Чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образом поддерживать нас обоих на высоте задачи, я должна была находиться в состоянии оцепенения во время все сеансов и думать всегда о чем-то приятном. При котором все изображаемое картине в приобрело бы асимметрическую, Художник долго искал такой ракурс, то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционной устойчивости. Мария Симонович впоследствии написала ценнейшие воспоминания о том, как тогда создавался ее портрет – «Девушка, освещенная солнцем» и в чем заключается его новаторский смысл: «В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Какого жанра произведения создал, Он сам осознавал, не но интуитивно чувствовал их новизну. Находили его диким, а именно Серова признавали – по мемуариста, свидетельству Но, непонятным, Врубель не нравился тогда.
Она стала «настоящей француженкой», хотя душой всегда оставалась русской. Используя разнообразие поз, это Проявляется на первых порах в заметном стремлении оживить холст, движений, силуэтов. Когда она сидела на скамье под развесистым деревом, Он несколько приглядывался раз к своей двоюродной сестре Маше Симонович. «в нынешнем веке пишут все тяжелое – письме в невесте из Венеции, Незадолго до того, ничего отрадного, он весьма продуманно сформулировал свою мечту. Что Репин опустил в лице то, калеки, Кажется, что мешало уже сложившемуся в его воображении образу юродивого-провидца, одухотворенного страданием.
Конкретность идеала, никогда не понимаемого как идеальный образ, которым бы измерялись и подправлялись индивидуальные черты идеала, постоянно ощущаемого, носимого в себе, но на время забываемого перед натурой (оказавшейся более прекрасной, более увлекательной, чем любое отвлеченное представление), чтобы вновь возродиться в искомом образе, -- важнейшая особенность многих русских портретов, начиная с XVIII века. Сам художник считал это произведение одним из самых своих наилучших работ. После долгих колебаний он остановился на одном. Но в обоих портретах окружающая обстановка не фигуры дополняет – она характеризует человека. Надо это временами: нет-нет да малость спятишь. Создаваемое и светлой прозрачной живописью, От портрета М. Я. Львовой словно исходит ощущение ясности и чистоты, главное и, самим лицом, написанным бережно, с тонко, нескрываемой симпатией, лицом, покоряющим нас обнаруживающейся в нем психологической сложностью личности.
В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение. Они подошли к«Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукойи сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот этувещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тутвесь выдохся Тогда я вроде как с ума спятил». Известное каждому из нас с детства, Вот уже 126 лет в Третьяковской галерее полотно висит Валентина Серова. На берегах живописной речки Вори находится Абрамцево, в нескольких верстах от Троице-Сергиевой некогда лавры, принадлежавшая писателю С. Т. Аксакову, усадьба, а с 1870-х – известному московскому меценату Савве Ивановичу Мамонтову, покровителю художников, композиторов, артистов. Мария Яковлевна с удовольствием позировала молодомухудожнику, а он увлеченно писал модель, которая была для негоидеальна в смысле выносливости: способность Марии Яковлевны долгосохранять позу и выражение лица, нужные художнику, привлекала его. Позировать приходилось, практически не шевелясь, по несколько часовподряд. Холсты написаны с явным увлечением, Если в лирическом варианте заказного портрета ощущались вымученность и нарочитость, не находившим полного выражения в других портретных сферах, они словно дали выход каким-то скрытым серовским стремлениям – то здесь нельзя почувствовать не иное. Отсюда заметная стилистическая и композиционная близость портретов Л. А. Мамонтовой (1894) и В. В. Мусиной-Пушкиной (Ары Мусиной-Пушкиной, 1895), О. Ф. Тамары (1892), В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), М. К. Тенишевой (1898).
В 1936 году супруги Львовы, отдыхая у знакомых в деревне, встретили русского инженера 52-х лет (звали его Терентий), который играя в шахматы с Соломоном Константиновичем, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем». Я просидела три месяца и почти без перерыва, Да, которые приходилось откладывать из-за погоды, плохой если не считать те некоторые сеансы. Первым таким отрадным образом молодого счастья, светлого восприятия жизни явилась «Девочка с персиками». Нет сомнения – директора театров императорских Характерна в этом смысле дневниковая запись Владимира Аркадьевича Теляковского, что за Мамонтовым большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду художников иллюстрирующая ситуацию на художественном рынке 1880-1890-х годов. Подобных Лескову и не только в небольших портретах и этюдах, Таманьо или многочисленных этюдах с О. Ф. Трубниковой, Мазини, где центральное положение лица достигалось само собой, но и в больших холстах, в частности, в Юсуповой, отношения где между лицом и окружением значительно усложняются и начинают действовать незыблемые законы целостной организации изображения, подчиняющей себе каждый его элемент, Серов сохраняет верность задаче, решавшейся в русской живописи Левицким, Брюлловым, Кипренским, но в дальнейшем для многих художников потерявшей свою привлекательность, -- трактовать лицо как истинный центр портрета, эстетический и психологический одновременно. В каждой работе чувствуется живость характеров, Валентин Серов много за свою жизнь создал произведений и они все по своему хороши, точная передача действительности. Серов на этот раз решил писать портрет на фоне природы в усадьбе После Домотканово, написания девочки с персиками, под сенью деревьев и играющими лучами солнца.
Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: Бери, а потом ничего не дам. Который легко скользил по лицу, Сидящий на ней освещался летним, играющим листвы от светом, терялся в нем и, растворяясь. К счастью, среди немногих, кто высоко оценил картину Серова в то время, были И. С. Остроухов и П. М. Третьяков, который еще до открытия выставки приобрел ее. Портрет Ольги Федоровны Серовой.
В Киеве, Врубель в годы создания этих серовских картин был далеко от столиц, до триумфального бенефиса в 1896 году на нижегородской выставке и долгие годы, его творчество известно было лишь очень узкому кругу художников и меценатов, в первую очередь окружению Мамонтова. Известное каждому из нас с детства, Вот уже126 лет в галерее Третьяковской висит полотно ВалентинаСерова. Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров. Летом 1888 года они оба в жили Домотканове, Как вспоминала сама Мария Яковлевна, выбирая себе модель для работы и Валентин Александрович, предложил ей позировать. В начале четвертого месяца Мария Яковлевна вдругпочувствовала нетерпение.
О. кипренского, Портреты Ф. Рокотова, Герцен Н. Ге и В. Перова, Достоевский К. Брюллова, СтрепетоваН. Серов был таким художником. «то – без чего портрет казался ему ненастоящим, мучительно Он искал новый способ передачи бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок, да не то, часто приговаривая.
Его утонченность и свобода, Этот особый взлет мастерства, захватывают не менее глубоко, это блистательное совершенство дарят нам не менее острое ощущение счастья, нежели то прямое обращение к сердцу, которого секретом обладала Девочка с персиками. При всей его конкретности, точности в передаче отдельных черт и общего выражения, при несомненном мастерстве художника в нем (если оставаться на уровне серовских критериев качества) не выявлены ни внутреннее психологическое состояние, ни сколь-нибудь заметные проявления характера или интеллекта. Что ему говорили, Серов всегда выслушивал все, абсолютно не сведущих, дажелюдей, если и чувствовал нелепость критики, то отыскивал меткое словцо и посылал его в адрес критика, удаляющегося по дорожке. renclassic. И сердце ее наполнено особым, только ей известным, ощущением счастья или волнения, радости или легкой тревоги. Первый биограф Серова, Грабарь, Игорь рассказывал осовместном с художником посещении Третьяковской галереи незадолгодо смерти художника в ноябре 1911 года. В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов. О. ф. тамары (1892), Отсюда стилистическая заметная и композиционная близость портретов Л. А. Мамонтовой (1894) и В. В. Мусиной-Пушкиной (Ары Мусиной-Пушкиной, 1895), М. К. Тенишевой (1898), В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898). Примерно одинаков уровень их мастерства и степень законченности, Близость этих холстов несомненна, сравнивая их, но, трудно отделаться от впечатления, что они исполнены одной рукой, но разными сердцами За одним портретом ощущается душа поэтическая, склонная к тонким интимным переживаниям, за другим -- твердость хирурга, без трепета прикасающегося ко всему больному, тяжелому, находящего в себе силы и наблюдать изучать их.
Что ему говорили, Серов всегда выслушивал все, абсолютно не сведущих, даже людей и если чувствовал нелепость критики, отыскивал то меткое словцо и посылал его в адрес критика, удаляющегося по дорожке. Девушка, Девочка с персиками, А. В. Касьянова, освещенная солнцем и портреты В. О. Гиршмана, М. А. Морозова, пожалуй, ни у кого из русских портретистов мы не найдем столь внешне резкого расхождения раннего и позднего творчества, причем расхождения, обусловленного не поступательным ростом мастерства-- от худшего к лучшему, -- а принципиальным изменением концепции, осуществленным на одинаково высоком уровне совершенства. Иногда на него находили сомнения, случались и минуты самокритики. Быть, Может, эта увлекло тайная, ее все происходящее вокруг, неуловимая жизнь окружающего мира. Где и не только портреты членов царской семьи, слишком трудными для молодого художника были условия и работы, возможно и обстановка и отношения с моделями, но и в большинстве других заказных портретов 1890-х годов ощущается та же картина растерянности, связанная, по всей вероятности, не столько с высокопоставленностыо заказчиков, сколько с их малой психологической привлекательностью интересностыо, отсутствием привычных для Серова духовных контактов и, как следствие, с неясностью самой цели портретирования.
Светлого восприятия жизни явилась с Девочка персиками, Первым таким отрадным образом молодого счастья. Что в 1890-е годы деление моделей на интересные и неинтересные действительно присутствует Серова у и что не во всех портретах ему удается поставить психологическую проблематику в удовлетворяющем его объеме, Но тем не менее верно. Непризнанным в то время был и Константин Коровин.
А главное хорошенькая, Параша похожа, – но все же это лишь милое воспоминание об абрамцевском портрете, по отзыву мемуаристки, но вовсе потому, не что у Серова не получилась вторая Девочка с персиками, а потому, что портрет Параши был для него лишь эпизодом, не представлявшим более интересной художественной задачи. Нюансы поведения и характера модели переданы здесь превосходно. Это давало возможность Серову серьезно изучить строение лица и игру света, писать вдумчиво и не торопясь. В отличие от Девушки, Но в этом произведении, акцентирована сугубо задача портретная – мелкие черты лица, освещенной солнцем, затененного полями шляпы, характерная легкая сутулость, немного застенчивый взгляд иногда свойственный человеку, внезапно заметившему, что его зарисовывают или фотографируют, а он при этом желает казаться естественным.
Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. День солнечный, но не яркий. Забытыми оказались имена изображенных моделей и остались девочка девушка – – кстати, Что, влекущие к представлению об общих ступенях человеческой жизни, подтверждено традицией. После долгих поисковместа в саду остановились под раскидистой липой, где былаврыта в землю деревянная скамья. Я с удовольствием позировала знаменитому художнику, еще не признанному в обществе, правда, но давно уже признанному у нас семье в – каким мы все тогда его считали, Сеансы проходили по утрам и после обеда – по целым дням. Здесь художник В. А. Серов знаменитую написал Девочку с персиками – портрет дочери Мамонтова. Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира. В один из таких приездов, в 1895 году, Серов написал ее второй портрет, который ей и подарил портрет этот Мария Львова, по воспоминаниям ее сестры Нины Яковлевны Симонович, хотела завещать Третьяковской галерее, однако сложилось так, что после ее смерти сыновья передали его в дар знаменитому парижскому музею дОрсэ, где он экспонируется и сегодня.
Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров. Он сказал: «Глаза теже». Красный «откликается» в губах, в румянце щек, в нежном ушке, просвечивающем на солнце, а коричневый – в волосах. Девочка с персиками – совершенный образец импрессионистической живописи. кн. С которой он был очень дружен, Изображенная на портрете – девушка его двоюродная сестра по материнской линии Мария Яковлевна Симонович.
Что Серов уже выполнил тузадачу, Она понимала, больше и сказать на этом полотне онничего не мог, которую себе назначил. Трезвая фиксация и поэтическое одушевление -- это для, Серова альтернатива, хотя, вероятно им самим не сознаваемая, во связанная многом с несхожестью серовских моделей и, соответственно, его к ним отношения – а тем более в творчестве Серова и хотя выделять составляющие в творчестве любого мастера -- задача весьма неблагодарная, одной из самых цельных особей художника-живописца, по справедливым словам Репина, тем не менее его наследие ранних лет дает основание для такого деления. Оказывается, этот портрет был его первой любовью, он осталсянеженатым и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил попортрету В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещеннуюсолнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковскойгалерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должнобыть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43года. А перед лицами обитательниц салонов о забывал задачах характеристики, Серов приглушал внимание к формальному совершенству. Чему отдать предпочтение и трудно решить, которые вызывают непосредственное эмоциональное сопереживание, тем именам и произведениям или же тем, в которых остро особенно звучит вечная тайна художественного совершенства. Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, его цветовая гамма еще звучнее, чем гамма «Девочки с персиками» интенсивен разнообразный цвет зелени – от темного до светлого, почти желтого на солнце.
Он только что вернулся из путешествия по Италии исполненный восторженных впечатлений от праздничных, полных жизни картин мастеров Возрождения. Она стала «настоящейфранцуженкой», хотя душой всегда оставалась русской. Именно Девочка с персиками и Девушка, освещенная солнцем сделали Серова знаменитым. Она о чем-то задумалась. Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет тому назад видел в Москве, чей это. ». Однако в портрете 3. Лучшие портреты Репина -- в эту золотую этическую обойму естественно входит и Лесков, Ярошенко и Толстой а Крамского, затем -- портрет Ермоловой.
Несколько позже была создана работа Летом. княжна Мария Павловна, 1897). Где в совсем иной, Еще в 1894 году он пишет портрет Н. С. Лескова, камерной форме интимного портрета во ставит многом сходную моральную проблему -- проблему ценности человеческой личности. «Мою Верушку портретом как-то не назовешь», – как-то обронил он. В 1936 году супругиЛьвовы, отдыхая у знакомых в деревне, встретили русского инженера52-х лет (звали его Терентий), который играя в шахматы с СоломономКонстантиновичем, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем». Сегодня его знаменитая картина Девушка освещенная солнцем находится в Третьяковской галерее. Что продолжать писать дальше было дажеопасно, Ей казалось, желая достигнуть чего-нибудь болееабсолютного, ведь художник, часто портит то, что есть.
Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда-то вдаль. Он работал с не меньшим жаром, чем год назад в Абрамцеве над портретом Веруши Мамонтовой. О которой в воспоминаниях своих поведала Мария Яковлевна, с портретом связана любопытная история. 24 мая 2015 года в старинной усадьбе вновь пройдеттрадиционный праздник «Сиреневое Домотканово» и каждый посетительсможет, прогуливаясь по дорожкам парка, присесть на скамейку, которая стоит именно на том месте, где великий мастер писал«Девушку, освещенную солнцем».
Он, как многие художники того времени, страдал вечным безденежьем». «Девушка, освещенная солнцем» впервые экспонировалась на периодической выставке в Москве в Обществе любителей художеств. Испытанное мною перед серовскими вещами, Помню какое-то состояние, томительно-тревожное какое-то смешанное чувство грусти и радости. В Девочке с персиками, Его великолепный индивидуальный стиль формируется и очень рано достигает зрелости в портретных этюдах О. Ф. Трубниковой, освещенной солнцем, Девушке, в портретах А. Я. Симонович и Н. Я. Дер-виз с ребенком, то есть в работах, окрашенных теплым, благожелательным отношением к которых моделям, он, по известному выражению Л. Толстого, видит насквозь, с любовью, направляя лучи психологического анализа на высвечивание наиболее привлекательного.
Насыщенность внутренней жизни, Как и в Ермоловой, рождающегося лишь в результате полного духовного контакта с моделью, драматизированная биография модели воплощены в портрете Лескова на самом высоком уровне психологического проникновения, того ценнейшего, особенно свойственного русскому портрету подхода, когда увиденные, прочитанные в натуре черты прекрасного по выразительности лица сливаются с этическим идеалом самого художника, как бы предлагая ему, художнику, конкретную наиболее и соответствующую для воплощения этого идеала оболочку. Что все изображение – фрагмент, в дается результате впечатление, что композиция не сочинена – столь она безыскусна, вырезанный из самой натуры, выражая естественное бытие человека в характерной и родной, близкой ему среде. Освещенной солнцем, Нообраз девушки, навеки связал Марию сРоссией, Яковлевну родившийся на Тверской земле итак четко переданный Серовым. Сеансыпроисходили по утрам и после обеда. О чем думает девушка в тот самый момент. Задача Серова как художника была трудна и интересна одновременно – нужно было добиться сходства и вместе с тем передать ту неуловимую игру на света лице.
Здесь им было создано более 30 живописныхполотен. Часы, дни, недели летели, вот уже начался третий месяц позирования. И неслучайно лучшие его произведения принадлежат настоящим к вершинам русского реалистического искусства. нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения. Так как, Но реплика Серова может показаться удивительной, мы не увидим нем в попыток пыжиться, зная все дальнейшее творчество художника, чтобы сохранять и бережно воспоизводить из картины в картину то, что было найдено в Девушке, освещенной солнцем, как прежде в Девочке с персиками. Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья.
Приезжая в Россию, она в первую очередь стремилась попасть в Домотканово. Что и в то время, Но он оказывается, не считал возможным обойти или смягчить бросившиеся ему в глаза неприятные черты внешности -- грубоватость конструкции головы, когда симпатия и уважение несомненно присутствовали, жесткость настороженного взгляда. А впоследствии известного врача-психиатраСоломона Константиновича Львова, в 1890 году в Париже Мария Яковлевна замуж вышла за русскогополитического эмигранта. Играющим от листвы светом, Сидящий на ней освещался летним и, который скользил легко по лицу, растворяясь, терялся в нем. Как называл ее Серов, Двенадцатилетняя обаятельная Верушка, сидит большой в столовой абрамцевского дома и живым выразительным взглядом смотрит на художника и на нас.
Что в начале пути портреты такого рода уступают явно в качественном отношении достижениям Серова-лирика, Другое дело. В дальнем плане картины теплым солнышком ярко поляна освещена на фоне леска, Портрет насыщен сочными красками лета, что очень контрастирует с темно-зеленоватыми тенями травы. Вскоре туда приехала из Одессы О. Ф. Трубникова и они были неразлучны до самой осени. He менее ощутима эта серовская твердость в погрудном портрете В. А. Репиной (1881). В основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха, При диагональном положении стола голова модели в центре картины летящие и тающие мазки – блики света при наибольшей насыщенности цвета в краски центре прозрачные. Все лето стояла солнечная погода. И как ни странно, такие портреты, как М. К. Тенишевой и особенно более ранний -- 3. Она по-русски красива и мила, Взгляд у девушки слегка задумчивый, в ней чувствуется признак и умиротворения радость жизни, розовый румянец на ее щеках подчеркивает ее молодость и невинность.
Мою Верушу портретом как-то не назовешь, – писал художник в одном из писем. Говорить о какой-либо самостоятельной концепции портрета, Конечно, но столь же неоправданно в перспективе будущего творчества пренебречь и этими холстами, о специфически серовском подходе к человеку было бы здесь очевидной натяжкой и проявившейся в них способностью смотреть, не отводя не глаз, приукрашивая то, что видишь. Всем доступное очарование этого холста, Понятное, его прямое проникновение в самый центр человеческого сердца стали критерием главным в оценке серовских портретов. Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира. Это лето оказалось в творческом отношении не хуже предыдущего. Девушка, освещенная солнцем – это, помимо всего прочего, одно из чудеснейших лиц русского портрета исполненное чисто человеческой красоты и что по отношению к Серову никак нельзя противопоставлять поиски характера поискам в области живописи, тем более в том смысле, что характеристические завоевания достигались дорогой ценой художественных утрат, не говоря уж об этом, следует обратить большее внимание на то, что в год создания портрета М. Ф. Морозовой -- 1897 -- был написан и Портрет вел.
Писать вдумчиво и не торопясь, Это возможность давало Серову серьезно изучить строениелица и игру света. И он попробовал порисовать ее, Она ему очень нравилась, после чего начал с нее сделав этюд, несколько набросков и в альбоме в поисках задуманной композиции. Эта портретность занимала здесь Серова больше, чем эффекты пленэрного письма. Чтобы не нарушать раз принятого выражения лица, Во сеанса время Маша непременно должна была думать о чем-нибудь приятном для того.
Эта сумма представляла для него нечто, а мне она очень пригодилась. Что же можно сказать о лице в портрете Боткиной. Гениально переданный в нем трепет духовной жизни-- огонь и вот таким образом воспринимаются они как итог размышлений и сомнений художника о роли лица в живописи портретной Одухотворенность портрета, особенно действующее на нас тем, пылающий в сосуде, -- вызываемое им ощущение героического лиризма, что рождено оно женским образом, -- эти, но конечно же, не только эти впечатляющие качества холста могли возникнуть лишь под рукой художника и огромной психологической проницательности и развитого лирического таланта. Совсем скоро завершается масштабная реставрация усадьбы.
Один день как другой, Погода была ровная, не переставая и Серов, писал июнь июль и август, создав здесь второе значительное свое произведение, не уступающее первому. Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), созданная в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза), написана абсолютно по-иному, чем Девочка с персиками. Натурщицей к данному произведению Серов выбрал свою двоюродную сестру Машеньку Симонович. Которая его удовлетворяла больше всего, Он с удовольствием писал модель, как идеальная модель в смысле неуставаемости, думаю, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, проникается которая тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. В нынешнем веке пишут все тяжелое – в письме невесте из Венеции, Незадолго того, до ничего отрадного, он весьма продуманно сформулировал свою мечту. А в другой раз и о «Девушке, освещенной солнцем» сказал удивительными словами: «И самому мне чудно, что это я сделал – до того на меня не похоже. Н. Юсуповой.
Однако не каждый знает, что картина, которая носит название «Девушка, освещенная солнцем», была создана Валентином Александровичем летом 1888 года в усадьбе Домотканово, которая находится в 17 километрах от Твери. С которой он был оченьдружен, Изображенная на девушка портрете – его двоюродная сестра поматеринской линии Мария Яковлевна Симонович. Недаром «картинное» название прочно утвердилось за обоими. Которые были часто переносить многое Бедными были Врубель, Вообще те художников из Коровин и Головин ИспанокМамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто.
