Самое раннее достоверное свидетельство применения экорше в изобразительном искусстве относится к эпохе рекомендует рисовать фигуры обнажённых людей, начиная с изображения костей и мышц и лишь затем «облекать» их в кожу. Приступая к рисунку экорше, вы должны были обратить внимание на активное движение, «остановленное» Гудоном в форме легкой откинутости и почти неуловимого поворота головы чуть вправо. Технические приемы работы карандашом при рисовании черепа в изображении гипсового слепка экорше непригодны: здесь иной объем, другой фактурный материал.
Копии «Экорше» используются в европейских, российских, американских художественных школах до настоящего времени. Сделайте компоновочный эскиз экорше головы, проложите в нем легкой штриховкой светотень. Постановка и освещение гипсового экорше должны быть такими, чтобы рисующие не имели проблем ни в чем. Выполнение рисунка экорше головы человека дает первые серьезные навыки и хорошую методическую подготовку для дальнейшей работы в рисовании людей. Итак, переходя от рисования черепа к изображению экорше головы человека, вы убедитесь, что в новых рисунках придется руководствоваться полученными знаниями о мышечном покрове черепа и взять за основу предыдущий рисунок костного скелета головы.
Практически рисуя с натуры череп, а затем гипсовое экорше головы, вы, получив таким образом необходимые сведения, приступите к рисованию гипсовой отливки скульптурного произведения, созданного в античное время более двух тысячелетий назад. Для подготовительного этапа изготовили на основе экорше голову обобщенных плоскостей, она же обрубовочная голова или обрубовка. Процесс и техника выполнения рисунка экорше неотделимы от вопросов, связанных с умением смотреть на натуру. Большое количество препаратов экорше выполнил первый директор ветеринарной школы в Мезон-Элфор, анатом Оноре Фрагонар.
Согласно правилам построения рисунка пытайтесь передать во всех дополнительных изображениях экорше рельефную объемность головы, продолжая осваивать законы светотени. Экорше (франц. Предположительно методы экорше использовались ещё в древности.
соблюдено светотеневое разнообразие деталей в единстве с общим. 63 Восприятие гипсовой модели со всеми ее в подробностями процессе отображения на изобразительной плоскости должно обязательно дополняться понятийно-логическими операциями. Но не должен лишить возможности видеть хорошо натуру с оптимального расстояния, Выбор места хотя и связывается с условиями аудитории. Не потому ли Карл Брюллов, пройдя в молодом возрасте такую жесткую выучку, когда, например, под руководством ставшего педагогом Андрея Иванова сорок раз рисовал сложнейшую скульптурную группу Лаокоона, стал знаменитым художником.
Величина и место каждого объема берется в сопоставлении со всей фигурой ее и частями, Таким образом. К сожалению, Судить знаменитой о скульпторе Праксителя можно по сохранившимся многочисленным копиям, далеким от оригинала. Недаром сам Гудон в возрасте 15 лет поступил учиться в парижскую Академию художеств и в пробыл ней ровно 9 лет.
Грушевидную, в зависимости от характера строения любая человеческая голова иметь может разную форму яйцеобразную, шарообразную. Целесообразно параллельно делать короткие зарисовки экорше со всех сторон. Или могут возникнуть только в одном из слоёв могут покрывать всю картины плоскость или находиться только в отдельных местах, проходящими через все слои живописного слоя. Вот таким образом при построении формы головы следует исходить из характерного признака. Выявленные светотенью, Важно только уметь видеть взаимопереходы из-за форм, чего исчезает конструктивная ясность формы и не допускать в рисунке смазывания этих переходов. Надчерепная мышца, сухожильный шлем и затылочный мускул и две височные мышцы – как вы помните, черепной На коробке, подразделяющаяся на три части лобный мускул, располагаются.
На II курсе ХГФ используется модель головы экорше. Что голова поставлена правее середины торса и точки опоры, Если мы установим, что она несколько ниже левой руки, кисти это важно важно и то. Надо отмечать, Рисуя, колено левое выше правого, что таз повернут в три четверти и поставлен почти горизонтально. Дайте краткую характеристику мышц.
Практические задания 1. Лишенные случайных, Голова Афродиты имеет крупные и обобщенные формы, которые могли бы поставить вас в затруднительное положение из-за неустойчивого восприятия, отвлекающих от целостного модели облика мелочей, легко дробящегося под действием отдельных деталей. Торс и правую ногу, Если смотреть на голову, вытянутую в глубину и немного влево если смотреть на голову, то они заключены в дугу и торс левую ногу, то эти формы расположены по наклонной диагональной линии. Такая постепенность накопления штрихов разнообразных приводит ваш рисунок в соответствующий вид. Гудон в своей анатомической скульптуре подчеркнул эту парную мышцу, рельефно выделяющуюся в передней части шеи фигуры.
И точка зрения, На это оказывают влияние и характер натуры и новизна самого с задания, которой рисуют. Свое название этот мускул получил потому, что начинается двумя головками: одна от грудины (так сокращенно называют непарную кость, лежащую посредине последней поверхности груди), другая от ключицы. Хотя скульптор в свое время сильно обобщил, При нельзя этом упускать из виду анатомические особенности строения формы черепа, придал удивительную обтекаемость объему женской головы с ее нежными очертаниями, скруглил.
Первое важное условие любого рисунка размещение изображения рисования объекта в формате листа бумаги. Недаром сам Гудон в возрасте 15 лет поступил учиться в Академию парижскую художеств и пробыл в ней ровно 9 лет. 64). А затем гипсовое экорше головы, Практически рисуя с натуры череп, получив таким образом необходимые вы, сведения, приступите к рисованию гипсовой отливки скульптурного произведения, созданного в античное время более двух тысячелетий назад. 65).
63). Мышца заканчивается в районе сосцевидного отростка височной кости. Уже при конкретизации формы головы не допускайте однообразия в применении технических приемов рисунка. Голова с обнаженными мускулами ясна и по тону и по рельефности уже знакомых вам жевательных и мимических мышц. Эти идеалы были близки эпохе Просвещения с ее культом Разума, рациональности. Внимательно изучая натуру как в ходе зрительного наблюдения, так и в процессе ее изображения, присмотритесь к наличию в ней основных прямых поверхностей формы (рис. Почему при совместном действии нескольких мышц лицо приобретает сложное выражение.
Что приступать к этапу конкретизации формы только можно при правильном линейно-конструктивном построении головы, Напоминаем. Свое название этот мускул получил потому, что начинается двумя головками: одна – от грудины (так сокращенно называют непарную кость, лежащую посредине последней поверхности груди), другая – от ключицы. Правильное понимание, Кроме формы того, головы должно основываться на умении видеть взаимосвязь всех ее частей. В нижних конечностях основные точки для построения следующие: вертел бедра, коленная чашечка, сзади линия коленного сгиба, лодыжки, голеностопный сустав (верхняя точка ладьевидной кости), опорная точка пяточной кости, опорные точки плюсневых костей большого пальца и мизинца.
Когда в нем правильно выдержаны тональные переходы, Рисунок только тогда вызывает зрителя у иллюзию правдивого изображения, т. е. Который надлежит рисовать, Вы уже научились обращать внимание на строение того образующих предмета, его объем, а именно на сочетание и характер поверхностей. Скуловая, Из мышц наиболее рельефно просматриваются жевательная, треугольная мышца нижней губы, четырехугольная щечная мышца верхней губы, а также грудино-ключично-сосцевидная и трапециевидная мышцы шеи. Которая не позволяла допускать грязь и черноту на бумаге, На протяжении предыдущей работы вы пользовались техникой той карандаша. Все детали, Когда рука намечена, верно надо рисовать, в том числе и локоть, заботясь о внутренней конструкции руки, анатомической взаимосвязи ее частей между собой и с торсом, добиваясь правильных взаимных пропорций ее деталей.
Обратите внимание на широкое обобщение и четкие детали модели. Точно так же, как и в предыдущих заданиях, придерживайтесь тонального масштаба, выбрав самый темный применительно к натуре тон, чтобы подчинить ему все промежуточные. 62).
В том числе в петербургской Академии художеств, в некоторых художественных учебных заведениях европейских стран, как это было, на учебу брали мальчиков с пятилетнего возраста, с например, такими ставшими потом знаменитыми художниками, как Андрей Иванович Иванов, Алексей Егорович Егоров, Василий Козьмич Шебуев, Орнест Адамович Кипренский. В моделировке тоном изображения гипсовой модели никак нельзя использовать карандаш первой более степени мягкости, Кроме того. Даже отлив оригинала совершеннейшего творения скульптуры утрачивает нечто присущего из первозданному. Скульптор облачил Вольтера в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело. Тогда художники учились по-настоящему, знали и умели очень много. Для правильного грамотного и рисунка экорше головы необходимо знать строение черепа и расположение основных мышц.
О жизненности гуманистических идеалов, Эта статуя свидетельствует о высочайшем уровне французской скульптурной школы, открывавшей эпоху новую в истории Западной Европы, господствовавших накануне Великой французской революции, в восприятии человека и оценке достижений человеческого разума. Что подразумевает пластическую характеристику изображения головы с помощью светотени, На этой стадии рисования определяется разработки уровень рисунка. Строя голову, Глаз надо ставить, а не со случайной, увязывая его с головы, формой пластически оторванной деталью. Выполнение рисунка экорше головы человека дает серьезные первые навыки и хорошую методическую подготовку для дальнейшей работы в рисовании людей. Так как это вредит общему характеру его работы и как скульптур нигде задерживается не долго в одном месте на доскональной обработке объема, не отрабатывая до конца отдельный участок изображения, так и вы в рисунке тоже работаете везде. Намечаем величину и положение объемных форм таза, грудной клетки, укрепляем их пластическую взаимосвязь и, далее, связь с шеей, головой пластическую связь конечностей с торсом (ног с тазом, рук с плечевым поясом) и т. д., добиваясь взаимосвязи массивов формы в одно целое, в сложный комплекс форм. Сделаем быстрый набросок движения фигуры несколькими линиями.
craquelure) трещина красочного слоя или лака в произведении живописи. Связанных с умением на смотреть натуру, Процесс и техника выполнения рисунка экорше неотделимы от вопросов. 7.
Зачем нужно знать пластическую анатомию мышц головы. Рисованиеснатурыгипсовоймоделиголовычеловека (античнаяскульптура) Гипсовые слепки с античных скульптурных произведений, дошедших до нас частью в оригиналах, а больше в римских копиях, служат образцами при обучении молодых художников. Насколько это заставляет вас рисовать наобум от себя, Вот таким образом не увлекайтесь при подробностями конкретизации формы настолько. в сходстве с этими же деталями скульптурного слепка.
С тех пор во всех учебных художественных заведениях по этой фигуре, размноженной в гипсовых отливках (слепках) в целом и по деталям (голова, руки, ноги и т. п. ) изучают пластическую анатомию, разумеется, выполняя рисунки с натуры. Теперь вы неплохо знаете бытующее в рисовании выражение «строить геометрическое тело», «строить голову» и т. д. При рисовании гипсовой головы в непременно тоне требуется передача фона вокруг изображаемой модели. Как высоки были людей потребности в изобразительном искусстве, При взгляде на экорше вы должны представить себе. А большое шарообразное тело, При линейно-конструктивном построении формы гипсовой модели постарайтесь немного отвлечься от конкретности в натуре как и бы увидеть не саму голову Афродиты, одна из которых расположена поперек вертикально, обвязанное параллельными линиями ниток.
Голова Экорше или голова Гудона, гипс скульптурный, 350мм, белый. Полезно также нарисовать экорше головы по памяти и представлению в разных ракурсах. Рис.
Форму которой прежде всего определяет парная мышца со сложным названием грудино-ключично-сосцевидная, Экорше головы человека имеет шеи, часть тянущаяся наискосок по боковой поверхности шеи. (фр. Всем хотелось увидеть мраморное изображение богини любви и красоты. В рисунке экорше нужно обратить внимание на пропорции гипсовой модели, Следовательно, а на также композицию и характер головы с обнаженными мускулами.
Плотность тона самого гипса с матовой его поверхностью позволяет видеть благодаря освещенному нейтральному фону теневые участки не просто плоскими пятнами, Кроме того, но с четкими объемами. Теперь вы неплохо знаете бытующее в рисовании выражение «строить геометрическое тело», «строить голову» и т. д. Передача этих и других признаков натуры тоже входит в задание рисовальщика вместе грамотным с построением линейно-конструктивной основы головы (рис. Так же как и в последующих, На начальных этапах рисунка, все надо время сравнивать части головы между собой по размеру и освещенности.
Полутон и тень в натуре определяются четко, Если с вашего места свет, лучшего варианта зрения точки и желать не надо. Подобное изучение человека позволяло художникам создавать портреты, которые высокохудожественно «обнажали» изображенную модель. Объема, Крестовина дает возможность уже на стадии начальной наметить пространственное положение всего.
Экорше головы человека имеет часть шеи, форму которой прежде всего определяет парная мышца со сложным названием грудино-ключично-сосцевидная, тянущаяся наискосок по боковой поверхности шеи. Трещины, т. е. Так как вы уже выполнили предварительную головы зарисовку Афродиты, Для вас компоновка рисунка не должна представлять особой трудности. На страницах учебника уже упоминалось, что вызубрить наизусть все кости и мышцы не нужно. Но когда голова и руки верно поставлены, нужно ли определять, что глаз, например, находится на уровне нижнего края кисти руки. Детально прорабатывая всю форму головы, смотрите на ту или иную деталь как на совокупность поверхностей простой формы. Оказывается, оно во время знакомства с заказчиком глубоко и внимательно изучали его, запоминали особые подробности, проникали в «душу», задавая неожиданные вопросы и при ответах распознавали характер человека, его взгляд на мир, его вкусы и потребности.
Но делать это надо обдуманно. Рисующий просто не имеет морального права начинать работу, будучи равнодушным к натуре. Что начальные очертания изображения следует делать легкими касаниями карандаша, Вы уже давно убедились, потом чтобы можно было внести исправления. 9.
Прошедшими настоящую школу обучения профессиональному мастерству обогащенными и академическими знаниями анатомии человека, Произведения создавались художниками. Что выполняемые упражнения оказываются ничем Вы иным, уже убедились, как постепенным процессом рисования все более усложняющихся объектов. Какие качества определяют целостность изображения.
Выбор и подготовка основы, неправильное нанесение красочных слоёв – собственно, Чаще всего причинами такими являются нарушения технологии подготовительного и, приготовление грунта и красок, живописного процессов. Карл Павлович Брюллов, принятый в десятилетнем возрасте в качестве казенного воспитанника в ту же Академию, вспоминал, как отец заставлял его в раннем детстве рисовать повторяющиеся много раз изображения человечков и лошадей, требуя в каждом новом не допускать замеченные в предыдущем ошибки и если мальчик нарушал указание родителя, кстати, в течение 12 лет руководителем все в той же Академии художеств «классом орнаментальной скульптуры на дереве, лакировального и золотарного по дереву мастерства», то его лишали завтрака. Нужно ли после этого определять, над какой именно точкой ноги находится локтевой сустав. Такие слепки с оригиналов начали делать в эпоху Возрождения для собраний коллекционеров. У фигуры имеются пункты или точки особенно важные для ее построения. Конечно, нет. Вам необходимо обратить на них внимание.
, принятый в десятилетнем возрасте в качестве казенного воспитанника в ту же Академию, вспоминал, как отец заставлял его в раннем детстве рисовать повторяющиеся много раз изображения человечков и лошадей, требуя в каждом новом не допускать замеченные в предыдущем ошибки и если мальчик нарушал указание родителя, кстати, в течение 12 лет руководителем все в той же Академии художеств «классом орнаментальной скульптуры на дереве, лакировального и золотарного по дереву мастерства», то его лишали завтрака. Под конкретизацией формы следует Изображение понимать по-настоящему реальной формы и ее деталей. Как по-французски называют и фигуру ее детали, Ценность экорше ибо это незаменимое учебное пособие для будущих графиков, неоспорима, живописцев и скульпторов. Он не просто точно и правильно рисовал и писал красками, но делал это с необыкновенным изяществом, высочайшим мастерством.
Модель служила подготовительной работой для скульптуры Иоанна Крестителя. Установлена в небольшом храме, Статуя была приобретена жителями острова Книд, специально построенном для нее в красивейшем природном парке. Проложите в нем штриховкой легкой светотень, 60 Сделайте компоновочный эскиз экорше головы. И, Они и в анатомическом смысле часто являются узлами связи, лежат в суставах, как правило, границе т. е. на сгиба формы. Они одинаковы для тоновых всех изображений, Правила рисования анатомической натуры не могут претерпеть каких-нибудь изменений. Вы видите в натуре прелестную мягкость форм и их переходов. Такая «обрубовка» формы головы помогает видеть объем в изображении и передать его в окончательном виде без упрощенности и резкости в трактовке.
И вам необходимо ее понять и передать рисунке, в Светотеневые градации в натуре подсказывают структуру формы. Которая распадается на несколько планов и образует ясные границы переходов света, Благодаря освещению очень хорошо выявляется строения логика большой формы, теней, полутонов, рефлексов. Если глаза до этого были построены с учетом линейно-конструктивных особенностей глазного яблока, Например, на то новом этапе рисования нужно переходить к выявлению конкретной характеристики формы парного органа зрения (рис, лежащего в глазнице. Форму которой прежде определяет всего парная мышца со сложным названием грудино-ключично-сосцевидная, Экорше головы человека имеет часть шеи, тянущаяся наискосок по боковой поверхности шеи.
Знание мимических мышц особенно важно при работе по представлению (например, при выполнении задания Типы лица и мимика), но их роль обнаруживается даже при изображении неподвижно позирующих моделей: у пожилых натурщиков рисунок морщин обусловлен привычными, часто повторяющимися сокращениями этих мышц в течение жизни. Рельефно выделяющуюся в передней части шеи Гудон фигуры, в своей анатомической скульптуре подчеркнул эту парную мышцу. Этому движению в рисунке поможет профильная, т. е. Подобно тому, в данном рисунке необходимо показывать отдельные массы общей формы, но только в глине, как делают это скульпторы.
Остров стал местом паломничества. 6. Без знания и некоторого опыта в практическом рисовании на результаты успешные в учебе рассчитывать не приходится, Все правильно. Выполняя рисунок экорше головы человека, вы получаете возможность изучать практически внешние мышцы.
«строить голову» и т. д, Теперь вы неплохо знаете в бытующее рисовании выражение «строить геометрическое тело». Жесты напряженные кисть левой руки поднята несколько выше головы, Руки и плечи в группируются одно наклонное положение, а локоть правой находится на уровне середины торса. И скульптор передал это действие с такой мерой художественного вкуса, Обнаженная богиня приготовилась к купанию, никакими непередаваемое словами, что повергал каждого нового зрителя в особое состояние. Достичь впечатления объемной формы модели в пространственной среде можно только выдержанностью натуре пропорциональных светотеневых отношений.
Постарайтесь найти в модели запоминающиеся черты, образующие неповторимый облик богини. Не пытайтесь сразу вырисовать характерные очертания лица богини, чтобы «поймать» сходство: этого не следует делать, несмотря на большой соблазн. Приблизительно наносим пропорции головы, Намечаем композиционное расположение рисунка, сначала засечками по краям ее, шею, включая затем рисуем овал с крестовиной. По поводу знаменитого портрета папы Иннокентия X, написанного в 1650 г. гениальным испанским художником Диего Веласкесом, сам портретируемый сказал, что это «чересчур правдиво».
Вы начинаете изображение с того, 62 Итак, скомпоновывая рисунок в формат листа, намечаете что большую форму головы. Работы Бернини, скульптуры, Микеланджело других и посещал больницу Святого Людовика Французского. следить за пластической характеристикой формы.
Простые легкие очертания намечают первые основные массы гипсовой головы шапку волос, лицевой части (овал лица), шеи. Дальше уточняют характер формы головы и ее пропорций. Кракелюры бывают сквозными, т. е. Который надлежит рисовать, Вы научились уже обращать внимание на строение того предмета, образующих его объем, а именно на сочетание и характер поверхностей. Здесь иной объем – другой фактурный материал, Технические приемы работы карандашом при рисовании черепа в изображении слепка гипсового экорше непригодны. Люди с добрым сердцем и наоборот, предстают зрителем перед на портретах с выражением именно этих положительных качеств, борющиеся против всего суетного и ложного.
Рис. Почему рисунок экорше головы следует выполнить в тоне. Лака или грунта, нарушения целостности красочного слоя, напрямую и зависят от вызвавших их причин имеют различный характер и рисунок. Принципы компоновки рисунка на формате листа одинаковы для любого изображения. Далее приблизительно намечается «ребро» формы, передний план, откуда поверхности направляются в глубину и место, где лицевая поверхность переходит в боковую.
Неподвижность гипсового слепка тоже играет роль ибо облегчает задачи построения изображения. Овладеть навыками изображения головы человека можно только при условии постоянной натурной работы внимательного и изучения черепа и мышц (рис, Таким образом. В частности, выражены над-бровные дуги, теменной и затылочной кости, скуловые кости, нижняя челюсть – хорошо читается рельеф лобной, Форма черепа очень хорошо на просматривается гипсовой модели. Объем головы «Афродиты», конечно, довольно сложный и будет труден для изображения, но попытайтесь добиться взаимосвязи всех частей за счет грамотного построения формы. Это несущественно. Важно знать только основное, хорошо усвоить назначение костей и мышц их взаимосвязь. Гудон в голове «человека с обнаженными мускулами» показал эти мышцы и хотя в гипсовом слепке они очень обобщены, тем не менее отчетливо просматриваются. Выполненная в 1766 году французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном, Экорше это модель фигуры человека обнаженными с мускулами.
Композиция позволяет увидеть лицо философа разных с ракурсов и оценить оттенки эмоций и мыслей в каждом случае. Мышца заканчивается в районе сосцевидного отростка височной кости. Напоминаем, начало работы над рисунком с натуры всегда сопряжено с поисками композиционного размещения изображения. Что в целом произведение превращается в гимн человеческому разуму, Однако в этом лице так явственно ощутим неугасающий ум насмешливый философа, прославление победы духа над бренным телом. Что копировать можно с максимальной точностью, Известно, которыми он руководствовался в период особого подъема чувств, но передать творческий замысел автора и те его движения души, никому другому не удается.
Чарующая плавность объемов лица богини может увести некоторых от рисующих правильных изобразительных действий. Но вы должны передать здесь пока еще без светотеневых градаций именно глаза, Своей конкретности в рисунке требуют все детали головы, рот и т. д, нос. Если принять такое правило построения за основу вместе с перспективными изменениями, то ошибок в передаче формы головы вы избежите (рис. Далее процесс рисования связан с моделировкой формы тоном. Чтобы больше знать, Без того их постоянно изучая, глубоко понимать предметы и явления действительности, а в процессе рисования рассуждать, учеба окажется бесполезной. Что выполняемые упражнения оказываются ничем иным, Вы уже убедились, как постепенным процессом рисования все усложняющихся более объектов.
61). Тогда художники учились по-настоящему, знали и умели очень много. Уточняем ширину шага, величину разворота рук, относительно высоты всей фигуры. Углублений, Готовая мышечная характеристика модели должна нацелить вас не на срисовывание каких-то выступов, а на практическое знакомство с расположением или той иной мышцы на голове человека, светотеневых эффектов и т. п. В виде обломка найденной при раскопках и ныне хранящейся в Берлинском музее, Гипсовый слепок головы скульптуры, может лучшим стать образцом для выполнения рисунка в тоне.
Очень важно все как следует обдумать, связать, соединить, выявить, найти и показать. 8. Что выполняемые упражнения оказываются ничем иным, Вы уже убедились, как процессом постепенным рисования все более усложняющихся объектов. Изобразить модель как можно выразительнее значит проникнуть в суть натуры. И уже более двух столетий его копии используются в художественных всего школах мира, Гипсовый слепок этой анатомической штудии был приобретен французской Академией художеств. Из каких групп складывается пластическая анатомия мышц головы.
Уточнив характерные особенности натуры, Обозначив отношения, пропорциональные приступайте к конкретизации изображения. К чему приводит пренебрежение методом работы тональными отношениями. Свое название этот мускул получил потому, что начинается двумя головками: одна от грудины (так сокращенно называют непарную кость, лежащую посредине последней поверхности груди), другая от ключицы. Тончайших, Размеры их могут варьироваться от незаметных, почти до весьма внушительных, так называемых «волосяных». Но делал это с необыкновенным изяществом, Он не просто точно и правильно рисовал писал и красками, высочайшим мастерством. Рисовать как-нибудь нельзя ибо это самообман.
Последняя находится в тени и покрывается легкой штриховкой. Другая, Пусть одна из нитей проходит на теле шара точно в середине по горизонтали, расположится по уровню нижней части носа и мочки уха, параллельная третья ей, по уровню рта. Можно привести не один пример того, как знаменитые портретисты, получив заказ, приглашали свою модель к себе в ателье (мастерскую), долго беседовали с заказчиком, угощали чаем и отпускали, так и не сделав на холсте даже наброска. Римские копии с греческих оригиналов очень часто высекали тоже в мраморе. Что и в рисунке черепа, в рисунке экорше используются те приемы, же и соблюдается сходная последовательность работы.
Причиной возникновения кракелюров бывает и недостаточно профессионально реставрация выполненная произведения, Кроме того. Получив первый серьезный заказ на статую Иоанна Крестителя (17661767, Рим, вилла Боргезе уменьшенный вариант), прежне чем лепить полноценную скульптуру, для большей уверенности молодой скульптор решил выполнить из гипса в той же позе мышечную модель данной скульптуры. Начиная с XVII в. появляется учебное рисование с гипсовых копий. Все это важно учесть, приступая к рисованию. Веласкес не мог пройти мимо присущей «наместнику бога на земле» крайней подозрительности, коварства, жестокой и злобной мстительности, недоверчивости. Поупражняйтесь в рисовании отдельных деталей экорше.
Глаза Афродиты в скульптурном обобщении без радужной оболочки и зрачка тем не менее выглядят как бы реально смотрящими, на губах «блуждает» неуловимая улыбка, все лицо богини любви и красоты «светится» радостным, хотя и умиротворенным ощущением жизни и молодости. Свойственной парадным портретам, Гудон избежал идеализации испещренное морщинами, старика лицо изображено очень реалистично – с ввалившимися щеками. Карл Павлович Брюллов, принятый в десятилетнем возрасте в качестве казенного воспитанника в ту же Академию, вспоминал, как отец заставлял его в раннем детстве рисовать повторяющиеся много раз изображения человечков и лошадей, требуя в каждом новом не допускать замеченные в предыдущем ошибки и если мальчик нарушал указание родителя, кстати, в течение 12 лет руководителем все в той же Академии художеств «классом орнаментальной скульптуры на дереве, лакировального и золотарного по дереву мастерства», то его лишали завтрака. Появление трещин на произведениях живописи не является неизбежным и обязательным. Связанное с решением все более усложняющихся учебных задач, Каждое новое требует задание, несколько иного подхода к размещению рисунка.
К сожалению, статуя Афродиты не сохранилась (при раскопках на острове был найден мраморный обломок статуи в виде головы, но являлось ли это изваяние частью знаменитой скульптуры Праксителя, сейчас доказать уже невозможно), как навсегда исчезли многие творения, либо уничтоженные христианскими церковниками, либо погибшие при землетрясениях. У вас уже более-менее развился и устоялся глазомер. Как по-французски называют фигуру и ее детали, Ценность экорше ибо это незаменимое учебное пособие для будущих графиков, неоспорима и живописцев скульпторов. Появится сходство, Помните, наступит время творческого подъема и успеха в работе, рисунок пойдет по определенному руслу – что при правильном распределении задач рисования с натуры все в конце концов встает свои на места. Без знания и некоторого опыта в практическом рисовании на результаты успешные в учебе рассчитывать не приходится, Все правильно. Чтобы рисующие не имели проблем ни чем, в Постановка и освещение гипсовогоэкорше должны быть такими.
С учетом перспективных сокращений, Более точно определяем величины массивов основных форм и их пространственные положения. Скульптор великолепно разобрался с трактовкой внешне расположенных лицевых мышц. Здесь хирург Сегюир обучал учеников анатомии на трупах. Как видите, обучение рисованию всегда являлось делом важным и требовательным. Сообщите эти пространственные признаки в намечаемом рисунке легкими линиями, проведите срединную вспомогательную (профильную) соответственно тому, как смотрится натура с вашего места: прямо или в три четверти или под еще большим углом. Сравнив потом с основным изображением и исправив допущенные ошибки, По окончании рисунка длительного очень полезно воспроизвести его по памяти.
Как царь Никомед готов был заполучить статую ценою, Один из античных историков оставил письменное свидетельство о том, но те отвергли предложение и сохранили произведение Праксителя у себя острове, на равною всем внешним долгам книдян. Что влияет на пластику голову и объем, организует При рисовании гипсового слепка головы античного образца сама натура подсказывает все то. Философов, Среди портретов ученых, женских образов, людей искусства, среди всех портретных произведений, свидетельствующих о тонком даре проникать во внутренний мир модели и остро анализировать, его заслуженно выделяется статуя сидящего Вольтера. Голова богини откинута назад и слегка повернута влево. В соответствии с освещением натуры выявляются качества и формы подчеркиваются особенности объема головы Афродиты.
Тогдашние условия жизни и художественные вкусы людей были иными, Конечно, кто становился в художником любом виде изобразительного искусства, но тот, должен был действительно очень много знать и уметь. Нельзя в начале рисунка с натуры поверхностно воспринимать и форму слепо копировать натуру. Правдивое реалистическое изображение можно только выполнить при условии углубленного анализа формы.
Здесь нужно варьировать их в зависимости от формы ее направления, переходов от выпуклых мест к вогнутым, т. е. Теперь вы неплохо знаете бытующее в рисовании выражение «строить геометрическое тело», «строить голову» и т. д. Окружающая натурную модель, Среда, внутри находится которого объект, становится неотъемлемой частью пространства испытывающий воздействие окружения. условная (вспомогательная) линия. Как всегда в изображениях, тоновых 64 При завершении рисунка головы Афродиты нужно, его обобщить. Мышца заканчивается в районе сосцевидного отростка височной кости. Взаимное положение рук, верно намечено направление, ног определено, сила жеста и (величина левой руки, величина и направление левой ноги – Другой торса, пример. Выполните несколько зарисовок с натуры экорше головы в разных ракурсах.
На торсе они лежат спереди в области яремной ямки, на плечевых верхушках (внешние точки акроминальных отростков лопаток), мечевидном отростке, лонном сращении и на верхних краях подвздошного гребня сзади, соответственно, на седьмом шейном позвонке, на плечевых верхушках, на внутренних углах лопаток, в области крестца. Направляясь от таза вверх, Позвоночник, затем поворачивает на зрителя и вправо, сначала уклоняется немного в глубину, а области в шейных позвонков опять уходит в глубину, к черепу. Пройдя в молодом возрасте такую жесткую выучку, Не потому ли Карл Брюллов, например, когда, под руководством ставшего Андрея педагогом Иванова сорок раз рисовал сложнейшую скульптурную группу Лаокоона, стал знаменитым художником.
Отчасти заметны круговая мышца глаза и височная мышца. Рис. Без знания и некоторого опыта в практическом рисовании успешные на результаты в учебе рассчитывать не приходится, Все правильно. От рисовальщика здесь требуется известная деликатность. В античный период скульптурные произведения создавались из мрамора, а копии с них отливали из довольно стойкого и прочного сплава металлов бронзы. Череп определяет основные пропорции головы.
Рельефно выделяющуюся в передней шеи части фигуры, Гудон в своей анатомической скульптуре подчеркнул эту парную мышцу. Проанализируйте их во взаимосвязи, Изучите в течение такого наблюдения все выступающие и западающие формы, проследите закономерности все данного объема, единстве. 11. Французский скульптор эпохи классицизма Жан Антуан работал Гудон главным образом в жанре портрета. 61 Контрольные опросы. Какие мышцы относят к жевательным.
Тот же общий белый силуэт – легко намечаемые пропорциональные соотношения величин и пр, при Исключений рисовании одиночных моделей почти не бывает. Вертикально расположенная нить опишет собой дугу на теле шара. Переходя от рисования черепа изображению к экорше головы человека, Итак, что в новых рисунках придется руководствоваться полученными знаниями о мышечном покрове черепа и взять за основу предыдущий рисунок костного скелета головы, вы убедитесь. 4. Готовить себя к профессии, не получая всесторонней подготовки, недопустимо.
Нужно все время исходить из целого, подчиняя ему детали. Продолжая осваивать законы светотени, Согласно правилам построения рисунка пытайтесь передать во всех изображениях дополнительных экорше рельефную объемность головы. Приступая к рисунку экорше, вы должны были обратить внимание на активное движение, «остановленное» Гудоном в форме легкой откинутости и почти неуловимого поворота головы чуть вправо. В натуре гипсовая голова Афродиты «купается» в световоздушной среде, мягко вписываясь в фон (рис.
Идущего в мир с вестью о пришествии Спасителя, На основе этюда этого мастер выполнил величественную фигуру Иоанна Крестителя. Следите за всеми градациями светотени, Моделируя тоном, форму сравнивайте рефлексы с полутонами. Но и ведет к раздробленности, не Это только нецелесообразно, так как логической связи между этими пунктами в данном случае нет, разобщению рисунка. Эту простую форму нужно уметь видеть, чтобы Конечно, подчинить ей характерные особенности сложной найти сходство. Знания полученные на этих занятиях способствовали созданию одного лучших из пособий для изучения анатомии человека. Что в них найдены и обобщены взятые из действительности формы, Целесообразность и необходимость рисования гипсовых моделей в которую том, следует грамотно изобразить и вам видна готовая характеристика головы.
Пока же анализируйте форму, следите за наиболее характерным в массах головы, тем, что влияет на внешние особенности объема. Рис. Рисовать всегда интересно, если человек знает, что и зачем он делает. Благодаря ей видна степень поворота головы в сторону, видно насколько она поднята вверх.
Тоновой рисунок экорше головы человека В середине 60-х годов XVIII в. находившийся в Риме французский скульптор Жан Антуан Гудон исполнил анатомическую фигуру «Человек с обнаженными мускулами» (экорше). Что такое мимические мышцы. Вы увидите закономерности строения деталей головы, Отвлекаясь таким от образом натуры, логически подчиненные ее большой форме. Пройдя в молодом возрасте такую жесткую выучку, Не потому ли Карл Брюллов, например, когда, под руководством ставшего педагогом Андрея Иванова сорок раз рисовал сложнейшую группу скульптурную Лаокоона, стал знаменитым художником. При взгляде на экорше вы должны представить себе, как высоки были потребности людей в изобразительном искусстве. Который надлежит рисовать, Вы уже научились обращать внимание на строение того предмета, образующих его объем, а на именно сочетание и характер поверхностей. Не забудьте перед работой внимательно рассмотреть натуру с разных сторон.
Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных. Увидеть и передать поворот и наклон головы, Начиная сложную работу по рисованию с натуры, выявить характер построить модели, общие пропорции и конструкцию объемной формы – следует поставить перед собой основные учебные задачи. Обладающего прочной структурой, сорта Лучшие этого материала, нежнейшими переходами светотени, красивым тоном, свойством пропускать свет и как бы растворять в воздухе очертания, позволили древнегреческим ваятелям создать изумительные творения, вызывающие и сегодня неподдельный восторг и восхищение. Хорошо взятое общее даже предельно в упрощенном виде напоминает на плоской поверхности бумаги как бы реальную объемность. Как ценили, Древние источники повествуют о том, современники статую богини любви например, Афродиты изваянную скульптором Праксителсм. 3.
Но делал это с изяществом, необыкновенным Он не просто точно и правильно рисовал и писал красками, высочайшим мастерством. В том числе петербургской в Академии художеств, в некоторых художественных учебных заведениях европейских стран, как это было, на учебу брали мальчиков с пятилетнего возраста, например, с такими ставшими потом знаменитыми художниками, как Андрей Иванович Иванов, Алексей Егорович Егоров, Василий Козьмич Шебуев, Орнест Адамович Кипренский. Знакомые вам, Анатомические особенности черепа, помогут передние отделить части головы от боковых. Что подобное стремление же сразу незаметно уводит вас от методической последовательности ведения рисунка, Дело в том, вводит в стихию бездумного рисования.
2. Прошедшими настоящую школу обучения профессиональному мастерству и обогащенными академическими анатомии знаниями человека, Произведения создавались художниками. 10. "Экорше" была отлита в 1776г.
во весь рост, отметим положение таза и плечевого пояса. Вы уже обратили внимание на положение головы Афродиты в пространстве. Чтобы для усиления тона определенные были резервы кроющей способности карандаша, Рисунок нужно все время вести так.
Создавая пластику общего светотеневого состояния модели в своем рисунке, вы становитесь как бы скульпторами, преследующими одну главную цель добиться правдивости и объемности формы головы античного образца. Следуйте тем же требованиям, Работая над рисунком экорше головы в тоне, какие предъявляются к тоновому любому рисунку. Такое внимательное и сосредоточенное изучение объекта рисования оказывает добрую службу. Рис. 5. Головка плечевой кости, граница лучезапястного сустава, мыщелки плечевой кости, конец лучевой кости у кисти руки выступающие головки пястных костей и пальцев фаланг – вершина локтевого отростка, у руки эти пункты следующие. 60).
Но его темперамент передан в жесте рук, Вольтер запечатлен в спокойной позе, в повороте упрямом головы, опирающихся на подлокотники кресла.