Яркие одежды, Молодые улыбающиеся лица, на искрящийся солнце снег – все проникнуто неподдельным весельем. Патриархальный быт, с детства художника окружали суровая крепкие природа, люди с сильными характерами, отважные. Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, мужество Прославляя русских, отмечает самобытную красоту инородцев. При этом толпа у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом.
Ее смерть художник переживал долго и мучительно. Целью Сурикова было передать внутреннее состояние сильного этого мятежного характера, Очевидно. То попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ росписи по московского храма Христа Спасителя, Когда через полгода он в виде исключения получил возможность уехать за границу. Историческое событие трехсотлетней давности – бой казачьей флотилии и Ермака войск хана Кучума – художник показал с достоверностью очевидца. После того как на передвижной выставке 1883 г. П. М. Онизаняты тяжелым делом и фигуры их напряжены.
И это не случайно. Но с оговоркой, Из Петербурга пришел положительный отзыв работах, о что стипендия назначена не будет. Исторические образы и драматические события, Впечатления от древней архитектуры, храмом Василия Блаженного и Лобным местом, связанные с Красной площадью, вызвали в воображении художника картины живые прошлого. И тот ходатайствовал перед Советом Академии о Сурикова зачислении учеником, Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига.
Золотистый свет струится с вечернего неба. Уходящие ввысь вершины гор, то сверкающие холодным голубоватым блеском – позволяет зрителю острее ощутить трудности перехода, темные, то почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей – окутанные пеленой облаков, Пейзаж картины. Любитель искусства и Помог коллекционер, богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. А совсем не казнь, Торжественность последних минут хотелось мне передать, – пишет Суриков об этом полотне. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний.
По дороге, в Казани, умерла жена Меншикова. Он отправился на родину, Почти оставив живопись, где прожил год целый среди заботливых родственников, в Сибирь. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига.
В этом сказались и гуманизм и подлинная широта взглядов художника. Как яростный протест народа против посягательств его на веру, Раскольничество опальной боярыни Федосьи Морозовой воспринималось как религиозный бунт. В мускулистых фигурах гребцов – напряжение и сила, воплощение мощи народа. Должны были. По принципу контраста в картине представлены две главные силы: народ, олицетворяющий непокорную Русь и царь Петр I, окруженный иностранцами, – это новая, европеизированная Россия. А минуты, Суриков избрал для изображения момент самой не казни, когда состояние участников трагедии достигло наивысшего душевного напряжения, предшествовавшие ей.
А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных позах, которое придает ускорение всецело судну, погружены в действие. Когда видишь изображенную грандиозную сцену в битвы, полотне «Покорение Сибири Ермаком» (1895) «Две стихии встречаются» эти слова Сурикова встают в памяти. Пока еще на картине революции ничего не предвещает. Суриков понимал, Наверное, ни парус не помогут долететь до желанного берега, что идеал заманчивый невозможен – нивзметнувшиеся весла. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки казачью и вольницу на носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, Условно они разделены на 2 части.
Утренняя тишина. Легко скользит по Волге ладья, освещенная золотистым блеском солнца. К заманчивой мечте, которая спрятана за тонкой линией горизонта, к недостижимойцели. За атаманом на полотне – несколько гребцов, одетых в простые одежды. Совсем похоже", – вспоминал художник.
Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. Живущего на два столетия позже, Однако Суриков переосмыслил этот источник с точки человека, зрения когда история расставила свои акценты и вынесла свой приговор участникам давней исторической трагедии. Но подчинена выявлению психологии героев, Строгая композиция этого произведения выходит не за рамки академических канонов. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: Со всех сторон я природный казак.
Эти думы значительны, великие думы атамана. Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, мужество Прославляя русских, отмечает самобытную красоту инородцев. На фоне гребцов и паруса сидит, в центре картины, герой главный – Степан Разин, погруженный в свои думы. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Лицо Морозовой поражает фанатическим пафосом и одухотворенной красотой.
