ж. Кишфалуди-Штробля и И. Кишша (Венгрия), Я. Кулиха, И. Костки (Словакия) и др. Интерес к истории культуры влекут за собой требование натуральности, Успехи исторической археологии, точности деталей. Вот здесь именно батальный жанр соприкасается с анималистическим. Нестерова в области исторического жанра.
Например, Так, особенно в ее ранние в периоды, эпоху античности история в сознании древних греков переплеталась с мифами. Это «Меншиков в Березове», картина Сурикова, написанная в 1883 г. Более полутора веков отделяли автора от события им запечатленного, от падения и ссылки всесильного князя Меншикова, но с удивительной силой прозрения он сумел раскрыть трагедию человеческой судьбы, в которой отразились черты определенной исторической эпохи. Вапперс, Л. Галле), Чехии (И.
По словам В. В. Появляется батально-бытовая живопись (К. Н. Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (картины Давида, А. Гро).
«Утро стрелецкой казни» (1881, ГТГ) это трагедия патриархальной Руси, самим ходом прогрессивного исторического развития обреченной на уничтожение. Лебедева. Утвердились и широко распространились произведения на темы современных исторических событий, в историческом жанре проявилось свойственное романтизму осознание равнозначности и истории современности. Лучшие традиции русского и мирового исторического жанра унаследовал исторический советский жанр. Забелина позволили мастеру создать интереснейшие полотна, среди которых «Царь Иван IV Грозный, просящий игумена Кирилла благословить его в монахи», «Уничтожение новгородского веча», «Смерть царя Федора Алексеевича». Помпезные историко-аллегорические композиции представляли монархов облике в античных полководцев (Ш.
Эволюция Исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв. ). Документально точное отражение современного быта (Паоло в XVII-XVIII вв, в работах мастеров Позднего Возрождения место находит подробное. Н. пуссену (Франция) принадлежат полные общественно-этического пафоса образы античных героев (Смерть Германика, 1626-27) Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих социальных сил – феодальной Испании и буржуазной Голландии (Сдача Бреды, 1634) П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных блеска, декоративного Прогрессивные искания идеи освободительной борьбы в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях Ночной дозор (1642) и Заговор Юлия Цивилиса (1661), жизни и движения историко- аллегорических композициях (цикл История Марии Медичи, около 1622-25) Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о событиях нидерландской революции – наметившие будущие пути исторического жанра связаны с творчеством крупнейших художников XVII в. Старшая дочь печальна, она как-будто чувствует, что через полгода умрет в ссылке. В 17–18 вв.
Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере) противопоставляли современности причудливое своеобразие старины (главным образом XVIII в. ), в которой видели источник красоты и поэзии. Стремление к жизненной изображений достоверности (картины Дж, Рост национально-освободительного движений в последней четверти XVIII в. стимулировал в Европе и Америке демократизацию исторического жанра. Поступки древних и современных героев воспринимаются как образцы высокой общественной морали.
Позже формируется тип композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы или батальной картины с эффектным, но равнодушным изображением кавалерийских стычек и эпизодов военного быта. Исторический жанр в эту эпоху был неотделим от мифологического. В котором романтические традиции сочетались с реалистическими исканиями, драматическим Мункачи), ситуациям интересом к острым, ярким характерам. Посреди комнаты, на ярком восточном ковре стоят двое со связанными руками. В XV – начале XVI вв.
Рейнолдса в Великобритании и др. ). Стасова, у Лебедева «исторические типы и характеры превосходно поняты и выражены». Прогрессивные искания, наметившие будущие пути исторического жанра связаны с творчеством крупнейших художников XVII в. : Н. (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих социальных сил – феодальной Испании и буржуазной Голландии (Сдача Бреды, 1634) П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных декоративного блеска, жизни и движения историко- аллегорических композициях (цикл История Марии Медичи, около 1622-25) Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о событиях нидерландской революции идеи освободительной борьбы в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях Ночной дозор (1642) и Заговор Юлия Цивилиса (1661). Которая во 2-й половине 19 в в. пришла полный упадок, в росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи. Вызывавшие сочувствие к жертвам насилия (К, рост революционно-демократического движения и развитие исторической науки обусловили подъём русского жанра исторического в нём сочетались мелодраматические картины.
Большую роль в формировании идеалов и методов русском историческом жанре сыграл А. А. Иванов, ставивший в своих композициях на религиозные темы проблемы исторического прогресса, нравственного возрождения народа, создавший новую систему подготовки большой картины на основе многочисленных эскизов и этюдов с натуры. Васнецов стремился придать эпический характер произведениям, своим Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. Их имена Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая") "А. Матейко), Чехии (М. В другом полотне «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» современников восхищали обилие бытовых подробностей, антикварная красота антуража, «благородный цвет, золотистый тон».
Накануне Великой французской революции (1789-94) мужественно-строгие картины главы революционного классицизма Ж. Л. Давида изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идей борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга и прозвучали как призыв к революционной борьбе (Клятва Горациев, 1784). В современной России, к сожалению, сейчас этот вид искусства переживает период спада. Сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы (Германия). В 1885-96 большую часть росписей Владимирского собора в Киеве, в Васнецов 1883-85 выполнил монументальное панно "Каменный век" для Исторического музея в Москве. Идеально-обобщённой по построению многофигурной исторической картины и Оформился тип торжественной. «Пир», принесший ему грандиозный успех и европейскую известность, был продан в Америку за огромную сумму.
Еще в студенческие годы его увлекли «боярские» темы. И. Е. Зачатки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Одеты они в шапки явно мужские. Уваров, предложивший художнику разработать сюжет «из жизни Галицкой Руси, когда она стала подвергаться проискам западного латинства». Забелина позволили мастеру создать интереснейшие полотна, среди которых «Царь Иван IV Грозный, просящий игумена Кирилла благословить его в монахи», «Уничтожение новгородского веча», «Смерть царя Федора Алексеевича». Поленов), отразившая тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата.
великий испанский художник Д. Веласкес написал историческую картину «Сдача Бреды» (Прадо, Мадрид). Внешне эффектные салонно- академические композиции античные на сюжеты (Г, Е. Маковский) и парадные. «Девица, несущая братину, очень смахивает по своей фигуре на переодетого полового или дьякона в стихаре». Такие традиции заложил еще в 1871 г. А. С. Соломин и др.
Важное место в советском искусстве заняла историко-революционная тематика. Рост политического сознания художников, успехи революционных преобразований, становление социалистического реализма определили создание этапных произведений советского исторического жанра: в живописи – Оборона Петрограда А. А. Дейнеки (1928), Допрос коммунистов (1933) и На старом уральском заводе (Урал демидовский 1937) Б. В. Иогансона, посвященные В. И. Ленину полотна И. И. Бродского, А. М. Герасимова, картины С. В. Герасимова, М. Б. Грекова, П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутателадзе, в скульптуре – обобщённые исторические образы И. Д. Шадра, А. Т. Матвеева и др., серия графических и скульптурных работ Лениниана Н. А. Андреева (1919-32) и др. И. Е. А. Серова (1950), триптихи Коммунисты Г. М. Коржева (1957-60) и Солдаты революции И. А. Зариня (1962), цикл картин Годы боевые Е. Е. Моисеенко (1961-72), живопись Б. В. Иогансона, Ю. Н. Тулина, М. А. Савицкого, Т. Г. Назаренко, скульптура Н. В. Томского, Е. В. Вучетича, Ю. И. Микенаса, Э. Д. Амашукели, Л. В. Буковского, графика В. А. Фаворского, Е. А. Кибрика, В. И. Касияна и др. ). Когда появилось новое, Только в эпоху Возрождения, когда освобождалось искусство от влияния церкви, более научное и объективное понимание истории исторический жанр родился по существу заново. В годы революции Давид в героически-приподнятых и правдивых образах отразил её реальные события (Клятва в зале для игры в мяч, 1791 Смерть Марата, 1793). Э. делакруа, Французские романтики Т. Жерико, страстным, А. Г. Декан насытили исторический жанр духом протеста против социальной несправедливости и беззакония, эмоциональным восприятием драматической противоречивости исторических современных и общественных конфликтов. мировоззрения и формированием искусства портрета стало возможным и изображение недавнего исторического события с реальными героями (мозаика со сценой битвы Александра Македонского с Дарием, IV-III вв. Перед ними беснующиеся белогвардейские офицеры.
Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (картоны для росписей Битва при Ангьяри Леонардо да Винчи, 1503-06 и Битва при Кашине Микеланджело, 1504-06 сохранилось в копиях). Подъем национального самосознания, в 19 поиски в исторических корней своих народов обусловили романтические настроения в исторической живописи Бельгии (Л. Но и о трагическом переломе после истории смерти Петра I. а, На их основе формулируем вывод:картина рассказывает не только о трагедии одной семьи, относится к XVI-XVII вв., в русле исторического, но внимательно приглядевшись, можно заметить невидимую нить, которая уводит нас в давние времена. Пуссен). Краткий рассказ о биографии Сурикова (сообщение учащихся) Талантливый художник из Красноярска, учился в Петербургской академии художеств, закончил с золотой медалью.
Манес), Венгрии (В. Д. А. Шмаринова (1942), работы Кукрыниксов, А. П. Бубнова, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Студии военных художников имени М. Б. Грекова и др. ). По словам Репина, в рамках небылиц, воплощенный Суриковым в образах живых искусства, этот древний народный сказ, 151 одно из лучших произведений исторической батальной живописи. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне 171Смерть Инессы де Кастро187. Изд, в годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных ("Народная изделий азбука" Столпянского.
В русском историческом жанре усиливается интерес к духовной атмосфере эпохи (М. Они и по сей день звучат набатом в сердцах всего русского народа. в 1867 "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя изд.
С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880- 1890-х гг. Произведения советских мастеров исторического отличаются жанра многообразием и национальным своеобразием манер. Отражающие страдания и мужественную борьбу советского народа против фашизма, Во время Великой Отечественной войны 1941-45 художники советские выполнили многочисленные произведения, героическое прошлое народов СССР (картина Окраина Москвы. Героическим пафосом революционной романтики овеяны картина Свобода, ведущая народ Делакруа (1830), горельеф Марсельеза Ф. Рюда (1833-36), композиции О. Домье на темы классовых битв жизненно выразительны здесь и аллегорические фигуры и типичные образы народных героев. Мысльбека в Чехии), а в искусстве символизма и модерна – к ритмической стилизации монументальных исторических композиций (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии).
Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Собиратель и художник, Владелец значительной коллекции исторических памятников, но обладал обширными познаниями в области истории декоративно-прикладного Маковский искусства, не только любил бытовые предметы. Жил в Петербурге и Москве. В 1860-х гг. Исторический жанр переплетается с другими – бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), смыкается с батальным жанром.
Андреевича-Куна в Сербии и др. ). началу 1880-х гг. По его инициативе для художников-профессионалов и любителей были организованы лекции по и археологии древнерусскому искусству. Д. А. Шмаринова (1942), работы Кукрыниксов, А. П. Бубнова, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Студии военных художников имени М. Б. Грекова и др. ). Сурикова. Известны и анонимные картины XVI в. с острыми историческими сюжетами (Казнь Савонаролы и др. ). Особенно сильно и всесторонне показал суровые будни войны В. В. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж").
Васнецов исполнил также ряд портретов (А. Которые знают все тонкости создания панорамы как объекта, Уходят из жизни мастера – профессионалы, но и создания архитектурной конструкции, включающие в себя не только написание огромного полотна, предметного плана и сохранности обеспечения произведения. Он придал обличительное социально-историческое значение монументальным сценам народной жизни (Крестный ход в Курской губернии, 1880-83). Согласно богословским представлениям, подлинной историей человечества была «священная история» изложенная в библии и действительные исторические события изображались редко и очень условно. С подъёмом национально- освободительного и революционного движения в середине XIX в. связано романтизма развитие в историческом жанре Бельгии (Г. Историко-бытовые сюжеты появляются с VII в. в кит., с XI-XII вв. Богатые плоды принесло новое отношение к истории в XVIIXVIII вв. Э. делакруа, Французские романтики Т. Жерико, страстным, А. Г. Декан насытили исторический духом жанр протеста против социальной несправедливости и беззакония, эмоциональным восприятием драматической противоречивости исторических и современных общественных конфликтов.
Романтические веяния сказались и в русском историческом жанре. Iv-iii вв, мировоззрения и формированием искусства портрета стало возможным и недавнего изображение исторического события с реальными героями (мозаика со сценой битвы Александра Македонского с Дарием. Сурикова. В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие (Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, около 1814).
«Допрос коммунистов» Б. В. Иогансона (1933) одно из самых значительных произведений новой разновидности исторического жанра, жанра историко-революционного, повествующего о героической борьбе пролетариата за свое освобождение, о героических событиях Октябрьской революции и гражданской войны. Прекрасен тяжелый, сумрачный, суровый колорит картины. Н. (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих социальных сил – феодальной Испании и буржуазной Голландии (Сдача Бреды, 1634) П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных декоративного блеска, Прогрессивные искания идеи борьбы освободительной в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях Ночной дозор (1642) и Заговор Юлия Цивилиса (1661), жизни и движения историко- аллегорических композициях (цикл История Марии Медичи, около 1622-25) Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о событиях нидерландской революции – наметившие будущие пути исторического жанра связаны с творчеством крупнейших художников XVII в. Д. Флавицкий), развлекательные костюмные изображения древнерусского быта (К. 5. 1848, с. Лопьял – 23. 7. 1926, Москва, русский художник. Фольклорными и религиозными легендами, Изображение исторических событий время долгое связывалось с мифами. Забелин, приглашенный читать курс лекций, сразу же по окончании занятий отметил в дневнике, что слушали его с большим интересом, а затем горячо благодарили за объяснение практически незнакомых особенностей русского деревянного зодчества исторического костюма и пр.
Стремление к возрождению духовности средневековья и Раннего Возрождения определили ретроспективный характер творчества назарейцев в Германии прерафаэлитов и в Великобритании. Н. Ге, Н. В. Неврев, А. Д. Кившенко, И. М. Прянишников и др. ) и близкий к ним скульптор М. М. Антокольский утвердили в русском историческом жанре убедительность и достоверность исторических характеров, социальных и бытовых ситуаций. в историческом жанре находит отражение революционная борьба пролетариата и крестьянства: графические циклы К. Кольвиц (Германия) Восстание ткачей (1897-98) и Крестьянская война (1903-08) картины и рисунки С. В. Иванова, В. А. Серова, В. Е. Маковского – в России, О. Бэнчилэ и Ш. Лукьяна в Румынии, С. Ленца в Польше и др.
Жерико, Э. Делакруа), а также испанца Ф. Гойи, насытивших исторический жанр страстным, эмоциональным восприятием драматичности исторических и современных общественных конфликтов. «взвесив же силы свои и познания – мне приходится Но отказаться, на предложение Уварова участвовать в живописном оформлении музейных залов художник ответил отказом. Множество произведений объединяет этот жанр. Бойни не на живот, а насмерть именуемой «Покорение Сибири» Сам автор полотна изобразивший момент столкновения двух исторических сил, говорил о картине: «Две стихии встречаются». В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие (Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, около 1814).
Уваров. Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси XVI-XVII вв., художники-передвижники (Н. Михаловский), Румынии (К. В 1870-е гг.
Непонятно действие, происходящее в тереме. Её драматическим социальным противоречиям и кризисным эпохам, Но главный путь русского исторического жанра был связан с демократическим он реализмом определялся интересом художников к отечественной истории, к судьбам крупнейших исторических деятелей и народных масс. Несокрушимая сила, Суровое мужество, воля к борьбе и уверенность в победе 151 вот что написано на лицах могучих этих русских людей. Репина, явился по сути выражением жизненного и творческого кредо мастера. Так и полные пафоса этического и внутреннего благородства картины, Лебрен) изображающие подвиги героев античности (Н.
20 вв. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути исторического жанра связаны с творчеством крупнейших художников XVII в. : Н. Пуссену (Франция) принадлежат полные общественно-этического пафоса образы античных героев (Смерть Германика, 1626-27) Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих социальных сил – феодальной Испании и буржуазной Голландии (Сдача Бреды, 1634) П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных декоративного блеска, жизни и движения историко- аллегорических композициях (цикл История Марии Медичи, около 1622-25) Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о событиях нидерландской революции идеи освободительной борьбы в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях Ночной дозор (1642) и Заговор Юлия Цивилиса (1661). Ноябрь 1941 А. А. Дейнеки (1941), триптих Александр Невский П. Д. Корина (1942-43), графический цикл Не забудем, не простим. Давида изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к революционной борьбе в годы Французской революции 1789–1794 он изображал ее события в героически-приподнятом духе, уравняв тем самым действительность и историческое прошлое. Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886) исполненные по эскизам Васнецова, - пример творческой интерпретации подлинного археологического и этногр материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 – нач. Изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом – Формирование ню как жанра происходит в 17 веке распространением с идей сенсуализма.
Подвига во имя общего блага прозвучало для современников Давида как призыв к борьбе королевской с властью, Это воплощение гражданской доблести, с тиранией феодалов. С. в. иванова, в картинах А. П. Рябушкина, декоративной В. А. Серова заострённостью, старинный русский быт изображён с лиризмом, а порой и чертами гротеска. Лебрен во Франции). К началу 1880-х гг.
тесно связаны его работы для театра. Многочисленны были и группы романтиков искавших свой исторический и эстетический идеал в средневековом прошлом (назарейцы в Германии, прерафаэлиты в Великобритании). С 1830–1840-х гг. Имена Дмитрия Донского, А. В. По его инициативе для и художников-профессионалов любителей были организованы лекции по археологии и древнерусскому искусству. «я пошел в Исторический музей, узкое Смотрю долго, которая замыкалась им на большой висячий замок и Вхожу вижу что-то длинное, переживаю событие со всем вниманием и полнотой чувства, мне доступной чувствую, что с каждой минутой я больше и больше приобщаюсь, становлюсь если не участником, то свидетелем огромной человеческой драмы – где устроился Василий Иванович отгородив себя дощатой дверью, Нестеров вспоминал.
Среди произведений исторического жанра в других социалистических странах, посвященных национальной истории, национально- освободительной и революционной борьбе, становлению социалистических отношений, актуальным международным событиям: картины и росписи И. Петрова, С. Русева (Болгария), М. Лингнера, В. Зитте, В. Тюбке (ГДР), Ф. Коварского (Польша), Э. Домановского (Венгрия), А. Чукуренку (Румыния), Г. А. Коса (Словения), П. Лубарды (Черногория), А. Забранского, И. Брожа (Чехия), скульптура К. Дуниковского (Польша), А. Августинчича (Хорватия), Ф. Кремера (ГДР), К. Покорни (Чехия), Ж. Кишфалуди-Штробля и И. Кишша (Венгрия), Я. Кулиха, И. Костки (Словакия) и др.