Они почти монохромны тонкая градация серых и блекло-желтых тонов передает ощущение насыщенной влагой воздушной среды, в пейзажах Гойена нет ярких красок, а по мере удаления глаза от очертания предметов все более стираются, которая смягчает контуры. Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. 1646, Эрмитаж, Санкт-Петербург), отражают его одержимостьдеревьями. В них тонко охарактеризован внутренний мир человека. Бук в борьбе со своей смертью, пустил покрытые листвой ветви. Флора, Даная, Жертвоприношение Авраама, Притча о работниках на винограднике, рядом портретов Снятие – с креста, Этот период представлен в Эрмитаже выдающимися произведениями.
сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально. Мейндерт Хоббема былего самым знаменитым учеником и последователем. Которые становились сюжетами для будущих картин, Они вместе путешествовали селами делали и зарисовки пейзажей.
Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде. Что после казни близкие, Христа в евангельском мифе рассказывается, ночью сняли с креста его тело и захоронили испросив разрешения у иерусалимских властей. Широкое развитие получает портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт изображение животных. По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города. Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ).
В просвет одних деревьев просматриваются следущие, показывая глубину леса. Мастер в Харлеме с 1648. Могучее дерево, Картины Якоба Исаакса заставляют прочувствовать своих зрителей самые разные эмоции, вверх, убегающая грозовые облака или дорога – отображенные через простые мотивы.
Созданных между 1654 и некоторые 1665 из этих зимних пейзажей и видов морского побережья относятся к лучшим творениям голландской живописи, Датировано лишь небольшое число произведений Рёйсдала. 1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса. Сильные водопады, Излюбленными сюжетами художника были топкие болота, где человеку явно не непроходимые место, чащи – места, а если на его полотнах изображена небольшая деревушка, то она кажется очень незначительной на фоне просторных равнин или бескрайнего неба. Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг. Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. Колорит художника носит преимущественно тональный характер и строится на сопоставлении пепельно-серой и блекло-зеленой листвы буро-коричневой с почвой и голубым небом. В которой писал художник небольшие – мазки – только усиливают чувственность образов, Особая манера.
Тревожно мерцающий на ветру свет факелов и светильников вырывает из тьмы отдельные фигуры и этот контраст света и тени доводит до предела трагизм изображенной сцены. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646, Эрмитаж, Ленинград). Жемчужина коллекции Даная (1636 г. )написана на довольно распространенный в искусстве XVIXVII вв. Сохранились сведения, что Рейсдаль практиковалхирургию.
Изображая скромные виды окрестностей Харлема, он стремится придать им обобщающий, приподнятый над повседневностью характер («Домик в роще», 1646 «Крестьянские домики в дюнах», 1647, – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Изорванная одежда напоминает о том, Юноша опустился перед отцом на колени, обращенная к зрителю спиной, что путь скитальца был долог и труден его фигура, смятенное передает состояние души. Объявив Гоббему последнее выдающимся пейзажистом, Имя Гоббемы забыли почти 200 на лет и заново открыли в 20 веке, которого родила Голландия 17 века. Осязаемость форм сочетаются в работах этого периода с тончайшей передачей воздушной перспективы, Чёткий рисунок, а богатый оттенками колорит строится чаще всего на сопоставлении пепельно-серой и блёкло-зелёной листвы с буро-коричневой и почвой голубизной выдающегося между облаками неба, движений света и тени. Светлый ствол березы четко выделяется на фоне зелени, подобен лежащему спереди, упавшему дереву, привлекая внимание белизной. Какой ослепительный праздник любви. Все остальное детали одежды и обстановка окружающая растворяется в теплом полумраке, Светом выделены лицо и руки.
Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. Музей Метрополитен, 1670 иего многочисленные виды – Харлема это панорамы равнинной голландской сельскойместности, Нью-Йорк). Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена Саломон фан Рейсдаль (1600 1670).
На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку. Которые сочетаются с тончайшей передачей света и тени, Живописную Рейсдала манеру отличает четкий рисунок и осязаемость форм. Склонившись над сыном, Слепой старик, ласку прощение и легким нежным движением касается его плеч лицо и руки отца выражают бесконечную любовь. – пора жизненных успехов Рембрандта, когда он становится известнейшим живописцем Амстердама. Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта. На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок.
Судя по городским Однако, записям, 1648 году Якоб Рёйсдал становится членом харлемской гильдии художников и живопись становится его основным видом деятельности. Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (16101685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. Который, в последней использован сюжет евангельской притчи о легкомысленном юноше, предался разгулу и после тяжких покинув испытаний, отчий дом, раскаявшись, вернулся домой.
Что он мог бы найти время для этого (он, как говорят имел медицинскую степень в Кане в Нормандии в 1676 году), Кажется маловероятным, Стину например (который былуправляющим таверной), нодругим талантливым голландским художникам, удалось сделать две карьеры. последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет). Частное собрание), 1665-69 Франкфурт-на-Майне, то живописуя пейзаж умиротворенный («Морской вид», начало 1670-х годов, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). – Здесь царит задушевность, покой и уют. Формы – массивнее, После 1650 еголандшафты становятся монументальнее, а предмет более изображения конкретным, цвета становятся болееживыми, что вполне очевидно в егознаменитой картине (ок.
