Выставку откроют картины Питера Пауля Рубенса (всего 19 произведений) исполненные в разные периоды творческой деятельности мастера и относящиеся к различным жанрам. Так продолжалось и после того, как Бельгия в 1815 г. была соединена в одно государство с Голландией, до тех пор, пока революция 1830 г. не превратила ее в особое королевство. Темы малоинтересные и не существенные исторически (бракосочетание и регентство королевы) гений Рубенса превратил в блистательноетворение монументально-декоративного искусства. В коллекции имеется его подписной «Горный пейзаж с всадниками и цыганами», поступивший в Павловск при Павле I. К школе Тенирса относятся «Пейзаж с крестьянским кабачком» и «Караульня». Античные мифологические сцены, Сюжеты изСвященного Писания, сцены охот, портреты именитыхзаказчиков, огромные натюрморты основные жанры искусстваФландрии XVII в. В нем смешались и черты испанские и итальянского Возрожденияс собственно нидерландскими традициями. северной части, к одной общей для тех и других нидерландской школе (см. ). Из довольно многочисленных баталистов, одни, как, напр., Карель Ван Фаленс (16831733), Ян-Петер и Ян-Франс Ван Бредали (16541745, 16861750), подделывались под Воувермана, а другие, как Карель Брейдель (16781744), старались походить на Ван дер Мейлена. Преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самыхдраматических Рубенса, произведений Огромное жизнеутверждающееначало.
В коллекции имеются две парные картины Даниэля Сегерса (1590-1661) – одна с изображением Девы Марии, другая – святого Иосифа с младенцем Иисусом в окружении гирлянд цветов. С 1601 г. являясь придворным художником в герцогаГонзага Мантуе, Онпробыл в Италии до 1608 г. Несмотря на бурные изменения в структуре и жизни Нидерландов второй половины 16 века искусстве, в особых резких скачков не происходило. У фламандских мастеров наблюдается определенная специализация, Как у и голландских художников этого времени. Луки и эту дату можно считатьначалом творческой самостоятельности художника. В 17 веке живопись становится более связанной с политическими событиями. «Пейзаж с Товием и ангелом» кисти Яна Брейгеля Старшего превосходно иллюстрирует каллиграфическое изящество и колористическую изысканность его живописных творений, написанных, как правило, на медных пластинах. 160638), его друг Иост Ван Красбек (ок.
К первой категории, сверх семейства Тенирсов из членов которого всесветно знаменит Давид Тенирс Младший, принадлежат Адриан Броувер (ок. В Павловск картина поступила в начале XIX века. Вдаваясь в жеманство и вычурность в расчете производить впечатление не внутренним произведений, достоинством Ф. художники XVIII в. все более и более удалялись от направления своих славных предшественников, а единственно развитой техникою. Сообразно со своими наклонностями державшихся направления того или другого из этих мастеров, За ними вереница последовала пейзажистов. Якоб Йорданс (1593-1678) в свою очередь отличался верностью рисунку и тщательностью исполнения картин.
С этих пор ему неизменно сопутствовал успех как художнику. Необычностью сюжета отличается «Зимний пейзаж» (Картинная галерея) Питера Баута (1658-1719), где он изображает деревенский праздник с массой жанровых сцен, происходящих на льду реки. В которых можнопоказать сладость опьянения, Вакханалии, с их энергией, охота на львов, стремительностью ибезудержной силой, все, что повод дает выразить радость бытия, пропеть гимн жизни, особенно привлекает художника. Вибрирующий мазокпередает в тончайшей нюансировке и розовых перламутровых тонов всю красотутела Андромеды, Трепетный. И в поле зрения художников картины маслом холсте на отражающие реальную жизненную обстановку, Культура Голландии семнадцатого века проникнута духом социального и духовного обновления, натюрморты и портреты, природу.
В Италиион изучил и на всю жизнь полюбил античность. Для городских домов антверпенскогопатрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей вот главные виды работ фламандских живописцев времени, этого Вот таким образом картины для замков. Блестящий период голландской живописи продолжался недолго лишь один век. Аристократический по духу стиль портретной живописи, Антонис Ван Дейк выработал свой особый, портреты рисующих маслом на холсте имевший огромный успех у английских и фламандских портретистов. «Аллегория апофеоза героя» мастерской Франкена, находящаяся в Картинной галерее Павловского дворца – сложная многоплановая и многофигурная композиция, представляющая собой яркое декоративное полотно. Христос даже на крестевыглядит атлетом. Свободная, Живопись Иордансасочная, выказывающая декоративныевозможности большие художника, пластически мощная.
Наряду с Рубенсом, фламандских Среди художников 17 века, существенный вклад в живопись Фландрии внесли также Снейдерс и Вильденс, наибольшей известностью пользовались Йорданс и ван Дейк, Ян Брейгель и Лукас ван Уден, Адриан Броувер и Давид Тенирс Младший и другие. Представители которого писали картины не выходя из дома, живопись Кабинетная специфический фламандский жанр. Примыкающих к Рубенсу, о важнейших исторических и портретных живописцах, каковы Ян Коссиерс (160071), было только что упомянуто их перечень надо дополнить именами наиболее даровитых мастеров следовавшего за ними поколения, Симон Де Вос (160376), Петер Ван Линт (160990), Ян Букгорст, прозванный Длинным Яном (160568), Буйерманс Теодор (162078), Якоб Ван Ост (160071), Бертолет Флемале (161475) и нек. Ван Дейк «отплачивает» за все созданием галереи парадных портретованглийской придворной аристократии.
В 30-е годы Рубенс, тяготясь жизнью в большом торговом городе, покупает поместье со старинным замком Стэн (Стеен), вот таким образом часто этот периодтворчества Рубенса называют «стеновским». Одни, Из довольно многочисленных баталистов, напр., как, Карель Ван Фаленс (16831733), Ян-Петер и Ян-Франс Бредали Ван (16541745, 16861750), подделывались под Воувермана, а другие, как Карель Брейдель (16781744), старались походить на Ван дер Мейлена. Не менее тонок по характеристике иизыскан по цвету более ранний портрет молодой женщины известный как портреткамеристки (около 1625). В произведениях Броувера нет широкой декоративностифламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны наблизкое рассмотрение («Деревенский лекарь»). Из всего ряда ничтожных Ф. жанристов этой эпохи выделяется, как художник до некоторой степени оригинальный, единственно Бальтазар Ван ден (16811715) изображавший простонародные семейные сцены.
Как бы сошедшее с полотен его изображение, Елена Фоурмен живоевоплощение идеала художника. Рубенс пишет очень жидко, иногда под красками просвечивает тон грунта. Как его жанровые картины с фигурами в натуральную величину, Картины Иорданса на религиозные и мифологические темы не столь удачны, нередко высшей в степени интересные по реалистическому выражению довольства жизнью и добродушного юмора. Южные провинции, современная Бельгия, были под властью Испании и оставались католическими. В венском портрете («Шубка», 1638) Елена предстает обнаженной, стоящей на красном ковре, снакинутой на плечи шубкой. Де Гэма, вызвал появление в Ф. школе множества их подражателей из которых более прочих пользуются известностью сын Брюгеля Амбросиус (161775), Ян-Филипп Ван Тилен (161867), Ян Ван Кессель (1626 79), Гаспар-Петер Вербрюгген (163581), Николас Ван Верендаль (164091) и Элиас Ван ден-Брук (ок.
Письмо еговиртуозно, артистично, полно тонких цветовых соотношений. Я. Вильденс и Л. Ван Юден, о которых было упомянуто выше, а также Лодовейк Ван Ваддер ( 1655), Якоб д'Артуа (161565. ), Ян Сиберехтс (16271703. ), Корелис Гейсманс (16181727), его брат Ян-Баптист (16541716) и др. Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой приходят на сменуспиритуалистической, завуалированной эротике берниниевской «Терезы». Печальное положение страны не могло не отразиться в ее искусстве.
Художники пишущие архитектурные ансамбли и натюрморты, фламандской Во живописи преобладали портретисты. Усталое выражение нарочито придано этомурозовощекому лицу фламандца, аристократически небрежен костюм, романтически развились кудри – в натуре черты подчеркнуты женственности. Тщательно выписаны красивые холеные руки, Именно таким изящным баловнем судьбы видиммы его на эрмитажном автопортрете. Расцвет живописи (подразумеваются картины маслом написанные на холсте), связанный с обретением страной независимости, может достигнуть разного уровня, но то, что произошло в Голландии семнадцатого века, а это был золотой век голландского искусства, поистине необычайно. В 1806 году Мария Федоровна приобрела картину младшего современника Рубенса Бертоле Флемаля (1614-1675) «Изгнание Илиодора из храма» (Картинная галерея), красивое декоративное полотно исполненное динамики и драматизма. Чаще всего в рост, Свои модели он представляет в богатыхинтерьерах или лоне на природы, вкрасочной одежде, в эффектной позе, явно приукрашенными. Либо натюрморты маслом на холсте, в основном художники этого жанра писали портреты маслом на на хосте заказ или же в гораздо более редких случаях пейзажи на библейские темы.
Сколько о плавности линий и декоративно-красивом распределении деталей, Пейзажисты брали для своих картин мотивы предпочтительно из итальянской природы и заботились не столько верной о передаче действительности. Целая фаланга блестящих колористов изощрялась в воспроизведении предметов неодушевленной природы битой дичи, Зато живопись и всякой т. п. Наконец, живности, рыбы, овощей, цветов и плодов. (Возможно, они были им подарены, поскольку Павел Петрович интересовался личностью Генриха IV).
16531711). Большой популярностью у коллекционеров пользовались панорамные пейзажи в голубоватой дымке Яна Брейгеля Старшего (1568-1625). В 16231625 гг. До разделения нидерландской живописи на две ветви, Еще в XVI в., Г. Блес, фламандцы Л. Гассель, П. Бриль, Р. Саверей Л. Ван и Валькенборг совместно с некот. Кончается определенныйпериод его жизни. Четкие контуры отсутствуют, все предметы как бы возникают из света и воздуха, Переходы и света тени незаметны.
предпочитали воспроизводить природу с Брюгелевской точностью и тщательностью. В тот же период императрицей были приобретены два пейзажа брюссельского художника Жака дАртуа (1613-1686), отличающиеся глубиной пространства. в 162546 гг. ), Петер Гейсельс и пр. Вызвал появление в Ф. школе множества их Де подражателей, Гэма, Ян-Филипп Ван Тилен (161867) из которых более прочих пользуются известностью сын Брюгеля Амбросиус (161775), Ян Ван Кессель (1626 79), Гаспар-Петер Вербрюгген (163581), Николас Ван Верендаль (164091) и Элиас Ван ден-Брук (ок.
Это национальный «Праздник бобовогокороля» семейные пирушки, много раз повторенные Иордансом: столы ломятся отяств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начиная с В то время как итальянские мастера использовали сложные математические и геометрические средства, в частности, систему перспективы, фламандцам удавалось правильно отображать «реальность» без особого, как кажется труда. Как самостоятельное направление в сформировалось середине 17-го века, Живопись архитектурных ансамблей. Женился на девушкеиз богатого бюргерского семейства Изабелле Брандт и прочно обосновался вАнтверпене, в г. Рубенс 1608 возвратился на родину. др. Исторические художники Гаспар Ван Опсталь (16541717), Роберт Ван Ауденарде (16631743), Гонориус Янсенс (16641736), Гендрик Говартс (16691720) и др.
Действие на картинах уже не происходило как в готике одновременно на одной сцене. Достижения которой были равны вкладу голландцев, Искусство же здесь переживало грандиозный расцвет гениальных много дарований во главе с Рубенсом создавали фламандскую живопись барокко, чьим выдающимся генем является Рембрандт. В 1626 г. Рубенс теряет свою любимую жену. Правительница и ее супруг заботились, насколько было для них возможно, об успокоении страны, о подъеме ее благосостояния, о процветании в ней торговли, промышленности и искусства, покровительствуя которому приобрели неоспоримое право на благодарную память потомства. Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса, учившимся унего недолго, но ставшим вскоре первым помощником в его мастерской, был Антонисван Дейк (15991641). В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы фламандскую и голландскую в связи с разделением самих Нидерландов врезультате революции на две части на Голландию, как стали называть семьсеверных провинций, освободившихся от власти Испании и на южную часть, оставшуюся под владычеством Испании, Фландрию (современная Бельгия). Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное.
Но во Ф. школе до полного из голландских художников пейзаж возделывали как самостоятельную отрасль искусства, блестящего развития он достиг только в следующем веке. Роберт Ван Ауденарде (16631743), Исторические художники Гаспар Ван (16541717), Опсталь Гендрик Говартс (16691720) и др, Гонориус Янсенс (16641736). Позднее онменьше увлекается эффектами светотеневых контрастов. Во главе этого переворота явился Гюстав Вапперс (180374) по открытому им новому пути двинулся целый легион молодых художников, воодушевлявшихся сюжетами отечественной истории и пытавшихся воспроизводить их в стиле Рубенса, но по большей части впадавших при этом в преувеличенный драматизм, сентиментальность и утрированную эффектность красок.
Истинным последователеми главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иордане (15931678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Один из лучших помощников Рубенса в егомастерской, он многому научился у великого живописца, но сумел не утратить исвои индивидуальные черты. св. Себастьяном. Что касается Яна Брейгеля Младшего (1610-1678), он представлен небольшой картиной-тондо «Пейзаж с повозкой», приобретенной музеем в 1999 году. В саду, Онпишет ее вместе с собой на прогулке, пишет ее одетой и обнаженной, демонстрирующим ей свои владения, он изображает с ее детьми.
Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Возбудившее патриотизм бельгийцев, событие, Это имело последствием обращение их живописи к преданиям цветущей поры Ф. школы. В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен и вскоре вступаетв брак с молоденькой дальней родственницей по первой жене Еленой Фоурмен. Но избирал он преимущественно те сюжеты, которые можновоплотить в динамические композиции. В другом распространенномсюжете «Сатир в гостях у крестьянина» (на тему эзоповской басни вариантыэтой картины имеются во многих европейских музеях) античная легенда приобретаетнациональные фламандские черты.
Голландским живописцам было свойственно тонкое чувство цвета и светотени. Семнадцатый век также стал великим веком натюрморта в Голландии поражает богатством жанровой этой тематики. Онприобретает новые связи, Встреченный спочетом английским испанским и королями как художник мировой известности, его возводят вдворянское и в рыцарское достоинство, покровительство царственных особ. Изображения торговых портов можно видеть на картинах Хендрик ван Миндерхаута (1632-1696) и Питера Кастелса Младшего (1650-1684). А пейзажи перестали быть схематичным фоном, Помещения в изображаются соответствии с законами перспективы. Однако, Последнему, что он, должно быть поставлено в заслугу, будучи директором брюссельской Академии, не навязывал ученикам своих взглядов, а предоставлял руководствоваться их собственным вкусом и таким способствовал образом развитию многих выдающихся художников совсем иного направления. Изобразителями моря Ф. школа не столь богата, как голландская однако и в ней можно указать на несколько талантливых маринистов, каковы, наприм., Адам Виллартс (1577 позже 1665), Андреас Эртельвельт (15901652), Гаспар Ван Эйк (161373) и Бонавентура Петерс (161452).
В них лица историческиесоседствуют с античными божествами, Сцены из жизни Марии Медичинельзя назвать в полном смысле историческими картинами, все имеет характер убедительной правды, реальные события уживаются с аллегориями. Но что бы он ни изображал, реальности иверности изображенного при мира всей безудержности художественной фантазии. Широкий, детально прорисованный фон уводит взгляд в бесконечность. По-народному грубоватый, Йорданс создал форм мир и образов, нежели у Рубенса, более приземленный, не столь красочно сияющий, но все же не менее широкий тематический. Но всегда в национальном духе, Все отрасли культивировались живописи усердно и разнообразно, с постоянным стремлением к здравому реализму и колоритной эффектности. Среди которых самыми выдающимися были Антонис Ван Дейк (1599-1641) и Якоб Йорданс (1593-1678), вокруг Вскоре обновителя фламандской живописи собрались ученики. И не нуждаются в дополнительном описании и конечно же голландские маслом пейзажи на холсте известны наверное всем.
Называемые просто Голландией, Северные провинции имели торговлю процветающую и важную индустрию, развивались быстро. Крупнейшим художником своего времени стал Рембрандт Харменс ван Рейн (16061669). Первой большой работой на родине были алтарные образа длязнаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (16101611) и «Снятие скреста» (16111614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образаXVII в. В нем сочетаются монументальность (ибо это живопись, которая должнавыражать настроения большого числа людей, какие-то очень важные идеи им понятные)и декоративность (ибо подобная картина является красочным пятном в ансамблеинтерьера).
Он стал первым значительным фламандским мастером в жанре натюрморта маслом на холсте. Художник, который вобыденном сознании ассоциируется с певцом почти языческого буйства плоти, былодним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. Обретающегов его произведениях свои национальные особенности, Рубенса Искусство типичное выражение стиля барокко. Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы вживописные образы.
Искусство Иорданса самым тесным образом связаносо старонидерландскими традициями. Юпитер похищает своих возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры нападают на нимф. На рубеже 16 и 17 веков наиболее итересные результаты развития живописи мы у наблюдаем фламандцев, Однако.
Национальный колорит, национальный тип выражены впроизведениях Иорданса с наибольшей полнотой и прямолинейностью. Обеспечивающий художника заказами и безбедным Обычно существованием, у таких художников имелся свой покровитель. Еще перед тем проникшее в ее искусство, с переходом страны во власть французов в 1792 влияние, г. французское изгладило последние черты ее национальности. Художник Франс Франкен II (1581-1642), который подобно Рубенсу содержал большую мастерскую, в которой работали его братья и сыновья, часто обращался к различным аллегорическим сценам. Многие из которых были вынуждены покинуть родину, Больше об этом времени мы узнаем судеб из художников.
Это парадный барочный портрет, в котором величие передается и позоймодели и костюмом и всякими аксессуарами обстановки. В последнем автопортрете (16381639) Рубенс сумел, однако, показать себя и тонким психологом: грусть, усталость, следы болезни и многих размышлений умудренного жизненным опытом уженемолодого человека написаны на этом лице. Как и Магдалина, Мария, Дева голубоглазой брабанткой с пышными формами, предстаетсветловолосой. Ван Дейк рано сложился как художник. Свет в их картинах играет главенствующую роль. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) явился гением, вдохнувшим новую энергию и ставший родоначальником блестящего, оригинального живописного стиля, процветавшего целое столетие барокко, отличающегося свободой композиции, широкой техникой, светоносным блестящим колоритом, проникнутого движением.
Но тонко уловленные в каждом отдельномслучае индивидуальные особенности модели, присущее ван Дейку чувство меры и, конечно, блестящее мастерство художника все это вместе спасает его от грубой лести (портрет Томаса Уортона портрет Филиппа Уортона портрет Карла I на охоте, ок. 1635). Образы классической древности обретают земную достоверность, незаземляясь и не теряя своей возвышенности, как, например, в эрмитажномшедевре «Персей и Андромеда». др. Мудрое самоограничение вполной мере проявляются в рисунках Броувера, Лаконизм минимальными языка, умение средствами выразить главное, в своей лапидарности оченьблизких современному искусству. С другой стороны, «Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля Младшего является редуцированным вариантом одноименной композиции, написанной полвека ранее его знаменитым отцом. Но и в других городах нынешней, Главным художественным центром был Антверпен, на портреты общественных деятелей и богатых граждан, на картины вельможеских для дворцов и домов достаточных людей. И хотя этот жанрне самый в главный его творчестве, Он пишет портреты, тем не менее он четко укладывается в рамкистиля.
Тяготясь одиночеством, художник принимает предложениеправительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и едет с дипломатическим поручениемв Испанию и Англию (для переговоров о мире Испании с Англией). Насыщенность цветасоздает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем. На выставке будет показано 55 картин кисти выдающихся фламандских живописцев XVII века. Попытку вернуться к своему отечественному пейзажу и притом удачную, сделал лишь в самом конце XVIII в. Бальтазар Оммеганк (17551826), не без живого чувства натуры, старательно и изящно изображавший поля, рощи и холмы Бельгии с пасущимися среди них стадами овец и коз. Ван Дейк был во многом далек от Рубенса. В ранние годы из европейских мастеров нанего оказал большое влияние Кавараджо («Поклонение пастухов»).
Но по приезде вИталию этот тип портрета уступает место другому. «Пейзаж» с повозкой, всадниками, коровами и отдыхающими крестьянами из его мастерской был приобретен еще Екатериной II в 1770-х годах. Которые со временем должны были приобрести характер национальных школ соответственно политическому делению страны, Развитие нидерландской живописи разделилось две на линии, которое поначалу казалось лишь временно существующим. Пожалуй, Если центр художественного производства 15 и 16 веков находился, на юге Нидерландов, более во Фландии, где работали Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден, Бернарт ван Орлей, Йос ван Клеве и Ганс Боль, откуда происходили и Конинкслоо, Херри мет де Блес и семьи художников Брейгель, Валькенборх Винкбонс и Момпер, то в 17 веке между северными и южными провинциями не только установилось равновесие, но и, что касается множества центров, склонилось в пользу Голландии. В ранний период творчества он писал пейзажи. Эти годы были периодом формирования его искусства.
Вместе с Рубенсом трудился и Ян Брейгель (1568-1625), прозванный Бархатным за необыкновенное изящество живописи. В их числе всемирно известные шедевры «Портрет Клары Серены, дочери художника» и «Нахождение младенца Эрихтония». Он происходил из бюргерской среды. За какие бы темы он брался ни мифологические, Как и ван Дейк, аллегорические, он всегда оставался трезвым реалистом, христианские, сумевшим сохранить здоровое народноеначало.
История любой страны получает отражение в ее художественном творчестве это особенно очевидно в отношении искусства республики Нидерланды (Голландии), завоевавшей независимость от Испании в 1579г. А в итоге сложилось фламандскоеискусство барокко, по-национальному жизнерадостное, эмоционально-приподнятое, материально-чувственное, пышное в своих изобильных формах. Прозванный Бархатным за необыкновенное изящество живописи, Вместе с Рубенсом и трудился Ян Брейгель (1568-1625). Тело женщины написанос потрясающей реалистической силой, кажется, что ощущаешь, как в жилахпульсирует кровь. Вскоре вокруг обновителя фламандской живописи собрались ученики, среди которых самыми выдающимися были Антонис Ван Дейк (1599-1641) и Якоб Йорданс (1593-1678).
В период его творчества голландская живопись 17-го века достигла пика своего величия. 78. ), Давид Рейкарт (161261) и мн. Под кистью Рубенса поэтизируется чувственнаястихия. Наконтрасте густого коричневого меха с кожи, бархатистостью Портрет построен на тончайших цветовых нюансах, с влажностью блестящих глаз, с легкостьюпронизанных воздухом волос. Система жанров в живописи того времени поразительной отличалась разветвленностью и разнообразием. Результатом которого стал отход от Испании в 1579 году объединенных Утретский в Союз северных провинций, Началось восстание.
Художник искал своиобразы в крестьянской среде, в народной толпе. По живописи цветов и фруктов первым значительным Ф. мастером выступил Брюгель Бархатный за ним следовал его ученик Даниэль Зегерс (15901661), превзошедший его как во вкусе композиции, так и свежести и естественности красок. Наиболее известные среди этих художников, братья Ван Блумены, Франс, прозванный в Италии Оридзонте (16621748) и Петер, прозванный Стандартом (16571720), постоянно блуждали в области аркадских пасторалей по следам Пуссена. Он пишет себя то Ринальдо, то Парисом, то. Я. -д, Успех этих художников двух и поселившегося в Антверпене голландца одной с ними специальности.
сочиняли холодные религиозные и напыщенные и мифологические картины и лишь изредка, производя портреты, как, напр., Ян Ван Орлей (16651735) и Бальтазар Бесхей (170876), до некоторой степени припоминали предания прежней Ф. школы. Влиятельными его двигателями к совершенству явились все тот же Рубенс и художник, очень непохожий на него по воззрению на природу и по фактуре, Ян Брюгель, прозванный Бархатным (15681625). Вдовы Генриха IV, получает Рубенс заказ на цикл из 21 картиныот французской королевы Марии Медичи, для украшенияЛюксембургского дворца. 55), Гиллис Ван Тильборх (1625. Из современныххудожников на Рубенса наибольшее влияние имел в этот период Караваджо. Рубенспрославляет национальный тип красоты. Только один Петер Вергаген (17281811) выказал себя историческим живописцем, наделенным искренностью чувства, горячим поклонником Рубенса, приближавшимся к нему в широком приеме исполнения и в блеске колорита.
Последовало подавление Реформации, а в прошла Нидерландах смена власти, вызвавшее сопротивление населения. Жанровая живопись представлена в искусстве Фландрии исключительноодаренным художником Адрианом Броувером (Браувером, 16011638). Руководствуясь собственным выбором тем, в это последнее десятилетие жизниРубенс больше пишет для себя, ноисполняет немало и произведений по заказу. Это событие имело последствием значительное улучшение условий всех жизни многострадального края. Из художников второй категории или, как их называют, По части баталической живописи Ф. школа произвела прекрасных художников: Себасгиана Вранкса (15731647), Петера Снайерса (15921667), Корнелиса Де Валя (15921662), Петера Мейленера (160254) и, наконец, знаменитого историографа походов Людовика XIV Адама-Франса Ван дер Мейлена (163293).
Это портреты, Прежде всего, произведения крупноформатные на религиозные и мифологические сюжеты. Портреты ван Дейка декоративны всем своим строем: пластическим илинейным ритмом игрой светотени, чему он учился у Караваджо и, конечно, колоритом, в котором воздействие величайшего колориста Рубенса слилось свлиянием на художника колористической школы венецианцев (портрет Паолы Адорно). Ян Фейт (160961) соперничал с знаменитым Снейдерсом в писании больших холстов с изображением охотничьих трофеев и кухонных припасов картин, которыми было тогда в моде украшать богатые столовые, в том же роде трудились Адриан Ван Утрехт (15991652), Ян Ван Эс (15961666), Петер Де Ринг, Корнелис Магю (161389) и мн. Последствие разумного управления ею и развившихся в ней промышленности и Высокому торговли, подъему Ф. живописи в немалой степени способствовало благосостояние страны. Однако в 1600 г. он едет для дальнейшего совершенствования в Италию, прежде всего в Венецию, «на встречу» сТицианом, Веронезе и Тинторетто, затем в Рим, где изучает Микеланджело.
20-е и30-е годы период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Вытянутые фигуры и богатые складками одеяния свидетельствуют явно о более древних живописных традициях, Даже самые крупные мастера ещё долгое время не могли полностью освободиться от этого влияния. Павла в Антверпене. Английская национальная школа живописи только еще складывалась, и ван Дейк был встречен с радостью и сразу буквально засыпан заказами.
Среди пейзажей выделяется очень редкий «Ночной пейзаж» художника франкентальской школы Питера Схаубрука (1570-1607/8), поступивший в собрание при императоре Павле I. Свое название он получил благодаря сумрачному голубоватому колориту. Затем следует упомянуть об Яне Вильденсе (15861653) и Люкасе Ван Юдене (15951672) и жанристах Давидах Тенирсах, отце (15821649) и сыне (161090). В области хозяйства наблюдался застой, а культура была придворно-аристакратической. Которые на протяжение многих веков пользуются неизменным успехом у коллекционеров, группу Отдельную в истории фламандского искусства составляют произведения сыновей гениального Питера Брейгеля Мужицкого. Ван Дейк получает множество заказов и создает парадный, Снискав любовь местной генуэзскойзнати, в котором всего прежде выражена сословная принадлежность модели. Фигура подана несколько снизу, репрезентативныйпортрет, что делает ее более величественной, монументальной, аксессуары богатого костюма и обстановки усиливают этовпечатление.
В первый, антверпенский период (конец 10-х начало 20-х годов), как называется это времяего творчества, он пишет богатых бюргеров или своих товарищей по художеству, пишет в строго реалистической манере, с тонким психологизмом. Они представляли собой, провинцию, с убитой торговлей истощенную предшествовавшими войнами, с обедневшими городами, с заснувшим национальным самосознанием в населении. И одежда и мебель и предметы обстановки отображались с фотографической точностью.
Но вздохнули свободнее по возведении их 1598 в г. в самостоятельную область под управлением дочери Филиппа II, Южные нидерландские провинции не добились до полной независимости и ее мужа инфанты Изабеллы, кардинала-инфанта Альбрехта. Изображающие в совершенно разных комбинациях предметы, различные Она включала натюрморты маслом на холсте. Застой наступил и в других отраслях живописи во всех водворилось них вялое и рабское подражание знаменитейшим мастерам предшествовавшей эпохи или корифеям иностранных школ. А еще больше модным иностранцам, Жанристы и пейзажисты в это время рутинно по-прежнему подражали старинным Ф. мастерам. Излюбленный его жанр бытовой. друг.
Карл Iжалует ему звание главного живописца короля, возводит его в рыцарскоедостоинство. В иезуитской школе он изучаллатынь и современные европейские языки, Рубенсполучил образование на родине, а также с познакомился античнойисторией, позже обучался живописи сначала у художника старонидерландскойтрадиции, затем у мастера итальянского направления – где недолго жили его родители, Родившийся в Германии, в Антверпене. Из художников середины XVII века многогранностью отличается творчество Девида Тенирса Младшего (1610-1690). Они всегда считались работами Франса Поурбуса Младшего (1569-1622), однако это копии с изображений, хранящихся в Лувре, выполненные специально в одном размере как парные и одетые в одинаковые золоченые рамки. Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты необычайно выразительны ирония переплетается с горечью ив этом смысле Броувер продолжает традиции Брейгеля («Драка»).
Знакомится с молодым Веласкесом, в Испании Рубенс изучает богатопредставленные полотна там Тициана. Они во всем блеске демонстрируют различные грани таланта этих замечательных живописцев. Они застали в местной живописи господствующим (15931678), отличавшийся в особенности верностью рисунка и добросовестностью исполнения типы его фигур еще коренастее и мясистее, чем у Рубенса он менее его изобретателен в композиции, более тяжел в колорите, хотя и замечателен по выдержанности освещения. Это очень личное интимное изображение, но, как во всякомбольшом произведении, в нем есть обобщающая мысль: Рубенс славит женщину каксимвол жизни. В исторической живописи водворился псевдоклассицизм Л. Давида напрасно Виллем Геррейнс (17431827), директор Антверпенской академии, отстаивал на словах и на деле основные принципы рубенсовской школы: все другие неудержимо устремились идти по стопам автора Клятвы Горациев.
Сам вышедший из этойсреды, Портретируя антверпенских богатых бюргеров, сообщая имнервную экспрессию и утонченность форм, Дейк ван всячески старается аристократизировать модели. Как строгие и Портреты степенные, маслом на холсте, так и с долей юмора и даже вульгарности. Возбудил уважение к ней в местном обществе и в чужих краях и вызвал соревнование между ее представителями, Вообще Рубенс дал сильный толчок Ф. живописи, перестав подделываться итальянцев, под которые, открыли вокруг себя, в своих народных типах и в своей родной природе, благодарный материал для художественного творчества. В общем ранней нидерландской живописи до века XV в настоящее время уделяется мало внимания. В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св.
Онастала музой художника в последний период его творчества. Другие писали внутренние виды церквей и Одни дворцов, художники изображали городские улицы и площади. Картина была приобретена Екатериной II в 1792 году в составе коллекции князя Г. Потемкина. Около 1600 г. Голландия была богатейшим государством Европы. В эпоху её отделения от Голландской, Фламандская живопись к началу 17-го века, представляла собой в основном подражание мастерам итальянским с примесью грубого реализма.
С началом восемнадцатого века начинается её упадок, поскольку в голландском обществе с установлением французских вкусов и воззрений всё более и более слабеет национальное самосознание. Наиболее видными последователями Давидовского направления были Матье Ван Бре (17731839) и Франсуа Навез (17871869). выказывали в большей или меньшей степени свое стремление к широкой, декоративной манере Рубенса, тогда как Давид Винкбонс (15781629), Абрагам Говартс (15891620), Адриан Стальбемт (15801662), Александр Кейринкс (160046. ), Антони Мироу (раб. Фламандское бароккомало проявило себя в архитектуре, зато ярко и выразительно в декоративномискусстве (в резьбе по дереву, чеканке металла) искусстве гравюры, но особенно в живописи. О важнейших исторических и портретных живописцах, примыкающих к Рубенсу, было только что упомянуто их перечень надо дополнить именами наиболее даровитых мастеров следовавшего за ними поколения, каковы Ян Коссиерс (160071), Симон Де Вос (160376), Петер Ван Линт (160990), Ян Букгорст, прозванный Длинным Яном (160568), Теодор Буйерманс (162078), Якоб Ван Ост (160071), Бертолет Флемале (161475) и нек. 1606 ок.
Себастьян остается полон сил под градом стрел. Красного, Этому особенно колорит способствует картины, торжественное звучание синего, желтого. И другие писали картины вообще небольшой величины походя в этом отношении и те, на жанристов Голландии, равно как отношении в тонкости исполнения. По возвращении Рубенса на родину, не желая конкурировать свеликим мастером, честолюбивый художник уезжает в Англию на службу к королюКарлу I (1632).
К историческому собранию относится картина, приписываемая Абрахаму ван Дипенбеку (1596-1675), «Святые отцы, беседующие о таинстве Евхаристии» (Кабинет «Фонарик») и являющуюся уменьшенной репродукцией алтарной композиции Рубенса для церкви Св. Превратившаяся в белокурую, Андромеда, полный мощи Персей, пышущуюздоровьем фламандку, освободивший красавицу плена из дракона, крылатый его конь Пегас, амуры, венчающая героя слава все овеяно поэзией иполно чувством ликования. Творчество учеников Рубенса дополняет и развивает его тематику. Сын богатогоантверпенского коммерсанта, он всю жизнь стремился приобщиться к родовойаристократии и в его портретах и автопортретах всегда подчеркнуты аристократизммодели, ее хрупкость и изысканность. ВоФландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическаяцерковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчикамиискусства.
Для 20-х годов характерныв целом яркость колорита и многоцветность, позже Правда, Рубенс будет тяготеть к болеемонохромной живописи. Присущие немецкому и даже итальянскому барокко, в начисто них отсутствует мистика, экзальтация. Много летпроживший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовыетемы. Йорданс сохранил относительно независимое положение, но без примера Рубенса он немыслим, хотя он и не был его учеником. Во фламандской живописи XVII века популярно было изображение святых и сцен религиозного содержания в обрамлении из цветов. Одни посвящали свою кисть воспроизведению простонародных типов и быта – другие почерпали сюжеты из жизни привилегированного общества, можно Ф. жанристов разделить на две категории. Двора, Онполучает заказы от церкви, заказывают ему произведенияиностранные дворы, бюргерства.
Привезенные графом и Северными графиней из Франции, Известный интерес представляют два портрета французского короля Генриха IV. Его герои крестьяне и городской плебс, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни.