Картины Александра Головина.
Выполнил около четырех тысяч рисунков костюмов, Альмедингена, предметов мебели бутафории и гримов, не считая вариантов и деталей декораций. Головину принадлежала сама идея создания балета на музыку композитора. Располагавшейся над потолком зрительного зала и частью сцены Мариинского театра, Интерьер мастерской созданных Головина, мастером, узнается во многих портретах. Шаляпина и Головина сблизила совместная работа в театре и Как со всеми остальными художниками.
Выступающим, Этот пейзаж с огромным розовым кустом, на первом плане композиции, как на авансцене, похож на некий красивый сон и, как во сне, за розовым кустом простирается призрачная прекрасная долина, окруженная горами. Олоферна и Годунова – Многие годы совместной работы художника артиста и привели к созданию лучших театральных портретов Головина. Его творчество убедительно подтверждает тезис о нераздельности и равноправности ипостасей двух творческой личности Головина – живописца и художника сцены. Но за этим внешним покоем чувствуется злая и неукротимая сила. Знаете ли вы, что такое Шаляпин. » Я должен был признаться, что еще не слышал.
Бродского). Мамонтова. Каким он появляется в прологе На оперы, фоне занавеса эффектно выделяется величественная и горделивая фигура нового властителя Руси. На выставках с 1894 г. (Московское товарищество художников, Московское общество любителей художеств, Союз русских художников, Мир искусства – член объединения с 1902).
Тот же принцип «превращения» (но уже обратного «с подмостков») в выставочное пространство будет применен художником в 1903 году в интерьере «Теремок», специально сочиненном для выставки «Современное искусство» в Санкт-Петербурге. Обилие орнаментальных растительных мотивов, Его декоративным работам присущи форм, затейливость красочность и особая театральная зрелищность. Признанного реформатора сценического оформления автора декоративных работ, в экспозиции юбилейной выставки представлены все грани творческого наследия мастера – театрального блестящего художника, глубоко чувствующего и умеющего поэтически передать тончайшие нюансы живой природы, характеризующих его вклад в развитие стиля модерн в России проникновенного романтика, выразив при этом ее целостность и гармонию создателя портретов, овеянных флером символистского видения мира, отмеченных точностью и ясностью пластического языка автора сложно построенных красочных натюрмортов. – декоратор императорских театров.
«Сад доктора Вангеля», Его эскизы декораций к спектаклю «дочь моря» – «Фьорды», «Столовая» – (все -1905, ГЦТМ) предельно приближены к станковым картинам. Репина, М. А. Это что-то необыкновенное. А в пейзаже «Умбрийская долина» розовый куст служит своеобразным камертоном для всей выставки. Где живописные декорации становятся не только фонами, Он легко превращается в особое художественное пространство в портретах, но частью характеристики образной модели. А правую властным и гордым жестом протянул вперед, в руке левой он держит чашу, у стен которой тридцать дней беспощадно топчутся его войска, будто указывая на маленькую горную крепость, покорившие многие страны.
Помощник Головина архитектор – художник Б. А. Альмединген оставил интересное свидетельство совместного этого творчества. В 1905 г. на сцене Мариинского театра была поставлена опера «Демон». В период подготовки спектакля «Маскарад» Головин, согласно воспоминаниям Б. А. Дыхание загадочной жизни закулисья, Во портретах всех возникает свойственное символизму ощущение тайны. Носовой» (не позднее 1914, ГИМ). Шаляпина.
Завешанном тяжелыми златотканными коврами, Олоферн представлен своем в пышном и пестром шатре. Мамонтова инициатора и автора программы строительства. И. Ф. Шаляпина говорит, что решение образа Демона подсказал сам артист, предложив изобразить его как «падшего ангела». Возникшим из зыбкой темно-голубой мглы, Мефистофель огненным кажется видением, образующей фон картины. Мефистофель неподвижен.
И усилием воли сурово сомкнуты Но уста, жребий давно брошен, ни одна черта мужественного лица, не дрогнет ни один мускул, окаймленного черной подстриженной бородой. Что художник «театрализует портрет», Нельзя не согласиться с одним из исследователей Головина творчества в том, которые художник любил использовать и в сценическом оформлении, что он «строит композицию, как остановленную мизансцену, стремится представить модель как героиню спектакля» в наследии Головина сохранились десятки эскизов тканей и в своих портретах и натюрмортах. В экспозиции представлены многочисленные натюрморты Головина. В этом костюме и написал в 1906 г. Шаляпина Демона Головин. Эти пейзажи демонстрируют удивительную целостность художественного мира, окрашенного элегическим настроением и наполненного проникновенной музыкальностью, – «Лесная река» (1908-1910, ГРМ), «Березы ночью» (19081910, ГТГ), «Пруд в чаще» (1909, ГТГ), «В старом парке» (1910-е, ГТГ), «Болотная заросль» (1917, ГТГ), «Осенний пейзаж» (конец 1910-х, НХМ РБ), «Осень» (1920-е, ГРМ). Крамского, И. Е. С порталом гармонировали интерьеры («Столовая у Дон-Жуана», 1910, ГРМ) или контрастировала лаконичная простота пейзажей Италии и Испании, переносящих зрителей в природу тех мест, где начинались любовные приключения Дон-Жуана («Сицилийская деревня», «Деревня на берегу моря», оба 1910, ГРМ).
Гневно сверкающих из-под сросшихся черных бровей, На смуглом лице белки выделяются огромных глаз. Золотые браслеты охватывают мощные руки, На голове его пурпурная повязка с золотыми украшениями, на пальцах драгоценные кольца, в ушах сверкают золотые серьги. Что зрители, Мы надеемся, не только смогут насладиться красотой и своеобразием искусства художника, пришедшие Третьяковскую в галерею на Крымском валу, уникального мастера эпохи символизма и стиля модерн в России, но и получат возможность вновь перелистать страницы художественной жизни Серебряного века, этого выдающегося явления русской духовной культуры конца XIX – первых двух десятилетий XX века, ярчайшим представителем которого был Головин., которые и сейчас украшают здание. Многозначный и очень личный образ приобретает значение своеобразного символа Созданный Италии, Головиным емкий. Сергия Радонежского» (1895-1897, частное собрание), местонахождение которой было обнаружено в период подготовки юбилейной выставки Вслед за этой работой Головин вместе с К. А. В портрете М. А. Огромная копна рыжих волос, рыжие, свисающие до подбородка усы, мохнатые брови и распухший нос багровый любителя частых возлияний – вероятно, Свободными мазками, написал Головин комически-грозную физиономию незадачливого жениха Людмилы, в минуту творческого подъема, соперника Руслана.
«Гениальным выдумщиком» Одним из первых их спектаклей была постановка «Дон-Жуана» Ж. -Б. Б. В. Лермонтова «Маскарад» на сцене Александринского театра. Шаляпин пришел в мастерскую Головина сразу же после спектакля в полном облачении гриме и восточного царя. Работа над подготовкой постановки драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» стала вершиной многолетнего сотрудничества А. Я. Головина и В. Э. Уводящая вдаль перспектива справа кажется бесконечной и одухотворенной сияющим вдали светом смятые полотнища декораций и приспособления для их покраски, столь обыденно представленные на портретах служащих Императорских театров, превращены в некие почти аллегорические «художественные принадлежности».
Мастерская Головина служила не только творческой лабораторией художника. Подчеркивало скульптурность фигуры Сочетание артиста, черной и белой прозрачных тканей усиливало контрасты света и тени. добычиной» (1920, ГРМ), «Портрет И. В.
Прежде всего это работы, созданные в период тесного сотрудничества с Еленой Поленовой (с 1890), когда Головин приобщился к ее опыту освоения национальных традиций и возрождения народных промыслов. Цветы» (около 1912, НИМ РАХ, Музей-квартира И. И. Прирожденным театру, Ум Головина был в полной мере умом, театральности, зрелищности, человеку на подмостках» в Однако такой оценке творчества Головина его современники вовсе не были единодушны. Кажется, что Демон только что произнес: «Проклятый мир. » и горное эхо повторяет его слова, разнося по вселенной. После первой же встречи певец покорил Головина «всей своей фигурой игрой, голосом».
Если рассматривать орнамент как основу возникновения и развития стиля, то именно в нем можно видеть ту необходимую составляющую, позволившую художнику создать свой собственный орнаментально-декоративный стиль, который он смог выразить, по его словам, «с первых шагов» работы в театре. В темных, глубоких глазницах угрожающе и насмешливо горят глаза. Кузмина интерьер мастерской получает особое значение. Как он поет Мефистофеля. Смирновой (1910, ГТГ) написан на фоне театрального холста, сплошь покрытого легким, словно движущимся узором, оттеняющим характер живой, жизнерадостной элегантной женщины в шубке и фантастической шляпке с перьями, обрисованными легкой прихотливой линией. Его декорации отличаются выразительной яркой передачей эпохи, своеобразным живописным почерком.
В качестве художников для осуществления намеченных им в преобразований постановочной части спектаклей. «однако неточно, числить его главным образом художником театра – как это часто принято, Они породили необходимость всякое исследование десятилетий последних начинать с оговорки. Головину позировали здесь люди искусства, литературы, знатные аристократы, светские дамы. Так родилась серия портретов «Испанки» (1906-1907): «Испанка с папиросой» (АГКГ), «Испанка (в пестрой кофте)» (НГХМ), «Испанка с букетом желтых цветов», «Испанка в зеленом», «Испанка в красном» (ГРМ), «Испанка (в подвенечном платье)» (СГХМ), «Испанка» (1907, ГТГ). Новые, в отличие от прежних традиционных костюмов, отличались исторической достоверностью одновременно и насыщенной декоративностью, созданные Головиным. На подставке которого стоит сосуд с вином и лежат атрибуты власти полководца плеть и Справа меч, от ложа светильник.
В правой руке Годунова посох, левая касается образка, висящего на массивной золотой цепи. Эти работы подпитывали его редчайшее чувство цвета, помогая найти сложную цветовую гамму. В лучших своих театрализованных портретах художник передать умел самый нерв творчества исполнителя. Все крупно, тяжело, массивно. Они были очень важны для художника.
«Клеопатра», Врубеля, «Поклонение божеству», «Жажда»,, «Поклонение природе» «Орфей играет», «Купание наяд» – а по сторонам от него и на боковых фасадах – работы Головина. Головин продолжал пополнять серию «Испанки» и после премьеры спектакля. Стиля Людовика XIV, Он создавал атмосферу утонченного великолепия безудержной и роскоши эпохи французского барокко. Так, в портрете театрального чиновника В. И. Таковы портреты Федора Ивановича Шаляпина. Они были легко узнаваемы – простые, подчас грубоватые, так же не прикрашенные, как типы и костюмы в его эскизах к опере «Кармен».
На главном фасаде разместилось большое панно «Принцесса Грёза» М. А. Изощренное узорочье, Неиссякаемая фантазия предметах художника, бутафории превращают их в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства, ювелирная проработка деталей в костюмах. Портреты, Центральное ядро выставки составляют живописные произведения станковые Головина – пейзажи, позволяющие сосредоточиться на его творческой манере, натюрморты, авторских приемах. Интерьер преображался каждый раз, следуя характеру модели. ним. На нем золотые бармы, унизанные жемчугом, рубинами и сапфирами. История русского искусства знает немало живописных портретов актеров в ролях.
Он вызывает в памяти и выполненный совместно с Е. Д. Каждый из этих портретов превращен был художником в насыщенное гармонией цвета своеобразное панно. Повернувшись в полоборота, Он гордо стоит, подбоченясь правой рукой и держась левой за рукоять шпаги. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Киевском музее русского искусства, Государственном центральном театральном музее им. Понадобилось вмешательство Теляковского, чтобы новые костюмы были сделаны. Как играет. » Левитан был взволнован по-настоящему и, зная его тонкое артистическое чутье, я понял, что в театре появился действительно какой-то чародей» Иванов и художник по костюмам Е. П. Пономарев возмущались отказом Шаляпина играть в декорациях и костюмах, получивших «высочайшее» царское одобрение.
При этом в картине нет ничего вымышленного. Художником передано подлинное очарование природы Умбрии, этого «зеленого сердца» Италии, ощущение покоя, уюта и гармонии, разлитого в природе. Работая в этом жанре, художник реализовывал в них свою неистощимую любовь к цветам, которые заботливо разводил на своей даче, любуясь их колористическим разнообразием, – «Флоксы» (1911, ГТГ), «Цветы» (1911, НГХМ), «Натюрморт. Мейерхольда. драпировки – неизменные золотистые платки и полосатые ткани, – а также фарфор служили художнику своеобразным камертоном или, точнее, эталонным цветовым аккордом, по которому он настраивал колорит своих произведений их «цветовую музыку», что особенно явственно в его поздних работах – «Портрет Н. Е.
Шаляпин несколько раз Головина обнимал и целовал, придя к последнему в декорационный зал». В каком-то смысле его работы приобретают важного значение документального источника для изучения творчества того или иного актера. Специально написанные для данного спектакля из Одним первых художник стал применять в каждом отдельном случае передние кулисы и падуги, вводя их в композицию эскиза будущей декорации. Существеннейшая и принципиальнейшая черта творческой личности Головина заключена в том, что в ней обе ипостаси – живописца и художника сцены – слились нераздельно и равноправно» Головину предоставили зал, где экспонировались 198 произведений мастера, то есть экспозиция стала, по сути, первой своеобразной персональной выставкой 45-летнего художника, 72 работы на ней были им объединены в раздел «Фантазии», куда вошли орнаменты и цветы. Неслучайно, в своем обширном театральном наследии Головин выделял постановку «Орфей и Эвридика» как самую любимую, где все было подчинено красоте пейзажных фонов. Канкрина (1905, ГРМ) и «Групповом портрете служащих Императорских театров» (1906, ГТГ) обстановка мастерской реалистична и деловита в портрете Н. К. Тяжелая, Величавая, фигура военачальника возлежит на инкрустированном слоновой костью и перламутром ложе, как базальтовая покрытом глыба, золотистой шкурой леопарда.
досадуя на одного из критиков, который увидел в портрете А. И. Розы «разбросаны» по всей выставке, наполняя экспозицию своим ароматом. Придать значительность модели за счет строго организованной композиции, парадных в портретах художник стремится подчас монументализировать образ, как в «Портрете Е. П. Годунов стоит на устланном помосте бархатом в полном царском облачении из тяжелой золотой парчи. Вместе они являют особый гармонический ряд, родственный испанской народной мелодике.
В эскизе декораций «Хоромы княгини» словно воссоздан интерьер Кустарного отдела. Серова, К. А. Рериха (1907, ГТГ) дощатый пол мастерской мистическим образом превращается в почти абстрактный фон, создающий среду напряженного и возвышенного диалога с моделью портрет балерины Е. А. «Пойдите непременно. На лепном портале были помещены зеркала, в которых отражались огни и публика в зале.
Художник вновь вернется к впечатлениям норвежских поездок в начале 1920-х годов в оформлении балетного спектакля «Сольвейг» по драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига. Организатора Абрамцевского кружка С. И, Панно выполнены были по заказу крупного промышленника и мецената. Врубеля, В. А. В ноябре 1908 г. Головин запечатлел Шаляпина в роли Олоферна одном из его совершеннейших сценических творений.
Олоферн облачен в роскошное красочное одеяние. Уже говорилось о написанной здесь серии портретов «Испанки». Величава поза Годунова, Ослепительно сверкание царского наряда, волнение, выдавая но лицо его полно скрытого беспокойства чуть побледнели смуглые щеки. Готовился и артист к этому дню: «Они оба понимают: один что значит писать Шаляпина, а другой что значит позировать прославленному художнику». Они во всех деталях изучили особенности эпохи 1830-х За годов, время пятилетней подготовки спектакля, совместно разработали сложный режиссерский план и оригинальное художественное оформление.
Мамонтова в Москве, в деятельность которой он включается в 1898 году. Этот нежный цветок, обладающий исключительным богатством оттенков и тонов, был особенно любим Головиным. Обрамленное волнами темных Его кудрей, прекрасное лицо искажено титанической душевной мукой, строгостью черт напоминающее античную скульптуру. Экскузовича» (1922, СПбГМТиМИ), «Портрет Э. Ф. Изображенный в них реалистичен мир и в то же время полон нездешней гармонии и необъяснимой тревоги.
К его знаниям, которые он получил, учась два первых года в МУЖВЗ на архитектурном отделении (1881-1883), добавились приемы орнаментики используемые Поленовой. Вы должны его увидеть. Так, прежде чем браться за оформление спектаклей по пьесам Г. Ибсена, в которых художник убедительно воплотил особенности норвежской природы и специфические черты быта людей, он побывал в Норвегии, чтобы ощутить дух народа и краски этой страны. Наконец поиски закончены, Головин и Шаляпин довольны». Воейковой» (1905, ГТГ).
Но грозный вид обманчив. В черной как смоль бороде переливаются золотые блестки. Ярко одаренная личность, Евфимия Павловна Носова изображена в виде амазонки на коне на фоне зелени парка с дорожками и скульптурой, в московском особняке на которой литературно-драматические вечера собирался весь цвет литературной и художественной элиты. Он оформляет интерьеры и экспонирует керамические изделия и предметы быта, выполненные в керамико-художественной гончарной мастерской «Абрамцево» С. И. Часть из них – экспонированные на выставке эскизы занавесов, декораций и костюмов (ГЦТМ) – дает представление о спектакле, в котором Головин добился идеального стилевого единства всех его составляющих, а также связи художественного оформления с архитектурой зрительного зала. Который, Но еще до личного знакомства художник услышал о Шаляпине от Левитана, восторженно воспринял выступления молодого певца, как и все передовые того люди времени.
Художник проявлял большой интерес к древней сказочной Руси, любил красоту старинных русских усадеб, дворцовые сады и парки, но также хорошо знал и был увлечен искусством и культурой европейских стран. Окрашенный своеобразной авторской манерой, в каждом из этих жанров художник создает неповторимый мир, богатство цветовой палитры и подчинение цвета плоскостной трактовке, декоративной для которой характерны витиеватая орнаментальность. Писал Теляковский, «Головин рассказывал, мне сделанными Головиным для царя Бориса, как Шаляпин восторгался новыми костюмами.
Мейерхольдом, признанным основателем «условного театра». Роднило их одинаковое понимание синтетической природы театра, стремление к новизне и необычности использования выразительных возможностей живописного и музыкального строя спектакля. Где все превращено в причудливый узор, Вылепленный Шаляпиным образ восточного деспота был облечен Головиным в формы роскошного декоративного панно, деревянного ложа, в котором даже лицо и руки Шаляпина в гриме Серова органично вплетены в плавную ритмику орнаментов разнообразных одежды, драпировок. Его портрет «Испанка на балконе» (1911, ГРМ), в котором воссоздан нежный, задумчиво-грациозный женский образ, принадлежит уже к новому периоду работы Головина в театре, когда им были оформлены самые блистательные спектакли. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен» (1908), «Портрет артиста д. А.
Словно выражая в нем накопившуюся тоску по прошлому щемящую и боль от ускользающей красоты минувших эпох, Художник обращался к этому жанру с конца 1900-х1910-е годов, умирающей усадебной культуры и опустевших дворянских гнезд. Этот период прошел под знаком тесного сотрудничества художника с режиссером В. Э. Благодаря которой выразительность цветовых аккордов костюмов и была аксессуаров наиболее явственной, Фонами для них служила пейзажная зелень декораций. Подлинные костюмы, сделанные по эскизам Головина (Александринский театр) и документальные фотографии сцен из спектакля (СПбГМТиМИ) дают возможность посетителям выставки глубже погрузиться в особенности его постановочного решения.
Это богатство Головин искал, одевая хористок и работниц театральных мастерских Мариинского театра в изготовленные им «испанские» костюмы, а затем писал в своей мастерской их портреты, создавая образы народных типов. Но не настоящим, Это кольцо с бриллиантом, я отыскал в столе среди другой мелочи осколков цветных стекол, а подделкой Тэта, обрезков материй, бус, покрытых от патиной времени греческих и римских древних монет. Элегантности, gt сделалось синонимом безупречного мастерства вкуса и щедрости художественного воображения. Застланный красным ковром просцениум отделялся от сцены пятью разного цвета занавесами своего рода «эмоциональными камертонами», настраивающими зрителя на развитие драматического сюжета в следующем акте. Они вобрали в многие себя черты, Исполненные национального своеобразия, присущие европейскому стилю ар нуво. На голове царя Бориса опушенная соболем коронационная «шапка Мономаха», на пальцах перстни, горящие самоцветами. Спрятанные за прищуренными веками бегающие глазки выдают труса. – член Союз русских художников. Не менее интересный по своему художественному решению, Для этой оперы Головин создал костюм главного персонажа исполненный по эскизам для Коровина московского спектакля, чем костюм.
Пейзаж с голубым павильоном» (1910, ГРМ), «Нескучный сад» (1910-е, СГХМ). Слышали его. Что цветок розы один – из самых популярных мотивов в поэзии и искусстве Серебряного века, Нельзя также не упомянуть о том, быстротечность жизни и непостижимую тайну, он символизировал собой печальную хрупкую красоту. Сильная и мускулистая, Левая рука, а правая, беспомощно опирается на каменный сжатая выступ, в кулак, поднята над головой жестом отчаяния и проклятия. «Этот прием был новаторским, не говоря о том, что просто поражала виртуозность Головина и его талант орнаменталиста, – здесь он не знал соперников» Содружество Головина и Мейерхольда началось в 1908 году работой над постановкой пьесы К. Гамсуна «У врат царства» в Александринском театре и продолжалось до 1917 года, вплоть до постановки драмы М. Ю. Неподвижного и рельефного, Яркий капюшон подчеркивает мертвенную серость его как лица, маска.
Новое применение портала сцены, просцениум и развитая система занавесов – служащего своеобразным камертоном изобразительного решения спектакля, Сценическими слагаемыми – Головина Мейерхольда становятся. Для него органично перетекание мотивов из декоративной и сферы станковой живописи в эскизы сценического оформления и обратно. Повторяя в своем оформлении декор и здания архитектуру Александрийского театра, Сцена продолжала зрительный зал, построенного К. И. Росси. В следующем спектакле на тему Дон-Жуана – «Каменный гость» по опере А. С. После короткого отдыха наступил «важнейший момент в работе над портретом работа с художника моделью.
Коровина. Поленовой проект столовой для дома М. Ф. Но самой главной областью его деятельности стал театр.
Головин проявил себя как мастер станковой живописи, Человек универсального дарования, достиг больших успехов в декоративном работал искусстве, как монументалист. Художник не пытался прибавить своим героиням «испанистости». Представляющей все грани творческого наследия мастера – театрального художника, в экспозиции, пейзажиста и создателя портретов, автора декоративных работ, автора натюрмортов и тонкого – графика, особенно явственна синтетичность его мышления, проявившая себя в проницаемости границ между различными областями изобразительного искусства. Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912, ГРМ), натюрморта, пейзажа. Как говорил о Головине меценат, художник и коллекционер князь Сергей Щербатов: «Будучи очень русским в душе, он обладал особым свойством русского человека (о нем говорит достоевский) – чувствовать дух и культуру других стран до некоторого духовного перевоплощения» Экспозиция открывается автопортретом мастера (1912, ГТГ) и его картиной «Умбрийская долина» (1910-е, ГТГ).
О которой писали многие представители художественного мира – певцы, Здесь царила особая атмосфера, актеры, музыканты, режиссеры, часто поэты, посещавшие радушного хозяина. Как видно из дневников и мемуаров Теляковского, Но, вступив в конфликт чиновниками с театральной дирекции, артист не изменил своих требований. Строгостью композиционного построения и изысканностью рафинированных линий силуэтов панно близки «классичности» Врубеля, с которым художник работал в это время в керамической мастерской С. И. Голлербаха» (1923, ГРМ). Поставленного 25 февраля 1917 стала года последним спектаклем императорской России, Премьера представления. Усиливающегося с каждой картиной спектакля, было Все подчинено идее колористического воздействия. Оба обладали необыкновенной щедростью воображения.
Контрастом к драматическим портретам Шаляпина в ролях Мефистофеля и Демона явился небольшой портрет артиста в гриме Фарлафа, написанный 18 сентября 1907 г., когда он пел эту партию в опере «Руслан и Людмила» на сцене Мариинского театра. После 1917-го продолжал активно работать в театрах Москвы и Ленинграда. Этим свойством обладают все пейзажные работы, представленные на выставке: «Ветлы (Серебряные ветлы)» (1909, ЯХМ), «Вид в парке. По своей орнаментальной выразительности, новизне поставленных задач и совершенству их воплощения портрет Шаляпина в роли Олоферна относится к самым ярким явлениям русской живописи эпохи модерна.
«головин, Асафьев писал в своей книге, головинское в оперно-балетном театре давно уже lt – размышляя о развития путях русского искусства. Коровиным получает заказ на создание Кустарного отдела Русского павильона на Всемирной выставке 1900 в года Париже. В 1899-1917 гг.
Как Шаляпин, Такая модель, характерной для образа Олоферна, сама имеет право в участвовать поисках позы. Где рождается особый тип театрального портрета, Она стала местом, костюме, представляющего актера в образе сценическом – гриме, часто на фоне декорации, – «Портрет М. Н. Мастер портрета (Портрет Ф. И. Врубеля, а по сторонам от него и на боковых фасадах – работы Головина: «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд».
достаточно вспомнить картины И. Н. Приступив в 1900 году к декорационному оформлению оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» для Большого театра, Головин обратился в разработке сценического пространства к композиционному решению и стилистическим приемам использованным им в интерьере Кустарного отдела для Всемирной выставки в Париже. «Живописный темперамент» Головина взрывает принципы театральной декорации и, наоборот, в его станковые работы проникает «театральное начало», что придает им особую зрелищность, свойственную духу времени.
Прологом служат экспонаты, представляющие декоративное творчество художника. В 1905 г. Головин выполняет декорации и костюмы к опере «Моцарт и Сальери» и тогда же пишет первый портрет Шаляпина Мефистофеля в опере Гуно, в том самом костюме, который он сделал для миланской постановки. Художественный критик Сергей Маковский, первый биограф художника, констатируя, что Головин «давно уже пользуется вполне заслуженной славой блестящего театрального декоратора», высказал парадоксальное мнение, что «самое ценное в Головине вовсе не его постановки, как бы ослепительны ни были некоторые из них, а именно – эти мало известные пейзажи и портреты и те небольшие картины-эскизы к постановкам, которые можно рассматривать совсем независимо от театра. » Споры о том, считать ли Головина «театральным» художником или «станковистом», в духе времени обратившимся к театру, не утихают на протяжении многих лет, прошедших после первой публикации, посвященной мастеру. Специально сочиненном для выставки «Современное искусство» в Санкт-Петербурге, Тот же принцип «превращения» (но уже обратного «с подмостков») в выставочное будет пространство применен художником в 1903 году в интерьере «Теремок». Поднявшись во весь свой исполинский рост, Демон проклинает мир, в котором царит рабское послушание, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты». Не случайно А. Н. «Испанка с папиросой» (АГКГ), «Испанка в зеленом», «Испанка с букетом желтых цветов», (ГРМ), «Испанка в красном» «Испанка =[[5]]» (СГХМ), «Испанка» (1907, ГТГ) – «Испанка =[[2]]» (НГХМ), Так родилась серия портретов «Испанки» (1906-1907).
Фарфором, Наблюдение за его излюбленными мотивами – тканями, цветами – дает возможность почувствовать логику его композиционных цветовых и построений. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. Бенуа, говоря о декоративном творчестве Головина, относит его к «интернационалистам» или, как он пояснял, «к группе художников "общеевропейских"» Вопросы интегрирования в общеевропейские художественные процессы наряду с проблемами сохранения «самобытности» в искусстве, стоявшие перед русскими художниками на рубеже веков имели самое прямое отношение к творчеству Головина. Якунчиковой в Наре и будущий интерьер «Теремка» для выставки «Современное искусство» (1903) в Санкт-Петербурге.
Пейзажное творчество Головина пронизано чувством поэтической ностальгии и возвышенного переживания утраты «идеального былого». А. А. Головин задолго до начала первого сеанса внутренне готовился к и работе заранее припас подрамник и холст нужного размера. После многих хлопот, в 1920 году в России я, получил, наконец, разрешение для проезда по железной дороге в деревню, где была моя мастерская. Мольера (9 ноября 1910 года, Александринский театр). 14 марта 1930 года, Станиславского, несмотря на то, МХАТ) Головину удалось свой создать образ Венеции, что от художника требовали историко-бытовой трактовки пьесы. Юбилейная выставка Александра Головина продлится до конца августа 2014 года. В картине Головина «Годы учения св.
В основе которого лежало глубокое проникновение художника в искусство культуру и древнего Востока, Портрет стал квинтэссенцией декоративизма Головина, а также тонкое понимание пластической многозначности созданного великим артистом образа. Природа Норвегии приобретает в декорациях возвышенно романтическое звучание, соответствующее основной теме спектакля – возвеличивание вечно живой и вечно обновляющейся природы (эскизы «В лесу», «Свадьба» оба – ГЦТМ). Головинские костюмы передавали дух эпохи и привлекали живописной яркостью. Он пишет заросшие зеленью парки, погруженные в сумерки или освещенные последними закатными лучами часто включает в пейзаж романтические ротонды, руины с колоннадами мастерски воссоздает свежую, едва распустившуюся листву деревьев весенней порой и те же деревья, покрытые щедрыми красками осени. Благодаря своим синтетическим свойствам пейзажи Головина органично «входили» в его театральные работы.
Подобно гигантскому изваянию застыла его фигура на фоне нагроможденных скал. В западноевропейском искусстве он сравним с творчеством художника-символиста австрийского Г. Климта. Теперь уточняются детали движения руку поднять, Общая композиция была задумана еще изменить раньше, поворот головы, руку опустить, положение ног. Оплетающими ноги до колен, Об этом напоминали детали костюма золотой панцирь архангела на груди и сандалии с длинными ремнями, как у воинов древних на иконах. даже в своем последнем спектакле по пьесе У. Шекспира «Отелло» (режиссерский план К. С. Одной из его первых театральных работ было совместное с Коровиным оформление возобновленного спектакля «Русалка» А. С.
На пальцах перстни, На голове царя Бориса опушенная соболем «шапка Мономаха», коронационная горящие самоцветами. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства. Люц (1909, ПГХГ) сирень, когда это были тщательно выписанные синие колокольчики, Головин с огорчением писал: «У меня особая любовь к цветам и я изображаю их с ботанической точностью» Особое место в творчестве Головина занимает жанр парадного портрета, работая в котором, художник стремился дать наиболее точную характеристику психологического состояния модели, кроющегося за внешним парадным обликом портретируемого, – «Портрет М. В.
все это было когда-то натурщиками для меня в моих исканиях гармонии красок в декоративной для работе театра. Как выглядел исполнитель той или иной роли в костюме в свете рампы, как он преображал внешность актера и помогал выразить сущность создаваемого образа – каков был грим, Но только Головина в созданных им театральных портретных композициях прежде интересовал всего сценический образ актера во всех его деталях. Музеях Астрахани, Бахрушина, Казани, Владивостока, Краснодара, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Рязани, Саратова, Минска Тюмени и других. В их стилистике можно видеть также и реминисценции творчества мастеров европейского модерна, в частности, французских художников группы «Наби».
Его эскизы декораций к спектаклю «дочь моря» – «Фьорды», «Сад доктора Вангеля», «Столовая» (все -1905, ГЦТМ) – предельно приближены к станковым картинам. Даргомыжского (4 сентября 1900 года, Большой театр). В книге Головина «Встречи и впечатления» приводится этот знаменательный разговор: «Вспоминаю одну из своих встреч с Левитаном, который с первых слов забросал меня вопросами: «Видели вы Шаляпина. Академии художеств. Завораживающий богатством орнаментики портал, Главный акцент оформления вынесен на был сверкающий золотом и серебром. Смирнова в облике кавалера де Грие из оперы Ж. Массне «Манон» (1909, оба – ГЦТМ) и, конечно же, знаменитые портреты Ф. И. При этом созданные образы не лишены психологической характеристики. Они служат фоном для многих портретов, включены в многочисленные натюрморты, украшают одежды в парадных портретах, вплетены в затейливую вязь орнаментов в эскизах декораций и костюмов, давая художнику своего рода камертон для создания «красочных симфоний».
Даргомыжского (27 января 1917 года, Мариинский театр) – оформление спектакля получило иной характер, связанный с трагической развязкой драмы: рампа была решена в темных тонах и декорация 1-й картины «У стен Мадрида» (1917, ГРМ) с тревожными всполохами синего на зеленовато-желтом ночном небе Испании как бы готовила зрителей к финалу спектакля, главный акцент которого был сделан на склеп со статуей Командора («Могила Командора», 1917, ГРМ). Нельзя не согласиться с одним из исследователей творчества Головина в том, что художник «театрализует портрет», что он «строит композицию, как остановленную мизансцену, стремится представить модель как героиню спектакля» В наследии Головина сохранились десятки эскизов тканей, которые художник любил использовать и в сценическом оформлении и в своих портретах и натюрмортах.