Персональная выставка 1905 года, устроенная с помощью Родена (Камилла об этом не знала) в галерее Эжена Бло, уже не обошлась без странностей художницы. Черпая вдохновение в произведениях Данте и Шарля Бодлера, в образах порталов готических соборов, а также в творчестве флорентийского скульптора Гиберти, он приступил к созданию «Врат ада» в 1880 году, но не успел закончить работу. Нет, он показал это. Виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и Скульптура силуэтов, модерна отличается динамикой и текучестью форм.
Удивительно, но пятнадцатилетнюю девушку признали как скульптора. Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй («Иоанн Креститель» и «Шагающий»), а также то, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала работе над «Вратами ада» он посвятил всю оставшуюся жизнь. «Сирен» и вот прекрасная молодая Муза превращается в «Данаиду», открывшие новую в главу жизни Мастера, «Поцелуй» произведения. Что единственно правильный путь для быть женщины женой и матерью, Он не разделял мнения супруги о том. Родился в Париже 12 ноября 1840 года Учился в Школе рисования и математики. «безумная Камилла, Безумица начала скороговоркой объяснять – что ночью ее пытались убить Наконец в 1909-м Поль Клодель записывает в дневнике.
Но в юности азарт художницы всегда брал верх и Камилла по очереди использовала своих домочадцев для лепки с натуры, не имея ни малейшего представления о том, как это делается. Пятидесятилетний Мастер знал свою ученицу достаточно хорошо – чтобы верно понимать смысл ее действий и Звучит чувств, не очень убедительно. Но духовный сан не принял и окончании по курса получил место регистратора, в молодости Луи Проспер Клодель учился в Страсбургском иезуитском коллеже, а потом и другие должности. Как бы там ни было, в детстве они подолгу гуляли вместе в окрестностях Вильнёва изрезанный скалами пейзаж привлекал юных романтиков: в их линиях и формах можно было разглядеть множество каменных ликов и фигур, которые меняли свое «настроение» в разное время суток и разную погоду В шестилетнем возрасте Камилла поступила в Школу сестер христианского учения в Бар-ле-Дюке в этот городок направили служить Луи Проспера Клоделя, а в 1876 году его перевели в Ножан-сюр-Сен, в сотне километров от Парижа. Но потом отказывались от созданных им шедевров, Правительство и учреждения официальные заказывали ему исторические памятники. В 1897-м зрители увидят ее «Глубокую задумчивость», аллегорически ее представляющую личную жизненную драму – в 1899-м «Зрелость», Но прежде у нее еще будут триумфы. Дипломату, Только благодаря брату Полю, остались некоторые поэту свидетельства и драматургу.
Со временем эти две женщины, самые близкие Камилле по крови, но чуждые по духу, превратятся в ее сознании в воплощение зла. В домашней библиотеке Луи Клоделя Проспера находилась практически вся известная античная литература, Судя по сохранившемуся каталогу. Такие работы, как «Мыслитель», «Ева», «Мимолетная любовь», «Поцелуй» и другие, были этюдами к «Вратам ада. Подобной точки зрения придерживался и брат Поль.
А если твои работы регулярно не продаются, она обходится дорого вдвойне. В своих работах ему удалось передать связь между внутренним миром человека и внешним его обликом. В свою очередь, а Буше, познакомил ее директором с Национальной школы изящных искусств Полем Дюбуа-Пигалем.
Желание постоянно возиться с глиной и камнем в их глазах выглядело очередной блажью. Но, очевидно, она уже была рядом. Наверное, любил их. Он стал избегать ее, хотя, по свидетельствам друзей, продолжал помогать материально. Поместив их для тяжести, несения Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, в деревушке Вильнёв-сюр-Фер в Шампани, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев» Камилла Розали родилась 8 декабря 1864 года во французской провинции.
Чтение стало хорошим самообразованием. К 1905 году «мошенник Роден» превратился в воображении Камиллы в злодея, который завладел ее имуществом, украл ее работы, подсылает к ней людей с целью отравить ее. В нем и обосновались отец, мать и трое детей Камилла, Луиза и Поль. Заказ на оформление которых мастер от получил французского правительства в 1880 г. Названные Вратами Ада, Скульптурная группа Вечная весна была задумана Роденом как часть композиции главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже, над которым он работал долгие годы, они стали величайшим творением Родена. Она хорошая девочка: взгляни на ее лицо. С годами это чувствовалось все сильнее, Можно представить состояние и Камиллы – обостренное самолюбие которой постоянно страдало. Несмотря на все, я плачу об утрате этой Грезы Грез».
К этому времени относится, скажем, письмо Камиллы Родену из замка Илетт в Турени, где они часто отдыхали: «Как мило было бы с вашей стороны купить мне купальный костюмчик, темно-синий с белой отделкой, раздельный, кофточку и панталоны (размер средний) в Лувре или в Бон Марше (саржевый) или в Туре Я сплю голая, чтобы представить себе, будто вы рядом, но когда просыпаюсь, это не так. В 1895 году Клодель поздравила некогда близкого человека с очередной победой монументальным «Бальзаком». Местного врача, Это семейство пользовалось уважением в респектабельном обществе буржуазном жители Вильнёва помнили еще деда Луизы. Где проживет до 1913 года до госпитализации, в 1899-м она поселилась на набережной в Бурбон мрачной двухкомнатной квартире.
Она все еще появлялась в свете, но совсем не так часто, как раньше. Отношения Камиллы с Полем вообще особая тема. Любовь и творчество закружили и Камиллу. Так же как и переписка с отцом и Роденом, Ее личные воспоминания не сохранились, которая бы могла пролить свет на очень многое.
Как в действительности Мастер относился к дамам своего сердца. Кроме того, Камилла и Поль, конечно, много читали. Девушка же, незнакомая с его работами, не поняла комплимент это или хула. После разрыва композитор приобрел себе скульптуру Клодель «Вальс» и никогда не расставался с ней.
Дом в Вильнёве, где родилась Камилла, перешел к ее матери по наследству. Одновременно Роден исполнил ряд крупных произведений. Камилла была в смятении, уверенность в себе покидала ее.
А год спустя у него появилась известная «Женщина, сидящая на корточках». Публика не увидела в представленном Роденом пластическом этюде сходства портретного с писателем. Между прочим, в том же 1881-м Роден закончил «Еву» работу, которую считают отправной точкой в новом взгляде скульптора на женское тело. Отец, всегда желавший дать детям хорошее образование, пригласил для них наставника господина Колена. Взяв их город, вот и они увели их жен в рабство, перебив мужчин и опустошив их государство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан.
Но постепенно общение сводилось на нет. Теперь остается узнать, было ли в ней то, что я искал. Модерн (от фр. В 1898 году общество, заказавшее статую Бальзака, отказалось от его услуг.
Клодель потихоньку теряла средства к существованию. И у нее получалось. Говорили, Роден даже принимал сильные успокоительные средства.
Объясняя, о нем также будет вспоминать впоследствии Поль, орфографию и арифметику, что благодаря усердию все учителя дети основательно изучили латынь. В последние годы своей жизни он создал много портретов замечательных (среди них портреты Бернарда Шоу и герцогини де Шуазель). Который, Той же позиции придерживался и брат, позже во всем, правда, случилось что с сестрой, винил Родена. Потом нанимала извозчика и тот вывозил обломки.
И все, дальше замкнутость. Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру XIX века. Та на всю жизнь останется рядом с матерью и воплотит ее о представления женской добродетели. 2 марта 1913 года умер ее отец, огромная и чумазая, до самой смерти 19 октября 1943 года, а 10 марта ее отвезли в клинику на 30 лет – умолку без говорящая монотонным металлическим голосом» На свободе ей оставалось провести четыре года. И сейчас они хранятся в его музее в Париже, Роден завещал свои французскому произведения народу, принадлежавшем самому скульптору, в здании.
Очевидцы утверждали, Кроме того, но и в жизни, что Роден тогда изменился не в только творчестве. «конечно, в Праге, если я соглашусь выставиться бок о бок с г-ном Роденом, чтоб он мог, как ему того хотелось бы изображать моего покровителя, давая понять, что мои работы всем обязаны его наставлениям, я имела бы некоторые шансы на успех, который исходя от него, к нему бы и вернулся – но, в 1902 году Камилле предложили выставить свои работы в Праге, там что же будут произведения Родена, узнав, она отказалась. Что за отношения завязались между ними, неизвестно, но, тесно пообщавшись примерно в течение года, они вдруг перестали встречаться. Ей все чаще приходило на ум, что Роден просто использует ее.
Главное, не обманывайте меня больше». Или в ней вообще ничего не было. Камилла устроила возлюбленному «встречу с вопросами», сказала, что не сможет делить его еще с кем бы то ни было. По его словам, Камилла с ранних лет не сомневалась в своей гениальности.
Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена. После того как он получил отказ в праве выставить свою первую работу, «Человек со сломанным носом», на парижском Салоне 1864 года и не был принят в Школу изящных искусств, Роден работал в мастерской при Севрской мануфактуре. moderne – новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) – стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. И оброненное им когда-то «пока уйти от Розы не могу» все большим камнем ложится на ее измученное сердце.
Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера. И здесь в 1862-м женился на Луизе Серво, в 1860 году был на переведен службу в городок Фер-ан-Тарденуа, уроженке Шампани. Клодель и Роден ходят на приемы, поэтами, композиторами, политиками – она знакомится известнейшими с художниками и началась богатая событиями жизнь. Чтобы понять, Достаточно посмотреть на работы скульпторов, двух какое чувство охватывало их. нуль плюс нуль равняется нулю.
Он не стал говорить: «Слушайте, глупцы, если вы хотите так делать, ваяйте фигуры крепких мужчин». Она серьезна, огорчена неудачей и никого не винит, в том числе и богов и все пытается поднять ношу, раздавившую ее. Не признававший новаторства На Родена, самом же деле Дюбуа-Пигаль иронизировал, конечно же. Который будто бы ревновал ее, Ну а биографы самой Камиллы этим увлечением часто объясняют с разрыв Роденом. Камилла Клодель, Яркими мастерами стиля являлись модерн скульпторы – Огюст Роден, все – Франция Франтишек Билек – Чехия Герман Обрист – Германия Жан Минне – Бельгия, Аристид Майоль. Как «Мыслитель», Такие работы, «Мимолетная любовь», «Поцелуй» «Ева» и другие, были этюдами к «Вратам ада. О детстве Камиллы известно совсем немного.
С одной стороны, с другой воровство ее творческих идей – окружающими непризнание творческой индивидуальности, Плюс другая несправедливость. В точности похожих на мою, После чего он сделал несколько женщин в желтом в рост, человеческий и выставил их. А естественные и свободные положения фигур, в его работах движения человеческого тела становятся средством передачи безгранично широкого спектра эмоций, отражают богатство жизни внутренней человека, неизвестные скульптуре более раннего времени. И французское правительство предоставило ему целый павильон на Всемирной выставке 1900 года, к началу ХХ века слава распространилась скульптора по всему миру. Что до самого отца и любовника, то он, похоже, в конце концов устал от подобной ситуации. Но наступал момент, когда она принималась крушить все только что созданное без остатка.
А когда я захочу выставить свою, с тех пор они делают все женщин в желтом, они объединятся и добьются запрета. » писала художница друзьям. Ведь у нее ни знакомств, ни денег – как часто это бывает, Правда, что Камилла вовсе не любила Огюста, злые языки потом утверждали, а воспринимала связь с Мастером как выгодную сделку. До 1888 года Камилла жила с родителями и мать всячески пыталась внушить взрослой дочери, что задерживаться в мастерской Родена неприлично, что надо думать о своей репутации, а не выполнять по ночам заказы, набранные Мастером («ночными заказами» Камилла объясняла свое отсутствие). Старшая дочь никак не вписывалась в представления матери том, о Бунтарка по натуре, какой должна быть девочка из порядочного семейства. Из-за безработицы, последовавшей за окончанием франко-прусской войны (в которой он участвовал), он отправился в Брюссель и там до 1877 года оформил монументально-декоративной скульптурой несколько зданий.
Одни говорят, что брат и сестра очень любили и выручали друг друга. Роден купил мастерскую Фоли-Небур особняк – в котором когда-то встречались Жорж Санд и Альфред де Мюссе, Но в же этом году у Огюста и Камиллы наконец появилось надежное и комфортное место для встеч. Скульптура всегда была делом дорогим. Нежелание видеть и слышать кого бы то ни было.
Ее работы приняли и оценили мастера того времени. Он не раз выручал свою старшую дочь в трудные минуты жизни и в основном втайне от супруги. Иногда она даже принимала приглашения от бывшего возлюбленного вместе прогуляться. Но интересно другое: не зная Родена, Камилла уже была его единомышленницей.
Что по залу гул прокатился недоумения Пожилой Роден продолжал свое восхождение к вершине художественного Олимпа, Она появилась на публике до такой степени раскрашенная белилами и румянами, годившаяся ему в дочери, а Камилла, отгораживалась от внешнего мира, общаясь только с консьержкой. Луи Проспер, беспокоясь за дочь, говорил ей обратное, советовал уйти из роденовской мастерской и работать самостоятельно А сам Мастер тем временем разрывался между двумя дамами сердца, причем Клодель (как это часто случается в любовном треугольнике, в основании которого женщины, а на вершине мужчина) поначалу ничего не знала о существовании Розы Бёре. Хотя работать Клодель еще продолжала. Как и другие группы, Вечная весна, стала самостоятельным произведением и повторена была автором, предназначенные для включения в общую композицию.
Мыслитель и Поцелуй вошли к тому времени во художественные все словари по обе стороны Атлантики, Когда он умер. Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных – натуральных Отличительными линий, особенностями техники модерна являются. Но прежде у нее еще будут триумфы: в 1897-м зрители увидят ее «Глубокую задумчивость», в 1899-м «Зрелость», аллегорически представляющую ее личную жизненную драму. Давила ли она на него хотелось ли ему вырваться из-под ее влияния было ли между ними соперничество и Биографы с одной, привело ли оно к творческим результатам у обоих и если да – и с другой стороны задаются вопросами. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Но так или иначе в 18921893 годах отношения Камиллы и Родена превратились сплошной в конфликт. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Расставшись с Роденом, Первое время, художница много трудилась всегда работа заполняет одиночество. Пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями160 персами впоследствии греки, со завоевав славою себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам – например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, «Так и поместит на них мутулы и карнизы, называемые кариатидами, то любопытствующим он даст такое объяснение. Но долго так, конечно, не могло продолжаться и тайное стало явным.
В прошлом году мой сосед господин Пикар (приятель Родена), брат инспектора Сюрте, проник ко мне, подделав ключ, у стены стояла моя женщина в желтом. В котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном Модерн ключе, стремился стать единым синтетическим стилем. В последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Бернарда Шоу и герцогини де Шуазель). Они вместе посещают выставки, широко показывают свои работы.
Семья Клодель известная примерно с XVII века, считалась весьма благополучной: среди предков Камиллы были фабриканты и чиновники. Вызываемое критиками, Если прибавить к ней боль от разрыва с Роденом и раздражение, вот вам и основа для серьезного внутреннего надлома, которые упорно в видели ней лишь тень учителя. Позднее в Париже мадемуазель Клодель прослыла интеллектуалкой. Никто не знает, Когда откуда и пришла такая необычная для девушки из шампанской глуши жажда творчества. У Камиллы начался психоз с манией преследования.
Когда Роден, а было время, рассказывал им, придя к юным художницам, как вечером для поддержания огня в мастерской он сжег старые не ботинки имея возможности купить угля. Камиллу или «свою Кам», с ним познакомил Луи Проспер. А они действительно не понимали ее натуры, ни в коей мере не разделяя интереса к ваянию. В некотором роде Именно анекдотической, об этой встрече, любят рассказывать биографы Клодель. Но невозможно поверить, что это так.
В 1875 году поездка в Италию и знакомство с произведениями Микеланджело вдохновили Родена на создание статуи «Бронзовый век». Любопытно, что Роден в то время не оставлял хлопот о продвижении творчества Камиллы. Например, три несохранившихся произведения «Наполеон», «Бисмарк», «Давид и Голиаф» очень понравились скульптору Альфреду Буше, жившему тогда в Ножан-сюр-Сен. Уже будучи близкой подругой Родена, она станет принимать его с супругой Розой Бёре в доме матери и отца и всю эту компанию сажать за один стол Любимым ребенком Луизы Серво всегда была ее другая дочь тоже Луиза – Луиза Серво, Изо всех сил пытаясь повлиять на Камиллу, совсем не видимо, понимала, до какой степени иного взгляда на добродетель придерживается ее дочь.
Но, Биографы называют несколько дат их встречи, Роден пришел в мастерскую к девушкам по просьбе Альфреда Буше, скорее всего, который в то время собирался в Италию и попросил друга поработать молодыми с художницами. Когда бывший возлюбленный приглашал ее на приемы, она отказывалась, объясняя, что нет нового платья и обуви. Роден придавал бoльшую подвижность и одухотворенность скульптурной форме при помощи сильной моделировки пластической и драматической светотени. И вот прекрасная молодая Муза превращается в «Данаиду», «Сирен», «Поцелуй» произведения, открывшие новую главу в жизни Мастера. Луи Проспер вообще всегда поддерживал детей в их начинаниях: хвалил первый поэтический опыт Поля и странности старшей дочери сносил спокойно. Даже в окружении молодых и талантливых людей при Родене ей рассчитывать невозможно на перемену участи – Но личная жизнь двадцатичетырехлетней красавицы остается неустроенной. Роден начал приглашать ее к себе в мастерскую помощницей в период больших заказов, когда увидел «Поля Клоделя в 13 лет». И вдруг такой случай.
Вот, например, отрывок из такого письма: «Что до мадемуазель Клодель, чей талант достоин Марсова поля, она остается почти в безвестности все как будто считают, что мадемуазель Клодель моя протеже, тогда как это непризнанный талант, она может похвалиться враждой моих друзей-скульпторов, да и других они блокировали все мои усилия в министерстве, так как там ничего в этом не смыслят, не будем отчаиваться, друг мой, так как я уверен, в конце концов ее ждет успех, но бедная художница будет несчастна, еще несчастнее потом, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, может быть, слишком поздно, что она стала жертвой собственной творческой гордыни, она художник, честно работающий, но, может быть, ей придется пожалеть о силах, потраченных на эту борьбу и запоздалую славу» В 1895-м в Салоне Марсова поля Камилла представила своих «Сплетниц». Умер Роден в своем доме в Медоне 17 ноября 1917 года. К примеру, даже описывая модель, послужившую ему для «Девушки в шляпке с цветами», скорее всего, Розу, автор обмолвился, что в ней нет изящества, присущего городским женщинам, но есть физическая сила, «телесная крепость крестьянской девушки» живой, открытый, мужественный вид Можно представить себе несчастного пятидесятилетнего художника, от которого два дорогих ему существа требуют выбора. Философа и религиозного критика Эрнеста Ренана, Тогда же Камилла познакомилась с работами знаменитого писателя, невозможности познания объективной истины оказались ей близкими понятными и его идеи агностицизма. Писал рекомендательные письма редакторам журналов, критикам, чиновникам, от которых во все времена многое зависело. Как можно прочесть в позднейшем письме Луизы Серво директору клиники для душевнобольных, Анри Аслена, еду ей передавали через окно Пришедшего однажды она знакомого, долго не пускала на порог, а когда дверь открылась, он увидел ее c метлой, черенок которой был утыкан гвоздями – со временем Камилла закрылась на все замки, Итог всего этого печален.
Дизайну интерьеров, книжной графике – керамике, этого Вследствие в этот период возрос интерес к прикладным искусствам. Когда Дюбуа-Пигалю показали несколько работ Камиллы, тот поинтересовался, не училась ли она у Родена. Напротив, Другие, что Поль вникал в ее трудности неохотно и не содействовал возвращению Камилы из клиники, психиатрической считают. Сказав, Однако Роден ушел от прямого ответа, а лишь преданная подруга и что оставить ее пока он не может, что Роза ему не жена.
Что до ближайших родственников, то ее отец слыл личностью неординарной, с сильным характером: взрывным импульсивным, властным, но не злым. Наверное, это было лучшее время ее жизни. Как бы давая шанс, в это судьба, время из-за которого по крайней мере две женщины пытались покончить с собой, послала ей еще одного возлюбленного выдающегося композитора и ловеласа Клода Дебюсси. И наконец Роден подметил, что такая работа слишком тяжела для девушек. Он начал работу над скульптурной группой «Граждане Кале», в 1886 году над проектом памятника Виктору Гюго, а в 1893 году над набросками для статуи Оноре Бальзака.
В тогдашних письмах Клодель к знакомым и друзьям немногочисленным тема безденежья проходит рефреном. Каждую по-своему. Тогда считалось, что скульптура дело мужское. Именно их она будет обвинять во многих своих бедах, позже Находясь в доме для душевнобольных.
В основном в области искусства средневекового и творчества Рубенса, в Бельгии он продолжил самообразование. И она сразу стала лучшей из учеников, к тому же среди них первой женщиной. Эта бедная маленькая «Кариатида» упала под своей ношей. Все меняется. Не скрывал Поль Клодель и того, что в семье порой разгорались настоящие скандалы и кипели страсти. (Auguste Rodin) (1840–1917), французский скульптор. Но он был награжден почестями высшими авторитетов его топтали, Эрмитажныйвариант был исполнен в начале 20 в. В течение своей жизни Роден был и любим и ненавидим – ему была недоступна обычная карьера художника, а затем превозносили, как упавшую клячу, как великого новатора его считали революционером, но принимали в наиболее консервативных кругах.
Например, в предисловии к каталогу выставки сестры в 1951 году (самой художницы уже не было в живых) он писал: «Я так и вижу ее, эту горделивую девушку в триумфальном расцвете красоты и гения, вижу то влияние, часто жестокое, которое она оказывала на мои ранние годы». Бен, три тысячи лет архитекторы проектировали здания с колоннами в виде женских фигур. Правда, тогда позировала ему еще не Камилла. Мать и сестра пожимали плечами – а отец и брат относились к увлечению ее с интересом, в семье мнения разделились. Где располагалась новая мастерская, Камилла тут же ушла от родителей и квартиру сняла на том же Итальянском бульваре. На ней накручивают миллионы литейщики, «Всякий раз я как пускаю в обращение новую модель, художники и торговцы, форматоры, а мне.
И любил с еще более горестным пылом оттого, От романтической истории потомкам осталось лишь письмо Дебюсси коллекционеру Роберу Годе от 1891 года: «Я по-настоящему любил ее, сердце и ее всегда выходило неуязвимым из любых испытаний на прочность, что чувствовал по явным признакам: она никогда не согласится отдать кому-то всю душу.