Решившись восстановить справедливость, «дать волю» обиженным людям, Разин все больше подчиняется зову мести, все больше становится нравственным преступником. Режиссура, Писательство, что делал Шукшин, мастерство актерское слиты во всем и одно дополняет, углубляет другое. «Ваш сын и брат», Так были созданы киноповести «Живет такой парень», «Позови меня в даль светлую», «Странные люди», «Брат мой», «Печки – лавочки», «Калина красная» и 390 кинороман «Я пришел дать вам волю». В свое время Герцен писал о нем: «ПрибавьтеСтеньке Разину определенную цель, дайте ему вместо казацкой голиармию и посадите его на престол, вот вам и Петр I».
Но на самом деле между этими двумя историческими есть фигурами принципиальное отличие, Разина часто сравнивали с Пугачевым. И хотя полотно «Степан Разин» было написано в 1906 году, Суриков продолжал искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному видению бунтарского предводителя. Василий Шукшин считал, что «рассказчик всю жизнь пишет один большой роман и оценивают его потом, когда роман дописан и автор умер»4 381.
Подсознательно, Но эта связь проявлялась и непроизвольно, во всем, слишком поглощен был образом своего героя писатель, что он делал, она так или иначе проступала. 36 Аннинский Л. А. Целью Сурикова было передать внутреннее состояние сильного этого мятежного характера, Очевидно. Что соперничать с творчеством народным невозможно, Писатель не ставил перед собой задачи переоценить сложившийся фольклорный образ и говорил. Характерных и для литературы и для кино, Сопряжение в творчестве Шукшина художественных средств, что он стал активно работать в жанрах, привело к тому, соединяющих вида два искусства.
Что Разин был отлучен от православной церкви еще задолго до смерти, Мусульманское кладбище для могилы Разина выбрано было потому. Писатель говорил, что Разин для него – вся жизнь. «понятен психологический механизм выбора любимого героя – это по своему и образу подобию – что этот герой был для Шукшина ключевым, Он отмечал, то есть самоотождествление, знаковым. Огромное его имущество конфисковано, Он был разжалован, а сам он семьей с отправлен на вечную ссылку в Тобольскую губернию в Березово. Проза Шукшина и его киноработы, по мнению исследователя, взаимосвязаны и органично дополняют друг друга. Революционно настроенная часть интеллигенции (Н. Черныщевский, Н. Добролюбов, Н. Некрасов) придерживалась противоположной точки зрения, поэтизировала бунт и, следовательно, фигуру Степана Разина.
Он делился со зрителем и читателем теми мыслями и чувствами, которые «до боли, до содрогания» задевали его самого. XVII столетие вошло в историю России как «бунташный» век. Но его останки были захоронены на Татарском кладбище в Москве, Разина Похорон не было, где сегодня располагается парк культуры и отдыха. На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки.
Светлейший князь Ижорский после смерти своего Покровителя забрал всю Полноту государственной власти свои в руки, Доверенное лицо и любимец Петра I. Словно отделяющая его от хмельного казаков, веселья Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана. Что ранние этюды с делались Ивана Тимофеевича, Возможно и художник возвращался к ней уже после того, а поздние с его сына. Картина давалась ему нелегко, как работа была показана зрителям. Как тщательно Шукшин изучал язык литературных памятников XVII века, внимание обращается на то исторические реалии и документы. Погруженный в нелегкую думу, Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, поза напряжение выдает и бдительность, лицо его серьезно. Даже самых общих приблизительных и Противником любых, классификаций героев Шукшина является Б. Д. Панкин.
Нравственно-эстетические основания шукшинской концепции «жизнь/театр» // Россия и театр Шукшина. Декабристы, к любимому народному герою обращали неоднократно свои взоры А. Н. Радищев, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен. А думы его нелегкие, как быть, куда плыть-идти дальше, какой путь выбрать, отразились на его челе. Писатель говорил, что Разин для него – вся жизнь.
Смертный грех вечным, несмываемым грузом падет на его душу. «архетипы – априорные формы, а не посредством культурной традиции этих вокруг форм организуется внешний и внутренний опыт – которые передаются по наследству, XX век». Возможно, Тайна шукшинского таланта, сколько в том уникальном, заключалась не столько в его многогранности, свойственном лишь великим художникам чувстве меры, которое Время, в которое и жил творил В. М. Шукшин, сформировало его творческие принципы и помогло масштабному раскрытию таланта. Это передает и стилистика повествования: напряженный ритм, разговорная лексика, лаконизм, незаконченность, порой оборванность фраз.
1) Врожденные условия интуиции – учитывая ценность для психологии и других наук учения об архетипах, Опираясь на исследования Юнга и его последователей, современные т. е исследователи разделяют несколько значений термина. Они любят своего атамана, готовы следовать за ним повсюду. – М. : Современник, 1977. «шукшин представлял то искусство, Так, не только талантливо изображение жизни, которое есть не только правдивое, но и сама жизнь реальная, повседневная, героическая, – разная С. Залыгин писал. 2) Первобытные формы постижения внешнего мира. Писатель ориентировался на опыт Алексея Толстого, в центре романа которого «Петр Первый» находится великая личность и все, художественные средства подчинены динамике ее характера.
Шукшин останавливается на последних трех годах жизни Разина (в отличие от С. Злобина, в романе которого показана вся жизнь героя и А. Чапыгина, показавшего последние шесть лет его жизни). Многие вопросы, Именно такой исповедью и стал для Шукшина его главный герой – Разин, Степан публицистике и кинематографе, поднятые Шукшиным в художественном творчестве, были актуальными и остаются такими сейчас. Что он вообще сочетал в себе эти три разновидности артистизма, уникальность состоит Шукшина не в том, что каждую из них он развил до высокой степени совершенства, а в том. Только ночь с ней провозилсяСам наутро бабой стал.
Так были созданы киноповести «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Позови меня в даль светлую», «Брат мой», «Печки – лавочки», «Калина красная» 390 и кинороман «Я пришел дать вам волю». Воздухом, Она красива перламутровыми переливами красок, общей пронизанным поэтичностью, солнечными лучами. Борьбу классов и партий, Прожектор своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших и веков там освещал стихийные народные движения, героизм отдельных лиц. Кто на веслах, кто играет на музыкальном инструменте, кто выпивает – кто спит, него Вокруг – казаки. Заблуждения предводителей движения их наивная вера в справедлнвего царя, политическая слепота их представления о надклассовой сущности царской власти и подразделения дворян и бояр на «плохих» и «хороших» были свойственны основной массе поднявшегося на борьбу угнетенного люда. Как объект писательского осмысления Степан Разин входит в творчество В. М. Шукшина с начала 60-х годов в 1962 году опубликован рассказ «Стенька Разин» с тех пор имя Разина лейтмотивом проходит через все творчество В. М. Шукшина: через прозу, драматургию и публицистику его – как символ выстраданной народной совести и мстящей силы.
Аудитория кинофильма – миллионы зрителей, а для писателя это – редко достижимая мечта. Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить. Свойственная жанру романа-эпопеи, Одной из особенностей важных злобинского романа является масштабность. Они избивали человека и бросали его в воду, Если Разин или его люди считали кого-то виновным, если Бог решит человека, защитить по русской традиции на 171авось187 мол, то спасет его.
удаль, дерзость, злодейство, отвага». Разинская тема – одна из констант отечественного искусства и русской культуры в целом. По крупицам из русских и иностранных источников собраны сведения о жизненном пути и борьбе таких ярких личностей, как Василий Ус, Максим Осипов, Михаил Харитонов, Леско Черкашенин, Акай Боляев, атаман Алена. Первая часть «Разннская тема в ранней прозе В. М. Шукшина» представляет собой обзор раннего творчества писателя. Что в нем писатель создал первую портретную характеристику Степана Разина, работе в обращается внимание на то. – С. 53.
Что Шукшина как писателя интересует нравственный мир человека, они принадлежат к разной социальной ы. Несмотря среде» на очевидную социальность исследовательского подхода автор отмечает. В. ключевского, Крестьянской войне руководством под Степана Разина посвящены труды ведущих отечественных историков -Н. Костомарова, В. Соловьева и др. Выразителен портрет героя, состоящий из ярких психологических деталей («рот закушен в кровь», «ходит атаманова крутая бровь», «побелел Степан аж до самых губ»). В работах многих критиков 1970 – 80-х годов он предстает типичным «деревенщиком», «героем в кирзовых сапогах» и последователем отечественного реализма. Заслуживают внимания книга В. И. Буганова «Крестьянские войны в России XVII – XVIII вв» (М., 1976), а также монография А. П. Пронштейна и Н. А. Мининкова «Крестьянские войны в России XVII – XVIII веков и донское казачество» (Ростов-на-Дону, 1983). Степана Разина по праву можно назвать архетипом творчества В. М. Шукшина. Только себя он представлял в заглавной роли будущего фильма.
Вообще Василий Макарович был несколько замкнут, задумчив» 22. Хородновременно народ и голос совести героя, выражение еговнутренней сущности. Схем восприятия и образцов поведения, Они лежат в основе инстинктов, психикой как таковой и которые культурой, человек получает в наследство вместе с телом. В котором трагический пафос достигает апогея, Завершающий эпизод -казнь романа, главного героя. Теория литературы.
-Барнаул, 2000. Композитор и поэт сблизились очень вовремя совместной работы над Тринадцатой симфонией в 1962 году. В работах многих критиков 1970-80-х годов он предстает типичным «деревенщиком», «героем в кирзовых сапогах» и последователем отечественного реализма. Где присутствуют сильные эмоции, Везде, что им форму придают архетипические образы, можно говорить. наук.
Пятая часть третьей главы ««Я пришел дать вам волю» как роман-трагедия» посвящена анализу трагических мотивов романа. В 1873 г. (накануне массового движения народников в деревню) в журнале «Дело» появилась статья Н. Шелгунова «Романтизм русский», отдельная глава которой была посвящена Степану Разину. Итеперь Шостаковича привлекла его поэма «Братская ГЭС». К образу Разила обращались многие поэты Х1Х-ХХ вв.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить значение фигуры Степана Разина в творчестве В. М. Шукшина. Первым отечественным кинофильмом, вышедшим в 1908 году, стала картина «Стенька Разин и княжна», сюжет которой перекликался со знаменитой песней Д. Садовникова «Из-за острова на стрежень. ». Современники отмечают, что Разин всегда держался скромно, но строго. Что эту исповедь породили, Вызовет ли авторская исповедь той же ответные силы чувства и мысли. Причета, Художественно воспроизводя живую форму заговора, писатель воссоздал народный образ легендарного героя, байки, опираясь на и те фольклорные сюжеты, которые бытовали на его родине.
Одновременно увеличивалось «государево тягло» – система обложения крестьян и в особенности горожан налогами, различными сборами и повинностями в пользу государства. Что «деление его героев на чудиков и античудиков носит, Он условный утверждал, характер, конечно же имеет чисто служебное значение. С. злобина, Фигура легендарного народного героя стала центральной в крупных исторических XX романах века – А. Чапыгина, С. Алексеева. – СПб. : Энциклопедия, 1998.
Очевидна глубокая внутренняя связь между этими произведениями. «его позиция – не эпически бесстрастная констатация, на Сигов, озере Балатон. Там он начал работу над вокально-симфонической поэмой на стихиЕвгения Евтушенко (р, а жаркий Август 1964 года Шостакович проводил в Венгрии. Насыщенной событиями и вместилась в очень недолгий срок, Творческая Шукшина жизнь оказалась необычайно стремительной. стрежень». Признание помогло Фролу отсрочить казнь, которой, впрочем, он в конце концов не избежал и был казнён отсечением головы на том же месте на Болотной площади в 1676 году. Шукшин показывает, что не жажда личной власти толкает Разина на «поход против бояр», а желание вернуть людям то, что государство у них отняло, – волю.
А скорее, в своем романе В. Каменский следовал пушкинской традиции подхода к Разину не как к исторической, как к поэтической легендарной фигуре. Внимание художника поглощено внутренним миром Разина Важным принципом создания образа героя авторская стала характеристика. Неся в себе эмоциональную энергию, Архетипы и захватывая удерживая его внимание, чрезвычайно сильно влияют на человека. Каждый сам по себе, на свой манер, абсолютно о о индивидуальная фигура».
Который отважился переосмыслить разинскую Нельзя тему, не отдать должное художнику, уже сложившуюся в отечественном искусстве. Прозаик, Прирожденный литератор, характерных именно для литературы, он все прочнее и утверждался органичнее в художественных принципах, но продолжал активно работать и в области кинематографа. После неторопливого эпического оркестрового вступлениярассказчик-солист начинает свое повествование. Как отмечал В. К. Сигов, «по своим историческим последствиям перемены, пик и ускорение которых пришлись на этот период, может быть, значительнее вызванных отменой крепостного права, коллективизацией, сопоставимы с нравственно-религиозным переворотом в народном мировосприятии, произошедшем в 20-е – 60-е годы и вместе с ним обусловили абсолютно новое качество национального сознания и начало нового этапа национальной Творчески используя средства литературы и средства кино, В. М.
Хорошо» (о героях Шукшина) // НЛейдерман. Оно отразило нетрадиционный подход Шукшина к герою. В фильмах Шукшина исследователь видит завершенный вариант цикла прозаических произведений: «Мир шукшинских характеров необозримо широк и многообразен. Одно имя которого и сплачивало поднимало народ на борьбу за волю, Революционеры-демократы видели в Разине народного вождя. Этот «момент истины» для Шукшина – 40 лет» 43. Что царский режим хочет казаков лишить вольницы, Стенька Разин это понял так, поставить на службу, подавить их, как войсковую часть.
Перед ним – в музыканты, окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков или его сын Тимофей Иванович. Злобин поставил своей задачей отразить формирование личности народного легендарного героя, Наравне с описанием исторических событий XVII века. Государственная и церковная власть сменяются атаманской вседозволенностью. К оркестру присоединяетсяхор, звучат издевательски приплясывающий мотивчик, выкрики изавывания толпы. Стиль.
Словарь языка Василия Шукшина. В нем четко роль обозначены и место восстания Степана Разина в истории классовой борьбы в России. Которые по-новому осветили ряд аспектов темы, в них вошли разрозненные и малоизвестные внутреннее памятники, состояние Астрахани в период восстания и в частности характер Каспий-39 ского похода разинцев, отношение иностранцев к нему. Чувство ожидания, охватившее разинцев и самого Степана, постепенно перерастает в действие. Шукшин говорил о том, что «фильм будет грустный», но при жизни поставить его не успел.
Настоящим научным подвигом было выявление и издание в четырех томах всех актовых материалов о второй Крестьянской войне, выполненное научным сотрудником ЦГАДА Е. А. Швецовой и вышедшее в свет в 1954 – 1976 гг. 4 По этим источникам можно проследить зарождение движения, ход Крестьянской войны в городах и районах России, действия отдельных отрядов во главе с местными руководителями, раскрыть движущие силы идеологию и цели повстанцев. Эта точка зрения довольно долго была устойчивой в отечественном литературоведении. Предания и был дан образ Разина в таким, его романе органично слились исторические факты и легенды, каким он особенно дорог для народной памяти. А. глазунов, Образом Разина вдохновлялись художники и – композиторы В. Суриков, С. Траилин, Д. Шостакович.
Сценарий фильма, написанный Шукшиным, первоначально носил название «Конец Разина». В центральных и южных уездах России, в этой книге читателя ждет со встреча многими народными предводителями в Среднем Поволжье и Заволжье. Писателя интересовало все, что касается сокровенных уголков человеческой души. Шукшин все чаще задумывался о потенциальных возможностях литературы и кинематографа как форм двух искусства.
В 1977 году фильм поставлен режиссерами Г. Лавровым и С. Любшиным. По мнению Юнга, архетипы -врожденные идеи или воспоминания, которые располагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Показать недовольство разных слоев общества существовавшими Характерный порядками, для жанра романа-эпопеи пространственный охват позволил дать образ Руси.
Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром стрелецкой казни». Согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально в включают себя все богатство мифологических тем, 4) Вневременные схемы или основания. Этот ропот и насмешкиСлышит грозный атаман, И могучею рукоюОбнял персиянки стан. Брови черные сошлися, Надвигается гроза. Буйной кровью налилисяАтамановы не глаза. Ничего пожалею, Буйну голову отдам. Многие иностранцы стали свидетелями прибытия пленного Разина в Москву и его казни (в этом было заинтересовано правительство Алексея Михайловича, стремившееся уверить Европу в окончательной победе над восставшими160 что на тот момент ещё не соответствовало действительности). Чтобы выявить значение Степана фигуры Разина в творчестве В. М. Шукшина, Цель диссертационного исследования состоит в том. у безликих на лице»).
Но даже если бы его не повесили, Причиной смерти Разина стало удушение от повешения, отрубивших ему руки и ноги, атаман скончался бы от действий жестоких палачей. Автор в романе Шукшина занимает субъективную позицию, не сохраняет нейтралитет. Так, например, причиной поражения восставших под Симбирском писатель видит трагическое стечение обстоятельств, от Разина никак не зависящих.
Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. Как архетипические в работе рассмотрены не только образы: церкви, Бога, деревни, народа, но и мотивы: богоборчества и веры, покаяния и бунта, смирения и преступления. А. С. Пушкин считал Разина «единственным поэтическим лицом русской истории», с увлечением собрал и издал в своей обработке цикл песен о Разине.
Который отважился переосмыслить разинскую тему, Нельзя не отдать должное уже художнику, сложившуюся в отечественном искусстве. Может быть, Ранний уход Шукшина из жизни оборвал не только работу над фильмом и и но затруднил создание нового языка искусства, лучшей его ролью, в котором бы сочетались растущие возможности художественной литературы и кинематографа. Анализ образа Степана Разина в творчестве писателя стал важной темой работы Е. Черносвитова. «Момент истины» или полного отождествления себя с кем-то другим возникает в критические возрастные периоды. В 1974 году вышел художественный фильм «Калина красная», признанный лучшим фильмом 1974 года и лучшей режиссерской работой В. М. Шукшина. Как отмечает В. К. Но идея Разина освободить русский народ боярского от гнета воспринимается есаулами по-разному.
Вышедший на экраны в 1964 году, Фильм, приз получил Всесоюзного кинофестиваля как лучшая комедия. Таким узнала и запомнила Сурикова дочь П. М. Жестокими методами и заручившись поддержкой людей, Увы, у как него, у которых не было столь высоких целей. Действие обоих произведений начинается в 1669 году. В 1964 году в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Степка», в котором образ Разина предстал на уровне глубоких ассоциаций. На практике это проявляется в том, что рассказы располагаются как бы «гнездами», группируются вокруг определенного типологического или тематического стержня.
Их наивная вера в справедлнвего царя, Заблуждения предводителей движения, политическая слепота их представления о надклассовой сущности царской власти и подразделения и дворян бояр на «плохих» и «хороших» были свойственны основной массе поднявшегося на борьбу угнетенного люда. по-моему, слабо». 478.
И Разин только чудом смог покинуть поле сражения увезли его раненным, Но в одном из решающих боев этих сил оказалось недостаточно. В которых легендарный герой на предстал уровне национального архетипа, В. М. Шукшин создал новые художественные произведения о Степане Разине. Для мужчины критическим периодом является промежуток от 35 до 45 лет. Повесть «Позови меня в даль светлую» создана в 1970-м и вобрала мотивы рассказов «Вянет, пропадает», «Владимир Семенович из мягкой секции», «Племянник главбуха», «Космос, нервная система и шмат сала». Поэтика. В. ключевского, Крестьянской войне под руководством Степана Разина посвящены труды отечественных ведущих историков Н. Костомарова, В. Соловьева и др.
В романе «Я пришел дать вам волю» Шукшин также испытал возможности синтеза традиционных форм литературного языка с языком кинематографа. По пути к месту сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена. Действительно, образ легендарного народного героя – ключевой в наследии В. М. Шукшина. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания «архетипические образы» стоят в сновидениях, галлюцинациях, мистических видениях и т. д., когда сознательная обработка минимальна. Ведь они сами – плоть от плоти народа.
Взмахи весел буровят воду. Что Разин не убивал вне боя, Заключается в оно том, который был известен своей кровожадностью, в отличие от Пугачева. В 1966 г. вышли из печати два обобщающих капитальных1 труда – «Крестьянские войны в России в XVII – XVIII вв», где раздел о восстании Разина написан А. Г. Маньковым и «Крестьянская война в России в 1670 – 1671 гг» И. В. Степанова. По меткому определению В. И. Ленина, они боролись за волю «как умели и как могли». По решению руководства Мосфильма съемка была прекращена спустя всего несколько месяцев после ее – начала Но мечте его жизни не дано было реализоваться.
Относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я той над же картиной работаю, в 1909 году В. И. Суриков пишет в одном из своих писем. «Печки-яавочки» стали первым оригинальным произведением Шукшина для кинематографа. Русскими песенными мотивами проникнута симфоническая поэма А. Глазунова «Стенька Разин», на музыку которой впоследствии был поставлен балет. Рождение, материнство, брак, развод, смерть и т. п. Вот таким образом развитие личности граничит с выработкой позитивной критической различающей позиции по отношению к архетипам бессознательного – взросление, Их влияние легко можно наблюдать в узловые моменты человеческой жизни. Теоретически архетипов может быть бесконечно много.
Оптимизм, Они преломляют в себе лучшие черты народа российского – натуры, широту удаль, бесстрашие, доброту, отзывчи-пость изобретательность. Его отцом был казак, Степан Разин родился примерно в 1630 году, вот таким образом он с детства рос среди донских старшин, а крестным войсковый атаман, знал татарский и калмыцкий языки, еще и будучи молодым казаком возглавил отряд, чтобы совершить поход против крымских татар. Действительно, образ легендарного народного героя – ключевой в наследии В. М. Шукшииа. Г. Белая отмечала, что «характеры и типы, созданные Шукшиным, сам его художественный мир, живущий по своим законам, оказали и продолжают оказывать сопротивление многим концепциям критиков» 32. История изучения творчества В. М. Шукшина насчитывает уже более четырех десятков лет. Разин в ней характеризуется как «удалой боец да честной казак», отличавшийся «удалью бесшабашною, своей смелостью да смышленостью», чье «слово твердое да правдивое» знали все. Русский человек – главная фигура размышлений и чувствований Шукшина.
А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. Киноповесть «Брат мой» создана в 1974 году по рассказам «Степкина любовь», «Коленчатые валы». Киноповесть «Живет такой парень» написана в 1963 году.
«Владимир Семенович из мягкой секции», Повесть «Позови меня в даль светлую» создана в 1970-м и вобрала мотивы «Вянет, пропадает», рассказов «Космос, нервная система и шмат сала», «Племянник главбуха». – утверждает Черносвитов, Стремление к воле и покою – два разных слагаемых характера Разина»46, анализируя главного характер шукшинского героя. Что же жизнь – комедия или трагедия.
Эмоции относятся к самому принципу жизни и психического функционирования и предшествуют вот таким образом сознанию. Солист же сам Стенька, но и та часть народа, в которой проступает человечность («Лица. «стенька Разин – боль и мука Шукшина, его невоплощенный идеал – неотвязная его тема, На неразрывную связь между писателем и его героем чутко указал И. Золотусский. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Картина поражает ощущением приволья. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное («нуминозное»).
С тех давних пор ведется изучение и осмысление этого крупного народного движения эпохи феодализма. Но осилить эту «думу» и «по-правдишному» додумать до конца и ему «не дадено». По мнению В. Карповой, «неисчерпаем интерес Шукшина к человеку, вживающемуся в атмосферу города», а «герои Шукшина – люди разных профессий. Степан изображен в сильном гневе. Такое пристальное изучение исторических трудов соответствовало творческой задаче, которую поставил перед собой Шукшин, – «отразить минувшие события достоверно и реалистично». Велик вклад Шукшина в литературу и кинематограф, причем отделять одно от другого никак нельзя.
Жемчуг в начале деталь, произведения Так, оборачивается трагическим символом горя, символизирующая красоту. канд. XX век. «Я твой вечный раб», восклицает он ночью, обращаясь к девушке. Сбросив с колокольни воеводу города Астрахани, Лишь однажды Разин изменил этому правилу, который в прятался церкви во время осады города. -Барнаул, 2000 Хуторянская А. Д.
Он стал для него большим, Писатель постоянно обращался этому к образу, нежели устойчивый характер в творчестве. Много читал, посещал Севастопольскую морскую библиотеку. В финальной части второй главы диссертации также представлен анализ ключевых мотивов творчества писателя, объединенных в романе «Я пришел дать вам волю» На характерные черты разинской натуры, свойственные ряду шукшинских героев, не раз обращали внимание критики (Л. Аннинский, В. Горн, М. Гелл ер, В Карпова и др. ).
Да и легкая полоска горизонта вдали тоже как будто ограничивает это вольное лодки движение от весел гребцов. Юнг не разделял архетип и образ (первоначальные исконные образы он впоследствии и назвал архетипами: от «arche» – «начало» и «typos» – «образ») и считал, что «образ есть концентрированное выражение общего психического состояния»69. Вступает скорбная мелодия монолога Степана Разина монолога-размышления, раздумья исповеди. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и вольницу казачью на носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, Условно они разделены на 2 части. И лейтмотивом, ключевым образом у него стал образ Разина. Дмитрий Шостакович создал трагическую кантату «Казнь Степана Разина» (на слова Евгения Евтушенко). Введение понятия архетипа граничит с универсальностью эмоций в природе.
Работая над романом «Я пришел дать вам волю», он изучал и труды историков и фольклорные источники и литературные произведения, посвященные разинскому восстанию. – JI., 1984 Елистратов B. C. Она рисуется писателем как финал греховного пути Степана.
Основные задачи исследования: 3. На самом деле они, как и рассказы, не поддаются классификации. В 70-е годы XIX в. народник Н. Ф. Даниэльсон переслал Карлу Марксу в Лондон в числе других материалов по истории России книгу историка Н. И. Костомарова «Бунт Стеньки Разина». Однако, сохраняя документальность в воссоздании исторических событий (возвращение Разина из Персии, взятие Царицына, Астрахани, Самары, поражение под Симбирском, казнь Степана), Шукшин давал свои новые и порой неожиданные их трактовки. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. В 1975 году В. Виноградов по мотивам киноповести снял фильм «Земляки». Роман Сергея Злобина «Степан Разин» (1951) создавался позже, в эпоху господства соцреализма, что непосредственно отразилось на форме романа и его проблематике.
Шукшин давал прямые комментарии поступкам и мыслям Разина, Отвлекаясь от сюжета повествования, обнажая противоречивую его натуру. Этим можно объяснить и отступление от некоторых исторических фактов (вымысел о казни отца героя, нарушение исторической хронологии событий) и необычайно экспрессивный стиль повествования, обогащенный пословицами, присказками, прибаутками и песнями. Xvii столетие в России истории отмечено окончательным оформлением крепостного права в общегосударственном масштабе. Что Степан Разин возглавил народное восстание, Тот факт, виделся Шукшину завершением логичным его жизненного пути. Благодаря экспрессивным синтаксическим конструкциям традиционные черты героя романтического в портрете Степана начинают выполнять индивидуализирующую функцию.
составные части всякого опыта, которые априорно его определяют. При этом история картины очень интересна. Режиссер или писатель.
Оно прерывается оркестровыми интермедиями, Суровое исдержанное, растет рисующимивозбужденную динамика, ликующую толпу в предвкушении кровавого зрелища. Нагнетается напряжение. Картина мира в «малой» прозе В. Шукшина. Свои сокровенные мысли и чувства, Увлечение разинской темой дало автору возможность глубоко выразить свой нравственный идеал, но и как человеку, многое Василию принесло Шукшину не только как художнику. Интересными для шукшиноведения стали работы, в которых творчество писателя интерпретируется в русле идей русского духовного возрождения (например, монографии Е. Вертлиба, А. Дурова). Цикл «Внезапные рассказы»: К проблеме творческого синтеза // Творчество В-М. Шукшина.
Киноповесть «Странные люди» написана в 1969 году, впервые опубликована в 1991 году. Психопоэтика прозы Шукшина. – С. 119 – 120. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками. Созданные Шукшиным, Исследуя образы, а разнообразие вариантов одних и тех же и характеров ситуаций: писатель создал такую систему характеров, он писал: «У Шукшина мы наблюдаем не многообразие типов, в которой герои вступают в своеобразные диалоговые отношения, варьируют друг друга. Учитывая версию историков (паника, произошедшая в войске из-за ранения Степана), автор расставляет акценты по-своему. Чем можно объяснить высокомерие по к отношению мужикам, Их социальный идеал – казацкая вольница.
– Барнаул, 1997 Козлова С. М. Углубить представление об устройстве управления в захваченных повстанцами областях, Эти работы позволили хронологию уточнить и географию второй Крестьянской войны. Они вступили в с схватку крепостничеством без ясного осознания целей борьбы и дальнейших ее перспектив. В заключении подводятся итоги диссертационного исследования.
Он вошел в отечественное искусство сразу в «трех лицах»: как писатель, один из творцов «деревенской прозы», открывший не только галерею разнообразных современных характеров, но и создавший исторические полотна о крестьянстве и казачестве («Любавины» и «Я пришел дать вам волю») как актер, великолепно сыгравший в кино более двадцати ролей, от героя-любовника («Простая история») до подлинно народных характеров Егора Прокудина («Калина красная») и Петра Лопахина («Они сражались за Родину») как режиссер -создатель фильмов, ставших классикой отечественного кинематографа («Живет такой парень», «Странные люди», «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки», «Калина красная»). Одной из самых колоритных фигуррусской истории из Один них повествует о вожде повстанцев XVII векаказацком атамане Степане Разине. В первую очередь, Она отразилась, в очень личном отношении Шукшина к герою своему – Егору Прокудину. Степенный, Он сразу же получил известность на Дону высокий, прямым с и высокомерным взглядом. Та горсть земли. Сам Шукшин любил повторять, что память народа разборчива и безошибочна.
И, мучительно переживая свои думы, он беспокоился: поймут ли его. На небольшом по размерам рисунке тушью эпическое изображение вождя крестьянской войны. В первую очередь, Жанр киноромана был рассчитан, перед которым Разин должен был предстать новой в художественной форме, на зрителя. – С. 242. Выделяются ведущие принципы построения характеров и сюжетов, в монографии В. Карповой анализируется жанровое художественное и своеобразие прозы Шукшина.
Родной человек, Легендарный для атаман них близкий, воплотивший в своей судьбе народный идеал справедливости. Кульминация поэмы симфонический пролог к сцене казни исполненный могучей красоты. После него звучит затаенно-тихий хор «Над Москвой колокола гудут», исполненный удивительной нежности. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Выяснялись причины и общие вопросы второй Крестьянской войны5 движения ход в различных районах страны и участие в нем городского населения6 идеология повстанцев и внешнеполитический аспект восстания7 – Но тема продолжала привлекать внимание историков. Это монументальное издание документов дополняют сборники «Записки иностранцев о восстании Степана Разина» (Л., 1968) и «Иностранные известия о восстании Степана Разина» (Л., 1975), опубликованные под редакцией А. Г. Манькова. Киноповесть «Калина красная» и одноименный литературный сценарий (два самостоятельных произведения) написаны в 1973 году. Со скрытой, Умный-умный, он был неуклюжим молодым медведем, тонкой сибирской хитрецой, могущим быть, казалось и страшным, невероятно и нежным. Свобода без духовных ориентиров превращается в своеволие и произвол.
По мнению К. Г. Юнга, архетипы – это универсальные первообразы, структурирующие коллективное бессознательное. Таким образом, автор показывает своего героя в родственной тому социальной среде. Юнг также утверждал, что идея является продуктом мышления человека. На фоне гребцов и паруса сидит, в центре картины, главный герой – Степан Разин, в погруженный свои думы. Вряд ли о себе и своей судьбе.
Что для процесса необходимы самоотождествления временные параметры, Психологам хорошо известно. Но кино – искусство быстротечное, а литература – вечное. В ее основу положены сюжеты рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». Она широко представлена в русском фольклоре. Психоаналитический код в рассказах В. МШукшива // Творчество В. МШукшина.
К этому надо еще прибавить, что едва ли не у каждого из таких циклов был своего рода «резонатор-усилитель» – соответствующий шукшинский фильм, в котором характерологическая или тематическая доминанта цикла выражалась в Работы В. Коробова представляют собой синтез критического и биографического исследований творчества В. М. Шукшина. К тому же разинцам стали противостоять не только правительственные войска, Разина Авторитет начал падать, но и низовые казаки. Горн настаивал на внутреннем единстве героев писателя. Примечательно, что это случилось, когда он закончил работу над текстом романа «Я пришел дать вам волю».
Структура характера в прозе В Шукшина // Структура литературного произведения. С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных позах, которое придает ускорение судну, погружены всецело в действие. Дальше открываются бескрайние волжские просторы.
Написал сценарий и кинороман о Разине, Многие он годы готовился к нему, получил разрешение на съемку, преодолел организационные и бюрократические преграды. Будучи натурой цельной, верной своим жизненным и творческим убеждениям, как художник Шукшин был личностью развивающейся и его эволюция была, прежде всего, духовной. В написанном ям сказании (Золотаревском летописце) он излил свою ненависть к восставшим, накопленную за полтора года тревожной жизни в захваченной разницами Астрахани, но в то же время и запечатлел свидетельство очевидца об этом «бунташном» времени. Фильм вышел в 1972 году, киноповесть опубликована в 1975 году. филол.
Так называли его еще современники. Уроженцу Дона С. Траилину принадлежит опера «Степан Разин». Послуживший основой исследований, Большой документальный материал, но и восстановить и неизвестные малоизученные периоды жизни Шукшина, позволил автору не только подробно очертить биографию. Ее центральный поэтический образ полоненная персияночка. Она широко представлена в русском фольклоре. То прошлое русское, Дразнит Разин героя, которой не чужд в своих думах ни этот герой история отечественная, ни 7 автор» – да и за спиной его не зря появляется.
Трансформация фольклорного образа дурака и его влияние на творчество В. М. Шукшина прослежены Самой в важной работой всей жизни В. Шукшина должен был стать фильм о Степане Разине. Так же, как Шукшин без грима играл, так же без грима он и писал. «относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, в 1909 году художник пишет в из одном своих писем. По мнению автора, внутренний «драматизм характера, вытекающий из конфликта внешнего (поступков, образа жизни) и сокровенного, глубинного, – важнейший принцип изображения человека в прозе В. Шукшина» 56. В замужестве Зилоти: «Родом он был из Красноярска, Третьякова Вера Павловна, по его собственному почти выражению, якут и наружность у него была, мне кажется, типичная для того сибирского края: небольшой, плотный, с широко вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом.
Литературно-критические статьи. По своему стилю «Казнь Степана Разина» приближается к опере. Критика называла ее «театральной симфонией», отмечая зримость, пластичность образов, яркую сценичность. В которых легендарный предстал герой на уровне национального архетипа, В. М. Шукпшн создал новые художественные произведения о Степане Разине.
Фильм снят в 1969 году. Они привнесли в движение свойственные своей среде настроения, общественные Люди разной национальной и сословной принадлежности, социально-историческое и социально-психологическое понимание важ «нейших задач и целей борьбы. На делах и решениях повстанцев лежит отпечаток личности С. Т. Разина и его ближайших соратников, На многих событиях 1667 1671 – гг.
По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе. Сам Шукшин утверждал по этому поводу: «Написано о Разине много. Огромное крестьянское восстание охватило большую часть страны.
С. Злобила, Фигура легендарного народного героя стала центральной в крупных исторических романах XX – века А. Чапыгина, с Алексеева. государево». Бунт Разина представлен в романе как противостояние государственной системе. Эта тема не раз поднималась им в дальнейшем («Любавины», «Степка», «Охота жить», «Начальник», «Сураз») и особенно мощно она прозвучала в киноповести «Калина красная», анализу которой посвящена вторая часть второй главы. Встреча с ними вызывает 68 Архетипические Культурология, образы наделены огромной психической энергией. Он погружен в безрадостные раздумья. Особое место в исследовании автор отводит анализу романа «Я пришел дать вам волю», выделяя образ Степана Разина как один из центральных в творчестве писателя. Служивший у астраханского митрополита Иосифа, Это был боярский сын Петр Алексеев Золотарев, казненного разницами.
Их отличают такие качества как нуминозность, бессознательность, автономность. Они участвуют в любом распределении психической энергии. В монографиях В. Ф. Горна творчество писателя рассматривалось в неразрывной связи с биографией его 26. – М., 2001 Козлова С. М. К образу Разина обращались многие поэты Х1Х-ХХ вв. Достигшая наивысшего подъема в 1606 – 1607 гг., в самом начале века страну потрясла первая война, Крестьянская холопов, когда во главе восставших – крестьян, городской бедноты – встал Иван Исаевич Болотников. Что внутренняя связь с Разиным, Очевидно, присутствовала всегда и была не только психологической, которую все замечали близкие Шукшина, но даже физической, росла и крепла все больше. Сегодня я лоб написал Степану, правда – закончив работу, Однажды, теперь гораздо больше думы в нем, он знакомому сказал художнику.
Есаулы Фрол Минаев, Лазарь Тимофеев, Федор Сукнин, Иван Черноярец (в романе Шукшина нет Сергея Кривого – друга Разина, который был убит в Персии, а действие романа начинается позже) привыкли к походному образу жизни, воевать для них – профессия. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте можно картины прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку в России, вызревающую революционную ситуацию. Сам Шукшин утверждал по этому поводу: «Написано о Разине много. «Калина красная» стала вершиной кинематографического творчества В. М. Шукшина.
Различными сборами и повинностями в пользу государства, Одновременно увеличивалось «государево тягло» – система обложения крестьян и особенности в горожан налогами. Что, Необходимо отметить, он вместе с его окружением не смог бы создать демократическое новое общество, даже если Разину удалось бы одержать победу и взять Москву, о котором мечтал. Психолог утверждал, что изначальный образ (архетип) «есть ступень, предшествующая идее, это почва для ее зарождения»70. Искусство, литература, мифология и религия содержат множество примеров архетипических образов, которые привносят в сознание новые смыслы и открывают новые сферы для реализации, способствуя расширению и обогащению всей личности. «Молчи, собака. »160 прохрипел Степан. Что автор писал о давно и обдуманном наболевшем, Непродолжительная работа над сценарием позволяет утверждать.
Подобный случай уже был описан в рассказе М. Горького «Коновалов», героя которого заставляют глубоко страдать пленение и мучения Разина. Роль хора и солиста двояка. Что описание внешности Разина дается не автором, Примечательно, а через восприятие героя-современника – Вадима учителя Захаровича. В периодической печати о «Степане Разине» появилось около двухсот статей и рецензий: ни об одном другом произведении Злобина не писалось так много и детально.
Эти думы значительны, великие думы атамана. ХарактеризуяРазина, Герцен говорил, что ему присущи «. Стиль. Биографии их неотделимы от иех и поворотов Крестьянской войны. Разинская тема – одна из констант отечественного искусства и русской культуры в целом. Сам Шукшин любил повторять, что память народа разборчива и безошибочна.
В ней использованыарии-монологи, типично оперные речитативы, хоры, оркестровыеинтермедии. Сближая шукшинский тип «чудика» с фольклорным образом «дурака» исследователь доказывает, что подлинным истоком характера шукшинского героя является нравственное, духовное и национальное пространство русской культуры. Центральный образ второй части фигура самого атамана. О вопросах народного самосознания, Период работы над романом и фильмом о был Разине для Шукшина временем размышлений об историческом пути России. Имя Разина стало агитационным оружием революционных народников. Он стал героем фольклора, Личность Разина привлекала внимание огромное современников и потомков, а затем и первого российского кинофильма. А тут еще и в крестьянской среде недовольство уже достигало своего предела, Он не с мог этим смириться.
За свою прежнюю неопределенность теперь придется дорого расплачиваться. В картине раскрыта трагическая и зловещая фигура Петровского временщика. -Барнаул, 1994 Лейдерман Н. «Дута болит. Вглядываясь в него, Однако, что он словно действию подвержен некоего импульса, невольно обращаешь внимание на то, который можно назвать импульсом внутренней циклизации. Решившего, Биография Степана Разина громкая и трагическая история жизни человека, он что сможет изменить судьбу своей страны. Книгу Маркс изучил и тщательно законспектировал – его настолько заинтересовала тема и ее решение в русской историографии.
Автор оценивал легендарного героя выразителя как бессознательного народного романтического порыва. Так, например, Коробов рассказывает об армейском периоде жизни писателя, основываясь на воспоминаниях сослуживцев, которые отмечали, что он «в общежитии с товарищами был краток, пустословия не любил, но суждения его имели авторитет. Образом Разина вдохновлялись художники и композиторы – В. Суриков, АХлазунов, Д. Шостакович, С. Траилин. М. : Высшая школа, 2000.
филол. Нидерландах, Ещё до окончания восстания в Англии, часто фантастические в подробностях, Германии появились статьи и даже книги о мятеже его и предводителе, но нередко сообщающие ценные сведения. Да это же компромисс с писательским трудом. «Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова. Музыка чутко рисует оттенки настроения как героя, так итолпы, ее отдельных частей.
Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову. Но детали эти переосмысливаются, Он создается при помощи повтора ряда деталей из первой и второй частей, под которым понимается водная гладь, словно отражаясь стеклянном в пологе. Термин «идея» исследователь использовал «для выражения смысла, заключенного в изначальном образе»71. Один за одним брал Разин города Царицын, Астрахань, Самара, Саратов. Писатель говорил: «Отныне я перестану ставить фильмы по своим рассказам, буду пробовать писать литературу только для кино».
Однако все, что мне удалось читать о нем в художественной литературе, по-моему, слабо»39. Особенности художественного метода и поэтики Шукшина рассматриваются в работах Л. Аннинского, Г. Белой, И. Золотусского, Б. Панкина, Р. Эшельмана и др. С самого начала творчества он разрабатывал близкие другу друг варианты типического характера. Чувства героев своего раннего рассказа писателю пришлось пережить и самому. В одном из своих последних интервью Шукшин говорил: «Писатель ставит фильм.
История изучения творчества В. М. Шукшина насчитывает уже более четырех десятков лет. архетип» был выдвинут ученым незадолго до смерти, теория об архетипах составляет основу психологического учения Юнга, по мнению которого, архетипы являются структурными единицами, своего рода строительными блоками коллективного бессознательного. Она объединила рассказы «Чудик», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам. », «Думы». Что Шукшин всегда сознательно включал в тексты рассказов и повестей детали, Трудно предположить, связанные Степаном со Разиным и его временем. Метод. Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Василий Иванович наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. Золотистый свет струится с вечернего неба.
Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. До мельчайших подробностей соблюдая хронологию, Автор воспроизвел тщательно исторические события Крестьянской войны. Тридцатые – семидесятые.
Исследователь не только проводит параллель между судьбой Шукшина и его героя, но и объединяет их в единое целое: «Для Шукшина-Разина вольная Русь есть Русь исконная. Но и от разинского фольклорного цикла, Отталкиваясь не от только исторических документов, Шукшин передал свое видение крестьянской войны. Главный герой рассказа, вопреки здравому смыслу, убежал из тюрьмы, не досидев до полного окончания срока заключения всего три месяца, хотя, безусловно, знал, что недолгая вольная жизнь (один вечер) обернется для него новыми двумя годами неволи. Своеобразным итогом исследований советских историков о крестьянских войнах стало издание в 1974 г. сборника статей «Крестьянские войны в России XVII – bull XVIII веков: проблемы, поиски, решения», подготовленного Институтом истории СССР АН СССР. И еще больше в романе образ народного героя на несет себе явный отпечаток личности Шукшина и в сценарии. В начале 1870-х годов С. Синегуб написал поэму «Степан Разин», (напечатана в Женеве), которая получила широкое хождение по России.
Литературный сценарий фильма «Калина красная» был написан осенью 1972 года – во время активной работы над текстом романа «Я пришел дать вам волю» и непрекращающихся попыток добиться разрешения на съемки фильма о Разине. Сегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют и его слова, правда теперь гораздо больше думы в нем – художнику сказанные Я. Д. Минченкову. Писатель совершил ряд поездок (Вологда, Псков, Кострома, Кирилло-Белозерский, Псково-Печерский, Ипатьевский, Ферапонтов монастыри, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград, . Новочеркасск), собирая материалы о восстании. Сыск беглых крестьян постепенно стал бессрочным, а крепостное состояние было юридически оформлено Соборным уложением 1649 г, XI глава этого свода законов – «Суд о крестьянех» – пи основе составленных ранее писцовых и переписных книг навсегда (вплоть до реформы 1861 г. ) устанавлинмла личную, поземельную и административную зависимость крестьян от феодалов (помещиков, бояр, монастырей) и право феодала на имущество зависимого крестьянина и его потомства.
Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом волнения в войсках под Смоленском более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная с Москвы (1648 г. ) восстания в Новгороде и Пскове (1650 г. ) «медный бунт» (1662 г. ), местом действия которого вновь становится столица и, наконец, Крестьянская война под предводительством Степана Разина, с титанической силой и размахом которой не могли сравниться другие выступления. Нужно выбирать. Эта точка зрения довольно долго была устойчивой в отечественном литературоведении. Наличие многих переплетенных сюжетных линий, Особенностью романа стала масштабность системы персонажей, в которые конечном итоге сходились на главном герое Степане Разине.
О чем они. Работая над сценарием и романом о Разине, Шукшин много внес в этот образ «своего». Раздаётся голос властныйПо окрестным берегам. Удастся ли «войти рассказом прямо в сердце. » 3 383.
Его авторитет рос, Походы заканчивались победой Разина, но и беглые крестьяне и вскоре нему к со всей страны стали присоединяться не только казаки. 3. В ссылке умирает и его старшая дочь Мария. Дис.
Особое место среди этой литературы занимают «Три путешествия» голландца Еще звучали выстрелы со стен астраханского кремля, бушевали ожесточенные схватки Крестьянской войны, а первый ее историк уже тайно вел свои записи, чтобы спустя восемь лет составить о ней первое летописное сказание. Посвященной предводителю народного Минутами восстания, он был прямо обворожительным» Работа над картиной, велась долгие годы. Важным исследованием психологической структуры художественного мира В. М. Шукшина стала работа Н. А. Биличенко, Не на что и, опереться внешнего и внутреннего состояний человека раскрывает характер героя, в которой анализ соотношений частного и общего. Он всегда соединяется с опыта представлениями и подвергается сознательной обработке, в чистом виде архетип не входит в сознание. На формирование личности Разина и его на мировоззрение большое влияние оказала ожесточившая Стеньку казнь его брата Ивана по приказу воеводы князя Долгорукова. Особенно он выделял трехтомник «Крестьянская война под предводительством Степана Разина» исследования С. Соловьева, Н. Костомарова, А. Попова, ПКотошихина, Я. Стрейса.
Основу кинофильма составили рассказы «Игнаха приехал», «Степка», «Змеиный яд». Особое внимание уделяется анализу рассказа «Стенька Разин» (1960), сюжет которого позже стал одной из частей кинотрилогии «Странные люди». Шукшин говорил о том, что в любимом герое его больше интересует «история души», ради которой он сознательно многое опустил из событий внешней жизни.
Создавая «привольный роман» (именно так В. Каменский определил жанр произведения), писатель все художественные средства подчинил одной задаче – изобразить эволюцию мыслей, чувств и ощущений главного героя. Менял фокус, наводил резкость»27. – Свердловск, 1988 Московкина ЕЛ.
Широту и яркость русской души воплотил В. Суриков в картине «Степан Разин». Не желая принимать мир, в котором существуют боль, насилие и несправедливость, он утверждается в своей правоте, отходя от нравственных норм. Начиная с 1667 года Разин стал совершать один военный поход за другим. И я еще не могу до конца осознать, чем расплачиваться». Назревшие социальные запросы, Но его чутье и ум художника не могли не подметить также и ему современные общественные настроения. Что система, Хотя бы потому, все равно не смогла долго бы и успешно существовать, в которой обогащение производится за счет раздела чужого имущества.
Кто посмел восстать против высших чинов, Смерть Разина стала показательной публичной расправой с тем. Но вот атаман-батька уже не удовлетворен простыми набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей. В. К. Сигов имея в виду Степана Разина, справедливо отмечает: «С этим героем Шукшин прожил всю жизнь» 64 и с этим нельзя не согласиться. Гуманитарный подход к осмыслению термина ощущается в энциклопедии «Культурология.
При чем писал ее с – натуры собственной супруги, На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с в птицей полете. Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. Н роман рассказывали уже о зрелом человеке и сценарий, которого гибель была трагически предопределенной. Как позже стал называть другие свои рассказы именами близких по духу Герои рассказа молодой скульптор-самородок Васека и старый учитель настолько увлечены историческими событиями, Шукшин вынес в заглавие рассказа имя легендарного донского атамана так же, как а только что случившиеся, что воспринимают их не как давно прошедшие. Работа над повестью «Ваш сын и брат» началась в 1964 году первая публикация состоялась в 1991 году.
Предания и был дан образ Разина таким, в его романе органично слились исторические и факты легенды, каким он особенно дорог для народной памяти. Быстрая смена настроений разоблачает коварство Степана. 3) Внутренние образы объективного жизненного процесса. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. Прав Л. Емельянов: «.
Фильм, снятый по повести, вышел на экраны в 1965 году. Работая над романом «Я пришел дать вам волю», он изучал и труды историков и фольклорные источники и литературные произведения, посвященные разинскому восстанию. Локальность и разобщенность в действиях восставшего крестьянства его предводители при всей своей незаурядности, Преодолеть при стихийность, всех своих способностях и талантах были не в силах. 5) Коллективный осадок исторического прошлого 73. Василий Шукшин был одним из тех талантливых людей, плеяду которых породило время «оттепели». Захватывая власть над человеком, они программируют его на слепое поведение.
И подстрекаемый казачками, Утром романтические чары персиянки атаман ослабевают, бросает персиянку в пучину вод. Посвященные разинскому восстанию, В. Карпова сопоставляет шукшинский роман и ранее созданные произведения, что завершил Шукшин большую и самостоятельную тему в отечественном искусстве и утверждает. Он не отходит от документов, но творчески домысливает их. Лично, Чтение исторического труда Костомарова воспринималось Коноваловым так же непосредственно, как и вид деревянной в скульптуры рассказе Шукшина. Принятие мученической смерти становится для Разина искуплением вины. И потому я встал перед выбором: кино или литература.
Но вскоре в перипетиях придворных интриг Александр Данилович претерпел страшное крушение. Наконец, Кагальнийцкий городок, где осел Разин, был захвачен и сожжен, а Разин вместе с братом выдан московским властям. Однако все, что мне удалось читать о нем в художественной литературе, 76 Хализев В. Е.
Фабула, При этом технологические понятия литературы – сюжет, кульминация – теряли свое значение, завязка и смещались заменялись понятием жизни и даже не понятием, а ею самой»10. Вот таким образом осмысление исторических событий происходит в романе через драматической изображение внутренней борьбы главного героя. Как герой специально посвященного ему обширного программного произведения Степан Разин появляется в замыслах и творческих планах В. М. Шукшина в середине 60-х годов – с завершением первой книги «Любавиных»» 37. Диссертация является попыткой описать основные качества народного характера, воплощенные в героях писателя и центральном персонаже его творчества – Степане Разине.
4 Биличенко Н. А, Параллели между внутренним миром персонажей шукшинских и духовными исканиями самого писателя прослеживаются в монографии Е. Черносвитова. С большим трудом и немалым напряжением сил подавили феодалы это массовое народное движение. В третьей части возникает традиционный для русской романтической поэзии мотив сна. «Коленчатые валы», Киноповесть «Брат мой» создана в году 1974 по рассказам «Степкина любовь».
Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, с воротом. ю раскрытым мзображенного почти в профиль. Показательна в этом отношении монография Романа Эшельмана3. И пытается ее прозреть герой сквозь сплошную паутину многовековой (вот уж тысячелетней. ) православно-христианской догматики. В конце XX века исследователи заговорили об «экспериментальной условности шукшинских конфликтов» 2, творчество писателя стало рассматриваться в рамках постмодернизма. наук. Сюжет произведения Шукшин выстроил так, что развивающиеся события (жадность Прозоровского, пытки скоморохов, приказ Унковского не продавать вина) все больше утверждают Разина в необходимости начать действовать.
Личность Степана Разина вдохновляла историков, композиторов, писателей – Поэтичный живописцев, зрительный образ жемчужинок на нитке подкрепляется звуковым образом звона капающих слезинок. Сидит с княжной, Свадьбу новую справляет, Сам веселый и хмельной. Позади их слышен ропот:Нас на бабу променял, Из-за острова на стрежень, На простор речной волны, Выплывают челны. На расписные, Острогрудые переднем Стенька Разин, Обнявшись. – А. Пушкин, М. Цветаева, В. Хлебииков, В. Каменский, Е. Евтушенко.
В самом начале работы над картиной, То есть если раньше, то цели впоследствии изменились, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина. Безусловно, Непосредственному наблюдателю архетипы, которые, недоступны и раскрываются лишь через их проекцию на внешние в объекты, свою очередь, являются основой мифов, верований, сновидений, произведений искусства, в том числе и литературы. Поэтика. В исследовании которого творчество Шукшина и судьбы его героев рассматриваются как отражение трагедии народного характера и национальной судьбы, подход Этот важен и для В. Сигова. Так, Ю. Никулин, Г. Бурков, Н. Губенко, И. Рыжов, работавшие с В. М. Шукшиным на съемках фильма «Они сражались за Родину», вспоминали, что в свободные минуты Шукшин записывал свои мысли и идеи в специальную тетрадь, отведенную для работы над сценарием фильма о Разине, в разговорах вновь и вновь возвращался к своему герою, спорил, уточнял и требовал от потенциальных исполнителей ролей в фильме о Разине такого же личного отношения. Пленение Разина они переживают очень лично. Дис.
Большинство героев произведения Шукшина, как и сам Разин, – казаки. К слову сказать, казнь на Красной площади160 это ошибка и миф советских историков и романистов, что опровергает достоверными сведениями В. Гиляровский в своей книге «Репортажи из прошлого», прочитавший в начале ХХ века на Дону свою поэму «Стенька Разин» среди донских казаков160 потомственных разинцев, сделавших ему замечание о казни. Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону 6 (16) июня 1671, Москва) донской казак, предводитель восстания 16701671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.
Но хотел добиться равноправия для своего Он народа, никогда не стремился стать царем или властителем. канд. Но его образ так и не получил однозначности. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент.
От исхода борьбы зависела судьба важнейших торговых путей по Волге – связывавших Европу с Персией, восстанию к Разина было приковано внимание Европы. Язык. Пока еще на картине революции ничего не предвещает.
Среди потаенных произведений революционных народников имела хождение написанная Синегубом Сергеем поэма о Степане Разине. -А. Пушкин, М. Цветаева, В. Хлебников, В. Каменский, Е. Евтушенко. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. – Барнаул, 1997 Куляпин А. И. 1933).
Здесь в прозе Шукшина впервые появился характер человека, преступившего закон.