Порвав с условными системами композиции, в этот же период Х. радикально реформировал групповой портрет, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя ("Банкет офицеров стрелковой св, роты вводя в произведения элементы жизненных ситуаций. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642. Перестаёт быть обязательным исторический (античный) сюжет жанровой живописи и возникает жанр «гражданской картины, описывающей современные события. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Адриана", 1633 "Офицеры стрелковой роты св.
Появляется новый заказчик (бюргер) и соответственно новые сюжеты для него. Крус»). Здесь сказалось влияние Рембрандта – в игре косых лучей света и, особенно, в большей напряженности и сосредоточенности атмосферы, в большей выразительной силе палитра Халса не меняется, он лишь придает тонам серебристые оттенки и усиливает черный цвет: два «Мужских портрета» (Лондон, Нац. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Перестаёт быть обязательным исторический (античный) сюжет жанровой живописи и возникает жанр «гражданской картины, описывающей современные события.
В 1610 г. получил звание мастера. Заказов становилось все меньше – несмотря это, на Однако, к тому же оплачивались они весьма скудно, звезда его клонилась к закату. Обучался в мастерской живописца К. ван Мандера. Франс Халс (Гальс) родился в Антверпене между 1581 и 1585 гг. Обучался в мастерской живописца К. ван Мандера.
Георгия», 1616, см. Адриана", около 162327 "Банкет офицеров стрелковой роты св. «Групповой портрет стрелковой роты св. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, Эрмитаж, Ленинград «В. Однако получал он за свою работу сущие гроши. Проложеннымхудожниками Голландии, Путем, пойдут художникидругих национальных художественныхшкол Европы.
В 1644 Халс входит в совет гильдии художников Харлема. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. В 1664 г. Халс получил последний крупный заказ на два групповых портрета («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых»). С раннего детства жил в Харлеме. В 1610 г. получил звание мастера.
Расширив социальный круг от моделей представителей буржуазии («В, Х. создал яркую галерею голландских типов. Но предстают перед художником в своих естественных позах, Модели не Хаясу, позируют соответствующих их темпераменту. Эти темы заимствованы Халсом у утрехтских караваджистов. Кроме того, объективность, бывшая его характерной чертой, уступает свое место экспрессионистской тенденции, внутреннему напряжению, которое делает столь пронзительными картины «Регенты приюта для престарелых» и, особенно, «Регентши приюта для престарелых» (обе – 1664, Харлем, музей Ф. Халса), по поводу которых, возможно, Клодель написал: «Ни у Гойи, ни у Эль Греко, нет ничего столь поучительного и столь пугающего, поскольку даже ад для нас менее страшен, чем промежуточная зона». Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Перестав получать заказы, художник впал в беспросветную нужду и был помещен в харлемскую богадельню, где и умер 26 августа 1666 г. Регенты приюта для престарелыхРегентши приюта для престарелых 12 Ян Вермер Дельфтский (16321675) Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Офицерский состав менялся каждые три четыре года.
В палитре Халса темные тона дают цветные блики и допускают светлые тона («Улыбающийся кавалер», 1624, Лондон, собрание Уоллес «Портрет Исаака Масса», Торонто, музей «Портрет Виллема Ван Хейтхейсена», Мюнхен, Старая пинакотека). В 1620-х гг. В 1644 г. Халс вошел в совет гильдии художников Харлема. Позднее творчество Халса часто называют черно-белым периодом: черные костюмы, белые воротники («Мужчина в черной одежде», «В.
Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе – 1664)» ЖИВОПИСЬ НИДЕРЛАНДОВ 17 ВЕК Церковь перестаёт быть заказчиком для художников. В мирное время представляли собой нечто вроде почетной в милиции, военное время гильдии стрелков участвовали в обороне городов, торжественным встречам, обязанности которой сводились к парадам, почетным караулам. В портретах 1620-30-х гг.
Портреты-характеры. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 165052, Эрмитаж, Ленинград «В. Порвав с условными системами композиции, в этот же период реформировал Х. радикально групповой портрет, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций. Георгия» принесла ему широкую известность. Георгия. И хотя Фромантен в своей книге «Старые мастера» исключительно осторожен в отношении этих последних шедевров Халса (была ли то безграничная отвага художника или же рука более чем восьмидесятилетнего мастера просто ослабела) их можно считать предвестниками новой живописи.
Офицерский состав менялся каждые три четыре года. В 1620-х гг. илл. В очаровательной работе «Ребенок с кормилицей» (ок. Испытавших его влияние, Среди многочисленных учеников Х. и голландских мастеров в., 17 бр, А. Брауэр.
Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Его первые произведения относятся примерно к 1610 («Портрет Якобуса Заффиуса», 1611, Харлем, музей Ф. Халса портрет человека, держащего череп (Бирмингем, Барберовский Институт искусства) в них еще сохраняется некоторая напряженность, присущая художникам XVI столетия, таким, как Корнелис Кетел, Антонио Моро или Дирк Барендс. А. и И. Остаде, Я. Стен и др. «Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг.
Елизаветы» в Харлеме. В 1616 Халс получил первый крупный заказ на картину «Банкет офицеров стрелковой роты св. 1620, Берлин-Далем, музей) отсутствует та болезненность детского облика, которая была характерна для «инфантов» Веласкеса. А год спустя отец молодой поступил на службу рядовым в стрелковую роту Св, в 1611 г. У Франса родился сын Хармен. Его желание оживить картину иногда приводит к полной беспорядочности, Композиции Халса не всегда удачны, например, как, в портрете групповом «Банкет офицеров стрелковой роты св.
наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Учился у К. ван Мандера (160003). «Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг.
10 В 1644 г. Халс вошел в совет гильдии художников Харлема. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Заказов становилось все – меньше несмотря на это, Однако, к тому же оплачивались они весьма скудно, звезда его клонилась к закату. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Исполненная им картина «Банкет офицеров стрелковой роты Св. 50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. 52, Эрмитаж, Ленинград «В.
Исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, Поздние произведения Х, 1650, около построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде». В 1616 г. такой заказ впервые получил Халс, от своих сослуживцев. В1620-х Хальс наряду с портретами писалжанровые сцены и композиции на религиозныетемы». («Регенты госпиталя св. Георгия».
Сам сюжет его композиций, например, «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, см. в семье ткача.
Нью-йорк, гал., Кор, музей Метрополитен) портрет Йозефа Койманса (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) и его супруги (Балтимор, Музей искусства) Стефануса портрет Герардтса (Антверпен. "Групповой портрет стрелковой роты св. А через год городские власти решили назначить пожизненное ему ежегодное вспомоществование, Ввиду явной бедности в 1661 г. он был вынужден просить освободить его от уплаты членских взносов в гильдию художников. Крус», около 1660, Старая пинакотека, .
Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции ("Евангелист Лука", "Евангелист Матфей", около 162325, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Поздние произведенияХалса исполнены в очень свободной манереи решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных ибелых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. С раннего детства жил в Харлеме. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664, Музей Ф. Халса Харлем).
Хармен, в 1611 был крещен его первый сын, ставший художником впоследствии от второго брака у него будет еще восемь детей. («Регенты госпиталя св. Адриана» (Харлем, музей Ф. Халса). Картина «Супружеская пара в парке» (ок. ЖИВОПИСЬ НИДЕРЛАНДОВ 17 ВЕК 3 Франс Халс (Гальс) родился в Антверпене между 1581 и 1585 гг.
Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Георгия», 1639 все Музей Ф. Халса, Харлем). Исполнены в очень свободной манере и в решены скупой цветовой гамме, Поздние произведения Х, около 165052, построенной на контрастах чёрных и белых тонов ("Мужчина в чёрной одежде", Эрмитаж, Ленинград "В. Запечатлеть который приглашались самые знаменитые художники, По срока окончании службы устраивался традиционный банкет.
ван Хейтхейзен», около 1625-36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все около 1630). Его телесность и материальность, Однако уже в них Халс порывает маньеризмом с и находит основу своего стиля. 1 Церковь перестаёт быть заказчиком для художников. Эти позы никогда не повторяются.
Париж, 1628-1630, тревожная «Малле-Баббе» – старая колдунья с филином (Берлин-Далем, музей), Лувр), (Лейпциг, Музей изобразительных искусств), «Мулат» «Поющие мальчики» (Кассель, музей), «Двое детей» (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена). Чтопобудило формирование двух национальныххудожественных школ, С17 века прошло государственное разграничение ихудожественное но разных по признакам. Свой вклад в художественное разграничениевнесли и конфессиональные разногласия. Фландрия осталась в лоне католицизма, где религиозное искусство испытывалоновый расцвет в 17 в. ИскусствоГолландии 17 века стало своеобразнымфеноменом в художественной ситуацииЕвропы 17 века, единых попроисхождению. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664)» «Групповой портрет стрелковой роты св. В 1616 г. такой заказ впервые получил Халс, от своих сослуживцев. Сделать их менее фон случайными становится темнее, Вот таким образом с 1630-1635 художник стремится упростить свои композиции и палитра – более яркой. Позднее творчество Халса часто называют черно-белым периодом: черные костюмы, белые воротники («Мужчина в черной одежде», «В. Дошедшие до нас два пейзажа Вермера утвердили за художником непревзойденного славу мастера пейзажной живописи. Групповой портрет, а также пейзаж и натюрморт, психологический портрет – лирический портрет, жанровая Развивается живопись.
(«Регенты госпиталя св. Х. умер в харлемской Перестав богадельне, в старости получать заказы и впав в беспросветную нужду. Родившийся примерно за 20 лет до Рембрандта, Халс, в соприкосновении с гравюрами X. Голциуса и, поступает в мастерскую Карела ван Мандера и обучается в кругу харлемских маньеристов, главное, первыми корпоративными картинами К. Корнелиса Харлема, ван родоначальника традиции групповых поясных портретов, в которых персонажи нагромождаются друг на друга. Сюжеты их типичны: небольшая часть комнаты, женщины, погруженные в те или иные занятия: чтение и написание любовных писем, рассматривание драгоценностей, музицирование, общение с кавалерами и т. п. Елизаветы» (1641, Харлем, музей Ф. Халса) отмечает последнюю перемену в манере художника и предвещает его поздние работы.
Халс, Хотя композиционные связи здесь еще не достаточно прочны, уже отходит от статики персонажей, однако, что было характерно для его предшественников и передает некое воодушевление и пространственную свежесть – наклоном поз, большими диагоналями в построении композиции и смелыми иногда и мощными мазками. ван Хейтхейзен», около 162536, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все около 1630). Интерес к нему возродился лишь в XIX в Этот художник обладал поразительно зорким филигранной глазом и техникой. Крус»). В 1664 г. Халс получил последний крупный заказ на два групповых портрета («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых»).
Георгия»Банкет офицеров стрелковой роты Св. гал., Нью-Йорк, музей Метрополитен) портрет Йозефа Койманса (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) и его супруги (Балтимор, Музей искусства) портрет Стефануса Герардтса (Антверпен, Кор. Чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков, ) пристрастие свойственно к тёплым тонам. ван Хейтхейзен", около 162536, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа ("Малле Баббе", Картинная галерея, Берлин-Далем "Цыганка", Лувр, Париж "Мулат", Музей изобразительных искусств, Лейпциг все около 1630). Ранние произведения Вермера («Христос у Марфы и Марии», 1655, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) принадлежат еще европейскому репертуару того времени и нехарактерны для творчества художника в целом.
Вскоре, отказавшись от итальянизма харлемских мастеров, Халс стремится к максимальной объективности по отношению к модели: «При этом умирает итальянский образ человека» (Андре Мальро). Этот весьма условный и угрюмый задний план был, Здесь вновь Халс вводит пейзажный однако, фон написан учеником Халса (как пейзаж в портрете «Офицеров стрелковой роты св, возможно. Отблески света накладываются здесь несколько на холодную и монотонную карнацию предшественников художника. Вероятно, живописи учился у известного художника К. Фабрициуса. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. В «Групповом портрете стрелков роты св.
В мирное время представляли собой нечто вроде почетной милиции, в военное время гильдии стрелков участвовали в обороне городов, торжественным встречам, обязанности которой сводились к почетным парадам, караулам. В 1620-х гг. До конца своей жизни мастер продолжал писать: портреты одиночные, парные, семейные. Георгия", 1639 все Музей Ф. Халса, Харлем).
Вид «Дельфта» Раннейманере Хальса свойственно пристрастиек тёплым тонам, чёткой моделировке формпри помощи тяжёлых плотных мазков. Женщины, Сюжеты их типичны: небольшая часть комнаты, рассматривание драгоценностей, погруженные в те или иные занятия: чтение и написание писем, любовных музицирование, общение с кавалерами и т. п. 1622, Амстердам, Гос. в семье ткача. Которую иногда ошибочно рассматривают как автопортрет художника, представляет музей), собой один из редких пейзажных опытов Халса. Которую ни один другой портретист не мог столь уловить живо, Так в его картинах появляется непосредственность поз и экспрессий. В портретах 162030-х гг. Quotяспер Схаде ван Веструм", около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый – тон 1641, Елизаветы", около 164250, там же портрет молодого человека, Эрмитаж, Ленинград. Адриана», около 162327 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
А в 1641 – «Регентов госпиталя св, в 1633 пишет он групповой портрет членов амстердамской стрелковой корпорации полковника Рейнера Реада. Дважды становился президентом гильдии. Георгия. Начатый им в Единственный Амстердаме, групповой портрет, пришлось заканчивать другому художнику. Он уделял огромное внимание передаче световоздушной среды. Однако получал он за свою работу сущие гроши.
Расширив социальный круг моделей от представителей ("В, буржуазии Х. создал яркую галерею голландских типов. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 164250, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Крус", около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма ("Регенты приюта для престарелых", "Регентши приюта для престарелых", обе 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). ван дер Хелст, Я. А. ван Равестейн и другие), был живописцем голландской буржуазии XVII в. В своих больших патриотических композициях («Регенты»), а так же в портретах-характерах он не стремится выйти за рамки физического сходства модели его гений проявляется лишь в новой живописной свободе, в индивидуальной палитре, в концепции колорита, освещения, мазков. Дошедшие до нас два пейзажа Вермера за утвердили художником славу непревзойденного мастера пейзажной живописи. Х. умер в харлемской богадельне, Перестав в старости заказы получать и впав в беспросветную нужду.
1628-1630, Париж, Лувр), тревожная «Малле-Баббе» – старая колдунья с филином (Берлин-Далем, музей), «Мулат» (Лейпциг, Музей изобразительных искусств), «Поющие мальчики» (Кассель, музей), «Двое детей» (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена). Музей Ф. Халса, Харлем). Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664, Музей Ф. Халса, Харлем).
В портретах 162030-х гг. Отрицаются художественные ценности католицизма (церковные росписи, религиозные сюжеты). Халс, как и многие его современники (Б. Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось.
Адриана» (1633, там же) лишь наклон голов и фигур оживляют горизонтальную, длинную и очень статичную композицию. Портрет «Регентов госпиталя св. Крус», около 1660) в некоторыхиз них проявилось чувство глубокогопессимизма. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В.
Перестав получать заказы, художник впал в беспросветную нужду и был помещен в харлемскую богадельню, где и умер 26 августа 1666 г. Ян Вермер Дельфтский (16321675) Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Интерес к нему возродился в лишь XIX в Этот художник обладал поразительно зорким глазом филигранной и техникой. ("Регенты госпиталя св. Георгия», 1639)»1 Не желая покидать Харлем, Хальс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Муж на левом портрете, а жена на правом, в 1620-1640 наивысшей годах, времени популярности – Хальснаписал много двойных портретовсупружеских пар. Х. умер в харлемской богадельне, в Перестав старости получать заказы и впав в беспросветную нужду. («Регенты госпиталя св.
Локальный тон, Быстрая кисть художника здесь способна одновременно передать освещение, одушевление телесность и персонажей. музей изящных искусств) и его супруги (Париж, собрание Ротшильда). наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 162325, Музей западного и восточного искусства, Одесса). А год спустя молодой отец поступил на службу рядовым в стрелковую роту в Св, 1611 г. У Франса родился сын Хармен.
Георгия", 1627, см. Ввиду явной бедности в 1661 г. он был вынужден просить освободить его от уплаты членских взносов в гильдию художников, а через год городские власти решили назначить ему пожизненное ежегодное вспомоществование. Он причислен к лучшим мастерам жанра, этого Хотя Вермер не написал ни одного натюрморта как законченной картины. В 1653 году молодой художник был принят в гильдию Св. Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св. «Ни у Гойи, ни у Эль Греко, нет ничего столь поучительного и столь пугающего, поскольку даже ад для нас менее страшен, чем промежуточная зона» – объективность, Кроме того, уступает свое место экспрессионистской тенденции, бывшая его чертой, характерной внутреннему напряжению, которое делает столь пронзительными картины «Регенты приюта для престарелых» и, особенно, «Регентши приюта для престарелых» (обе – 1664, Харлем, музей Ф. Халса), по поводу которых, возможно, Клодель написал.
Георгия» (1616, Харлем, музей Ф. Халса), оставался традиционным, близким картине того же содержания исполненной К. Корнелисом ван Харлемом. музей), «Цыганка» (ок. занимал должность старшины цеха. Состоящее исключительно из портретов, Его творчество, благодаря множеству подписных и датированных можно картин, точно проследить. Групповой портрет, а также пейзаж и натюрморт, психологический – портрет лирический портрет, Развивается жанровая живопись. Георгия», 1639, там же).
Он причислен к лучшим мастерам этого жанра, Хотя Вермер не написал ни одного натюрморта законченной как картины. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650. Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось. Георгия», 1639 все.
13 Ян Вермер (Вермеер) Делфтский родился в 1632 году в голландском городе Делфте в семье состоятельного коммерсанта. Запечатлеть который приглашались самые знаменитые художники, По срока окончании службы устраивался традиционный банкет. Мастер с 1610.
Примерно с 1620-1625 и до 1630 Халс исполняет большую серию портретов-характеров – «Шут играющий на лютне» (Париж, Лувр), «Веселый пьяница» (Амстердам, Гос. Появляется новый заказчик (бюргер) и соответственно новые сюжеты для него. До конца своей жизни мастер продолжал писать: портреты одиночные, парные, семейные. Х. создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии («В. Исполненная им картина «Банкет офицеров стрелковой роты Св.
Испытавших его влияние, Среди многочисленных учеников Х. и голландских 17 мастеров в., порвав с условными системами композиции, А. «В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. А. и И. Остаде, Я. Стен и др. Испытавших его влияние, Среди многочисленных учеников Х. и мастеров голландских 17 в., бр, А. Брауэр.
Чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых мазков, плотных илл. ) свойственно пристрастие к тёплым тонам. Порвавс условными системами композиции, Радикальнореформировал групповой обеспечивающие портрет, непосредственнуюсвязь картины и зрителя, вводяв произведения элементы жизненныхситуаций. Георгия принесла ему широкую известность. Он уделял огромное внимание передаче световоздушной среды. Халс все больше играет на контрасте белого и черного и смягчает очертания форм («Мужские портреты», Париж, музей ЖакмарАндре Кассель, музей Гаага, Маурицхёйс, 1660 «Портрет В. Круса» (Мюнхен, Старая пинакотека). Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг.
Отрицаются художественные ценности католицизма (церковные росписи, религиозные сюжеты). Луки, с 1662 по 1671 гг.