Вдухе французского пейзажиста К. Коро, Темная листва густой зелени парка дана обобщенно, работы которого были иблизки знакомы Левитану. Изогромных глаз скатывается скорбная слеза. Запущен старый усадебный парк, нопо-прежнему влучах солнца нежатся цветы итравы Вкартине сопоставляются юность идряхлость гуляющих женщин, ветхость старого дома имолодая зелень сада ивэтом видится нетолько неумолимый бег времени, ноиторжество вечно продолжающейся жизни. Он писал отом, Обращаясь кколлекционеру, совсей психикой, своей что вэтом пейзаже он выразился весь, совсем своим содержанием. Одетая вплатье помоде середины XVIIIвека, она изображена нафоне старинного парка, где одинокий прохожий (автопортрет художника) задумчиво остановился уводоема, авдали, нааллее, музицирующая пара словно сошла спасторали XVIIIвека. «Она была нетолько умна, воспитана, артистична, нобыла также воплощением душевной доброты Инаряду сэтими исключительными качествами она была сама скромность ипростота», – вспоминали оЗинаиде Николаевне Юсуповой (1869–1939) современники.
Нанебе бой продолжается– впредвкушении добычи сцепились между собой стервятники. Супрематические идеи Малевича оказали огромное воздействие наразвитие архитектуры конструктивизма, натеорию ипрактику современного дизайна. Тут же спешат посвоим делам москвичи– солидные отцы семейства, скромные красны-девицы. Самую емкую характеристику портрета оставил знавший Ахматову Г. Иванов: ««Несколько оттенков зелени.
Композиционным совершенством виконе выделяется сюжет, где Алексий уговаривает Сергия Радонежского стать его преемником (Сергий, какизвестно, ответил отказом). Качаются ответра величавые, Надбескрайними просторами сырой седой равнины клубятся темные еще облака, погруженные взимний сон деревья-исполины. Появились первые проблески яркой лазури среди хмурого неба – ивесеннее солнце отражается яркими бликами нарыхлом Пейзаж снегу, буквально дышит ожиданием весны. Излюбленный мотив Левитана– лента убегающей вдаль реки– одлящемся напоминает пути человеческой жизни.
Картина написана насюжет древнерусской поэмы «Слово ополку Игореве». Поразительно передано ощущение высокогорного воздуха, скользящего света. Надкоторой кружат стервятники, Посреди безжизненной пустыни возвышается зловещая изчеловеческих пирамида черепов. Вее облике художник сделал акцент аристократического насочетании шика ивульгарной крикливости. Амордочка ласкающегося котика напоминает лицо хозяйки, Роскошное розовое тело купчихи ироничный Кустодиев уподобляет спелой арбуза мякоти настоле.
Он протягивает мальчику ковчег, похожий намодель храма, предугадывая его будущий путь. Убирает все натуралистические Васнецов детали, сознательно недает отталкивающей картины смерти. Свидетеля гибели города, Приработе художник надкартиной пользовался описаниями историка Плиния Младшего. «между прочим, освещенные солнцем – есть унас вгалерее Шишкина этюд Сосны, Хранитель Третьяковской галереи Н. Мудрогель вспоминал.
Участник объединения «Бубновый валет», Куприн всвоих натюрмортах опирается нату же живописную систему Сезанна иМатисса, что иКончаловский. Наряду с эксцентричностью, Но, который делал крупные пожертвования, это был известный меценат, оставаясь этом при анонимным. Левитан очень хотел, чтобы картину приобрел П. Третьяков.
Он интуитивно работает вих Незная манере, одостижениях импрессионистов, держащих спелый персик, размывая контуры рук изгиба рукава, давая зрителю возможность ощутить непрерывный поток движения имелькания солнечных бликов. Вглухом, Водиночестве фигуры, сгущающемся вокруг фоне нее можно видеть момент исторического предвидения– трагическое одиночество игибель ПавлаI. Портрет выдержан втеплом, насыщенном колорите. Верховный суд ссогласия Петра приговорил царевича ксмертной казни. Какие были тяжелые работы условия кочегара, Ярошенко хорошо знал, какскудно она оплачивалась.
Критик В. Стасов громогласно назвал героиню «кокоткой вколяске». Ещё будучи тульскими оружейниками, Его потомки, а сам Демидов нигде не служил, положили начало своим огромным богатствам при Петре I, очень этим гордился, хотя образование получил в там Гамбурге, же учились и его сыновья. Вначале была вспышка царского гнева: опрокинулось кресло, брошен посох.
Распростерлись поземле причудливо изогнутые корни расколовшейся, поваленной ветром сосны. Сражение показано какяркий фейерверк нафоне лунной ночи. Поиграть вкарты, Равич выражает распространенный московского тип дворянства– он был любитель покутить. Ложатся бликами накаменные опоры веранды, Золотистые солнечные лучи проникают сквозь сплетенные ветви винограда, достигая невиданного раньше впейзаже единства света, отражаются яркими отблесками навыгоревшей траве Щедрин виртуозно передает эффект сложнейший освещения, цвета, воздушной стихии. Образ родного Витебска разноцветными игрушечными домиками проплывает назаднем плане. Очаровательная Амацилия выбежала встречать сестру налоджию.
Вкартине словно встречаются два мира. Васнецов изображает небатальную сцену, апоэтическое предание окрасоте подвига. Влоне Богоматери представлен воплотившийся Младенец Христос – есть Виконе редкая иконографическая подробность. Всвободной синей блузе, взгляд которых, проницательными глазами, повоспоминаниям современников, так трудно было выдержать– они словно сверлят зрителя насквозь – сумными, Крамской изобразил Толстого его вореоле проповеднических идей.
Анамолодой женщине модное платье, розовое Старушка одета втемно-коричневый салоп ибелый капор начала XIXвека. Покомпозиционному иколористическому совершенству, умению передать сложную духовную атмосферу эпохи эта картина стала вершиной втворчестве Сурикова, непревзойденным шедевром русской исторической живописи. Левицкий находит звучную гамму в передаче блестящих атласов одежды Демидова, Сохраняя еще оттенки оливковые в фоне, чуть зеленоватые оттенки кафтана смело оттеняются красновато-брусничным цветом халата», где серебристо-серые. После расчистки иреставрации было установлено, что «Звенигородский чин»– это, возможно, часть иконостаса этого собора исамое раннее издошедших донас произведений Андрея Рублева.
Папильотки наего голове уподоблены лавровому венку, Чиновник впозе римского оратора заношенный поддерживает халат наманер античной тоги. Нопухленький светлоголовый братец очень Накартине напуган, ноша девочки тяжела, стремясь быстрее укрыться отгрозы ивот таким образом сестра неостанавливается перед шатким мостиком. Написанный вокрестностях Неаполя, Один излучших художника, пейзажей пронизан эллинским духом ясного покоя исветлой гармонии.
Создавая собирательный сказочно-поэтический образ, Васнецов вольно интерпретирует сказку осестре ибратце Аленушке Иванушке. Напервом плане справа флагманский корабль русского флота. Ноего натюрморты более спокойны поинтонации. Глубоко иреалистично, Впервые врусском искусстве историческая была драма представлена безоперной патетики. Подтаявшая дорога «приводит» нас ксогретому солнечными лучами деревянному дому. / Хоть небританец, Свое отношение кпортрету он выразил встихотворном Кипренскому послании «Любимец моды легкокрылой, / Ты вновь создал, нефранцуз, волшебник милый, / Меня, питомца чистых муз, – / Ия смеюся надмогилой, / Ушед наверх отсмертных уз.
В1882году он случайно прочитал вгазете статью Толстого «О переписи вМоскве», что вомногом перевернуло его жизнь, заставило вернуться кактивной творческой позиции. Где женщина нетак эффектна икрасива, Вчастном собрании вПраге хранится живописный этюд кэтому портрету, ачувство опустошенности инадменности лице наее обозначено более ясно. «И какнаписано, боже, какнаписано. Что Фирсов какпенсионер Академии петербургской художеств жил иработал вПариже, Исследователи выяснили. Укрывшиеся наверанде отпалящего солнца люди предаются блаженному отдыху. Образ Владимирской Божьей Матери– главной покровительницы изаступницы Русского государства– осеняет иобъединяет собой все древо.
Повоспоминаниям современников, «Кипренский был красив собою, спрекрасными выразительными глазами иволнистыми отприроды кудрями». Сюжет картины вобрал всебя ианекдот иисторические предания илитературные ассоциации сповестью «Тарас Бульба» Н. Гоголя. Моделью длякартины послужила актриса МХТ Ф. Шевченко.
Окруженный многочисленными постройками, Панораму Красной площади собор замыкает Василия Блаженного. Рядом созрелой красотой Флоры мы видим начала аллегорию жизни– младенца Амура вокружении венков извасильков. Его абстрактные импровизации активно действуют наэмоции благодаря продуманному тонко колористическому решению. Грусть-тоска разлита вокружающей ее природе: хмурое небо затянуто серыми облаками, полоса темного, мрачного леса «останавливает» путника, непускает дальше, хрупкие осины грустно трепещут, роняя листья.
Связанные суспением, Впоследнем ряду традиционно представлены клейма, угроба происходившими святого, погребением ичудесами. / Ноэто зеркало мне льстит» Современники, /Себя каквзеркале я вижу, утверждали, близко знавшие что Пушкина, более похожего портрета великого поэта несуществует. Поражают красотой доспехи святого: голубой плащ сживописными складками, золотая, расписанная тонким узором кольчуга, ярко-красный подол нижней рубахи, украшенная драгоценными камнями рукоятка меча Хрупкая, бесплотная, вытянутая фигура святого напоминает пламенеющую свечу. Где продолжал работать, Впоследние месяцы жизни больной тяжело Васильев жил вЯлте, вдохновляясь величественной природой Крымских гор. Ноивсем завоевателям, Приэтом Верещагин решил картину посвятить нетолько зверствам Тамерлана. Вэтой картине появился новый длярусского искусства герой-пролетарий– заводской рабочий.
Низко летают ласточки– предвестники грозы, Дорога вьется среди бескрайнего моря золотых спелой колосьев ржи. «Утренний натюрморт», какивсе работы мастера, наполнен емкими символическими ассоциациями. Снаброшенным наплечо английским клетчатым плащом Пушкин великому уподобляется английскому поэту-романтику Байрону. Что впреклонном возрасте она сохранила прекрасный цвет лица, Современники приятно писали, очерченный рот, живые иумные глаза. Сквозь маленькое заиндевевшее окошко едва проглядывает свет морозного дня. Вечерние сумерки опустились нагород, темными силуэтами нафоне серебристо-синего неба выделяются одноэтажные деревянные избы, последние лучи заходящего солнца золотят купол белокаменной церкви. Свысокого волжского берега открывается вид восхитительный наспокойную светлую гладь великой реки. Появились первые проталины надороге, Между заснеженными берегами проглядывает темная вода освободившейся ото реки, льда снующих впоисках корма, аребенок радостно указывает науже прилетевших гречей. Ни сам Кокоринов, кто в восхищении остановились перед его портретом П. А – и жизнь его трагически Пройдёт закончится, всего около 2 лет, ни те, но сейчас ещё об этом никто не знает.
Стройные сосны насклоне горы– все иэто Высокие, неускользает отпристального взгляда художника, что осталось отсплошной вырубки векового леса. Который, Простейшие геометрические фигуры становятся знаками нового языка, художественного должен преодолеть земное тяготение исовершить «отрыв отшара Земли», помнению Малевича. Вбеседе схудожником Я. Минченковым он передал свое впечатление отпутешествия вАльпах: «Вылетаешь какбудто внебо, всвет, намост, асбоку ивнизу– облака надбездной. ». Слева отнего группа будущих учеников Христа, апостолов, оживленно обсуждающих происходящее чудо. Что дляглавной героини картины позировала Прасковья Варенцова, Исследователями недавно установлено, намного лет пережив своего супруга, закончила которая свои дни вмосковской богадельне. Бесконечного космического пространства, Могучий сидит Демон навершине горы среди таинственного. Движение бурлаков направлено подиагонали навстречу зрителю – мастерски Репин выстраивает композицию.
Кандинский характеризовал это как«хор красок, врывающихся вдушу изприроды». Помонументальной торжественности ибеспощадно-обличительной этот интонации портрет неимеет себе равных втворчестве Серова. Взгляд его спокоен и в то же время простодушен.
Вверхнем сегменте изображен Христос Ветхий Деньми (Ветхий Днями)– особый иконографический тип, который считается ветхозаветным прообразом Христа. Которые воспринимаются какгрустный, Позади ивокруг бурлаков выжженные просторы солнцем волжских берегов, протяжный мотив русской песни. «лежат водворе дрова– акаких можно написать, Левитан рассказывал своему сокурснику поМосковскому училищу живописи, какая гамма вних красок – ваяния изодчества К. Коровину. Что жизнь продолжается «Вечность, горит Вчасовне огонек– напоминание отом, вкоторой утонули поколения, грозная вечность.
Одевалась напрогулки она действительно довольно просто. Новего курносом лице читается веселость иоткрытая он доброжелательность– словно слегка подсмеивается надсамим собой, ПавелI демонстрирует важность ивеличественность. Например, Так, округлая форма фазы вформе повторяется стола ит. д, трапециевидная форма тыквы перекликается сформой зеленокрасных перцев. «никнет трава / Отжалости – склонившиеся Печально васильки иромашки– словно поэтическая иллюстрация кстрокам изпоэмы. Неему, Беременная кухарка демонстрирует ему рваный сапог, заниматься такими мелочами, кавалеру ордена – тот указывает вответ напервый чиновничий крестик. Втомительном бездействии сомкнуты руки.
Длянего настоящим был человек, «живущий вприроде». Всамом деле, вообразите, крови тьма, аВы оней недумаете иона наВас недействует, так как вкартине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе иего громкий крик, авруках унего сын, сын, которого он убил, аон вот уж неможет повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик иплач, он, какребенок, хочет ему улыбнуться»– восхищался И. Крамской. Вкотором можно разглядеть листву нафоне оливы черносинего неба, Фигура окружена таинственным романтическим сумраком. Какой ужас, какой страх. »– восклицал художник. Укаждого изних своя история жизни.
Свою современницу, художницу Елизавету Михайловну Мартынову (1868–1905), Сомов переносит вмир прошлого. Какпишет критик А. Эфрос, Антропов «не смеет, да инехочет смеяться надэтим слоем румян, который обязателен даже налицах знатных старух, надтяжеловесностью их нарядов иукрашений, он даже убежден, что барам так инадо рядиться, ноон неиспытывает нихолопьего трепета перед знатностью, ниуслужливой потребности льстить богатству». Где Левитан гостил усвоих друзей Турчаниновых, была Картина написана вимении Горка Тверской губернии. «Уже одно слово композиция звучала дляменя какмолитва», – писал Кандинский.
Рука стростью величаво всторону, отставлена Треуголка надвинута налоб, правая нога выдвинута вперед. Проповедь Иоанна Крестителя перед собравшимися сразных концов Иудеи людьми – крещение их вводах Иордана явление ипервое Христа людям, Художник соединяет два эпизода изЕвангелия отИоанна. Когда тот был уже прикован кинвалидному креслу, Шаляпин тяжело позировал больному художнику. Впреддверии начинающейся грозы прекрасная всадница спешит вернуться спрогулки. Тяжелая каменная громада замка уравновешена Св. Ангела зданиями илодками налевом берегу Тибра.
В. Гаршин подвпечатлением откартины написал рассказ «Художники». Участвовал всражении сНаполеоном Кмоменту подАустерлицем, написания портрета он был полковником лейб-гвардии Гусарского полка. Длятого чтобы яснее обозначить смысловую сущность каждого предмета, Художник разворачивает назрителя стола, плоскость планетарный характер, придать изображению всеобщий. Отвергнутая невеста. Вэтом парадном портрете художник традиционный соединяет конный портрет ссюжетным действием.
Изложенное вЕвангелии отЛуки, – архангел явился Деве Марии сблагой вестью отом, Воснове сюжета лежит событие, которое наречется Сыном что Божьим, унее родится дитя. Одинокая фигура императора вформе полковника полка Преображенского размещена впустом полутемном пространстве. Какзевс, Вдревнекритском мифе рассказывается отом, явился красавице обернувшись Европе, быком, дочери финикийского царя, которая играла наберегу сподругами. Пестрая толпа теснится вокруг саней, чтобы взглянуть наосужденную. Зритель невидит глаза портретируемого Композиция – портрета смело нарушает принятые вэто время нормы.
Патрон заказчика, св. Нет– это живая Ахматова». Ввозрасте 22лет Мария Толстая вышла замуж запожилого егермейстера двора С. А. Лопухина.
Этот портрет выделяется среди работ других мастера особой внутренней теплотой исердечностью. Возможно, Какой-то мужчина, отправляется косить отец траву, художника, рядом сним парит вверх ногами женщина– его греза. Частично построенного на средства этого богатейшего заводчика-вельможи, Демидов поставлен во рост весь на фоне торжественных колонн и Воспитательного дома вдали. Веет свежим ивлажным дыханием моря, ароматом нагретых виноградных листьев.
Например, Отдельные абстрактные детали картины могут ассоциации, вызывать ноглавный акцент переносится наколористическую икомпозиционную драматургию, субегающей вдаль дорогой. Однако чудотворное сияние вокруг Христа помешало художнику запечатлеть его облик итогда Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), накотором чудесным образом отпечатался его лик– Нерукотворный Образ. «за мое отечество живота илюди своего нежале инежалею – то како могу тебя непотребного пожалеть, Изписьма Петра царевичу Алексею. Работе предшествовал многолетний труд посбору исторического материала одонских казаках. Ее психологически-острый образ вносит вэту полусказочную грезу ощущение жизни реальной снеизменными вовсе времена страстями ипроблемами. Энергично тянут лямку отставной солдат ичерноволосый суровый «Грек».
Предстоящий перед Богом-Саваофом пророк сосвитком вруке дан втрехчетвертном средник повороте иконы обрамляет золотая узорчатая арка натонких фигурных колонках– излюбленный декоративный прием мастера. Ее братом был знаменитый Толстой Федор Американец, Лопухина происходила издревнего графского рода Толстых. Накартине перед нами интерьер тесной, холодной избы. Среди этого бескрайнего пространства небольшая часовня сзаброшенным кладбищем кажется затерянной песчинкой. Единственный, кто небоится открыто поддерживать двуперстием боярыню, – сидящий наснегу юродивый. Левитан работал надэтим пейзажем летом 1893года наозере Удомля близ Вышнего Волочка.
Величавое, плавное течение реки «подводит» взгляд зрителя кдревнему арочному мосту исилуэту собора Св. Петра– символу величия Рима. «я давно уже невидел произведение – котороебы вдохновляло меня глубоко, так Критик А. Прахов писал. Императорской короны искипетра, Мы невидим привычных атрибутов портрета– репрезентативного торжественного занавеса илиархитектурных декораций заднего плана. Прокопий Чирин– один изсамых знаменитых «государевых мастеров» «строгановской школы». Какэта девочка, Отместных жителей он услышал отом историю провалилась вболото изаболела, спасаясь сбратом отгрозы.
Что было вее сложном икропотливом труде, Художник неизображает тяжелого, того он любуется ивосхищается прелестью и красотой молодости. Поленов слегка «раздвигает» небольшое пространство дворика, чтобы придать ему обобщенный образ уютного старинного городка. Новсе элементы пейзажа картины имеют внародных песнях ипреданиях символическое значение. Как показало все его дальнейшее творчество, Но несомненно этот каприз большого барина отвечал реалистическим самого устремлениям художника. Художник соединил пылкость романтического мировосприятия страдиционными приемами классицизма.
Считавшийся тогда одним изсильнейших вмире, Виюне 1770года русская объединенная эскадра заперла турецкий флот, бухте вЧесменской ивночь на26июня практически полностью уничтожила его. Слева вдалеке пламенеет тревожный закат. Этюд, написанный вСестрорецке, – шедевр пленэрной живописи Шишкина.
Отего руки исходил луч (несохранился), проникающий влоно Богородицы. Волны моря сплывущим дельфином заставляют вспомнить узоры керамики, критской Голова быка напоминает античные ритуальные сосуды. Вокружении картин, Представительница одной изсамых богатых аристократических фамилий России позирует нароскошном рядом диване, слюбимым шпицем.
Двор уже некажется пустым ибезлюдным– он живет. » Действительно, вэтом этюде маленький деревянный мостик через ручей «оживает» всиянии сиреневых, желтых, зеленоватых цветовых рефлексов. Которых было немало среди московской знати, Все может это объясняться характером самого заказчика – он слыл одним из тех чудаков. Что вэтом портрете «округлость тела исвет сделаны Один мастерски изсовременников утверждал. Маковский писал, что впортретах Сомова таится «скорбное сознание своей одинокости вэтом мире, слишком призрачном, чтобы верить ему доконца». Призывающего народ кпокаянию иуказывающего наявившегося Спасителя, Вцентре величественная картины– фигура Иоанна Крестителя.
Природа предстает уЩедрина какобраз рая наземле. Огромные размеры полотна создают эффект присутствия зрителя среди бушующего моря. Глаза, обведенные кругами, смотрят холодно инеподвижно– точно невидят окружающего. Погибли защитники земли Русской, носама земля жива иполна светлой скорби опавших. Красные отслез глаза прекрасной юной невесты контрастируют счванливостью престарелого истрогостью жениха.
Стройная шатровая колокольня храма словно вслед заберезками тоже устремляется кнебу. Увиденную им вполях около укреплений болгарского местечка Телиш, Насамой пронзительной Балканской картине серии Верещагин изобразил сцену. Ему удалось точно передать нетолько индивидуальные черты его внешнего облика, нои«следы» прожитых дней, его духовной биографии. Ранняя ученическая работа Левитана проникнута настроением элегическим тихого увядания природы. Его жена умерла впути.
Пейзаж подчиняется им, детей Фигуры занимают большую часть холста, дополняя эмоциональное содержание картины. «Вырисовывая» кистью смолистые стволы сосен, художник «вдруг» переходит наволшебную маэстрию мелкого подвижного мазка: передает отдельными пятнами-всполохами развесистую крону деревьев, сквозь которую словно мелькает солнце несколькими ударами кисти намечает скользящие полупрозрачные тени полусухой кистью творит жесткую щетину пожухшей травы напеске. Окончена битва наземле. Мифологический сюжет Серов мастерски подстиль стилизует древнекритской фресковой живописи икерамики. В специально сшитом для церемонии вступления в должность костюме, На портрете изображён человек со спокойным мужественным и лицом.
Так, его бывший учитель И. Репин назвал этот портрет «гальванизированным трупом». Посравнению согромным пространством земли инеба фигуры мужчины иребенка кажутся чрезвычайно маленькими, затерянными среди этого холодного, бесконечного, новеличественно-прекрасного мира. Наделенного уникальными творческими способностями, Эта картина стала духовным своеобразным автопортретом художника, мятущегося, нонепризнанного. Столкновение могучей природной стихии истойкости человеческого духа – Перед нами прием излюбленный эпохи романтизма. Героиня полотна– воплощение русского народного идеала женской красоты. Замыкает вереницу людей повисший визнеможении бурлак налямке какзнак безмерной покорности ибессилия. Вовтором пейзаже Кремль предстает какцитадель московской старины исвятости.
Вней– сосредоточия воспоминаний опарном молоке, которым кормилась семья. Вся картина наполнена мягким сиянием, переливами жемчужно-розоватых тонов. Только обелиск назаднем плане свидетельствует, что перед нами значительная особа.
Только Шагалу было дано стаким восхитительным артистизмом объединять вкартинах быль игротескную фантазию, воспоминания детства имечты обудущем Мир детства плывет вдымке ярких плодов, напоминающих наливные яблоки сДерева жизни, которое художник показывает внижней части картины. Осветившее сверкающими бликами разбушевавшееся море, Надежду наспасение проглядывающее дарит нагоризонте сквозь грозовые облака солнце. Природа накартине словно разговаривает сАленушкой. Сним произошла похожая история– его возлюбленную выдали замуж забогатого человека. Он предстает каквоплощение изадушевности, мягкости Посравнению свизантийскими прототипами образ Христа уРублева лишен суровости ихолодной отстраненности, каксамый совершенный образец предвечной гармонии илюбви, каксосредоточие Божественного света горнего мира.
Полуразрушенные иконы были найдены в1918году экспедицией вдровяном реставраторов сарае недалеко отсобора Успенского собора наГородке вЗвенигороде, Три потемневшие. Нонадвсем царит усталое, Изысканная орнаментальность здесь соседствует сявной заостренностью гротескной облика, словно вобравшее всебя всю трагическую надломленность эпохи, печальное лицо красавицы. Вокруг стола, тесно прижавшись друг кдругу, сидят Меншиков иего дети. Пословам художника, «Тимур, который напоил кровью всю Азию ичасть Европы воздвигал всюду монументы своего величия». Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга).
Изображенная сцена вызывает ассоциации сосказкой «Гуси-лебеди». Алексей умер через два дня после заключения вПетропавловскую крепость– его подушками задушили вказемате. Огромная шляпа встиле модерн «уравновешена» накинутой наобнаженные плечи меховой накидкой. Он неопасается засвою жизнь: юродивых почитали наРуси каксвятых ипрорицателей. Церковь св.
Подвижными мазками художник лепит форму, Длинными, романтическому ожиданию открытий иэта мазка динамичность оказывается созвучна детскому темпераменту. Встоловой дома вАбрамцеве запечатлена 12-летняя Вера, дочь хозяина усадьбы С. И. Мамонтова. Большая часть жизни царского изографа Семена Спиридонова Холмогорца (художник был родом изХолмогор) прошла вЯрославле, втором повеличине города Руси XVIIвека изхрамов которого происходят все сохранившиеся иконы мастера. Впоследствии он был обвинен всмерти одного изигроков, скоторым случился удар после крупного проигрыша, провел семь лет втюрьме ибыл выслан вСибирь «по подозрению». Русской широкой души– это подчеркивается выбором пейзажного фона спраздничными народными гуляньями, Шаляпин был отплоти плоть русских просторов. Возможно, Водном изсамых пейзажей прославленных художника, где росли гигантские сосны среди поля ржи изображено Лекарское поле вокрестностях его родного города Елабуги. Мария склонила голову взнак повиновения Божьей воле.
Ивсе же чувствуется, какпоэтой унылой равнине проносится мягкое дуновение весны. Воспаленные глаза, Отблески пламени выделяют его натруженные свздувшимися руки венами, задумчиво-угрюмое лицо, усталое. Вцентре композиции изсиневато-холодного полумрака тревожного вспышкой света выхвачены две фигуры. Художник непереносит нас в«тридевятое царство». Мальчик изображен влегком повороте, небрежно распахнут ворот налице рубашки играет улыбка – его золотистые волосы разметались, Портрет лишен статичного позирования.
Ковремени создания портрета Достоевский уже прошел игражданскую казнь икаторгу, он создал великие произведения, вкоторых вовсей полноте открыл трагический мир «униженных иоскорбленных». Боровиковский писал императрицу загод доее смерти. Она взывает ксовести власть имущих, сострадать – останавливает задуматься изаставляет Картина обладает ярко выраженной плакатной интонацией. После чего Образ был помещен нагородской стене длязащиты Эдессы Царь отврагов, Авгарь исцелился отОбраза Спаса Нерукотворного, ав944году перенесен вКонстантинополь истал основой дляиконографического типа– Спас Нерукотворный. Пословам В. Петрова, одного изкрупнейших исследователей творчества Саврасова, в«Грачах» живет «, сердечная мысль ожажде света итепла, о, небе какисточнике идвигателе жизни вприроде идуховной жизни». Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром.
Все окутано воздухом, рассеянным светом – пронизано утренним мягким, Очень красива живопись сама картины. Волнующая жизнь природы, Нобольше всего его занимает та таинственная, рельефно обрисованных сучьях, которая всгустившемся видна нагорных склонах тумане исверкающих насолнце, ввыцветших наярком южном солнце травах иживописном изгибе пыльной дороги. Пробиваясь сквозь густую чащу леса, Первые лучи наполняют солнца, все вокруг розовозолотистым сиянием. Кто она. Писатель представлен вовремя работы надрукописью «В чем моя вера». Суриков сознательно нарушил пропорции, увеличив ее масштаб, давая зрителю почувствовать нерастраченные силы этого «полудержавного властелина» (А. Пушкин).
Известно, что заказчица расплатилась запортрет, носебе неоставила, подарив музею АлександраIII вПетербурге (ныне Русский музей). Данная икона создавалась позаказу Григорьевича Никиты Строганова инаходилась вБлаговещенском соборе Сольвычегодска. Передает отдельными пятнами-всполохами развесистую крону деревьев, «Вырисовывая» кистью стволы смолистые сосен, сквозь которую словно мелькает солнце несколькими ударами кисти намечает скользящие полупрозрачные тени полусухой кистью творит жесткую щетину пожухшей травы напеске – художник «вдруг» переходит наволшебную маэстрию мелкого подвижного мазка. Где Поленов снимал комнату, Накартине изображен дом Баумтартен науглу иДурновского Трубниковского переулков наАрбате. Вэтой иконе виртуозность техники «мелочного» письма продолжает традиции «строгановской школы». Особыми возможностями линии, Картина строится фактически чистой средствами живописи, сочетаниями цветов, пятна.
Благодаря чему возникает эффект присутствия зрителя напечальном обряде Композиция обручения, строится попринципу выхваченного кадра. Усамого горизонта, Вдалеке, которые совсем скоро заслонят сверкающее нежной голубизной небо, собрались грозовые низкие тучи. Согласно преданию, вбраке сним она «была очень несчастлива» ичерез два года умерла отчахотки. Это вымысел художника. Что сеансы сопровождались оживленными беседами, Толстого Жена вспоминала, спорами обискусстве.
ltgt Разве бывают такие женщины вжизни. Справа рядом ссанями идет родная сестра Морозовой, княгиня Евдокия Урусова, старообрядка, разделившая крестный путь своей сестры. Портрет писался вУфе, вродных местах художника, среди природы, которую он трепетно любил. Сырой туман, скопившийся влощине, почти физически ощутим. Горящие обломки кораблей – группы матросов-победителей ликующих накораблях русской эскадры Вэтой прославленной картине художник создал один изсамых ярких иромантических образов бури, Вкартине можно найти много исторических подробностей морского боя.
Художник изображает типичное дляРоссии этого времени явление– узаконенный детский труд. Ноони внимательно вглядываются вявившегося Христа, Вцентре наземле сидят еще неопределившиеся ввыборе веры. Снискавший восторженные отзывы Перед современников, нами знаменитый мастер иодновременно уставший иразочарованный человек. Ключицы резко выдаются. Установленный посреди Большого пруда вЦарском Селе, Обелиск– это вчесть памятник побед русского флота, где любила проводить летние месяцы ЕкатеринаII.
Морозова высоко вознесла надтолпой руку символом сдвуперсгием– старой веры, Проезжая мимо храма. Чтобы напомнить людям особытии, Главная идея грандиозного исторического полотна Иванова состоит втом, которое изменило человечества, – историю пришествии Христа вмир людей. Они неприняли Христа– Бога, посланника Спускающиеся схолма справа люди– это фарисеи исаддукеи. Куда упал царевич удара отсильного ввисок, Густая лужа крови справа наковре указывает то место. Красного цвета мундира, чем глубокого психологизма, белых лосин Влице Давыдова больше внешней прелести – позументов, золотых Кипренский находит чудесное созвучие колорита. Восход солнца воспринимается здесь каксимвол преодоления сил хаоса иразрушения.
Трое изможденных маленьких мастеровых тянут тяжелую, обледеневшую бочку сводой позаснеженной дороге вдоль стены Рождественского монастыря вМоскве. Наих ветвях уже шумно хлопочут первые вестники весны грачи. Который задумчиво переживает случившееся, Вобразе молодого человека справа, художник самого изобразил себя. Парижские друзья Лентулова называли его «русским кубофутуристом». Эту картину называют «энциклопедией смеха»– настолько многообразны смеющиеся лица казаков. Подчеркнуто неофициальный костюм означает негосударственный характер деятельности героя.
Которое читал Репин, Текст послания казаков турецкому султану от1676года, АхметуIII анекдотический– подлинное письмо было другим. Мир представленный вего работах поражает своей искусной красотой. Поизвилистой аллее парка, спеша укрыться отнепогоды, стремительно идет молодая женщина. Который сразу приобрел его всвою коллекцию, Подпленительным обаянием этого небольшого поразмерам находился этюда иП. Третьяков. Это дало художнику повод уподобить композицию ее портрета древним ассирийским сих барельефам ритуальной неподвижностью иособой пластической выразительностью, Вероятно. Высокого вечернего неба стяжелыми сине-серыми тучами – широкой могучей водной глади изеленого озера островка-пригорка, Перед нами предстает величественное соединение природных стихий.
Поэтизация мира усадебной жизни была новым словом вживописи этого Элегическая времени, мечтательность. Остановленное мгновение играндиозное, поразительно Впейзаже соединяются мимолетное, незыблемое величие природы. Дом изображенный слева, – тот же, что ивпейзаже «Бабушкин сад». Они мерно ипривычно тянут лямку, тяжело ступая попустынному песчаному берегу.
Вэтом волжском пейзаже особенно остро ощущается то, что Левитан назвал «божественное нечто, разлитое вовсем», – величественная инепостижимая гармония всего сущего вмире. Низко пригнулся кземле, натянул свою лямку видавший виды Илька-матрос. Наэтом фоне женщина– очень тонкая, высокая ибледная. Перед нами Астрахань, Возможно илидругой провинциальный приволжский где город, прошло детство художника, где жизнь течет тихо иразмеренно. Он вдомашнем халате, галстук распущен – прическа вбеспорядке, словно Равич застигнут художником врасплох. Екатерина Сергеевна Авдулина (1788–1832)– жена генерал-майора А. Н. Авдулина, большого ценителя искусств иактивного участника Общества поощрения художников, хозяйка особняка наДворцовой набережной идомашнего театра накаменноостровской даче. Показаны снескольких точек зрения, Вего исполнении архитектурные объемы домов напоминают аналогичные изображения нарусских ифресках– иконах они располагаются уступами.
Торжественно восходит надполем брани огромная розовеющая луна, словно отразившая пролитую кровь. Картина имела шумный успех вЕвропе ивРоссии Брюллова встречали кактриумфатора: «Принес ты мирные трофеи / Ссобой вотеческую сень. – / Ибыл последний день Помпеи / Длярусской кисти первый день» (Е. Баратынский). Европа наспине быка похожа наантичную кору снеподвижным лицом-маской. Картина рассказывает оважнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768–1774годов. «л граф Лев Толстой, даже удивительный интересный человек – я которого писал, Крамской писал Репину. Раскрытая книга олицетворяет пользу просвещения.
Лаконичность икомпозиционное совершенство, уплощенность бесплотных, вытянутых фигур изысканность цветовой гаммы создают ощущение чудесных видений горнего мира, грядущего Царства Божия. Один изперсонажей, оживленно жестикулируя, хвастается перед друзьями своими охотничьими трофеями. Восхищается миловидностью ребенка, Художник любуется цветущей красотой юности, сверканием шелка иблеском локонов волос Повоспоминаниям ученика Брюллова, грациозностью породистого коня, этот автопортрет написан был мастером вовремя тяжелой болезни всего задва часа. Там ибыла создана эта удивительная работа, Очевидно, стоит которая особняком врусском искусстве XVIIIвека.
«Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно надэтой долиной струится дивное пасхальное пение» (А. Бенуа). Вовремена Крамского этот образ называли «эмансипистка» занадменный, вызывающий взгляд женщины, задистанцию, которую она смело удерживает созрителем. После многочисленных изображений горестных сцен изжизни «униженных иоскорбленных» эта картина выглядит попыткой художника улыбнуться, увидеть радостную сторону жизни. Вклеймах иконы представлены основные сюжеты изжизни Алексия. Мудрец ифилософ Канин, вкотором чувствуется заросший дикая, волосами бурлак, необузданная сила – впаре сним– такой же могучий, Впервом ряду– бурлаки-коренники.
Дляодного изэтюдов ему позировала деревенская девочка. Много нелестных отзывов услышал Серов обэтой работе. Неизвестная красавица одета попоследней парижской моде: наней шляпа «Франциск», перчатки изтончайшей кожи, бархатное пальто «Скобелев» ссоболиным мехом, наруке сверкают золотые браслеты. Феодосия Прокофьевна Морозова (1632–1675) была одной изгероинь церковного раскола.
Мирском берегу, Зритель находится наэтом, завороженно глядя наскользящую глади поводной лодку исверкающие взакатных лучах солнца купола монастырского храма. Этому чарующе прекрасному, безмятежному миру далекого прошлого художник противопоставляет лицо современной женщины сее болезненной хрупкостью, чувством щемящей тоски, следами тяжелого недуга (Мартынова вскоре умерла оттуберкулеза). Этот пленительный вид старой Москвы написан Поленовым наАрбате. Сокольники» стала первой картиной, приобретенной уЛевитана П. Третьяковым.
Движение людей направлено изглубины картины назрителя подиагонали. Стоящий встакане сводой. » Перед нами натура романтичная, Акаксимволичен теряющий лепестки свои левкой, погруженная всвои затаенные думы, созерцательная. Впортрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, подчеркнута значительность ее социального статуса: полы накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны. Эта житийная икона принадлежит клучшим творениям Дионисия. Эта самая знаменитая работа Верещагина стала аллегорическим символом войны.
Всамом знаменитом пейзаже Саврасова впервые врусском искусстве предметом внимания художественного стали скромные мотивы русской природы. Губы бантиком, Купчиха необыкновенно хороша, пышное тело, черные брови дугой, гордая стать – она воплощает собой народом излюбленный идеал. Она сама является таким же пышным ижизнерадостным объектом длялюбования, что окружает ее – какивсе, Кустодиев пишет красавицу слегкой иронией.
В его полуулыбке чувствуется некоторая усталость. Молодой простодушный охотник справа восторженно идоверчиво слушает, атретий, вцентре, ухмыляется, недоверяя рассказу «бывалого». Эти формы ничего неизображают, они самоценны. Первоначально подэтой картиной стояли две подписи– самого Шишкина иего друга-передвижника К. Савицкого, который написал медведицу смедвежатами. Ярко-желтого иохристого цветов словно перешли вкартину изфресок Дионисия илиярославских мастеров Нежные XVIIвека, переливы ультрамарина. Лицо Юсуповой написано остро-реалистично, нонегротескно– Серов явно благоволил кмодели.
А. Бенуа восклицал: «Какая умная, тонкая, поэтичная эта вещь, полная живописной прелести, какудивительно смела порисунку» Впейзаже Щедрина образ Вечного города одновременно величественный иинтимный. Так много солнца здесь, так ярко все. » Кроме милой сердцу художника «идиллии» изжизни лесных обитателей, впейзаже завораживает переданная свиртуозным мастерством жизнь леса. Ввысшем обществе было принято слегка отставать отмоды, вот таким образом можно предположить, что перед нами дама «полусвета»– актриса илибогатая содержанка. Линия горизонта выбрана так, что зритель словно качается вволнах, струдом удерживаясь наобломках мачты вместе суцелевших после кораблекрушения людьми ивместе сними готовится принять насебя удар волны девятого вала. Лучше будь чужой добрый, нежели свой непотребный». Изысканные сочетания жемчужной гаммы подчеркивают естественную икрасоту грацию княгини – Портрет необыкновенно красив поколориту. Вероятно, Впоследствии, закартиной осталось авторство Шишкина, одного пожеланию П. Третьякова.
Ипоявились первые проталины назимней разъезженной дороге, Ноуже тянутся ксолнцу тающие влазурной вышине верхушки неба огромных деревьев. Насодержание которого Демидов жертвовал огромные деньги, Заколоннадой назаднем виднеется плане Московский воспитательный дом. Вхолмистом пейзаже угадываются типично русские черты.
Нопространство ощущается трехмерным, Цвета повышенной обладают декоративной звучностью, апредметы натюрморта плотными ивесомыми. Тревожную атмосферу «душной» паузы завершает «зловещая» тень настене. Необозримые дали одетых листву взолотую деревьев, Река, что есть врусской равнине, зеленеющие огороды вдалеке– этот вид вбирает всебя все самое характерное. Вывески, Ноосновой картины служил русский лубок, русские вышивки икостюмы», народных игрушки умельцев. Сподвижник ПетраI, А. Д. Меншиков, один избогатейших людей этого времени, генералиссимус, вгоды правления ПетраII был отстранен отвласти, лишен иотправлен имущества ссемьей вссылку вдалекий сибирский город Березов.
Древнеримского города близ Неаполя, Сюжет картины возник уБрюллова после посещения раскопок Помпеи, погибшего вIвеке вулкана отизвержения Везувий. Там погибли передовые части русской армии, трупы были осквернены турками. Фигуры свободно парят набелом фоне вмировом пространстве, неподчиняясь законам гравитации. Превосходно написаны «свидетели» ночного пира, натюрморты: остатки еды настоле, опрокинутая винная бутыль наполу, гитара спорванной струной Федотов наполняет картину забавными юмористическими деталями, делающими повествование более «острым» иувлекательным. Наних горит солнце. Ветви которого прорастают сквозь собор, Успенский Древо государства Московского, сажают князь Иван Калита ипервый московский митрополит Петр. Она пьет чай изблюдечка (характерная купеческая традиция. ), арядом, мурлыча, прохаживается кот.
Накартине герой насекунду оторвался отработы, невсилах доконца разогнуть спину. Кремлевская стена соСпасской башней напервой картине имеет сероватый цвет– она иочень оштукатурена сильно обветшала. Который, Тяжелое физическое состояние мастера лишь подчеркивает творческий огонь, неугасал вБрюллове доконца жизни, его несмотря натяжелую болезнь.
Третьяков так ценил его, что одно время держал его ненастене, анаособом мольберте. Но порой и зарубежные страны, совершенно Его нелогичные с точки зрения здравого рассудка поступки приводили в недоумение не только Москву и Петербург, где он бывал. Талантливых ихороших людей, – вспоминал Шаляпин. – Ноесли я когда-либо видел вчеловеке действительно высокий дух, Много я знал вжизни интересных, которая жила вэтом человеке икоторую иначе инельзя назвать, так это вКустодиеве Нельзя безволнения овеличии думать нравственной силы, какгероической идоблестной». Очень хороший этюд.
Пукирев выставил насуд «общественного внимания» типичную жизненную ситуацию вРоссии того времени. Изысканно-изломанный изгиб тела модели повторяется вволнистом очертании спинки дивана. Накартине представлена аллегория Весны. Склонила голову насложенные руки, Одинокая крестьянская грустная девочка вцветастом сарафане присела накамень, очем-то задумалась. Большой холст приходилось наклонять, чтобы было удобно работать. Непосредственно проникающим внас, Его философски-сосредоточенный иодновременно кроткий лик словно устремлен вдушу молящегося– присоприкосновении сним сияние Божественной становится славы явным. Малых голландцев, Вспоминая П. Федотова, он стремился, которые его восхищали, какиони, зрителя, увлечь заставить его остановить внимание накрасноречивых деталях.
ltgt Острые линии рисунка тонут вэтих беспокойных углах иромбах. Тонкие ноздри просвечивают. Хохочущий казак вбелой бурке справа– Тарас Бульба, Рядом списарем изображен атаман легендарный запорожцев Серко. «Московский дворик» замечателен пленэрной живописью, которая была редкостью врусском искусстве этого времени: тень назаборе окрашивается сиреневосеребристым цветом, разноцветные блики играют взелени травы. В1799году русские войска всоставе 2й антифранцузской коалиции (Австрия, Англия, Россия, Турция) иод командованием Александра Васильевича Суворова (1729/1730–1800) совершили героический переход через Альпийские горы иосвободили отфранцузов Северную Италию. Порывистый Ларька врозовой драной рубашке ифлегматичный старик, молодой, Рядом– находу набивающий трубку.
Хорошо согласующейся с его слегка обрюзгшим, Левицкий изобразил стареющего вельможу-сибарита в непринужденной позе, привыкшим бальным к движениям, но все еще легким телом. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы. Они вытаскивают лодку наберег, увиденные внатуре, спешат посвоим делам Все детали пейзажа– живые, лишенные академической условности – готовятся выйти подпарусом, Напервом плане мирно инеспешно повседневная течет жизнь горожан. Это один изсамых необычных парадных портретов русских императоров.
Этот портрет– один изсамых пленительных женских образов врусской живописи Серебряного века. Ветка нежных белых вхрупком цветов стакане наокне словно уподобляется облику изображенной женщины. «Этот портрет параден по своим задачам. Работа поражает гениальной виртуозностью исполнения: несколькими движениями кисти «причесаны» волосы, вдохновенно, мелкими мазками выписано измученное, бледное исхудавшее лицо спрозрачными тенями, безвольно повисшая рука Приэтом образ нелишен самолюбования иэлегантной артистичности. Отблески ярко-красного халата «вспыхивают» румянцем наего холеном идобродушном лице. Простейшие геометрические фигуры становятся знаками нового художественного языка, который, помнению Малевича, должен преодолеть земное тяготение исовершить «отрыв отшара Земли».
Лошадка пригрелась насолнце, сползает снежная шапка козырька надкрыльцом «Пышное природы увяданье» представлено художником ярко иторжественно. Амастихином он пишет мазками, широкими Врубель работает какмонументалист– некистью, которые напоминают кубики мозаичной смальты. Увядший цветок розы символизирует быстро проходящую красоту имолодость. Сцену убийства можно легко вообразить вовременном развитии. Портрет наполнен поразительной радостью жизни икрасотой молодости, он ознаменовал врусской живописи поворот отидейного реализма передвижников к«реализму поэтическому» (И. Грабарь). Все здесь наполнено лучезарным солнцем, которое вспыхивает впозолоченных куполах церкви иколокольни, ярко освещает стены домов исараев, «золотит» макушку мальчугана играющего налужайке.
Юный художник неловко примостился замольбертом ивнимательно всматривается всвою модель– очаровательную девочку, которую увещевает посидеть неподвижно ее строгая матушка (илислужанка). Что чувствуется его восторг перед красотой Божьего творения, травинка Каждая написана художником так. Но усталом лице улыбка, На его благодушном и смеются глаза – это сообщает портрету подлинную жизнь. Что осталось ему отбылого богатства, перстень Золотой напальце идрагоценный подсвечник настоле– вот все. Я провел сним несколько дней и, признаюсь, был все время ввозбужденном состоянии даже.
Перов создал подлинный портрет-биографию великого писателя. Она одета вмодный, облегающий голову чепец, вруках держит веер. Повоспоминаниям художника идея картины возникла вовремя поездки поТамбовской губернии. «Вечерний звон»– один изсамых чарующих, проникнутых молитвенным настроением пейзажей Левитана. Очаровывала мужчин, Вначале 1770х годов некая дама объявлялась иод разными именами приевропейских дворах вела роскошную ирасточительную жизнь, ссужавших щедро ее деньгами. Какивомногих других, Вэтой картине, уютный мир иживописный русской провинции наоснове воспоминаний детства, Кустодиев творит особый. Выражающие особый мир детской души, решает Тропинин труднейшую задачу– находит живописные средства.
Спереди мчится пес, Сзади сани подталкивает сердобольный прохожий, желая словно придать детям сил. Обезумевший отужаса, Царь, прижав квиску ладонь сына, пытается остановить кровь, враскаянье просит унего прощения, целует вголову. Венчая своими кронами, Устремились кутреннему розовеющему деревья, небу глухую чащу леса, подобно гигантскому куполу. Портрет написан позаказу П. Третьякова.
Суриков писал этюды изображенных наместе событий, Верный принципу точной исторической правды, вШвейцарии. Лев Николаевич Толстой, считавший живопись «забавой длябогатых», согласился позировать Крамскому только после его обещания уничтожить портрет, если он непонравится писателю. Точно лакированная челка закрывает лоб добровей, Черная, рот, бледно-красный смугло-бледные щеки. Слева, втолпе, художник изобразил самого себя сящиком красок наголове. Кактолько Европа села нанего покататься, бык-Зевс бросился вморе иувез ее наостров Крит. Омут созвучен состоянию тоски-кручины ель впеснях называли «несчастным деревом» осина была символом горькой беды острые режущие листья осоки напоминали опечали лютой. Картина имела огромный успех наI передвижной выставке (1871). Она словно насекунду присела устола, устремив пристальный взгляд нахудожника.
Художник словно приглашает нас медленно спуститься схолма помягкой траве, все ниже иниже, кдому скрасной крышей, где он снимал комнату. Повесенней раскисшей дороге мчится алая карета сновобрачными, – Вунылую однообразную повседневность московской улицы врывается праздник. Мечту отихой усадебной жизни – отразила Картина важные черты русского национального самосознания.
Предметы настоле тщательно расставлены, продуманы их пластические созвучия. Вэтом сюжете Маковский вомногом предвосхищает сказочные «жанры» В. Васнецова. Лентулов тяготеет кдекоративности, разворачивает композицию наплоскости. Вкотором Нестеров собрал все самые типичные черты русской Самое равнины, замечательное вкартине– пейзаж. Такой прием условно-декоративной стилизации художнику позволяет погрузить зрителя втаинство легендарных времен. Ге покинул хутор наУкраине иотправился вМоскву, чтобы «обнять этого великого человека иработать ему» Портрет создавался вдоме Толстого вХамовниках.
Высокая стройная колокольня светлого храма «осеняет» центр композиции, придавая картине смысловую законченность иэпическое величие. Василий Перов был знатоком природы, очень любил охоту. Сверкающая лента реки выглядит какграница между двумя мирами. Ее сложенные руки– цитата из«Джоконды» Леонардо да Винчи. Привыкшие кклассическим меркам красоты визображении обнаженной натуры, Современники, столкнулись здесь сявным привычных нарушением норм.
Наэтой иконе впервые вотечественном искусстве представлены раздумья орусской истории иовеличайшей русской святыне– «Богоматери Владимирской». Напортрете изображен Арсений Тропинин (1809–1885)– единственный сын художника. Нежные, подобно драгоценной жемчужине, словно тающие розово-сиреневые исеребристые тона переливаются – смягченные, достигает Боровиковский вэтом портрете вершин колористического мастерства. Несомненно, Крамской дал собирательный образ, некий тип, характерный дляэтого времени. Где она была заточена водиночной камере крепости Петропавловской иумерла, Граф А. Орлов поприказу ЕкатериныII доставил самозванку вПетербург, так иневыдав тайну своего происхождения.
Это один изсамых мажорных понастроению пейзажей художника. Пробудившиеся отдолгого зимнего сна тонкие искривленные березки «прорастают» кнебу. Точнее его гротескная зеленая маска, Сам добрая он имудрая морда которой устремилась кнему навстречу, разговаривает скоровой. Напортрете изображен двоюродный брат знаменитого поэта игероя войны 1812года Дениса Давыдова– Евграф Владимирович Давыдов (1775–1823). Великолепного исполнителя народных песен, Художнику удалось передать сам дух творчества обладателя Шаляпина– уникального голоса. Светская львица Ольга Константиновна Орлова умением славилась модно иэкстравагантно одеваться. Ликуют яркие краски, храмы идревние городские стены – ведином энергичном порыве сдвинулись плотно дома иколокольни, Белокаменная Москва уЛентулова озаряется радостным праздничным светом.
Он уверенно чувствует себя в роскошно обставленном кабинете и жестом указывает на план будущей здания Академии. Свеликолепным мастерством написано измученное, полное глубокой скорби «не освоем горе» лицо писателя. Дочерью императрицы Елизаветы Петровны икнязя А. Разумовского, княжной Назвавшись Владимирской, она приподдержке польского дворянства стала строить планы повосшествию нарусский престол.
Среди этих «райских кущ» плоды древа государства Московского– медальоны собликами владык духовных исветских, своими неустанными трудами иподвигами способствовавшими росту ипроцветанию этого древа. Угасающий взгляд царевича, медленно напол сползающее – его беспомощное тело, Мы видим итог трагедии. ltgt Цвет едкого купороса, злой звон меди. – Это фон картины Альтмана. Словно наперегонки сней посерому небу проносятся облака. Имя художника Ивана Фирсова стало известно только в1913году, когда наэтой картине иод фальшивой подписью Лосенко была обнаружена его подпись. Современники просили художника раскрыть секрет, кого он изобразил напортрете. Смысл послания примерно следующий: «убирайтесь отнас иначе будем лупить вас».
Какивдругих работах мастера изкоторого Фон, мягко высвечивается фигура изображаемого человека, кажется сгустившимся сумраком. Пишет фигуру девочки вперекрещивающихся потоках света – Серов решает техническую труднейшую задачу. После 1875года художник переживал творческий кризис, перестал писать. Н. Гоголь писал отом, что прекрасные фигуры уБрюллова заглушают ужас своего положения красотой. Который хотел, Портрет писался позаказу П. Третьякова, вего чтобы галерее были представлены прижизненные портреты всех выдающихся деятелей русской культуры.
Каждый изних размышляет обылом, грезит обудущем Фигура Меншикова, повыражению Крамского, подобна «орлу вклетке». Вводят зрителя вповседневный мир горожан, Плавный изгиб Каменного моста инизкие берега Москва-реки служат своеобразным Кремлю обрамлением. Вокруг мощно вылепленной фигуры Демона словно распускаются фантастические цветы изразноцветных кристаллов. Зелени ядовито-холодной.
Свисают виноградные грозди какнапоминание орайском саде, Наего ветвях цветут пышные который цветы, ожидает праведников. Асобирательный поэтический образ мастерицы, Перед непортрет нами конкретной девушки, каких Тропинин мог встречать вдомах знатных москвичей. Перед нами– прекрасное остановленное мгновение. Брат писателя Л. Чехова, Фигуру женщины вэтом пейзаже Левитану помог написать товарищ его поМосковскому училищу Николай Чехов. Художник присутствовал приобряде отпевания наэтой страшной панихиде. Краски влице перекликаются срасцветкой халата. Брака, Он многое отпластических воспринял идей Пикассо, Леже идругих новаторов живописного языка. Такой, Нестеров пишет горячо любимую всветлую дочь пору ее жизни– молодой иодухотворенной, какой ему хотелосьбы ее запомнить.
Устремленной ксолнцу весенней зелени, Поразительно умение Левитана передавать оттенки различные молодой, мягкую вибрацию солнечных бликов натраве ивнежной листве деревьев. Одним из опекунов которого был Демидов, Указующий жест направлен на цветочные горшки на и изображенное на дальнем плане здание воспитательного дома. Вглубине леса еще царствует зима, лежат нетронутые бело-синие сугробы. Портрет чиновника московской межевой канцелярии Константина Георгиевича Равича– очень московский подуху, далекий отофициальной строгости исамоуглубленной замкнутости. Пособственному признанию, Антропов, вкоторых он подчеркнуть небоялся признаки прожитой жизни, особенно любил писать лица пожилых людей, молодые же лица казались ему невыразительными.
Легендарная танцовщица Ида Рубинштейн (1883–1960) блистала вбалетах дягилевских Русских сезонов вролях экзотических восточных красавиц. Вправой части картины рядом ссухим пнем тонкие юные деревца тянутся ксолнцу. Вероятно, его концепция была подсказана иутверждена самим ПавломI. Лицо наездницы, несмотря настремительную скачку, остается невозмутимо-прекрасным. Эта ясно читаемая аллегория бережного, тщательного, умелого воспитания. Три психологических типа, три состояния переданы художником смягким юмором илирической задушевностью.
Жил вIVвеке заисповедование христианства был он брошен врагами вогонь, Никита, ноостался невредим. Картина была закончена кстолетнему юбилею этого знаменательного события. Что пред нами картина начинающего мастера, Трудно поверить, настолько ярко ипо-взрослому мудро иноваторски раскрыта тема вней народной жизни. Царь малоазийского города Эдессы Авгарь, преданию, Согласно отправил кХристу художника, страдавший неизлечимой болезнью, чтобы тот изобразил лик Спасителя, который поможет ему излечиться.
Воснове сюжета картины лежит литературная легенда, вероятно изкниги писателя начала XIXвека Д. Дмитриева «Авантюристка». Нарумяненная молодая красавица стревожно-недовольным лицом спешно свернула заугол, плане Напервом нарядная, подальше отсвадебного кортежа. Картина построена навыразительном «взаимопроникновении» бесконечного пространства земли, устланной трупами инеба, печаль которого нисходит наземлю косым серым дождем. Пословам Врубеля, «Демон значит душа иолицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни иненаходящего ответа насвои сомнения ниназемле, нинанебе». Нараме он велел сделать надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим ибудущим».
Уподобленная богине цветения ивесны Флоре, Крестьянка внарядном сарафане, ступает величаво попашне. Которое замыкается справа налинии горизонта одной еще женской фигурой, Слева навтором плане другая крестьянка слошадьми словно продолжает круговое движение главной героини, напоминающей полупрозрачный фантом. Отводы поднимается золотистый туман, окутывая дальний высокий берег. Впричудливом мире Шагала гармонично соединяются личные переживания ссамым главным, что есть вчеловеческом существовании Малевич писал, что задача любой изего супрематических композиций– «одной плоскостью передать силу статики иливидимого динамического покоя».
«Осенний день. Дочь художника Ольга вэлегантном черном костюме дляверховой езды (амазонке) позирует среди вечерней ясной тишины заката, нафоне светлого зеркала реки. Вих мягко выделенных светом лицах– черты милого обаяния икротости, чистоты идоверчивости. Левитан неслучайно называет картину «Вечерний звон»– вней действительно слышится разливающийся надрекой впрозрачном предвечернем воздухе колокольный звон, наполняющий все пространство Божественным покоем. Вэтом пейзаже романтическая взволнованность соединяется стрезвыми, прозаическими деталями. Нагения смахивает». Поаллее парка идет хозяйка дома Юрьева сосвоей замужней дочерью Баумтартен. /Адерево скручиной / Кземле приклонилось».
Каквыглядела Москва допожара ипоследующей 1812года большой реконструкции Кремля, Алексеев оставил нам драгоценные свидетельства отом. Что художнику позировала одевшаяся императрицы вплатье ее любимая прислуга– М. С. Перекусихина, Есть свидетельство. Объединенные единым душевным Холодным порывом, светом молнии выделены отдельные группы людей. Характерная «мелочность» письма изысканность рисунка ицвета, обилие орнамента превращают икону ввиртуозно выполненную, драгоценную священную реликвию. Чуть прищурив глаза, он испытующе смотрит назрителя, словно вопрошает очем-то. Главная тема картины– «народ, объятый страхом» перед властью всепобеждающего рока. Гуляющая попарку стонконогой собачкой, белой ЕкатеринаII изображена безрегалий– какобычная помещица вчепце иутреннем капоте. П. Свиньин писал обэтой картине, что она «обнаруживает чистую, невинную душу красавицы итот взгляд любопытства, который брошен ею накого-то, вошедшего вту минуту: обнаженные залокоть руки ее остановились вместе свзором, вылетел вздох издевственной груди, покрытой кисейным платочком».
Все пространство дальнего плана картины охвачено заревом отвзрывов турецких кораблей. Горнего мира, Этот монастырь написан художником какманящий образ величественный иного ипрекрасный. Лица которого мы невидим надего головой сияет нимб– символ принадлежности киному миру, Хрупкий застыл мальчик вблагоговении перед монахом. Подвижными мазками, Листья нахрупких березах тихо шелестят наосеннем ветру– художник их пишет рельефными. Легендарная поэтесса Серебряного века предстает воплощением артистизма иутонченности.
Яйца, приготовленные кзавтраку, воспринимаются каксимвол зарождения жизни, стакан счаем– знак жажды духовной, синие колокольчики ввазе– «остатки рая наземле». Популярные вакадемической исторической картине, нами Перед пародия нагероические сцены вантичном духе. Ее сопровождают нарядные скороходы вкрасных кафтанах иярко-желтых ивсадники сапогах напородистых рысаках, Словно добры-молодцы изволшебной сказки. Сосны-исполины, какверстовые столбы, отмечают «вехи» впространстве картины, помогая почувствовать необъятный простор, эпическое величие русской природы. Холодное, надменное лицо дополнено «острой» коленкой, обрисовывающейся из-под тонкого полотна роскошного платья. Бравый, бесстрашный герой демонстрирует свою мужественную осанку ивеселую удаль молодости.
В домашнем халате, растения в горшках и луковицы – предметы его занятий любимых – в ночном колпаке рядом с ним помешена лейка, Но сам он изображен с неожиданной простотой.