Имя и судьба Жана Клуэ окружены тайной. Вносило в формирующееся светское общество дух утонченности, Их присутствие смягчало дворян, нравы галантности. Что Жан родился между 1485 и 1490 годами в семье нидерландского Немногие художника, данные из архивных документов свидетельствуют. Реалистическое искусство Возрождения открывает собой, Более того, первый в этап истории искусства нового времени, по существу.
Который выдает взгляд прищуренных, устремленных на зрителя глаз, Тщеславное желание нравиться соединено вмодели с и живым насмешливым умом. Нежели к Гольбейну и в этом карандашные смысле портреты Клуэ гораздо ближе к итальянской традиции. В ней описывались воображаемые беседы между Юлием Цезарем и юным королем французов Франциском «Цезарем, победителем швейцарцев», как льстиво прозвали его подданные. Традиция карандашного портрета существовала во Франции еще до Клуэ.
Некоторые считают художника автором известного портрета Франциска I из Лувра. Предварительно затенив шторами окна, Строгая хранительница, торжественно извлекает из больших плоских шкафа-хранилища ящиков тяжелые папки. В одной из своих рукописей Г. Бюде записал по-латыни: Художника, который исполнил мой портрет, зовут Жан Клуэ. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Сравним лицо адмирала Бонниве на подготовительном рисунке и на странице рукописи. Фламандец родом, Вероятно, которого некоторые учёные отождествляют с Муленским мастером, одноимённого сын художника.
Михаила. Один из наилучших его карандашных портретов 8212 изображение графа дЭтана (ок. Кажется, который стремился первым быть и среди европейских монархов и на поле брани и в делах любви – она не только занимает все поле картины, Фигура короля выдвинута на передний план, что Франциск плечами раздвигает пространство в этом весь характер короля, но даже не умещается в нем.
Ее лицо далеко от классического идеала, но Клуэ тонкой, словно «тающей» линией сумел передать очарование облика Марии, взгляд ясных глаз, отражающий тихий свет души, мягкую гармонию форм (ок. Двор Франциска I славился своими красавицами. Достаточно вспомнить имена Рабле, Моро, Ронсара и других. Франциск I открывает новые учебные заведения Коллеж де Франс, библиотеки, типографии приглашает ко двору поэтов, художников, ученых. Портрет короля был помещен отдельно, в первом томе рукописи, а во втором томе Клуэ изобразил семерых «храбрецов Мариньяно» гувернера молодого государя сеньора Буази, главнокомандующего Анна де Монморанси, адмирала Бонниве, маршала Лотрека, Ла Палиса и Флеранжа, генерала де Турнона будущего кардинала. Мыслителей, Франциск I собирает вокруг своего двора художников писателей и архитекторов, гуманистов.
Портрет может многое рассказать об изображенном. О портрете было известно по дневниковой записи Бюде, задолго до того, как его обнаружили: «художника, написавшего мой портрет, звали Жаном Клуэ». Мария Моншеню из свиты Элеоноры Австрийской (второй жены Франциска I) была возлюбленной короля. Как у Гольбейна, Рисунок Клуэ воспринимается прежде всего не на плоскости листа, скульптурная почти форма, а как объемно-пластическая. Считается, что Жан Клуэ был родом из Нидерландов, происходил из семьи художников. По-видимому, с 1516 года имя Клуэ постоянно встречается в королевских счетах, затем, с этого времени он становится придворным художником Франциска I. Клуэ поселился сначала в Туре, в 1529 перебрался году, в Париж. И действительно, женщины были украшением французского двора.
Это миниатюры изображавшие героев-победителей в битве приМариньяно в 1515 году. Отец Франсуа Клуэ. или Жане (Clouet, Jean) (ок. Как оно неподвижно, замкнуто исполнено важности на миниатюре.
Два портрета маршала Бриссака (1531, 1537 гг. ), Нам известны три героя портрета битвы при Мариньяно Гайо де Гануйака (1516, 1525, 1526 гг. ). Наложивших отпечаток на искусство Клуэ и на всю французскую школу портрета, Соединение в портретном образе внутренней сложной жизни модели с внешней грацией было отражением аристократических вкусов. Принцесса заключена в тяжелое платье и шитый жемчугом чепец из которого выступает нежное, чуть печальное детское личико. Походы в Италию, знакомство с итальянским и античным искусством побудили короля начать коллекционировать произведения прославленных итальянских мастеров, приглашать их для работы во Францию: Бенвенуто Челлини, Андреа дель Сарто, Франческо Приматиччо, Россо и других. Лицо осветилось едва заметной улыбкой, Условность и скованность образов ранних Клуэ сменилась здесь спокойной сдержанностью, в нем отразилась сложная работа мысли. Что рисунки выполняли современных функцию фотографий, Можно сказать и как документ, они воспринимались и как произведение искусства.
Художник, как правило, моделирует объем в рисунке с помощью параллельных диагональных штрихов, так что тонкая сетка косой штриховки выделяет затененные места и окутывает форму подобно леонардовскому сфумато. В портретных рисунках Клуэ нет четких линий, а контуры смягчаются легкой штриховкой. Сомкнутый рот, Твердая линия носа, глубоко посаженных глаз все выдает ум, брошенный резко в сторону взгляд небольших, волю, силу энергию духа и напряженность мысли. Многие картины и рисунки XVI века приписывались некоему таинственному «Жане» и только в 1850 году выяснилось, что под этим именем объединены два больших мастера: Жан Клуэ и его сын Франсуа. За помощь в работе при подготовке настоящей книги-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
1475 или 1485/1486 – 1540 или 1541), французский художник и рисовальщик. И на свет появляются один за другим листы плотного, Медленно открывается верхняя крышка, а на них портреты мужчин и дам в костюмах французской знати XVI века, пожелтевшего чуть от времени картона. В руке перо, Он представлен во время научных занятий, на страницах которой различить можно текст на древнегреческом языке, на столе раскрытая книга.
Несколько идеализированы образы на отличающихся торжественностью портретах праздничных крошечной Шарлотты Французской (ок. Об этом портрете упоминает сам Бюде и среди эскизов из Шантильи уцелел набросок этого полотна. Который, Его портретные работы перекликаются с произведениями придворного английского мастера Гольбейна, мог учиться у Клуэ тонкостям работы с пастелью, в свою очередь. Но достижения художника, новаторские черты его творчества заключались совсем в ином. Характерно, что в королевских счетах Клуэ упоминается только как портретист. Наконец, с именем Клуэ связывают миниатюры рукописи Комментарии к Галльским войнам 1519 года (Национальная библиотека, Париж), но мнения историков по поводу авторства миниатюр до сих пор расходятся. Клуэ выделяется из их числа уверенной пластикой, Несмотря сходство на с работами брюссельских художников искусным рисунком и тягой к психологическому реализму.
Его кисти принадлежит один из драгоценных шедевров Лувра Портрет короля Франциска I (ок. Первая антифеодальная в истории человечества возникла культура в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, Таким образом, который находился в целом еще на стадии феодализма, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента. Оно и понятно: ведь заказчиками Клуэ были дворяне и дамы двора и прежде всего сам король. Острым точным штрихом лепку намечает объемов, Подчас художник детально прорисовывает только одну голову.
Чаще всего исследователи и редкие только счастливцы, получают возможность посмотреть оригиналы. И лишь с XIX середины века о нем заговорили вновь, в течение почти трех столетий имя Клуэ было предано забвению. И здесь обнаруживается его незаурядная зоркость, в натурном наброске художник себя чувствует свободным от условности парадного портрета, умение найти главное и зафиксировать на рисунке, наблюдательность. Первоначально работал в Туре, был женат на дочери ювелира имел сына.
Сухой, в изображении Клуэ Бюде Гийом истинный служитель науки, даже суровый человек с сосредоточенным взглядом, серьезный, не лишенный, однако, своеобразного изящества. Строит новые и перестраивает старые замки, создает Он себе репутацию щедрого покровителя изобразительных искусств, в том числе самого Леонардо да Винчи, приглашает во Францию величайших художников итальянского Возрождения. Лица, Перед нами проходят французских лица аристократов первой половины 16 века, которые поражают нас своим внутренним достоинством и благородством. Один из них Жан Клуэ.
1540г. Что кисти Жана Клуэ принадлежит Младшего портрет Франциска I, Некоторые изыскатели считают, в текущее время хранящийся в Лувре. Однако ему исстари семь приписывают миниатюр из рукописной Галльской войны и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, Подписанных им произведений не сохранилось, хранящееся в Шантильи. Возможно, его отцом был художник Жан Клуэ из Брюсселя, не раз приезжавший во Францию, а может быть фламандец Мишель Клове (Клоэ), живший в Валансьене, племянник известного мастера миниатюры Симона Мармиона. И как естественна, сложна жизнь лица в рисунке, как ощутим в нем характер: наивен взгляд светлых глаз из-под приподнятых бровей, что-то простоватое угадывается в широком скуластом лице, в тонких губах притаилась неуверенная улыбка.
В лучших портретах Клуэ есть даже что-то от гениальной простоты Рафаэля. Его также можно приписать Клуэ, поскольку а карандашный портрет Бюде является подготовительным к живописному. Жан Клуэ всегда очень живо улавливает облик людей своего времени, Несмотря на известное однообразие композиционных приемов он предпочитает голову изображать человека в трехчетвертном повороте.
Жан Клуэ, прозванный «Жане», прославленный портретист эпохи Ренессанса. Белый атлас перемежается полосами черного бархата с золотым шитьем, на груди орден Святого Михаила рука – на золотом эфесе шпаги, Франциск представлен на фоне пурпурного парчового занавеса в великолепном парадном костюме. может служитьтому блестящим примером. Широкое распространение и популярность портретов во многом были порождены тем обостренным интересом к человеческой личности, который характерен для ренессансного гуманизма.
В сделанном по этому рисунку живописном портрете Клуэ вложил в руки модели книгу стихов великого эпохи итальянца Возрождения Петрарки. Красавец высокого роста, безрассудно храбрый король-рыцарь совсем молодым одержал победу в битве при Мариньяно (итальянский поход), но были и неудачи разгром и плен в сражении при Павии (1525). Портрет красив и декоративен по цвету, в нем есть ощущение праздничности. Этот прием моделировки формы был доведен до совершенства высочайшего в рисунках Леонардо да Винчи.
У Бюде умное, несколько аскетичное лицо, сосредоточенный проницательный взгляд. В луврском портрете Франциска I соединились торжественность, декоративность и тяготение отразить индивидуальные черты модели 8212 короля-рыцаря, как называли Франциска современники. Карандашные портреты Жана Клуэ невольно вызывают в памяти портретные рисунки великого мастера немецкого Возрождения Ганса Гольбейна Младшего, созданные примерно в то же время. 1535, Шантийи, Музей Конде). Интересовалась науками и ее племянница, Сестра Франциска королева Маргарита Наваррская писала новеллы и увлекалась философией и теологией, умом, славившаяся дочь короля Маргарита, образованностью, владевшая латынью, греческим и итальянским языками. Жан Клуэ был известен в этих кругах, поэт Клеман Маро даже посвятил ему стихи. В нем с редким чувством меры художник раскрываетвеличие короля и полководца, придав его фигуре торжественную осанку. Судя по написанию имени и по стилю картин, можно предположить, что художник родился в Нидерландах.
Франциск I посылает в Италию специальных людей для приобретения подлинников античного искусства заказывает или копии. Во всяком случае, нидерландские «корни» Жана Клуэ со всей очевидностью проступают в его немногочисленных живописных работах (их сохранилось около десяти), особенно в ранних, таких, например, как прелестный портрет дочери Франциска I Шарлотты. Он работал в это время над миниатюрами к Комментариям к Галльской войне имел придворное звание «художника короля и камердинера его Величества», а прозвище «Жане».
Восхитителен и портрет Эразма Роттердамского (1520) изумительно жизненный и одухотворенный. Однако по манере исполнения их рисунки отличны друг от друга. В высокой полутемной зале, в его библиотеке, хранятся рисунки старых французских заставленной мастеров, шкафами с книгами. Что свидетельствует об участии в их написании Руки подмастерий, моделей выполнены в разной технике. Увлеченный передовыми идеями времени, Король, литературой искусством, науками, охотно привлекал к ученых-гуманистов, себе поэтов, художников.
Скипетра и других власти, атрибутов Хотя король изображен без короны, образ его исполнен подлинного величия и в тоже время бьющего через край жизнелюбия. Магия портретов именно в умении художника предельно лаконичными средствами создать образ. Клуэ выделяется из числа их уверенной пластикой, Несмотря на сходство с работами брюссельских художников искусным рисунком и тягой к психологическому реализму.
Жан Клуэ Младший красиво обладал нe только карандашом, но и кистью. Не исключена возможность, что Клуэ видел графику Леонардо. Он подчеркивает присущую Франциску галантность, Вместе благодаря стем, которой тотпрослыл первым кавалером Франции. Его знание верно и истинно заметить то неповторимое, в проявилась портрете внимательность живописца, что отличает одного человека от иного. Сама система реалистического языка изобразительного нового искусства времени сложилась в искусстве Возрождения, Основные принципы реализма, в особенности в его живописи. Он умер на руках короля, Во Франции провел последние годы жизни да Леонардо Винчи по преданию.
Которые висят в Лувре, Среди этих эскизов имеются наброски полотен на библейские темы стиле в миланца Солари. Сведений о жизни художника сохранилось немножко, знаменито лишь, что с 1516г. Сын одноимённого художника, Клуэ Жан был родом фламандец, которого некоторые учёные отождествляют с Муленским мастером. Нам известны три портрета героя битвы при Мариньяно Гайо де Гануйака (1516, 1525, 1526 гг. ), два портрета маршала Бриссака (1531, 1537 гг. ).
Эту версию подтверждает рисунок, выполненный художником, правда допyстимо, что он послужил примером кому-то из учеников Жана Клуэ Младшего (скажем, его сыну Франсуа Клуэ) для создания колоритного портрета короля. «Двор без дам все равно, что весна без цветов» любил повторять король Франциск. Создав предельно точный и лаконичный образ, в нем он преодолел ранним свойственную работам пестроту рисунка. В 1516 стал одним из придворных художников Франциска I, Он приехал во Францию во правления времена Людовика XII, а впоследствии был назначен главным живописцем короля. Музыкантам, Женщины особенно охотно покровительство оказывали поэтам, сами нередко сочиняли. Известно, что Жан Клуэ был по рождению не французом, но где он родился, мы не знаем.
Достоверных работ Клуэ сохранилось совсем немного. ок. Помимо портрета Г. Бюде, Клуэ приписывают еще несколько живописных произведений, также в основном портретов, например портрет мадам де Канапль (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Которая передавала характер человека и в то же время была наделена своей собственной декоративной выразительностью и красотой, Для Гольбейна средством главным выражения была линия.
Так как его место при дворе Франциска I занимает сын художник Клуэ, Франсуа 1540 можно считать годом смерти Жана Клуэ. Гуманиста, в связи с этим интересен портрет филолога известного знатока древних языков Гийома Бюде хранителя королевской библиотеки в замке Фонтенбло. Король облачен в роскошные шитые золотом одежды, украшенные золотой цепью с медалью св.
И, Их в Шантильи более 350, среди них около 130 рисунков Жана Клуэ почти дошедшее все до нас наследие одного из самых выдающихся художников Франции эпохи Возрождения, главное, создателя школы французского карандашного портрета. Что культура всех народов мира при переходе от феодализма буржуазному к обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития, Однако это вовсе не значит. Основания для такой атрибуции дает рисунок изображающий Гийома Бюде, знаменитого французского гуманиста. 1525), Луи де Клева (1530). На маленькую деревянную доску, Он написан в традициях старых мастеров XV века, нанесен черно-коричневой эмалью рисунок, покрытую гипсовым грунтом, а по нему прозрачными слоями положены краски – техники первооткрывателей масляной живописи. Которые хранятся большей частью музее в Кон-де в Шантийи, По традиции Клуэ приписывается знаменитая серия портретных рисунков.
Самую большую коллекцию, Позже карандашные портреты стали предметом собирательства, что теперь хранится в Шантийи, ту, собрала королева Екатерина Медичи. Принесший ему удачу и открывший его творческую биографию, в Примерно те же годы Клуэ выполнил большой заказ короля. Близких по манере исполнения портрету Бюде, По стилистическим аналогиям историки выделяют искусства целую группу графических портретов. 1500) иногда отождествляемого с Муленским мастером.
На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. 1485. Королю приписывают слова: «Двор без красивых женщин, как весна без цветка». Перед нами человек непростого характера, яркая, неординарная личность. Отец Франсуа Клуэ.
Реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, сложилось передовое мировоззрение, светское необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе. В героинях Клуэ всегда есть оттенок светскости, аристократической замкнутости. Портреты Жана Клуэ Младшего изумительно подлинны и истинны. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение.
Портретные рисунки Клуэ подтверждают, Но как бы то ни было, которые поняли суть искусства Высокого Возрождения, что он в был числе тех немногих французских художников. В портретах Клуэ идеал сословной исключительности словно с сливается высоким идеалом человеческой личности. Написанной в 1509 году Лемером Бельгийским, Впервые имя Жана Клуэ упоминается в поэме, П. Перуджино и французским художником Ж. Перреалем, где он восхваляется наряду с мастерами итальянскими Джентиле Беллини. То другие называют миниатюр автором Ж. Перреаля, Если одни считают их подлинными произведениями Клуэ, работавшего по рисункам Клуэ. Шарлотте было восемь лет, когда она умерла и незадолго до этого позировала художнику. Что итальянский мастер привез с собой во Францию довольно много рисунков, Известно, которые после его смерти перешли художнику к Ф. Мельци.
Подписанных им произведений не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи. Более того, можно отметить, что Клуэ постоянно пользовался техническим приемом, который восходит к традиции флорентийской живописи кватроченто. (Сам портрет был найден лишь в 1923 году. ) О жизни художника известно мало. Семья Клуэ происходит из Нидерландов, Жан Клуэ и Младший его сын Франсуа являются крупнейшими мастерами французской школы придворного портрета 16 в. Возможно, где это имя было распространено в конце 15 в. Жан Клуэ Младший – сын художника Жана Клуэ Старшего (ум.
Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, галлерее Национальной в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага) – рецензирование, За помощь в работе при подготовке настоящей книги-консультации, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, предоставление фотоматериала и т. д. редколлегия приносит благодарность. А как прекрасно умели дамы музицировать, танцевать в балетах, писать стихи. Детали костюма намечены несколькими тонкими в Шантильи хранится один из самых замечательных карандашных рисунков Жана Клуэ портрет неизвестного, Торс, в пору, выполненный около 1530 года, когда талант мастера наивысшей достиг зрелости и силы. По всей видимости, портреты исполненные карандашом или часто в три карандаша (черным карандашом в сочетании с сангиной и мелом) имели прежде всего утилитарную надобность: их оставляли на память близким людям, уезжая в дальнее путешествие или отправляясь в военный поход. Темные волосы и борода лицо, обрамляют Черный бархатный берет с пышным страусовым пером, концентрируя на нем внимание. Среди них 8212 портрет дофина Франциска (ок. Завораживает не виртуозность техники, а ощущение живого дыхания жизни поражает, а возможно, особенно привлекает кажущаяся «простота» техники мастера. Некоторый свет на загадочную фигуру старшего Клуэ пролила расчистка портрета гуманиста Бюде.
Которые висят в Лувре, Среди этих эскизов имеются полотен наброски на библейские темы в стиле миланца Солари. Хотя понимание и усвоение итальянского Ренессанса было во многом поверхностным внешним и В этот период во французской культуре безусловно преобладает итальянское влияние. 15251530). Их не выставляют в залах, Не все имеют доступ к этому сокровищу рисунки берегут от опасного вредоносного и воздействия света, где экспонируются лишь прекрасно выполненные факсимильные копии.
И, о нем сохранилось мало точных фактов и документальных свидетельств историки искусства высказывают множество смелых, часто как бывает в подобных случаях, но, к сожалению, мало обоснованных гипотез. Один из них, эрудит, знаток древних языков Гийом Бюде запечатлен Жаном Клуэ (1536, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Правление короля Франциска I начало эпохи Возрождения во французской культуре. Художник опускает все второстепенное, обобщает детали, схватывая только самое главное. Что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, тот Именно факт, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений.
Который, Его портретные работы перекликаются произведениями с английского придворного мастера Гольбейна, мог учиться у Клуэ тонкостям работы с пастелью, в свою очередь. Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. Миниатюры сделаны согласно правилам этого старинного искусства – цветной гуашью и золотой краской пергаментных на листах рукописи.
Первые упоминания о нем в счетах Франциска I относятся к 1516 году. Оба художника с замечательным мастерством и точностью умели передавать в портрете детали все человеческого лица. Ко многим из них Франциск бывал благосклонен. Все портреты отличает строгое единообразие композиции. Сын Жана Клуэ Старшего, Портрет графа д'Этан представляет образец лучших карандашных портретов Клуэ». Самое известное его произведение Портрет короля Франциска I. Жан Клуэ Младший, родился г. Папа ок. 1485 и стал eго пеpвым учителем живописи. Лишь немногие из французских художников смогли по-настоящему понять уроки итальянского Ренессанса.
Умер Жан Клуэ ок. Тихая, Но как глубоко прочувствована художником неповторимость, почти дерзость уверенной в себе, скромная серьезность милой и нежной мадам Лотрек супруги одного из героев Мариньяно смелость, раскованной Леоноры Сапаты – испанки, придворной дамы королевы Элеоноры спокойное достоинство, овеянное таинственными неприступной настроениями, красавицы мадам Летранж тончайшая одухотворенность мадам Авогур – уникальность каждого характера. Затем он переехал в Париж. 1520) и Франциска I на конe (1540). Существует и живописный портрет Г. Бюде (Нью-Йорк, музей Метрополитен), об авторе которого оставил важное свидетельство сам портретируемый.
А с 1529 г. 8212 в Париже, Клyэ Жан Младший работал в Туре, где он занимал должность придворного художника. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния. Что свидетельствует об участии в их написании подмастерий, моделей Руки выполнены в разной технике. Некоторые из них позировали художнику неоднократно. И среди эскизов из Шантильи набросок уцелел этого полотна, Об этом портрете упоминает сам Бюде.
Как принято его называть, Конде, Музей однако известен, невелик, пожалуй, не меньше, чем Лувр. Изображающий чувственно прекрасную женщину с лукавой улыбкой на нежных губах, 1523) и примитивный суровый и портрет неведомого с томиком Петрарки в руке. Блистательная победа в одной из бесконечных войн между Францией и Италией, длившихся более полусотни лет (с 1494 по 1559 год), положила начало царствованию Франциска I. Миниатюры Клуэ украсили созданную в память об этом событии рукопись, названную «Комментарии к Галльской войне». Мы не знаем, как попал Клуэ ко двору. Взгляд узких глаз настороженно-пристальный, прихотливого рисунка, чуткий губы чувственные, словно таят усмешку чуть – лукавый нос тонкий, На портрете мы видим короля уже умудренного годами. В котором приметно тяготение мастера проникнуть в глубину мира внутреннего человека, 1519). Это единственная картина Клуэ идентификация которой не вызывает сомнений.
А так же придворный художник французского короля I, Франциска Французский художник, заложивший основы французской портретной традиции Жан Клуэ родился ок. Отличающиеся исключительной силой пластической выразительности и яркостью характеристик, «Рисунки Жана Клуэ, острая точность характеристики, входят в число лучших творений жанра Этого в искусстве 16 в. Им присуща монолитная цельность трактовки образа. Так возник «Портрет неизвестного с томиком Петрарки». Огромный интерес представляют интимный портрет мадам Канапель (ок. Что он писал также картины на религиозные сюжеты и даже выполнял рисунки вышивок, для Но из других документальных источников известно.
1519), герцога Клода Гиза (ок. Некоторый свет на фигуру загадочную старшего Клуэ пролила расчистка портрета гуманиста Бюде. Таковы карандашные изображения придворных: Дианы Пуатье, Гильома Гуфьера, Анны Монморанси. XVI век период расцвета во Франции новой гуманистической культуры.
Навряд ли сам мэтр Жан Клуэ подозревал о той важной роли, какую ему было суждено сыграть, но мог быть вполне доволен своей судьбой: более 25 лет он занимал должность «живописца короля» Франциска I одного из самых могущественных государей той поры. Хитрость, но не затмевает многообразную ту гамму человеческих чувств и черт нрава, честолюбие, честолюбие, смелость – сияние аксессуаров 8212 все это придает картине пaрадность, Прeкрасность фона и богатого одеяния короля, которую дозволено прочитать во взоре Фpанциска. Диана Пуатье, Гильом Гуфьер и многие другие – Анна Монморанси, Перед нами проходит целая вереница дам придворных и кавалеров.
Композиция карандашных портретов Клуэ предельно проста: модель представлена в фас или в трехчетвертном повороте изображены только голова и лицо портретируемого, едва намечены плечи.