100 рисунков, хранятся в Государственной Библиотеке в Берлине и в Библиотеке Ватикана). Что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра кентавромахию, Вместе с тем картину глубоким образом отличает от памятников античных то, но психомахию. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. И потому то от одного шума, то от другого он не мог ни работать, ни сидеть дома. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Образ абсолютно забытого и бедного художника создание Вазари, Скорее всего, который был склонен крайностям к в жизнеописаниях художников.
Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Прозвище «Боттичелли» («бочонок») получил старший брат художника, возможно за свою полноту и округлость форм, со временем прозвище укоренилось и стало фамилией, под которой мы его знаем. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. начинаются оживленные сношения Боттичелли с семейством Медичи. Заново открыт был Боттичелли только в конце XIX века стараниями английского Джона искусствоведа Рёскина и группы художников- прерафаэлитов.
В том же 1497 более трехсот сторонников подписали Савонаролы петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Среди представителей знати и денежной Во аристократии, дворце Медичи, которые культивировали тогда верхи флорентийского общества, Боттичелли воспринимает античные идеи. Перуджино, в том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Филиппино Боттичелли, Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры. Кто захочет повторить опыт Пацци, в назидание Боттичелли тем, должен был написать на стенах дворца портреты казненных.
Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, Таким образом, вероятно, куда раньше еще его уже, ввел Верроккио. И существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности, Савонарола сожжен был в том же году 29 мая. В 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Так, Симоне и тринадцатилетний Сандро и Антонио, добавил, что Сандро учится читать, мальчик он болезненный. Точной, Именно эти иллюстрации особенно ясно дают почувствовать легкой, красоту нервной линии Боттичелли. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние.
Весь цикл был заказан в году 1469 Пьеро дель Поллайоло, Строго говоря, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. Каждый персонаж, по-своему поклоняется Иисусу исполненный красоты и благородства – и как в первой картине, Здесь нет статистов. Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру.
В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. Рисунки – во Флоренции (в Уффици и Академии) и в Риме иллюстрации к «Божественной комедии» Данте – в Ватикане и Берлине. 20 февраля скончался Мариано Филипепи, к сожалению, похороненный кладбище на Онисанти, отец художника – по возвращении на родину Сандро суждено было пережить большое горе. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1483–1485, – обе в Уффици). Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Из-за того ли, что Боттичелли забросил живопись и впал в немилость из-за связи с Савонаролой или из-за того, что стиль Боттичелли многим стал казаться старомодным и устаревшим, художник умер в безвестности. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году закончилось так Кватроченто эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Плоскостная линеарность и грация, в произведениях конца 1460-х годов сменяются хрупкая, более объемной трактовкой фигур, перенятые от Филиппо Липпи. Стремление к красоте определило возвышенный характер его реализма сострадание придало красоте физической одухотворенность и человечность. О Боттичелли забыли. Должна была обладать притягательностью для и Сандро, Личность Савонаролы занимавшая столь значительное место в культурных и политических событиях конца XV века.
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и искусства субъективного маньеризма. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Большое произведение Боттичелли- 171Венчание Богоматери187 (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Принадлежал к Флорентийской школе, около 1465–1466 учился у Филиппо Липпи в 1481–1482 работал в Риме.
Хрупкая красота фигур, Одушевленность ландшафта, трепетных линий, музыкальность легких, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них мечтательности атмосферу и легкой грусти. Дело приносило весьма скромный доход, него у была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, наконец и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, возможность оставить трудоемкое ремесло. Что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, о том, агента правительницы Мантуи Изабеллы д'Эсте, свидетельствует и письмо Франческо деи искавшей Малатести, мастеров для украшения своего студиоло. Конечно же, Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением у его Поллайоло и, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини.
1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Обнимающей в отчаянии основание креста, в Распятии из художественного собрания Фогга изображение мистических мук Магдалины, являет собой один самых из высоких образцов искусства. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян ( Пизанцы попросили его написать фрески в цикле Кампосанто, росписей Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, который не был закончен Боттичелли, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии, так же как не были выполнены им и сами фрески. Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся гуманистической кризис культуры Возрождения, Один из самых чутких живописцев Кватроченто.
Который стал приметной чертой его стиля, в Приблизительно это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета прием. В расцвете творчества Боттичелли был самым популярным художником Флоренции и среди его заказчиков – главные церкви Флоренции и знатные семейства города (в том числе Медичи). Оптимизм гуманистического мифа органично сочетается здесь со светлой меланхолией, характерной для искусства Боттичелли. В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего.
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, Примечательно, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли, выбирая кого-нибудь из художников флорентийских для исполнения ее заказа. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Ранним работам Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1476–1471, ). Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Красота, Волшебная грация, присущие картинам на мифологические темы, богатство воображения блестящее и исполнение, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. Что так называли кума отца художника, Однако Вазари сообщает, – ювелира, Мариано, которому к Сандро был отдан в обучение.
Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы. Но они не сохранились, Имеются также сведения о росписях Боттичелли в капелле Веспуччи Джорджо церкви Оньисанти. Как и о других флорентийских художниках, Первые упоминания об Алессандро, то есть кадастре, обнаруживаются в так называемом portate al Catasto, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать каждой глава флорентийской семьи.
1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Усиление нравственного и религиозного в настроения последних произведениях Боттичелли очевидно. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици).
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Что образ ангела символизирует наказание Флоренции, в глубине видна Флоренция не исключено, на пославшей костер Савонаролу. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Слава его возродилась лишь в XIX в., когда прерафаэлиты начали имитировать его бледные удлинённые фигуры, а критики того времени (Рескин, например) восторженно отзывались о манере и стиле художника. Где снимал квартиру в доме, специальности По Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, принадлежащем Ручеллаи. В это же время художника у начали возникать сомнения в оправданности его художественной деятельности. Наступала эра нового искусства и, мода новая и новые вкусы – соответственно, в последние годы жизни художника его слава клонилась к закату. Направляемого папой Сикстом Джулиано IV, был убит в 1478 году во время заговора семьи Пацци против Медичи.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Пространство дано в глубину, По-прежнему, открываясь в сторону неба, но на этот раз оно не замкнуто, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их на распределением плоскости. Оно образовано от клички старшего брата, До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Возможно, желая помочь стареющему отцу, который, судя по всему, много занимался воспитанием ребенка младшего а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Признанными правителями Флоренции, Именно в этот период установился тесный контакт между и живописцем членами семьи Медичи.
В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). За внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже не далеко так, Однако, как прежде. Вместе с художником умерла и память о нем.
Но становятся крайне восприимчивыми к вопросам совести и морали, художника Чувства не утрачивают остроты. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. Он переходит от умиления в Рождестве душераздирающим к мотивам Распятия и Сцен из жизни св. Зиновия, Пытаясь понять свои чувства. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Сандро рассердился и на свою стену, которая была выше соседской стены и не очень устойчивой, взгромоздил огромнейший камень, чуть не с воз размером, так что, казалось, при малейшем сотрясении стены он должен был упасть и проломить крышу, потолок, рамы и сукна соседа а когда тот, перепугавшись, прибежал к Сандро, ему было отвечено теми же словами, что он-де у себя дома хочет и может делать все, что ему нравится, а так как он ничего другого не мог добиться, ему пришлось прийти к разумному соглашению и наладить с Сандро добрососедские отношения» (Вазари, «Жизнеописание Сандро Боттичелли, флорентинского живописца»).
Похоронен Боттичелли в церкви Всех Святых во Флоренции. Иероним», «Св. Именно вот таким образом для художника этого периода сохранилось так много его работ, Мастерская всегда Боттичелли была загружена работой. О Боттичелли забыли. Когда он написал для флорентийской церкви Мария Санта Маджоре, Первые упоминания о Боттичелли относятся к 1470 г. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне дом приобрел с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано, Из них следует. С другой стороны, Но, что проявилось уже тогда, к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился когда серьезно, безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность Мадонны Евхаристии. В 1478, после заговора Пацци, закончившегося убийством Джулиано Медичи, Боттичелли получил заказ украсить фасад Палаццо дель Подеста портретами приговоренных к смерти заговорщиков (все эти росписи не сохранились). Его похоронили на кладбище при флорентийской церкви Оньисанти. Примерно с середины 70-х гг. Сандро Боттичелли умер в мае 1510 года.
Сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына, Среди первых сведений о художнике запись кадастре в 1458 года. Чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками, Понтифик только что закончил строительство Сикстинской Ватиканского капеллы дворца и пожелал. Возможно, Боттичелли возвратился во летом Флоренцию 1482 года, но, по причине смерти своего отца, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. Где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в форм распределении на плоскости, По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо. Но все в целом слишком ограничено и в сжато пространстве отсутствует физическое движение, Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, а вместе с ним и духовный порыв. На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями дома Медичи часто и изображавшиеся на картинах, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан 8212 святые мученики, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения.
Спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям, Переоценка ценностей, стремление опять обрести прочные искренняя потребность в обновлении истинные моральные и устои духовные были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Среди его произведений этого времени – фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Стараясь превзойти всех живописцев своего времени, Боттичелли потрудился, немало выполнившего с другой стороны образ св, но в особенности Доменико Гирландайо. Сандро Боттичелли умер в мае 1510 года. Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли.
Постепенно углубляющиеся в и культуре изобразительном искусстве Ренессанса, Но вслед за созданием этих картин противоречия, коснулись и художника. Ботичелли раскаялся в том, что писал «языческие» картины и абсолютно бросил живопись и «впал в величайшее разорение» (известно, что брат художника Симоне был одним из самых набожных и ревностных учеников монаха и жил в доме Сандро). Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику 8212 папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ 8212 дуб и сочетание желтого с голубым 8212 цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Сын бывшего учителя мастера из Одним официальных учеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи.
В том числе связывается оно с классической поэзией, в искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, со строками Горация и Овидия, в частности. Иеронима. А тот отвечал ему, Он не уже раз просил соседа избавить его от этой муки, что ему нравится, что у себя дома он хочет и может делать все. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Его брату Лоренцо удалось спастись. Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв. Между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, По словам Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить ей, себя не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, Картина Боттичелли должна войти была в цикл Добродетелей, располагавшемся на площади Синьории.
1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. «Он отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду» (Вазари). Иоанном Крестителем» (ок. Как бы мы ни толковали приведенный документ ибо Впрочем именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. А современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников, Сикст распорядился поставить Боттичелли главе во всей работы.
Так это или нет, неизвестно, однако следует сказать, что после 1498 г. нет письменных свидетельств об отношениях Боттичелли с семейством Медичи и его последние работы все имели религиозный характер. Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, Кажется, они приданы также легким одеяниям, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, тончайшим оживленным узором из васильков и маргариток – подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы к турниру. В 1459 г. Боттичелли попадает в мастерскую к Филиппо Липпи и становится его учеником.
1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Умер и был похоронен рядом с на отцом кладбище Оньисанти брат Джованни, Симоне, вместе с которым художник приобрел господский дом в местечке Сан Сеполькро а Беллозгуардо – когда вся Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного, в 1493 году, а из Неаполя приехал другой брат, в личной жизни Боттичелли произошли важные события. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Он один из первых внёс в своего искусство времени античный миф и аллегорию и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами.
Что обсуждалось в кружке Медичи, Имеется более и широкое его толкование как победы мудрости над страстями. Поддержать Боттичелли было некому. Уже в старческом он возрасте сжёг свою юношескую картину на костре тщеславия, Согласно преданию. Юдифь, уверенность, Мадонна Евхаристии, два варианта Поклонения волхвов, Св. Августин, Весна, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св – порыв, Вначале изящество, мечты. Порывы веселья щемящей Радостное тоской, возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, спокойная созерцательность неудержимой страстностью.
Рассадником которых он считал двор Медичи, Дальнейшие драматические события во Флоренции – изгнание Медичи и казнь Савонаролы – потрясли впечатлительного Боттичелли и отвратили его античных от идей. И с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами, Он один из первых внес искусство в своего времени античный миф и аллегорию. Еще одним общественным заказом 8212 художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов.
Роспись, Так как в больницу поступали прежде всего зараженные была чумой, заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии, вероятно. Боттичели не был женат, детей у него не было. Что Боттичелли был учеником в студии Андреа дель Вероккио в одно время с Леонардо да Есть Винчи, также сведения. Картины датируются примерно 1495 годом и находились соответственно в церкви Паолино Сан и Санта Мария Маджоре.
13 В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). Трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу мнения, такого Действительно. Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы. И он стал получать до того огромное число заказов, в период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, вот таким образом большую часть картин Мадонн младенцем с заканчивали его ученики, что справляться с ними самому было почти невозможно, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. В 1197 году он был вынужден бежать из Флоренции – впрочем, скоро возвратясь обратно.
А. С. Пушкина, Москва). 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, Проявившаяся уже в ранних произведениях Боттичеллисклонность к созерцательности, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли доминиканского программе реформатора, делала художникаравно открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. Собственно, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. Как никакой другой художник XV века был Боттичелли наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория. Козимо Росселлини, Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи времени того Перуджино, Пинтуриччино и Синьорелли по указанию папы был приглашен и Боттичелли, Доменико Гирландайо. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Хрупкая красота фигур, Одушевленность ландшафта, трепетных линий, музыкальность прозрачность легких изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли в состоит наклонности к фантастическому. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, по-прежнему желая утолить жажду свою знаний, а Боттичелли, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. Испытал сильное влияние фра Джироламо, плакса так называли последователей Савонаролы), что не не могло оставить глубокого следа в его живописи. Иоанном Крестителем» (ок.
Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Которая нагая плывет по в морю раковине, Особенно эффектна его Венера и гонят раковину к берегу и боги ветров осыпают ее дождем из роз. Кажется, Если в 1484-1489 годах Боттичелли, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, новых о тревогах и надеждах.
1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Что позднее папа римский отлучил Савонаролу от церкви, Несмотря на то, Боттичелли больше не изображал женскую обнажённую натуру. Особенная черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому.
Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, 8212 это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Внутренняя напряженность рисунка, Резкие контрасты ярких цветовых пятен, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника в сторону религиозности большей и даже своеобразного мистицизма.
Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме. Сандро вновь погрузился в возвышенную атмосферу интеллектуальной флорентийского жизни двора. – пишет он далее, «Говорят также, о ком знал, – что он превыше всего любил тех, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, как так хозяйничал он плохо и был беспечным. Заново открыт был Боттичелли только в конце века XIX стараниями английского искусствоведа Джона Рёскина и группы художников-прерафаэлитов. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Благодаря политике Лоренцо Медичи, Доменико Гирландайо Пьетро и Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Ватикана, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской.
Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа Оплакивание Христа мюнхенской из Старой пинакотеки и миланского музея Польди Пеццоли. 171марс и Венера187, 171Мадонна со св. Иоанном и Крестителем св. Иоанном Евангелистом187, 171Паллада и Кентавр187 – 171Рождение Венеры187, Затем период безмятежной полноты чувств. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Он был пристроен отцом в обучение к золотых дел мастеру, Обнаружив в детстве неспокойный характер и полное равнодушие к занятиям в школе, здесь раскрылся впервые его замечательный талант рисовальщика. Впрочем, ювелирным ремеслом занимался он недолго и уже в начале 1460-х годов поступил в ученики к Фра Филиппе Липпи (ок.
Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Но можно предположить, Нет точных о сведений периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли, что они вполне ладили между собой. Юношеская 171Мадонна с Младенцем и ангелом187 была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Художник пользовался конкретным античным прообразом 8212 саркофага, фигурой Изображая кентавра, хранящегося ныне в Ватиканском музее.
В выполненных Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Авирона и др. ) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик, свойственной, наряду с поисками тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и станковым портретам мастера (портрет Джулиано Медичи, 1470-е годы, Каррара, Бергамо). Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Известность художника была велика. При всем обилии вариантов и изысканном многообразии нюансов, Лейтмотивом творчества Боттичелли, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы, становится идея совокупности духовных свойств человека идея высшей, красоты идеальной заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
В первой 8212 очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли 8212 при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, лишь в качестве побочных мотивов, 8212 но и в том, что композиция строится больше в глубину, нежели на плоскости: в расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в сцене справа. Варнавы. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: Покинутая, Благовещение, Венчание Богоматери, Аллегория клеветы. БОТТИЧЕЛЛИ САНДРО – итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Который, Оно ощутимо и в драме личной художника, ощущал присутствие дьявола в годы правления Александра Борджиа, подобно Савонароле.
Как без учета глубокого духовного влияния доминиканца объяснить резкое изменение в творчестве Боттичелли с 1490-х годов до смерти его в 1510 году, Действительно. Бергамо, Среди других работ – отдельные произведения в музеях Вены, Амстердама, Бостона, Лондона, Милана, Монпелье, Мюнхена, Неаполя, Нью-Йорка, Парижа, Пьяченцы, Рима, Страсбурга, Турина. Занимавшегося рассмотрением правонарушений экономического Картина характера, с изображением аллегории Силы предназначалась для Торгового суда одного из важнейших городских учреждений. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Выполнил множество картин по заказам Медичи.
Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого апокрифических числа текстов., Сандро (Алессандро ди Мариано Филипепи – Alessandro di Mariano Filipepi, 01. 03. 1445, Флоренция – 16 или 17. 05. 1510, Флоренция) – итальянский художник, сын небогатого кожевника. В Хронике Симоне Филипепи сохранилось краткое упоминание о том, что Сандро взволновала участь Савонаролы, однако какие либо документальные свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют. Возможно, Существует и ещё одна, согласно которой прозвище перешло к Сандро от Боттичелли брата Антонио, самая близка к истине версия и оно обозначает искаженное флорентийское слово «, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. И все же тематическую связь с его проповедями можно обнаружить в поздних произведениях мастера, таких как Мистическое Рождество или Распятие. находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
В 1482 г. после кончины отца вернулся во Флоренцию и жил там до самой своей смерти (в 1502 г. выразил согласие отправиться в Мантую на службу к Изабелле дrsquoЭсте, но поездка по каким-то причинам не состоялась). Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. Подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения, Единство достигается восприятия расположением фигур. Филиппе выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Когда готовые фрески заняли свое место в капелле с рядом открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Осенью 1482 года, где вскоре пережил утрату отца, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Джулиано, Для брата Лоренцо Медичи, расписал он знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче.
В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. Вероятно, Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, состоявшейся в 1500 году, по заказаны случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). 1406-1469), одному из самых известных художников того времени. Победу Медичи над Пацци, в видели нем победу Лоренцо Великолепного над Неаполем, соединение страстей и мудрости у Лоренцо.
Трезвый и жестокий политик, Образованнейший человек, философом, Лоренцо был поэтом, в уверовавшим природу, как в Бога. Их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми черными или чернилами, Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами. Примерно к этому времени – точнее, к периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви. Направленной на достижение внешнего чисто совершенства, Рядом с угрожающей ему опасностью, которая угрожает уже всему человечеству опасность погубить душу, художник чувствует другую опасность. Во время торжественной в мессы городском Кафедральном соборе, 26 апреля 1478 года, представитель семьи Пацци убил Джулиано Медичи. Так завершается этот путь идиллических от грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма и религиозной экзальтации (Клевета, после 1495, Уффици), однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок.
Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал дряхлым и и неработоспособным ходил, когда, то есть в то время, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Против которых вскоре направит свои удары Реформация и они еще более обостряются под влиянием зрелища драматического продажности и испорченности. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Помимо своего творчества, Филиппе был монахом-кармелитом и, прославился скандальным романом юной с послушницей Лукрецией Бути. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Настоящее имя Боттичелли- Алессандро Филипепи (для друзей 8212 Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици).
Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Акт воплощения Humanitas Природой, По своему замыслу 171Рождение Венеры187 – близко Весне в нем трактуется предшествующее по смыслу неоплатонического положение мифа.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. 1470 год – судьбоносная дата в творческой биографии Боттичелли: он получает первый официальный заказ на аллегорический образ «Сила» (Флоренция, Уффици) для Торгового Суда. Миф обретает особую выразительность, в трактовке Боттичелли, следующих единому гармоническому ритму, сцена идиллическая возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев, который создается линейными очертаниями драпировок, фигур, движением танца, постепенно затихая в созерцательном жесте Меркурия. Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты – где искажение выглядит перспективы оправданным, Начиная с этой еще незрелой работы, Боттичелли демонстрирует софистический, если картину расположить горизонтально, трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине.
Одиноким и забытым, Боттичеллискончался в 1510 году, одиночество было необходимо для духовной жизни художника, согласно описанию Вазари. Возможно и что в нем именно заключалось и его спасение. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. 1485 года, Первая, написанной на поверхности выпуклой во второй же, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Четыре листа раскрашены темперой.
Исследователи идентифицируют его с картиной 171Мадонна с гранатом187. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Использование форм и приемов, чуждых ренессансному художественному методу, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира. Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, живописца и ювелира, скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у учился Верроккио молодой Леонардо. Фрески Боттичелли – во флорентийской церкви Всех Святых (Ognissanti) (1480), с виллы Торнабуони (1486) – в Лувре, в Сикстинской капелле в Ватикане. Вместе с художником умерла и память о нем. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Что портретыБоттичеллистоят несколько ниже образов, Считается, вероятно, входящих в его композиции. Это объясняется, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью абсолютном в ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли и обогатил возвысил изысканной поэтикой образного мышления. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Марсилио Фичино следовал Платону, Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, переработав при этом платонизм и мистические идеи поздней античности приведя и их в согласие с христианским учением. Которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, с головой Медузы Горгоны, панцирем щитом и Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Эмоционально утонченное и субъективное, Беспокойное, бесконечно человеческое искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма, но с вместе тем. Использовав отчасти свои первые к композиции, выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима.
Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, Примечательно, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли, выбирая кого-нибудь из флорентийских художников исполнения для ее заказа. Картины написаны для и Джованни Лоренцо ди Пьерфранческо 8212 сыновей брата Пьеро Подагрика. Когда Филиппо переехал в Сполето, Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, Боттичелли а открыл свою мастерскую во Флоренции.
собеседование» (ок. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) 8212 в Национальной галерее в Вашингтоне. Почти всю жизнь Боттичелли провел во Флоренции, лишь ненадолго уезжал по приглашению папы Сикста IV в Рим (1481 – 1482), когда выполнял по заказу фрески для Сикстнской капеллы в Ватикане (работал вместе с Перуджино, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли). По-видимому, Работа, так как в правом углу верхнем изображено осиное гнездо геральдический символ рода, предназначалась для украшения дома Веспуччи. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, Впрочем ибо именно в это русло направлял все его брат Антонио. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св.
В числе украшавших его картин были «История римлянки » (Бостон, Музей Гарднер). Алтарь Сант-Амброджо, найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки 8212 эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок.
Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. На плоскости то сближаемых, Это 8212 известное расположение фигур, наоборот, то, раздвигаемых так, что его ритм связан не с совокупностью, а с последовательностью, с не массой, а с линией. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати или коллекций для произведений искусства. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти.
Для нее же предназначались и эти две картины, Для своей виллы в он Кастелло заказал художнику фрески. Его похоронили на кладбище при флорентийской церкви Оньисанти. Помимо картин на мифологические и религиозные сюжеты он написал несколько замечательных портретов ( (для первой части комедии – «Ада», всего ок. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен.
Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, одному из самых знаменитых того художников времени. Примерно в это же Боттичелли время начал работать подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 году стенную живопись в капелле Сикстинской Ватикана.
Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Боттичели не был женат, детей у него не было. (1452 – 1498, казнён), яростного обличителя папского престола и верхов флорентийского общества (семейства Медичи), погрязших в «языческом зле» и пороках.
В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. Что когда в 1502 году Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника Боттичелли и дал свое согласие на работу, Примечательно, она отвергла его услуги. С усилением психологической выразительности, в промежутке 1475 между и 1482 годами, реализм изображения достигает своего максимального развития. Сохранились многочисленные работы, лучшее их собрание в галерее Уффици: (Музей им. «Как-то поселился возле Сандро некий ткач и поставил без малого восемь станков, которые, когда они работали, то не только бедного Сандро оглушали стуком стремян и грохотом ящиков, но сотрясали весь дом, который был и так не прочнее прочного. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении.
Во второй картине, возможно, тоже есть портреты 8212 но кто знает это. Он превратил свой двор в центр художественной Возрождения, культуры Крупнейший меценат своего времени. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены.