Слайд 14Шарлатан в длинной хламиде делает простаку, которого, зовут Любберт («Мастер, выньте камень, мое имя Любберт», – гласит надпись) – довольно распространенное и вот таким образом обезличенное имя в Нидерландах (еще одно указание не всеобщность аллегории), – надрез на коже головы и из этой маленькой ранки вырастает тюльпан -символ обмана. Босх был членом Братства Свободного Духа, По мнению Френгера, еретической секты, называемых также адамитами, возникшей в XIII веке, бурно но развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Весь пространственно-временной мир материального бытия не более чем иллюзия – дурной сон Но Духа, возможно и противоположная интерпретация. Согласно распространенной гипотезе, картина иллюстрирует фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает, сколько сможет». Основное внимание уделено одному из смертных грехов погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия «стяжательство», «корысть», «жадность»), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.
В этом соединении элементов, пожалуй, самое трагическое послание художника. Это, пожалуй, самое дискутируемое произведение Босха. Где красота и изящество фигур лишь – дьявольское наваждение, с одинаковой вероятностью в нем можно усмотреть и обличение греховности телесных побуждений и нечто противоположное, призванное сбить с толку человека. Суть доктрины адамитов – отрицание христианской идеи искупления и возвращение в первоначальное невинное «адамическое» состояния. Недатированный рисунок Леонардо Да Винчи «Аллегория с волком и орлом» мог быть создан под впечатлением от картины Босха «Корабль дураков». Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества «философского камня».
«Северный Вазари» Кароль ван Мандер, соотечественник Босха и автор «Книги живописцев» был не единственным, кого посещали аналогичные мысли при созерцании полотен этого самого загадочного из живописцев эпохи Возрождения, полушутя-полупочтительно именовавшемся собратьями по кисти «почетным магистром кошмаров». Что он писал странные изображения вещей, не «Я отрицаю, но это делалось с единственной целью дать трактовку Ада. Центральная часть триптиха.
Ад – не какое-то особенное место, назначенное для мучений грешников. Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от молитвенной медитации искушал земными благами. Субстанция из которой создан весь мир.
Так возникает один из самых известных ренессансных образов – Narrenschiff – загадочный «Корабль Дураков», бороздящий без руля и ветрил воды притоков Рейна и фламандских каналов В образном смысле «Корабль Дураков» восходит к легенде об аргонавтах, в богословском контексте к идее двух кораблей, соответствующих двум градам – Корабля Господа, правящего к спасению души и Корабля дьявола, влекущего свой экипаж к ее погибели Есть и исторический контекст легенды: философ Мишель Фуко в своем труде «История безумия в классическую эпоху» приводит свидетельство XV в. о том, что в некоторых фламандских поселениях, чтобы избавиться от городских сумасшедших бедняг попросту сажали на старый корабль и вверяли волнам. Антония» – образ демонического начала. Признанный знаток творчества Босха, Felipe de Guevara), придерживался мнения, продавший Филиппу II несколько Босха произведений из своей коллекции, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Что изображенные художником лица не – притязающая на историзм библейская сцена, Складывается ощущение иллюзия, но кошмарная фантасмагория, сон.
В кресле – седовласый простак, над которым производят какое-то действо. Субстанция из которой создан весь мир. Грехи несут их по бесконечному кругу. И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Так это или нет – сказать, сложно тем паче, о столь эксцентричных богослужебных практиках мы знаем из текстов христианских авторов т. е., не факт, что обвинения эти справедливы Т. е., «Сад» воспринимался как своего рода вселенский свальный грех, в котором участвует каждый сегмент материального бытия. Окружённый золотым сиянием, За лихорадочной людской суетой сверху наблюдает отстранённо Христос. Так Отто Френгер высказывает предположение, что «Сад» Босха – образ тысячелетнего царства, безгреховного ars amandi, проповедовавшегося «Братьями свободного духа», т. е., еретиками-адамитами. Наконец, высказывается совсем предположение, что картина венецианца Джорджоне «Три философа» представляет собой зашифрованный портрет трех живописцев: Джорджоне, Леонардо и Босха изображенного в образе восточного мудреца.
Из центральной части которого выглядывает неизменная босхианская сова – откуда бы ей, Посреди него антропоморфный высится фонтан, взяться здесь, дьявольской птице. Выше – блудница с игральной костью на голове и кролик (символ похоти), несущий грешника, как пойманную добычу, на каком-то багре с острыми крючьями. Следующие за возом в чинном порядке, Владыки светские и духовные, что это сено и так принадлежит им, не вмешиваются в свалку и за распрю сено лишь оттого, они повинны в грехе гордыни. Когда дьявол, Босх изобразил «земное» искушение святого Антония искушал земными благами, отвлекая его молитвенной от медитации. Уроды пожирающие друг друга, Повсюду течет жизнь, яйцо с трещинами, ящерица с тремя головами в болоте, в котором гнездятся птицы Из чернеющего провала прямо под ноги Христу и Адаму Еве выползают затейливые босхианские монстры – лишенная райского покоя и совершенства.
Возможно, это намек на занятия алхимией. Который в те времена входил в состав Бургундского Босх герцогства, жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Как вы понимаете, Это, однообразного пейзажа разместилась компания из четырех человек, сближает образ Бога-Творца с образом Сатаны или вовсе отождествляет Посреди их унылого. Предмет используемый не по назначению либо находящийся не на месте своем в живописи Босха – указание на противоестественность греха – хитрости в данном случае. Этому ощущению способствуют и отрешенные, будто бы грезящие образы Христа и св.
Принятосчитать, что триптих посвящён св. Большая частьработБосхавскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Действительно ли это рай или только зловещая пародия на него.
Это странный рай. Сводящаяся к обличению азартных игр – об этом судить можно по разбросанным здесь картам и игральным костям, Слайд 39 Рядом - группа персонажей. Собственно, она и носит название «Сад земных наслаждений».
Музыкальные инструменты у Босха встречаются довольно часто. Центральная доктрина этого учения – т. н. Уж не зришь ли ты летающих призраков подземного царства. Лишена искушения, Но эта мировая оргия абсолютно лишена эротической лишена конкретности, экстаза. Она была продана работорговцами Евсевию, который, возможно и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств.
Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. В верхнем регистре картины знакомый – нам по другим работам Босха пожар, Слайд 43 Наконец, уходящий за горизонт, простирающийся до пределов Ада, в беспредельность. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Следовательно, Материя воспринимается как зло, однозначное злом является и творение материального мира. Лютня стоит на нотном сборнике.
Что сама чувственность если не исчезает вовсе, Концентрация чувственно окрашенных образов столь высока иллюзией искушения, то сюжетной становится формальностью. К стволу орешника прикреплен вымпел розоватого цвета, Самое зримое выражение этой идеи – рисунок Босха «Слышащий лес и зрячее поле» серьезный аргумент в пользу «гностической версии» и изображение Иеговы на левой внешней створке триптиха «Сад земных наслаждений», знак неверных, а у основания этого вымпела изображен перевернутый полумесяц, шире – знак – ереси неуловимо напоминающее босхианских сов Но вернемся к «Кораблю дураков». Братство, посвящённоекульту Девы Марии, занималось иделами милосердия. В верхнем регистре – картины знакомый нам по другим работам Босха пожар, Наконец, уходящий за горизонт, простирающийся до пределов Ада, в беспредельность.
Суетность и отвлекают человека от благочестивых помыслов, Эти инструменты символизируют всегда праздность. Закованный в латы монстр через щели в забрале подсовывает грешнику чернильницу и перо. Естественно, художник в этом контексте предстает в роли еретика. Скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери, в той же было капелле совершено и отпевание живописца. Горизонт затянут голубоватой обманной дымкой. Музыкальные инструменты у Босха встречаются довольно часто. Суть доктрины адамитов – отрицание христианской идеи искупления и возвращение в первоначальное невинное «адамическое» состояния.
Настойчиво повторяемые художником образы прозрачных шаров, колб, стеклянных трубок, равно как и столь же частые изображения ягод и плодов, возможно, связаны с каббалистическим образом «оболочек» – т. н., «клипот», демонических скорлуп, рассеивающих божественный свет и питающих материальное бытие. У Босха эта птица указывает на незримое присутствие Сатаны, подлинного Князя мира сего. Центральная доктрина этого учения – т. н. Что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, Современные учёные пришли к выводу, найти его истоки и предприняли попыток множество объяснить его значение, дать ему толкование. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Странное дело, это вовсе не развеселая кабацкая песенка, как можно было бы предположить.
Пространство утрачивает всякую связь с реальностью – головы и торсы выступают из мрака и во мраке исчезают, же Композиция полотна противоречит всем живописным канонам. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп. Тебе открыты и бездны алчного Плутона, я думаю, если ты мог так хорошо написать своей рукой то и жилища ада, что сокрыто самых в недрах преисподней».
Естественно, художник в этом контексте предстает в роли еретика. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Были шарлатаны, Действительно, – сами или с ассистентами, занимались которые такими операциями, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. «Что означает, Иеронимус Босх, этот твой вид, выражающий ужас и эта бледность уст. Тебе открыты и бездны алчного Плутона, я думаю, если ты мог так хорошо написать своей рукой и то, жилища ада, что сокрыто в самых недрах преисподней».
Символизирующих похоть и гнев, Чуть ниже – вокруг источника мчатся всадники на животных, – кабанах, на львах, быках, единорогах, лошадях. Грабившим церкви и совершавшим иные святотатства, у Тундала вести корову узкому по мосту приходится грешникам и объясняется потир, чем вероятно, зажатый в руке босховского персонажа. Надетый на шест, к сексуально окрашенным символам можно отнести и пустой горшок и с тарелку вишнями на положенной поперек бортов доске.
Высказывались предположения о связи Босха с ересью адамитов (Братство Святого Духа), докетизмом, религиозными учениями катаров и альбигойцев. Что Иероним Босх сделал с благоразумием и И достоинством, то, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Так или иначе, всё это ереси гностического толка, восходящие к манихейству. В моду входит сочинение Кораблей, чей экипаж, состоящий из вымышленных героев, олицетворяющих добродетели, пороки или социальные типы, отправляется в символическое плавание оно обещающее персонажам встречу со своей судьбой либо с правдой о самом себе. В эту же дыру испражняется золотыми монетами еще один грешник. В центре композиции благословляющая кисть руки с игральной костью на кончике пальца.
Выше – трон самого Сатаны и сам птицеголовый Люцифер, восседающий на нем. Бесы на картине Босха никак не способны повредить – святому они сведены к игрушечным размерам и вовсе не кажутся пугающими, Характерный нюанс. Мы видели изображение лютни в «Возе сена» и в «Корабле дураков». Ад – это материал, субстанция.
Значительноеколичество символов Босхаявляются алхимическими. Но босховская игра со словом «сено» существенно глубже. В таком случае в юноше можно видеть из одного пяти тысяч обращённых в истинную веру стараниями святой. Что здесь изображена другая почитаемая святая дочь короля Португалии Либерата, Некоторые исследователи предполагают, что стала невестой распятая Христовой, по приказанию отца-язычника за то.
В соответствии со сведениями, сохранившимися о жизни художника в городском архиве, в 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Слайд 2«Что означает, Иеронимус Босх, этот твой вид, выражающий ужас и эта бледность уст. Так в пространстве инферно соединяются четыре первоэлемента из которых состоит мир: земля – почва ада, вода – лед, по которому скользят грешники, воздух, символизируемый ветряными мельницами и адское пламя, заполняющее горизонт. Если средневековый теолог XII в. Гуго Сен-Викторский называет причиной всех грехов Гордыню, то в XV-XVII в. ситуация меняется, – теперь уже Безумие (или Глупость) верховодит пестрым собранием человеческих слабостей.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Что в этом городе художник и прожил всю Большинство жизнь исследователей считают, но в последнее время набирает популярность гипотеза о путешествии Босха в Венецию и знакомстве с живописью итальянского Ренессанса. Учитель:средние Века и Эпоха порождают Возрождения мысль о своеобразной иерархии человеческих пороков. Мы видели изображение лютни в «Возе сена» и в «Корабле дураков». Чтобы эти мысли избыть адамиты в числе прочего устраивали массовые ритуальные оргии. Существовало поверье, в Средние века и некоторое время позже, что в человеческой голове есть лишние какие-то камни, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, наросты. Вероники Подобная трактовка образов может быть истолкована как влияние учение еретиков-докетов (от dokeo – казаться), утверждавших, что материальное воплощение Христа было лишь видимостью. Впрочем, это лишь гипотезы, а сколько-нибудь достоверные сведения исследователям приходится добывать непосредственно из анализа содержания картин «магистра кошмаров», чья прихотливая символика открывает широкое поле для самых причудливых и разноречивых интерпретаций.
Философ Мишель Фуко в своем труде «История безумия в классическую эпоху» приводит свидетельство XV в. о том, что в некоторых фламандских поселениях, чтобы избавиться от городских сумасшедших бедняг попросту сажали на старый корабль и вверяли волнам – бороздящий без руля и ветрил воды притоков Рейна и фламандских каналов в образном смысле «Корабль Дураков» восходит к легенде об аргонавтах, Слайд 17Так возникает один из самых известных ренессансных образов – – Narrenschiff загадочный «Корабль Дураков», соответствующих двум градам – Корабля Господа, в богословском контексте к идее двух кораблей, правящего к спасению души и Корабля дьявола, влекущего свой экипаж к ее погибели Есть и исторический контекст легенды. Так на гравюре Джулио Компаньолы (1509 г. ), «Мудрец, смерть и дьявол» последний являет себя в образе вполне босхианского монстра. Чьё объёмное брюхо свидетельствует о чревоугодии, Справа несколько монахинь накладывают сено в мешок под наблюдением сидящего столом за монаха. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника самым к разным религиозным и философским направлениям. Полностьюотринувшим божественные установления ибезразличным кучасти, Род людскойпредстаётпогрязшимвгрехе, уготованнойемуВсевышним.
Слайд 17Так возникает один из самых известных ренессансных образов – Narrenschiff – загадочный «Корабль Дураков», бороздящий без руля и ветрил воды притоков Рейна и фламандских каналов В образном смысле «Корабль Дураков» восходит к легенде об аргонавтах, в богословском контексте к идее двух кораблей, соответствующих двум градам – Корабля Господа, правящего к спасению души и Корабля дьявола, влекущего свой экипаж к ее погибели Есть и исторический контекст легенды: философ Мишель Фуко в своем труде «История безумия в классическую эпоху» приводит свидетельство XV в. о том, что в некоторых фламандских поселениях, чтобы избавиться от городских сумасшедших бедняг попросту сажали на старый корабль и вверяли волнам. Лютня проросла арфой, струны что пронзают его тело насквозь, распят так – на этой арфе распят человек – еще один грешник, Босх создает поразительные и по-своему очень красивые гибриды. Символы меняли значение в зависимости от контекста, Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, от фольклора до ритуальных представлений, они по-разному трактовались в разных от источниках мистических трактатов до практической магии. «манихейский дуализм».
Собственно, она и носит название «Сад земных наслаждений». Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Чтобы эти мысли избыть адамиты в числе прочего устраивали массовые ритуальные оргии. Туда опускается человек, наполовину заключенный в голубой прозрачный пузырь (символика прозрачности греха). Самое зримое выражение этой идеи – рисунок Босха «Слышащий лес и зрячее поле» серьезный аргумент в пользу «гностической версии» и изображение Иеговы на левой внешней створке триптиха «Сад земных наслаждений», неуловимо напоминающее босхианских сов Но вернемся к «Кораблю дураков»: к стволу орешника прикреплен вымпел розоватого цвета, а у основания этого вымпела изображен перевернутый полумесяц, знак неверных, шире – знак ереси. Босх подчеркивает, что люди не могут слезть с этих животных, – один заламывает руки, в отчаянии откидываясь назад. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» алхимию, астрологию, чёрную магию.
Возможно, в центре, рука которого пронзена кинжалом изображение шулера, на груди у него – скат и как в «Искушении св. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. Лютня проросла арфой, что струны пронзают его тело насквозь, распят так – на этой арфе распят человек еще – один грешник, Босх создает поразительные и по-своему очень красивые гибриды. Весь пространственно-временной мир материального бытия не чем более иллюзия – дурной сон Духа, Но возможно и противоположная интерпретация. Земля – почва ада, воздух, по которому скользят грешники, символизируемый ветряными мельницами и адское пламя, заполняющее горизонт – вода – Так лед, в пространстве инферно соединяются четыре первоэлемента из которых состоит мир. Слайд 40 Здесь же – ряд изображений, которые получили даже специальное название, – «Музыкальный Ад». Лютня стоит на нотном сборнике. Что Босх, Можно предполагать из всех музыкальных инструментов признает только орган – церковный инструмент, в согласии с тогдашними общепринятыми христианскими воззрениями, достойный Бога, в отличие от лютни, волынки, арфы предназначенных для плоть услаждающих песенок, мадригалов. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом.
Суетность и отвлекают от человека благочестивых помыслов, Эти инструменты всегда символизируют праздность. На голове у шарлатана – перевернутая воронка. Выстраивается понятийная цепочка «земные блага» (а равно и весь материальный мир) «воз сена» «ничто». Предмет используемый не по назначению либо находящийся не на своем месте в Босха живописи – указание на противоестественность греха – хитрости в данном случае. В этом соединении элементов, пожалуй, самое трагическое послание художника. Внизу слева мальчик за ведёт руку мужчину в некоем подобии цилиндра на голове, вымогая подаяние – который притворяется слепцом, Алчность заставляет людей лгать и обманывать.
Так, Симфориан Шампье слагает Корабль государей и бранных подвигов дворянства (1502) и вслед за ним, в 1503 г., Корабль добродетельных дам создаются Blauwe Schute («Голубой Корабль») Якопа Ван Устворена (1413), Narrenschiff Себастьяна Бранта (1497), стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» К этому образу отчасти восходит и плавание героев Франсуа Рабле к оракулу Божественной бутылки а романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Другой источник: «Золотая легенда» Якова Ворагинского, очень распространенная в Средние века, особо красочно рассказывала о двух искушения святого – на земле и в воде. Возможно, в центре, рука которого пронзена кинжалом изображение шулера, на у груди него – скат, как и в «Искушении св. У него на коленях какая-то бумага, видимо, договор с дьяволом о продаже души.
Так Отто Френгер высказывает предположение, что «Сад» Босха – образ тысячелетнего царства, безгреховного ars amandi, проповедовавшегося «Братьями свободного духа», т. е., еретиками-адамитами. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Где красота и изящество фигур – лишь дьявольское с наваждение, одинаковой вероятностью в нем можно усмотреть и обличение греховности телесных побуждений и нечто противоположное, призванное сбить с толку человека. Так это или нет – сказать, сложно тем паче, о столь эксцентричных богослужебных практиках мы знаем из текстов христианских авторов т. е., не факт, что обвинения эти справедливы Полотно «Искушение Святого Антония».
Греховна не сама плоть, а лишь мысли о плоти, мешающие духовному пробуждению. Иллюзорной, Водоем на заднем плане – источник вечной молодости, – недаром в нем помещается причудливое архитектурное сооружение, разумеется, слегка напоминающее своей формой и цветом птицеголового с Люцифера правой створки триптиха. Живший в XVII в. и хорошо знавший картины Босха, Josй de что Sigьenza), будь его живопись еретической, считал, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Кроме молящегося на верху воза ангела, Никто, ни того, не замечает ни присутствия, Божественного что телегу влекут демоны. Вновь мы встречаемся с голубым цветом, символизирующим обман (Сатана – «отец лжи»). Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы набитый соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут. Что «Сад» Босха – образ царства, тысячелетнего Так Отто Френгер высказывает предположение, проповедовавшегося «Братьями свободного духа», безгреховного ars amandi, т. е., еретиками-адамитами.
Как вы понимаете, однообразного Это, пейзажа разместилась компания из четырех человек, сближает образ Бога-Творца с образом Сатаны или вовсе отождествляет их Посреди унылого. Что Босх, Можно предполагать из всех музыкальных инструментов признает только орган – церковный инструмент, в согласии с тогдашними общепринятыми христианскими воззрениями, достойный Бога, в отличие от лютни, волынки, предназначенных арфы для услаждающих плоть песенок, мадригалов. Ад – это материал, субстанция. Искусствовед Лотте Бранд Филип утверждает: «Босх использует каноническое изображение, но при этом меняет его значение на противоположное». Высказывались предположения о связи Босха с ересью адамитов (Братство Святого Духа), докетизмом, религиозными учениями катаров и альбигойцев.
Полые внутри деревья, Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах зубчатые башни, являясь символами Ада, пожары, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн это ещё эмблемы и чёрной магии и дьявола. Существовало поверье, в века Средние и некоторое время позже, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, наросты. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Вот изображение на центральной створке: на фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Но обратите внимание на деталь: «Несение креста». Босх изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями.
Под троном Сатаны – отверстие, ведущее в адские пропасти. Были шарлатаны, Действительно, – сами или с ассистентами, которые такими занимались операциями, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Уж не зришь ли ты летающих призраков подземного царства. В центре композиции благословляющая кисть руки с игральной костью на кончике пальца. Она придавила еще одного обитателя Ада, того, Кроме на заду которого помещена нотная запись. С горланящей песню компанией на палубе всё ясно. На голове у шарлатана – перевернутая воронка.
Искусствовед Лотте Бранд Филип утверждает: «Босх использует каноническое изображение, но при этом меняет его значение на противоположное». Полотна Босха представляют собой тайнопись – внятную лишь посвященным и далекую от общехристианских воззрений, теологических Второе. Изображение Змея-искусителя в виде женщины со телом змеиным – наследие позднеготической демонографической традиции. На подъёмном мосту, ведущем в башню, десяток бесов истязают несчастного грешника, посаженного верхом на корову. Чей экипаж, в моду входит сочинение Кораблей, олицетворяющих добродетели, состоящий из вымышленных героев, пороки или социальные типы, отправляется символическое в плавание оно обещающее персонажам встречу со своей судьбой либо с правдой о самом себе. Левый ставень триптиха посвящен теме грехопадения прародителей человечества, Адама и Евы. Так, Симфориан Шампье слагает Корабль государей и бранных подвигов дворянства (1502) и вслед за ним, в 1503 г., Корабль добродетельных дам создаются Blauwe Schute («Голубой Корабль») Якопа Ван Устворена (1413), Narrenschiff Себастьяна Бранта (1497), стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» К этому образу отчасти восходит и плавание героев Франсуа Рабле к оракулу Божественной бутылки И, разумеется, картина Босха. Этому ощущению способствуют и отрешенные, будто бы грезящие образы Христа и св.
Дело в том, что в старофламандском языке слова «сено» и «ничто» – это омонимы. Она придавила еще одного обитателя Ада, Кроме того, заду на которого помещена нотная запись. Шарлатан в длинной хламиде делает простаку, которого, зовут Любберт («Мастер, выньте камень, мое имя Любберт», – гласит надпись) – довольно распространенное и вот таким образом обезличенное имя в Нидерландах (еще одно указание не всеобщность аллегории), – надрез на коже головы и из этой маленькой ранки вырастает тюльпан -символ обмана. Художник заполняет пространство пожарами апокалиптическими и руинами архитектурных построек.
Здесь же – ряд изображений, которые получили даже специальное название, – «Музыкальный Ад». Ему, начинаяот оформления праздничныхшествийиобрядовыхтаинствБратства заканчивая и написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св, поручались разнообразныезаказы – какживописцу, Вархивных документах имяБосхаупомянутонесколькораз. Присутствие падающеговобморокперсонажане разъясняет противоречий сложнойиконографиикартины.
Это, пожалуй, самое дискутируемое произведение Босха. Следовательно, Материя воспринимается как однозначное зло, злом и является творение материального мира. средневековыйчеловекполучализ разнообразныхсимволов, которыми изобилуют картины Босха. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы «основами морализирующей философии». Тайным хранителем которой являлся Босх, Если довериться гипотезе о гностической традиции, подлинный источник которой творение ветхозаветного бога – Иеговы Тогда вездесущая сова не просто присутствует в мире, то вся материальная – реальность область духовной смерти, незримо наблюдая за человеческими грехами, но выражает саму идею материального бытия искушающего и поглощающего душу.
Эта рука тоже пронзена ножом – символ милосердия Спасителя, отвергнутого грешниками. Выше – блудница с игральной костью на голове и кролик (символ похоти), несущий грешника, как пойманную добычу, на каком-то багре с острыми крючьями. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Населяющих воздушную стихию, устойчивым к образом средневековой демонологии относятся и помещенные в верхней части картины изображения демонов в виде крылатых существ. Девушке из местного богатого и знатного рода, Около 1480 г. он женился на Алейт ван Гойартс ден Мервене. «Северный Вазари» Кароль ван Мандер, соотечественник Босха и автор «Книги живописцев» был не единственным, кого посещали аналогичные мысли при созерцании полотен этого самого загадочного из живописцев эпохи Возрождения, полушутя-полупочтительно именовавшемся собратьями по кисти «почетным магистром кошмаров».
Извлекавшего свои невиданные из образы глубин подсознания, Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, называя его имя и, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Пространство утрачивает всякую связь с реальностью – головы и торсы выступают из мрака и во же мраке исчезают, Композиция полотна противоречит всем живописным канонам. Сводящаяся к обличению азартных игр – об этом можно судить по здесь разбросанным картам и игральным костям, Рядом - группа персонажей. Греховна не сама плоть, а лишь мысли о плоти, мешающие духовному пробуждению. Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Искусство Босхавсегда обладало громаднойпритягательной силой. Сюжет картины восходит к «Жизнеописанию святого Антония», написанному Афанасием Великим и повествующему о том, что в 271 году н. э. Материальное и духовное, Т. е. есть – мир разделен на два несводимых ни к какому компромиссу начала. Горожане, Представители иных сословий крестьяне, клирики хватают охапки сена с воза или за дерутся него. В кресле – седовласый простак, над которым производят какое-то действо.
Полотна Босха представляют собой – тайнопись внятную лишь посвященным и далекую от общехристианских теологических воззрений, Слайд 10Второе. И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Материальное и духовное, Т. е. – есть мир разделен на несводимых два ни к какому компромиссу начала.
Ад – не какое-то особенное место, назначенное для мучений грешников. Слайд 44 Центральная часть триптиха. Эта рука тоже пронзена ножом – символ милосердия Спасителя, отвергнутого грешниками.
Вавилон здесь неслучаен это традиционный для христианства образ дьявольского города, противопоставленный «Граду небесному» – Иерусалиму. Антония» – образ демонического начала. Образы правой створки восходят по всей видимости к тексту XII в. т. н. Юлиане, культ которой весьма распространён в Северной Италии.
Так или иначе, всё это ереси гностического толка, восходящие к манихейству. Возведение бесами исполинской башни очевидное пародийное указание на грехи возгордившегося человечества (Вавилонская башня). «манихейский дуализм». Слайд 22 «Несение креста». Босх изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями. «Видению Тундала», визионерскому произведению, описывающему устройство загробного мира и ада. Вероники Подобная трактовка образов может быть истолкована как влияние учение еретиков-докетов (от dokeo – казаться), утверждавших, что материальное воплощение Христа было лишь видимостью. Странное дело, это вовсе не развеселая кабацкая песенка, как можно было бы предположить.
Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Что изображенные художником лица – притязающая не на историзм библейская сцена, Складывается ощущение иллюзия, но кошмарная фантасмагория, сон.