Находящийся ныне в Государственном Эрмитаже "Портрет актрисы Жанны Самари" – 1878 года обладает (как и многие другие произведения Пьера-Огюста Ренуара) парадоксальным свойством: он нравится решительно. На Третьей выставке импрессионистов О. Ренуар показал 22 свои работы, среди которых был и его шедевр 1870-х годов этюд к большому портрету французской актрисы Жанны Самари. Портрет Жанны Самари, актрисы театра «Комеди Франсез» стал для Ренуара своеобразным манифестом импрессионистического портрета.
«портрет актрисы Жанны Самари» (1877) – одна из картин Ренуара, которую по праву относят к работам, где портрет наиболее отвечает стилю импрессионизма. Огюст Ренуар, портрет актрисы Жанны Самари, 1878 год. Пьер–огюстренуар трижды писалпортретактрисытеатра Комеди Франсез Жанны Самари.
Который слышал это от самой Самари, Актер Дориваль рассказывал со слов Муни-Сюлли, что не успевал даже поздороваться, что Ренуар так торопился к приступить работе. Не от правды, поправим мы тогдашнего педанта, а от привычной живописи. На второмпортрете она изображена настоящей красавицей, но нет в ней уже той непринужденной грации. Ренуар как будто разгадал в ней тайну, и сразу она стала ему менее интересна– он окружил ее Безусловно, коврами, при этом забыв заглянуть в глаза. Он отдалился от нее, углубился в фактуруплатья.
Это скорее общая среда из которой постепенно возникают очертания фигуры. Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст мелкими, разделенными мазками. И, наконец, последний акцент четко прорисованные глаза и губы Жанны Самари. Ведь она вся как будто устремленавперед, можно Даже предположить, что ее душа напротив все еще тянется кнему. Этопортретвполныйрост вдухе классическогопарадногопортрета. Один портрет является жемчужиной собрания московского ГМИИ им.
Но это, пожалуй, не недостаток, а особенность, причем всего импрессионистического искусства, живописного и чувственного, но внешнего и «оптического». Особенно удавались мастеру женские портреты. Тут все оттенки благородного авторитета и робости перед публикой – ней в воплощен весь театр. Безусловно, мне больше нравитсяпортрет 1877 года. А есть художники, которых просто любят.
Об этом упоминает и Жан Ренуар в своей книге. В нем (так же, как и в этюдах) художник создал полный жизни и тепла, грациозный и обаятельный облик Жанны Самари. По счастливой случайности ничего не препятствовало этому – художник и актриса жили по 8211 соседству, на Монмартре. Зрителю становятся видныи понятны не черты характера этой женщины, а скорее отношение художника к этим настроение чертам, его и восприятие, Хотя, скорее всего. Пожалуй, Но это, а особенность, не причем недостаток, всего импрессионистического искусства, живописного и чувственного, но внешнего и «оптического». Никогда не делал строго замкнутого контура, Уже с самых первых своих работ О. Ренуар от отказался рабской привязанности к рисунку, чтобы потом заполнить его краской.
В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку. Огюст Ренуар сделал актрису действительно знаменитой. Чтобы как-то выявить в утопающее общем блеске лицо, Губы и руки художник был вынужден моделировать синим. Озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, Причем Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, которые были свойственны ее душевному облику ее и сценическому дарованию. Наполеон III – племянник Наполеона Бонапарта, Тогдашний правитель, пережил 23 покушения на свою жизнь, мерзейший тип, смертельно боялся 24-го и мэру приказал Парижа оздоровить город. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла перед зрителями. Что она обладает некоей магией, необыкновенной в то время о Жанне писали, весёлым смехом, притягивая к себе всё внимание одним своим появлением на сцене, похожим на звенящий колокольчик. По счастью, она часто играла в пьесах Мюссе.
Говорили, что эти картины написала корова языком. Что с точки зрения психологической школы портрета Ренуара работы достаточно поверхностны, Справедливости ради надо отметить. Который должен был просто перенести картину, эту Посыльный, что она не покрыта лаком, увидел. Но предпочитают издавать репродукции их произведений, о них тоже пишут, чтобы без сложных комментариев и специальных пояснений читатели и зрители сами могли их любоваться работами». Одновременно улыбающаяся и задумчивая, Жанна изображена в зелёно-голубом изысканном платье на розовом фоне. Исключительноразнообразны мазкикраски, положенныекистью Ренуара.
Эти темные окна бездонной женской души, Они одни, кажутся чем-то единственно реальным и незыблемым среди алмазной россыпи красок, обведенные четко контуром и затененные густыми ресницами. Находящегося в России, Для портрета, большого он заставил ее приходить в мастерскую на улице Сен-Жорж. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Точно так же, как он делал тени голубыми, а кожу на солнце золотисто-розовой (находя, что именно таким путем можно верно передать впечатление), он привнес вкусовое начало, которое часто изменяло саму действительность, уничтожая то, что ему казалось неподходящим.
Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. И это взаимопонимание художник смог передать в небольшой картине. Этот своеобразный и всюду повторяемый Ренуара прием чрезвычайно характерен для импрессионизма». О. Ренуар писал танцующих модисток и завтракающих лодочников вовсе не для того, чтобы «изображать современную жизнь», как декларировала литература того времени.
В большинстве своем они недоумевали. Безусловно, он восхищен ее юностью, ее свежестью, ее простыми, но тонкими чертами. Импрессионизм – это не просто новая художественная система, но и особое мироощущение. Улыбаясь своим мыслям, Девушка на мгновение застыла, этот очень изменчивый момент и уловить сумел мастер. Это так приятно – естественный, без претензий, женский голос". Этот небольшой портрет стал и одной из самых известных и привлекательных картин музея, хотя некоторые искусствоведы иногда считают ее даже не самостоятельной работой, а подготовительным этюдом к большому, парадному портрету Жанны Самари.
Нетвнемужени тойлегкости, ни воздуха, ни дымки. На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Глядя нанего и сравнивая с портретом 1877 года, мы сразу видим перемену. Важно передать состояние безмятежности этого удивительного радостного существа, Как всякому художнику-импрессионисту не Ренуару важно точное сходство в портрете.
Но импрессионистический период начинается у него приблизительно с 1875 года, О. Ренуара причисляют к импрессионистам, ресторанов и общественных балов, когда он сцены писал из жизни парижских предместий. Вот таким образом известный художественный критик Моклэр так писал о портрете Жанны Самари: «Там, где ученик Академии написал бы корректное платье, пригодное служить моделью для портнихи, Ренуар создает поэму из шелковистых мелочей, воспринятых чутким и пылким глазом художника и гармонирующих с самим образом привлекательной белокурой актрисы». Схваченный как бы на лету, Как результат – удивительный образ, передающий свежесть красоту и модели и не вписывающийся в традиционные схемы. Ничто.
Вечером в чудесном белом платье и театральном гриме она становилась королевой. Художник очень любил писать женщин и детей, которых он сравнивал с плодами и цветами. Вместо идеальной природы сцены – современной городской жизни, Вместо мифических богинь – нарядные парижанки. Средин них Пьер-Огюст Ренуар. А он отстранился. Взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, Но все это, производит свежее и гармонично в согласованное цвете впечатление. Это сейчас гора Монмартр вошла в состав Парижа.
Просвечивая через тонкий красочный слой, Белый холст, придает розовому цвету особую и светоносность подвижность. Такой художникее видит – мимолетной, в первомпортрете она словно он видение, чувствует, что скоро эта розовая дымка ее чистотыулетучится, летящей. Когда Ольга говорит сестре:8221Боже, (Это противоречивое сочетание цветов отметил и А. Пю Чехов 8220Трёх в сёстрах8221, розовое платье и зелёный пояс. Что видишь и как видишь, Они стремились писать то, будничным явлениям современной жизни в ее непрерывном изменении, к обратившись самым простым. Которые, Ренуар в этом портрете пошел на поразительные контрасты и такую свободу нанесения красок на холст, шокировали или повергали в яростное негодование публику, критиков бесспорно и художников, воспитанных на академической манере письма. Ренуар поднимался по улице Анри-Монье, Направляясь к Самари, обменявшись приветствием с консьержкой, пересекал улицу Виктор-Массе и, поднимался бегом по лестнице и звонил.
Оннаписансовсем иначе. В них острее чувствовал красоты цветение и молодости жизни, Он любил рисовать детей и женщин. Мир его картин – это мир пленительных женщин, безмятежных детей, радостной природы и прекрасных цветов. Наверное, Он воплощал духовную чистоту, ясность и безмятежность в жизни женских образах. Но, самый знаменитый портрет Ренуара – это портрет Жанны Самари. Как обидно, что я не знал ее.
Демонстрирует другой портрет Самари, Жанны Что из этого получалось исполненный специально для Салона. Во всяком случае, глядяна хорошийпортрет, зрительможетпредставить, чтопроисходилодо, чтопроизойдетпосле, какиеотношения сложились междумоделью и художником и весь этот «подстрочник»выстраивает перед зрителем целую историю, а значит, проявляется и характер портретируемого. Собственно, задача портретиста состоитв том, чтобы через изобразительные средствавыразить внутренний мир человека, представитьсвое отношение к нему, показать его сущность, создать его образ, выявив какие-то острохарактерные черты. Фигура артистки чуть наклонена так, Ее лицо в нарисовано анфас, что зритель ощущает ее приближение. Что и сама актриса Франсез Комеди Жанна Самари и очарованный ею художник одинаково увлеченно и радостно воспринимали окружающий мир, а возможно еще и потому. Ренуар стремитсяпередать игру глубоких прозрачных тоновв тени.
"По-видимому, мне здорово хотелось ее видеть. Критик Леруа в насмешку придумал понятие «импрессионисты» от названия картины Клода Моне «Впечатление. Он писан с любовью, огромным желаниеми очень легко. С известной французской артисткой театра «Комеди Франсез» художник познакомился в 1876 году в доме писателя Альфонса Доде. Как он отмечал позже, в феврале года 1877 художник готовился к выставке и, просто затылком почувствовал, стоя спиной ко входу в помещение, что в комнате стало светлее, теплее и радостнее. Снискавшие Ренуару славу великолепного портретиста, Но под кистью этой рождались настоящие шедевры.
Подвижные мазки кисти намечают художника ее плечи уплотняясь, На розовом фоне горят золотистые волосы Жанны Самари, которой актриса слегка подпирает голову, они отчетливо лепят форму руки с золотым браслетом. О. ренуар искал его черты не в утонченных дамах из аристократического общества, Создавая свой идеал женской красоты, модисток и он кухарок, предпочитал им горничных. Он считается одним из импрессионистических наиболее портретов во всём творчестве художника. Вот таким образом горожане могли снимать хорошее жильё за умеренную плату). Именно Ренуар дал Жанне вторую, бессмертную жизнь.
Да и сам Париж выглядел ужасно. А вместе с ними пропали поэтическое и очарование эмоциональность, в угоду вкусам жюри исчезли непринужденность и красочность. Жанна Самаривсе так же лучезарно улыбается нам с холста. Изменилось отношение художника к своеймодели, фон обретаетпрорисовку и отвлекает внимание от лицагероини, хаотично разлетающиеся мазкисменяются более мелкими – и мы замечаем эту перемену преждевсего через обновленную манеру письма:крупные, Скорее всего, она не произошла в модели. Чтобы соответствовать привычным представлениям и иногда Ренуару приходилось наступать на горло собственной песне.
Потому, Наверное, что портрет как-то завоевывает сразу расположение зрителей и становится необычайно мил и дорог. А этюд к портрету был создан в те счастливые минуты, когда вдохновленный моделью художник, не ограниченный необходимостью угождать вкусам заказчика, работал в полном согласии с собой. И актриса тоже была этому рада – ей было 20 лет и никто ещё не писал её. Ведь недаромговорят: глаза – это зеркало души. Маленький портрет из коллекции театра Комеди Франсез написан, вероятно, там. Чем же особенно привлекателен небольшой портрет Жанны Самари.
Сам О. Ренуар никогда не причислял себя к импрессионистам и решительно отвергал основной принцип о К. Моне необходимости точной передачи натуры. Ее отталкивало отсутствие всего, Публика откровенно что смеялась, было привычно видеть в музеях. Восход солнца» (от франц. Он решил облагодетельствовать художника и остатками лака от другой картины покрыл «Портрет Жанны Самари». К числу таких художников принадлежит и «художник радости» Огюст Ренуар.
Непринужденна, ее поза спокойна и гармонична с ее характером– легким открытым и Напервом портрете она свободна. И к нему выстроилась очередь из желающих быть изображёнными на Ренуар портрете, рисовал молодость и красоту. Судяпо ее взгляду на первой картине, она быланеравнодушна к художнику. Изумительной синевы глазами, Ее рыжеватые обрамляют волосы лицо с темно очерченными дугами бровей, прекрасными линиями носа и губ. Весёлой и жизнерадостной и сама она была очень доброй, никогда улыбка не сходила с её лица. Он вошел в историю искусства как «художник счастья». Образы женщин занимали особое место в его творчестве. А. С.
Вероятно, встреча произошла в салоне мадам Шарпантье. Однако обращенные на восток комнаты были очень маленькими. Снова и сноваприходя в музей, Пушкинский и зрительэто безусловно чувствует, чтобы ещераз поймать на себе счастливый взглядЖанны Самари.
Они будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Плотно облегающем стройную фигуру, На портрете из московского музея Жанна изображена Самари в открытом летнем зеленовато-голубом платье. Что выставленный в ГМИИ портрет актрисы лишь 8211 подготовительный этюд к парадному портрету Жанны, Многие специалисты считают, который экспонируется в Эрмитаже. Самый сильный цветовой акцент в картине розовый фон общее определяет состояние всего портрета. Огюст Ренуар написал несколько эскизов к портрету этой актрисы, а сам портрет (в полный рост) создан в 1878 году.
" Ренуар сделал несколько эскизов с Самари в доме ее родителей. Ее светлым, в этомпортрете главнуюроль отдаетлицу художник героини, лучистым глазам, которыеявляются смысловымцентромкартины. Так начинается новый этап в развитии европейской живописи. И вряд ли найдется в мировой живописи много портретов, Но написал он ее портрет, румянец жизни и обаяние человеческого разума, где бы так естественно сочетались мысль и чувство.
На втором – ей словнонеудобно – и в этом роскошном платье, и среди этих ковров. От глаз, лица в туманную розовуюдымку уходят плечи, волосы, руки – всеэто вторично. Впервые художники коллективно выступили против условных принципов эстетических и идеальных норм официального искусства. Ренуару удалось уловить мимолетностьюности, ее прелесть.
Так как квартира окнами выходила на запад и восток, Комната была хорошо освещена только с часу до трех. Стала более гладкой, Манера письма Ренуара изменилась, краски плавно переходят от одного к тона другому. Он всегда рисовал только кистью, выделяя форму в процессе работы, как скульптор. Передо мной репродукция, с ее большого портрета. У каждого был свой темперамент и своя творческая судьба, Каждый из художников-импрессионистов своей обладал собственной художественной манерой. Что это произведение сохранилось, Он послал его на 1879 Салон года и сам потом восхищался чудом.
Нетрудно догадаться, что и здесь Ренуар не находил понимания у современников. Который в правой части обогащен холста энергично положенными мазками синей краски, То же можно сказать и о розовом фоне картины, почти небрежными загогулинами, причем она лежит поверх розового цвета. Вот уж место, где на всем печать скуки. Пушкина, другой же находится в санкт-петербургском Эрмитаже.
Это же неприлично. ) и он гениально снимает противоречие третьим цветом рыжим, 8211 Помилуй, жёлто-рыжей копной её волос. impression-впечатление). Упоминание которых сразу вызывает душевную радость, Среди знаменитых мира художников встречаются имена. Портрет был принят, Сиюминутная цель достигнута, была но в историю искусства Жанна Самари вошла благодаря другой картине.
не может быть более далеким от правды». Вероятнее всего, он переживал фазу внутренней борьбы между природой и мастерской, ему хотелось передать модель во всем беспорядке интимной обстановки, как порой ему необходимо было наблюдать ее при свете рампы. «Знакомая голова очаровательной модели абсолютно теряется на этом грубом розовом фоне. Тогда это был пригород. Жорж Апантье издатель и покровитель Ренуара, познакомил художника с актрисой. 8211 утверждал Ренуар, 8220А потом, что два цвета плохо согласуются, 8211 если видишь, нужно то найти третий 8211 примиряющий8221. "У них меня слишком баловали.
Но обессмертило её не театральное амплуа, не её характер и не её талант. Но тот, в России находятся два её портрета, не столь знаменит и бывает, что хранится в Эрмитаже, актрису что даже не узнают. Этюд ли это или завершенная живописцем портретная – композиция Почему не хочется придавать значение сомнениям. На одном дыхании. Вот таким образом он посещал Комеди Франсез.
Почему он упорствовал и работал в таких скверных условиях. Жанна Самари была театральной актрисой, безответно влюбленной в Ренуара. Ренуару сразу захотелось написать её портрет. Жившие в черте города, Крестьяне, построив на полученные добротные деньги дома за городом, получили значительные субсидии и ушли. В апреле 1784 года в Париже в бывших мастерских фотографа Надара на углу бульвара Капуцинов открылась выставка «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Он оглянулся и увидел Жанну Самари. Фантазии, Но это все –мои догадки, как мнекажется, которые, должны возникать при взглядена настоящее произведение искусства. Во случае, всяком это точно относитсяк импрессионистам.
Это «воздушно-серебристые гармонии, По мнению Якова Тугендхольда, где все струится и вибрирует исключением за темных точек глаз. ЖивописьРенуара превосходна не только в светах, как, например, у Клода Моне. В собраниях Морозовых, Впоследствии оба портрета оказались в России и теперь зритель российский может сравнивать между собой подлинники. Внутреннегомира человека, Ихглавноеразличие явижу втом, чтопервый портрет–этопортретдуши, реален, второйже даже болеематериален, приземлен, внем художник показал лишь внешнююкрасоту. Его также называют одним из наиболее портретов импрессионистических во всем его творчестве.
Что портрет будто соткан из положенных произвольно мастером на холст мазков, Это только кажется, создан в едином порыве. Чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, Трудно представить, составляющих колорит картины используя качестве в основных цветом, активные розовые и зеленые краски. Сочетающую фактурноположенный мазок и лессировку, в результате своих поисков онсоздал не характерную для времени, но своего необычайно выразительную и красивуютехнику живописи. Их задачей всегдабыло передать впечатление, родить в душезрителя чувство импульс.
Всю сущность своей героиниРенуар погрузил в ее взгляд. Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Основные цвета, составляющие колорит картины, 160 оттенки розового и зелёного. Что ему было близко, писал О. Ренуар то, не испытывая никакой склонности к историческим и мифологическим сюжетам. Осталась застылая поза да портретное сходство. Почти целый месяц благовоспитанная девушка сопровождении в своей матери приходила к художнику на Монмартр.
Что К. Моне и Э. Мане и хотя художник в разработке света и красок решал те же он задачи, очень отличается от этих идеологов импрессионизма. И после сеанса меня пичкала ими под разговоры Ее Жанны, мать обожала пирожные, которая была очаровательной собеседницей. В соблазнительном обаянии юных парижанок, Человечность искусства Огюста Ренуара осталась запечатленной в солнечных красках, шумных пикниках и танцах, в веселом многоцветий монмартрского карнавала, в теплоте жемчужной обнаженного женского тела. Ведь ее творчество было не известно за пределами Франции, Вряд ли кто помнил бы её сто лет спустя, несмотря на фантастическую популярность Жанны Самари на Родине. Для него современник (а точнее, современница) всегда были увлекательной сферой художественного впечатления, но в этих, казалось бы, мимолетных впечатлениях он увидел праздник быстротекущей жизни и сияющую радость ее счастливых мгновений. Она некрасавица, но он в ней увидел и изобразилстолько жизни, чистоты и света.
(Небольшое лирическое отступление об этой местности в конце XIX века. И черезглаза мы в этом портрете видим ее душу. Она добра, очень открыта и искренна. О. Ренуар признавался, что едва ли видел актрису на сцене. Местами до небрежности, Стиль работы художника очень свободный, душевной ясности и безмятежности, однако создаёт это атмосферу необычайной свежести. У портрета, жанра, гдедействия кактаковогонет, мнекажется, всеравночитаетсясюжет. «Есть художники, пишет М. Лебедянский, которых многие знают их творчеству посвящены монографии, книги, научные статьи.
По ее ироническому замечанию, художник любил женщин только кончиком кисти. Тогда и были разбиты широкие проспекты, разбиты клумбы, посажены цветы. А зрителей не восхищать перестает очарование актрисы и мастерство художника, Жанна смотрит открыто и непринужденно.
Работая на пленере изучая изменения световоздушной среды, художники отказываются от четких контуров и смешанных цветов, нанося чистые яркие краски отдельными мазками. Деревни же, которые входили в состав Парижа были выведены за город. И тут он чётко понимал, что зелёный и розовый плохо сочетаются друг с другом. В какие-то полдня О. Ренуару пришлось переписать всю вещь.
Постоянное их сопоставление- то полупрозрачных, то плотно положенных, обусловленое движением кисти, лепящейту или иную форму, фактурным построениемизображаемых предметов, колористическимиособенностями конкретного участка картины, -создает ту неповторимую живописность, которой проникнуты полотна мастера. Портрет Жанны Самари из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве можно считать одним из лучших портретов Ренуара. Что ее окружает, Здесь приобретает большее значението, ее причем состояние, все эти вещиникак не раскрывают ее внутренний мир. Различны и позы Жанны. Самари жили на улице Фрошо. Так как нужный достигается тон не на палитре, При этом традиционная палитра часто становится не нужна, а оптическим смешением красок во время создания картины. Он любуется наружностью, но не проникает в душу.
То можно увидеть разнообразие мельчайших оттенков зеленой краски, Если всмотреться внимательно в цвет открытого платья, нанесенных самым свободным образом. Еще одним свидетельством в пользу такого мнения является блестяще исполненный портрет Анриет Анрио на обложке этого номера газеты «Искусство». Художник открыл многогранность внутреннего и внешнего облика и Самари этой работой завершил серию ее портретов. Расписывая тарелки на фарфоровом заводе, Родился Ренуар в портного семье и уже с 13 лет зарабатывал на жизнь. Это портрет, которыйнесет в себе настроение – теплое, весеннее, нежное. Этот портрет Жанны Самари является вторым из трёх.
Ни одной грустной картины, естественное состояние в его восприятии – состояние счастья. Напротив, И, потому ее что освещали лучи заходящего солнца, в гостиной нельзя было писать после трех. Вот этим он достигает полной гармонии. 8211 продолжал художник, 8220Затем, который есть в реальности, 8211 нужно цвет, взять и нанести тоже. 8221 Здесь 8211 изумрудно-зелёный цвет её платья. Он был современен без провозглашения какой-либо программы.
Итак, мырассмотрелидвапортрета ЖанныСамари работы Пьера-Огюста Ренуара. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в разные стороны. Самари обожали, боготворили. Так как краски были еще совсем свежие, Опост Ренуар покрыл не портрет лаком, что художник сделал это из экономии, а посыльный подумал. Ренуар встретил Самари у Шарпантье.
Самари отличалась живостью характера и всегда была душой любой компании. И оттого бытьможет она и беспокойна (а в ее позе мневидится беспокойство и напряжение). Так именно написано в прекрасно изданной Альбертом Скира в 1954 году книге "Ренуар".
Вот что он пишет: "Поговорим о Жанне Самари.