Но лучшее, что создано великим мастером в этом жанре, психологические портреты 1650-х гг., когда особое внимание художника привлекали старые лица, как бы хранящие печать жизненной мудрости. Ранние работы Рейсдаля, такие, как «Пейзаж возле дома вГрове» (ок. 1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба.
Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына. Художник неоднократно обращается в своем творчестве к изображению моря, то передавая бушующую поверхность вод с идущими под сильным креном судами («Бурное море», ок. В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото», Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад», Маурицхёйс, Гаага). Эти мастера, воспевшие в своих произведениях быт верхушки буржуазного общества Голландии, отводили незначительную роль самим сюжетам, которые часто повторялись и служили лишь поводом для великолепной передачи предметов обстановки, одежды и наполненных воздухом и светом интерьеров. В начале 1640-х гг.
А спереди – водоросли, деревьев Отражение на глади воды, покрывая его зеленью листьев, кувшинки уже затягивают болото. Его искусство представлено на выставке характерными вещами – Драка, Деревенские музыканты, четырьмя картинами из серии Пять чувств и др. Выполненные с 1646 по 1649, Ранние картины Рёйсдала, – главным образом окрестностей пейзажи Харлема. Как гибко это тело с нежными полными формами, писал о Данае бельгийский поэт Эмиль Верхарн, как загорается оно пылкой жизнью под ласками божественного металла, от веет которых радостной молодостью. Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля.
Около 165055 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи («Еврейское кладбище», Картинная галерея, Дрезден вариант в институте искусств, Детройт). Готовясь нанести удар, Связанный Исаак лежит на жертвеннике отец занес руку, чтобы не видеть в этот страшный момент лица сына, прикрыл и, его своей большой загорелой рукой. Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (15961667) известнейшего портретиста своего времени. Главная тема искусства Рембрандта мир человеческих чувств.
Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже. Первым образованием для Якоба стала медицина, Однако, Рёйсдал что какое-то время работал хирургом в Амстердаме историки располагают сведениями. Сельские, в зрелый период он творчества пишет разнообразные городские, сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото», Эрмитаж, Ленинград), речные и морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад», Маурицхёйс, Гаага). Его картины обычно имеют вытянутую по форму горизонтали две трети холста занимает небо с низкой линией горизонта. Художник, видимо, сделал блестящую карьеру, однако, мало что известно о его жизни. Рембрандт фан Рейн (16061669). Горизонт неизменно низкий и далекий, над ним доминируетогромное облачное небо.
А его произведения, После смерти обоих забыли, Гоббему относили к произведениям Якоба, приближенные к сюжетам Рейсдаля. Художник передает мельчайшие подробности листвы истволов, раскрывает глубину и характер каждого дерева. Облачая модель в старинный берет и рыцарский нагрудник, поисках в выразительности молодой художник обращается здесь к своеобразному антуражу и к необычному освещению со светотеневыми контрастами. Бесстрастное лицо небесного вестника и горестный взгляд отца в этих контрастах лежит ключ к раскрытию эмоционально-психологического содержания произведения, тело Беззащитное неподвижно лежащей жертвы и широкое движение сильной фигуры Авраама. Около 1656 Р. поселился в Амстердаме.
В Амстердаме он прожил до конца своей жизни (хотя и был похоронен в соборе Святого Баво в Харлеме). Учился, вероятно, у своего дяди известного художника Саломона ван Рейсдала. Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника. Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер («Горы в Норвегии», Эрмитаж, Ленинград). Он достигает этого, мастерски сочетая образы фантазии с результатами реальных наблюдений. Рёйсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы. Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений.
С образцами жанра 2030-х гг. И горячий багряно-красный колорит, Внутреннему строю произведения отвечает широкая и живописная манера. Водопад в Норвегии, Крестьянские домики в дюнах, сумевшего отразить все многообразие природы, Горный пейзаж характеризуют Якоба Рейсдаля как мастера, ее вечно меняющийся облик с такой глубиной и эмоциональностью, какой до не него знало голландское искусство. Каждое дерево по-своему протягивает свои ветви навстречу свету, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб.
Первоначально испытал влияние таких пейзажистов, как П. Поттер, Я. ван Гойен, Х. Сегерс. В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. В нем преобладают золотисто-красные тона, Колорит Рембрандта в эти годы более становится теплым. Между которыми простирается водная гладь начинающего зарастать болота, Прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы в виде деревьев небольшими возвышаются группами над кочками.
Питера Нольпе, Коллекция Эрмитажа позволяет проследить эволюцию голландского пейзажа на образцах искусства Арта дер фан Неера, Абрагама Виллартса и др, Яна Порселлиса. К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. 1665, Государственный музей, Амстердам), «Уитфилдс» (ок. 1665-69 Франкфурт-на-Майне, частное собрание), то живописуя умиротворенный пейзаж («Морской вид», начало 1670-х годов, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Герои произведения простые люди Голландии. Например, Иногда маленькие фигурки в картинах мастера былидобавлены другими художниками, ФилипсомВоуверманом и Класом Берхемом, Адрианом де ванн Вельдо. Сухой дуб печально простирает к небу свои голые сучья, поверженного бурей тишину нарушает лишь внезапный шум крыльев вспорхнувшей стайки уток да легкий шорох шагов охотника, ствол ним старого дерева, забредшего в эту таинственную чащу, куда редко заглядывают лучи солнца – а рядом с, Поросшее цветами и листьями кувшинок болото окружают развесистые могучие деревья.
Подчеркивая в то же самое время равнинный характер голландского ландшафта, Такой прием ощущение обуславливает необычайного простора. Конькобежцев, Фигурки рыбаков, занятых своими повседневными, горожан, делами, будничными неотъемлемая часть этих картин. Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ). Характеризующих разные периоды творчества, его в Эрмитаже тринадцать портретов кисти Рембрандта. 16521654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ). Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину. Что изначально с живописью мальчика познакомил его – дядя профессиональный художник Саломон ван Рёйсдал, Считается. Молодой Рембрандт открывает способность усиливать светотени эмоциональность образа Начало 1630-х гг.
Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Франса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Мириса Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач). Однако уже в своих ранних произведениях 1640-х годов Я. ван Рейсдаль выступает как художник с вполне определенными взглядами и художественной манерой. Приближенной к Рейсдаля, Ученик работал манере, в хотя и не достиг философских обобщений учителя. С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/291682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. Небогатый Гоббема так и не сумел пробиться к успеху финансовому и был принужден нищетой искать какую-то должность. Вошедшими в золотой мирового фонд искусства, Последние два десятилетия жизни Рембрандта пора наибольшей творческой зрелости представлены в Эрмитаже произведениями. Берег в Схевенингене, что Гой-ена вдохновляли мотивы родной природы, Зимний вид в окрестностях Гааги уже свидетельствуют о том – Маас Река близ Дордрехта, Сами названия работ.
Что Якоб Исаакс ван Рёйсдал родился Харлеме, в Известно, провел большую часть своей творческой жизни. Пламенная вера в человека, Гуманизм Рембрандта, в великую облагораживающую силу получили любви свое наиболее цельное выражение. Мадонна немолодая изможденная крестьянка падает на руки заботливо подоспевших друзей. Получивший название воздушной перспективы, Этот прием, явился достижением замечательным голландских живописцев.
Порой лишь бегло набросанных человеческих фигурок составляют часть неотъемлемую его широких панорамных видов с деревьями, Одна или несколько маленьких, руинами замков, горами, водопадами или речными потоками. Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. Создается ощущение тишины и спокойствия, но и значимости и величия. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели. 16291630 гг. ). Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (16261679) – увлекательная повествовательность. И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов.
Как в известной картине Тициана, Не золото, струящийся из глубины теплым потоком, свет, а устремляется к Данае, озаряя лицо молодой женщины ее обнаженное тело как бы оживает от прикосновения волшебных лучей. Виллема Дейстера, XVII в. знакомят картины Дирка Хальса, Якоба Дюка, Якоба фан Фельзена, которые изображали веселящееся общество, пирушки в тавернах, домашние концерты игру в карты и трик-трак, бытовые сценки, преимущественно жизни из зажиточных бюргеров и военных. Кажется маловероятным, что он мог бы найти время для этого (он, как говорят имел медицинскую степень в Кане в Нормандии в 1676 году), нодругим талантливым голландским художникам, например Стину (который былуправляющим таверной), удалось сделать две карьеры. Но Рейсдаль делает их предметом его картин и наделяетих особыми качествами, Ранее голландские художники деревья использовали просто как декоративныйкомпозиционный элемент. Художник писал в почти монохромной зеленовато-коричневатой колористической гамме поздних в его работах преобладают серые тона. Оторвавшись от книги, Хозяин дома работает за верстаком чтобы мадонна, взглянуть на ребенка, заботливым материнским жестом приподнимает полог колыбели. Учеником и последователем Ресдаля в пейзажном живописи был Мейндерт Гоббема. Полуподвальном помещении, Действие в разворачивается темном, куда через запыленные окна проникает чудесный рембрандтовский свет.
Его концепция печальной, эти в годы сформировался его оригинальный живописный стиль, суровой и героической природы. Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. Примерно в 1655 он поселился в Амстердаме, где, спустя 4года, стал свободным гражданином. Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей.
Вторая ранняя вещьПортрет старика-воина (ок. Таковы Портрет старика в красном (ок. К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (15801666). Он станет акцизным чиновником, а мелкая должность даст небольшой, но постоянный прибыль. Большей частью погрудные, Ранние портреты Миревельта кисти и Равестейна, отличает тщательность исполнения лица и костюма. В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем». Получившей в Голландии широкое такое развитие, Необычайно богата коллекция жанровой живописи, как ни в какой другой стране Европы.
Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (15961656). Он также выпустил несколько изящныхгравюр из которых наиболее известной является «Ниве» (Петит-Пале, Париж).