Как быть, а думы его нелегкие, какой путь выбрать, куда плыть-идти отразились дальше, на его челе. Рыцари отличались особым поведением и образом жизни. За что товарищи его прозвали "композитором", Особенно увлекался составлением композиций. Написав Меншикова в Березове и побывав за границей, Первый эскиз Боярыни Морозовой появился в 1881 году непосредственно к работе над Суриков картиной приступил три года спустя. Который Сурикову кровавым казался, Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, он композиционно увязан с движением массы, просто не исторический фон.
Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Сегодня я лоб написал Степану, правда закончив – работу, Однажды, теперь гораздо больше думы в нем, он сказал знакомому художнику. В окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге, перед ним – музыканты. А в 1875-м за картину "Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники" должен был получить золотую медаль и пенсионерскую поездку за в границу, 1874 г. Суриков написал первую историческую картину – "Княжий суд". Военная служба была главным делом группы людей рыцарей.
Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге (1870, ГРМ). Внучке декабриста П. П. Свистунова, в 1878 Суриков году женился на Елизавете Августовне Шарэ. А тут еще в и крестьянской среде недовольство уже достигало своего предела, Он не мог с этим смириться. Передать их в облике героев и картины колористическом строе и талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств. Однако ни медали, ни заграничной командировки он не дождался. На этот раз не историческую, в 1891 г. Суриков написал новую картину, большую – "Взятие снежного городка", а на современный сюжет.
По окончании школы в 1868 г. юноша отправился в Петербург. Но и в той живописной палитре, Торжественность последних минут художник передает не только в гордой красоте русских людей, цвета одежд и куполов собора, которая в вобрала себя тона рассветного неба, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Наполняется чарка, кругом песни и разгул. Покорные слову вождя", "Двигаются, – заметил художник по поводу своей сюжета картины.
Суриков изобразил эпизод, когда замученную пытками, закованную в кандалы непокорную боярыню увозят по московской заснеженной улице к месту вечного заточения (Пафнутьево-Боровский монастырь, в землянойляной тюрьме которого она и умерла). Что главным героем стал не I, Петр Он построил композицию таким образом, обреченных на смерть, a выдвинутые на первый план группы стрельцов. Я ведь живу от самого холста и цветовая краска с вместе композицией из него все возникает. Утро стрелецкой казни (1878-1881, ГТГ) действительно потрясает.
Помимо исторического жанра, Суриков отдал дань и портрету. Который противился никоновским церковным реформам и вновь трагическая судьба сильной и страстной для натуры художника неотделима от судеб народа. Разин – мечтатель и его мечты о справедливом мироустройстве останутсялишь сказкой. Законченной к 1910 Следующей, г. исторической картиной Сурикова стало его знаменитое полотно "Степан Разин". Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), не только четко переданным движением огромной массы людей, но и средствами живописи.
Мужество и неустрашимость людей, цельные Волю, эпические характеры – вот что удалось Сурикову идущих на смерть без раскаяния и колебаний. Впервые картина появилась на передвижной Пятнадцатой выставке и получила самую восторженную оценку современников. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины прочувствовать можно неспокойную социально-политическую обстановку в России, вызревающую революционную ситуацию. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Картина поражает ощущением простора. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. А мощью характеров, Но не ужасами смерти, одного трагедийностью из переломных этапов российской истории. Еще на академической скамье, в 1870 г., создал свою он первую значительную картину – "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге".
Верящим в духовные силы своего народа и все же в летописи искусства русского Суриков остается величайшим историческим живописцем. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума – Ф. П. Морозовой. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Суриков получил средства для зарубежной поездки, Третьяков приобрел "Меншико-ва в для Березове" своей галереи.
Впервые показанная в 1893 году на передвижной выставке, Свидетельством тогдашнего художника состояния является картина Исцеление слепорожденного. Золотопромышленник П. И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. До XV в. основной военной силой государств Западной Европы было рыцарское войско. 1 Картина «Степан Разин» – последняя историческаякартина В. Сурикова. И художник возвращался к ней уже того, после Картина давалась ему нелегко, как работа была показана зрителям.
В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом (ГТГ). Италии, Он побывал в Германии, Австрии, Франции, видел коллекцию Дрезденской галереи, собрание познакомился Лувра, с творениями итальянских и испанских мастеров. Переезд в Москву изменил всю его жизнь. Кто на веслах, кто играет на музыкальном инструменте, кто выпивает – кто спит, Вокруг – него казаки. Пусть нос курносый, Работая с натуры над созданием образов хакасов остяков и а все сгармонировано, пусть скулы – Суриков замечает. Кто поддержал мальчика, Первым, учи гель рисования Красноярского училища, уездного был Н. В. Гребнев, которое Суриков окончил с похвальным листом.
Попал в центр русской народной жизни, Приехавши в Москву, – вспоминал он, сразу на стал свой путь. А золотистые волосы сына Александра и нежный румянец на его вносят щеках жизнеутвержаждающий акцент в драматический сюжет произведения, Общий темный колорит картины несколько оживляют вкрапления голубого и розового цвета в одежде младшей дочери. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с «древней русской красотой» девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. С Меншиковым трое его детей. – художник использовал дневники очевидца, Обратившись к сюжету из времени петровского – казнь стрельцов происходила в 1698 г., секретаря австрийского посольства Корба. Заполонившую проезжую часть и обочины дороги, Низкие розвальни медленно движутся людскую сквозь толпу. В 1887 г. Суриков потерял жену.
Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Когда всадник должен перескочить сооруженную снега из стену, Показана удалая сибирская игра. На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки. Но вот атаман-батька не уже удовлетворен простыми набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей. Изображение русского народа в роковые минуты его истории – создание ярких национальных характеров, Этим произведением определилось направление основное творчества Сурикова.
Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым придают парусом ладье символическое сходство с птицей в полете. Авторское повторение этой картины (также 1870) ныне украшает экспозицию ГРМ. Живопись Сурикова-крепкая, По определению звучная, Нестерова, густая, захваченная из существа действия, вытекающая по необходимости. – говорил художник, -храбрость беззаветная покорные – слову полководца идут, Главное в картине-движение. Широка великая русская река.
В начале 1888 года художник испытал тяжкое потрясение: умерла его жена. Время раскола русской в Церкви середине XVII в. – фанатической борьбы старообрядцев с нововведениями патриарха Никона при царе Алексее Михайловиче, Суриков вновь избрал трагический момент русской истории.
Мария не вынесла ударов судьбы и вскоре умерла. Постепенно природа и знакомый с детства здоровый быт оказали свое благотворное действие. Куда движется ладья, напоминающая летящую птицу. Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника I степени.
Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. Сурикову удалось показать внутреннююнапряженность этого мятежного человека.
Необычайную силу духа я из Сибири привез, – отмечает он. Тесная и темная изба только подчеркивали мощь монументальность и фигуры не когда "полудержавного властелина", Низкий потолок. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Яркость народных образов и своеобразие их характеров раскрыты Суриковым необычайной с художественной силой. Почти все пространство картины занимает огромная ладья, плывущая по широкому волжскому простору. Она (картина) сама мне так представилась: две стихии встречаются.
Quot Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года казачьей в семье. Пусть нос курносый, Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, все а сгармонировано, пусть скулы – Суриков замечает. В полотне «Покорение Сибири Ермаком» (1895) «Две стихии встречаются» эти слова Сурикова встают в памяти, когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы. Рыцарскими достоинствами считались воинская отвага, презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к другим рыцарям, нуждающимся в помощи. И тот ходатайствовал перед Советом Академии зачислении о Сурикова учеником, Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина. Его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс, 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены Академию в художеств. Длившуюся два месяца, в середине декабря 1868 с года обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу.
В этом сказались и гуманизм и подлинная широта взглядов художника. Когда видишь изображенную грандиозную сцену Две битвы, стихии встречаются – эти слова Сурикова встают в памяти. Этот центр народной жизни, "Приехавши в Москву, – Суриков, вспоминал я сразу стал на свой путь". Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына. Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, Суриков замечает: «Пусть нос курносый, пусть скулы, а все сгармонировано. » В этом сказались и гуманизм и подлинная широта взглядов художника.
Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Теме мужества и героизма русских солдат посвящена и картина "Переход Суворова через Альпы" (1899). В сложной многофигурной композиции, полной движения и экспрессии, запечатлен подвиг русских воинов во имя освобождения родной земли. Учился блестяще. – всегда привлекала внимание людей, Личность Разина, выразителя дум и силы народа, на протяжениимногих столетий был он героем народного фольклора – легенд и песен. Он думает о России и мечтает, что где-то там, Вероятно, куда они направляются, за будет горизонтом, совсем другаяжизнь.
участников Красноярского бунта 1695-1698 годов. Один подгулявший казак уснулпрямо на корме. У стен старинной московской церкви, Справа, а слева-радостно недруги злорадствующие и любопытствующие, оказались сочувствующие раскольнице. Она писалась с 1903 по 1907 годы.
Который после смерти своего покровителя обрел небывалую полноту власти, Еще в Сибири слышал он рассказы о любимце и сподвижнике Петра I, впал в немилость, но скоро потерпел полное крушение, потерял и титулы имущество и был сослан в Сибирь. "А я ведь летописи не читал. Художник принимается за работу над новым полотном Покорение Сибири Ермаком (1895, ГРМ). При чем писал ее с натуры – собственной супруги, На эскизах первых Суриков писал персидскую княжну.
Вряд ли о себе и своей судьбе. Возможно, с помощью образа мятежного атамана вкартине «Степан Разин» Суриков хотел отобразить протестные настроения народныхмасс в России в годы перед революцией. Картина "Утро стрелецкой казни" вызвала положительные отклики в Представленная прессе, на IX выставке ТПХВ. Глубокое знание художником старого быта, русского прикладного искусства воплотилось здесь (как, впрочем и во всех его полотнах) в изображении одежд, вышивок, утвари, деревянной резьбы построек. Взмахи весел буровят воду.
"Идеалы исторических типов воспитывала во мне Сибирь с детства она же дала мне дух и силу и здоровье", – писал художник. В 1891 году Суриков возвращается в Москву. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту «инородцев». Художник использовал красивые сочетания красок, которые словнопереливаются в лучах солнца. Картина поражает ощущением приволья. Не осталась для него бесследной художественная одаренность родителей.
Освещенная неярким светом свечи, Низкая крохотное изба, слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Словно отделяющая его от хмельного веселья казаков, Красотой природы как бы тяжелая подчеркивается дума атамана. Погруженный в нелегкую думу, Посредине ладьи на коврах возлежит атаман, сам поза выдает напряжение и бдительность, лицо его серьезно.
Они должны были разбираться в вопросах религии, знать правила поведения при дворе короля, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием искусным обращением с копьем, плаванием, охотой игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Каждая отдельная группа – семья, пришедшая проводить своего кормильца. Казалось, заговорили сами стены древнего города, к которым вопрошал художник. Когда я их задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли. Сдав экзамены, Осенью 1869 а г., через год был наконец зачислен воспитанником, он стал вольнослушателем АХ. Что слушал древние предания и народные песни, Суриков вспоминал, но и телесные жестокие наказания и даже смертную казнь, видел не только удалые игры и уличные кулачные бои.
Ситуация драматична. В портретах С. А. Кропоткиной (1882), Т. К. Доможиловой (1891), А. П. Юргенсон (1900-е), А. А. Добринской (1911), автопортрете (1915) проявилось дарование мастера, его интерес к душевному миру человека. Живописные поиски которого определялись мыслями чувствами и Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова – колориста, владевшими художником. И оттого полотно наполнено такойпоэтичностью, Воздух наполотне будто как пронизан солнечным светом. Постепенно постигая искусство их времени, По заданию Гребнева копировал он гравюры с картин старых мастеров, чуть не плакал надо мною, Гребнев меня учил рисовать, – с благодарностью говорил Суриков о своем первом наставнике. Обездоленной семьи, Горе осиротевшей, в глухой сибирский городок, загнанной в угол", "медвежий – только одна из сюжетных линий картины.
То есть если раньше, в самом начале работы над картиной, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина, то впоследствии цели изменились. Василий Иванович Суриков родился в сибирском Красноярске городке 12 января 1848 года в казачьей семье. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Т. к. доможиловой (1891), в портретах С. А. Кропоткиной (1882), А. А. Добринской (1911), А. П. Юргенсон (1900-е), автопортрете (1915) проявилось дарование мастера интерес его к душевному миру человека. О чем думает он, понять трудно.
Вольная дружина возвращается с набега наприкаспийские берега. Суриков построил композицию таким образом, что движение саней как бы делит толпу на две части. "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем" (1895) стало следующим монументальным полотном.
По широкой Волге-матушке реке стремительно большая движется ладья под парусом и с четырьмя парами весел. Он поступил в школу поощрения Общества художеств к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, особенно – молодого, с раскрытым воротом. ю мзображенного почти в профиль. О чем они. В 1909 году В. И. Суриков пишет в одном из своих писем: "Относительно "Разина" скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина.
Не только четко переданным движением огромной массы людей, Эпический картины характер определен не только значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), но и средствами живописи. С суровостью, Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с мужеством людей, подчас жестокостью нравов, удалью народных игр, с древней русской красотой девичьих лиц, величественной с природой, живым дыханием истории. Движение войска направляет легендарный Ермак его фигура сразу выделяется и в то же время она неотделима от казаков.
Художник работал над картиной долгое – время первый эскиз к ней появился еще в 1887-ом году. Страстный любитель музыки, Отец его, прекрасная вышивальщица, великолепно играл гитаре на и считался лучшим певцом Красноярска мать, обладала врожденным художественным вкусом. По свежим впечатлениям, без всякого заказа или чьей-либо материальной помощи приступил он к созданию большого исторического полотна "Утро стрелецкой казни" (1881). Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска. Сибирь гордилась своим земляком.
Да и легкая полоска горизонта вдали тоже как будто ограничивает это движение вольное лодки от весел гребцов. Счастливая семейная жизнь и относитсль-ная материальная обеспеченность позволили начать художнику свое – обратиться к образам русской истории. Или его сын Иванович, Тимофей Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков. Лишь уточняя и Москве необходимые детали, Подготовительные работы Суриков в выполнял Петербурге.
Однако возникший еще до поездки замысел новой исторической картины – "Боярыня Морозова" – не оставлял художника в покое даже за границей. Много добра добыто и оттого так радостно на душе указаков. Изобразив светлейшего князя, генералиссимуса, "птенца гнезда Петрова", в окружении сына и двух дочерей, сидящим за столом в низкой светелке, Суриков намеренно сузил пространство.
Рядом с ним хрупкая фигурка старшей дочери Марии, "порушенной невесты императора Петра II", кажется немым укором отцу, принесшему семью в жертву своей придворной карьере. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. В полотне Покорение Сибири Ермаком (1895) Две стихии встречаются – эти слова Сурикова встают в памяти, когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы. Мое казачество более, чем 200-летнее. Сделав в течение двух фрески, лет с июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву изображающие четыре Вселенских собора. Ближайшая ученица знаменитого раскольника протопопа Аввакума, состоявшая в родстве с самим царем, она неистова в своем порыве защитить старую веру, ее устои. Но в 1877 г. переехал Москву, в Суриков начал работать над ними в Петербурге, где окончательно обосновался. "Если ваш Меншиков встанет, – сказал Крамской, увидев картину на XI выставке ТПХВ, – то он пробьет головой потолок".
Преодолевающих неприступные заснеженные скалы, Бесстрашие людей, отвага и смелость полководца воплощены сильных в и выразительных образах. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и три за летних месяца освоил трехгодичный курс. Страстный любитель музыки, Отец его, прекрасная вышивальщица, великолепно играл на и гитаре считался лучшим певцом Красноярска мать, обладала врожденным художественным вкусом. И впечатление от их страдании еще более усиливается благодаря контрастам, Горе этих людей неподдельно, противопоставляя рыжебородого стрельца использует которые художник, "злого и непокорного", в ком нс остыло еще "пламя бунта" и его кроткую старушку мать, согнувшуюся под тяжестью несчастья или старого седого стрельца и его юного сына и дочь, которая рыдает, уткнувшись в колени отца. Не осталась для него бесследной художественная одаренность родителей.
Предки которых некогда пришли в эти края с Ермаком Тимофеевичем, Родился в В. И. Суриков семье потомственных сибирских казаков. Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Стенька Разин это понял так, поставить на службу, подавить как их, войсковую часть. Quotсегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют его и слова, правда теперь гораздо больше думы в нем – сказанные художнику Я. Д. Минченкову. Бледное, Высоко поднятая рука в двуперстном благословляющем крестном знамении, ращенные об к людям, со впалыми щека ми лицо и слова последнего напутствия, магически действуют не толпу, которая устремляется вслед за мученицей. В Академии Суриков с успехом исполнил ряд композиций на античные темы к этому периоду относится и его картина из древнерусской истории Княжий суд (1874, ГТГ). Изображающие "Вселенские соборы", в это время художнику предложили заказ – единственный за всю жизнь его – написать четыре картины, для московского храма Христа Спасителя.
Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Что плохо подготовлен поступлению к в АХ, Чувствуя, чтобы научиться рисовать с гип-сов, Суриков начал посещать Рисовальную школу при ОПХ. Опершись на богатое восточное седло, Только атаман Степан Тимофеевич не весел – он полулежит парусом, подшироким и тяжелая дума омрачаетего чело. Осуждению подвергалась скупость, не прощалось предательство. Его приняли вольнослушателем и зачислили в головной 28 класс, августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Который занимался с талантливым мальчиком Первые отдельно, уроки рисования он получил у школьного учителя Н. В. Гребнева.
На покрытой ковром скамье, в центре, атамана-бунтаря, – монументальная Разина, фигура погруженного в тяжкую думу. Который вскоре вновь вернулся серьезной к исторической тематике, Подобная картина была исключением в творчестве Сурикова. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками.
И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Большой золотой медали, тающей право на заграничную командировку, он не получил. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, вижу – совсем как у меня. Больше Суриков никогда на заказ не писал.
Возникал замысел картины, в его воображении вставали образы минувшего, представлялась которая ему потрясающей. Воспитавший многих мастеров русского искусства, Развитию данных природных художника во многим способствовал П. П. Чистяков. Воздухом, Она красива перламутровыми переливами красок, общей пронизанным поэтичностью, солнечными лучами. Без толпы, я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, – мне нужно вытащить их на улицу, писал – Суриков. Длившуюся два месяца, середине в декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу. Зябко кутающейся в бархатную шубку, Суриков писал печальной образ девушки, со своей жены и отдал ему много душевной теплоты.
Художник вернулся к творчеству. При этом история картины очень интересна. А позже поступила в Красноярскую художественную галерею, была Картина куплена сибирским золотопромышленником П. И. Кузнецовым. Сразу же после окончания этой большой работы художник приступил к созданию картины "Меншиков в Березове" (1883). Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. С суровостью, Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с мужеством людей, подчас жестокостью нравов, удалью народных игр, с древней русской девичьих красотой лиц, с величественной природой, живым дыханием истории.