Степан Разин – последняя значительная историческая картина Сурикова, завершившая его творческий путь. Многие замыслы новых картин, о которых мы можем судить по эскизам и наброскам, Сурикову не удалось осуществить в связи с тяжелой болезнью сердца, которой он страдал последние годы жизни. Последняя картина Сурикова, показанная на передвижной выставке (в 1906 году) «Степан Разин».
Последнюю картину Сурикова «Благовещение» зрители увидели в 1915 году.
В самом деле, Суриков считал себя чистым живописцем, мастером рисунка и краски. Он начинает с полуслова, ставит нас на перекрестке событий, откуда можно охватить наиболее обширный круг явлений, уловить связь между множеством исторических сил. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику «начать свое» – обратиться к образам русской истории. Вот боярыня и просит его:Миленький.
Меня всегда красота в этом поражала – сила. С просьбой оценить их, Губернатор заинтересовался судьбой талантливого юноши отослал и его рисунки в Петербургскую академию художеств. Вертикальное расположение холста максимально позволило концентрированно показать небольшое пространство отвесной скалы и усилить ощущение стремительности движения. Но теперь вся как-то обмякшая фигура, Его могучая, его ноги заплетающиеся и так очень красноречиво передают его душевное состояние. Водки ему дал и водкой ноги натер Он в одной холщовой рубахе босиком меня у на снегу сидел. Сказанное характеризует лишь идейно-художественный замысел картины Сурикова. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. Суриков постигал идею русской истории интуитивно, Повторяем, он никогда не ее формулировал словами и не объяснял выбора исторического сюжета для своих картин.
Когда она была выставлена на Передвижной выставке, Над картиной Суриков продолжал работать даже тогда, – рано взбирался утром на лесенку и переписывал фигуру Разина. И нападающие бросались в погоню за победителем и с криком его стаскивали с коня и защитники, мыли в снегу, валяли. Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины в фигуре старика. Когда Меншикова прямо из его роскошного дворца сажают в возок, Другой художник на месте Сурикова предпочел бы момент, эффектный который должен доставить его в далекую Сибирь.
Художник рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность и героизм перехода. Оплатившего все расходы на поездку в Сурикова столицу и его учение в Академии художеств, Кузнецова. Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова-колориста, живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, владевшими художником. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский). Люди прижались друг к другу и составляют тесную группу и вместе с тем каждый погружен в свои мысли, живет своей «отдельной» жизнью, почти не замечая других. В своихкартинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними)обобщенно-типизированные и в то же времянаделенные яркими индивидуальными характерамиобразы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнамСурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины Меншиков в Березове (1883) изображение всесильного временщика пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер.
Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Воплотившегося в живописи Сильвестра Щедрина, Первая треть века под прошла знаком романтизма, Ореста Кипренского, Алексея Венецианова. Там он поступил в Петебургскую Академию. Вскоре после провозглашения Петра II императором состоялось и торжественное его обручение с Марией Меншиковой.
Пьяными гостями, Однако вся эта живая вакханалия с полуобнажёнными девами, устремив взгляд на противоположную стену, музыкантами и экзотическими животными вдруг замирает месте, на где светятся надписи, расшифровать которые по силам лишь иудейскому пророку Даниилу. Тем сильнее было бы вызываемое им отвращение и тем слабее стало бы искомое впечатление психологической драмы, Чем было натуральнее бы это изображение. В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара». Пять больших монументальных картин могут быть названы его шедеврами: это «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1889). Соблюденная в этой картине, Отмечаются историческая верность, тонкая психологическая характеристика каждого членов из его семьи, портретный характер образа Меншикова. В какой другой истории увидим мы государство и народ в этом постоянном разладе и вражде скрытой, то в самом деле, то прорывающейся наружу.
В 1859 году умер отец и семья стала испытывать материальные затруднения. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Там наказывали плетьми. Который "волнуется подобно "шуму многих"", вод в массе народа, Суриков выделяет впечатляющие характеры.
Старообрядцы, Поборники старой церкви – раскольники, величайшим считали грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест, как их называли. Получив заказ на роспись храма Христа Спасителя, в 1875 окончил Академию с золотой медалью и в переехал Москву. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Все получалось не то, не так.
Но героиня не возвышается над толпой, она скорее низвергнута на дно саней и кажется распятой: вытянутые ноги, скованные кандалами, вскинутая рука и неизбежно сопутствующие голгофе осмеяние одними и оплакивание другими. Он поступил в школу Общества художеств поощрения к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. Картина Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена расколу русской церкви – еще одному трагическому событию русской истории. «Суриковский отдых – картина Меншиков в Березове (1883) вызывает восхищение, – пишет Л. А. Говорится о том, в связи с сообщаются этим сведения и о прошлой славе Меншикова под Азовом и под Полтавой и о его грядущих испытаниях словом, запечатленному художником, что предшествовало моменту и о том, что за ним последовало. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Что однажды увидел черную ворону на белом снегу, рассказывал, Суриков и этот образ долго ждал своего воплощения.
Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику. У самого края отвеса – полководец Александр Суворов. Эту картину после представления ее на выставке приобрел меценат Павел Третьяков. Чтобы перед его картиной он свершил свой суд не только над Меншиковым, художник толкает зрителя то, на но и надо всей этой исторической эпохой, не только над Петром. Скорее нет, каждый погружен в свои мысли. Они проиграли в этой схватке и не просят пощады.
Обращенное к нам, а в центре композиции – лицо плачущей девочки в красном платке, с жалобой, просьбой потомкам, о помощи. Выделяются они и своим душевным состоянием. Случайными людьми на императорском троне, Но Сурикова занимала не борьба приверженцев героя его с их противниками.
Как главному герою, в ему, противовес которое среди всех остальных лиц картины выделяется особенной бледностью и худобой, только одна его старшая дочка Мария повернула к зрителю свое личико. В Академии Суриков учился с большим увлечением. «мы с великим увлечением говорили о ней, звучными, самоцветными, драгоценный как металл, красками – восхищались ее дивным тоном, Нестеров писал о картине. Еле уговорил позировать, сидя на снегу.
Тот синтез, в ней-то и лежит то примирение, с где обеих сторон сталкиваются человеческие эгоизмы, которого нет и не может быть в запутанном лабиринте общественной борьбы, где обе стороны одинаково неправы. После выставки 1883 года картина была приобретена Третьяковым и у Сурикова оказались средства, достаточные для поездки за границу. Чтобы чуть приглушить толпу, Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, у края картины, а образ боярыни был яркие ярче. Самые образы из толпы находятся справа. Бенуа. Живописный образ стрелецкой казни возник из эффекта отражения горящей свечи на белой рубахе, Так, а сидящая на снегу черная ворона с крылом оттопыренным дала толчок живописному образу боярыни Морозовой. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Обращенная лицом к Петру, в первой же из них фигура стрельца налево и фигура царя, самого с одной стороны, с другой, представляют как бы крайние полюсы двух борющихся начал.
Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. В роскошных тканях и предметах заметны следы богатства, Действительно, темной избы, вместе и с тем всюду проглядывает убожество холодной. Название картины «Меншиков в Березове» яркой вспышкой озаряет в представлении зрителя все то, что на непосредственный взгляд выглядело как историческая загадка. Безусловно, Личность яркая, но поставившая на карту жизнь свою своих и близких ради корысти, талантливая, власти, честолюбия. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Он происходил из сибирских казаков, родился в Красноярске в 1848 году.
Ответно вызывающих в зрителе обширный круг переживаний, в картине Сурикова одном в образе Меншикова заключен обширный круг идей. Утопая в кричащей роскоши, он ощущает себя властелином мира. Но потом, чтобы отдохнуть, Меншикова начал». То попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя, Когда же через полгода он "в виде исключения" возможность получил уехать за границу. Все выражение в их дико горящих глазах, говорящих о душевной муке. Не проявлял он особенного интереса и к так называемым историческим реалиям, т. е.
Не принимали ничего нового, Но твердо на стояли своем – защищали старые обряды, по их понятиям иноземного. А возле ямы страж ходит. Народного и государственного, Эта трагедия есть столкновение двух начал, в котором во имя целей и предначертаний, стихийного и организующего, часто непонятных, чуждых и даже ненавистных народу, государство разрушает его быт, ломает его волю, гасит душит веру, мысль. Где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева, в – 1856 1861 учился в Красноярском уездном училище. Перед нами семейный в портрет, сущности, а их отец во власти угрюмого одиночества, но дети как покинутые сироты. А. д. меншиков был одним из наиболее сподвижников близких Петра I. Его судьба характерна для петровского царствования. Так упорно собирал подробности обстановки и местного колорита, Недаром так Суриков внимательно изучал портрет своего героя.
По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды. Также на улице же Суриков повстречал девушку, которая послужила моделью для младшей Меншиковой. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. В картине Сурикова в одном образе Меншикова заключен обширный круг идей, ответно вызывающих в зрителе обширный круг переживаний. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних месяца трехгодичный освоил курс. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Солдаты на переднем плане картины заняты спуском – им уже не до шуток. Зрелище заключительного момента драмы, т. е.
Где теплятся лампады и блестят золотые оклады икон, углу, в да и в старательно читающей девушке много патриархальности, словно уцелел кусок седой старины. Я его на снегу так и писал. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Я ему три рубля дал Так на снегу его и писал». Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице. Эпизоды прошлого, Согласно такому пониманию, представляют нечто единственное в своем роде и неповторимое, правда, но это не значит, что и прошлое настоящее различны между собою. В частности в аттических надгробиях, Силуэт Меншикова имеет много с общего сидящими фигурами в классических рельефах. Без наставников, Первая самостоятельная работа Сурикова изображает петербургский пейзаж, появляется в 1870 году, который сильно художника впечатлил при знакомстве с городом.
Первый, Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, был учитель рисования Красноярского уездного училища Н. В, кто обратил внимание живописные на способности Сурикова. Главное на полотне – движение. Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему – «Меншиков в Березове» (1881-1883). Суриков дает возможность зрителю издали окинуть Меншикова одним взглядом.
Но с оговоркой, Петербурга Из пришел положительный отзыв о работах, что стипендия назначена не будет. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Конфликт национальной религиозности с попыткой навязать ей чуждые рациональные формы историка Для важны были не внешние аксессуары события в их документальной точности – но сущность исторического момента. Характеры их, Типы, сжатость, трагические переживания, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая волнующая трогательность – все все, нас восхищало». Суриков принес дань своего творчества и простой народной массе, Впрочем изобразив ее в возвеличив действии, ее могучую силу, а не в страдании. «Две итальянки», Петра в Риме», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей». Прототип его был найден Суриковым на одном из московских рынков.
предметам минувшего быта: утвари, оружию и костюмам. Черный эшафот, красная рубаха – красота. Чтобы подготовиться к в экзамену академии, Сначала он поступил в школу Общества поощрения художников. Здесь им руководил эстетический такт, а также чутье психолога и историка. Но моменты и эпизоды выбраны прошлого им не ради их внешней эффектности, Темою произведений Сурикова является прошлое русского народа, но потому их интересного антикварного аппарата, что они выражают собою самую сущность исторического развития русского народа и его духовных переживании. Что к своему глубочайшему постижению русской истории Суриков пришел бессознательно, только Замечательно, путем художественной интуиции.
Каким же путем идти России – Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его судьбу мрачную и думает вместе с ним. Здесь, в Москве, Cуриков создал свои наиболее значительные произведения "Утро стрелецкой казни" – грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея) Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I – Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. Тормозивших дальнейшее развитие страны, Осуществляя коренную ломку порядков, старых варварскими методами, Петр действовал насильственными, не считаясь ни с какими жертвами. Говорится о том, в связи с этим сообщаются сведения и о прошлой славе Меншикова под Азовом и под Полтавой и о его грядущих испытаниях словом, запечатленному художником, что моменту, предшествовало и о том, что за ним последовало. Пестрое вооружение которых говорит о жизни, Грозному дружины натиску казаков, противостоит сплошная масса разноплеменного войска, проводимой в боях и походах, собранного Кучумом со всех концов Сибири.
Тут и остяки и вогулы и сами татары. Надо признать, что и при подобном ее «чтении» картина производит сильное впечатление, приковывает внутренней значительностью своих образов, покоряет силой, с которой из ее красочного месива выступают и лепятся фигуры и предметы во всей их телесности, осязаемости, красочности. Приготовления к казни закончены. Главным образом на темы, библейские За время учебы Василий писал картины и рисунки, золотые и серебряные, за которые неоднократно получал медали, денежные премии.
Соблюденная в этой картине, Отмечаются историческая верность, тонкая психологическая характеристика каждого из членов его семьи, портретный образа характер Меншикова. Таким образом Господь указал Валтасару на его скорую смерть и крах его царства. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. Благодаря Гребневу Суриков овладел техникой акварельной живописи, в которой впоследствии достиг высокого совершенства. Солдатам, кажется, нет конца.
Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св. Суриков задумал свою первую картину на историческую тему. Необходимо на известное время отвлечься от всего того, Чтобы ближе подойти к пониманию картины и Сурикова разобраться в воплощенном в ней живописном мастерстве и взглянуть на картину так, что нам известно о Меншикове из уроков истории, как смотрели на нее современники Сурикова, когда она в 1883 году впервые появилась на XI выставке передвижников. С гордой осанкой и неотступной думой на челе сидит, Властный старик с беспорядочными космами седых волос и небритым подбородком, откинувшись чуть назад в своем низком кресле в тесной и темной избе. Затем Дрезден, в сентябре 1883 года он с женой и дочерьми двумя пятилетней Олей и трехлетней Леной посещает в Берлин, в Париж, после чего отправляется во Францию.
Приближаясь к переднему плану, движение нарастает. Гребнев. И только написанные с поистине Веласкесовой мощью сидящие на снегу юродивый и старуха-нищенка, эти русские символы, говорят зрителю о том, что история этой страны полна удивительного величия. Картины В. И. Сурикова, Щекотав, 1944 С. Дружинин, М., В. И. Суриков, М., 1950 В. С. Кеменов, Историческая В. И. Суриков, живопись М., 1963. ). Слугой Лефорта, Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, волею случая, а затем, познакомился молодым с Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение. С Меншиковым трое его детей.
Освещенная любимым Суриковым сочетанием света – от лампады холодного и зимнего дневного, Низкая изба, сочащегося из слюдяного оконца. В непокорном старике, с другой стороны, чуждой укладу жизненному прошлого, в тоскующей девушке и в задумчивом юноше выступают черты проснувшейся личности. И рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу, как у рыжебородого, но он также одержим ненавистью к Петру, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства. Снег талый.
Видит, что я пойду пешком в Петербург», – так – решили что я плачу – горел я тогда, Мать какая у меня была. Его заглушила бы атмосфера смерти или застенка8230 Он (Суриков) берет хронологически предпоследний, но внутренне самый важный момент драмы, когда привезенные к месту казни стрельцы среди рыданий близких обмениваются последним взглядом со своим победителем царем. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Академию художеств, Кузнецов 1870 в отправил его учиться в Петербург, где в этом же году Суриков написал свою первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади". О жизни Сурикова рассказывать почти нечего.
Быть может, гнетет его сознание собственного бессилия, невозможность действовать, в то время как враги его предают дело Петра, губят Россию. Что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего и нелепым выглядит этой в темной избенке богатый парчовый наряд Александры. Толпа тормозит бег саней, стеной преграждая улицу. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Тогда все сбивалось в кучу. Суриков и во вражеском видит стане заслуживающие внимания черты, Прославляя мужество русских, отмечает самобытную красоту "инородцев".
Длившуюся два месяца, в середине декабря 1868 года с Кузнецова обозом Суриков отправился в дорогу. Они проиграли, но не просят пощады. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Quotдопотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова, По словам Чистякова, что мозоли не успел написать в картине", за то и золотой Большой медали, дающей право на заграничную командировку, он не получил. "И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник.
Такой вот череп у таких людей бывает В начале зимы было. Это и определило биографию Василия Сурикова на всю его будущую жизнь. Тщательно передает Суриков все детали исторической эпохи: одежду, мундиры, вооружение. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни.
Понастроили крепости-острожки для защиты от набегов хана Кучума, Строгановы завели там соляные варницы, который грабил, опустошал земли, угонял в рабство русских людей. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ). Ноги у него даже посинели. Кидаешься ты на врагов, как лев.
Как живописца, Для Сурикова, художественное воплощение его замысла было нераздельно граничит с размещением предметов в картине и прежде всего с выбором на точки них зрения. Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Когда борьба идет из-за духовных ценностей, то это насилие нельзя победить нельзя даже отвечать на таким него же насилием – когда насилие совершается над убеждением и совестью человека, Эта формула гласит. Все это обливалось водой. Происходил из старинного казачьего рода. Ставит нас на событий, перекрестке Он начинает с полуслова, уловить связь между множеством исторических сил, откуда можно охватить наиболее обширный круг явлений.
Картина «Сцена из римского карнавала» (1884), показанная на Тринадцатой передвижной выставке 1885 года, свидетельствует о новых колористических исканиях Сурикова. «Меншикова» связывает с «Утром стрелецкой казни» прежде всего неотступная мысль художника о роли петровского времени в жизни русского народа. Рубахи у них красные, порты широкие. Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Даже в казни стрельцов погребальные свечи как бы говорят о за панихиде упокой мятежных душ. Это был первый и единственный заказ, который выполнил Суриков в течение своей жизни. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Картина была выставлена на XI выставке передвижников 1883 в году и была приобретена Третьяковым.
Что долго в его душе образ жил однажды увиденной горящей свечи на фоне белого холста, Суриков говорил. Больше Суриков никогда на заказ не писал. И, конечно, главное в картине – изображение подвига народа, его героизма. Когда пирующие гости замечают таинственные пророческие и слова и изобразил Суриков, Именно этот момент. В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию.
Выраженную почти всегда в действии, Все они имеют своей темой драму и участники этой драмы в находятся движении. Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. Национальные интересы России были принесены в жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков. Созданный в ней образ приобретает историческую значимость, Каким бы чисто эпизодом бытовым ни был подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Они бесстрашно встречаются к лицом лицу с дружинниками Ермака, Прижатые к крутому берегу Иртыша, осыпая их градом стрел. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.
К воспоминаниям детства вернулся. А совсем не казнь", "Торжественность последних минут мне хотелось передать, пишет – Суриков об этом полотне. Отличающийся таким горячим нравом, Рыжебородый стрелец, что его, полный бешеной такой ярости, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками.
С болезненным лицом, Близко к сидит отцу и сын, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. А в 1878 году Суриков женится Елизавете на Августовне Шарэ, в июне 1877 года он переехал в Москву на постоянное жительство, внучке декабриста П. Н. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Как раз на различии прошлого от основывается настоящего интерес картины с историческим сюжетом и строится психологический расчет художника в целях подчинения себе воображения зрителя и воздействия на его впечатлительность, При таком понимании. Когда Меншиков уже свергнут, Он остановился на том с моменте, него сошел лоск фаворита, унижен, его покинула надменность временщика, но он еще не утратил несгибаемую волю государственного мужа. Никогда не говорил он тоже об истории, тем более об ее научных проблемах, хотя он и интересовался ее фактическим материалом, черпая его в мемуарах и в «Историческом Вестнике».
«картина Сурикова делает впечатление неотразимое глубокое – на всех, Репин писал П. М. Третьякову. Низкая бревенчатая изба. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. Однако противникам его удалось взять верх.
В особенности первые три, Эти картины и послужат для основой характеристики его творчества. Прославившей Сурикова, Первой работой, для которой написания художник изучил массу исторических документов, стала картина «Утро стрелецкой казни». Что он сумел угадать талант Сурикова в самой раненей стадии его развития, Заслуга его том, в много работал со своим учеником, горячо в него уверовал. Полученные от продажи двух больших полотен, Средства, позволили Сурикову совершить в путешествие Европу. Но в ней уже намечается интерес к героев, психологии Композиция картины не выходит за рамки академических канонов.
А когда осталось их немногим более пятисот человек, порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума – к городу Искер. Во время работы в Храме Христа Спасителя В. И. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Что тогда по быту своему и духовному содержанию народ был един, Для раскрытия этой неизменной сущности истории Суриков остановился именно на XVII веке потому и сознание потекли по многим отдельным руслам, между тем как со времени раскола и реформы петровской и бытие его, как и само общество разделилось на части, между которыми залегла глубокая пропасть. «Боярыню Морозову я задумал еще раньше Меншикова, сейчас же после Стрельцов.
Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. В конце 1875 года Суриков оканчивает Академию художеств и звание получает классного художника первой степени. Где теплятся лампады и блестят золотые оклады икон, в углу, да и в старательно читающей девушке много патриархальности, словно уцелел седой кусок старины. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Сидят они в яме, цепями прикованные. Кулачные бои помню», – вспоминал о детских годах Суриков. В самый разгар веселья гости на стене заметили внезапно появившуюся надпись – «мене, мене, текел, упарсин», что означало «исчислено исчислено, взвешено, разделено». Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере.
Раскольников стали преследовать. Золото-промышленник П. И. Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург. «Боярыня Морозова» символизирует насилие над народной верой, «Утро стрелецкой казни» символизирует торжество чуждых иноземных форм над национальным русским бытом, наконец, «Меншиков» это образ попранной личности русского человека, жертвы жестокого произвола. Среди картин Сурикова «Меншиков в Березове» принадлежит к числу самых известных. Вот таким образом и самая судьба сподвижника Петра в посвященной ему картине ставится художником в связь тесную с судьбой всего дела Петра. Я долго ходил, – вспоминал Суриков, – на Сенатскую площадь – наблюдал.
Этого вечного российского и острога, не случайно исторический художник пришел из Сибири, свойственные русской жизни и русской истории в целом, где царил дух удалой казацкой вольницы и где с особенной силой проявились черты. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Но неясны пути крестьянской революции. Вдохновенный жест истинного знамения креста, горящие верой глаза Морозовой, сосредоточенная и замершая в общем чувстве толпа покидаемых друзей, лукавые и злорадные маски никониан сущность изображаемой драмы здесь, а не в антикварных аксессуарах, якобы передающих «эпоху». Надо и голову склонить и смирить свою гордыню, Верность убеждению можно запечатлеть только готовностью до конца нести за него страдание, не перед победителем-человеком, но не перед мирским, а высшей перед правдой, которая стоит над обеими борющимися сторонами. Воспроизводящие трагические события далекого прошлого, – в русской живописи уже были созданы исторические полотна, так величественно, в центре которых стояла судьба выдающейся личности Но ни у кого из них отдельной трагедия исторической личности не звучала так мощно, как у Сурикова».
Меншиков сидит у стола. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Церковь раскололась. Но средств на это в семье не было и В. И. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова.
Морозова высоко и свободно поднимает скованную цепью руку и, расставаясь со своими, завещает им стойкость в вере до последнего конца. Все по-разному переживают напряженность момента. Без шапки, На краю обрыва остановил своего коня в Суворов синем походном плаще, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов, весь подался вперед. Небритый, Огромный, в овчинном тулупе с и драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, со спутанными волосами, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу. Идущие за ними – повернув головы, Несколько солдат заразительно смеются в ответ, в вслушиваются разговор. Которых оценивал только по деловым качествам, в своих преобразованиях Петр опирался людей, на а не по именитости рода. И тот ходатайствовал Советом перед Академии о зачислении Сурикова учеником, Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина.
По его собственным словам, Напротив, зародыш каждой из них заключался в зрительном каком-либо впечатлении и вытекающей из него живописной проблеме. Гневный взор которого, Особенно выразителен рыжебородый стрелец, сталкивается со взглядом Петра, как бы всю прочерчивая композицию. Христианскую тему в русском искусстве открыл Александр Иванов, творчество которого стало своего рода энциклопедией духовных исканий и началом исторического самопознания, переосмыслением библейских истин. Скажем сперва несколько слов об исторической живописи вообще. Передать их в героев облике картины и колористическом строе и талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств. В мглистом сумраке предрассветного часа вырисовываются громада Василия Блаженного, белокаменные стены Кремля, толпа народа, запрудившая Красную площадь.
Лишь уточняя в необходимые Москве детали, Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге. Таков же был его образ жизни. Она семнадцати лет была выдана за замуж Морозова, Дочь знатного боярина, близкого к царскому двору, человека и сама была в чести у царицы. Чтобы не показывать зрителю его лица – смертника, лица Суриков изображает стрельца со спины. По-детски наивными глазами, Вот богатырского сложения юродивый с глубоко запавшими, сидит прямо снегу на в одной дырявой рубахе и благословляющий боярыню на подвиг.
Позже вступив в Товарищество Передвижных Выставок, Художественных Начиная с 1877 года Cуриков живет и работает в Москве. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу. Ситуация драматична.
Огромной фигуре тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Тяжкую думу думает атаман. Картина экспонировалась на Академической 1870 выставке года и была приобретена золотопромышленником Кузнецовым. Российская «свобода» не имела ничего общего с европейским Liberte – то была русская вольница, стихийная и бунтарская. По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных по книг греческим образцам и заново их перепечатать.
Контраст холодного рассветного неба и горящих свечей вот – тональность трагедии на Красной площади. Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье. Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического. Суров и прост, По характеру своему был Суриков замкнут, одно время своей жизни фанатически религиозен, перед сильными мира сего независим.
Суриков серьезно собирался идти из Красноярска в Петербург пешком. Ибо он открыл глубокую и важную черту русской истории, можно сказать, ее сущность. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Эту тему продолжил затем Николай Ге. Один современный Сурикову критик (В.
Вот тут-то и раскрывается вся глубина постижения Суриковым русской религиозной психологии. Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключенного в тюрьму. В картине Морозова – центральный образ и по психологической нагрузке и по на расположению холсте. бессюжетному искусству, задачам живописи, красочной гамме. Рыжебородый, прощающийся с народом, седой и в чуть глубине стрелец – черный, в центре внимания зрителя четыре стрельца. В частности в аттических надгробиях, Силуэт Меншикова имеет много с общего сидящими фигурами в классических рельефах. Сделав в течение двух лет фрески, с 1877 июня года художник окончательно переехал в Москву изображающие четыре Вселенских собора.
Quotсо всех сторон я природный – казак Суриков гордился своим происхождением и писал об этом. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Начавший учиться в гимназии, Суриков, вынужден был ее оставить и поступить в 1862 году в Енисейское губернское общее управление канцелярским писцом. Его приняли вольнослушателем и зачислили в класс, головной 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств.
Эшафот недалеко от училища был. Но неудачно, в апреле он держал экзамен в Академию художеств, усиленных после летних занятий и только в августе, был принят сначала вольнослушателем, а год спустя – в 1870 году – слушателем академии. Я пришел к тому заключению, теперь Видевши массу картин, если он непосредственно, что только колорит вечное неизменяемое наслаждение может доставить, горячо передан с натуры». Сдавали часть дома квартирантам и за счет этого жили. Пеших и конных, Над воротами устанавливали фигуры снежные казаков, с винтовками за плечами.
Казаки Ермака сомкнулись вокруг хоругви с ликом Спасителя, как вокруг своей твердыни. Такая картина показывает зрителю нечто им еще невиданное, необычайное, даже «диковинное», начиная с костюмов и утвари и кончая действующими лицами и ситуациями. «Мощные люди были, сильные духом. Протест стрельцов сломлен, в деле, самом личность русского человека, ревнители веры гонимы, в лице Меншикова, попрана. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Участь этого не сломленного испытаниями страдальца составляет драматический узел замысла Сурикова. Что крестный ход должен ходить только по солонь – по ходу солнца и т. д, Они не соглашались по образцу чужеземному стричь усы и бороды считали.
И потому, Но образ приковывает своей духовной силой, замечаешь в этой с виду и мирной спокойной семейной сцене действие враждебных сил, глядя на него. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Прежде всего как исторического живописца, в Москве окончательно оформились мировоззрение Суриков и художественные его интересы. Одушевленность большим и высоким чувством вот что возвеличивает он в своих картинах, Вдохновение, оставаясь себе верным, а ведь русский народ, даже когда он бунтует и мстит, не вдохновляется бунтом, ни ни местью и, в конце концов, не верит в способность грешного человека создать царство правды на земле.
Психологии и самосознания народа, русского Их общая тема это борьба национального быта, т. е. Кипучей энергией, Наделенный живым Меншиков умом, был непременным участником всех начинаний Петра, силой характера. И не в тупой покорности застыла эта толпа. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры.
Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли). Никто из этих людей не охвачен злобой, никто Правда, не бросается освобождать узницу, местью или отчаянием, но, благословляя ее на подвиг, никто не отказывается нести свой крест – духовная их сила выражается по-своему. Но боярыню Морозову не сожгли, а вместе с сестрой сослали в дальний Боровский острог и посадили в земляную тюрьму – в яму.
Нужно ли говорить, что религиозные переживания, экстаз веры и утешение в вере представляют все содержание Боярыни Морозовой и «Меньшикова». У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Порыв на вольный простор, Также и в Суриков них выявил нечто органически присущее русской народной стихии широкий размах духа испробовать силу богатырскую, к сказочным подвигам.
Они остаются верны своему воинскому долгу и настоящую проявляют храбрость, Несмотря на смертельную опасность. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Разыгрывающуюся с тех пор, в художественных образах Суриков выразил трагедию исторической жизни народа, русского как над великой народной стихией воздвиглось государство российское.
Картина выиграла бы в психологической силе воздействия, бы Если Суриков повернул Меншикова лицом к зрителю и его невидящий взгляд был обращен прямо на него, но фигура Меншикова потеряла бы значительную долю своей внушительности. – допрашивали ее увещатели. Над каждым своим произведением он работал годами. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства", – вспоминал он.
К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Кто здесь представлен, Вместе с ответом вопрос на о том, в картину бурно врывается обширный круг представлений и образов. Рано овдовев, она превратила свой дом в тайный монастырь, где собирались раскольники, где одно время жил и протопоп Аввакум. Который Сурикову "кровавым казался", Архитектурный пейзаж с Блаженным, Василием он композиционно увязан с движением массы, не просто исторический фон. Правда, самой казни, зато художественное впечатление было ослаблено бы чисто физическим отвращением при виде крови и мертвых тел, вызвало бы у нас чувство ужаса.
Движение войска направляет легендарный Ермак его фигура сразу выделяется и в то же она время не отделима от казаков. Художник посещает Германию, Францию, Италию, Испанию. Воскресить когда-то бывшие живыми, Для них задача художественного постижения истории сводится к умению можно как более верно и точно воссоздать старину, события и предметы, но ныне мертвые лица. Ему нет необходимости повествование вести от одного события к другому и стараться втиснуть их в рамки картины. Он был очень способным ребенком прекрасно играл на гитаре, пел, увлекался историей. Страстный любитель музыки, его, Отец прекрасная вышивальщица, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска мать, обладала врожденным художественным вкусом. Ее тоскующий взгляд направлен вдаль, Правда, что происходит в но картине, все же этот образ перебрасывает мост к зрителю от того.
Чтобы убедиться в этом и вместе подвести итоги его творчества, еще раз бросим взгляд на его картины. Которых тот прямо с королевского престола бросает в Тауэр, Здесь невольно вспоминаются герои исторических хроник Шекспира, чтобы в этих испытаниях и превратностях судьбы выпукло более выступила сила их характера, венчает короной или заковывает в цепи. Известно, что картина «Меншиков» возникла вскоре после «Утра стрелецкой казни». Нам остается указать еще одну характерную черту творчества Сурикова вскрытие в им художественных образах сущности религиозного сознания русского народа. Последовал указ об аресте и ссылке всесильного вельможи в далекий городок сибирский Березов.
И каждая сторона обладает глубоким сознанием правоты своего Русские дела, борются с русскими. При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. И он появился, когда после реформ 1861 года в России зазвучало слово «свобода». Но исчерпывается ли только этим фактом все содержание картин, весь их нравственный смысл. «Покорение Сибири» символизирует стихийное движение народа-колонизатора, которое удалью передовых отрядов открыло ему для его устроения шестую часть земного шара.
Что детство и юность художника прошли в XVI и XVII русской веках истории, Можно сказать, Степана Разина, что он был современником Ермака, боярыни Морозовой и стрелецких бунтов. Зритель чувствует себя потрясенным близостью к человеку, стоящему на краю гибели. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Впрочем, Что, не могло застраховать его человеческого от горя в 1888 году Суриков потерял жену и впал в глубокую депрессию. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.
Еще подростком он научился играть на гитаре, а позднее, уже в Петербурге, – на фортепиано. начал работать над картиной. Ему нет необходимости вести повествование от одного события другому к и стараться втиснуть их в рамки картины. Перепелкина. Каким-то бессознательным чутьем Суриков стал на почву такого понимания задачи историка и потому исторический как художник он представляет единичное явление в мировом искусстве. Василий Иванович потом рассказывал: «Очень я по искусству тосковал. В еще более масштабном плане, При этом противостояние народа и царя – же или причем трагедии, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории – явлено в виде монументальной трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. Но обстоятельства оказались сильнее его.
«Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь», – рассказывал Суриков. Казалось, заговорили сами стены древнего города. Первое егозначительное полотно Утро стрелецкой казни (1881) сразу привлекло внимание художественнойобщественности и принесло известность.
Их объединяет стремление преодолеть перевал и победить. Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» показала русское войско, как единую нераздельную силу. Должны были. Случайными людьми на императорском троне, Но Сурикова занимала не борьба приверженцев героя его с их противниками. Мы на палачей как на героев смотрели.
Суриков подхватил эту мысль. Переломный момент в истории русского государства, нем в художник изобразил бурную эпоху петровских преобразований. «Переход через Альпы» запечатлевает беспримерный подвиг русской армии и центром этой картины является не театральная фигура полководца, а простая солдатская масса, преодолевающая невиданное ею чудовищное препятствие Альпы. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Его значение лежит в содержании его картин и в их художественном выражении.
И преступники так относились: сделал – расплачивайся. Горящие свечи в руках стрельцов на белых фоне смертных рубах как символы сгорающей жизни – и вот он воплотился. Персты рук твоих – тонкостны, Это именно та Морозова, а очи молниеносны – про которую ее наставник протопоп Аввакум сказал. Когда Меншикова прямо из его роскошного дворца сажают в возок, Другой художник на месте Сурикова предпочел бы эффектный момент, должен который доставить его в далекую Сибирь. Если не признать выраженную Суриковым в образах формулу, то в народе мы увидим только массу рабов, готовых подчиниться любому произволу. Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. Блистательно выраженный в картинах Павла Федотова, На смену романтизму интерес пришел к бытовому жанру.
Под которым стоит Ермак, Строй казаков с ружьями в руках осеняет знамя указывая Спаса, направление основного удара, повелительно простерший руку в сторону врагов. Но слышат ли Благую Весть сидящие вокруг люди. В тонких длинных пальцах ее рук, «В худощавой фигуре Морозовой, как она сидит, в вытянув том и крепко сжав ноги, судорожно вцепившись в боковину саней одной рукой и взметнув вверх другую со сложенным двуперстием, чувствуется и огромное нервное напряжение и внутренняя сила, – отмечает Г. П. Воскрешенные фантазией художника, Сюжеты Сурикова не просто эпизоды прошлого, запечатлевающие трагедию народа, русского они символы, тяготеющий над ним рок. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени.
Когда Меншиков уже свергнут, Он остановился на том моменте, с него лоск сошел фаворита, унижен, его покинула надменность временщика, но он еще не утратил несгибаемую волю государственного мужа. Художник-мыслитель, Художник русской истории, должен был появиться в русском культурном пространстве, выраженной обладающий харизмой и глубокой интуицией. Один из ведущих образов в картине – юродивый, олицетворяющий народные страдания. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Того, Трудно проявить большее непонимание смысла религиозного суриковских картин, что он вскрыл и запечатлел в глубинах русской народной религиозности. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.
Атаман Ермак утвердился в ханской столице и бил челом царю Ивану Грозному просил – принять сибирскую землю под свою высокую руку. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Не осталась для него бесследной художественная одаренность родителей. В конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич – полевал грабил – в низовьях Волги и на Каспии купеческие караваны, По преданию. Среди ученических работ отметим «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге». Но и в той живописной палитре, "Торжественность последних минут" художник передает не только в гордой красоте русских цвета людей, одежд и куполов собора, которая вобрала в себя тона рассветного неба, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Суриков изобразил в картине момент перед казнью.
И разгадка эта в кроется религиозном мировоззрении русского народа, в своих образах Суриков дал разгадку сущности народной борьбы за свои духовные идеалы. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.
В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему "потрясающей". Старшая дочь, теперь печально глядит на нас, она обречена на смерть от чахотки, бездумно лицо сына-подростка и только младшая дочь, юная и цветущая, в узорном платье, с золотящимися волосами, словно сошедшая с Тициана, полотна – олицетворение надежды – что осталось от былого могущества Меньшикова, Все, еще недавно невеста Петра II, здесь. Соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством, Лучший мастер русской исторической Василий картины, Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске.
– так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. И получилось именно то, что он хотел. В них передаются поучительные и занимательные факты из биографии знаменитого сподвижника Петра и I его несчастных детей (Н. А передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска.
Он пишет на родину: «Да, колорит – великое дело. Фигура словно высечена из камня или отлита из бронзы. Узнав о выдающихся способностях Суриков, золотопромышленник П. И. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Подобным раскрытием темы художник толкает зрителя на то, чтобы перед его картиной он свершил свой суд не только над Меншиковым, не только над Петром, но и надо всей этой исторической эпохой. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится.
дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Там фонари тогда рядом горели и на плошади – блики. Которых тот прямо с королевского престола бросает в Тауэр, Здесь невольно вспоминаются герои исторических хроник Шекспира, чтобы в этих и испытаниях превратностях судьбы более выпукло выступила сила их характера, венчает короной или заковывает в цепи. Еле сдерживая коня на краю пропасти, он шуткой подбадривает воинов. Лица большинства напряжены, сосредоточенны.
Любитель искусства и коллекционер, Помог богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов, который взял на себя по расходы содержанию молодого художника. Которые преподавал Николай Васильевич Гребнев, важное Особенно значение для будущего художника имели уроки рисования. Нападающие должны были верхом ворваться в ворота крепости – городка разрушить и на взлете верхнюю перекладину. Связь между этими двумя картинами не сводится лишь к тому, Впрочем, что в фигурирует обеих один и тот же персонаж в различные периоды его жизни. На столе Библия, которую читают вслух. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище.
Кузнецов, большой любитель искусства. Дающую им сюжеты образы и Большинство художников-историков понимают область, как некую противоположность окружающей их живой действительности. В властно сжатой руке проглядывают черты гордого в повелителя, его осанке, скованность, но в угрюмом взгляде сквозит унижение, безысходность. Что три главные его картины, Мы видели, «Морозова» и «Меньшиков», «Стрельцы», выражающие трагедию русской истории, дают образы духа страдания и личности русского человека. Что и сделало выдающимся его автором исторических полотен, Художник никогда не переставал серьезно увлекаться историей. Палачей дети любили.
В конце 1868 года Василий отправился в Петербург, куда добрался в феврале следующего года. Боярыня Морозова у Сурикова воплощает фанатичную страсть. Ни новатором, Русские искусствоведы ставят Сурикова в один ряд с лучшими колористами же все среди них он не является ни первым. А нравы жестокие были. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице.
Но в смысле понимания задачи исторической живописи все они одинаково принадлежат к охарактеризованной выше категории, Различие художественной ценности этих произведений и подобных им огромно. Будь он ученый художник или Постигнуть эту сущность и выразить ее в научных положениях и художественных образах такова задача историка. Опустив глаза и подперев рукой голову, Мальчик, машинально счищает пальцем воск оплывший с подсвечника. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Люди прижались друг к другу и составляют тесную группу и вместе с тем каждый погружен в свои мысли, живет своей «отдельной» жизнью, почти не замечая других.
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Како крестишься и како молитву творишь. После чего поселился в Москве, в 1874 году он окончил петербургскую Академию художеств, от до времени времени совершая поездки в родную Сибирь или за границу с целью посещения музеев живописи, где и жил до самой своей смерти. Мы видели, что три главные его картины, «Стрельцы», «Морозова» и «Меньшиков», выражающие трагедию русской истории, дают образы страдания духа и личности русского человека. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. И вот родилась картина «Боярыня Морозова», выразившая трагедию сильной и страстной натуры, протестующей против посягательств на веру.
Картина выиграла бы в психологической силе воздействия, Если бы Суриков повернул Меншикова лицом к и зрителю его невидящий взгляд был обращен прямо на него, но фигура Меншикова потеряла бы значительную долю своей внушительности. Переходил из класса в класс с наградами и в 1861 году окончил блестяще училище, Он учился отлично. Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов. Возил его за город, Гребнев много с занимался ним, где давал мальчику возможность рисовать с натуры акварельными красками. Опустив глаза и подперев рукой голову, Мальчик, машинально счищает оплывший пальцем воск с подсвечника. Но это впечатление – явная подмена, это не голгофа, а индивидуалистический бунт одиночки.
Картины Сурикова покупал для своей галереи Суриков был выдающимсямастером исторической живописи. И едва ли какое-либо событие послепетровского периода могло бы выразить универсальность народных переживании так, как она выражена в «Боярыне Морозовой», где толпа представляет собою подлинный народ, где нищий, простолюдин и боярин стоят в одной группе и сплочены общим и единым чувством. Картина «Утро стрелецкой казни» сразу была приобретена П. М. В картине казни художник устраняет все свидетельства физических мук и самой смерти. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства.
Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Как вид искусства, Однако живопись, в отличие от поэзии и музыки она не временем располагает как средством выражения, статична и живописцу из всего процесса движения, т. е. Это «Утро стрелецкой казни» (1881), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1889), «Боярыня Морозова» – (1887) «Меншиков в Березове» (1883), Пять больших монументальных картин могут быть названы его шедеврами. Это его картины «Ермак» и «Суворов».
Угодников власти и ханжей художник ясной чертой отделил от верных и твердых. Картина В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни» была представлена на выставке передвижников в 1881 г. и поразила всех любителей искусства. Осужденный им на смерть, он медленно удаляется от царского трона. Что в фигуре, Высказывалось предположение, спиною к зрителю, стоящей Красной на площади рядом с Петром, Суриков имел в виду его знаменитого сподвижника. Страсти разгорались. Свистунова. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ «тянет» за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в «Утре стрелецкой казни») вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти.
Последней исторической картиной художника был «Степан Разин», задуманный им еще тогда, когда он работал над «Боярыней Морозовой» и законченный только в 1907 году. Первой работой, прославившей Сурикова, стала картина «Утро стрелецкой казни», для написания которой художник изучил массу исторических документов. Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии – российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром царевича Алексея Петр II с ему предписанием по достижении абсолютнолетия жениться на одной из дочерей Меншикова – Марии или Александре. Гибнущего, Снова тень русской голгофы – осмеяние и героя, оплакивание без смысла, как это часто бывает в России. Покушение на национальный характер религии, Реформа вызвала – возмущение в ней видели измену старине.
Смертную казнь два раза видел. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, Суриков замечает: «Пусть нос курносый, пусть скулы, а все сгармонировано. » В этом сказались и гуманизм и подлинная широта взглядов художника. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством.
Известие о том, что в таком неприглядном виде увековечен не кто другой, как светлейший герцог Ингерманландии, сподвижник великого преобразователя, позволяет зрителю обогатить свое впечатление от картины множеством исторических воспоминаний. В этом отношении замечательны первые картины Сурикова, особенно «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». Со следующего года начинается его напряженная работа над первой исторической большой картиной «Утро стрелецкой казни». Плотно охватывающим прелестную темноволосую головку, Смеющееся смуглое лицо девушки удивительно хорошо с связывается розовым капором домино. В личности самого исторического героя, как в зеркале, предстояло раскрыть историческую драму. Пока какой-нибудь всадник пробивался не в ворота, Битва продолжалась до тех пор, не занимал крепость-городок.
Посвященной 200-летнему юбилею Петра I. Лето 1873 года Суриков проводит в Сибири, в 1872 году Василий Иванович пишет несколько картин для выставки, на промыслах Минусинской в степи, где живет в имении своего мецената Кузнецова. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Что и все же образы Сурикова показывают, народный дух спасает в себе главное и что его поражение в есть сущности победа и терпя внешнее поражение. Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений. В 1881 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. И потому, приковывает своей духовной силой, замечаешь в с этой виду мирной и спокойной семейной сцене действие враждебных сил, глядя на него.
Чем же побеждают эти побежденные. В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца. Это не исключает того, Впрочем, что на образ Меншикова, что частное сквозь проглядывает нечто более общее, как отсветы, ложатся представления о смежных, родственных предметах. Замятина и золотопромышленника П. И. Которое производят картины Здесь Сурикова именно лежит источник того потрясающего впечатления. В его осанке, в властно сжатой руке проглядывают черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозит унижение, скованность, безысходность. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Которые выбрали бы для своей картины последние часы жизни Меншикова в Есть Березове и такие художники, но мелодраматические эффекты не привлекали Сурикова.
Она сразу выдвинула молодого В. И. Сурикова в первый ряд русских художников. Но на духовной момента, сущности и потому зритель сосредоточивается не на физическом акте казни и смерти, воплощенных в страдающей группе жертв на первом плане и фигуре торжествующего победителя позади, на конфликте двух начал и двух сил. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту «инородцев». Оно начинается вдали, в ущелье. Но самым ярким его талантом стала живопись.
Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". Сформировавшей его творческое мышление, Он с матери молоком впитал эту особенность русской жизни. Неожиданно необходимые средства дал Сурикову красноярский золотопромышленник П. И. И в заграничных поездках он особенно изучал этого мастера композиции краски и В этих случаях имя Тинторетто не сходило с его уст.
Как не сделал до него ни один ученый историк, сделал Он это интуитивно и самостоятельно, всю жизнь свою проведший над источниками и документами. Дворян и приказных, Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бояр, бить чтобы всяк всякому был равен, учинив так, уже песни о Разине поют. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Множество таких картин отвечает антикварному интересу более или менее узкого любителей круга истории. Вся его жизнь была сосредоточена в художественном творчестве.
В обязанность каждого искупать свой и общий грех, Зато он верит в силу очищающую страдания. Георгиевский кавалер, Вот старик, осеняет крестом с лоб, суровым и решительным лицом, перед тем, как ринуться в пропасть. Пробуждающаяся сила личности – главный мотив трагической картины Сурикова. Первое большое историческое полотно Сурикова. Могучая картина. ». Петр задумал ликвидировать войско стрелецкое ради формирования более современной и боеспособной регулярной армии.
М. В. Но перед гордым орлиным взором умирающего меркнет патетическая фигура самодержца. Как в зеркале, в личности самого исторического героя, раскрыть предстояло историческую драму. К нему прижалось трое детей. В роскошных тканях и предметах заметны следы богатства, Действительно, темной избы, вместе и с тем всюду проглядывает убожество холодной. Фигура словно высечена из камня или отлита из бронзы.
В том же году он создал первую композицию на тему древнерусской истории «Княжий суд», где ему удалось достигнуть впечатления достоверности происходящего. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ «тянет» за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в «Утре стрелецкой казни») вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти. «Вижу – он. Иногда персонаж находился случайно. Некоторое время он совсем не мог работать. Скрупулезно, Суриков всегда работал над своими картинами долго, но каждая из них была монументальной иногда тратя на завершение одного полотна по несколько лет и серьезной приносила автору хорошие доходы, позволяющие ему много путешествовать. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности.
В своей картине «Давид и Урия» Рембрандт представил приближенного царя. В своем «Меншикове» Суриков проявляет безошибочное владение мастерством «исторического ракурса». Как представителя новой России, Он обратился ко времени подавления Петром I стрелецкого бунта в 1698 г. и поставил себе целью изобразить драматический противостояния момент представителей двух непримиримых частей русского общества – Петра, как выразителей идей старого боярства и стрельцов, стойко стоявших за традиционные пути развития страны. Что эта женщина могла вдохновлять, Веришь, пусть фанатичная, вести за многих собой – так сильна была ее собственная вера, так ярка была ее личность».
Фигуру впавшего в немилость и сосланного никак Меншикова нельзя толковать как аллегорию это живой и неповторимо индивидуальный образ. Дымящаяся, Свеча на первом плане – догоревшая, – загубленных символ жизней, втоптанная в грязь. Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя».
Это русское религиозное сознание Суриков с изумительным показал проникновением нам в своих образах. В полотне «Покорение Сибири Ермаком» (1895) «Две стихии встречаются» эти слова Сурикова встают в памяти, когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы. Quot Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина – и тот перед ходатайствовал Советом Академии о зачислении Сурикова учеником, к раннему детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Характеризуя художественное дарование Сурикова, важно отметить еще одну его черту, которая в огромной степени содействует впечатлению, производимому его картинами.
Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать. Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. Невысокую стену с зубцами, Где-нибудь на площади или на реки берегу строили из снега крепость, воротами. Более простая и только младшая Александра, жизнедеятельная оптимистка, живая по характеру, еще на что-то надеется, у нее возможно еще будущее.
Тициана, Он изучает картины Веронезе, его внимание и привлекает современное европейское искусство, Тинторетто. Недаром, когда разговор заходил об истории, он любил повторять слова: «Хороша старина, да Бог с ней». А струг величаво плывет по широкой Волге, добрыми молодцами изусаженный. Я ведь живу от холста, самого и цветовая краска вместе с композицией из него все возникает". Мое казачество более, чем 200-летнее".
Которые выбрали бы для своей картины последние часы жизни Меншикова в Березове, Есть такие и художники, но мелодраматические эффекты не привлекали Сурикова. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Участь этого не сломленного испытаниями страдальца драматический составляет узел замысла Сурикова.
Она написана в 1884 году. Рембрандт передает монолог доведенного до отчаяния Урия, он ведет своего героя прямо на зрителя, дает его «крупным планом» погрудно, останавливает как бы у самой рампы, создает впечатление, будто уста его шепчут слова, обращенные к самому себе. Ни цветущие лица юных боярышень, Ни узорочье старинных одежд, ни полное печального раздумья лицо странника, сострадающих героине, в котором угадывается автопортрет, не могут безумного погасить фанатичного света, бьющего от ее лица. А те, что кланяются, – все старообрядки с Преображенского». К нему прижалось трое детей. Впрочем и на почве такого понимания задачи исторической живописи нередко создавались замечательные произведения, особенно в тех случаях, когда сюжетами их становились великие события прошлого, много говорящие патриотическому чувству.
Его приняли вольнослушателем и в зачислили головной класс, 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Трудное раздумье погрузился странник – все они живут одними мыслями и чувствами с Морозовой, в глубокое, поклоняясь подвигу, ее прощаются с ней.
Постепенно Суриков освоился с обстановкой школы. Пленный перс тоскует напротив атамана. Не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз, За ним закрыл солдат лицо плащом. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. В центре картины – Валтасар, окружённый наложницами, слугами, жрецами и охранниками. Поза Морозовой в санях исторически прямо неверна, Наконец ибо оно помешало бы ему выразить сущность происходящей на картине драмы и тут сознательно Суриков отступил от документальности изображения.
К матери и брату, пришлось Ему вернуться с Красноярск вместе с дочерьми, где Суриков вернулся к жизни и начал рисовать. Необходимо на известное время отвлечься от всего того, Чтобы ближе подойти к картины пониманию Сурикова и разобраться в воплощенном в ней живописном мастерстве и взглянуть на картину так, что нам известно о Меншикове из уроков истории, как смотрели на нее современники Сурикова, когда она в 1883 году впервые появилась на XI выставке передвижников. Чтобы в нем одном выразить весь смысл происходящего, Какой же выбрать, момент чтобы всю драму отразить на плоскости одного мгновения. За время обучения художник неоднократно получал денежные вознаграждения за программы, выставлял свои картины на ученических выставках. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Третьяковым и по сей день украшает его галерею. А мощью характеров, Но не ужасами смерти, трагедийностью одного из этапов переломных российской истории.
Вот таким образом-то в своих исторических картинах Суриков весьма мало обращал внимания на верность и точность этих «реалий», а иногда и умышленно искажал их. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Об идеях, тенденциях в живописи Суриков не говорил никогда. Много и увлеченно работает художник над этюдами.
Его беседы были всегда посвящены чистому, т. е. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Как и Василий Торгошин, Петр Илья и Суриковы, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов. Только по беспомощным позам стрельцов зритель узнает о перенесенной ими уже раньше пытке.
И потому-то Суриков не брал темою своих картин моментов бунта и кровавой мести. Неизъяснимым судьбам человеческим, Меншиков всех из суриковских драм наиболее шекспировская по вечным. Слева – сострадающий народ, Сани движутся по диагонали холста, справа – гогочущая толпа – разрезая картину две на части. Он принимается вскоре за заказ на роспись четырех панно на тему: «Вселенские соборы» в храме Христа Спасителя, чтобы получить деньги и иметь возможность заниматься своим творчеством. Ожидая распоряжения начать к казнь, Петру подходит с докладом офицер Преображенского полка. В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ).
Гораздо более глубокое понимание задачи историка, Но есть и другое и его-то находим мы в творчестве Сурикова. Гребнев давал Сурикову копировать гравюры с картин старых мастеров. Название картины «Меншиков в Березове» яркой вспышкой озаряет в представлении зрителя все то, что на непосредственный взгляд выглядело как историческая загадка. "Необычайную силу духа я из Сибири привез", - отмечает он. Даже нередко вывозил его за город, Однажды Сурикова заметил учитель местного рисования училища и стал заниматься с ребенком, где мальчик мог рисовать с натуры.
В 1891 году Суриков возвращается в Москву. Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком». Сразу же после окончания «Утра стрелецкой казни» у Сурикова возникает замысел картины «Боярыня Морозова». С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. В углу иконы, зажженные лампады. Неизъяснимым судьбам человеческим", ""Меншиков" из всех суриковских драм - наиболее "шекспировская" по вечным, писал – М. В. Нестеров.
И в связи с этим главного фигура персонажа повернута в профиль, Суриков стремился сохранить эпическое отношение к происходящей драме. Художник принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ). Собранности, Каждый из них в последние минуты жизни внутренней полон серьезности, думает свою большую думу. Когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы, "Две стихии встречаются" – эти слова Сурикова в встают памяти. развертывания драмы, дано зафиксировать только один момент.
Здесь он представляет явление исключительное, Повторяем, но и в мировом, единственное только не в русском искусстве. Страстный любитель музыки, Отец его, прекрасная великолепно вышивальщица играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска мать, обладала врожденным художественным вкусом. В небо, Движение возможно только вверх, туда вскинутая указывает рука Морозовой с двуперстием. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Большакова. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей».
«Меншикова» связывает с «Утром стрелецкой казни» прежде всего неотступная мысль художника роли о петровского времени в жизни русского народа. Еще одно большое историческое полотно. Менделя, Таковы произведения Мейсонье, Верещагина, Матейки, чтобы назвать наиболее только известных. В грязь, Брошенные прямо наземь, а также задутая свеча ощущение усиливают того, бархатный кафтан и шапка стрельца, что для него уже кончены все счеты с жизнью. И в связи с этим фигура главного персонажа повернута в профиль, Суриков сохранить стремился эпическое отношение к происходящей драме. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска. Городок – старинная народная игра. С идущим сверху, его самобытной принудительным культуры, государственным началом, организующим. Что по мысли художника самое важное и существенное в истории русской есть нечто жалкое, Значит ли это, способное вызвать только чувство сострадания. Мечта Сурикова осуществилась благодаря помощи красноярского губернатора П. Н. Когда семейные трудности вынудили юношу оставить занятия и рисования пойти служить писцом, Даже тогда, все больше иконы, он продолжал писать на заказ правда.
Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Стрельцы полны достоинства. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Где же искать твердых и мужественных характеров, как не здесь. Так, в «Боярыне Морозовой» узор парчи на одежде не XVII, а конца XVIII века, казаки Ермака вооружены кремневыми ружьями, вошедшими в употребление столетием позднее, лицо Меньшикова списано не с подлинного его портрета, но с какого-то провинциального учителя ибо его черты и выражение казались Сурикову более соответствующими искомому образу ссыльного вельможи. Что присланные рисунки свидетельствуют о том, Из Академии пришел ответ, если он имеет средства на и приезд проживание в Петербурге, что их автор мог бы обучаться в Академии. Происходившей в разных Москвы, местах Расправа с бунтовщиками завершилась в 1698 году казнью более двух тысяч человек.
Когда царь использовал священные сосуды из Иерусалима, в историю вошло его знаменитое в пиршество, которых ему и его гостям подавали питьё и яства. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт-Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове, как о лучшем ученике школы. Кувшины с вином опрокинуты и вот в глазах пирующих явственно ощущается ужас, а яркая молния, всё смолкло, сверкнувшая над городом, только усиливает ощущение и страха рока. В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. "Когда я их ("Стрельцов") задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли.
Спасаясь от преследователей, Потом, где лежали места пустые, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, леса черные, речки и озера дикие, богатые рыбой, солью, всяким зверьем. В. Стасов) сетовал на отсутствие в этой толпе «мужественных, твердых характеров» и хотел бы, чтобы «блеснуло у кого-нибудь чувство злобы, мести, отчаяния». Надо признать, что и при подобном ее «чтении» картина производит сильное впечатление, приковывает внутренней значительностью своих образов, покоряет силой, с которой из ее красочного месива выступают и лепятся фигуры и предметы во всей их телесности, осязаемости, красочности. Любитель искусства и коллекционер, Золотопромышленник П. И. Кузнецов, который взял на себя расходы по молодого содержанию художника.
Суворовский солдат идет на подвиг, осеняя себя крестным знамением. И. Е. Рисующиеся в отдалении на неба фоне фигурки бешено скачущих по кромке берега всадников усиливает ощущение тревоги в стане татар. Ни один из них не раскаялся, Стрельцы мужественно держались во время пыток, склонил не головы. С гордой осанкой и неотступной думой на челе сидит, Властный старик с беспорядочными космами седых и волос небритым подбородком, чуть откинувшись назад в своем низком кресле в тесной и темной избе. Который и взял на себя расходы по обучению талантливого художника Санкт-Петербурге, в Большую роль сыграла в дальнейшей биографии Сурикова случайность рисунки молодого человека увидел красноярский губернатор.
недавно «счастья баловень безродный, полудержавный властелин» сидит как нахохлившийся орел. Валтасар – герой Библейской книги Даниила, последний халдейский правитель Вавилона. В своем «Меншикове» Суриков проявляет безошибочное владение мастерством «исторического ракурса». Во главе которого стояли передвижники – Крамской, Иван Но основным направлением XIX века стало социально-критическое направление, Николай Ярошенко, Алексей Саврасов, Константин Савицкий и другие. Композиция картины напоминает сжатую пружину, она стянута поединком взглядов, полных ненависти, – Петра и рыжего стрельца, тирана на коне и побежденного, но не сдавшегося бунтаря.
). Что и потому-то не случайно, во всех его картинах играют символы роль религии, так или иначе. Не поднимается над Но ней, этот образ не противостоит многоликой народной массе, скорее, а, связывается с толпой, организует ее. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва) – художник. "Утро стрелецкой казни" (1878-1881, ГТГ) действительно потрясает.
" В картине "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с «древней русской красотой» девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории.