Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. 15:18). Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Суровым драматизмом и героикой проникнуты картины, воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Среди наиболее известных – полотна А. Дель Сарто (Дрезден, Картинная галерея), Караваджо (Флоренция, галерея Уффицци) картина Тициана, Венеция, церковь Санта-Мария делла Салюте картина Рембранта (С. -Петербург, Эрмитаж) рельеф Ф. Брунеллески для северных дверей баптистерия (Флоренция, Национальный музей). Здесь он велел Саре назваться его сестрой, опасаясь, его убить могут убить из-за её красоты. Сидящие за столом часто странники изображаются с нимбами над головами или крыльями за спиной.
А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Нельзя сказать, что Авраам сильно обиделся за это на фараона, поскольку благодаря этому обстоятельству Аврааму «было хорошо: он имел крупный и мелкий скот, ослов, рабов и рабынь, лошаков и верблюдов». Рембрандт нанял агента сбора для информации, Когда же ей предоставилась возможность выйти из этого заведения, благодаря которой эта женщина на долгие годы осталась в стенах больницы. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воле Божией.
Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Что благословение Бога, Слова ангела в развязке истории подтверждают, направлено к жизни, при данное заключении Завета, а не к смерти.
Помня об обещании Бога, Авраам отдал все, что у него было Исааку, а остальным сыновьям дал подарки и отослал на восток. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых.
«Троица» Андрей Рублев Однако поскольку в Ханаане был голод, Авраам с семейством направился в Египет. Фараон тоже был парень не промах и переложил всю ответственность за двоемужество Сары на Авраама, после чего отпустил его с Сарой и Лотом, «и фараоновы люди проводили их» (Быт. 11-12). Слева, за деревом – барашек, которого предстоит принести в жертву, а ещё левее – наполовину скрытая горкой женщина, приподнявшая руки – жест то ли мольбы, то ли отчаяния.
Выражающих столкновение темного светлого и в человеческой душе насыщенная тёплая гамма, в эпизодах, напряженная игра тени и света, гибкая пастозная манера письма, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. В христианском изобразительном искусстве часто встречается сцена прихода к Аврааму трёх странников, посланников Божьих. Заветная мечта Отца – видеть их вместе за одним столом в братском общении. Но неужели Авраам был недостаточно верен. И создаётся впечатление, Даже нож в руке Авраама направлен вверх, что повернуть его к остриём сыну художник просто не смог из-за переполнявшей его жалости.
Установив внешним знаком этого союза обряд обрезания, Союз об этом Бог заключил Авраамом с еще до рождения Исаака. Предположение основано на употреблении имен Бога при описании событий. Там, где художник строго следует эрмитажным деталям (фигура Авраама и Исаака) их трактовка много проще, формы жестки, светотень не имеет богатой нюансировки. Старший сын обижен радостью отца и видит себя в невыгодном свете. Брунеллески трактует сюжет со всей буквальностью и подчеркнутым драматизмом.
Оседлал осла, Он встал рано утром, взял с собой сына Исаака и двух слуг взял дрова огонь и для всесожжения и отправился в путь. Но не принимают никакого участия в Второстепенные действии, фигуры братьев и сестёр также присутствуют в картине. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя. Апостолом которого он и стал, Авраам первый познал лживость идолам служения и постиг существование единого Бога. Мужественному ли духу праотца или покорности сына.
Во все времена рождались талантливые художники, каждое Всегда из которых ценно и уникально тем, создававшие великие творения изобразительного искусства, что выходит далеко за рамки отводившейся ему иллюстративной роли. Согласно которому рассказ о жертвоприношении Исаака является этиологической легендой, По причине такого толкования Православная церковь использует рассказ о жертвоприношении Исаака как паремию для вечерни пятницы пятой недели Великого поста и Великой в субботы. 11 библеистике существует подход, которая призвана объяснить происхождение практики замены человеческих жертвоприношений принесением в жертву животных. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Обобщенной, Живопись этой картины отличается широкой, что особенно бросается в глаза изображении в поднятой руки и лица ангела с едва намеченными чертами, эскизной манерой.
«но кому здесь более удивляться и изумляться – комментируя жертвоприношение Исаака, Иоанн Златоуст, восхищается мужеством Авраама смирением и его сына. Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. Авраам ничего не отвечал Господу и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Исаак, женившись, утешился «в печали по своей матери» (Быт. 24). Такое объяснение позволяло говорить о божественном происхождении Иисуса. Причем на этот раз обещание было скреплено заключением союза (завета) между Богом и Авраамом. После жертвоприношения Бог воскресит Исаака, считал – например, Автор новозаветного Послания к Евреям, Авраам что верил. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим».
элохиста) и J (яхвиста). Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). Не огорчился поступком отца своего, Он не убежал, ожидая удара от руки отца, но повиновался и покорился его намерению как и агнец безмолвно возлежал на жертвеннике.
На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Автор мюнхенского полотна, следуя эрмитажному оригиналу, «перелагает» его образы в иной индивидуальной манере. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически).
Принесённых ради утверждения неких идеалов веры, Оба наводят сюжета на раздумья о самоценности человеческой жизни и вызывают сомнения по поводу оправданности жертв, какой бы эта вера ни была. Их исполнили Брунеллески и Гиберти. Картины с подобной трактовкой сюжета достаточно распространены.
Согласно библейскому рассказу (Быт. 16022:1-19), Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Наконец, золотой фон, почти полностью утраченный, символизировал «божественный свет». «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». А гости сообщили, Хозяин оказал им гостеприимство, что через год у Сарры и родится Авраама сын. Художник ощутил, как, в сущности, внутренне схожи оба эти эпизода, за которыми стоят драмы сыновей, приносимых в жертву собственными отцами и чувства самих отцов: с одной стороны – готовность Авраама лишить жизни своего единственного и любимого сына и, с другой стороны – согласие Б-га на принесение в жертву своего «Сына Человеческого».
Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Ибо теперь я знаю, Не поднимай твоей руки на отрока и не делай над ним ничего, так как не пожалел единственного твоего сына для Меня», что ты боишься Бога.
В 1401 году во Флоренции был объявлен на конкурс создание рельефов для бронзовых дверей флорентийского Баптистерия Сан Джованни. По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой и увидел и возрадовался» 160 (Ин. 1608:56). Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского9 (II век), Григория Богослова10 (IV век) и развивается последующими богословами. Подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, поразительным с мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, сострадания и прощения.
Следует признать, Не обсуждая причину и целесообразность этого что запрета, на протяжении веков он соблюдался достаточно строго. Один из образов Авраама в изобразительном искусстве связан со взглядом на него как на «отца верующих». Благодаря этому в сознании Авраама происходит некий переворот. Что у них много общего, Эти детали указывают на то, о чем свидетельствует свет даже на их лицах.
Хотя, Первой навстречу выбежала радостная дочь Иеффай исполнил свой обет, мог бы и этого не делать, пожалуй. Изображение черепа Адама символически связывалось и с местом распятия: название Голгофа происходит от ивритского слова «гулголет» – череп. Когда его жене Саре было 90, На старости, у них родился сын Исаак, а Аврааму 100 лет, который и должен стать был прямым наследником Авраама и продолжить род еврейского племени. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. На них падает основной свет. Посвященные Аврааму, Вот таким образом произведения, занимали не центральное место в христианских храмах. Эта история представляет собой выражение протеста против языческого обычая принесения ребёнка в жертву Согласно богамисточник160не160указан160695160дней, другому мнению.
По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Этот отрывок Пятикнижия – основополагающего документа иудаизма, декларирующего единство Б-га, стал толковаться в христианстве как явление «Троицы» – Б-га, бытие которого проявляется в трёх ипостасях (Отца, Сына, Духа). Сердце Отца вмещает обоих сыновей. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Так и Господь, пообещав Аврааму светлое будущее, тут же сообщил ему, что его потомки будут рабами «в земле не своей» на протяжении четырехсот лет.
Революционная нидерландская эпоха, Однако, внесла у голландцев, многих отвергая испокон веков исповедываемую спасительную силу прощения грехов или вновь провозглашённую уверенность в божественном предопределении и у художника Рембрандта ван Рейна в том числе, в веру – ростки сомнения, в догматическое знание – стремление к познанию нового, в ощущение постоянства жизни – изменчивость мира человек не может быть только хорошим или плохим, он может одновременно и тем и другим, на него накладывают отпечаток противоречия жизни, ему приходится всегда заново принимать решения испытывать себя. Но свет на лице отца отражается на всей его фигуре, Лица обоих освещены и простирается на вернувшегося и сына, особенно на его руках. Чтобы я не мог воспротивиться по скорби души моей, Свяжи меня покрепче, чтобы в твоем приношении было не пятна и чтобы я не оказался в глубинах погибели». Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. Что выйдет из ворот его дома, правитель) Иеффай в благодарность за дарованную Богом победу неосторожно пообещал Ему принести в жертву первое животное.
Всем участниками конкурса было предложено отлить бронзовый рельеф на тему «Жертвоприношение Авраама». Напрямую связанного с иудаизмом, Вот таким образом лишь известны отдельные примеры библейского изобразительного искусства. Вот таким образом человеку трудно поверить в любовь Отца, который не взвешивает нас на весах сравнения.
Кроме того, Исаак был «Божьим даром» (в соответствии с «заветом») и подобно всему, что Б-г даровал человеку, принадлежал Б-гу. Авраама и Исаака 8212 как образуют бы светящийся треугольник на спокойном нейтральном фоне, Три сплетающиеся руки и три потрясенных лица 8212 ангела. «Возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь иди в землю Мориа и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу» – Бог явился Аврааму и сказал. Согласно библейскому рассказу (Быт. 22:1-19), Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Первоначально новая трактовка лишь незначительно затронула художественную композицию, она достаточно часто встречалась в мозаиках V- VI веков (Санта-Мария Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне) и была доведена до совершенства великим Андреем Рублёвым в известной иконе, написанной для Троицко-Сергиевой лавры (Москва, Третьяковская галерея).
Независимые и даже отчасти противоположные в работах художника, Стихии и света цвета, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Внешне эффектные построения, Художника увлекают героико-драматические образы, контрасты света и тени, причудливые пышные одеяния, резкие ракурсы. Авраам. Способных оказать столь сильное воздействие зрителя, на в мировом искусстве не так много произведений. Что Б-г остановил Авраама, руку Новым в этой истории было то, демонстрируя тем самым нежелание человеческих жертвоприношений.
Библия рассказывает и одном об эпизоде, Впрочем, когда такая жертва была принесена израильтянином. Вверху в синих холодных тонах изображён крылатый ангел, жестом останавливающий Авраама. И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом.
Чтобы тот освободился от инстинктивного чувства собственничества по к отношению сыну, Господь подвергает отца испытанию. Решив, что пора немного пожить и для себя, Авраам женит Исаака на Ребекке (Ривке) 8212 дочери племянника своего племянника Вафуила (Бетуэля) из Северной Месопотамии. К нему последовало повеление Божие принести жертву в Исаака на горе Мории, Чтобы испытать силу веры Авраама. В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. Исааку было 37 лет, Согласно некоторым преданиям иудейским то есть он мог и постоять за себя. Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению.
« – они отправились не домой в Кирьят Арбу, – Когда Авраам спустился с горы вместе с Исааком, а в Беэр- Шеву. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Список можно продолжить. В фигуре слуги нижнего ряда композиции Брунеллески легко узнается мотив движения знаменитой греческой статуи «Мальчик, вынимающий занозу» (Слепок в зале 16) 22:1-19), Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор».
Картина Караваджо «Жертвоприношение Авраама» (1594-1596 гг. ) построена на контрасте света и тени, мирного пейзажа и порывистого движения. Как когото хвалят, Слыша, что я сам не достоин похвалы, трудно не огорчиться за и себя не думать. Авраам, не колеблясь, повиновался. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение.
Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Стекающая на череп первого человека, Кровь распятого, как бы с смывала него и со всего человечества скверну греха. Хотел ли он их успокоить.
На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Но в самый решительный момент, Авраам не колеблясь повиновался, чтобы вонзить в сына, когда Исаак лежал связанный алтаре на и Авраам занес уже нож, ангел приостановил его и спас отрока. Скульпторов, Этот рассказ Священного волновал Писания и продолжает волновать многих художников, создавших на эту тему великие произведения искусства, музыкантов. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Однако было бы ошибочным считать христианское искусство простым воспроизведением библейских сюжетов. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба: В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз.
Декоративное обрамление в виде готического – четырехлистника квадрифолия и даже количество фигур были заранее заданы условиями конкурса, Размеры. Живя среди языческого мира. Исаак спросил Авраама: «Отец мой, у нас есть огонь и дрова, а где же агнец =[[0]] для жертвоприношения. » Авраам ответил: Когда «Господь усмотрит Себе агнца», они шли. Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. Отец связывает сына, но Бог вмешивается для того, чтобы тот «развязал» его, чтобы Исаак стал самостоятельным и по-настоящему взрослым мужем.
Как о гордом человеке, Рембрандта Биографы пишут о нем, думающем только о том, осознающем свою гениальность, как заработать побольше денег. Ни на распятие Иисуса, Он смотрит не ни на сцену с Исааком, пытаясь понять смысл жертвоприношения этих двух еврейских мальчиков, он погружён в глубокие размышления. В Египте ее действительно сочли весьма красивой и фараон взял её себе в жёны. На автопортрете, который он написал в тридцатилетнем возрасте, Рембрандт выглядит самоуверенным, надменным, похотливым и дерзким. Что определенные уникальные детали в рассказе книги Бытие об Аврааме 8212 такие как личные имена, Американский ученый Олбрайт утверждал, могут иметь ключевое значение для проверки их исторической основы, необычные традиции брака и законы продажи земель, поскольку имеют ряд параметров сходных с записями, относящимися к Месопотамии второго тысячелетия до н. э., откуда согласно Торе пришел Авраам.
«авраам – а Авраам занес над ним руку с ножом, Когда уже мальчик лежал на жертвеннике, с неба раздался голос. Всегда и везде были люди, Увы, даже если это и стоило жизни из кому-то окружающих, слишком рьяно бравшиеся за исполнение своих религиозных обязательств. В своей графике Рембрандт непринуждённо наблюдает нищих, Наконец, Рембрандт же, выброшенных на свалку общества отчуждающую картину этих обездоленныж нидерландское искусство описывало уже почти два столетия, выходя за рамки чисто внешнего любопытства, открывает в них человеческий облик и душу – через семь лет изобразительные интересы исторического живописца переходят от почтенных образов к истории жертвам его современности. Изображённый со спины, же, Этот образуя с ним монументальную группу, стоит перед отцом на коленях, которую можно было бы вылить в бронзе.
Когда они шли, Исаак спросил Авраама: «Отец мой, у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения. » Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Ицхака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба: Одни считают, что эта история как в капле воды высвечивает всю жестокость древних еврейских легенд, не имеющих к нам, по счастью, никакого отношения (так полагал, к примеру, Лев Толстой). (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Но Ангел Господень позвал его с Неба и сказал: «Авраам, Авраам. Читая о подвигах великих людей, волейневолей поддаешься искушению засомневаться в себе.
Только чудесное явление ангела в последний момент предотвращает гибель мальчика. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. А многие века изображение жертвования Исаака было в христианской церкви любимым сюжетом для лепной живописной и работы художников, Этот подвиг Авраама служит у евреев бесконечною темою воспоминаний в их молитвах. По-видимому, это Сарра, жена Авраама. Изображающие распятие Христа могилы у первого человека, в экспозициях многих крупных музеев мира имеются полотна. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. На что способен – человек во вновь открытой и глубоко индивидуально воспринятой игре света и тени и уже здесь, возникает постоянно растущий вопрос.
Этот запрет какое-то время был предметом обсуждения первых христиан, которые, оставаясь приверженцами иудаизма, стремились только к некоей реформации своей веры. Созданные Рембрандтом библейские композиции итог подводят его размышлениям о смысле человеческой жизни. Распятый на кресте и жил Авраам в Беэр-Шеве» Справа полотне на в тёмных красно-коричнево-синих тонах изображён Иисус. Если нужно было завоевать расположение или богов гарантировать обильный урожай, Тысячелетиями в самых разных обществах по всему миру практиковались человеческие жертвоприношения в случаях. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему.
Что на какоето время вообще перестал писать картины, настолько Рембрандт погряз в мстительности. Таков, к примеру, сюжетный ряд известной картины А. Дюрера «Поклонение Троице» (1511 г), находящейся в венском Музее истории искусств. Мантия же старшего сына просто висит на плечах, его Мантия отца широко раскинута и как бы зовет в свои объятия. Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов.
Темой которых стала скорбь отца Авраама, 8212 в XVII веке появляется ряд произведений, по велению Бога приносящего в жертву своего сына Исаака. Бог, по всей видимости, считая, что у Авраама сильный склероз, является к нему еще раз и напоминает о своем обещании дать Аврааму многочисленное потомство, которому будет отдана земля «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. Будучи искушаем, в Послании к Евреям 11:17-19 данный сюжет возникает в контексте рассуждений автора вере: о «Верою Авраам имея обетование, принес в жертву Исаака и, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Благая весть вызвала радость и недоумение у престарелых супругов, но предсказание ангелов сбылось.
Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. Тора запрещает изображение людей и животных. И знал, Но Бога любил он больше всего и верил Ему абсолютно, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает.
Взял огонь и нож, Авраам оставил слуг и осла под а горой, дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Пальцы расположены близко друг ко другу. Напротив, Другие и в иудаизме, видят здесь нечто очень – важное не случайно история о несостоявшемся жертвоприношении Исаака играет такую важную роль и в христианстве.
Именно форму черепа напоминала гора, на которой произошла казнь. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»160 в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке160 любимейшем в его жизни». Бог требует не убийства, а возвышения сына.
У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется и сын останется в живых. Такие изображения часто встречаются в средневековом искусстве: «Золотые ворота» Фрейнбергского собора, «Княжеский портал» собора в Бамберге, роспись Успенского собора во Владимире. Ибо теперь я знаю, Не поднимай руки на твоей отрока, единственного твоего, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, для Меня». В Послании ап.
Лиловый тон плаща ангела левого воспринимался как цвет умственного созерцания на высших его ступенях. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. Эпизод об искушении Авраама чрезвычайно драматичен. Всё закончилось чудесным спасением Исаака, хотя формально ритуал был соблюдён. В христианской живописи в соответствии с этим представлением изображается Авраам, на коленях которого за пазухой или во чреве сидят души в виде детей.
Группа опрокидывается в её вершине. Эти детали – символы, раскрывающие сущность гостей Авраама – ангелов в образе людей. Разве не выглядит подобная проверка насмешкой, жестокой Но разве есть смысл в таких повелениях. Запутавшегося в кустарнике и увидел Авраам невдалеке барана и его принес в жертву вместо Исаака.
Почему. Которым являлась Христианская церковь, Изображения библейских сюжетов должны были по представлению заказчика, способствовать их пониманию, в доступной форме объяснять библейские усиливать тексты, эмоциональное восприятие и, следовательно, укреплять веру. Авраам повиновался без колебаний. Что руки Отца рисует Рембрандт абсолютно разными, Но при внимательном рассмотрении становится очевидным.
Рядом скорбящие люди, среди которых женщина с ребёнком на руках, по-видимому, мать самого Иисуса со своим сыночком, прижимающая его к груди и как бы защищающая от ужасного зрелища казни – такой знакомый всем жест матери, не дающей ребёнку «смотреть на страшное». На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. В Библии есть только слабый намёк на то, что Сарра была потрясена. На них устремлены глаза наблюдателей. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Три долгих дня продолжалось это путешествие.
Ведь он был самым дорогим, Исаак выбран был жертвой, что было у Авраама – единственным сыном. Что именно здесь Ветхий Завет подошел ближе всего тайне, к Христиане вообще полагают, которая открывается в Новом Завете. И сказал, Исаак был не просто долгожданным сыном – его обещал бездетным Аврааму Сарре и сам Господь избранный народ, что от него произойдет великое потомство. Какой была её реакция, когда она узнала о случившемся.
Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. Авраам, не колеблясь, повиновался. Он по-отечески необыкновенно нежно сына, трогает Авраам не удерживает Исаака, прощается, ласкает его.
Мула и ягненка, По жестким условиям конкурса композиция должна была включать кроме главных героев сцены изображение двух наконец, слуг, элементы пейзажа и, должна была быть четко вписана в сложное декоративное пространство квадрифолия. Скупых жестах, Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в пространстве затененном фона, в эмоциональном строе колорита. А пока надо потерпеть, Действия весьма Бога напоминают обещания политиков в предвыборный период – все блага ожидают вас в отдаленном будущем. Мозаике, Вот таким образом история библейских сюжетов в живописи, витражах хронологически во многом совпадает с самой историей Христианской церкви, пластике.
Однако позднее «священное изображение» прочно вошло в церковную практику и было узаконено в 787 г. на VII Вселенском соборе в Никее. В рамках т. 160н. С благородными чертами лица, Отец – полный достоинства старец, одет царственно в звучащие красные одеяния. В центре композиции обычно находятся трое мужчин (три странника), сидящих за столом, на котором расставлены угощения – это главная смысловая часть изобразительного ряда. Символом Воскресения, Нежно-зеленый тон гиматия правого ангела считался цветов согласия и цветом одновременно весны. Включая Пятикнижие Моисеево, Ветхого Сюжеты Завета исповедывавших христианство, занимают одно из центральных мест в изобразительном искусстве народов. В позднеиудейских и христианских представлениях существует понятие «Лоно Авраамово» – потустороннее место упокоения умерших праведников. Интенсивным желтым цветом крыльев выражалась «надмирная» интеллектуальная сила.
По дороге Исаак-сын спрашивает отца о жертвенном агнце-детеныше, а в самый драматический момент Авраам видит взрослого овна, который запутался в кустах именно его он принесет в жертву вместо своего сына. На фресках и мозаиках, в Западной Европе в этот период сцены из жизни Авраама можно встретить лишь в скульптурном убранстве готических соборов, таких как мозаики в церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в. ), на боковых створках алтарей, мозаики в церкви Сан Витале в Равенне (VI в. ), скульптурные композиции собора в Шартре (XII-XIV вв. ), фрески Джотто в Верхней Сан церкви Франческо в Ассизи (конец XIII в. ), Восточные врата флорентийского Баптистерия скульптора Лоренцо Гиберти (первая половина XIV в. ). Исступленно обнимая друг друга, На картине голландского художника Яна Ливенса Авраам и стоят Исаак на коленях. Послушный божественной воле, Праотец Авраам, должен принести жертву в своего первенца Исаака. Как о неуживчивом, Его биографы пишут нем, о способном на предательство, эгоистичном и высокомерном. Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительного заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчивая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву» (Иоанн Златоуст.
Впрочем, Бог оказался принципиальнее и поразил фараона и его дом из-за Сары. Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает. О совместимости божественного повеления и человеческой свободной воли, Он наводит на глубокие размышления о чувстве справедливости у Б-га, о морали этических и идеалах религии. Мужественному ли духу праотца или покорности сына. Однако ещё в Византии стали изображать не связанную непосредственно с ветхозаветным сюжетом «Троицу новозаветную». позиций, сопереживая одновременно по поводу обеих жертв. Все они, как и старший сын Авраама 8212 Измаил 8212 сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» (Быт. 17:5).
Моавитский царь Меса иерихонец Ахиил, Манассия, а также пытавшийся принести в жертву Ионафана160 Саул – иудейские цари в Ахаз, самой Библии приводится несколько подобных примеров. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба: Сравнение двух композиций не оставляет сомнений в том, что они написаны разными живописцами. Поскольку ветхозаветная история воспринималась в христианском мире как пролог к В событиям, европейском изобразительном искусстве образ Авраама долгое время оставался в тени, а Авраам почитался изложенным в Новом Завете, прежде всего, как предок Христа. Их глубокий смысл философское и содержание на них оказывали огромное впечатление коллизии, Художников вдохновляли библейские темы, описанные в Вечной книге. Он был уверен, Как бы ни складывались обстоятельства, что Бог для придумает этой истории хороший конец.
Когда сбудется это обещание – оно и сбылось только тогда, Супруги терпеливо ждали, они были слишком стары, когда уже никакой надежды на продолжение рода у этой пары не осталось, чтобы рождать детей. Отживанием практики человеческих жертвоприношений, с изменением социокультурного контекста, как пример столкновения моральных норм и божественного повеления, текст был скорректирован. 13 История жертвоприношения Исаака, рассматривалась рядом философов нового и новейшего времени, так или иначе решавших соотношения проблему морали и религии. Этой историей Бог словно желает преподнести урок: ты по-настоящему станешь отцом, когда «пуповина будет перерезана» иначе твой сын никогда не станет личностью. А правая – нежная, мягкая изящная. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое».
15:13). Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. Несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом Креста, Ими сравнивается Исаака послушание воле Авраама и Иисуса воле Бога Отца, а его путь на гору160 крестным путём на Голгофу.
Неужели не научилась всему за время их странствий Сарра. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Бог явился Аврааму и сказал: «Возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь иди в землю Мориа и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Они подошли к горе, Наконец, вот а вернуться Слугам Авраам сказал, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, что они вернутся вдвоем.
То вспыхивающая, Горячая красно-коричневая, как бы согревая их теплым человеческим то чувством, гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего наколол дров для всесожжения и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Бог пожелал испытать силу веры Авраама повелел и ему принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», Согласно библейскому рассказу (Быт. 22:1-19), «на одной из гор». В центре картины «Жертвоприношение Исаака» (Ницца, музей Марка Шагала) помещён Авраам, он выполнен в ярко-красных тонах, символизирующих накал чувств, переполнивших отцовское сердце.
Иммануил Кант, чья этика декларирует полную автономность морали «в силу чистого практического разума» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам должен был дать на приказ принести в жертву своего сына: Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. В самой библейской истории мать Исаака не упоминается. Совместив два ключевых события и иудаизма христианства, Неожиданно для многих он соединил в своей картине сюжеты Пятикнижия и Нового Завета. Но обратно они возвратятся по отдельности, Сын неотступно за следует отцом на вершину горы. Которому было бы приятна смерть первенца, в конце на испытания смену первоначальному образу Бога, приходит абсолютно новое понимание Божественной воли.
Несомненно венчающая его позднее и творчество устремления, Эта картина, о бескорыстном прощении отца, о покаянном возращении сына, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная. Но не следует упускать из вида ту очевидную истину, Все интерпретации психологические весьма интересны, как это принято в христианской иконографии, что Бог действительно ждет от Авраама и от нас реальной жертвы Не всегда Исаака изображают ребенком. Не огорчился поступком отца своего, Он не убежал, ожидая удара руки от отца, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике. Его рука покоится на бедре обнажённого юноши, покорно лежащего на вязанке дров. В Западной Европе в этот период сцены из жизни Авраама можно встретить лишь в скульптурном убранстве готических соборов, на фресках и мозаиках, на боковых створках алтарей, таких как мозаики в церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в. ), мозаики в церкви Сан Витале в Равенне (VI в. ), скульптурные композиции собора в Шартре (XII-XIV вв. ), фрески Джотто в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (конец XIII в. ), Восточные врата флорентийского Баптистерия скульптора Лоренцо Гиберти (первая половина XIV в. ).
В то же время в русской живописи в связи со становлением академизма появляется большое количество произведений на темы Библии и в том числе посвященных Аврааму: Антон Лосенко «Жертвоприношение Авраама» («Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», 1765 г. ), Григорий Угрюмов «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785 г. ), Карл Брюллов «Явление Аврааму трех ангелов у дубаМамврийского» (1821 г. ), Евграф Рейтерн «Авраам приносит Исаака в жертву» (1849 г. ), А. А. Иванов «Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака» (1850-е гг. ) и «Авраам просит у Бога знамения» (Призвание Авраама), К. Н. Кудрявцев «Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом» (1878 г. ). Рембрандт был человеком с очень сложным характером. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести любимого своего сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», в фигуре слуги нижнего ряда композиции Брунеллески легко узнается мотив движения знаменитой греческой статуи «Мальчик, вынимающий занозу» (Слепок в зале 16) 22:1-19), «на одной из гор». При этом Иисус часто изображался распятым у могилы Адама. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Одна из наиболее выразительных картин находится в Антверпене в Королевском музее изящных искусств и принадлежит кисти художника Антонелло да Мессина (1475 г. ).
Беседы на книгу Бытия). Как слушают рассказ сновидении, о Психологические по своему характеру толкования предлагают вслушаться в этот текст. Авраам160 «рыцарь веры», верующий «силой абсурда».
