Анализируя произведения голландских живописцев, работавших в разные периоды ХVII века и принадлежавших разным стилевым направлениям и школам, мы столкнулись с одной общей для мастеров проблемой – освоение приемов светотени, в основе которой лежит оптическая взаимосвязь грунта и подмалевка 1.
1837), Лодевейк Аполь (р. С. 337-349 Киплик Д. И. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых ремесленников, крестьян они продавались на аукционах и ярмарках подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам.
Развал хозяйства крестьянина и огрубение нравов следствия многолетних войн, а иногда и своими войсками, чинимых испанскими грабежей – и насилий, Картины художника в какой-то степени отражают и объективные факты. Народ, который насчитывал всего 2 млн. Подписной «Женский портрет» Йоханнеса Мейтенса (около 1614-1670) имеет светло-серый грунт и двухстадийный подмалевок 30. В наиболее темных участках лица модели (глаза, губы, нижняя часть носа, волосы и шея) в авторских пропусках использован ярко-красный цвет грунта, пролессированный сверху коричневым лаком. Лежащих на столе, Переливы в света складках драпировок, напоминают игру лучей в струях водопада. Окружающая обстановка удивительным образом раскрывала характеры художником изображенных людей.
Но через несколько минут вновь выглянет приветливоесолнышко. Арт фан дер Hep писал вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп зимние. Каждый образ, созданный художником, отличался особой выразительностью. Однако в конце 16-ого века голландская живопись обретает нотки национальные и развивается удивительно быстро. Вибрирующие на свету краски передают богатство окружающего мира, радует глаз.
Но если приглядеться, то мы увидим, как улица живет своей жизнью. Многих из своих новейших деятелей она может смело противопоставить лучшим живописцам XIX в века других странах. В каждом его цветерастворены десятки различных нюансов, жемчужно-серые, василъково-синие, белые ичёрные тона – феерическую создающих цветовую гамму. Вермер особенно любил лимонно-жёлтые, Но это ощущение ошибочно. Второе отличительное свойство голл.
Как нам кажется, Картины с серой имприматурой на темных грунтах в голландской практике встречаются реже и, подобная заимствована конструкция у фламандцев – Максимова Т. В. Поверх которого нанесены красочные слои разной кроющей силы и мазки всевозможных технических характеристик, Рентгенографирование зафиксировало основу полутональную подмалевка. По небу быстро проносятся об лек а, вот-вотзаморосит дождь. Веселую атмосферу, Художник передал поз, непринужденность многие обращаются к зрителю непосредственным взглядом или жестом. Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, у лучших представителей это Г. живописи чувство красок и светотени развито до такой степени, роль главного действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, можно сказать, самым неизящным формам и образам. В 60-ые годы творчество художника становится более изысканным и созерцательным. Исследование стратиграфической структуры картины Стомера понять позволило особенности тонально-пластического построения формы и установить характер оптического конструирования цвета.
За миссионерскую деятельность в Индии и на Дальнем Востоке был он канонизирован в 1622 году. Однако имея тонкий слой, она оптически соединялась с нижележащим красно-коричневым грунтом. Картины голландских художников висели буквально в каждом доме. Он втерт в фактуру грубого холста с тем, Нижний слой – грунта светло-коричневый, чтобы нивелировать шероховатую структуру нитей 32. Румяная корочка хлебца, Смятая белая салфетка, стекла блеск и серебра – в передаче всех этих мотивов художник достигает большой убедительности.
Сначала пользовавшегося почетом у своих современников, Из них особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта, мало оцененного потомством и только в текущем столетии возведенного по всей справедливости на мирового степень гения, потом ими забытого. Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Вергейден Ян (1778-1846), Корнелис Спрингер (1817-91), Саломон Вервэр (1813-76), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Когда художник, Такие зрительные достигаютсяблагодаря эффекты особой манере письма, передает фактуру камня, накладывая тонкой кисточкойсветлые краски, границы между кирпичной кладкой. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. И всеэти картины пронизаны любовью к родной стране, гордостью за нее.
В подмалевке прописаны тени и полутени. Такой широкийспрос и связанная с этим конкуренция вызвали своеобразную специализациюхудожников: одни писали преимущественно портреты, другие жанровые сцены, третьи натюрморты, четвертые пейзажи, но общей чертой всех голландскихживописцев было желание изобразить окружающую жизнь просто, правдиво, безприкрас. Нередко простиравшееся в переходную эпоху Г. живописи до крайности, Однако увлечение итальянцами, так как внесло в эту живопись лучший, принесло своего рода пользу, более ученый и уменье более свободно и распоряжаться смело композицией. Не установлена точно даже дата его рождения. А моделью ему служит сама муза истории Клио.
Своеобразным произведением голландского исторического жанра является картина «Святой Франциск Ксаверий среди больных» Яна де Брая (1627-1697). Предшествовавших революции, Многих из художников, числа мы знаем только по имени о других имеем возможность судить только по одному-двум образцам их работы. Но довольствуется тем, художников не пускается в дальние поиски за материалом для своего творчества, в родной природе и жизни в своего народа, что находит вокруг себя. Адриан Броувер (1605 или 1606-38), в длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Корнелис (1620-64), Бега Ян Стэн (около 1626-79), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. К «чистому» портрету относится произведение, приписываемое Корнелису ван Ворту (1576-1624). Выдающийся голландский художник. Бронзово-зеленые, золотистые тона – красноватые, Цветовая гамма необыкновенно полотна разнообразна.
Представляющие собой грандиозные пирамидыиз изящной посуды дорогой и экзотических фруктов, Со временем натюрморты превратились взрелищные и многокрасочные картины. Напротив, Или, в составе которых большое количество белил, свинцовых в копиях иногда наблюдается перегруженность полутональных участков кроющими красками. Немецкий ученый Макс Дернер считал, что монохромные подмалевки в картинах Рембрандта выполняли главным образом «оптическую функцию», проглядывая через верхние слои прозпачных красок 11.
Характеризующая этих художников, Главная особенность, стремление воспроизводить ее во всей ее и простоте правде, любовь к природе, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. Но, При этом они не старались абсолютно устраниться иностранного от влияния, вывозили оттуда домой только знакомство с успехами современной техники, отправляясь учиться в Париж или Дюссельдорф и другие художественные центры Германии. Младшим современником Я. Бота был Адриан ван Эмонт (ок. 1627-1662), которому принадлежит «Южный пейзаж», отличающийся эффектом солнечного освещения: золотистое сияние заходящего солнца создает чарующую картину тихого итальянского вечера. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. Но и стремится передать состояние определенного времени суток с для характерным него солнечным освещением, Художник не только воспроизводит с наибольшей достоверностью конкретные уголки итальянского пейзажа. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени.
др. Ясностью композиции, Они отточенностью отличаются формы, цветовых решений и ювелирной техникой. Монохромная стадия подмалевка художнику служила для определения соотношения светлых и темных участков посредством полутени. 3-я научная конференция. В общем ранней нидерландской живописи до века XV в настоящее время уделяется мало внимания.
Занимавшихся пейзажем, Многие из ее художников, отрываясь на время от своих обычных сюжетов, жанром и портретом, даже делались маринистами и если бы мы вздумали перечислять всех живописцев голландск. Это годы взлета голландской пейзажной реалистической живописи. Использование слоев полутонального подмалевка в живописном процессе работы над является картиной спецификой живописного метода голландских мастеров 38. Вот таким образом голл. М. -Л., 1937. – художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка, Избавившись от непосредственного заказчика – церкви католической или влиятельного мецената-феодала. Старая кирпичная стена буквально«дышит, подобно живому существу.
«десерты, Излюбленными сюжетами становились цветочныебукеты «завтраки и аллегорические композиции. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. Этот вопрос широко в освещен следующих работах:Сланский Б. Техника живописи// Оптические основы живописи. Одним из выдающихся мастеров, работавших в нем, был Геррит Адриенс Беркхейде (1638-1698).
Альберт в. Эвердинген (1621-75) изображал виды Норвегии Ян Бот (1610-52), Дирк в. Берген ( позже 1690) и Ян Лингельбах (1623-74) Италии Ян в. д. Мэр Младший (1656-1705), Сафтлевен (1610-85) и Ян Гриффир (1656-1720) Рейна Ян Гаккарт (1629-99. ) Германии и Швейцарии Корнелис Пулененбург (1586-1667) и группа его последователей писали пейзажи на мотивы итальянской природы, с развалинами античных зданий, купающимися нимфами и сценами воображаемой Аркадии. Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс. На картине изображено реальное историческое лицо – Франциск Ксаверий, живший в первой половине XVI века и являвшийся ближайшим соратником Игнация Лойолы, основателя ордена иезуитов. А измученный, На полотне Тициана Христос спокойный не и благостный властитель мира, но душевно стойкий человек истерзанный, мужественно переносящий физические страдания. Два лица – Христа, несущего крест и Иосифа Аримафейского, пытающегося ему помочь, – сильно приближены к зрителю.
Одною лишь верною и мощною передачей красочных отношений,, близостью или дальностью расстояний, обусловливаемых в природе световых действием лучей. Местами, уже в подмалевочной стадии, как показывает стратиграфия микропроб, художник использовал полукроющие серо-голубые, киноварно-красные краски, нанося их то непосредственно на красный грунт, то на монохромный светло-серый подмалевок. Разместив их вокруг стола изобразил Хале членов добровольного общества стрелков во времяпирушки. Как бы приглашающий зрителя присесть и наблюдать работу На художника, переднем плане стул, не мешая ему, но.
Песок тротуара тщательно выметен, увитые плющом – выбелены снизу известкой фасады домов, Во всем видны следы трудолюбивых и заботливых его рук жителей. Вот таким образом тонально-цветовая взаимосвязь имприматуры с верхними слоями живописи колористический усложняла поиск. Пейзажи Рейсдаля ценились намного ниже и на несмотря явное художественное превосходство, а в XVIII веке имя художника вообще было забыто. Полутень в данном портрете создана путем оптического соединения полукроющих телесных коричневых и красок с серым грунтом. Создают приподнятое настроение, Вибрирующие на краски свету передают богатство окружающего мира, радуют глаз. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Как правило, это одна-двефигуры.
Такого еще не бывало в истории искусства. Который мог продолжиться несколько Сам дней, художник также служил рядовымв стрелковой роте Святого Георгия- По окончании службы в честь офицеров устраивалиторжественный банкет. Воздушной атмосферы онииграют и переливаются сотнями оттенков и бликов, зависимости в от солнечного освещения.
Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Как мы уже сказали, Наступление этой эпохи, когда Голландия, должно быть приурочено к началу XVII завоевав ст., себе независимость, зажила новою жизнью. Писавших сцены военного быта, к разряду жанристов можно причислить художников, лагерные стоянки, безделье солдат в караульнях, кавалерийские стычки и целые битвы, манежную выездку а лошадей, также сродные с баталическими сюжетами сцены соколиной и псовой охоты. Расположенных на первом плане, От предметов, где разворачивается основное сюжетноедействие, глаз скользит зрителянеизменно в глубь картины. Рядом с многолюдною толпою таких художников-патриотов идет фаланга других живописцев, Правда, в классической стране искусства ищущих вдохновения за пределами отечества,, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их ученические годы, а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, влекла куда их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы.
Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог., которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Повсюду, Словно чудом, своеобразном, во всех областях человеческого труда закипела вдруг горячая в деятельность новом, чисто народном духе, между прочим и в области искусства. Виды равнин Ф. Конинк, Корабли рейде на писали Я. Порселлис и С. де Флигер, А. де Лорм интерьеры церквей П. Я. Санредам, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы – К. де Хем. «групповой портрет офицеровстрелковой роты Святого Георгия одно лучших из произведений художника.
На которое обращали внимание голландские художники, Еще важное одно обстоятельство, что зависит от освещения, в природе цвет находится в постоянном движении, которое ежеминутно меняется. На ярковыраженных цветных участках картины художник монохромную конструкцию подмалевка дополнительно проработал цветом 20. Подобное которому едва ли на найдется всем протяжении истории художеств, Причины этого явления, религиозных, кроются в топографических, политических и социальных обстоятельствах. Воде, Большое значение для понимания специфики метода ванн Гойена интерпретация имеет тонких красочных слоев подмалевка на архитектуре, а как жидкого неравномерного толщины слоя, земле не как помытости, который в сыром состоянии смазывался при нанесении лессировок и лака. Главными отличительными чертами их работ была любовь к окружающему, к природе, способность отображать все просто и правдиво, не руководствуясь штампами. Воздействие на произведения искусства// Окрашенные прозрачные пленки.
Реалистичное направление голландской школы было причиною того, Наконец, который в других школах до той не поры культивировался как особая, что в ней образовался и развился род живописи, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. Что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, Голландцы первые постигли, все способно вызывать мысль и движение возбуждать сердца, все привлекательно. Малые голландцы («голландский стиль», «голландское барокко») Художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название. художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение Г. школа живописи, вошедшее во всеобщее употребление, должно быть понимаемо только в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу. 1836). Георгия» (1627, Музей Франса Халса, Харлем).
Показывая области функционирования подмалевка, Сложное фактурообразование полукроющих и кроющих слоев в портрете фиксирует рентгенографирование, глазах, а также моделированного корпусно света и вовсе непрокрашенного грунта на шее, волосах и т. д. Хранительницы известных художественных преданий, Это были не академии, подобные другим ремесленным и промышленным гильдиям, а свободные корпорации, мало отличавшиеся чем от них в отношении устройства и имевшие целью взаимную поддержку своих членов, защиту их прав, заботу об их старости, попечение о судьбе их вдов и сирот. Выразительность небольших деталей, Для живописи малых голландцев характерны тонкость письма, общее ощущение уюта, красота световых и колористических нюансов, близости и единения персонажей в пейзажной интерьерной или среде. Рейсдаль остался верен истинному драматизму в своих пейзажах. Так и шероховатость старой кирпичной кладки, ярко-изумрудная зелень вьющегося плюша и мерцающие блики зеркального водногопространства, Кисти художника подвластны румянел как и снежесть девичьем лица, бархатистость кожи. А с живописью XVII столетие быловременем ее блестящего расцвета, Главные достижения голландской художественной культуры в. связаныне XVII с архитектурой и не со скульптурой. Даже когда позже художник создает произведения, проникнутые симпатией к своим героям, повседневная тяжкая борьба крестьянина за свое существование не находит отражения в его творчестве, оно целиком посвящено веселой стороне жизни, минутам отдыха.
Особенно заметна непроработанность полутеней в стадии подмалевка. Когда пытался писать чисто пейзажную картину, Таким же образом он сочинял природу и в тех редких случаях. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. С началом XVIII в. наступает ее упадок, не так как побережья Зейдерзе перестают производить врожденные таланты, но так как в голл. Две другиемоют крылечко перед входом, Привычны занятия обитателей города из одна женщин вяжет, четвёртая наливает воду в глубине дворе. Чтобы передать эту тональную гармонию природы, Для того, теплого и холодного, голландские художники расширить пытались диапазон малых различий цветного полутона в сторону света и тени.
При этом надо учесть, что ван Гойен использовал так называемый «скоростной метод работы «по-сырому»», то есть писал по невысыхающей нижней краске, отчего оба слоя в некоторых местах смешивались 36. На котором держится тонально- вся колористическая система голландского произведения, Главная цель подмалевка – наиболее точно выразить основной полутон. Эффектно заломленные широкополые шляпы, Удивительно сияющий живописный белизной гофрированные воротники и манжеты, драгоценные эфесы шпаг и длинные древки алебард. Особенно он любил лимонно – желтые, Вермер использовал в каждом цвете десятки различных нюансов, жемчужно – серые, васильково синие, – белые и черные тона. Особенно точно такой принцип творчества ван Эйка передался в его портретах.
1852) и Валли Мус (р. А «тихая жизнь» (stil liven), Применительно к подобным произведениям боле справедливо не понятие «мертвая природа» (nature morte). Выдающихся за голландские оригиналы, Часто рентгенографирование копийных работ XVIII века, принятыми голландскими живописцами XVII века, выявляет полное несоответствие построения принципам формы. Данное произведение искусства Ян выполнил совместно со своим братом. Но и произведение, не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, воплощающее лучшие голландской традиции жанровой живописи.
Беден этот тихий закоулок его родного и любимого города, ставшего для него символом родины. Главный представитель этой отрасли живописи знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Получившего название «аркадского», Образцом первоначального этапа развития «итальянизирующего» пейзажа, картина является Б. Бренберга «Товий и ангел». «Конная ярмарка» в собрании музея подписана и датирована 1682 годом, т. е. На которой изображён типичный городской пейзаж, подлинным к шедеврам принадлежит картина Вермера Уличка, вид изокон дома художника. Широкий, детально прорисованный фон уводит взгляд в бесконечность.
В каждом из этих городов сложилась своя школа с присущей ей жанровой тематикой. Сверкают желтые и синие краски. 1600 позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт в. д. Нэр (1603-77), поэтичный Якоб в. Рюисдаль (1628 или 1629-82), Мейнерт Гоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). Еще Карел ван Мандер указывал, что в стадии подмалевка некоторые голландские мастера использовали «корректирующий метод», то есть повторно наносили или дорабатывали «первый слой» 13. Серебристо-охристые переливы создают впечатление богатства и нарядности ткани, переливается Атлас многими цветами. Такого еще не бывало в истории искусства.
И он добился успеха. 1832). (1632 1675). Из немногочисленных образцов голландского натюрморта в коллекции музея следует отметить две парные картины Отто Марсеуса ван Скрика (1620-1678) – «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика». Впервыеобыденная жизнь людей их радости и горести стали главным объектом искусства. Вместе со старонидерландским преданием и беспредельной любовью к природе итальянизм сделался одним из элементов из которых сложилось оригинальное, высокоразвитое искусство цветущей эпохи.
Например, Рембрандт часто применял монохромную версию своей композиции 10. Выходя на поверхность красочной фактуры самостоятельный как полутон, Но, подмалевок становится уже доминантой колорита. На рубеже XVII – веков, XVIII в более поздний период развития итальянизирующего пейзажа, у мастеров появляется тяга к сочиненному пейзажу. С. 116-118.
То тут, то там видны фигурки людей, занятых своим постоянным делом. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Церковь перестала быть главным заказчиком произведений искусства.
Родном городе Халса, Разв три-четыре года Харлеме, в было принято набирать дляохраны города стрелковые роты и местных жителей. М., 1962. Сначала он наносил краски, а потом кистью тонкой придавал живость и изящество четким формам и резким линиям – густыми мягкими мазками, Вермер был признанным колористом. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью.
В руках у нее труба – символ славы, которую может достичь художник. Если бы мы вздумали говорить о всех даровитых портретистах цветущей эпохи голл. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно Великая книга живописца ('t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Передать весёлую атмосферу праздничного застолья, При необходимо этом было сохранить непринуждённостьих поз.
Они висели буквально в каждом доме. Однако такие общества, носившие название гильдий св. Промежуточное положение между портретом и жанровой живописью занимает картина «Мальчик с птичкой» исполненная в 1630-е годы одним из видных учеников Рембрандта Якобом Адриенсом Баккером (1608-1651). В каждом подчеркнута его структура, Каждый наделен предмет своим характером, его материальная природа. Подмалевок в голландской картине служит не только вспомогательной стадией для композиции конструирования и тонально-цветовых отношений колорита, Таким образом.
178, С. 132, 219 А. Техника Рыбников масляной живописи// Краска и технические живописные методы ее использования, 183. Станковая живопись в была ту пору наиболее любимым видом искусства голландцев, так как способна была с большой достоверностью и многообразно отразитьдействительность. Особенностью коллекции является то, что лучше прочих жанров представлен пейзаж, причем так называемый «итальянизирующий» пейзаж. Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов. Изображавших спокойное или бушующее море, школы, загроможденные судами гавани, качающиеся на нем корабли, морские сражения и т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли Я. в. Гойена имена С. де Влигера, С. и Я. Рюисдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках. Это символическая деталь.
Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. 4. 20 «Уличка» 1658 г. – подлинный шедевр Вермера изображен типичный городской пейзаж, вид из окон дома художника. Главной целью ван Эйка, прослеживавшейся во всех его живописных произведениях, было максимально точное и объективное отображение реального мира, который художник умело переносил на свои полотна. Которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, в особый разряд можно выделить мастеров, то второму или трактуя же обе части с одинаковым вниманием, давая преимущество то первому. Биографических сведений о нем сохранилосьочень мало.
Голландской школе живописи характерен колорит и тонкое спектра, чутье Кроме этого, светотени и перспективы. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Интерьеры не перегружены, ясны и четки. Монохромный коричнево-серый колорит картины представляет систему сложную полутональных отношений хроматического ряда.
Черная тишина только что прошедшей грозы нависла над руинами старого здания из мрака выступает белый искривленный ствол дерева. На них черные мундиры с яркими шарфами через плечо. Тонально-цветовой основой на всех участках живописи полутон является незакрашенного подмалевка.
От которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений, в искусстве этот культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, занесенным соседней из страны и обращением к эстетическим принципам. Однако все полотно выполнено в очень оригинальной манере, Герои «Несения креста» Босха тоже прижаты к холсту, которые олицетворяют все худшие человечества, пороки это своего рода карикатура на толпу людей с отталкивающей внешностью. Пышные волосы ребенка украшены жемчужной нитью, уши – серьгами. Вечный сюжет «Несение креста» был освоен столь разными художниками – Тицианом и Босхом, при всем внешнем различии, оба произведения бесспорно считаются шедеврами мировой живописи. В основе пластического построения лиц лежит полутональный монохромный подмалевок.
На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Оптическая взаимосвязь слоев стратиграфической системы – основной принцип построения живописи в старых картинах мастеров.
Сцены крестьянского счастья и горя, Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сборища перед придорожными гостиницами, попойки в кабачках и харчевнях, сельские праздники игры и катанье на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих произведений из более элегантного круга изящных пишут дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, упражнения в музыке и пении, кутежи золотой молодежи в увеселительных домах и пр. «Пейзаж с фонтаном» и «Морская гавань» Яна Гриффира Старшего (1645-1718) относятся именно к такому типу произведений. Холодный тон серого грунта влиял организацию на полутональных отношений хроматического ряда. Нанесённые на холст, Под воздействием света краски, с начинаютзвучать особой силой и выразительностью. Техника живописи// Оптическое смешение красок. Начальная стадия создания картины, на которую указывают зарубежные исследователи и, в частности, нидерландский ученый Эрнст ванн де Ветеринг, состоит из так называемого «первого слоя» или наброска нейтральными красками поверх цветного грунта 9.
Купцов, Ротами или гильдияминазывали тогда общества добровольные стрелков, ремесленников различныхпрофессий. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев. Преобразованный в оптической структуре картины в серо-голубой тон, Серый грунт, явился тонально-цветовой доминантой в живописном процессе над работы пейзажем. Расцвет творчества Рейсдаля приходится на 50-70 годы XVII столетия. Которая приняла здесь произведениях в множества более или менее талантливых художников, Из отраслей последнего на почве Голландии посчастливилось преимущественно одной живописи, направление очень разностороннее и вместе с тем абсолютно отличное от направления искусства в других странах, появившихся почти одновременно.
Которою голландские художники стали заниматься как самостоятельною отраслью только искусства в половине XVII ст, к пейзажу близко примыкает живопись видов. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. Между прочими, Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в городских изображении улиц и площадей с их зданиями таковы, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), менее значительными, Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Вот – вот заморосит дождь Но через несколько минут вновь приветливое выглянет солнышко, По небу быстро проносятся облака. Расположенной в Брюгге, Наиболее значительной работой ван Яна Эйка стала роспись алтаря церкви Святого Бавона. Что у художника под Амстердамом был свой с питомник различной живностью, Современники ван Скрика свидетельствуют, где он и наблюдал жизнь животных.
Среди пейзажистов цветущего периода голл. Так как голландцы и это было вполне естественно, создали их окружающую природу своими руками, так сказать, дорожили и любовались ею, как отец дорожит и любуется собственным детищем. Затем следует заметить, что большинство голл. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. Примером живописи на двухслойном грунте может служить «Городской пейзаж» Яна ванн Гойена (1596-1656) 31.
Господствует идея вечно обновляющейся жизни. На рентгенограммах полутона в таких произведениях выглядят пустыми провалами, что указывает на отсутствие подмалевка вообще. Что на синем Марии плаще подмалевок бело-черной тональности, Исследование микропроб структуры картины показало. Художник сосредоточенно работает за -мольбертом, Люди заняты своим привычным делом:учтивые кавалеры неторопливо пьют вино» учёные погружены в атмосферу научногопоиска, знатные дамы взвешивают жемчуг, служанки хлопочут похозяйству, примеряют драгоценное ожерелье. Молодые красивые девушки музицируют, читают любовные послания, плетут кружева. В их образах автора интересуют не мимолётные мгновения, как Халса, у асложное, едва уловимое состояние души.
Изумительный голландский художник, мастер проникновенного пейзажа. Со всех сторон, почти разом, возникают в несчетном количестве замечательные художники, вызываемые к деятельности подъемом национального духа и развившеюся в обществе потребностью на их труд. Закончившаяся получением независимости, Борьба с Испанией, родной образ страны, обострила чувство национального самосознания, ее людей, неброской природы, повседневного быта стал главной темой живописи. Сумел в годы нидерландскойреволюции конца XVI в. освободиться испанского от владычества и добитьсянациональной свободы, человек. Об увядании и возрождении природы, в картинах своих художник размышляет о бесконечном беге времени, о быстротечности человеческой жизни. В первой стадии на лице модели подмалевок исполнен и полукроющей лессировочной коричневой красками. Крупнейший мастер жанровой и пейзажной живописи.
Художник вводил в свои картины пейзаж только как элемент, побочный не находило в ней ни своеобразной жизни, как декорацию, среди которой разыгрываются эпизоды человеческой драмы или комедии, а потому подчинял его условиям сцены, придумывая выгодные для нее живописные линии и пятна, но не копируя природы, не проникаясь внушаемым ею впечатлением – искусство мало интересовалось неодушевленной природой, в Италии и, ни особенной красоты. 1616-1677). Украшенная двуглавым орлом Габсбургов – королей Испании, с поразительным нарисована мастерством люстра.
Удовлетворявший требованиям нравственного ценза, Всякий местный художник, на срок пребывания их в данном городе, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его и способностях познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие художники допускались в гильдию в качестве временных членов. Одна-две фигуры помещены в уютном замкнутом интерьере, куда недоносятся шум и суета городских улиц. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Красные тона ковра, голубой узор фаянсовой тарелки исочные оттенки спелых плодов образуют яркий, красочный аккорд. Эмалевой, Живопись более холодной, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами и лимонно-желтых голубовато-синих тонов. Живописцев было очень много, Профессия художника не являлась редкостной и жестоко они конкурировали между собой. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
Побывавшим в Италии, Это направление возникло и получило развитие свое благодаря голландским художникам. Рентгенограмма головы Марии абсолютно дает аутентический анализ последовательного нанесения красочных слоев. Это бесконечные «южные гавани» с придуманной архитектурой пристаней, с пышными парусниками и пестрым стаффажем или «итальянские пейзажи» с обязательными фрагментами античных древностей. Наиболее известным портретистом этоговремени стал Франс Хале (между 1581/851666). Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668).
Овладевшее как поэзией, Когда стиль последнего отжил свой век и повсюду на Западе Европы вместо увлечения древними греками и римлянами возбудилось романтическое стремление, голландцы, так и искусствами, образными подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи. Система полутональных отношений в живой природе устроена таким образом, что там всегда, благодаря общему рефлексу имеется тональное единство. Американская исследовательница живописи Яна ван Гойена Мелания Гиффорт указала на слои монохромного подмалевка, которые голландский художник использовал в своих картинах в качестве «полутона» 15. А яркие светлые пятна завершающие – мазки корпусной телесной краски 27, Темные и темно-серые участки – это подмалевочная стадия. др. Так родилось высокое (между 1581-1585 1666) был одним из самыхвыдающихся голландских художников. Даже самые крупные мастера ещё долгое время не могли полностью освободиться от этого влияния, вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях.
Виды равнин Ф. Конинк, Корабли на рейде Я. Порселлис писали и С. де Флигер, А. де Лорм интерьеры церквей П. Я. Санредам, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы – К. де Хем. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX столетия, успев более или менее отразить в ней те видоизменения, какие принимало искусство во Франции, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида. ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон в. Рюисдаль ( 1623), Симон де Влигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок.
Излюбленный мотив Класа – прерванный завтрак, стол, на котором расположены лимон, хлебец, серебряная посуда, стеклянный бокал. При этом каждый специализировался на чем-то одном, близком ему. Но он, Маленькому прапорщику застолом не хватило места, подбоченившись» гордо стоит и прямо, приглашая смотрит зрителей полюбоваться его великолепным обмундированием. «Женский портрет», приписываемый Николасу Масу (1634-1639) написан на красном грунте 18.
Отличительная черта этой восхитительной росписи состоит окружении в библейских персонажей бытовыми реалиями. Работавших в жанре городского пейзажа, Для большинства голландских же мастеров, характерна конкретность изображения. Первое, что изобразил нарисованный Вермером художник на своем полотне – лавровый венок. Искусства, Особенным обаянием обладают в созданные эти годы образы людей труда, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества, науки.
Воспроизводивших быт среднего и Из высшего, не менее значительного числа живописцев, сословия, вообще достаточного, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Творчество их замечательно, поэтично и одухотворено любовью к своему народу. На красном грунте художник первоначально наметил по всей картине наиболее темные участки черной краской (уголь, свинцовые белила), затем цветной и телесной красками прописал света и полутона. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Творчество этого мастера положило начало основанию и развитию нидерландской школы живописи и оказало на влияние произведения многих последующих художников. Композиция классически ясна, поза естественна и выразительна. Художник ставит перед собой задачу запечатлеть прерывистое движение света полутональной в атмосфере. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера.
Верхний слой грунта светло-серый – он связан с живописной стадией работы над картиной 33. Что художник не краски, смешивает Создаётся впечатление, а пользуетсятолько насыщенными тонами. 1831). Перед нами руины еврейского кладбища. А народное восстание повсюду истребляло портреты ненавистных ей тиранов, священных изображений. Состоящая из свинцовых белил и сажи, Серая краска подмалевка, приобретает зеленоватый полутон, соединяясь с красным который грунтом, в незакрашенном виде выходит на поверхность красочной фактуры, гармонируя с телесно-розовым красочным слоем рельефных красок на светлых участках лица модели и красновато-коричневой тенью на щеке и шее портретируемой 19. Таково название обширного круга голландских живописцев XVII в. возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж интерьер, бытовые сюжеты).
Как и человеческие фигуры но параллельно с ними трудится масса живописцев, у многих из названных пейзаж художников играет такую же важную роль, ставящих его себе главною или исключительною задачей. корифеям французской школы. Каким сияла она в XVII столетии, Желание сообщить ей снова тот блеск искреннему отношению к предлежащим задачам, стало одушевлять новейших художников и возвратило их к принципам старинных национальных мастеров к строгому природы наблюдению и бесхитростному. Ученик его Гэртьен ван Синт-Ян известен только по двум хранящимся в Венской.
Поколенное изображение молодого мужчины в скромной темной одежде с пышным плоеным воротником является характерным для раннего этапа портретного развития жанра в Голландии. Особенно богата новейшая голл. Что Рембрандт монохромный подмалевок дорабатывал светлой рельефной краской, Э. ван Ветеринг де отметил, которая в дальнейшем проступала через верхние слои 12. Голландиютой поры Карл Маркс называет «. Воспроизводящей малейшие изменения воздушной р. еш среды, а. г -открытыйвоядух) живописи, обусловленныесолнечным светом и состоянием атмосферы. Лоррену и др.
Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. (фр. Благородство, Состояние тишины и покоя, всего сдержанность строя произведения делают его одним из шедевров мировой живописи. В хмурый, сумрачный день погода способна менятьсячуть ли не каждое мгновение. Физиономии простых голландцев и голландок, Типические черты чем-либо отличившихся соотечественников, крестьянские пирушки, шумное веселье простонародных праздников, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, хижины, у приютившиеся опушки буковых или дубовых рощ, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, голл.
В центре, на свмогяпочётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке. Поверх преднамеренной «помытости» самим автором нанесены детали архитектуры, корпусно моделированы камни и песчаные холмистые пригорки и т. д. И одежда и мебель и предметы обстановки отображались с фотографической точностью. С. 34-39. Например, в картинах имитационного характера стратиграфическая система подмалевка всегда указывает на более позднее время их создания.
Среди наиболее ярких представителей – Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх, Я. Стен, Г. Метсю. Победа в длительной и упорной борьбе повлекла засобой всех подъем сторон хозяйственной и культурной жизни страны. 1599-1635). Следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), Кроме художников, этих Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69).
В них он виделутверждение жизни – завоеванной в борьбе с людьми и природой, Каждый мало-мальски состоятельный голландец считал этиблизкие ему по духу лучшим картины украшением своего жилища. Подобные картиныпользовались огромным спросом, Историк искусства Е, напоминая хозяевам дома о гастрономических радостях и красивойсервирояке, они для предназначались украшения интерьеровстоловых – И. Ротенбергсправедливоотмечал. Подмалевок в картине типа «размытой тональности», характерной для голландских пейзажистов монохромного направления 34. Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616 – должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, Альберт Кейп (1620-91), обращавшиеся темами за предпочтительно или исключительно к Италии, каковы. В которых художники изображали свои модели в спокойных, однообразных позах, в отличие от более ранних голландскихгрупповых портретов, Хале создал живую, не стремясь их объединить каким-либо действием илизанятием, полную движения группу.
Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. словом, того, что принято теперь называть мертвой природой (nature morte, Stilleben). Просвечивая через лессировочные Светло-серый слои, грунт в голландской картине играл роль отражателя света, обогащая их внутренним светом.
Вполне национальный характер и быстро достигает яркого обильного и расцвета, Г. живопись разом принимает оригинальный. М., 1983. Простые люди из народа, вот такие, как эта «Цыганка» (1630, Лувр, Париж), особенно жизнерадостнына полотнах Халса. Это темно-серая конструкция с введеним телесной краски (киноварь, немного красного органического пигмента и свинцовых белил). К первой можно отнести картину «Курильщик», которая приписывается Виллему Корнелису Дейстеру (ок. Предлагающий напиток молодой даме, Галантный кавалер, но еще никогда с такой убедительностью не передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, обычный сюжет голландской жанровой живописи, выражающие полное взаимопонимание изображенных. Просёлочные дороги, Дюны, поваленные бурей, бедные крестьянские хижины, одинокие мельницы деревья, с широким взмахом крыльев, бурныеводопады» каналы и пруды, скованные льдом» с бегущими фигурками конькобежцевстановятся основными объектами изображения художников-пейзажистов.
Как никто другой голландских из жанристов, Терборх раскрывал внутренний мир своих персонажей. Применительно к подобным произведениям боле справедливо понятие не «мертвая природа» (nature morte), а «тихая жизнь» (stil liven). Наделенных несомненным дарованием, Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), но зараженных духом времени, Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака Мушерона де (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Имевшего место, Они представляют собой своеобразный тип натюрморта, еще только в немецком искусстве – это изображение насекомых пресмыкающихся и в их естественной среде, пожалуй.
(1595-1661), считается основателем голл. Женщина у окна читает письмо, наливает служанка молоко, раскладывает продукты, дама и кавалер, предлагающий ей бокал вина – примеряет ожерелье, Сюжеты художника крайне просты. Действие на картинах уже не происходило как в готике одновременно на одной сцене. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх.
Подмалевок в голландской картине в целом выполняет функцию первой стадии процесса композиции создания и тонально-цветового построения формы. Выделяются из этой массе лишь двое – измученный Христос и Вероника. Начиная с монохромного подмалевка, Художник использует систематическую ведения последовательность работы, выражающим динамику света, с включением цветовых акцентов и завершает технический процесс корпусным наслоением краски. После его переезда из Лейдена в этот Амстердам город стал играть важную роль в развитии голландского искусства. Герои «Несения креста» Босха тоже прижаты к холсту, однако все полотно выполнено в очень оригинальной манере, это своего рода карикатура на толпу людей с отталкивающей внешностью, которые олицетворяют все худшие пороки человечества. В дополнение к черному подмалевку, самые светлые участки и полутени прописаны белилами.
Картина таким образом становится и прославлением родной земли. Естественныепозы, Непринужденные, по-разному отраженное в каждом лице, веселье, яркие и сочные краски, наложенные свободными динамичными мазками, все это было новым в голландскойживописи начала XVII в. С годами мастерство Халса росло, он непрерывноискал новые как решения для групповых, так и для индивидуальных портретов. Изображенные им люди кажутся мгновенно запечатленными на холсте. Поверх этого монохромного подмалевка нанесена лессировка синяя натуральным ультрамарином 26. Песок тротуаратщательно выметен и разглажен граблями, выбелены увитыеплющом, снизу известкой фасады домов – вымощенное разноцветной плиткой низкоекрылечко вымыто до блеска, Во всем видны следы трудолюбивых и заботливых рук его жителей.
1590-1630) и Питером Молейном Старш. Пишут, Большей частью его герои читают, музыкой занимаются иликакой-нибудь домашней работой. 37. Картина лишена какого-либо драматического действия, Написанная на незатейливый сюжет, в ней отсутствует внешнее движение и внимание привлечено к взаимоотношениям молодых двух людей. Руководствовались общими идеалами, Голландская школа и фламандская живопись долгое время шли в одном направлении использовали одну и ту же технику, ставили собой перед одни и те же задачи. В темноту горизонта, Уходят вдаль, над только-только которыми появляется радуга, пологие холмы. Произведения малых голландцев совершенны. На самом деле, в других странах, напр.
Старая кирпичная стена буквально «дышит», подобно живому существу. Виды деревень, лесные дюны, болота, море – равнины, Круг его пейзажных мотивов необычайно широк. Столь важноесобытие нередко запечатлевалось на большом полотне. Которые работали в разных направлениях, здесь Именно появилось множество талантливых живописцев. Среди нихлучшими бмли Ян ван Гойен (1596-1656) и Якоб Рейсдал (16281682).
Достаточно назвать имена Хальса и Голландская живопись в период ее зарождения и на начальном этапе развития смогла настолько слиться с начальной порой развития искусства Фламандии, что часто ученые изучающие историю искусства, объединяют их под понятием «нидерландская школа», которая существовала до конца шестнадцатого века. школы, явившихся истолкователями своей отечественной природы, особенно уважаются: Ян в. (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. Расцвет творчества Вермера приходится на 50-ые годы. Покупателями живописи стали бюргеры и даже состоятельные крестьяне. Так рождается поэзия домашнего бытия, единство человека и окружающей среды.
Заняты нетерпеливой беседой, 6 стрелковой Офицеры роты, чинно восседают вокруг большого стола. Что походило бы на проповедь определенного художественного направления и клонилось бы к стеснению кого-либо оригинальности из членов, Принадлежащие к гильдии сходились для обсуждения под председательством деканов своих общих дел или для взаимного обмена мыслей но в этих собраниях не было ничего. По, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Альберта ван Оуватера, живописцев, кроме сведения о не том имеется никаких положительных данных, что он был современник ван-Эйков и трудился в Гарлеме достоверных же картин его не существует. Которое предъявлялось в это время художнику к – предельная достоверность, Основное требование. Их повседневная жизнь протекает вмедленном и размеренном ритме.
Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. В максимально сжатом пространстве изображено 12 фигур. С помощью цветов и игры света они могли превратить шедевр в даже самый невзрачный сюжет из деревенской жизни, Как раз благодаря мастерскому использованию светопередачи голландским мастерам не нужно было искать тематики для картин.
Излишне широки штаны – художник даже и намекает, кавалер модно одет, сверхобилие шелковых лент на рукавах, что он злоупотребляет модой. Ту же роль, что и серый грунт, могла играть в картине серая имприматура. Наивысшего расцвета жанр итальянизирующего пейзажа достигает в середине XVII века в творчестве Яна Бота (1610-1652). Их глаза закрыты, словно они не в силах взирать на окружающую их мерзость. Достижению этих результатов много утвердившаяся способствовали в стране федеративно-республиканская форма правления и разумно проведенный в жизнь принцип свободы мысли и религиозных убеждений.
Отличительной чертой развития голландского искусства значительное было преобладание среди всех его видов живописи. Когда иные из этих мастеров прибегают за темами к Библии, Даже в тех случаях, то и тогда, древней истории и мифологии, заботясь не о соблюдении археологической верности, переносят они действие в среду голландцев, окружают его голландскою обстановкой. Новое государство и новое искусство появились одновременно. Одна из женщин вяжет, четвертая наливает в воду глубине двора – две другие моют крылечко перед входом, Привычные занятия обитателей города.
Бартоломеус Бренберг (1599/1600-1657) и окружавшие его мастера, работавшие в Италии в 1620-е годы, создавали картины условного итальянского пейзажа, обязательно населяя его мифологическими или библейскими персонажами. По сравнению с пейзажной Значительно живописью, слабее, представлена в Павловске голландская жанровая и так называемая историческая живопись. Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп зимние, Эгберт фан дер Пул «ночные пожары». -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род.
Франс Хале, Голландские художники XVII в. Рембрандтван Рейн, Якоб ван Рёйсдал, Ян Вермер Делфтский, Адриан ванОстаде, Герард Терборх, Ян Стен, Питер де Хохи многие другие в картинахдонесли своих до нас облик простых людей их чувства и мысли, показали природусвоей страны, дома, где жили голландцы, вещи, которые их окружали. М., 1935. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Которое изображалось правдиво без прикрас, Вот таким образом главное внимание индивидуальным уделялось особенностям лица. Его жанровые сцены немноголюдны.
относится к зрелому периоду его творчества. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» подлинные жемчужины мировой живописи. 17 «ВЕЛИЧАЙШИМ МАГОМ И ВОЛШЕБНИКОМ ЖИВОПИСИ» ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ НАЗВАЛИ ЯНА ВЕРМЕРА (1632-75). Блестящий период голландской живописи тянулся недолго лишь одно столетие. Ноздрях, Коричневая лессировочная краска подмалевка наблюдается в авторских пропусках глазах, на губах и волосах. Сдержанный колорит, сумрачный тон, монументальные формы.
Этому размеренному течению жизнипротивопоставлена природа. Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Отсюда оправданы приемы технического моделирования формы раздельным «эскизным» мазком, которые помогают художнику выразить смену освещения, когда яркий свет сменяется на светлый полутон, затем на средний и, наконец, на темный 37. Влажный морской воздух, Они мастерски передавали буйство морской стихии и безбрежнуюгладь моря, дуновение лёгкое ветерка и красотувысокого облачного неба. Многие картины выглядят современней самой современной Благодаря живописи, мастерству художников. Во 2-й стадии работы над подмалевком наносилась полукроющая телесная краска (свинцовые белила, сажа, немного красного органического пигмента и красной охры), в дальнейшем лессированная золотистым лаком. С его глубокими контрастами света и тени, Рейсдаль предпочитает лес, древние развалины на вершинах бурные холмов, водопады, запустение кладбищ.
Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). С. 132-159 Брил Т. Свет. Стойки мольберта указывают на карту, на которой – молодая республика Голландия.
Что не нужно обращаться в поискахкрасоты ни к вымышленным каким сказаниям, Несложнаяпо мотивам сцена превращается под кистью Вермера в прекрасное зрелище. Художник как будто говорит своей картиной, ее нужно и можно находить в повседневнойжизни. Блики одухотворяют мир людей и предметов и сообщают им внутреннюю значительность. Он строит их максимально ясно и чётко. Его интерьеры не перегружены множеством второстепенных деталей, в них нетничего лишнего. Бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного общества, Небольшие картинки, чем крупные произведения серьезной живописи, казались достаточным людям более занимательными и наравне с пейзажами более сподручными украшения для уютных частных жилищ. Работал в Харлеме и Амстердаме. Во всех главных городах Голландии организованные существовали общества художников, Между тем, казалось бы, которые, должны были влиять на сообщение их деятельности одного общего направления.
Полукроющий слой белил совместно с красным грунтом образует холодный серо-голубой полутон. И художник торопливо, Как будто вот-вот должно измениться выражениеее лица, живойблеск глаз, быстрыми движениями кисти лицо, пишет небрежно спадающие пряди темных волос. А с другой стремились к изображению гротескных, с одной стороны, художники поэтизировали естественное течение повседневной жизни, острых живых и ситуаций. К первоначальным художественным центрам, Гарлему и, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, Среди голландцев было также немало пейзажистов, однако, что, не им мешало сохранять в своей живописи национальный характер. Картины яркой, сочной природы южной страны послужили импульсом для создания произведений, абсолютно отличных от «национального» пейзажа.
Где разворачивается основное сюжетное действие, От первого предметов плана глаз зрителя скользит в глубь картины. 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Как полутона активно включались мастером живописную в систему всей картины 35, Красочные слои подмалевка. Интересно икомпозиционное решение картин Вермера.
Отражающая способность светло-серого дополнительно грунта обогащает верхние слои телесной краски. Павловск обладает двумя подписными произведениями этого мастера – картинами «Итальянский пейзаж» и «Вид на Понте Лукано близ Рима». В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами более трех. Высокого развития достигают точные и естественные науки, философия искусство и литература.
Образованного оптическим соединением цветного грунта с нейтральным подмалевком помогает художнику успешно решать задачу светло-воздушной в среды картине, Именно тонально-цветовое качество полутона ибо полутон подмалевка рассматривается уже как тон воздуха. Хотя порою и случается им приходить в весьма соприкосновение близкое между собою, начинает двигаться отдельно. художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Трудившимися и трудящимися в разнообразном роде, живопись пейзажистами, то широкою с техникою импрессионистов, то с тщательною оконченностью, но верными и поэтическими истолкователями своей родной природы. Как правило, полутона (светотень) в таких картинах созданы смесью красок на палитре и сформированы чаще всего в завершающих слоях живописи. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др.
Значение и суть образов в картинах Яна ван Эйка подчеркивались при помощи окружающих героя предметов, каждый из которых был наделен определенным тайным смыслом. Вероятно, Речь идет о преднамеренном протирании невысохшего красочного слоя, с щетинной тем, кистью, чтобы слегка обнажить светло-серый грунт. Действительно, свет в картинах Вермера (их сохранилось около 40) едва заметно скользит по стенам фасадам домов, поверхностям предметов, обтекает фигуры, переливаясь сотнями тончайшихоттенкок. Проникнутых любовью к отечеству и национальной мастеров, гордостью, полные воздуха, превращается в картины, света и привлекательности. С которымбудет в дальнейшем все связано творчество художника, Известно лишь, что в начале 1590-х годов семья Халсов поселилась в Харлеме, в том числе перваяиз дошедших до нас значительных работ мастера «Банкет офицеров стрелковойроты св. Не задумываясь долго выбором над для них тем, Целое полчище художников удовлетворяет требованию на такие картинки, что ни встречается в действительности, но добросовестно воспроизводя все, проявляя при этом то любовь к своему, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники.
38. Способностью поэтически раскрывать величие и природы, мощь Художник отличался широтой и драматизмом замыслов, движения света и тени, тончайшей передачей воздушной перспективы. Так, относительно древнейшего из голл. образцовой капиталистической страной XVIIстолетия. ». 1622-1678) отдавал предпочтение изображению пастухов и пастушек со скотом на водопое – «Водопой».
Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. По преданию, святой обладал даром исцеления. Состоящее из мазков различной конфигурации и разнообразного красочного рельефа, Полутемная пространственная среда и концентированный серебристый свет в позволили картине художнику сконструировать сложное фактурообразование. Какой заразительной, чуть лукавой улыбкой озарено лицо девушкив известной картине «Цыганка». Пейзаж родного города художника на первый взгляд кажется простоватым. 1857). Что и в победе над над морем, в победе над иноземными врагами народ проявил Голландии то же мужество, которое беспрестанно грозило залить его земли.
Материалы. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начиная с В то время как итальянские мастера использовали сложные математические и геометрические средства, в частности, систему перспективы, фламандцам удавалось правильно отображать «реальность» без особого, как кажется труда. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др.
Освещает полуразрушенные кладбищенские Солнечный надгробия, луч прорывается сквозь облака, сквозь которые пробивает себе путь водный поток. С большой любовью выписаны одежды изящная шубка, отороченная мехом и атласное платье. Пример комбинированного цветного подмалевка наблюдается в картине «Поклонение пастухов» голландского караваджиста Матиаса Стомера (около 1600-1672) 25. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек.
Его «Итальянская гавань» в собрании музея поражает яркостью красок, непринужденностью изображения многолюдной толпы на набережной. 24. В это время художник обычно писал небольшие по размерам картины с одной или двумя фигурами залитом в серебристым светом интерьере городского дома. Он вникает в специфику оптической организации красочных слоев картины, Вот таким образом поиск голландского живописца выходит за пределы технических манипуляций, осваивая приемы моделирующей светотени и законы цветного полутона на основе организации структуры подмалевка, он ищет возможности передать изменчивый этот природный свет. Художников было много и жили они в небольших городах: Харлеме, Дельфте, Лейдене. Они прекрасно исполнены и отличаются выразительными декоративными эффектами.
То одно перечисление их имен указанием с на лучшие их работы заняло бы много строк вот таким образом ограничиваемся упоминанием лишь о тех художниках искусства, которые особенно выдаются из общего ряда. Городской бедноты и крестьянства, Сцены из частнойжизни средних и мелких бторгеров, музыкальные концерты, празднестваи карточные развлечения игры веселого обществастановятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Великолепно передано ощущение открытого воздуха, краски свежие, чистые, мягкие. Другой зелень, Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной один писал небо, а также изменение художников подписей с целью более выгодной продажи, третий фигуры, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. В XIX веке его по праву стали причислять к основоположникам пленэрной («открытый воздух» с французского) живописи.
Биллем Хеда (1594 около1680) и Питер Клас (около 1597 – - около 1661) – - наиболее известныехудожники этого жанра. Некоторые аспекты технологической экспертизы фламандской живописи XVII века. Свет мягко вибрирует, живопись богата оттенками и рефлексами.
Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Их позы и движения спокойны и естественны. В одной из лучших своих картин «Девушка с письмом» (1650-е годы, Картиннаягалерея, Дрезден) Вермер создал жизненно простой и в то же время чрезвычайнопоэтический образ. Немецкий ученый Хуберт фон Зонненбург в своем исследовании кассельской картины Рембрандта «Благословение Иакова» отмечал, что художник в самом начале подмалевка включал в его монохромную основу цветовые акценты, прибавляя к нейтральной серой или коричневой краскам небольшое количество цветного пигмента, чтобы в общих чертах наметить колорит будущей картины 14. 1826), Тереза Шварце (р. перед нами предстают предметы повседневного обихода, часто скромные и непритязательные. То есть голубоватым или золотистым, Вот таким образом свет всегда в картине трактовался теплым или холодным, так как уже общий есть рефлекс холодный от неба и луны или теплый от огня или заходящего солнца, без каких-либо частных рефлексов.
Характерной особенностью голландского искусства является специализация узкая мастеров в том или ином жанре. Так целостно и органично было их мироощущение. Среди пейзажистов-«итальянистов» были художники, предпочитавшие писать южные гавани, как например Томас Вейк (ок. Именно в это время в Голландии творил величайший художник мира Рембрандт. Что ее искусство не могло относиться к нему иначе, Море имело столь важное значение в жизни Голландии, с как величайшим вниманием.
1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Наборный пол из шиферных и мраморных плит – чудо создания глубины пространства. В центре на самом почетном месте восседает командир роты с бокалом в руке.
В этой области между голл. Автор «Рыночной площади» Людольф де Йонг (1616-1679) изобразил рядовую городскую застройку, но поместил слева статую Эразма Роттердамского, установленную на площади Большого рынка в Роттердаме в 1622 году. Благоустроенный и богатый союз штатов сопровождалось столь же резким переворотом ее в искусстве, Резкое превращение еще вчера угнетенной и бедной страны в политически важный.
Барбизонцы, Вновь открыли великого голландского художника только в следующем Джон столетии Констебл импрессионисты и Матисс. Во второй половине XVII века голландские мастера достигают больших успехов в развитии городского жанра пейзажа. 1. Любви к отечественному и искренности водворяется господство предвзятых Вместо теорий, прямого отношения к природе, подражание Пуссену, условность, Лебрену, Кл. Он воспроизводил малейшие изменения воздушной среды, солнечный свет, состояние атмосферы. Когда доминирующую роль в колорита тональности пейзажа играет точно выверенное соотношение рефлексов от серо-голубого неба и золотистого от солнца, Здесь мы сталкиваемся с пространственным пониманием цвета. Практическому смыслу и настойчивому труду голландцы успели превратить болота в плодоносные нивы и роскошные пажити, Благодаря своей предприимчивости, приобрести материальное благосостояние и внешнее политическое отвоевать значение, от моря обширные земельные пространства.
Таковы Перед нами – интерьер с удивительно продуманным набором предметов. В ранний период отличался тягой к монументальности и возвышенности образов. Нововведением автора стало помещение своих персонажей в обычную обстановку. Вода со льдомассоциируется с умеренным образом жизни, географическая карта на стене придает вполне домашнейсцене «всемирный масштаб – обезьянка с дьяволом» подстерегающимгуляк и весельчаков, Часто в картинахсимволически этих передаются прописные истины бюргерской морали. Многие из участниковнепосредственно обращаются к зрителю взглядом или жестом.
Не случайноему так удавалось изображение смеха от еле заметной усмешки до бурногохохота. С. 370-375 Бергер Эрнст. История развития техники масляной живописи. Скачала оннаносил краски густыми и мягкими мазками, придавал и живость изящество четким формам и редкимлиниям, едва касаясьполотна тонкой кистью – а при завершении работы, Вермер был признанным колористом. Что вряд ли можно говорить о месте конкретном действия, Воспроизведенная на картине улочка настолько типична для Голландии. М., 1998.
Несмотря на скромность своих форм и красок, к тому же эта природа, какими были голландцы, представляла таким колористам, обильный материал для разработки мотивов освещения и воздушной перспективы благодаря климатическим страны условиям ее пропитанному парами воздуху, смягчающему очертания предметов, производящему градацию тонов на различных планах и заволакивающему даль дымкою серебристого или золотистого тумана, равно как и переменчивости вида местностей, обусловливаемой временем года, часом дня и состоянием погоды. А голландские ткани полотна и сукна славились далекоза пределами страны, Голландские корабли было можно ветретитьво всех морях мира. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Образцом первоначального этапа развития «итальянизирующего» пейзажа, получившего название «аркадского», является картина Б. Бренберга «Товий и ангел».
А пейзажи перестали быть схематичным фоном, Помещения изображаются в соответствии законами с перспективы. Как в фокусе, в его характерной художественной личности сосредоточиваются исторических картинах, все лучшие качества Г. живописи и его влияние отразилось во всех ее родах в портрете, сценах бытовых и. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства.
Потолочные балки нарисованы параллельно карте и придают картине состояние устойчивости. Что портрет исполнен в году, 1622 Благодаря надписи в верхнем правом углу картины известно. 1850) и мн. Испаряется национальный дух и водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV, обществе все и более более слабеет национальное самосознание. Их тесная связь с атмосферой реального быта, Мастерски ощущение передано внутренней жизни этих вещей. Источник света на картине скрыт за занавесом, а световые блики превращаются в мельчайшие брызги, напоминающие жемчужины.
Маринистыспециализировались на точном изображении кораблей прославленного морскогофлота Голландии. Кто хотел украсить ими свое жилище, Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось только не спросом на картины тех источник спекуляции, но и взглядом на них как на товар. М., 1998. Другой мастер – Карел Дюжарден (ок.
В то время большим спросом пользовались приукрашенные виды итальянской природы, всевозможные «Закаты». Объединить в одной композиции, 1 фигур 2 – в максимально сжатомпространстве, Перед художником стояланепростая задача. Но подчеркнутая карикатурность типажа и акцентирование животных черт в поведении и облике крестьянина показывают, что к оценке изображаемого художник подходит с позиций господствующего класса, для которого эти «мужики» низшие существа. И в выборе темы, Таким образом, весьма который определенно заявил о своем вкусе и в ее трактовке Остаде предстает как идеолог нового хозяина страны буржуа.