С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими короноваными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. Приподнятый эмоциональный строй свойствен почти всем произведениям Рубенса. Первое десятилетие его представляет творчества картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Ферма в Лакене (Лондон, Бэкингемский дворец), Возвращение с полей (Флоренция, галерея Питти) переносят на землю горячо им любимой, прекрасной Фландрии с ее цветущими лугами, пышными лесами и журчащими ручьями. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Отмечая в себе мужество жить, Рубенс свой оставил образ последующим поколениям, человеческое достоинство и дух независимости. Подчас убедительной достоверностью вплоть до таких подробностей, Все написано с устрашающей, как когтями содранная львицы кожа на животе охотника.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (портрет Марии Медичи, около 1622-1625, Прадо, Мадрид, Граф Т. Эрендель с семьёй, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Получив их одобрение, Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный будущего эскиз холста и, доверял его исполнение подмастерьям. Но и принесли ему успех и Восемь известность, лет пребывания на Апеннинском полуострове не только определили его художественную манеру, значительно укрепив веру в свои собственные силы. В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе.
В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Медичи Мария ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов.
Столь увлекавший и художника, восхищавший Дух борьбы, где человек бесстрашно сражается с могучими хищниками, воплощен в многочисленных сценах охот. В 1625 г. в его присутствии 21 полотно из жизни королевы было установлено в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Около 1611-18 Рубенс выступил и в качестве архитектора (отмеченный барочной пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене). Пышно встречавшего приезд нового Южных правителя Нидерландов, Однажды по его эскизам была оформлена праздничная декорация целого города Антверпена. В большой мере художник продолжает традиции поздних пейзажей Питера Брейгеля. Где у него был роскошный дом с богатою художественною коллекциею в то своем поместье Штеене, Рубенс жил то в городе, близ Мехельна.
Которые восхищали его, Рубенс никогда не стеснялся тем подражать из предшественников и особенно Тициану с Брейгелем. В картине Блудный сын Рубенс противопоставляет образ заблудшего юноши, просящего корм для свиней у крестьянской девушки (как бы последняя степень падения), всему налаженному существованию деревенского дома с его ухоженным хозяйством инвентарем, орудиями, животными. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви св. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Елену Фоурман, По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. он взял жёны в 16-летнюю дочь друга. Откуда он был выпущен только после долгих просьб жалоб и своей жены, Яна посадили в тюрьму, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку. А потом в Кёльне, Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, после смерти Яна Рубенса и лишь в 1587 г., его семья получила возможность возвратиться родину, на в Антверпен. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Рубенс получил широкое признание и известность. Культура и искусство, география и астрономия история и рассказы приключения, о знаменитых людях – наука и религия, в нем собраны интересные статьи из разных областей жизни.
Ян Рубенс, Его отец, за свою приверженность идеям Реформации в попал опальные списки и был вынужден бежать за границу, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена. В 1620-е гг. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Яростным пафосом ожесточенной борьбы, стремительным вихрем ритмов полна Битва греков с амазонками (Мюнхен, Старая Пинакотека), где сшибаются в апогее страсти всадники, падают окровавленные тела, как бы слышится неистовое ржание разгоряченных коней, предсмертные стоны и вопли раненых. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639). Портреты семьи Рубенса Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи. Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам.
Свежесть и поэтичность импровизации, Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Неисчерпаемое обилие и живость образов, мощный, виртуозная техника, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью истории из героев и в особенности из вакхического цикла. Построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене, Около 1611-1618 Рубенс выступил и качестве в архитектора. Но этот проект и так остался неосуществлённым, Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV. Художник скончался 30 мая 1640 года в Антверпене и был похоронен в церкви св. Не порывал Рубенс и связей с могущественным орденом иезуитов. Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. Напротив, Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, отличающиеся смелой динамичной игрой поэзии светотени, мирного бытия, свежестью и сочностью приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Творчество Рубенса отличается универсальной широтой охвата жизненных явлений. К концу 1610-х гг. В колористическом строе которой выделены яркие акценты, цветовые Использование натуралистической детали для чувственной конкретизации при общем декоративном решении композиции, стало характерным сенсуалистическим приемом Рубенса как мастера барокко. Созданные им в начале 1610-х гг.
Где до сих пор сохраняется в капелле, Якова, гробница, его выстроенной второй женой Еленой, над которой находится картина Рубенса Мадонна с младенцем и святыми им самим к тому предназначенная. Благодаря его помощи Рубенс получил заказ завидный на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. Что и было с исполнено блеском, в 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций XVI в. (Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Сопровождаясь поисками живописно-пластического языка для возможно более жизненного ее воплощения, Передача наготы с здоровым ее чувственным обаянием занимала Рубенса постоянно, однако при сохранении некоего идеального аспекта в общей трактовке. «Философия Жизни» – это познавательный онлайн-журнал. Существенное место в творчестве Рубенса занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелёными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Обширная мастерская художника (в которой работали и крупные художники – А. ван Дейк, Я. и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Как известно, Пейзажные работы составляют драгоценную творческого часть наследия Рубенса, писал он их для себя и не продавал. Видевшего мир в его величественной Разносторонность необозримости, творчества была выражением мироощущения художника, в непрестанном движении, стихийном существовании, становлении и борьбе. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Персей и Андромеда, начало 1620-х гг., – обе в ГЭ Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-20, Старая пинакотека, Мюнхен).
После чего служил пажом графини у де Лялен, Общее образование Рубенс получил в иезуитской коллегии. Образ природы неотделим у него от трудов и забот крестьянской жизни. Историческом, портретном, бытовом, являясь создателем грандиозных алтарей и торжественных помпезных циклов, плафонных бравурных композиций и лирических камерных пейзажей мифологическом, – Художник работал во всех жанрах.
Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. В том числе знаменитому к циклу Жизнь Марии Медичи, Многие из них сохранились, находящемуся сейчас в Лувре. Который тогда был меккой для всех европейских художников, Появление заказов на работу в Риме, позволило Рубенсу разорвать свои обязательства по отношению к мантуанскому провинциальному двору.
Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Он подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворённые портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусств, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635- 1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. Во время своих странствий Рубенс овдовел. Адам ван Ноорт и Отто ван-Вэн, Его учителями по её части были Тобиас Вергагт, особенно последний, работавшие под итальянского влиянием Возрождения и сумевшие, вселить в молодого художника любовь ко всему античному. Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. К 1615-20 Рубенс получил широкое признание и известность.
В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. К тому времени художник был уже давно тяжко болен. В 1640 г. Рубенса не стало. Похищение дочерей Левкиппа (Мюнхен, Старая Пинакотека) может служить примером использования мифологических образов для утверждения собственного эстетического идеала чувственной красоты. Вершиной искусства Рубенса можно считать портрет Елены Фурман в шубке (Вена, Музей истории искусства), в котором найдено удивительное единство индивидуального восприятия обнаженного тела и обобщенного образа в духе античности, так как постановка фигуры идет от античной статуарности.
Его деликатное обхождение мадридским с двором и известным своей темпераментностью мантуанским посланником произвело благоприятное впечатление на герцога Винченцо. В 1621 г. фландрская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса советником своим по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории («Страшный суд» из Старой пинакотеки и «Распятие» из Брюссельского музея изящных искусств), так и на брызжущих безудержной энергией, сочных по палитре, бесстыдных по эротизму сценах из античной мифологии (в Старой пинакотеке «Битва амазонок» и «Похищение дочерей Левкиппа»). Прекрасное знание античной истории, Гуманистическая литературы эрудиция, постоянно служили Рубенсу источником для создания живописных образов, мифологии. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Одно из центральных мест в его искусстве занимает античная тема. Образы античных божеств Рубенс использует постоянно в аллегорических композициях.
У которого и оставался службе на в течение всего своего пребывания в Италии, в 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги. Он посетил Рим и изучал итальянских там мастеров, По поручению герцога, прожив некоторое время в Мантуе, после чего, был послан с дипломатическим поручением в Испанию, где внимательно осмотрел собрание Прадо. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели (влажный блеск глаз, тончайшие нюансы фактуры и цвета кожи и т. п. ). Телесно-розовые, Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один другой, в красно- коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, жемчужно-серые, праздничную и гармоничную красочную гамму.
А. С. Пушкина, Москва). Образованностью и самодисциплиной, Невероятная трудоспособность и огромный живописный талант соединялись в нем широкой с любознательностью. Питер Пауль начал обучаться искусству живописи сначала у Тобиаса Верхахта, Вернувшись на родину после отца смерти подростком, затем перешел в мастерскую Адама ван Ноорта и через четыре года к Отто ван Веену. Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. В подготовке эскизов плафона ему помогал Антонис ван Дейк самый талантливый из его многочисленных учеников, Карла Борромея и практически единолично отвечал за внутреннее её убранство впрочем.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин для Люксембургского дворца в Париже История Марии Медичи (около 1622-1625, ныне- Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Важной художественной проблемой в творчестве мастера стало изображение обнаженного человеческого тела. В 1598 году он вступил в члены гильдии св. Однако только глаза чуть выдают испытываемую им боль.
Зиген, Местом ссылки был ему назначен небольшой городок Нассауского герцогства и где, в котором он и прожил со своей семьёй с 1573 по 1578 гг., вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий художник. Где писал поэтически одухотворённые портреты второй своей жены, Он подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусств, Вена), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635- 1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. Как и в большинстве своих работ, Рубенс показывает здесь, знание анатомии, блистательное мастерство ракурсов, рисовальщика, динамики и пластики человеческого тела. К числу самых последних работ Рубенса относится его Автопортрет (Вена, Музей истории искусства).
Художник обладал великолепным чувством формы, выразительности движения, пропорций. С которой из предыдущих художников эпох мог сравниться только Тициан, в последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бургеров, Возвращение в Антверпен клерикальные молодого, круги и наместников испанских Габсбургов. А в 1600 покинул Антверпен, Луки, отправившись в ради Италию заработка и усовершенствования своего мастерства.
В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств). Но основа для создания мира его художественных образов, Античные сюжеты для Рубенса не повод просто для изображения прекрасных фигур, его мечту о здоровом обществе людей, который призван выразить жизнеутверждающий идеал, живущих в тесном единении с природой и по ее законам. Будучи учеником гуманиста Липсия, в 1605 г. брат Рубенса, занял место библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и молодого пригласил художника в Рим. А в 1600 Луки, г., отправился заканчивать своё художественное образование в Италию, по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев. Благодаря такому подходу освоил он все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.
монументальные религиозные композиции (Водружение Креста, около 1610-1611, Снятие со Креста, около 1611-1614, – обе в соборе Богматери, Антверпен) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Существенное место в творчестве Рубенса занимает Искусство великого фламандского художника Пауля Питера Рубенса относится к драгоценному классическому наследию мировой художественной культуры. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В 1630-е гг. Где тот получил возможность богатейшее лицезреть собрание произведений своего кумира, в 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, а также копировать их, Тициана.
(Сыграли свою роль и хронические задержки с выплатой жалованья. ) В октябре 1608 г. он получил письмо от брата из Антверпена о том, что их мать находится на смертном одре. Строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж), живописи, Виртуозностью Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). И Рубенс родился в городке Зигене в Северной Вестфалии, Его родители бежали родного из Антверпена от преследования испанскими властями. Автопортрет с Изабеллой Брант (1609, Мюнхен, Старая Пинакотека), созданный по случаю бракосочетания, в какой-то мере навеян традицией свадебных портретов идущей от ванэйковской Четы Арнольфини, знакомит с художником в расцвете его жизни. Чье детство и юность прошли в годы тяжелой борьбы Нидерландов за свою независимость против Габсбургов империи Рубенс принадлежал к поколению людей. Во время пребывания в Мантуе Рубенс курировал местную картинную галерею, пополняя её портретами придворных красавиц и выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе.
Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Добавляйте знания и делитесь ими. Преимущественно Овидия, Средства на покупку доставил полученный от испанского короля заказ на 120 иллюстраций текстам к классических авторов. Говорящая о знании привязанности и к своему народу великого живописца, Тщательно охарактеризована каждая малость крестьянского быта. Сначала он поселился в Кёльне, где вступил в близкие отношения с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, Богатство декоративной фантазии, Государственный Эрмитаж, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Санкт-Петербург, Государственный музей искусств изобразительных им. Видя полезность и красоту труда, сельского Рубенс пишет с глубоким чувством уважения крестьянские образы, мудрые начала жизни, открывая в своем народе высоконравственные. Их аффекты от безумного страха до ярости ликования и Рубенс внимательно прослеживает различные проявления чувств человека, но динамикой жеста и пластикой всей фигуры, передавая их не только в мимике.
Картины этого времени отличаются многообразием композиции, гибким линейным ритмом, свежестью светлого, сверкающего колорита. Возвращение с полей (Флоренция, галерея Питти) переносят на землю горячо им Ферма любимой, в Лакене (Лондон, Бэкингемский дворец), пышными лесами и журчащими ручьями, прекрасной Фландрии с ее цветущими лугами. Эти отношения вскоре перешли в любовную связь и нежелательную беременность, которая оказалась достоянием общественности. Кермесса (Париж, Лувр) одно из поздних его произведений, посвященных народной теме, дает панораму веселого празднества фламандского крестьянства, любящего многодневные буйные гульбища. Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «Замок Стен» (1637), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 г. брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру.
начался новый период творчества художника. Колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, в стеновский период живопись Рубенса более становится интимной и задушевной, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме, выдержанных в горячей. «Похищение Прозерпины», «Венера с Адонисом», «Битва амазонок», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Персей и Андромеда, начало 1620-х гг., обе – в ГЭ Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-20, Старая пинакотека, Мюнхен) – «Персей и Андромеда», Из картин этого рода наиболее замечательны. Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена. В октябре 1609 г. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. В Охоте на львов (Мюнхен, Старая Пинакотека) схватка людей и зверей изображена в момент, когда в вихревом движении сбились вместе люди и животные.
В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г. ) музей Рубенса. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Он поспешил на север, но уже не застал её в живых. Сочинителя разнообразнейших сцен и рисовальщика кистью, Феноменальный талант Рубенса композитора, приобретавшими зачастую его эскизы с не заинтересованностью, меньшей был высоко оценен современниками, нежели его полотна. Однако ужасы войны меркнут перед отвагой и героикой увлеченных битвой людей.
Исполнение же картин он поручал ученикам и только иногда, При громадном числе заказов Рубенс чертить успевал одни эскизы, особенно главные, отдельные части, проходил кистью сам.