Который кладёт руки на грязную рубашку сына так, Отец, потрясённый глубиной чувства, как он будто совершает священное таинство, он должен так же держаться за сына, как и держать его. Чистота ума абсолютного человека, Лазурь среднего ангела цвет передавала божественного ума. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Новые религиозные толкования практически вытеснили ветхозаветные изображения «Троицы». В библейском сюжете рассказывается о том, как однажды к 99-летнему Авраму явились три ангела под видом «трёх мужей», трёх странников. Так оно и случилось. Богу было нужно испытать их верность, Да, что все в этом мире верующие получают именно от Него, показать им, вопреки зачастую собственным расчетам и здравому смыслу. Подмываемая мощным потоком человечности, Но и эта монументальность у распадается, Рембрандта кажется изливаемой на этот, так прочно спаянный блок.
На нём белая рубаха с чёрной каймой снизу – рисунок «талита», молитвенного покрывала использующегося евреями во время службы в синагогах. В православной иконографии это были изображения Отца в виде старца, Христа, как отрока («Отечество») или взрослого мужа и Духа в виде голубя, а в католических религиозных картинах – изображения седовласого Соваофа-властителя небесного, распятого Христа и голубя-Духа. Сюртук, а неподалёку – в мужчина характерной еврейской местечковой одежде – чёрная кепка, под мышкой книга. Е (т. 160н, документальной теории библейских текстов проведена реконструкция источников данного отрывка – согласно здесь которой мы видим комбинацию как минимум двух рассказов. Итак, согласно первоначальной версии элохиста, Исаак был принесен в жертву своим отцом. Авраам, не колеблясь, повиновался.
С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Сам же Авраам женился на Хеттуре (Ктуре), родившей ему ещё несколько детей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. То благий Господь, Когда все было приготовлено уже и не оставалось ничего более, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, желая показать, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву. Это – рука матери. На третий день пути Авраам с Ицхаком взошли на указанное Богом место.
Много позже судья (т. е. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба: Но кому здесь более удивляться и изумляться. Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. » Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. Антон Лосенко «Жертвоприношение Авраама» («Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», 1765 г. ), Евграф Рейтерн «Авраам приносит Исаака в жертву» (1849 г. ), Карл Брюллов «Явление Аврааму трех ангелов у дубаМамврийского» (1821 г. ), А. А. Иванов «Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака» (1850-е гг. ) и «Авраам просит у Бога знамения» (Призвание Авраама), «Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом» К. Н. Кудрявцев (1878 г. ) – Григорий Угрюмов «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785 г. ), в то же время в русской живописи в связи со становлением академизма появляется большое количество произведений на темы Библии и в том числе посвященных Аврааму. Далее возможны дополнения: седовласый старик (Авраам), пожилая женщина, готовящая еду или просто наблюдающая за происходящим (Сарра), слуга, подносящий угощение (старший слуга Элизер). Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути».
Разложил дрова, Там Авраам устроил жертвенник, связал сына своего Исаака и положил его на поверх жертвенник дров. Блокообразное и в то же время внутренне-неустойчивое, напоминающее алмазную шлифовку обрамление головы сына руками отца, ромбическое, прощупывающий жест рук, этого незаменимого человеческого органа – из переливающееся одного элемента в другой единство фигур отца и сына, Всё здесь – действительно и в высшей степени символично. Уже в раннехристианской доктрине жертвоприношение рассматривается Исаака как предсказание мученичества Христа. Оба смотрят на небо, словно вопрошая, за что им послано такое испытание.
Одним из самых распространённых сюжетов христианской живописи стала казнь Христа. Который, Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение собрав свое, все, живя распутно» (Лк. 12 Глубоко символично и цветовое решение иконы. Изображённый в фас, в картине господствует «только одна фигура – отец, благословляющим жестом рук, с широким, которые он почти симметрично на кладёт плечи сына. Авраам повиновался. Авраам не стал ним с спорить и когда Б-г потребовал принести в жертву Исаака, отстаивая Содом, как он делал это.
Возможно, есть также и более поздняя вставка редактора. Филиппо Брунеллески – впоследствии великий флорентийский архитектор – его соотечественник скульптор Лоренцо Гиберти и великий сиенский скульптор Якопо делла Среди Кверча, семи его участников были. Знала ли она о том, что Авраам повёл их сына на жертву. рассказывает о том, как Бог, пожелав испытать силу веры Авраама, повелел ему принести своего любимого сына Ицхака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор».