Который выхватывает из полумрака кухни большой кочан капусты, Значительная роль отводится свету, огромную перевернутую миску, деревянную кадку на полу, лежащую на каких-то других предметах. Встречающийся и в живописи Рембрандта, в конце 1640-х годов творчестве в мастера появляется новый мотив мотив ниши. Так, картины «Завтрак» (1640, Лувр, Париж), «Натюрморт с омаром» (Собрание Уоллес, Лондон), «Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами» (ок. Что Рейкхалс всецело отдался одному жанру натюрморту, Неспособность достаточно хорошо изображать человеческие фигуры к привела тому.
«Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок. Среди лучших работ художника «Натюрморт с фруктами» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), свидетельствующий о необыкновенном колористическом мастерстве автора. Благодаря тщательной моделировке зрелые фрукты и ягоды, разложенные на мраморной поверхности стола, кажутся осязаемо реальными, как будто только что собранными в саду. Жившие в одно время с Доу, Критики, сравнивали его знаменитыми со греческими живописцами Зевксисом и Паррасием. Можно сказать, что время действовало, подобно объективу фотоаппарата: с изменением фокусного расстояния менялся масштаб изображения, пока в кадре не остались только предметы, а интерьер и фигуры были вытеснены за границы картины.
Письма, Книги, глобус, пестик и ступка, череп, колбы и миска медная свидетельствуют о научных интересах хозяина кабинета. Жесты и движения кажутся неестественными и абсолютно не общему соответствующими окружению, Их позы. Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. Будто бы однажды ночью охранник, проходя через зал, где находится эта картина (дело было в Лувре), увидел тень, которая проскользнула в полотно и услышал тихий стон задетой лютни8230 (все вспомнили фильм «Ночь в музее». ). Ранние произведения Герарда Доу написаны под влиянием Рембрандта. Так, на полотне «Служанка в окне» (ок.
Нежно-оранжевые абрикосы, с помощью тончайших цветовых написаны нюансов розовато-желтые и сине-лиловые сливы, блестящие вишни и почти прозрачные ягоды смородины. Иногда в нише можно увидеть врача. Свой творческий путь Рейкхалс начал с создания картин типа кухонного натюрморта. Хранившихся в собрании современника мастера Яна де Бейе, в 1665 году в доме художника Ханнота выставка проходила картин Доу.
Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов. Правда или байка, но занятно. Отражаются на поверхности сияющих медных тазов и превращают обыденную сцену в сказочное Потоки зрелище, света выхватывают их из мрака. Детальность изображения вплоть до деталей мельчайших он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции.
Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами. Свет, отражающийся от блестящего кубка и стеклянного фужера, создает иллюзию реальности. Но у Доу такая архитектурная деталь играет роль «обманки». Среди других шедевров художественной коллекции Эрмитажа находится знаменитый «Натюрморт» Калфа. Картина оживлена световыми бликами, холодными Написанная цветами играющими на стенках посуды и плодах. Поэтизируя предметный мир, Влияние рембрандтовской заставляет светотени краски на картинах Калфа светиться изнутри. Полотна его кисти находятся в почти всех крупных картинных галереях. Одетая в неброскую темную одежду, она воспринимается как своеобразная деталь натюрморта.
Таков «Десерт» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), авторство которого ранее приписывалось художнику круга Яна Давидса де Хема, а затем живописцу Верендалю. На картины голландских художников, Действительно, выплеснулся весь окружавший предметный их мир, казалось. И в десертах, Небрежно отломленная хрустящая корочка как бы говорит за своего хозяина этот человек знает толк и в вине, в и красивой жизни. Вскоре художник отказался от портретов и обратился к бытовому жанру.
Нередко мастер помещает в нишу женскую фигуру. Он начал создавать произведения, отличающиеся оригинальностью. За ними выстроены в ряд сосуды из блестящего металла и фаянса. Спелые груши и Художник яблоки, разместил на столе желтовато-розовые персики, виноградные гроздья. Селедка или ветчина, Оловянная тарелка, бокал вина, булочка, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы и скупой точный отбор предметов создает впечатление стола, накрытого на одну персону. Кажется, что, протянув руку, можно дотронуться до гладкой поверхности металлического кубка или ощутить тепло созревших на солнце плодов. В этих произведениях ощущается влияние искусства Рембрандта. Высокую стеклянную рюмку с вином красиво обрамляют веточки лавровых листьев.
Особенно в сравнении с натюрмортами В. Калфа, Некоторые произведения мастера излишне кажутся декоративными. Но, несмотря на пышность и красочность идущую от искусства Фландрии, натюрморты Хема говорят о том, что голландский мастер не переставал внимательно всматриваться в натуру. Подобные приемы часто являются лишь предлогом для показа разнообразных натюрмортов. Рейксмузеум, 1660, поражающие фламандской барочной роскошью, Амстердам), в то же время тщательностью восхищают передачи светотеневой среды, что характерно для живописи таких знаменитых голландских мастеров, как П. Клас и В. К. Хеда. И в центре композиции ОН пирог с ягодами.
Де Хема многие признают величайшим мастером. Воспринятый у других мастеров этого жанра, Необычный для Хема фон, светлый делает небольшую по размерам картину нарядной и праздничной. Китайского фарфора и делфтского фаянса, Со временем простые интерьеры крестьянского жилища живописи в Калфа были вытеснены полотнами с изображением великолепных ювелирных изделий.
P. S. К этому виду можно отнести выполненное в 1637 году полотно «Ферма» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), хотя в отличие от других работ этого периода сцена в нем разворачивается не на фоне интерьера крестьянской кухни, а во дворе фермы. Сообщая им важные моральные истины, Картины вступали в диалог со зрителями, о тщете людских стремлений, напоминая об обманчивости земных радостей, направляя мысль на философские размышления смысле о человеческой жизни. Которые, в творческом наследии живописца есть несколько картин, дают прекрасное представление о даровании художника, хотя и не принесли их автору славу, способного проявить себя с равным мастерством различных в жанрах. Бочки, в этих композициях человеческие фигуры помещены в глубь пространства, сосуды, кастрюли – а на переднем плане овощи показаны и различные предметы крестьянского быта.
Цветовая гамма полотна выстроена на оттенках зеленого и коричневого цветов. К гармонии красок присоединяется мелодия ритмичных линий. Таким образом мастер добивался разнообразия цветовых нюансов и валеров. 1655–1660, ГМИИ, Москва «Натюрморт с кубком-наутилусом», 1660, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид «Десерт», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Зритель видит покрытый роскошным персидским ковром угол мраморного стола, Глядя на картины Калфа, как китайская чаша времен династии Мин, на котором расположены такие дорогие вещи, серебряный кубок, узорчатое блюдо бело-голубого фаянса, делфтского сверкающее венецианское стекло, кубок-наутилус искусно сделанный из перламутровой раковины.
Именно в нем он проявил свой яркий талант художника, умение точно следовать натуре. В XVIII и XIX столетиях, Позднее, эти домашние живописные собрания широко распродавались на аукционах и охотно приобретались в королевские и аристократические коллекции всей по Европе, когда жизнь в Голландии стала труднее и скуднее, откуда со временем перекочевали в крупнейшие музеи мира. Они появились около 1600 года это время и принято считать датой рождения жанра. Картины голландских мастеров XVII в. служили им образцом во всех жанрах, Когда в середине в. художники XIX повсеместно обратились к изображению окружающей их реальности. Тщательно выписаны помещенные на первый план предметы крестьянского быта (тазы, кувшины) и разнообразные овощи (капуста, огурцы, морковь, тыква). С этого времени формирование Герарда Доу как художника шло самостоятельно. Тщательно подобранные изысканные предметы художник показывает обычно на темном фоне. На первом вещи, Фигуры врача и больной женщины Доу изобразил на втором плане, которые атрибутами являются профессии медика.
Вероятно, это была первая европейская персональная выставка. Подбором изысканных и красивых предметов, отличается не только идеальным мастерством художников, окороков, вкусно изображенных фруктов булочек и омаров. Вместе с утварью лежат разнообразные овощи: капуста, морковь, свекла, тыква. На ней были представлены наиболее значительные работы Доу («Женщина, страдающая водянкой», «Трубач», обе в Лувре, Париж «Вечерняя школа», Государственный музей, Амстердам «Винный погреб», Картинная галерея, Дрезден). К подобному типу произведений относится натюрморт «Плоды и омар на столе» (1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург), который многие исследователи причисляют к аллегориям типа vanitas («суета сует»).
В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Центральной точкой композиции становится красный омар, заслоненный большими крабами. Но это для него не самоцель.
Стоящей в центре мраморного стола, Виртуозно передана блестящая поверхность металлического и блюда изящной позолоченной статуэтки, покрытого темной салфеткой. Каждый предмет как часть макрокосма, несет на себе многослойную смысловую нагрузку, как например, музыкальный инструмент – символ музыки, слуха, гармонии или мимолетности бытии (музыка бесплотна и исчезает без следа) греховности человека, стремящегося к развлечению светской музыкой. Вернув предметам их яркие краски, мастер открыл дорогу другим живописцам. Эти красивые предметы оживляют окрашенные в теплые тона фрукты: лимон с закручивающейся в спираль аккуратно срезанной кожицей, оранжево-розовые персики и другие свежие плоды («Натюрморт с драгоценными сосудами», Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн «Натюрморт с китайским фарфором», Государственные музеи, Берлин «Завтрак», Рейксмузеум, Амстердам «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины», ок. Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта « vanitas» (суета сует).
Художник детально точно изобразил на переднем плане массивных множество предметов домашнего обихода. Интересно полотно «Больная в кабинете врача» (ок. Написав в самом начале XVII в. первые цветочные самостоятельные натюрморты, Сам Ян Брейгель примерно так и поступил. Домашней утвари, Именно изображении в предметов посуды, атрибутов более всего проявился талант живописца. Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты».
Картинам, выполненным в темной цветовой гамме, свойственна реалистичность в духе Рембрандта. ва для его определения еще не существовало. За которую приобретал право первоочередной покупки полотен в Доу, 1641 году шведский дипломат Спиринг предложил мастеру значительную годовую пенсию. С огромным мастерством и убедительностью мастер многочисленные показывает детали и аксессуары.
Контраст с остальной Европой был разительный. В завершающий период своего творчества, в 1640-х годах, посуды, Рейкхалс создавал исключительно с картины изображением фруктов, разнообразной снеди. Они радуют взор и наполняют душу трепетом ожидания. Натюрморты с десертами классное украшение столовых.
Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты», в середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в Виллема творчестве ван Алста. Здесь бочонки, ведра, тазы, миски, кастрюли, корзины. Де Хем получил признание всеобщее благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов.
Поражающие зрителя своей убедительностью, с помощью теплых красочных оттенков и тончайших светотеневых переходов Калф моделирует виртуозно предметы. А вот человеческие фигуры получились не слишком удачными. Об этом натюрморте один мой друг рассказал занятную историю. По-видимому, полотна с изображением бедных крестьянских интерьеров «Уголок кухни» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Кухня» (Картинная галерея, Гетеборг), «Двор крестьянского дома» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) были написаны Калфом сразу же после поездки во Францию. Малины, Тонко выписанные веточки со свежими ягодами земляники, высокими кубками из тонкого стекла и изысканной статуэткой, вишни кажутся слишком хрупкими с рядом массивной перламутровой раковиной, служащей подставкой для рюмки. А с ней и цены на его картины, После проведения экспозиции мастера популярность необыкновенно возросла.
Изгибах виноградной лозы и закручивающихся усах омара, Стремление к художника орнаментальной декоративности отражено в причудливых контурах листьев. В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. Вроде капусты и тыквы, На картинах зрелого зритель Рейкхалса видит уже не обычные овощи, а изысканные красочные десерты. Центре морского промысла, в Гааге, колорит их картин отливает блеском чешуи, Питер де Пюттер и его ученик Абрахам ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря, которой в вспыхивают пятна розового, красного, синего цветов. Рядом высится массивный деревянный стул. Музей Бойманса ван Бёнингена, 1640, но и мастерски выписанные вещи сияющий медный кувшин в руках девушки, Роттердам) внимание зрителя привлекают не только человеческие фигуры, большой глиняный горшок с цветком, тарелки и сосуды, размещенные полке на на заднем плане.
Напоминающее лучшие картины Рембрандта, Это великолепное полотно, создано было зрелым художником. Ягоды и фрукты на его картинах кажутся только что принесенными из сада. Сорванные фрукты на тарелке, Срезанные цветы в вазе, созданный Богом, убитые звери – это мир измененный но и преобразованный человеком. Уступив место нарядным блестящим сосудам, Постепенно предметы крестьянского быта полностью исчезли из композиций мастера, роскошным спелым плодам ювелирным и изделиям. Стоящее на смятой белой салфетке, Красивое фаянсовое со блюдо свежими плодами, нарочито небрежно сдвинуто вправо.
Проходя через зал, Будто бы однажды ночью охранник, увидел тень, где находится эта картина (дело было в Лувре), проскользнула которая в полотно и услышал тихий стон задетой лютни8230 (все вспомнили фильм «Ночь в музее». ). Вы только взгляните на натюрморт с десертом живописца голландского 18 века Яна Девидса де Хема. К этому времени относится целый ряд портретных работ Доу (портреты отца Рембрандта в образе воина, музей, Кассель и в образе астронома, Эрмитаж, Санкт-Петербург матери Рембрандта с Библией, Государственный музей, Амстердам самого Рембрандта перед мольбертом, Музей изящных искусств, Бостон святых отшельников, Старая пинакотека, Мюнхен Картинная галерея, Дрезден собрание Уоллес, Лондон). B lumentopf ваза с цветами, Но это общее понятие вошло в только употребление с 1650 года, fruytage фрукты, banketje накрытый стол, toebackje натюрморты с курительными принадлежностями, doodshoofd картины с изображением черепа – а до этого времени картины называли по сюжету изображения. Несет на себе многослойную смысловую нагрузку, предмет Каждый как часть макрокосма, музыкальный инструмент – символ музыки, как например, слуха, гармонии или мимолетности бытии (музыка бесплотна и исчезает без следа) греховности человека, стремящегося к развлечению светской музыкой.
Щедрыми, Это роскошное зрелище светится расточительными, в скомпоновано действительности с великим тщанием, чувственными красками и хотя и выглядит случайным. Доминирующий серо-коричневатый тон объединяет предметы в единую картину, тогда как сам натюрморт становится отражением индивидуальных вкусов человека, его образа жизни. Позади возвышается сверкающий позолоченный кубок. Или, к примеру, часы, саквояж (чемодан), потухшая свеча, череп – аллегория бренности бытия, как обозначали их в то время: memento mori или vanitas (суета). В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии. На котором расставлена изящная Свет посуда, выхватывает из темноты покрытый узорным ковром столик.
С которой показаны капельки росы на ягодах винограда, Иллюзорность, делает изображение очень убедительным, желтовато-коричневая грецких скорлупа орехов и бархатистая поверхность спелых персиков. Небрежно покрытом белоснежной скатертью картина безудержного изобилия, На столе, как будто сама Фортуна богиня опрокинула над этим столом свой рог. Главное жить так, чтобы лучшие дары мира всегда радовали и не приедались. Создать такое великолепное полотно Альсту помогли разработанные им приемы друг наложения на друга тончайших красочных слоев.
Уже в начале 1640-х годов Доу становится необыкновенно популярным в Лейдене. В 1631 году Рембрандт оставил Лейден и уехал в Амстердам. В иной манере выполнен натюрморт «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Цветы, Но также фрукты или рыба какие-нибудь морские гады – могли обозначать времена года или космологические циклы стихий – огонь, мертвая птица, воду, землю и воздух.
А вещь-символ, в наследие от средневековой культуры натюрморту XVII века досталась изображать традиция не просто вещь. Художник брал те же мотивы и пользовался всеми приемами великого живописца. Китайский фарфор и делфтский фаянс, Золоченые кубки, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и ковровая богатству, скатерть, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Это может быть хозяйка, занятая вязанием, приготовлением обеда или мытьем посуды.
Лимон с закручивающейся в спираль аккуратно срезанной кожицей, Кёльн «Натюрморт с китайским фарфором», Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Государственные музеи, Берлин «Завтрак», Рейксмузеум, Амстердам «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины», ок – оранжево-розовые и персики другие свежие плоды («Натюрморт с драгоценными сосудами», Эти красивые предметы оживляют окрашенные в теплые тона фрукты. Картины которого как будто спорят с тональными натюрмортами и П. Класа В. К. Хеды, Поражает богатство палитры Рейкхалса. Живописуя широкое разнообразие предметов, в Нидерландах того художники времени демонстрировали свое мастерство, философских и метафизических идей, часто с многозначным подтекстом и скрытым символизмом христианских. В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель» и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта.
Свежие фрукты манят полупрозрачными боками, Медные изящные таят кувшины медовую сладость изысканных вин. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Справа на дальнем плане зритель видит фигуру женщины. Оранжево-желтые оттенки нежных фруктов гармонично сочетаются с прозрачным бокалом и коричневым бархатной орнаментом скатерти. Что картина была выполнена именно Альстом, Тем не менее богатство колорита изящество и форм позволяют говорить.
Именно эти произведения мастера сыграли большую роль в развитии голландского натюрморта. Годом позже появился еще один кухонный натюрморт Рейкхалса картина «Кухня» (1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его изображения неодушевлённой отличаются природы полной реалистичностью, Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности.
Эта картина являет, однако, чистое празднество чувств. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte). В их числе был его ученик В. Калф. 1530. Но и европейцы в XVIII и XIX вв., Изумительную способность голландских живописцев передавать материальный мир во всем богатстве и разнообразии ценили не только современники, они видели в натюрмортах прежде всего и только это мастерство блестящее передачи реальности.
Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта «завтрака». Усиленный вытянутым вверх Вертикальный сосудом, формат, делает композицию торжественной и нарядной. Чем та, в искусстве это означало революцию не меньшую, завоевав от независимость власти католической Испании и создав первое демократическое государство, что совершили голландцы в сфере экономической и социальной. И в то же время все эти предметы можно увидеть в натюрмортах типа vanitas («суета сует»). 1650, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов.
Они предлагали пищу не только глаз, для Однако для самих голландцев XVII столетия эти картины были полны смысла, но и для ума. А в основном свободно продавались на рынках для всех желающих и предназначались украшения для комнат в домах горожан, Картины редко создавались на заказ, что побогаче, а то и сельских жителей из тех.