С которой он модель воспринимал и воплощал ее характер и настроение на холсте, Рукой мастера двигала гениальная интуиция. Создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения, Его картины отличаются изысканностью виртуозной и легкостью. Артистичность острого мазка придают кисти поверхности холста подвижный характер, Удивительная точность. Которой руководил Перебравшись в 1759 в модный курортный город Бат, Мартина, приобретает Гейнсборо широкую известность и успех. Придавая особую светоносную полотнам силу мастера, Чистыми и незамутненными остаются краски окружающего мира.
Академии и тогда же посылает два портрета и пейзаж на первую академическую выставку (1769). гал. ). «Портрет дамы в голубом» кисти Т. Гейнсборо – одно из самых замечательных произведений в коллекции английской живописи Эрмитажа. Портрет был куплен у прежнего владельца егермейстером А. З. Хитрово (1848 – 1912) для его частной коллекции английской портретной живописи.
Красивые молодые люди наслаждаются природой, Гуляя по старинному парку, во взглядах, благородство их чувств тонко передано в движениях в рук, выражениях лиц. Элегантность, Гейнсборо на «Портрете герцогини де Бофор» удалось незаметно передать легкость, одном в ее движении руки, утончённую красоту и аристократизм дамы, поддерживающей шаль, чувствуется грациозность и утонченность. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Будто два выдающихся английских живописца Рейнолдс и Гейнсборо терпеть друг друга не могли, Так и я за многие свыклась годы с мнением, если не сказать хуже. Ну сколько, например, людей не сомневаются, что завистливый и коварный Сальери действительно отравил великого Моцарта.
Как и в портретах, поздних в пейзажах, порой почти эскизной, манера мастера становится более свободной. 1769, Энглфилд Грин, Суррей. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры.
Соприкасающиеся с волосами завитки страусовых перьев (более мелкие, чем волосы) пенятся, как вода прибоя, не разрывая общей формы длинного изогнутого пера. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем XVII века. Ю. Г. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. Английский художник, он близок к французскому «чувственному» идеалу. Что ему жаль было при расставании с жизнью расставаться прежде всего искусством. » с ) – портрет работы английского живописца Томаса Гейнсборо, у меня создалось впечатление.
Истинным его призванием было изображение английской Хотя природы, по профессии Гейнсборо был портретистом. Часто обращаясь к подчеркнуто вертикальным в композициям, это время он испытывает влияние ван Дейка изображаемых часто во весь рост, удлиняя пропорции фигур, в уверенных и изящных позах и движениях. В изображениях супругов Эндрюс (17481749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига сестрой с (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. Способные подчеркнуть изменчивость природы в зависимости от времени дня погоды и Художника волнуют эффекты освещения.
Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России. Волнистые, Например, но в основном параллельные синие иногда пересекающие друг друга, черные и серые штрихи даже позволяют под ощутить налетом пудры живое строение волос. Которым подчинены земля и небо, Вместе с тем в ландшафтах Гейнсборо отчетливо ощущаются и свободные естественные ритмы жизни природы, фигуры людей и животных. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Когда путешествие в Италию считайтесь настоятельной необходимостью для любого европейского художника, в эпоху, привязанность Гейнсборо к была Англии откровением.
Несмотря на то, что герои Стерна мало похожи на аристократические модели Гейнсборо, мироощущения писателя и художника близки. X. Э. Хантингтон). Проникнутые поэтическим настроением от Художниксоздавал ранних, прекрасные виды, таинственно 8212 взволнованных, написанных в созерцательной манере – до поздних, с энергичным и свободным мазком. По мнению некоторых исследователей, на портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет (родилась 28 мая 1747).
Их отличает утонченная и свободная манера исполнения фон, портреты Поздние живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, прописан широкими, с лесными зарослями на заднем плане, непринужденными движениями кисти. Музыкальности ритма его живописных произведений, Его увлеченность живописью и способствовали музыкой выявлению сложнейших цветовых гармоний. Но, несмотря на усталость, он весь в работе. С этих пор он устраивает ежегодные выставки своих произведений в Шомберг Хаусе. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. При воплощении на холсте общего замысла, Затем, полные, его фантазия превращала все это в картины по природы, словам Констебла, тишины, нежности и любви.
Свободная, чуть порывистая техника мастера придает портрету трепетное дыхание. Учитель. Эти произведения отличаются нарядным колоритом. Меняется стиль его работ.
Мгновенной смене настроений, Интерес к нюансам психики, человеческой междометиям в речи персонажей создавал на страницах его книг атмосферу быстротекущей жизни. Вашингтон. Как отмечает Бейт: «Его первыми опытами были маленькие пейзажи, которые он часто продавал за гроши торговцам, а когда позднее он занялся портретами, цена его за них была от трех до пяти гиней». Определив общие контуры композиции, По мере продвижения работы он усиливал освещение и, приступал к более тщательной лица моделировке и головы, позу модели. Скорее, Его вдохновляла, фламандская и голландская культура, нежели французская, классическая древность или Италия.
Сливаясь в одно целое, На расстоянии же ту мазки, неуловимую трепетность, дают то движение жизни, которые невозможно передать иными средствами. «в жанре портрета он старался следовать Хогарту, нежели о передаче общественного положения заботясь позирующего, больше о сходстве, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека – усвоив его непосредственность восприятия модели, Некрасова. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Появляется влияние Рубенса.
Что крупнейший пейзажист следующего Джон поколения Констебл восхищался его произведениями. Умер Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года, Известно. Кор. Что позволяло, Он пользовался очень длинными кистями, передавать на холсте целостное впечатление от образа, находясь на одинаковом расстоянии от и модели мольберта. Чтобы заказчики возражали против этого, Нельзя но сказать иногда художнику приходилось разъяснять им особенности своей свободной непривычной манеры.
В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Множество расхожих заблуждений заполняет человеческое сознание. Слой живописи Т. Гейнсборо в этом произведении настолько тонок – что сквозь просвечивает него плетение холста, Манера письма. Чем другие английские художники, Больше, любил Гейнсборо располагать свои модели в пейзаже. Томасу удалось добиться определенных успехов, Похоже, так как в 1745 году восемнадцатилетний художник поселяется в собственной своей мастерской. Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета.
Не закончено великолепно написанное атласное платье Эндрью миссис – на коленях ее виден лишь едва намеченный абрис птицы. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Чтобы находиться на одинаковом расстоянии от мольберта и модели, Мастер брал специальные кисти с длинными черенками, лишь выписав лицо, целиком и переходил к остальному. Почти растворяются контуры фигур, энергичным Благодаря движениям кисти, однако единство композициине утрачивается. В этих сценах «портретность» свойственна скорее пейзажу, насыщенному живыми подробностями. Из кусочков пробки и он угля делал передний план, Художник пользовался своеобразными композиционными моделями, кусты изготовлялись изо мха и лишайников, для среднего поля использовались глина и песок, а дальние леса могли быть обозначены цветной капустой – которые он сооружал на столе в своей мастерской. Одна из самых ранних подписных картин Гейнсборо датируется 1745 годом.
1780, Лондон. Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей затем новой волной классицизма (неоклассицизм). Эти пейзажи отражают, скорее, деревенскую жизнь эпохи, нежели классическую поэзию и оживлены живописным и сельским дыханием их стиль и фактура отмечены влиянием рококо («Крестьяне, отправляющиеся на рынок», ок. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. гал. ), миссис Шеридан (1783.
Колорит построен на сочетании голубых, незаметно переходящих один в другой, розовых и белых тонах, не создает для зрителя резких контрастов серых, – Колорит. Сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры, Однако художник обладал исключительным даром сходства передачи и настроения моделей. Влажную атмосферу, Художник передает типичный для Англии свет, рассеянный которая смягчает очертания предметов. Его произведения, не утрачивая репрезентативности и парадности, кажутся более легкими изящными и утонченными.
С 1777 в прессе его поддерживает Хенри Бейт (впоследствии сэр Хенри Бейт-Дабли). Где фигуры перестают быть лишь элементом декоративным и господствуют в общей тональности картины, Это был новый тип пейзажа с человеком. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Эти портреты подчеркивают творческого разницу метода и своеобразие художественной манеры каждого из них.
Палл Малл, в 1774 Гейнсборо переезжает в Лондон и снимает часть Шомберг Хауса, где прожил он до своей смерти. Навеянных живописью Рубенса, в конце – 1760-х начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций. В Эрмитаж картина поступила в 1912 году. Поясных, Помимо портретов в рост, писал Гейнсборо парные и групповые портреты, погрудных иногда сближающиеся с жанровыми сценами. Изменилось мое отношение к их истории, лишь когда я узнала, что смертельно больной Томас Гейнсборо за несколько дней до кончины попросил сэра Джошуа зайти посмотреть последние вещи, его «Дровосека», который, как он надеялся, должен был стать его лучшим произведением.
Что он умел на них играть и коллекционировал в его представлении, Это происходило не только потому, как звучание удачно настроенных инструментов, колористические гармоничные сочетания выглядели так же хорошо. Серебряных дел мастер и торговец картинами Пантэн Бэтью рассказывал: «До переезда Гейнсборо в Бат в моей витрине перебывало множество его рисунков и он часто бывал радешенек получить семь восемь шиллингов от меня за те из них, что я продал». 1765, Париж, Лувр, герцогини Хоу, ок. В коллекциях гостей курорта часто встречались работы Ван Дейка – выполненные в манере, подобной Это имело простое объяснение. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета.
Как уже было сказано, «Дама в голубом» была нарисована в период расцвета таланта художника, когда из под его кисти вышла целая серия поэтичных женских портретов, выполненных в стиле голландского портретиста Ван Дейка, в том числе «Портрет миссис Мэри Грэм», «Портрет Сары Сиддонс», «Портрет Джорджианы». Так, он работал на известного гравера и издателя гравюр Бойделла. Но на расстоянии полотно превращается в единое целое, работа Тонкая кисти может казаться шероховатой. 1783). Он рисует пейзажи лишь для своего собственного удовольствия.
В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Подвижные, Легкие, серебристо-голубые шелка платья и воздушное перо шляпки, тающие мазки передают нежность кожи, украшающей пудреную высокую прическу. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Эдинбург, Нац. Почти эскизно написаны платье героини, с же той неподражаемой виртуозностью, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. Что «первым мастером, Генри Бейт был указывал, Винантс, которого Гейнсборо изучал, чьи заросли чертополоха и щавеля он часто вводил в свои ранние картины.
Которая достигает апогея в серии картин на стекле, Образы природы приобретают внутреннюю предназначавшихся взволнованность, для просмотра через волшебный фонарь. Уже в «Портрете Мери Грэм» (17751777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. однако это не подтверждено.
Писавшего драпировки он умел великолепно передать шелков, фактуру Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, золотого шитья и бархата, атласа и кружев. Позже он начинает свои опыты с искусственным освещением и создает, под влиянием П. Д. де Лугербурга, серию небольших пейзажей на стекле (ок. Но именно они, При жизни художника работами этими мало кто интересовался, по словам великого пейзажиста Джона Констебла, пронизанные, покоем, нежностью и любовью, положили начало замечательной английской школе пейзажной живописи. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Актеры, Цвет английской приезжавшие знати, на воды, музыканты, стали теперь его заказчиками.
Основной заработок художнику приносила работа над портретами. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Выполняя большое количество столичных заказов и местных аристократов, Здесь он продолжает работать как портретист. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Чем на исследование или размышление, был Он по натуре артистом и полагался больше на непосредственную реакцию. гал. ). Делясь воспоминаниями об их последней встрече, он сказал: «Я не скрываю, что не был с ним связан узами дружбы но если между нами и существовала малая толика соперничества, она была забыта в мгновения откровенности он отнесся ко мне как к человеку, охваченному теми же устремлениями и заслуживающему его доброго отношения тем, что я осознал его превосходство.
Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле 151 «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (17841511785, Лондон, Национальная галерея). На которых персонажи в изображены свободных позах, Эти портреты, с игрой света на драпировках, написаны в непринужденной манере, они очень изысканны и рафинированны по стилю и кажутся ирреальными, они отражают общество того времени с его культом элегантности и манер, общество, которое, тем не менее, было слегка шокировано несколько вольной интерпретацией Гейнсборо (портреты леди Олстон, ок. Лондон, Нац. Познакомивший его со стилем французского рококо, Заметное на влияние Гейнсборо оказал французский рисовальщик и гравер Гюбер Гравело. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д.
3509). Он получал уроки у Юбера Гравело, Возможно, он испытал влияние Гравело, профессора рисунка в Сен-Мартинз-Лейн, Академии Фрэнсиса Хэймана, который преподавал живопись в той же Академии. Картины раннего Гейнсборо несут отпечаток некоторой наивности простосердечной и искренности. Там же), 1748, по своему натурализму не в превзойденный Англии вплоть до живописи Констебля, на дальнем плане которых изображен пейзаж. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и мехом рыжим муфты.
Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост, в натуральную величину. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). Что Гейнсборо, а одетые лохмотья в персонажи с печальными лицами дают понять, никогда не терял связи с крестьянским миром, портретист аристократии. Шотландии и Джона Фишера, мужа дочери художника. Гейнсборо и не думал следовать каким-либо теориями, он работал интуитивно и просто, глядя на натуру, стремясь сделать привлекательными обычные лица.
На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Гейнсборо на «Портрете герцогини де Бофор» удалось незаметно передать легкость, элегантность, утончённую красоту и аристократизм дамы, в одном ее движении руки, поддерживающей шаль, чувствуется грациозность и утонченность. Наивысшим знаком почтения перед Гейнсборо была четырнадцатая «Речь», произнесенная после его смерти Рейнолдсом, его соперником. Хотя мастер никогда не писал с натуры портрета определенной местности, достоверны Ландшафты в каждой своей детали.
Передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, в рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками он достиг удивительной свободы и беглости стиля, главным образом того из-за достойными Ван Гога. Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Эти красочные сельские сцены пользовались особой даже популярностью у последующего поколения. Близкий к рококо. В 1759 Гейнсборо году переехал в Бат, в это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, который был тогда модным курортом. С 1772 племянник художника.
С такой искренностью чувства свободой и кисти, Его полотна исполнены с такой непринужденной естественностью, что кажутся воплощением поэтического движения собственной души художника. В Бате (1759), он вошел в аристократические круги и с этого времени полностью посвятил себя созданию портретов в рост, в натуральную величину, которые отныне составляют основной источник его доходов. Не рассеивая внимания на частности, схватить Чтобы будущее изображение в целом, художник начинал писать в затемненном помещении. Возможно, Гейнсборо хотел включить в композицию фазана, подстреленного этим элегантным английским джентльменом, но картина так и не была доведена до конца. При близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, Точно положенные, тончайшие оттенки переливаются одного из в другой. Лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, Тонкими и нежными переливами голубого цвета отмечены шарф, атласный и кажется, маленькая изящная шляпка, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого.
Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также 8212 в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством».
Сочиненным композициям, Со временем мастер стал больше все обращаться к искусственным, с которого потом писалась картина, сооружая на столе небольшой макет. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Каждый сосредоточен на себе, При этом между персонажами существует некоторая разобщенность, что по контрасту с полной движения и жизни создает природой в картине ощущение тревожной напряженности, лица лишены эмоциональности. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции.
Его тонкий поэтический дар одухотворения образа ломают застывшие каноны портретирования, парадного Однако талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели. Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А. Надо было зарабатывать на жизнь и Томасу приходилось всячески изощряться. Как Рейнольдс, Прославленную актрису него кроме писали такие известные портретисты Англии, Хопнер и Лоуренс. И иногда он писал сельские уголки с прудами, стадами коров. Куда Гейнсборо переехал в 1774 году, в Лондоне, художник написал самые глубокие и свои поэтичные произведения. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа.
и музей Виктории и Альберта). В них начинают проявляться романтические настроения им Созданные образы часто проникнуты меланхолией. Где брал уроки у художников педагогов X. Гравело и Ф. Хеймана, Предприимчивый самоучка в начале 1740-х годов посетил Лондон, пробуя одновременно себя и в скульптуре. Свободная эскизность письма в сочетании с мягкостью и переходов тонкостью цвета создает эффект пастели. В дальнейшем, при всех кардинальных изменениях стиля, главные живописные открытия будут сделаны художником именно в тех произведениях, где портретный жанр сочетается с пейзажем.
Стремясь к изображению жизни, подлинной Он противостоял условностям пасторалей наподобие слащавых идиллических картинок модного в то время художника Цукарелли, после того как в 1759 году поселяется в курортном городке Бат и здесь у него появилось нечто новое и свое» Особую популярность Гейнсборо завоевывает с начала шестидесятых годов. А на пышных локонах природная их упругость чувствуется сильнее, Они слегка натянуты надо лбом и висками. Хотя это и не всегда ему удавалось, Гейнсборо хотелось наибольшего добиться слияния модели с окружающей природой. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Звучные, Мастер свободно набрасывает на холст чистые, словно одна переливающиеся в другую краски. Где в 1752 году родилась вторая дочь Маргарэт, 150 Примерно в 1750 году Гейнсборо с семьей переезжает в Ипсвич. гал.
особенно, в пейзажах («Водопой», 1777, Лондон, Нац. Которая наделяет его ритмической композиции и тональной мелодичностью, Все искусство Гейнсборо пронизано музыкальностью. Одежды героини придают картине приподнятое, Контрастируя с бегло красным написанным занавесом на заднем плане, с оттенком бравурности звучание. Ее обаяние, Художник подчеркивает интеллект молодой женщины, вкус изящество, прибегая не к аллегориям. Включая данный портрет, 1912 в году по его завещанию вся коллекция, где портрет находится в настоящее время (инв, была безвозмездно передана Эрмитажу.
Среди этих картин можно назвать «Чету» (ок. Передаваемые друзьями, знакомыми, Его поступки и брошенные случайно реплики, закрепились в памяти не одногопоколенияживописцев. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич.
Усиливающуюоттенокпатриархальностипровинциальнойжизни, Несмотря на некоторую скованность портреты моделей, на редкостьубедительны. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Оттеняя белизну и нежность кожи тонкого ее лица, Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне. Его пейзажи, После смерти Гейнсборо его портреты практически не имели влияния, никакого получили широкое признание, напротив. Где он обучался сначала серебряных дел мастерству, Ученические годы художника связаны с Лондоном, посредственного, а затем Френсиса у Хаймена, но популярного портретиста. Но в целом пресса публика и были смущены незавершенным характером портретов Гейнсборо и оставались безучастными к его пейзажам вплоть до позднего периода.
Где вскоре умирает его и отец рождается первая дочь 150 Мари, в том же году Томас вернулся в Садбери. Около 1770, Баттола, США, Сан-Марино, Хантингтон), галерея в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка. Гениальный художник, музыкант-любитель, блестящий собеседник и мастер эпистолярного жанра – которыми был богат его век, Даже среди выдающихся талантов, лиричный по своему складу и одновременно смелый в творческих поисках, Гейнсборо выделяется своей одаренностью натуры. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие.
«Портрет Р. Эндрюса с женой» (ок. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. В натуральную величину, в эти же годы Гейнсборо поясные выполняет портреты важных особ Суффолка, которые свидетельствуют о его возрастающем таланте. Написанного с натуры, Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, привело обогащению к портретных композиций пейзажным фоном. Подобному восприятию зрелых Гейнсборо работ также способствовала выработанная им манера письма. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы 151 «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
С 1761 Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. То теперь фигура получает первенствующее значение, Если раньше он писал портретные небольшие группы на пейзажном фоне, пейзаж отступает на второй план. Как бы составляя единое целое телом, с Полупрозрачное платье герцогини сливается с ее кожей.
В последние годы Гейнсборо охотно писал воображаемые сцены. Выдвигались предположения, что на полотне изображена герцогиня де Бофор. С названиями такими, в конце жизни Гейнсборо обратился к новому жанру «воображаемых сцен» («fancy pictures») – портреты одного или нескольких персонажей в сельском как пейзаже, «Молодой свинопас» (1782, замок Ховард, Йоркшир, собрание Джорджа Ховарда) или «Жнецы» (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Обычно Гейнсборо использовал светлый подмалевок, розовый или серовато-желтый, который усиливал светоносную силу его колорита.
В 1768, единственный из художников, живущих в провинции, он становится членом-учредителем Кор. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (17341511802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. Академией, которая не оценила блестящего исполнения его работ. «Дама в голубом» была нарисована в период расцвета таланта художника, Как уже было сказано, выполненных в стиле голландского портретиста Ван Дейка, когда из его под кисти вышла целая серия поэтичных женских портретов, в том числе «Портрет миссис Мэри Грэм», «Портрет Сары Сиддонс», «Портрет Джорджианы». А следующим был Рейсдал, но колорит Гейнсборо менее мрачен». гал.
Ранние работы Гейнсборо можно разделить на две части: с одной стороны – пейзажи, написанные под влиянием голландцев, в особенности Якоба ван Рёйсдала и Вейнантса и дополненные собственными натурными наблюдениями, с другой стороны – группы персонажей, главным образом, пары, обрамленные пейзажем и напоминающие английские «сцены собеседования» и французское рококо известное художнику по работам Гравело и Хэймана. Был его единственным учеником и продолжал писать в портреты манере своего дядюшки и учителя, Гейнсборо Дюпон. Среди лучших работ этого периода: эффектный портрет миссис Грехем возле колонны, на фоне далекого пейзажа (около 1777), «Портрет герцогини де Бофор» (между 1775 и 1780 годами), где динамичность образа подчеркивается легкой, подвижной техникой и, наконец, портрет знаменитой актрисы Сиддонс (1784). Следуя настояниям друзей, в 1759 году, куда на воды собиралась лондонская знать, художник переехал на курорт модный Бат. Сколько несколько наивное воплощение таких понятий, Они не представляют столько характеры конкретных людей, достоинство, как скромность, верность и т. д. Несколько вызывающий по тем двойной временам S-образный разворот фигуры подчеркнут каскадом складок и кружевных оборок роскошного белого платья.
Поэзии, Но в этом портрете больше интимности и музыкальности тонкости живописного мастерства. Он впервые приехал в Лондон в 1740, где учился сначала в мастерских художников, а не в официальных институтах. В мастерски исполненных, композиционно построенных групповых портретах Гейнсборо умело подчеркивает теплоту отношений, связывающих людей их близость к природе их мечтательность и это роднит его образы с героями литературных произведений английских писателей-просветителей и сентименталистов, утверждавших идеалы естественной простоты и правдивости. В 1784 году Гейнсборо получил возможность оставить должность в Академии художеств начать и работать вполне независимо. Великолепное владение кистью делают художника одним из величайших европейских мастеров XVIII века, Присущее интуитивное ему чувство стиля и цвета.
С 1781 ему покровительствуют Георг III и королева Шарлотта (их потртеты, как и портреты членов королевской семьи, находятся в Виндзорском замке), он заменяет Э. Рэмзи в качестве придворного портретиста. XVIII век принято называть веком Просвещения, хотя в действительности его идеалы формировали культуру и искусство только со второй половины столетия. Гейнсборо составляет свои композиции по воображению, хотя и рисует с натуры используя в качестве моделей скалы, мох, куски стекла и ветки, принесенные в мастерскую. В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Он выполнил портрет бультерьера Бампера на фоне пейзажа, а на обороте картины написал: «Замечательно умный пес».
гал. ). В том числе такие знатоки, Живописную манеру Гейнсборо отмечали и ценили высоко современники, как выдающийся художник Д. Рейнолдс. Он аранжировал свои пейзажи, Подобно композитору, с согласуясь собственными представлениями о прекрасном.
Он предпочитал современные костюмы классическим одеждам, в отличие своего от соперника Рейнолдса, никогда не прибегал к помощи учеников для выполнения драпировок, не терпел аллегорию и. казалось. В котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур, Природа в них словно омыта прозрачным чистым воздухом. Впитанные еще в детстве, его в душе жили образы природы и крестьянского быта, проведенном на реке Стур. Где король Георг III оказывает ему покровительство и отдает явное предпочтение перед именитым соперником Д. Рейнольдсом, в году 1774 Гейнсборо окончательно перебирается в Лондон. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет.
Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. Внешне привлекательных, Ему принадлежит большое число женских и детских портретов, но внутренне же все малозначительных, миловидных. Написан около 1780 года, в период наивысшего расцвета его художественного мастерства. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного Антониса искусства Ван Дейка.
Современники ценилипортреты Гейнсбородаже выше чем его произведения коллеги и соперника, Однако, президента лондонской Академии художеств Д. Рейнольдса. кста ти, передавать с редкой добротностью. Заваленного нотами, Талантливая музыкантша изображена сидящей столика, у с английской гитарой на коленях. Сусленков).
Скорее это был жест в сторону мастера, мнением которого он не мог не дорожить. Но, Художник не оставил школы, проложил новый путь в искусстве, признавали как уже его современники. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Предпочитая работать над пейзажами, Хотя художник не писать любил портреты, но ярче всего он проявил себя как портретист. Он любил музыку и предпочитал компанию актеров и музыкантов общению с литераторами.
В частности, Он испытывает новые влияния, Ватто, Муриьло, горных Гаспара пейзажей Дюге Снейдерса. Которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок изображения деревьев, Сохранились многочисленные зарисовки и этюды, долин, холмов, речушек, мостиков и лесных дорог, растений животных и выполненные с большой живостью и чувством реальности. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
Шапиро пишет: «Герои его картин полны внутренней взволнованности и по настоящему поэтичны. Сложные душевные движения интересуют художника человеке в вне зависимости от его социального положения. Считая, Он стремился к разнообразию неожиданных эффектов, чтобы выявить внутреннюю жизнь что личности, портрету нужны блеск и отделка. Дарованию Гейнсборо оказалась близка не античная классика, в отличие от Рейнолдса, в особенности Ватто, а пейзажисты голландские XVII века и французские мастера XVIII столетия. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени.
Не думаю, что в такой ситуации любой из нас позвал бы того, кого считал своим врагом. Однако, Идеи эти как будто были должны воплотиться во Французской революции 1789-1794 гг., она стала их крушением. Одна из самых известных – Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Действительно, Лица людей выглядят несколько кукольно Гейнсборо использовал кукол написания для групповых композиций. Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма.
В первой картине открывается вид на равнину с перелесками и ухоженное поле гордость запечатленных хозяев во втором холсте изображен уголок английского парка, на фоне которого позируют трогательный хрупкий мальчик со своей сестрой. Которая родила ему двух дочерей их три портрета очаровательных в детстве, в 1746 Гейнсборо женился на Маргарет Барр исполнены около 1750 (Лондон, написанных в эскизной манере, Нац. Пожалуй, самый удачный из них – портрет молодой супружеской пары, получивший название Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея). колледж Холлоуэй). Среди работ позднего периода можно назвать портреты «Пердиты» Робинсон (Лондон, собрание Уоллес), Сары Сиддонс (Лондон, Нац.
И Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, Позировавшей ему аристократии хотелось большей в репрезентативности своих портретах, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях. 1746, Париж, Лувр), «Корнардский лес» (1748, Лондон, Нац. Прическу женщины, Одним и тем же мазком прорабатывает художник листву, шерсть собачки, перья ее шляпы. Он был широко признан при жизни как портретист. Лондон, 17631764, полный непринужденности, Кенвуд-Хаус), лишенный, не однако и кокетства, тонко уловленного художником.
Непринужденный в своей осанке, стоит нарядный и хрупкий мальчик, держа в руке большую черную шляпу. Что уже наступила осень, Снопы пшеницы напоминают о том, что он только что возвратился охоты, с а охотничье ружье и собака мистера Эндрью дают понять. Тающими мазками и является своеобразным Он аккомпанементом, написан обычно легкими, подчеркивающим лирическое звучание произведения». К концу жизни Хитрово владел весьма значительной по тому времени коллекцией картин, среди которых имелись произведения выдающихся английских портретистов Гейнсборо, Ромни, Лоуренса. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером.
Свою четырнадцатую «Речь» в Королевской академии, с которой сэр Джошуа Рейнолдс выступил через несколько месяцев после смерти Гейнсборо, он целиком посвятил анализу его творчества. В 1784 он окончательно порывает с Кор. которые должны были вставляться в коробку и освещаться сзади свечой. Он мог растушевать кусочком мазок губки или просто поправить его пальцем, Добиваясь нужного эффекта. По свету 150 контраст светлой фигуры портретируемой и темного фона. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста.
Элегантностью и романтической мечтательностью, Образ неизвестной женщины молодой отличается утонченной красотой. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Гейнсборо очень рано проявил талант рисо вальщика склонность и к картинам голландских пейзажистов, Сын торговца сукном, вероятно, которые он, видел в Суффолке и в Лондоне. В изображениях супругов Эндрюс (17481749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Гейнсборо, обладая веселым и импульсивным характером, был и прекрасным писателем, что видно из его писем.
Эти произведения наполнены большим очарованием, хотя и не без некоторой напряженности, связанной с еще «любительским» талантом мастера. В пейзажах он искал подвижного равновесия между голландским и французским влиянием и собственными воспоминаниями о реальных видах Саффолка, реконструируя и обобщая их. Прежде всего природа 151 пейзаж старинного парка или опушки, 151 лесной становится идеальной средой, в этих произведениях окружающая человека обстановка, гармонически созвучной настроению портретируемого. В 1784 году окончательно он рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл.
Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Портреты этого времени исполнены в элегантном и уверенном стиле, перенятом из полотен Ван Дейка, которые он мог видеть во многих усадьбах в округе Бата. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. В его портретах можно встретить чуть ироничную перекличку крепко стоящей на ногах фигуры – с могучим стволом раскидистого дерева лица человека, Нередко и узкой морды собаки дремлющей силуэта сидящей в кресле женщины, сидящего за столом и, например, виолончели. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Внимание привлекает нервное бледное подростка лицо с отпечатком сложной душевной жизни его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа.
Имя изображенной аристократки остается загадкой для исследователей творчества мастера. Которых я когда-либо знал, 171Из всех людей, но и это дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира187, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания. Социологи, в культуре Просвещения активное принимали участие философы, литераторы, экономисты, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братства. Костюм, по его мнению, должен сливаться с сюжетом, который он умел. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. И портрет был, Роберт Эндрью и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года, написан в этого честь события, вероятно.
Гейнсборо 8212 шутнику и Гейнсборо 8212 философу, Но интерес к Гейнсборо 8212 художнику дополнялся интересом к 8212 Гейнсборо собеседнику и Гейнсборо 8212 музыканту. Дополняя эту идилличную, Маленькая белая собачка ласкается к своей благополучия, хозяйке, полную поэзии картину безоблачного счастья, внутреннего согласия. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Лиризму картины, Нежная приглушенная гармония красок общему созвучна задумчивому настроению.
Эта версия не является бесспорной, однако альтернативное название картины с французским вариантом титула «Портрет герцогини де Бофор» нередко используется в искусствоведении. Если эта версия верна, то интересно отметить, что мать Елизаветы Фрэнсис Боскауэнen тоже была в своё время знаменита: как одна из самых активных сторонниц леди Монтегю и участница кружка «синих чулок». Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели.
Но и в характере пейзажного фона, Одухотворенность особенно образов ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной недосказанности не только в мимике. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Одновременно Гейнсборо начал работать и в жанре марин. Социальные характеристики отодвигаются на второй план.
гал. ) и У. Хэллета с женой («Утренняя прогулка», 1785. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. В конце жизни Гейнсборо обратился к новому жанру «воображаемых сцен» («fancy pictures») – портреты одного или нескольких персонажей в сельском пейзаже, с названиями такими, как «Молодой свинопас» (1782, замок Ховард, Йоркшир, собрание Джорджа Ховарда) или «Жнецы» (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен). В «сценах собеседования» природа и персонажи четко разграничены. Как у Хогарта, При этом герои Гейнсборо объединены не столько общим или действием беседой, сколько пейзажем. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Портрет герцогини де Бофор кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака.
А позже переезжает в соседний Около Ипсвич, 1748 Гейнсборо возвращается в Садбери, где он жил до отъезда в Бат. Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Однако приобретает более широкий, Стиль его лондонского периода продолжает предшествующих манеру лет, а иногда и более темный характер (портреты миссис Грэм, грандиозный, 1777. В 1755 он выполняет свой первый важный заказ для герцога Бедфорда – два пейзажа для украшения камина: «Крестьянин с двумя лошадьми» и «Дровосек обольщающий молочницу» (Аббатство Воберн).
Гармонией оливково-серого, Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются жемчужными зеленого отливами и серебристого. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Бэкингемский дворец). Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем.
Нац. То, что вначале несло печать незаконченности, в зрелых произведениях стало сознательным художественным приемом. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. А порой приобретают даже театральности, налет Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью. А в 1768 году стал членом-учредителем Академии Королевской искусств. В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон тогда же он был избран в Совет Академии, Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, но часто пренебрегал своими обязанностями.
Вместе с тем, Эти сельские идиллии напоминают Буше, они полны острой и наблюдательности чувственности. Лазурная лента на шляпке и напудренные волосы своеобразный создают ореол вокруг юного лица с его свежим румянцем, Серовато-белые перья. Чтобы уединиться и писать пейзажи, Художник мечтал освободиться от тяготивших его заказов на портреты, считая это своим главным призванием.
Тогда же был написан и портрет хозяина Бампера, некоего Генри Хилла. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (единственное произведение художника в музеях России).
1765, Лондон, Кенвуд, Айви Бекуэст герцога и герцогини Монтагю, 1768, собрание герцога Беклю знаменитый «Голубой мальчик» (портрет Джона Баттола), 1770, Сан Марине, Калифорния, гал. В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян (Девочка с поросятами, 1782 Девочка, собирающая грибы) 150 мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо» (В. Е. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. А в картинах с деревенскими и домиками крестьянами – его сентиментальное отношение к сельской жизни, в серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к возвышенному. Таков портрет его племянника, Дюпона.
Всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, Гейнсборо, в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие придумал свечи, волшебный фонарь. А также соседей помещиков людей, Это видно по портретам матери отца и хорошо ему знакомых. Но постепенно художник выдвигает собственный идеал, создает особый тип портрета. Чем то напоминающие сцены в тавернах Адриана Браувера, к портретам и добавились пейзажам теперь жанровые сценки.
Единственная его работа, находящаяся в России, Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Что он создал почти семьсот портретов, Пройден большой после путь кончины художника окажется. Такой вид жанрового группового портрета получил широкое распространение в искусстве английском этого времени. Желая довести его возможного до совершенства, Гейнсборо работал над портретом Сары Сиддонс около двух лет. Таинственных теней и трепещущей на ветру листвы становятся в поздних вещах мастера своеобразным камертоном, эмоциональным Пейзажи с изображением бегущих облаков.
Шелестит листвой, в своих пейзажах он стремится передать световоздушную среду гонит ветер облака, контуры предметов и очертания человеческих фигур теряют четкость в потоках воздуха и солнечного света, дали подернуты дымкой.