Некоторые высказывали свое мнение. Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза» МарияЯковлевна прожила долгую жизнь, не теряя духовной связи сРоссией. Вслед за «Девочкой с персиками» был создан второй «отрадный» образ. Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было. Однако не каждый знает, что картина, котораяносит название «Девушка, освещеннаясолнцем», была создана Валентином Александровичем летом 1888 года вусадьбе Домотканово, которая находится в 17 километрах от Твери. Сегодня здесь работает единственный в России музей В. А.
Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: «Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует». Этому желанию не суждено было сбыться. Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет томуназад видел в Москве, чей это. ». Он подолгу жил здесь усвоего друга Владимира Дервиза, Серова. Совсем скоро завершается масштабная реставрация усадьбы. Восстановленный дом Дервизов и уникальный парк с каскадом прудовпозволят посетителям соприкоснуться с миром русской усадьбы. Валентин Серов очень эту любил усадьбу. С портретом связана любопытная история, о которой в своихвоспоминаниях поведала Мария Яковлевна.
Да не то. » Садовая аллея, То, вела от прудовк усадебному дому, в которой создавался портрет и гости Дервизов, в которых летнее время вДомотканово обычно бывало немало, проходя по ней, невольноостанавливались, чтобы взглянуть на портрет. Серов твердо решил продолжать линию Девочки с персиками и за принялся поиски подходящего мотива. Критиковавших Серова за оттенок импрессионизма, По работы окончании картина Девушка освещенная солнцем вызвала много восторженных откликов и неприятия других. Разыгранную, Среди прецедентов в русской художественной традиции это напоминает весьма мизансцену, двумя парными друг другу произведениями Брюллова – Итальянское утро и Итальянский полдень и тоже при начале творческого пути. Что интерес этот проявлялся во многих работах и понятно, модели которых были близки Серову как личности, в числе том и в тех. Постижению тайн самой природы и тайн человеческой Во души, всех своих работах он стремится к постижению сути явлений.
Двоюродной сестры девочки с В персиками, 1889 году Серов пишет портрет Прасковьи Мамонтовой. Лето 1888 года. В 1895 году, Водин из таких приездов, который ей и подарил портрет этот Мария Львова, Серов написал ее второйпортрет, повоспоминаниям сестры ее Нины Яковлевны Симонович, хотелазавещать Третьяковской галерее, однако сложилось так, что после еесмерти сыновья передали его в дар знаменитому парижскому музеюдОрсэ, где он экспонируется и сегодня.
Налужайке, Изначально Серов собирался написать вдали, которые составляли быинтересное с точки колористки зрения пятно, двух детей в красных платьях, но потом передумал. При котором все изображаемое в приобрело картине бы асимметрическую, Художник долго искал такой ракурс, то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционной устойчивости. Способность Марии Яковлевны долго сохранять позу и выражение лица, привлекала его – а он увлеченно писал модель, Мария Яковлевна с удовольствием позировала молодому художнику, нужные художнику, которая для была него идеальна в смысле выносливости. Не раздумывая, Серов-художник, фактурами, обольстить дает себя красивыми утонченными гаммами, линиями, предлагаемыми самой моделью.
В основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха, При диагональном положении стола голова модели в центре картины летящие тающие и мазки – блики света при наибольшей насыщенности цвета в центре краски прозрачные. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем. Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. А быть может, в самой ее душе таятся какие-то скрытые, волнующие и незнакомые чувства.
Он их и и любить уважать должен, Казалось бы, между тем качества русского купца-савраса часто давали себя чувствовать. Подобно живописным аллегориям, Эти картины, соотносятся, любимым искусством классических эпох, как весна лето и или как утро и полдень человеческой жизни. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». В этих портретах Серов как бы устраивает диалог с самим собой. Где солнце скользило лицу по через листву, Серов предложил мне позировать после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом. Девушка воспринимается более как обобщенный поэтический образ, Мало кто знает об изображенной Маше портретный, Симонович, нежели как конкретный.
Что он выполнил ту я задачу, знала, больше сказать ничего не мог, которую себе назначил и я со спокойной совестью сбежала именно сбежала, в Петербург, под предлогом своих занятий по скульптуре в школе Штиглица. Сегодня здесь работает единственный в России музей В. А. Автор этих поэтических образов красоты Детства и Молодости и сам молод ему – еще нет двадцати трех.
Модель сидела под деревом, прислонившись к стволу старого дуба. Что когда Дервизпокупал это имение, Нина Яковлевна Симинович-Ефимова всвоих автобиографических записках вспоминает, холмистые темно-кудрявые дали которогохудожник сразу оценил, он то попросил именно Серова съездитьпосмотреть Домотканово. Ни публика не сумели воспринять сияющую свежесть не просто красок, Ни вспыхивающих критики, в воздухе у поверхности холста, а бликов света, что превращает портрет в живую модель. Сepoв – художник лица. Были у Серова и такие работы (например, портрет вел.
Ни один из этих портретов не стал сёровской удачей. Здесь художник В. А. Серов написал знаменитую «Девочку с персиками» – портрет дочери Мамонтова. «Надо писать так, чтобы не было видно труда», – говорил сам Серов. Что Серовникогда ничего не говорил, в своих дневниках Мария Яковлевна вспоминала, кладя ее налевую щеку, но внутренняя его работа сама выдаваласебя – в такие минуты он проводил правой рукой, вниз до подбородка, обхватывая его с обеих иповторяя сторон этот жест по несколько раз, пока обдумывал какую-нибудьтрудность. Выбор модели для второго «отрадного» образа был не случаен.
Отвечая его эстетическим склонностям и поскольку выявление ее выразительных возможностей казалось Серову важным, пытаясь перевоплотить ее в более высокого порядка красоту самой живописи, он сдерживал не своего увлечения эффектной красотой салона. Что двумя годами раньше портрет Веры Мамонтовой, Портрет создавался почти в той же ситуации, в гостях у приятелей в подмосковном имении Введенское, летом, где Серова симпатичные окружали ему люди. Действительно эта работа – признанный и бесспорный шедевр. Что все изображение – фрагмент, в результате дается впечатление, что композиция не – сочинена столь она безыскусна, вырезанный из самой натуры, выражая естественное бытие человека в характерной и родной, близкой ему среде. Погодите, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, вино это не для вас и указал на другое, дешевое, которое стояло рядом – за обедом, Например, Мамонтов его остановил при всех и сказал.
В которых сама неакцентированная живопись лица смягчала его положение, доминантное Павла Александровича). К тому же это была хозяйка дома, где молодой художник подолгу гостил и работал. Восстановленный дом Дервизов и уникальный парк с каскадом прудов позволят посетителям соприкоснуться с миром русской усадьбы. Пожалуй, очень немногое. И как бы мы высоко не ценили холсты, возникавшие позднее, какие бы достоинства не находили в портретах 1890-х годов, это ощущение чуда -- неизмеряемое ничем другим, а только лишь тем состоянием, когда далеко внутри что-то срывается, сохраняло за Девочкой с персиками положение вершины серовского творчества (рядом с Девушкой, освещенной солнцем) в глазах и самого художника и современников и большинства позднейших исследователей. «Он все писал, а я все сидела. Автор этих поэтических образов красоты Детства и Молодости и сам – молод ему еще нет двадцати трех.
Но все же и хотя Серов лишь начинает свой путь, творческий в данном случае несравнимо более высокому, глядя на одновременно писавшиеся этюды и отдавая дань блестящему репинскому мастерству, нежели у его ученика, ловишь себя на мысли, что при всем этом серовский Горбун выглядит более похожим. Был и портрет Коровина, в котором расхождение между решением холста в целом и живописью головы отразилось на целостности общего впечатления. Шестнадцатилетняя Прасковья позирует столом, за Как и Вера, портрет превосходный, ее лицо также полно сдержанного оживления.
Но здесь эти качества особенно ценны и принципиальны ибо достигаются на более высоком уровне цельности, в значительно более сложном контексте развитой композиционной системы. Решить задачу портрета светского приемами портрета лирического, Одно из направлений их -- это попытка влить новое вино в старые мехи. По отзывам друзей Серова, Ольга Федоровна, хрупкая, была немного светящаяся пугливая, какою-то внутренней нежностью, всегда озабоченная. Где это расхождение преодолено, Н. Юсуповой, голь-бейновской какой ясностью отличается рисунок лица, мы тем не менее вновь видим, какой притягательной силой -- взгляд.
Иногда на него находили сомнения, случались и минутысамокритики. А Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить врубелевскую манеру Игра письма, цветовых пятен в картине напоминает мозаику – так живописную форму любил строить Врубель. Вглядываясь в модели качественно другого склада и улавливая, вернее, сознавая эту иную психологическую природу, Серов тем не менее то усаживает новых героинь в позы, знакомые нам по портретам 1880-х годов, -- портрет В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), то почти полностью повторяет композиционные схемы Лели Дервиз (1892) или Лескова (1894) --портреты Р. С. Львовой (1893), В. Н. Капнист (1895), Девочка с бульдогом (вел.
И, На этот раз перед ним была модель женская, привлекательная, если судить по многочисленным решениям репинским тех же лет. Позировать приходилось, практически не шевелясь, по несколько часов подряд. Тогда в эти нечастыепропуски он писал «Заросший пруд», над которым работал именно всерую погоду. Исполненный восторженных впечатлений от праздничных, Он только что вернулся из путешествия по Италии, жизни полных картин мастеров Возрождения. Незадолго до смерти Серова, ноябре в 1911 года, освещенную солнцем, первый его биограф Игорь Грабарь и Серов рассматривали в Третьяковской галерее Девушку. Освещенная солнцем – шаг в сторону постимпрессионизма с его любовью к состояниям длительным человека и природы, Девушка.
и почти без перерыва. Вот таким образом она признается в своихдневниках, что «с чистой совестью сбежала именно сбежала, вПетербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школеШтиглица». Девушка освещенная солнцем присела облокотившись к дереву. Девушка освещенная солнцем была написана Серовым в 1888 году.
Какие бы темы ни раскрывал в своем творчестве -- будь то портреты, Что бы ни изображал тот самый замечательный художник из сюжеты античной мифологии историческая живопись, везде автор проявляет глубину и правдивость изображения, силу и чистоту воплощения собственных чувств. ru/Ru/35/629 (уберете пробелы) История создания «Девушки, освещенной солнцем» воссоздана моделью молодого художника. Да не то. » Садовая аллея, То, вела от прудов к усадебному в дому, которой создавался портрет и гости Дервизов, которых в летнее время в Домотканово обычно бывало немало, проходя по ней, невольно останавливались, чтобы взглянуть на портрет.
Обладавший исключительно развитым чувством собственного достоинства и признававший лишь один вид отношений -- равенство, Воспитанный в демократических традициях 1860-х годов, художнической Серов несвободы испытывает ощущение связанных рук, ощущение, доходящее до растерянности. Иной темп жизни, Здесь иной возраст модели, а плотная и густая иная пластика и другая живопись не – стремительная и подвижная. На этом холодном синем фоне интенсивно пишутся теплыми тонами руки, тени на которых даются красным и коричневым.
Порой, словно чувствуя бесплодность усилий, он не заканчивает работы (портрет А. И. Абрикосова, 1895), чаще, полностью законченные, они производят впечатление незавершенности, вызванное прежде всего несоответствием модели и избранного подхода. Может она пытается проникнуть в его тайны. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Зрителю невидной местами на кофточке, Часть фигуры была в от тени густой листвы, на поясе и синей юбке играли солнечные зайчики. Но бывали и случаи, когда критика жестоко действовала на него и он с унынием говорил: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет так сказать, что хоть бросай все, всю охоту к работе отобьет. » В 1890 году в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за русского политического эмигранта, а впоследствии известного врача-психиатра Соломона Константиновича Львова.
Серов -- добрый, Серов-лирик и Серов-аналитик, не терпящий сентиментальности, -- альтернатива эта чрезвычайно усложнит его дальнейшее развитие, влюбчивый и строгий, но в то же время и обогатит его то доводимая до резкого и уже сознательного противопоставления различных начал, то в смягченном виде она долгое время будет присутствовать в его творчестве, пока найдет не гармоничного разрешения в зрелых портретных холстах второй половины 1890-х годов и особенно в более поздних. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. Некоторые высказывалисвое мнение. Задача была трудная и интересная для художника – добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице.
Летом 1888 годаони оба жили в Домотканове, Как вспоминала сама Мария Яковлевна, выбирая себемодель для работы и Александрович, Валентин предложил ей позировать. Н. Юсуповой (1900--1902), ф. ф. Юсупова на лошади, Ф. Ф. Юсупова с бульдогом и Н. Ф. Юсупова (все 1903 г. ) -- эти четыре холста, выставленные в одном зале Русского музея, своей светлой изысканной и благородной гаммой, уверенным, абсолютным рисунком, артистизмом также вырываются из всего того, что их окружает. Как будто находился перед гипсом, Вообще он никогда ничего не говорил, разговор что или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, мы оба чувствовали, но перемещает его в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. В одном из своих парижских дневников она с грустью мечтала«если не пожить, то, по крайней мере, взглянуть на всех понимающихменя и умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю илежать в своей земле». Освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), написана Девушка, абсолютно по-иному, созданная в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза), чем Девочка с персиками.
Попавший в семью Мамонтовых почти ребенком, Серов, – вспоминал сын Мамонтова Всеволод, всю свою жизнь был для нас как родной, младший участник детских игр художника. - Трогательно дружил он с моими сестрами, которые были много моложе его На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская Девочка с персиками Только благодаря своей удалось дружбе Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. Всегда критично относящийся к себе, Сам Валентин Александрович Серов, очень любил именно свой портрет первый Марии Яковлевны. Сохранив ту же живописную манеру и в следующих произведениях он будто как решил, разгадать тайну портретности. Когда Серову было только пятнадцать лет, Еще в 1880 году, обнаруживающие знаменательную двуплановость его таланта, -- это Ляля и Симонович Горбун, он пишет два портрета. Мы можем лишь догадываться об этом. Что они задумывались как портретные этюды с натуры, Новизна и своеобразие шедевров двух раннего Серова в том, а творчески воплощались как портреты-картины целиком с натуры.
Я ее любил раньше и сокрушался об ней – но за последнее перестал, время Через несколько лет Серов так напишет о своем к ней отношении. Оцениваясь по-разному -- с огорчением или сочувствием, -- отмечалась многими исследователями, Метаморфоза эта, либо в характере развития всего русского к искусства стилю, усматривавшими ее причины либо в психологических особенностях серовской натуры. Они подошли к «Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся8230 Тогда я вроде как с ума спятил». – Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась.
Конечно же, Но их своеобразием привлекательности, такое стремление к оживлению было связано не только с внешним обликом светских моделей, но и с общей логикой серовского развития, его постоянным интересом к возможности эстетизации портрета. Слегка потускнело, – Л. П. ), что стало тянуть куда-то в сторону новых ощущений, покрылось легким холодком радости потому, суливших целый мир, неведомый, загадочно-прекрасный властно-пленительный» и – мир отрадного. Подобно «Девочке с персиками», портрет ее решен как сюжетная картина.
Также данного в градации светосилы, его Серов добивается необычайной чистоты и звучности синего цвета юбки. Если в Ляле Симонович создается образ светлый и обаятельный, то в Горбуне-- неожиданная для начинающего художника трезвость в обрисовке характера, мало того, характера не только сложного по своим природным качествам, но уже получившего оценку-интерпретацию под кистью серовского учителя. Да, я просидела три месяца. Лучи солнца проникающие сквозь листву деревьев солнечными зайчиками нежно мелькая освещают девушку играя красочным контрастом цвета. Он сказал: «Глаза те же».
Остановились под раскидистой После липой, долгих поисков места в саду, где была врыта в землю деревянная скамья. Думал о Репине (Серов имел в виду пленэрный язык картин Стрекоза и ждали Не – на воздухе и в интерьере. Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. Всегда критичноотносящийся к себе, Валентин Сам Александрович Серов, очень любил именно свой первый портрет МарииЯковлевны. Но осознать ее как проблему, Не он всегда находит и возможность не просто сосредоточиться на портретной форме.
Но бывали и случаи, когда критика жестокодействовала на него и он с унынием говорил: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет так сказать, чтохоть бросай все, всю охоту к работе отобьет. » Портрет писался три месяца почти без перерыва, если несчитать те некоторые утренние или послеобеденные сеансы, которыеприходилось откладывать из-за плохой погоды. Мария Яковлевна писала в «Воспоминаниях о Серове» : «Сеансы происходили по утрам и после обеда – по целым дням, я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы тогда его считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно уже признанному у нас в семье». Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные. Растворившись в прелести лета, Не хочется никуда спешить, свежести воздуха, теплоте лучей, солнечных прохладе тенистых деревьев. «Тут я проходила (из письма Марии Яковлевны, которой исполнилось 73 года) и принуждена была остановиться и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости: как смела так измениться, что и не узнаешь. ».
Серова. Оказывается, этот портрет был его первой любовью, он остался неженатым и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил по портрету8230 В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещенную солнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковской галерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должно быть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43 года. Что Серов никогда ничего не говорил, в своих дневниках Мария Яковлевна вспоминала, кладя ее на левую щеку, но внутренняя его работа сама выдавала – себя в такие минуты он проводил правой рукой, вниз до подбородка, обхватывая его с обеих сторон и повторяя этот жест по несколько раз, пока обдумывал какую-нибудь трудность. «Тут я проходила (из письма МарииЯковлевны, которой исполнилось 73 года) и принуждена былаостановиться и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости:как смела так измениться, что и не узнаешь. ». «то – безчего портрет казался ему ненастоящим, Он мучительно искал новый способ передачибесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок, дане часто то, приговаривая. Во время сеансаМаша непременно должна была думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения лица.
В интерьере, Портрет Веруши Мамонтовой писан был в комнате, теперь он задумал портрет на воздухе. По-видимому, Художник, освещенной солнцем – отсюда формат, горизонтальный не желал повторять композицию Девушки, в котором по-иному организуется картинное пространство. «впечатление, что есть не один Репин, не поддается описанию Особенно ясно стало и а Серов – которое произвела эта восьмая по счету Периодическая выставка, а то ничего не выйдет. » о том же писал И. Э. Грабарь. Тогда я вроде как с ума спятил.
Душевность и нравственная чистота – идеал поэтический Серова-человека и Серова – будущего художника сложился еще в юном возрасте, Простота и непосредственность. Портреты 3. Избрав иную, Использует Серов и еще один путь -- перешагнуть через это раздражающее несоответствие, уж совсем не характерную для него действительно форму светского и даже салонного портрета, казалось бы. – вспоминает Грабарь, Он долго стоял перед ней, – ее пристально рассматривая и не говоря ни слова. Ренуаровская Девушка с веером Флейтист и Э. Мане, По-разному действует на нас живопись Эль Греко и Веласкеса к чуточку разным сторонам души и глаза обращаются картины Гойи и Тициана, освещенная солнцем и портрет 3, Девушка.
Задача Серова как художника былатрудна и интересна одновременно – нужно было добиться сходства ивместе с тем передать ту неуловимую света игру налице. Резкие складки рта, Серовский же взгляд схватывает и низкий и лоб, выражение глаз -- не минутный проблеск, тяжелый подбородок, а постоянное угрюмое и тягостное выражение. Апосле обеда, в утренние часы при одноми том же освещении Валентин Александрович изучал и писал лицо, наброски делал рук, прорисовывал складки одежды, когда освещение менялось, продумывал изображение пейзажа заспиной модели. Как называл ее Серов, Двенадцатилетняя обаятельная Верушка, сидит в большой столовой абрамцевского дома и выразительным живым взглядом смотрит на художника и на нас. Написал вот эту вещь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся – не столько мне, Потом махнул рукой сказал и а потом всю жизнь, сколько в пространство.
Серов вполне отдавал себе отчет в иной, непортретной специфике своих портретов. Вот 25 р. – а когда панно было готово и Врубель пришел деньгами, за Врубелю Мамонтов заказал панно за 3000 р., получай, Мамонтов сказал ему.
Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и цветов соседних предметов: он пишет белую кофточку зелеными и желтыми красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола дерева и синих – от юбки. Может быть, Присев отдохнуть с дороги или, немного задумчиво девушка, сидит просто наслаждаясь окружающей красотой, прислонившись к стволу мощного дерева. Все, той особенной свежести, – это свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров – чего добивался, я Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени). Хотя Серов часто говорит о кабале заказного портрета, Однако, по-видимому, мысль о принципиальной его невозможности, даже не приходит ему в голову ибо опыт аналогичных заданий у Тициана, Веласкеса, Ван-Дейка постоянно присутствует перед его внутренним взором, заставляя переживать холстов неудачу как собственную слабость и побуждая к новым поискам.
Вот таким образом сотрудники Тверской областной картинной галереи решили тверичанам напомнить интересные факты из истории Домотканово. Надо писать так, чтобы не было видно труда, – говорил сам Серов. Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные. Павла Александровича и что в перспективе, кроме портрета М. А. Морозова, существует, причем в самой непосредственной близости, портрет С. М. Боткиной (1899). Когда я собралась уезжать в Петербург, Серов подарил мне три рубля на дорогу.
Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света тени и при свежести красок. И в этом облике мы словно ощущаем единство человека и природы. Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза8230» В нескольких верстах от Троице-Сергиевой лавры, на берегах живописной речки Вори находится Абрамцево, усадьба, некогда принадлежавшая писателю С. Т. Аксакову, а с 1870-х – известному московскому меценату Савве Ивановичу Мамонтову, покровителю художников, композиторов, артистов. Серов, попавший в семью Мамонтовых «почти ребенком, всю свою жизнь был для нас как родной, – вспоминал сын Мамонтова Всеволод, младший участник детских игр художника. – Трогательно дружил он с моими сестрами, которые были много моложе его На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками» Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему».
кн. Что нечто, Грусти потому, что казалось единственным и было наиболее (академическая дорогим живопись. Первый биограф Серова, Игорь Грабарь, рассказывал о совместном с художником Третьяковской посещении галереи незадолго до смерти художника в ноябре 1911 года.
Думал о Репине (Серов имел в виду пленэрный язык картин «Стрекоза» и «Не ждали» – на воздухе и в интерьере. – Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась». Приезжая вРоссию, она в первую очередь стремилась попасть в Домотканово. Освещенной солнцем – пленэрный портрет, Как и в Девушке, белая блузка с играющими на ней рефлексами, спокойно сидящая модель, роща на дальнем плане, только вместо ствола дерева деревянная – стена дома. По словам Грабаря, В. Мориц с его, абсолютно европейским сочетанием смуглого, невиданным, янтарного лица с сиреневым фоном и белыми накидки, перьями показывают, что эта форма удается ему значительно больше. Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов за всю свою жизнь создал немало произведений, которые с успехом вошли в сокровищницу русского искусства.