Предвещающими трагедию смотрятся черные птицы над полем созревшей и пшеницы грозового августовского неба. Здесь за пять дней он сделал много рисунков и этюдов. Портрет мадам Рулен, 1889, Муниципальный му Амстердам). Но после года подготовительных занятий прервал учебу, Весной 1877 года он решил поступить на богословский университета факультет в Амстердаме. 1890, Музей Орсэ, Париж).
Разумеется, кроме эмпатии (вживание, вчувствование и т. д. ), нужны и другие психологические и не психологические предпосылки и условия, обеспечивающие творческий, продуктивный, а не просто внешнеподражательный имитационный эффект (копирование) влияния других. Среди них были супруги Жину, владельцы привокзального кафе, почтальон Рулен и его супруга, портреты которых написал художник. А в апреле 1890 года в независимых Салоне было представленно уже десять произведений художника.
Зеленого, Его необычная композиция на строится резких сочетаниях плоскостей желтого, фиолетового, оранжевого, синего цветов. Жизнь имела для него смысл только тогда, когда он мог работать: «Мне безразлично, проживу ли я больше или меньше. Совершенно ничего не удерживает меня здесь, «Ничего, – писал Ван Гог кроме брату, присутствия Гаше.
Если из каждого человека нельзя сделать художника, то, может быть из каждого можно воспитать творческую личность. Лечебница в Сен-Реми была запечатлена Ван Гогом в полотнах Больница в Сен-Реми (1889, Куль-турный центр и Художественный музей Арманда Хаммера, Лос-Анджелес, Калифорния) и Больница в Сен-Реми (1889). Тео и Винсент Ван Гог коллекционировали японские гравюры и часто посещали его на магазинчик улице Клозель. Они передают настроение тихой Пейзажи грусти, Нюэнена полны любви к родной природе, сокровенные мысли и чувства художника.
А деревья печали напоминали ему пятна черные на фоне солнечного пейзажа, Эти характерные для природы Прованса растения он сравнивал с египетскими обелисками. Очень разные по восприятию собственного внешнего облика автопортреты парижского периода тонко напряженную передают духовную жизнь Ван Гога. В портретах всегда подчеркнута открытость, веселый нрав этого человека. Его непродолжительное обучение в Школе изящных искусств закончилось с ссорой руководством из-за манеры рисования. Все предметы объединены в ней символическим значением, строго и патетично повествуя о жизни человеческого духа.
Возможно, в самоубийстве художник видел единственную возможность протеста против жестокого общества, от устоев которого он страдал- «Надеюсь, ты согласишься, что тут мы имеем право восставать против общества и защищать себя» (2) – писал он Тео, выражая свое отношение к самоубийству. Одиноко стоящие в пространстве комнат Желтого домика, они рождают чувство одиночества и непонимания со стороны друга, которое ощущал Ван Гог. Ощущение покоя в жизни провинциального маленького города рождает полотно Терраса кафе на площади Форум. В этих пейзажах Ван Гог попытался соединить приемы импрессионизма и дивизионизма, добиваясь прежде всего эмоциональной выразительности каждого из основных цветов (красного, желтого, синего) в сочетании с дополнительными (зеленым, оранжевым, фиолетовым). Винсент был очарован осенних красотой красок этого уголка природы, Всегда увлеченный поиском ярких цветовых сочетаний. В 1888 году Поль Гоген предлагал более точный термин по отношению к искусству мастеров нового поколения «синтетизм», то есть синтезирующий метод, но он не прижился.
Еще пять картин на выставке «Группа двадцати» в Брюсселе в январе 1890 года, где и была продана одна из них, как уже упоминалось ранее (Красные виноградники. Я использую черно-белые Делакруа репродукции или Милле как сюжеты – Свидетельство самого Ван Гога подтверждает это наблюдение. Обстоятельства самоубийства художника остаются до сих пор не выясненными до конца. Поэт, 1888, Музей Орсэ, Париж).
Разумеется, при этом достигалась определенная цель – технические детали усваивались. Из Арля Ван Гог выезжал в долину Кро, расположенную на юго-востоке Прованса, на этюды. Эмиль Бернар и Камиль Писсарро. Оно написано в новом «графическом» стиле, то есть в особой манере более плоскостного наложения и контрастного сочетания горизонтальных и вертикальных мазков синего, желтого и черного цветов. многому учит и – главное – иногда утешает. пока еле различал краски на палитре.
На этот вопрос большинство ученых дают положительный ответ. Человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего, на мой взгляд, гораздо интереснее» (1). Лирическое настроение рождает и пейзаж Церковь в Нюэнене (1884), краски которого поэтично передают ощущение осеннего дня на улочке около церкви, возле которой живо беседуют горожане.
Их оптические смешения гораздо более просты, чем в полотнах дивизионистов, а небо на задних планах написано в «старой» манере – расплывчатыми пятнами голубого и белого цветов. Весь вопрос в том, как выудить ее оттуда» (1). Образ этого печального тихого (Хотя Ван Гог и писал брату об эксцентричности своего друга.
сорок лет. не более. Как видно из самого термина «постимпрессионизм», эти мастера вступили на художественную арену после импрессионистов, в период распада их содружества и в полемике с ними. Творческая биография погибшего в 37 лет Винсента Ван Гога насчитывает всего десять лет.
23 декабря ссора между ними завершилась трагической развязкой. И ему выделили комнату для занятий живописью, Постепенно состояние художника стало улучшаться, разрешили выходить за пределы клиники работы для на натуре. Расположенного за стенами Арля Вот таким образом (Аликаны, так контрастно смотрится сцена из нее на фоне развалин средневекового некрополя. Он наделял каждый образ своей фантазией, вкладывал в него «что-то личное.
Маленькой частью огромного природного мира смотрится и фигура сеятеля в полотне Сеятель (1888). Нет ни пуантилизма, ни подрисовки, ничего, кроме плоских гармоничных цветов» (1), – писал Ван Гог. В полотнах Сады Монмартра (1887, Музей Стеделийк, Амстер-дам) и Участки на холме Монмартр (1887) виды современного салона Монмартра написаны открытыми мазками и точками.
После смерти отца в марте 1885 года Винсент в ноябре этого же года покинул Нюэнен и переехал в Антверпен. На красной скатерти, него, Около указывающий на увлечение Гаше гомеопатией, цветок наперстянки с пурпурными лепестками. «наивного – индивидуального взгляда – вся сила и источник наслаждений художника, Но достижение этой цели не искупить может огромность потери. Где его провожали последний в путь брат, Винсент Ван Гог был похоронен в Овере, папаша Таити, Поль Гаше. И пояснял свою мысль: «.
В городе Гроот Зюндерте, На родине Ван Винсента Гога, в Амстердаме создан музей художника, ему установлен памятник работы Осипа Цадкина, большая коллекция его живописных и графических произведений находится в Государственном музее Крёллер-Мюллер в Оттерло, благодаря собиранию их с начала XX века госпожой Крёллер. Дочери хозяйки пансиона в Лондоне, Любовь Винсента к Урсуле, вызвала разочарование юноши, у которая была ею отвергнута, кроме того, в письмах к Тео он постоянно писал о своем одиночестве вдали от семьи. Он испытывал то же чувство безысходности своего положения, Находясь под постоянным в надзором клинике, что и шагающие по узкому тюремному дворику заключенные. Теперь на всем лежит отпечаток заброшенности и уныния» (1). «Я пытался выразить темную силу этого заведения» (1), -писал он о кафе «Альказар». А куст чертополоха на первом плане символизирует библейскую притчу о хлебе и На плевелах, фоне сине-фиолетовых гор тоже изображена одинокая фигура крестьянина со снопом сжатой пшеницы. По которой едет крестьянская тележка, Пейзаж с изображением вспаханного поля и дорогой вдали, мягко струящегося света, передает теплого ощущение солнечного дня, прозрачного чистого воздуха. Ссора между спокойным и педантичным Гогеном импульсивным и Ван Го-гом вскоре дошла до разрыва.
Он запечатлевал перспективы зеленеющих гороховых полей (Хижины с соломенными крышами, 1890, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «безбрежные моря» желтых полей пшеницы то в часы полуденного зноя, то под грозовым небом (Пшеничные поля под грозовым небом. Поправившись после очередного приступа депрессии, - Винсент принимает решение покинуть в лечебницу Сен-Реми, в конце апреля 1890 года. Помогает им, Он преподает шахтерам Закон Божий, выезжая и в соседнее селение Кем, здесь ведет абсолютно нищенское существование христианского проповедника. Первое крупное живописное произведение Винсента Ван Гога, его полотно Едоки картофеля (1885). Мадам Жину с книгами 21, F448, Нью-Йорк, Метрополитен-музей F489, Париж, Лувр).
Он писал оливы то словно сопротивляющимися силам природы (Оливовая роща, 1889), то серебрящимися или белеющими на фоне голубого неба (Оливы на фоне бледного неба 1889). В таких случаях кисть ходит у меня в руках, как смычок по скрипке и я работаю исключительно для собственного удовольствия (607, 494). Ничто в этом портрете не предвещает трагедии в судьбе художника. Когда в январе 1879 года ему удалось получить должность проповедника в Ваме, Он испытал большую радость, шахтерском центре в на Боринаже юге Бельгии. «Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны» (2), – писал он брату. Которыми он был увлечен в Нюэнене, в многочисленных рисунках Ван Гог к возвращается крестьянским жанрам.
Приговор Ван Гога себе был жесток и несправедлив («Как художнику мне уже никогда не стать чем-то значительным в этом я абсолютно уверен», – писал он Тео), произведениями этого выдающегося художника ныне гордятся крупнейшие музеи мира (4). Полотна Ирисы и Звездная ночь над рекой Рона благодаря Тео помощи были показаны на пятой выставке в Салоне независимых в сентябре 1889 года. Чувство необъятного и полного стихийных скрытых сил природы передано в этих пейзажах Винсента Ван Гога с большой эмоциональной силой. Здесь с сентября по ноябрь 1883 года он написал полотна Хижины в Хоогевене (1883), Вересковая пустошь (1883), Женщины, копающие в поле (1883, Музей Ван Гога, Амстердам). Оно служило украшением одной из комнат в Желтом домике.
Как и свои пейзажи с хлебными полями, он создавал его портреты в разгар уборочной страды, при ярком солнечном свете, передавая красочность его костюма, покрытое морщинками, одновременно, суровое и печальное лицо крестьянина. Где любили работать импрессионисты и дивизионисты, в Бернара компании и Синьяка Винсент в 1887 году выезжает в Аньер на Сене. Оба художника стали лидерами нового направления дивизионизм (или пуантилизм), в 1884 году основали Салон независимых, где выставлялись мастера, которых не допускали к участию в ежегодных официальных выставках в Салоне. point – точка), созданной им вместе с Полем Синьяком. Ван Гог считал, что может достичь большей свободы, подражая японцам, «которые рисуют быстро», так как «их нервы спокойнее, а чувства проще» (2). Винсент провел здесь два года (с декабря 1883 по ноябрь 1885 года), создав сотни рисунков и картин.
В этих работах ощутимо влияние Милле изображавшего сцены крестьянского труда, природу сельской Франции. Выглядящий все равно безлюдным и грустным, Маленькие фигурки людей и скамьи пустующие парка дополняют этот пейзажный мотив. За период двухлетнего пребывания в Париже Ван Гог создал 200 картин и 50 рисунков. Для которого любая частица природы олицетворяет ее огромный космический в мир, них ощущается рука голландского живописца. С 20 февраля 1888 года художник поселяется в Арле, городке в провинции Прованс. На их поверхности играют подвижные мазки разнообразной конфигурации и различных желтого оттенков цвета.
который работал на одной из ферм в долине Кро, южнее Арля. Их ткацкие станки, «черные махины из грязного дуба», он сравнивал с клетками, в которые, подобно животным, заключены рабочие (1). Но этого недостаточно. Драматична по своей цветовой гамме и картина Овернский замок на закате. В подобной «точечной» манере исполнены пейзажи Вид из окна в Париже на улице Лепик и полотно Интерьер ресторана (1887, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
Сцена сбора винограда крестьянами в долине Кро изображена на полотне Красные виноградники (1888). не то чтобы она оставляет меня равнодушным, но вызывает неловкое ощущение регрессии вместо прогресса» (3). «Избыток культуры, – считает он, – самая большая опасность для искусства. Натюрморт с фруктами (1887, Музей Ван Гога, Амстердам). Возможно, в изображении фигуры в центре шеренги заключенных Ван Гог изобразил самого себя. Его привлекала только современная ему жизнь, Ван Винсента Гога никогда не интересовали исторические памятники.
Ван Гог восхищался независимым характером почтальона Жозефа Рулена. Револьвер из которого стрелял в себя художник, не был найден. Его талант оценили известный критик Альбер Орье и писатель Октав Мирабо, отметившие огромную эмоциональную силу в выражении художником жизни природы и человека, умение представить эту жизнь гораздо более глубокой и драматичной, чем в произведениях импрессионистов (2). В Сен-Реми же он делает копию Милосердного самаритянина Делакруа (F633, Амстердам, музей Ван Гога) Воскрешение и Лазаря Рембрандта (F677, там же). Поль Сезанн.
Чей наследник и выставил портрет на аукцион, в 20-х годах прошлого века пересекла картина океан и пополнила частную коллекцию Рут и Гарри Бэквин. Традиционно украшавших южные кладбища, Почти черный или темно-зеленый цвет этих тоже деревьев, связан для Ван Гога с темой смерти. Искусство, которому он был предан до фанатизма, взяло у него вес: «Я заплатил жизнью за свою работу и она стоила мне половины моего рассудка» (1). Здесь любили бывать Клод Моне, Камиль Писсарро. Он написал около десяти картин с их изображением. Он всю жизнь верил в то, что работает не только для себя, мечтая об искусстве большого социального содержания, надеялся на «обновление» современного искусства: «Да здравствует грядущее поколение, а не мы» (3).
Почти монохромные краски подчеркивают формы оцепенелых, Землистые, гнетущую убогость жилища искалеченных трудом фигур и рук крестьян, где они смогли собраться для короткого лишь отдыха в поздние часы. А Тео купил одну из работ Гогена и выставил несколько его полотен в галерее своей фирмы, знак в начавшейся еще в Париже дружбы они обменялись картинами. Свисающей с потолка, Их лица освещены желтым светом лампы, милосердия христианского по отношению друг к другу и сами они исполнены какой-то особой теплоты. И оно освободило его должности, от Такие мысли проповедника Ван Гога не могли удовлетворить церковное начальство. Как и в созданном в автопортрете образе, ветке в цветущего миндаля, позволявшая ему обретать творческую силу в соприкосновении с красотой природы, воплощена огромная духовная сила художника. Обрамляющими лицо, Над прядями волос, трудилась словно рука японского мастера-резчика по дереву – все преисполнено чувственной зыбкости.
Которая начинается с подражания образцам, Существенное значение практическая имеет деятельность. Атмосфера однообразного и тяжелого труда ткачей Нюэнена хорошо передана и в картине Ткач (1884). Разноцветные лодки в полотне из собрания амстердамского музея «напоминают цветы», как писал сам художник. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Живопись дивизионистов, Теория разложения цвета на составные части, заинтересовала Ван Гога, на строящаяся раздельных точечных мазках в расчете на оптическое смешение цветов при восприятии, как и произведения импрессионистов.
То Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности, все Если свободные места уже заняты. В Антверпене Винсент Ван Гог прожил до февраля 1886 года. Ван Гог мало изображал сам город Арль, но, тем не менее, три его картины – Звездная ночь над рекой Рона (1888), Терраса кафе на площади Форум (1888) и Ночное кафе (1888) – стали подлинными шедеврами его арльского периода.
Он предстает в них то более уверенным в себе, в элегантной серой фетровой шляпе (Автопортрет в фетровой шляпе, 1887), а то в несколько меланхолическом настроении, которое не согласуется с кокетливо сидящей крестьянской соломенной шляпой (Автопортрет в соломенной шляпе, 1888 1886-1888, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Ван Гог сменил немало профессий. Напротив иногда изменяю мотив, я нахожу уже ее готовой в природе – преувеличивая, «Я, но все-таки не выдумываю всю картину целиком. Винсент часто писал здание со стороны центрального входа с изображением старых на сосен первом плане. На которых запечатлен труд ткачей этого маленького городка, Нюэнене в Винсент Ван Гог создал много рисунков. Ван Гог, Интерпретируя таким образом героев и сюжеты Священной истории, поступает так же, пишущий эти картины исключительно для себя, как поступал, по его представлению, Рембрандт, когда писал библейские сюжеты и метод которого в он письме к Бернару определил как метафизическую магию. Мягкие, мечтательное выражение лица женщины с сияющими, устремленными мир в грез, глазами – вы автоматически соглашаетесь с Арлезианка, Добавляя анонс, пастельные тона, мадам Жину воплощает в себе удивительную женственность. В обоих натюрмортах простые окружающие человека предметы изображены с большим теплом.
Вся дальнейшая жизнь была связана с Францией. 1883). Ван Гог был недоволен этой работой: «Она ни о чем не говорит, так как в ней нет силы воли и глубоко прочувствованных линий» (1), – писал он.
Желтый домик запечатлен на одноименном полотне (1888), но, к сожалению, был разрушен при бомбежке в годы Второй мировой войны. – Чувствую, что мне довольно хорошо работается в его доме всегда, когда я там бываю, а он намерен приглашать меня на обед каждое воскресенье или понедельник» (1). В картине Ресторан «Сирена» тоже ощутима передача большей «напряженности жизни» в передаче атмосферы летнего дня на тихой улочке Аньера. В этом, казалось бы, тихом ночном существовании Арля заключена та «напряженность жизни», которую умел передавать Ван Гог, видевший жизнь натуры во времени ярче интенсивнее, драматичнее, чем импрессионисты. Он писал его портрет несколько раз, то изображая его полуфигуру на различных цветных фонах, то сидящим в кресле, но всегда прямо и открыто смотрящим на зрителя, словно в момент полемики с кем-то, кто беседовал с ним. Где оригинал подвергнут еще более существенным изменениям, То относится же и к Воскрешению Лазаря 23.
Среди его живописных работ было более 20 автопортретов. В своем творчестве он всегда хотел «не выдумывать всю картину», а следовать своему девизу: «Действительность – вот истинная основа поэзии». Арлезианки славились своей Ван красотой, Гог считал жительниц города очень красивыми, яркими зонтиками, он восхищался в письмах к Тео живописностью их костюмов. Какое место в этом воспитании принадлежит процессам обучения, Более сложным и дискуссионным является вопрос о том, школе широком в смысле слова, научения. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Дело в том, что обучение неизбежно содержит элементы «схематизации природы, которая, – по словам Врубеля, – так возмущает реальное чувство, так гнетет его, что чувствуешь себя страшно не по себе и в вечной необходимости принуждать себя к работе, что, как известно, отнимает наполовину в ее качестве».
Во всяком случае, этот роман часто упоминается в его письмах. – Е. Ф. ) живет своей жизнью, гораздо более напряженной, чем в картинах парижских мастеров. Цветовые созвучия и контрасты, о важности которых он размышляет, создают не просто эффектное декоративное обрамление фигур в картинах Итальянка и Портрет папаши Танги (1887), они способствуют раскрытию внутренней образности моделей. Винсент сначала поселился на улице Кавалери в арльской гостинице, но с сентября 1888 года снял Желтый домик, как назвал он небольшой особнячок на площади Ламартин, который сдала ему чета Жину, владельцы привокзального кафе. Но в Овере были созданы полотна Церковь в Овере (1890), Овернский замок на закате (1890), Вороны над полем пшеницы (1890), в которых выражено глубокое душевное волнение художника, приведшее его к трагическому финалу.
Расположенном в 20 милях к северу от Парижа, Брат порекомендовал ему продолжить лечение под наблюдением доктора Поля Гаше его в клинике в городке Овер, на реке Уазе. Наслаждением, Надо работать с брать, охотой, увлечением, что попадется, любить работу и на работе незаметно для себя учиться». Созданные в Сен-Реми, Произведения, что Ван Гог сопротивлялся героически развитию болезни, свидетельствуют о том. Бытует точка зрения, что школа препятствует формированию творческой личности художника.
Как переводы Гёльдерлина с греческого, Но эти копии, оригинальные а творения, – не настоящие копии, в которых объект, будучи перенесен в абсолютно новую атмосферу, является лишь поводом 26. Копирование. Работа закалила его к 27 годам, когда он окончательно решил посвятить себя живописи. «Мы, вероятно, рождены не для победы и не для поражения, а просто для того, чтобы утешать искусством людей или подготовить такое искусство» (5), – писал Винсент Ван Гог. Избавление от незаслуженных мук, Смерть на руках матери, милосердие и помощь – все это темы, чудо воскресения имеющие отношение его к сокровенным чаяниям. Художественная жизнь столицы захватила Винсента.
Так как они с середины 1880-х годов выставлялись в Салоне независимых, в их время в этом не было необходимости и, куда работы принимались без участия жюри, что было главным, все они были столь яркими индивидуальностями, что объединение на общей эстетической было платформе для них просто невозможным. Ван Гог позднее даже предлагал считать все созданные им версии три портрета мадам Жину их совместной работой. – Е. Ф. ), Ван Гог написал картину Воспоминание о саде в Эттене (1888. – писал Ван Гог, «Я старался подчеркнуть, поедающие свой картофель при свете лампы, – что эти люди, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю таким образом, полотно говорит о тяжелом и труде о том.
Винсент был отправлен в больницу в Арль, где участие в его судьбе принял местный врач Реликс Рей, портрет которого в 1889 году написал Ван Гог (Портрет доктора Рея, 1889). «Действительность вот истинная основа подлинной поэзии», – любил повторять Ван Гог. Факт идентификации художника с героем этой картины ни у кого не вызывает сомнения 22. Результат такого влияния – обогащение, рост, развитие художника. Именно эта работа была лично посвящена и подарена Гогену. Уже к этим двум самым ранним произведениям художника Ван Гога можно отнести сказанные им слова, ставшие впоследствии лейтмотивом его творчества: «Нет ничего более художественного, чем любить людей» (4). Теплота испытываемая Ван Гогом но отношению к этой женщине, усиливалась тем.
И их уютных маленьких двориках, в этой картине в ритме сопряженных под углом домов, в поиске контрастных тонов ощущается связь с построением пространства в японской гравюре, на взгляд которые дан сверху. В утонченном искусстве импрессионистов Ван Гогу импонировало их умение наблюдать действительность, передавать малейшие изменения в жизни природы. Ван Гог продемонстрировал в нем свое непревзойденное мастерство в передаче пленэра средствами уже новой, постимпрессионистической живописи. Писсарро, Особенно сблизился он с Синьяком, с которым встретился в Фернана мастерской Кормона, а также с Анри де Тулуз-Лотреком. Ван Гог угрожал Гогену бритвой, а позднее, вечером, отсек себе мочку уха. В дальнейшем мы будем говорить о художественной, живописной школе.
А в полотне Натюрморт с фруктами, которое английский художник Джеймс Уистлер назвал «гармония желтого цвета», тоже исполненном под влиянием живописи импрессионистов, Ван Гога увлекла разработка гаммы оттенков желтого цвета, который был его любимым в красочной палитре и олицетворял силу света солнца, дающего жизнь всему живому. Винсент жил в скромной мансарде гостиницы и часто выезжал на этюды. В момент душевного просветления было написано полотно Сбор оливок (1889, Национальная галерея искусства, Вашингтон), в котором тонко передано чувство человека, оказавшегося на мгновение на свободе (Ван Гогу разрешалось работать на этюдах, но все же под наблюдением надзирателя. Это плач Ван Гога над самим собой.
Он стал другом художника. жизнь имеет отношение ко мне только потому, что у меня есть определенные обязательства» (1). Примечательно, что это была единственная работа, проданная художником при жизни в 1890 году на выставке «Группа двадцати» в Брюсселе. В котором внимание художника привлекло старое, Здание лечебницы со изображено стороны парка, пораженное молнией дерево.
Ван Гог отметил это в одном из писем. На сюжет одной из гравюр Густава Доре было написано полотно Прогулка заключенных (1890). И Винсент писал Тео, брату Из окна больницы было видно хлебное поле, что он может наблюдать восход солнца.
На этом завершился голландский период его творчества. Винсент остался без средств к жизни. Рембрандтовское Воскрешение Лазаря превратилось у Гога Ван в картину, Как заметил М. Шапиро 24, так как Христос, которую правильнее было бы назвать Лазарь и его сестры, совершающий чудо, у Ван Гога заменен солнцем в зените, являющим собой символ, сыгравший такую огромную роль в его жизни и творчестве. Которые были выражены в его поздних полотнах, Те печаль предельное и одиночество, были отражением очередного приступа болезни. Самый выбор сюжетов раскрывает внутренние побудители этого интереса к копированию. Подчеркивающих мир увлечений этого добродушного, написал Винсент его на фоне японских гравюр, остро чувствующего красоту человека. Возможно, он слышал разговоры Эдгара Дега и Анри де Тулуз-Лотрска об Арле, читал роман Альфонса Доде Тартарен из Тараскона, где действие происходит в близлежащем Арле.
что персонажи честно заработали свою еду» (2). Передающие суровость природы Голландии, в палитре Гога Ван преобладают темные краски, поросших вереском полей, неяркое освещение ее широких. Ему нравилась живописная маэстрия их полотен, создававшихся на пленэре.
Хозяйкой кафе «Тамбурин» была итальянка Агостина Сегатори, немолодая дама, в прошлом известная натурщица, с которой у Ван Гога был короткий роман. Жестоко нарушившего их естественное существование, Небрежно брошенные рукой человека, подсолнухи словно о взывают сострадании. Именно эта картина, в которой наиболее ярко были выражены художественные взгляды Винсента Ван Гога, дает возможность говорить о его программном желании создавать искусство для тех, «кто не умеет красиво говорить» (3) изображать жизнь простых людей, близких к природе., что я ощущаю в себе» (1), как писал он. Последняя ретроспективная выставка работ Винсента Ван Гога состоялась в 1891 году парижском в Салоне независимых.
28 ноября 1885 года Винсент писал Тео: «Мне бы хотелось погулять там, в Антверпене с тобой лишь для того, чтобы понять, одинаково ли мы видим (. ). Гаше был известным врачом, выезжал на консультации в Париж. Которая тоже увидела в Гоге Ван живописца с повышенным эмоциональным восприятием окружающего мира, Она оказала большое влияние на формирование вкусов художественной молодежи, заложившего прочную основу искусства XX столетия. По возвращении в город на их основе были написаны полотна Рыбацкие лодки в Сен-Мари (1888) и Море в Сен-Мари (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Природа полна в нем просветленного чувства покоя. Рощи олив вокруг Сен-Реми стали еще одним излюбленным мотивом Ван Гога. И тот приехал к нему из Понт-Авена в Бретани, Ван Гог постоянно приглашал Гогена к себе гости в в Арль.
Портрет, по-прежнему, оставался любимым жанром Ван Гога. «Я увидел здесь столько красок, сколько раньше никогда не доводилось» (1), писал он. Синего, Здесь Ван Гог попытался передать в этой картине эффект освещения в поля момент заходящего солнца густо положенным экспрессивными мазками желтого, черного и белого цветов, красного. «Я верю в абсолютную необходимость нового искусства в цвете и во всей жизни целиком» эти слова Винсента Ван Гога очень точно выразили «программу» постимпрессионистов (1).
Винсент поселился в Овере 20 мая. Но он вышел из этого нелегкого состязания с окружающей его жизнью победителем, создателем «нового», а не «утешающего» искусства, что и отвечало его заветным мечтам. Изысканных венчиков оранжевых фритилярий в бронзовом кувшине, в этих полотнах с изображением цветов и фруктов – сочных соцветий бордовых мальв в коричнево простой глиняной вазе изящных и нежных белых цинний в керамической вазе ярко-зеленого цвета – художник искал тончайшие колористические нюансы в сочетаниях тонов и пол тонов. Она запечатлена на полотне Женщина в кафе «Тамбурин» (1887) и, возможно, на картине Итальянка (1887, Музей Орсэ, Париж). «Скоро переменится все.
Он рисует голландские деревушки, занесенные снегом, с типично брабантской парочкой, напоминающей его героев нюэненского периода (Пара под руку зимой, F1585 recto, Амстердам, музей Ван Гога). В город Эттен, в апреле 1881 года из Винсент Брюсселя возвратился в Голландию, куда переехала его семья. 1888). Картина написана в неяркой колористической гамме в холодном дневном освещении предстают стройные стволы деревьев и фигурки трех девушек, Как и другие этого произведения периода, собирающих плоды. Он ощущал искусственность манеры ее написания в отличие от картин арльского периода с эффектами ночного освещения: «Я снова позволил себе идти к звездам, которые не достижимы для меня и снова провал – с меня довольно» (2).
27 июля 1890 года Винсент Ван Гог смертельно ранил себя из револьвера и 29 июля скончался – Именно в поле около где-то этого замка и произошла трагедия. А. С. Пушкина). Остававшимся его другом до конца жизни, в мастерской Кормона произошло знакомство Винсента с и молодым живописцем Эмилем Бернаром. Ван Гог словно написал интерьер этого притона для бродяг, сидя за одним из его столиков. Его техники клуазонизма (То есть подражания живописи средневековых Под витражей, влиянием Гогена.
Построек, в них средствами колорита уже были тонко переданы слитность деревьев, характер освещения в осенние дни, фигурок людей со световоздушной средой, когда природа оживлена яркими красками листьев ив, тополей и ветел, увядающего уже травяного покрова. Путем подражания, причем эмпатического, происходит превращение чужой речи в свою, чужих художественных смыслов в свои смыслы, ассимиляция, как бы усвоение других художественных личностей, синтезирование (объединение) их в системе собственной формирующейся художественной личности. Это первое упоминание Ван Гога о японском искусстве, которым он будет увлекаться позднее, открывая особую пластику цвета и линии, в первую очередь, в японской гравюре. Однако он работал теперь только светлыми цветами красок на пленэре. Колосья которых словно топорщатся, Они подчеркивают крепость форм стогов, сопротивляясь всеми своими силами сотворенному ними над человеком произволу.
А в красавце зуаве Эжене Милье изображенном под гербом своего полка, – удачливого героя-любовника (Портрет Эжена Милье, 1888). Прощание и прощение, звучащие в этих словах, символизирует и сама работа над Арлезианкой, повторенной им четырежды, в разных колористических комбинациях (F540, Рим, Национальная галерея современного искусства F541, музей Крёллер-Мюллер F542, Сан-Паулу, Художественный музей F543, Нью-Йорк, собрание Гарри Беквин). Первые статьи о Ван Гоге появились во французской прессе в 1890-1891 годах. Удивительная собранность духа, присущая ему во время ослабления болезни, какое-то опустошающее душу внутреннее напряжение переданы в полотне Автопортрет (1889), написанном в клинике в Сен-Реми, И наряду с этим аскетичным в своей строгости портретным образом – ветка цветущего миндаля изображенная на одноименном полотне (1890), смотрящаяся как символ здоровых жизненных сил природы в момент ее буйного цветения. Так, к сожалению и случается иногда.
Выразительная мимика лица, уверенного или полного тревоги, тонкие вариации аксессуаров, цветовые контрасты немногих цветов в написании полуфигуры и фонов рождают образ человека сложного эмоционального склада ищущего и не всегда находящего в своей душе ответа на волнующие его вопросы. Знаменитое полотно Винсента Ван Гога Автопортрет с перевязанным ухом (1889, Институт Курто, Лондон) было написано зимой 1889 года. Которую оборудовал, Здесь он впервые имел собственную мастерскую, получая деньги небольшие от Тео. «Разглядывание» чужих произведений (профессионального искусства, фольклорного, музейного, бытового, архитектуры и т. д. ), а именно этим по долгу службы в магазине по продаже картин занимался юный Ван Гог – необходимый и важный фактор такого приобщения. Не случайно Винсент во время работы над этой картиной писал брату о Тео христианском милосердии, Возможно, которое находят своим страданиям рабы в книге Гарриэт Бичер Стоу Хижина дяди Тома, об утешении верой в Бога. Самым значительным событием в период пребывания Гога Ван в Арле был приезд туда Поля Гогена. Натюрморт с капустой и деревянными башмаками исполнен под руководством Антона Мауве, когда Возможно, жил в Гааге, у которого Винсент брал уроки. Ван Гог обращается к характерным для импрессионистов сюжетам – городскому пейзажу и воспроизведению интерьера, пытается передать пространство фрагментарно в импрессионистической «зыбкой» живописной манере. Однако из-за своего бунтарского характера он вскоре прервал учебу и себя посвятил самостоятельным занятиям в основном рисунком.
Находясь в клинике, Ван Гог копировал с репродукций и гравюр произведения Жана Франсуа Милле, Оноре Домье, Рембрандта, Эжена Делакруа, Густава Доре (Сиеста, копия с Милле, 1890, Музей Орсэ, Париж Пьета, копия с Делакруа, 1889, Музей Ван Гога, Амстердам). Однако их совместная жизнь не сложилась и Винсент покинул Гаагу, переехав в провинцию Дренте, расположенную в северной Голландии. Кордевиль, 1890)- К серии исполненных в Овере пейзажей относится и полотно Пейзаж в Овере после дождя (1890).
Во время депрессий у художника нередко возникали мысли о самоубийстве. Состоящим из вареного картофеля и кофе, Пятеро голландских крестьян на изображены полотне сидящими в деревенской хижине за столом со скудным ужином. Мотив поля, примыкавшего к клинике, повторяется и в картине Пейзаж в Сен-Реми (1889, Художественный музей, Индианаполис, Индиана). Их контрастные сочетания привносят ощущение зыбкой внутренней динамики образ в художника, Ритмичные мазки неярких цветов, то тревожно, то вопросительно, то грустно смотрящего с этих портретов на зрителя. Здесь он создал две первые живописные работы – Натюрморт с капустой и деревянными башмаками (1881) и Натюрморт с пивными стаканами и фруктами (1881. В полотне Жнец (1889) образ жнеца, сменивший образ сеятеля, был задуман, судя по письмам Ван Гога, как олицетворение смерти, пожинающей свой урожай – человечество.
Эти образы открывают серию изображений характерных моделей в колоритных ярких костюмах. В картине Мосты в Аньере особую динамику композиции придает мчащийся по мосту паровоз -символ эры технического Как прогресса и в работах Моне и Ренуара. От ее образа веет теплом и покоем. Он полагал, что станет «свободнее» если останется в Сен-Мари, но, несмотря на это желание возвратиться на море, он никогда больше не был там.
12, 549). Городские виды любили импрессионисты и дивизионисты, Писать соборы, эти и слова сказаны как бы в пику их методу. Овернский замок на закате (1890), Но в Овере были созданы полотна Церковь в Овере (1890), в которых выражено глубокое душевное волнение художника, Вороны над полем пшеницы (1890), приведшее к его трагическому финалу. Ван Гог надеялся, что его друг возглавит в Арле содружество художников. Портрет доктора Гаше (1890) – тоже один из последних шедевров Винсента Ван Гога. И это хлебное поле тоже стало мотивом для ряда его картин, написанных в Сен-Реми.
Яркие зеленые фоны «в цветочек» в портретах из собрания нью-йоркского Музея современного искусства и Государственного музея Крёллер-Мюллер в Оттерло привносят декоративность в композиции полотен их отблески «играют» в завитках красивой расчесанной надвое бороды Рулена. Он часто бывал в доме доктора Гаше, который увлекался живописью и гравюрой, был дружен со многими художниками, собирал произведения искусства. Хотя и жаловался в к письмах Тео, в Арле Винсент Ван Гог обрел немало друзей, что в провинции к приезжим настороженно относятся. Некоторые листы, полностью заполненные этюдом какой-нибудь копающей фигуры, выдают эту почти маниакальную погруженность Ван Гога в свое прошлое (Этюды работающих крестьян: сеятеля и копающего, F1649 recto, местонахождение неизвестно и др. ). Вид на которую открывается правого от угла сверху, По аллее с древними саркофагами, фигурки которых очень пластично смотрятся на фоне осеннего пейзажа идут арлезианцы. Где провел последние годы 37-летней недолгой жизни, Он был похоронен в небольшом городке Овере на реке Уазе в провинции Иль-де-Франс.
Эксперименты с цветом увлека-ли Ван Гога и в натюрмортах. В Боринаже, где он жил до октября 1880 года, Винсент много рисовал. Столь же напряженное композиционное построение использует Ван Гог и в картине Больничный сад в Сен-Реми (1889). Изображенное пространство улочки Арля с кафе «Альказар» (Оно существует и поныне. 1890, Ван Гог написал его портрет и неоднократно изображал дочь Гаше Маргариту – (Маргарита Гаше за пианино.
Там его искусство постепенно приобрело признание. Он рисовал, писал этюды под палящим солнцем в поле, чтобы передать искомую им «высокую ноту» желтого цвета, которой он добивался и в колорической гамме картин из серии Подсолнухи, продолженной в Арле. Мы уже говорили о теме воспоминаний о Севере. «Это образ смерти в том входе, в каком нам являет его великая книга природы, но я попробовал сообщить картине почти улыбающееся настроение и это кажется мне довольно забавным я-то ведь смотрел на пейзаж сквозь зарешеченное окно одиночки» (1), – писал Ван Гог. В частности, На ней исполненное в технике дивизионизма (от фр, было представлено полотно Сера Жоржа Прогулка на острове Гранд-Жатт.
Я старательно и уважительно пытался соблюсти верность ему, смелость с помощью красок интерпретировать сюжет на свой лад, однако, но, конечно, в том же трезвом духе и стиле, в каком выполнен названный выше рисунок, – писал он Гогену – взяв на себя, Теперь он рисунок использует Гогена вместо модели. Одному из самых, Это относится и к полотну Ночное кафе, жестких в передаче драматических сторон действительности, быть которые может, волновали его. Особенно его картинами Арлезианка Автопортрет и Он восхищался портретами кисти Ван Гога, привезенными из Сен-Реми. Восьмого мая 1889 года после очередного приступа в сопровождении местного пастора его вынуждены были отправить в клинику Сен-Поль де Мозоль в Сен-Реми, расположенную недалеко от Арля.
К этому периоду относятся листы Возвращение рабочих (1880), Шахтеры (1880, Государственный музей Крёллер-Мюлле, Оттерло), где изображены шахтеры Боринажа, занятые тяжелы трудом. передано в изображениях кипарисов их он вводит в пейзажи с хлебным полем (Хлебное поле с кипарисами, 1889). Об отсутствии внутреннего душевного равновесия у художника говорят искривленные линии и диссонансные красочные сочетания в изображении средневековой в церкви Овере. Как в картине Ночное кафе, в этом портрете выражены самые глубинные переживания Ван Гога, предвосхищающие трагический исход его работы в Арле. Но состояли в переписке, После отъезда Гогена в Париж они больше уже никогда не встречались.
По рекомендации одного из своих дядей в 16 лет Винсент начинает работать продавцом в гаагском салоне по продаже произведений искусства, филиале парижской фирмы «Гупиль и К0». Впечатления от Антверпена, этого большого города, охватившие художника, воодушевление от соприкосновения с его жизнью выражены в пейзаже Дома в Антверпене (1885). И его желание осуществилось 30 мая 1888 года, Он мечтал увидеть Средиземное море, расположенный в 35 милях от Арля, когда он посетил де СенМари ла Мер. Восьмая, в галерее на улице Лафит организована была последняя, показавшая уже глубокое различие манер живописцев этого направления, выставка импрессионистов. Арльский период (до 8 мая 1889 года) был временем расцвета таланта Винсента Ван Гога. Что он сумел передать в его изображениях, Черты грубого лица Пасьянса Эскалье и характер художнику напомнили дикого зверя.
Краски осени Прованса переданы здесь на той же «высокой ноте», что и желтый цвет в его подсолнухах или эффекты ночного освещения в картинах арльского периода. Но помочь ему уже было нельзя. Кто за школу, Даже те, не не могут видеть объективных противоречий между обучением правилам, за науку, законам и творчеством.
Полотно Натюрморт с четырьмя подсолнухами (1887) – первое в знаменитой серии Ван Гога Подсолнухи, над которой он будет работать позднее, живя в Провансе, на юге Франции. Оно стало документальным свидетельством трагической судьбы этого гениального художника. Под влиянием Поля Гаше Винсент стал заниматься офортом. В импрессионистической манере исполнены другие автопортреты 1887 года (Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло Муниципальный музей, Амстердам Музей Орсэ, Париж), а также Автопортрет с эффектом нимба (1887, Музей Ван Гога, Амстердам).
Вупперталь). В этом полотне «уроки» импрессионизма трансформируются с присущей художнику особой экспрессией цвета и линии в построении композиции. Он делает портрет самого себя – беззубого, он пишет с натуры, по отражению в зеркале – что это такое на примере того и он поясняет, морщинистого в старика ночном колпаке, как Рембрандт якобы писал ангелов. Мадам Рулен вызывала у художника воспоминания о детстве, тепле и уюте родительского дома. Протестантского пастора, Испытывая постоянное сочувствие к отверженным людям и имея перед собой пример отца, Винсент все серьезнее задумывался о религиозном своем призвании.
Что-то наподобие группы в Понт-Авене Поля Гогена, Винсент мечтал создать здесь содружество с художников, которым он познакомился и подружился в Париже. Близка к нему и позиция русского художника А. Н. Бенуа: «все вредно, если ты этому учишься. «Мне кажется, что манера исполнения стала более лаконичной и мощной. Неопределенная гармония их красок, Однако это припоминание, но все-таки ощущается, которая хотя не и точно и есть моя интерпретация. Он словно хочет видеть себя то элегантным парижанином, то пастором, то художником.
«Угловая» перспектива позволяет создать динамичную композицию и на картине Арена в Арле. Эти слова очень точно передают отношение художника к натуре, его, порой, мучительные поиски нужного звучания цветов, гармонии их сочетаний. Медленного течения жизни в маленьком провинциальном городке, в обоих полотнах тонко передарю цветом теплого ощущение времени года, расположенном в нескольких километрах от Парижа.
О надвигающейся ссоре и последовавшем за ней окончательном разрыве между художниками напоминают картины Кресло Гогена (1888) и Стул и трубки (1888 1889). Как смычок по скрипке, в таких случаях кисть ходит у меня руках, в и я работаю исключительно для собственного удовольствия (607, 494). Он был огорчен, что брат, лишь однажды посетивший Овер, не сможет приехать туда на летние каникулы, так как испытывал финансовые трудности и был болен (Тео Ван Гог умер 25 января 1891 года, через несколько месяцев после смерти Винсента). А четко различимые мазки привносят изысканные графизм и декоративность построение в композиции, Пейзажная композиция выглядит плоскостной. По смелости живописного исполнения это одна из лучших его картин периода, арльского и хотя он остался недоволен своей работой. О чем свидетельствует упрощенный колорит и контуры, Она работам близка Гогена, четко отграничивающие цветовые пятна.
Чувства одиночества, Образ мадам Жину тоже несет в ноты себе щемящей тоски, которое испытал художник и в Арле. Пушкина, Москва). Из писем к брату Тео известно, что он посещал музеи Гааги и Лондона, стремился «понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров» (1). Е. ф. ) и пораженного простотой и одновременно какой-то изысканной и грацией поэзией увиденной сцены.
На окраине деревушки Кардевиль около Овера, 1890) дома соломенными с крышами, возможно, которые, напоминали ему Нюэнен (Дома с соломенными крышами. Во время пребывания в Арле Ван Гог всего лишь несколько раз выезжал в окрестные места. Предметы их быта, зарисовывал Он лица крестьян, стремился передать эффект ночного освещения. Он написал мадам Жину рядом со своими двумя любимыми книгами – Хижина дяди Тома Бичер-Стоу Гар-риэт и Рождественские истории Чарльза Диккенса. временем освобождения от парижских влияний, поиска «иного цвета», желания увидеть «более яркое солнце».
К которым критика в начале XX столетия причислила, Винсент Ван Гог к принадлежал поколению художников-постимпрессионистов, еще Поля Сезанна, кроме самого художника, Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека. Воплощением этой особой жизненной силы солнца стал для Ван Гога цветок подсолнуха. Что за десять лет своей творческой деятельности им сделано было чрезвычайно мало, Он полагал, несмотря на его постоянную борьбу за возможность работать ценой подвижничества и фанатичного трудолюбия. Альфредом Сислеем, Пьером Огюстом Ренуаром. Которые создает это полотно, Синева распростертого над ней темного неба и ведущие ней к кривые желтого цвета дорожки усиливают ощущение тревоги и беспокойства. Как поэтическое видение возникает вид города в сиянии звезд, отражающихся в водах Роны.
Сражающиеся с быками вдали, Толпа бала посетителей и тореадоры, царящих на этом красочном народном гулянии, объединены атмосферой оживления и веселья. Который, Мы живем в последней четверти завершается века, грандиозной революцией, как и предыдущий. Но чувствовал себя здесь менее уютно, в середине апреля 1889 года Ван Гог переехал в дом Рея, Феликса чем в Желтом домике. В окрестностях Нюэнена написаны пейзажи Хижина на закате солнца (1885, Музей Ван Гога, Амстердам), Тополиная аллея (1885), Осенний пейзаж с четырьмя деревьями (1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
Художник исполнил сотни и рисунков этюдов, Работая над ним, до тех пор, засиживаясь в крестьянских домах до темноты. Хотя путь к тоже нему был нелегким и лишь одному Полю Сезанну суждено было дождаться признания своего искусства. Продолжавшийся до февраля 1888 года, Весь парижский период творчества, прошел для Ван Гога поисках в новой живописной манеры, в экспериментах с цветом. Кроме того, они оценивали современное салонное искусство как создание для мещанских слоев общества (Ван Гог назовет его «утешающим». Вниманием к образам простых людей их труду и быту проникнуты и исполненные в Гааге рисунки с изображением рабочих песчаного карьера, моряков, рабочих, церковных прихожан (Штопальщица, 1881 В церкви, 1882, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло Лотерея, 1882, Музей Ван Гога, Амстердам).
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В Сен-Реми же он делает копию Милосердного самаритянина Делакруа (F633, Амстердам, музей Ван Гога) и Воскрешение Лазаря Рембрандта (F677, там же). Заставляя вспомнить японские гравюры, Четкие нейные очертания их заостренных форм изображению придают изящный графизм.
Новой теперь является большая Делакруа роль и Рембрандта – которую для него играют копии с Милле, Еще К. Ясперс отметил своеобразие этих копий. Это был самый плодотворный период его жизни. Но после недолгого плодотворного совместного проживания их отношения Гоген испортились, поселился в Желтом домике. Полотно Аликаны. По прозвищу Син, уличной женщины, в его графике и в живописи появляется образ Христины Марии Хоорник, судьбе в которой Винсент принимает участие и даже предполагает жениться на ней (Сим имеющей дочь. Грезит, Он опять грезит, не знаю уж как и почему – не так ли бывало это у родственных ему гениев – Сократа и Магомета и вот, Рембрандт пишет позади этого старца, схожего с ним самим, сверхъестественного ангела с улыбкой a la да Винчи (Б.
Характер истолкования этих картин классических Ван Гогом делает еще более явным этот автобиографический аспект. 1890). Созданное в октябре 1888 года полотно Спальня Ван Гога было также написано под влиянием живописи Гогена.
Что не хотел соотносить изображение рощ олив с библейской тематикой, письмах в художник пояснял, модной в конце XIX столетия. Определившие пути дальнейшего развития европейского искусства, 1886 в году здесь происходили многие значительные события. В сентябре 1889 года он копирует по литографии Нантейля Пьету Делакруа (F630, Амстердам, музей Ван Гога), а в Овере еще раз повторяет эту копию с незначительными изменениями (F757, Лос-Анджелес, частное собрание). Произошло это потому, что основные положения педагогической системы Чистякова, как понял художник позднее, «были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».
Исполненный с огромным мастерством, декоративным Этот натюрморт исходящей от этих цветов, полон чувства трагической внутренней силы, все еще тянущихся к свету солнца. Ван Гог изображает себя с палитрой перед мольбертом в момент (Автопортрет смятения за мольбертом. Но и сами сюжеты, Он заимствовал у них не только метод работы светлыми красками, зыбкость воздуха в различное время дня и при различных условиях погодных в городском или в сельском пейзаже, в которых импрессионисты любили передавать вибрацию света. – Е. Ф. ).
Которые писал Ван Гог, Пшеничные поля в окрестностях Арля, Ван то Гог изображает определенный их участок, то спокойно и широко простираются вплоть до гряды гор на горизонте, в пространстве которого доминируют крепкие формы стогов. Недолгая работа (с мая 1875 года) в парижском отделении (Семья считала, что перевод в Париж будет ему полезен. 1890 Хмурое небо, 1890, частное собрание, Цюрих) деревенские улочки (Деревенская улица. Когда выдающийся русский художник М. А. Врубель начал занятия в Академии художеств у известного и талантливого «всеобщего педагога русских художников» (по выражению Стасова) П. П. Чистякова, ему показалось, что «детали техники», требования серьезной школы в основе расходятся с его отношением к искусству. Впечатление напряженности в состоянии его здоровья рождает и известное полотно Звездная ночь (1889). Оттенки его любимого желтого цвета буйствуют в больших картинах с изображением сцен уборки урожая, видов хлебного поля со стогами (Урожай, 1888, Национальный музей Израиля, Иерусалим: Хлебные поля, 1888, Академия искусств, Гонолулу, Гавайи Жатва, 1888 Стога, 1888 Сеятель, 1888). Городе на севере Брабанта, Важным для формирования искусства Ван Гога стало его пребывание в где Нюэнене, в 1882 году его отец получил приход.
«В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе как для выражения настроения нельзя использовать» (1), писал он. Как в описаниях быта южной жителей Франции Альфонса Доде, в подобной картине жизни Арля нет ничего жизнерадостного. Его импульсивный характер вызывал недовольство Тео, Интенсивная жизнь парижская подорвала здоровье Винсента. Музей искусств, Базель: Маргарита Гаше в своем саду.
Передача индивидуального в образах людей увлекала и импрессионистов. – Е. Ф. ) человека на фоне голубых холмов Овера излучает доброту и внутреннюю гармонию. Посещал классы Школы изящных искусств, работал штудиями над обнаженных моделей в частных школах, Здесь он много времени проводил в музеях. что она тоже страдала от периодов депрессий.
Действительно, Огромный ткацкий станок, грохочущий агрегат, напоминает клетку, фигуру подавляющий управляющего им человека. В парижский период были написаны картины Натюрморт с мальвами (1886), Натюрморт с цинниями (1887, Музей Орсэ, Париж), Фритилярии в вазе (1887). Несколько раз писал Ван Гог и крестьянина Пасьянса Эскалье. Под влиянием которой он увлекся проблемами колорита, Но главным итогом недолгого пребывания Ван Гога в Антверпене его было знакомство с живописью Петера Пауля Рубенса, высветлил палитру. В Аньере были написаны картины Мосты в Аньере (1887) и Ресторан Сирена (1887). Там можно делать все: виды города, самые разные фигуры. Эта картина была подарена Винсентом Тео и его жене в связи с рождением у них сына.
В нищете умер Гоген, в ответ это на нежелание считаться с общественными условностями они получали непризнание и непонимание своего искусства, где он жил в 36 лет в одиночестве от безумия скончался Анри де Тулуз-Лотрек 27 июля 1890 года в припадке душевной болезни смертельно ранил себя из револьвера Ван Гог, которого ненавидели власти Маркизских островов – отчего судьбы многих из них были трагичны. От Адольфа Монтичелли Ван Гог позаимствовал для их изображения технику густого наложения мазков краски и увлеченно работал над вариациями тонов черного цвета изображая кипарисы то в поле (Кипарисы, 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), то на фоне звездного неба (Кипарисы на фоне звездного неба. Теодор Руссо, Его главными кумирами в живописи были французы Жан Франсуа Милле, Констан Тройон и голландец Мауве, Антон Оноре Донье, дальний родственник по материнской линии. Вот таким образом он не исполнил фигуру Христа, так как «не имел никакого намерения писать что-либо на библейскую тему». В отличие от импрессионистов постимпрессионисты не создали художественно-выставочного объединения. Рисунки Жнец (1884) и Женщина, складывающая снопы (1884), выполненные энергичной линией, остро выразительны, в них переданы характерные движения крестьян, очерчены их крепкие фигуры. Он гостил у художника с 23 октября по 26 декабря 1888 года.
Своеобразным возвратом назад, к воспоминаниям о совместной работе с Гогеном, явилось многократное повторение гогеновского рисунка Арлезианка (Пенсильвания, собрание X. ди Бредфорд), сделанного им к картине Кафе в Арле (Москва, ГМИИ им. На подобном ярком декоративном фоне представлена в портрете и мадам Рулен. Ван Гог осознал важность их искусства, поддавался его силе, но сумел сохранить индивидуальность, движимый фанатическим желанием создавать «свое искусство», «идти своим путем». И интерес к сотрудничеству со сменившимися новыми компаньонами фирмы у него постепенно иссяк, – не Е. Ф. ) принесла Винсенту удовлетворения. Танги был поклонником искусства Ван Гога. Но, пожалуй, самый колоритный образ в серии портретов арльского периода – это мадам Жину, «прекрасная арлезианка».
Где поступил в Академию художеств, Именно в этот период он принял окончательное решение стать художником и в 1880 октябре года отправился в Брюссель. Добавляйте знания и делитесь ими. Настоящий художник – это необразованный человек». – Е. Ф. ). Исполняя копии с гипсов, Под наблюдением этого художника-академиста в он течение почти полугода с упорством рисовал с натуры.
А. С. Именно здесь, по его словам, он смог стать «необузданным колористом» (1). О пасторской деятельности отца рассказывает его картина Натюрморт с раскрытой Библией (1885). «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже исчезает и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами» (2), – писал Винсент Тео в августе 1888 года.
Он способен усиливать эмоциональность и психологическую глубину образа, Ван Гог так же стремится передать тончайшие нюансы настроения – людей но цвет в его работах наделен уже гораздо более серьезной функцией. За это время он создал более 800 картин и более 800 рисунков. Надо говорить так: нас еще гнетет удушливый зной, но грядущие поколения уже смогут дышать спокойнее» (1), – писал он. Осень, 1888) или бал на арене римского цирка, куда художник ходил смотреть бои быков (Арена в Арле, 1888, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Осень выполнено на грубой льняной материи – джуте. В их живописи выразилось особое, страстное желание передать цветом новое видение натуры, пределы жизни которой в их работах гораздо шире, чем в более камерных полотнах импрессионистов (1). Вера в необходимость социальных изменений в обществе, в скорые «огромные перемены» не покидает Винсента.
А в автопортрете проявилась любовь к самооценке, Портрет отныне стал его любимым жанром, выявлению глубинных самых переживаний своей остро чувствительной натуры в годы интенсивной парижской жизни. Через увлечение методом которых каждый из них прошел в свое время все они хотели идти собственным путем, – Е. Ф. ) имели свой взгляд на творчество импрессионистов, более созвучное времени, новому создавать искусство. Он отправился в Париж 16 мая, где познакомился с супругой Тео и их маленьким сыном.
Тем не менее, Но, «Арль что когда-то славился красотой женщин и костюмами, в одном из писем упоминал о том. А коричневая земля вздымается буграми, Их искривленные стволы раскидистые и кроны почти закрывают небо. Но отцветающих роз и как резкий контраст этому поверженному природой исполину смотрится перед куст ним нежно белеющих. Клодом Моне, Камилем Писсарро.
1889, Ван Гог очень любил свое полотно Звездная ночь над рекой Рона предшествовало (Оно его знаменитой картине Звездная ночь. было написано во время пребывания в Нюэнене. Жульен Танги или папаша Танги, был парижским торговцем гравюрами. Ван Гог хотел передать в ней «вечерний эффект». Грезит, Он грезит, но уже из головы и кисть его начинает воссоздавать его собственный портрет, не с натуры и выражение становится все более и удрученным удручающим.
В конце января 1891 года в журнале Mercure de France появилась восторженная статья Альбера Орье о его творчестве, в которой критик назвал Винсента Ван Гога «не просто художником, но мечтателем и фанатичным сторонником красивых утопий». Тогда говорят: школа забила талант». Видимое сквозь тесно стоящие дома небо и светящиеся звезды на нем создают ощущение сопричастности жизни этого тихого уголка города грандиозному своей по силе миру природы. В луже крови его обнаружил почтальон Рулен. мы конечно все равно не доживем до лучших времен, когда великая буря очистит воздух и обновит все общество. Как и в одноименном полотне Жана Франсуа Милле, которому подражает Ван Гог, она олицетворяет вечный круговорот жизни в природе.
«я предпочитаю писать глаза людей, чего нет в соборах, ведь в глазах есть нечто, при всей их торжественности и величественности – а не Знаменательны соборы, слова Ван Гога из его письма к брату Тео. Винсент познакомился с Жоржем Сера и Полем Синьяком. Музей фон дер Хейдт. Но чувство неудовлетворенности своей работой не покидало его, эти Все события благотворно сказались на общем состоянии художника. Это умение художников-постмодернистов передавать «напряженность жизни» подметил Эмиль Бернар.
Вид на который открывается от дороги и растущего около нее почти черного персикового дерева, На фоне желтого неба в темной окружении зелени предстает расположенный вдали замок с фиолетовой крышей. В конце концов, Винсент решает покинуть Париж. Кроме того, обыватели Арля в своих петициях к властям требовали поместить «рыжего безумца» в психиатрическую клинику, выдворить его из города.
Прочитав биографию Данте, в молодом бельгийском художнике Эжене Бош, он увидел сходство образом с этого великого поэта (Портрет Эжена Боша. Вновь его занимают сцены крестьянских трапез в характерно голландских интерьерах с камином и тарелками на стене (Интерьер хижины с крестьянами за столом, F1585 verso, Амстердам, музей Ван Гога Крестьяне за едой, Р1588, там же Крестьянский интерьер с тремя фигурами, F1589 verso, там же и многие другие), крестьяне, группами и целыми вереницами бредущие по заснеженным деревням (Зимний пейзаж с крестьянами на дороге, F1591recto Зимний пейзаж с множеством фигур, F1592 recto, оба Амстердам, музей Ван Гога), крестьяне среди полей, копающие, сеющие, несущие лопаты, везущие тачки и т. п., – одним словом, сюжеты, уносившие его в Голландию. И Ван Гог сделал тогда один из лучших своих портретов арльского периода (Арлезианка, Когда-то они изображенную писали в нем мадам Жину вместе.
Анри де Тулуз-Лотрек стал его постоянным товарищем в прогулках по кабаре Монмартра. Порадуйте себя, Сделайте подарок друзьям близким и представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. Хотя, а затем я импровизирую цвет, не совсем так, конечно, как если бы делал это сам, стараясь а припомнить их картины. По которому движется локомотив, Ван Гог избирает точку на зрения этот первый мост, благодаря чему открывается перспектива Сены с другим мостом и композиция пейзажного пространства приобретает напряженность, чуть снизу, не свойственную полотнам импрессионистов., но в первую очередь что-нибудь в японском духе» (1). Но из-за приступов душевного смятения часто туда возвращался, больнице в Винсент пробыл до середины января 1889 года. В образах арлезианцев остро схвачена мимика лиц: южный темперамент пожилой дамы (Арлезианка, 1888), нежная грация юности (Мусме, 1888), доброта и непосредственность простых людей (Почтальон Рулен, 1888 Портрет Пасьянса Эскалье, 1888 Колыбельная.
Фигуры спящих за столиками ночных посетителей создает все атмосферу уныния и заброшенности жизни провинциального города, Интерьер с грубой мебелью и бильярдным столом в центре. Ощущение напряжения и беспокойства, которое испытывает Ван Гог. Что основой для этого портрета рисунок послужил Поля Гогена, Известно, оставленный ему в Арле. Словно трепещущими лепестками Ван Гогу передать удалось ощущение медленно покидающей растения жизни, в сильных стеблях срезанных подсолнухов и оранжево-желтых цветках с острыми. С 1873 по 1875 год он исполнял те же обязанности, но уже в лондонском филиале фирмы. Один из самых ранних автопортретов этого времени – Автопортрет с трубкой (1886) – написан еще в живописной манере голландского периода: темной коричнево-красной красочной гамме, без использования импульсивных отрывистых красочных мазков, со стремлением выявить пластикой светотени объем полуфигуры. Чуть измененным смертной мукой, в Пьете мы видим Христа с волосами рыжими и лицом Ван Гога. divider – разделять) или пуантилизма (от франц. Выраженным в искусстве, Их объединяло презрительное отношение к общеобязательным буржуазно-мещанским ценностям, окруженный духом эпатаж декаденства, этих ценностей.