гал. ), «Женщина с письмом» (Амс-тердам, Гос. Особо следует упомянуть знаменитый «Вид Делф-та» (Гаага, Маурицхёйс), городскую панораму, аналога которой не существует во всей европейской живо-писи XVII в. именно эта картина вдохновила Торе-Бюргера и Марселя Пруста. На протяжении своего творчества (за исключением двух городских видов) Вермер сохраняет верность «жанру», совершенно лишенному повествовательности, здесь ничего не происходит, но каждая ситуация имеет свой скрытый смысл. Малиновый, Насыщенные цвета – желтый, золотистый – работе придают значительность, серебристый, неповторимость. Кажется, что в позднем творчестве Вермера произошел определенный творческий спад «Аллегория Веры» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) своей излишней скрупулезностью свидетельствует о пределах живописного гения художника. Однако сравнительно крупные размеры картины, торжественность обстановки (уподобленная театральному занавесу узорчатая портьера, люстра, нарядная географическая карта на стене), красота цветовых созвучий преобразуют реальный мотив в отвлечённый мир творческой фантазии – не случайно её другое название «Аллегория Живописи». Старинный термин «малые голландцы» был связан как с небольшими размерами создаваемых этими художниками полотен, так и тем, что в центре их внимания оказались жизнь частного человека, мир дома, повседневный обиход, проникнутый духом добропорядочности, благополучия и уюта.
Драматична и судьба искусства Вермера. Мягкая пластичность отличает формы, окутанные воздухом. Будь то сцены в интерьере или на природе, Вермер трактует их в терминах «тихой жизни». На картинах преобладают синие и лимонные цвета красок. Немецкий художник Макс Либерман назвал это произведение «самой прекрасной станковой картиной» в истории живописи.
Это была часть коллекции, Быть может, еще собранной при жизни художника неким делфтским печатником Диссиусом. Луки и соответственно руководил ею. В частности, Некоторые художники, напротив, Франсуа Бонвен и испытали Писсарро, глубокое влияние Вермера. 16621665, Лондон, Бекингемский дворец), проникнутых торжественным настроением. Художник вынужден переселиться своей со многочисленной семьей в маленькое и гораздо более бедное жилище.
Вершиной творчества Вермера являются картины, созданные в 1660-1665: «Женщина с кувшином воды» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Женщина, взвешивающая жемчуг» (Вашингтон, Нац. Нежное, в отличие от многих женских изображений с полуопущенным взором или смотрящих в сторону, лицо девушки с серьгой-жемчужиной огромной озарено устремленным на зрителя взглядом больших, словно фарфоровое, сияющих влажным блеском, глаз. В 1656 году создает огромное полотно «У Сводни». Лишённые повествовательности, назидательности и яркой образной индивидуализации, эти картины захватывают зрителя магической красотой предметного мира, особой эмоциональной атмосферой, объединяющей человека и окружающую его среду в Шедеврами мировой живописи являются два пейзажа Вермера – «Улочка» (около 1657-58, Рейксмюсеум), написанная в сдержанной гамме кирпично-красного и зелёного и панорамный «Вид Делфта» (около 1660-61, Маурицхёйс, Гаага) с его влажной атмосферой, движущимися облаками и скользящим солнечным освещением. Где эротические намеки место уступают чистому жанру, Даже там, призванной надежно связать зрителя и образ, сохраняется чувство тайной симпатии.
В позднем творчестве Вермера появляются образы учёных («Астроном», 1668, Лувр, Париж «Географ», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), ремесленниц («Кружевница», Лувр), а также тема искусства. Применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру – в качестве вспомогательного средства для перевода реального мотива на поверхность картины – в своих городских видах Вермер достиг почти фотографической объективности, привычно соединяя ее с задушевной поэзией (Улочка, Государственный музей, Амстердам и Вид Делфта, Маурицхейс, Гаага). Во второй половине 50 годов художник работает в основном над созданием небольших картин с изображением на них одной или нескольких фигур.
Живописцу позирует молодая натурщица в синем покрывале с лавровым венком на голове. Сдвинутая вправо занавесь подчеркивает это впечатление. Подчас с оттенком морализирования, Тема продажной любви, получила широкое распространение голландской в жанровой живописи. 1665, Гаага, Маурицхейс). Популярной в современном голландском обществе, Во второй половине XVII века мастер обратился более к традиционным формам бытовой картины.
Хрупкая девушка стоит у окна и читает письмо. Эти женские образы всегда играют главную роль, мужчины же остаются в тени. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персональноМ. Только две картины художника датированы: «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная гал. ) и «Астроном» (1668, Париж, Лувр). Последний взлет творчества мастера картина «Аллегория живописи» (Мастерская живописца, ок.
Ясности, в картине уже ощущается столь отличающее его творчество стремление к отточенности простоте, образа. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. В частности во Франции, в других государствах, оказавшейся на стороне абсолютизма, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, народное не движение вылилось в революцию, – дворянство сохранило свое господствующее положение.
Финал жизни Вермера, как почти у всех великих голландцев, драматичен. Женщина с полузакрытыми глазами изображена беременной, в состоянии глубокой отрешенности от окружающего мира, во власти мерного и медленного взвешивания разбросанного на столе мерцающего жемчуга. Она у него становится выдержанной в перламутровых тонах, эмалевой, холодной.
Небольшое окно занавешено, пространство комнаты кажется замкнутым. Напротив, Вермеера никогда не смущала обыденность под мотива, его кистью она обретала некий поэтический смысл. Крупная фигура молодой женщины крестьянского типа полна силы и здоровья. Он был бы величайшим мастером натюрморта своей эпохи, если бы посвятил себя этому жанру.
Умер Вермер Ян 15 декабря 1675 года в Делфте, где и похоронен. Возможно, эта «тихая жизнь» и составляет суть искусства Вермера. Но в творчестве Вермера этот новый тип жанровой композиции оказался единственным.
музей), «Девушка в тюрбане» (Гаага, Маурицхёйс). Вермеер вообще любил изображать одинокие женские фигуры в интерьере и часто для использовал этого комнаты своего дома. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.
Если бы Вермер написал только два пейзажа «Улочка» (ок. Вермер Ян – голландский художник 17 века. Придавая им по-своему мифологическую, Позднее обращался исключительно к мотивам окружающей жизни, полную поэтических тонких аллюзий окраску. Они несколько чужды творчеству Вермера целом, в Хотя эти два произведения очень интересны по своей уравновешенной композиции. Любовь в самом широком, равно плотском и духовном, смысле, остается с той поры лейтмотивом его картин.
Возможно, он учился у Карела Фабрициуса. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Которые усилились к концу жизни его до такой степени, Хорошо известно о его денежных затруднениях, что ему пришлось отказаться от продажи картин. В XVII160в. Еще во времена Рейнолдса, особое восхищение вызывала «Служанка с кувшином молока» (Амстердам, Гос. Таковы его картины «Девушка с жемчужиной», «Бокал вина», «Дама, примеряющая ожерелье».
Зато известно, Дата его рождения не сохранилась, что крещен он был 31 октября 1632 года в Делфте. Возможно вот таким образом некоторые произведения (например, «Уличку») нельзя отнести к какому-либо определенному стилю. 16571658, Амстердам, Рейксмузеум) и «Вид Делфта» (ок. 16601661, Гаага, Маурицхейс), то он уже вошел бы в число великих европейских живописцев. Что на ней изображена жизненная сцена, Это необычная картина привлекает взгляд тем, полная молодого задора полнокровной и чувственности. Это картины «Диана с Нимфами» и «Христос у Марфы и Марии».
Вермеер занимал должность декана гильдии св. Выросшая в недрах феодального общества и ставшая этому к времени крупной социальной силой, Буржуазия, уже претендует на политическую власть. Должность декана гильдии художников была почётной очень и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте. Неизвестно, у кого он обучался живописи в 1653 году вступил в гильдию живописцев Святого Луки вероятно, продолжая дело отца, торговал картинами в Делфте. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап истории в западноевропейского искусства. Мужчины играют обычно роль, второстепенную Чаще всего в озаренной солнцем комнате художник помещает одиночную женскую фигуру. В поисках дополнительного заработка, продолжая дело отца, торговал картинами.
Привычный для Вермера мотив «Молодой женщины с кувшином» (ок. Творчества К. Фабрициуса, Влияние утрехтского новаторского караваджизма, художественного стиля Вермера, Э. де Витте и П. де Хоха способствовало раннему сложению глубоко индивидуального. К раннему периоду творчества Вермера часто относят «Уличку» (там же), картину уникальную в истории голландской живописи по своему спокойному духу, безмятежности и мечтательности.
Вермеер занимал должность декана гильдии св. В 1653 году женился на Катарине Болни, у них была большая многодетная семья. Где Христос взвешивает души праведников и грешников, Мотив изображенных в руках женщины весов и висящая на большая стене погруженная в тень картина Страшный суд, по-видимому, связаны, символическим подтекстом. Читающие письмо или пишущие, в этих картинах представлены мечтательные образы, женские музицирующие или перебирающие жемчуг.
Установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма в Италии и германских государствах, Только с учетом этих условий должна оцениваться роль в абсолютизма 17 столетии. Должность декана гильдии художников была очень почётной говорит и об авторитете Яна Вермеера в Делфте. ВЕРМЕР, Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (Йоханнес) (крещён 31. 10. 1632, Делфт – похоронен 16. 12. 1675, там же), голландский художник, крупнейший представитель делфтской школы. Женская фигура на гаагской картине кажется очень хрупкой, словно сделанной из фарфора и цветочных лепестков. В шестидесятых годах Вермер меняет свое отношение к живописи.
Летний пасмурный день. Дрезден, 1657 идущий из открытого окна, Картинная галерея) поток света, заливает комнату, озаряет хрупкую девичью мерцает фигуру, в зеленых занавесях, освещает стол на первом плане с двумя персидскими коврами и сине-белым фаянсовым блюдом, заполненным фруктами. Из безмолвного предмета превратить в ее источник чувств и мыслей, Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера. Свойственная ряду произведений мастера религиозная символика (к примеру, Дама, взвешивающая жемчуг, – Национальная галерея, Вашингтон, – измеряет «сокровища души» на фоне картины со Страшным Судом) предстает несколько вычурной и сентиментальной в Аллегории Веры (Национальная галерея, Вашингтон), которую принято считать последней из известных его картин. При этом он добивается ощущения гармонии.
Здесь же получил образование. 16641665, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) покоряет своей свежестью. Его вдова смогла оплатить долги булочнику, отдав ему две картины, тогда как еще одна – «Мастерская живописца» – перешла теще художника. Особой, по-своему автобиографичной сложностью своего образного строя выделяется Мастерская живописца (Художественно-исторический музей, Вена). Затем следует шедевр – картина «Девушка с письмом» (Дрезден, Картинная гал. ): ее профиль, отражающийся в окне, занавес и колорит – все это уже предвещает классического Вермера. Он решительно возвышается над ее уровнем, общим Используя традиционные мотивы голландской бытовой живописи.
Построенная на оттенках сине-голубого и желтого и объединенная серебристо-жемчужной общей тональностью цвет теряет прозрачность, в колорите утверждается редкая по красоте цветовая гамма, живопись более ровной и гладкой, становится матовым. Вермер отказался и от собственно жанровой живописи, голландскому Чуждый вкусу к повествовательности, присущей тому времени. В одной из первых картин «Девушка с письмом у открытого окна» (ок. Некоторые его картины представляют собой обобщенные жанровые портреты. Женственность жеста, Художника восхищает изящество стройной женской фигуры и живой солнечный свет входит в комнату, с которым она створку отодвигает окна.
Жизнь и творчество Вермера прошли в родном городе Делфте. К этому периоду творчества относятся такие картины «Девушка с письмом», «Солдат и смеющаяся женщина», «Служанка с кувшином молока». В излюбленном изображении одинокой женской в фигуры интерьере особое внимание уделяется колориту. Сведения о характере, До нас не дошло ни одного его портретного достоверного изображения неизвестны его суждения. Их названия условны и принадлежат более позднему времени. Рецензирование, За помощь в работе при подготовке настоящей книги консультации, Государственному музею изобразительных искусств предоставление им иллюстративного материала авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу.
В картинах небольшого размера Вермер повторяет и варьирует несколько типов интерьера, возможно, входивших в состав его собственного дома изменяет их освещение, обстановку, состав повседневных вещей. Первые его работы были созданы в пятидесятых годах. Тишины и безраздельно царящей кристальной ясности, столь Господствует типичное для Вермера состояние покоя. Писать картины начал очень рано. Вермер был женат и имел десять детей, но он никогда не изображал их на своих картинах.
По-видимому, По своей натуре и образу жизни Вермер был, медленно и очень тщательно он работал над из каждой своих немногочисленных картин и очень редко их датировал, человеком замкнутым. В Улочке изображен частный мотив, возможно, художник увековечил свой собственный дом. Лимонно-желтого, Используя интенсивный цветовой контраст широких ярко-красного, плоскостей зеленого и черного, белого, художник обнаруживает свой редкий декоративный дар. Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами дворянством и буржуазией.
Сколько собирательный образ хрупкой юности, не Это столько портрет, наделенный, расцветающей женственности, как всегда у мастера, скрытой эмоциональностью. уравновешенности. Картина принадлежит к самым сложным и поэтически возвышенным произведениям Вермера. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Созерцательное начало объединяет человека и окружающую его в среду образ редкой поэтической красоты. К лучшим вещам такого рода, написанным в основном в конце 1650-1660-х годах, принадлежат Девушка с письмом (там же), Женщина у окна (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Солдат и смеющаяся женщина (Собрание Фрик, Нью-Йорк), Дама, примеряющая ожерелье (Картинная галерея, Берлин), Служанка с кувшином молока (Государственный музей, Амстердам), Кружевница (Лувр, Париж). Весомость архитектуры подчеркивает движение проносящихся облаков.
» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Умело сочетал Ян на этой картине элементы тонального колорита с крупными пятнами чистого цвета. В этом смысле он является антиподом Яна Стена.
Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы условиях в абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества, в ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса. Его таинственный серебристый отсвет словно отражен в самом колорите картины. Что его картины, Художник считал, должны отражать повседневной поэзию домашней жизни, прежде всего, единство человека с окружающим миром. В память о нем его картины выставляются в музеях исторических и художественных галереях всего мира.
Регламентировавшей деятельность представителей любой профессии, ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии. Как правило, Его женские образы их меланхолия предвосхищает искусство Ватто и погружены Гейнсборо, в мечтания. Что художник уделяет не внимание столько действию и сюжету, На этих картинах видно, богатству, сколько состоянию, разнообразию натурального мира. Эти пейзажи выполнены очень тонко, умело, с сияющей свежестью. В первую очередь это касается Марселя Пруста, в последующие годы поэты и писатели испытали истинную потребность в обращении к этого творчеству художника. Световых точек, в отдельных моментах обогащается она применением специальных маленьких мазочков, придающих живую трепетность поверхность картины.
Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Развитой сюжет, в сценах отсутствуют активное оттенок действие, назидания и яркая индивидуальность персонажей. Чтобы дать себе возможность узнать и неуловимую познать гармонию мира, Он как бы останавливает время. Голубые и желтые красочные «точки» Вермера сияют здесь, подобно бриллиантам.
Солнечная живопись приобретает все большую лучезарность. Работавших в Утрехте в начале XVII столетия, в приемах крупномасштабной композиции высоким с горизонтом и фигурами в натуральную величину художник сохранил традицию голландских последователей Караваджо. музей), с монументальной женской фигурой и натюрмортом с хлебом на первом плане. Алчным и полным любопытства взглядом охарактеризована живо и вместе с тем сдержанно, Выглядывающая из-за плеча кавалера старуха-сводня в черном с платке быстрым, без малейшего шарживания.
Где он родился, Вермер прославил старинный Делфт, стал главой делфтской школы жил живописи, безвыездно. Существенно, что само полотно выделяется крупными размерами в сравнении с другими. 16661667, Вена, Музей истории искусства) посвящена теме искусства. 16581660, Берлин, Государственные музеи) и «Урок музыки» (ок.
Его материальное положение и здоровье резко ухудшается, в меняющихся условиях времени теряет он заказчиков. Вернувшихся из Рима, Влияние Караваджо испытал Вермер через некоторых утрехтских живописцев. гал. А. л. кагановичу, Т. 3оновой, А. Е. Кроль, О. И. Лавровой, Е. Д. Квитницкой, В. Н. Лазареву, О. П. Лазаревой, И. М. Левиной, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой. Героини Вермера вникают в амурные послания, музицируют, любуются драгоценностями все эти сцены, в большинстве случаев однофигурные, полны покоя и уюта, чему способствует замечательное умение мастера передать атмосферу жилой среды, вкрадчиво привлекающей зрителя на роль кавалера (тем паче, что в подавляющем большинстве случаев фигура последнего в картине знаменательно отсутствует).
Это его картины «Кружевница», «Мастерская художника», «Географ». Они принесли художнику небывалый успех. Дважды, Пользовался известностью и становился авторитетом, деканом гильдии живописцев Святого Луки, в 1668 и 1670 годах. Нередко к 1665-1670 относят такие картины, как «Кружевница» (Париж, Лувр) и «Мастерская живописца», называемая также «Аллегория живописи» (Вена, Музей истории искусств). Мягкий бархатистый колорит картин тонко воспроизводит неяркий дневной свет, являющийся в то же время (если использовать язык философии того времени) «естественным светом разума», постигающего загадки натуры, причем процесс этого постижения отнюдь не переходит у Вермера в сухую дидактику. Ремесленниц («Кружевница», Лувр), в позднем творчестве Вермера образы появляются учёных («Астроном», 1668, Лувр, Париж «Географ», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), а также тема искусства.
«Мастерская художника» (середина 1660-х годов, Художественно-исторический музей, Вена), возможно изображает самого Вермера, пишущего модель – девушку в лавровом венке. Главное в его искусстве – это свет и цвет который часто ограничен желтых палитрой и синих тонов. В 1696, Парадоксальным образом через лет двадцать после смерти Вермера, большая часть его картин -21- была продана на публичных торгах. Принадлежат еще репертуару европейской живописи того времени в целом и караваджизму частности, в Шотландии). Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственной Души, – как бы тоскующей на темном, «ночном» фоне в Девушке с жемчужиной (там же), – либо, напротив, образами пытливого и мужественного Разума – в поздних Географе (Штеделевский художественный институт, Франкфурт на Майне) и Астрономе (собрание Ротшильд, Париж).
Впервые столь приземленный мотив был решен Вермером монументализированных в формах высокого искусства. Его картины запечатлели мотивы повседневной жизни: чаще всего в напоённой воздухом и солнечным светом комнате изображена одинокая женская фигура, гармонирующая с общим состоянием покоя, тишины и кристальной ясности («Девушка с письмом», Картинная галерея, Дрезден «Служанка с кувшином молока», Рейксмюсеум, Амстердам «Офицер и смеющаяся девушка», собрание Фрик, Нью-Йорк «Молодая дама у окна», Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Бокал вина», Государственный музей, Берлин). Что, До нас дошло от 34 до 38 произведений Вермера, является лишь его частью творчества, вероятно. Но и в царящей в них особой, Их притягательная сила не только в редкой живописной красоте, целостности, трудно передаваемой атмосфере словами совершенства, поэтизации жизни. 16581660, Амстердам, Рейксмузеум). Световых точек, у Вермера цвет во всём богатстве оттенков насыщался светом художник использовал выразительность широкого красочного пятна и маленьких мазочков, предвосхищающих технику пуантилизма конца 19 и века придающих трепетность самой живописной ткани картины.
Где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и классовых расстановка сил оказались наиболее благоприятными, в тех странах, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя, например в Голландии и Англии. Движения народного протеста затронули в той иной или степени и остальные страны Европы, Помимо революционных выступлений в названных странах. «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование» – Девизом этой эпохи стали высказанные на ее слова пороге Джордано Бруно. Произведения раннего периода, такие, как «Диана с нимфами» (Гаага, Маурицхёйс) и «Христос у Марфы и Марии» (Эдинбург, Нац. Произведения этого времени более разнородны и художественно неравноценны. 16621664, Вашингтон, Национальная галерея искусства) написана в полумраке. Объединение страны в сословной рамках монархии была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма преодоление феодальной раздробленности, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя. В отличие от этой ярко освещенной и ясной картины «Женщина, взвешивающая жемчуг» (ок.
В 1662-63 и 1670-71 гг. Четыре фигуры, тесно заполняющие полотно, неразрывно связаны между собой. В XVIIв. Постепенно они словно иссякали, по словам его жены Катарины, последние годы (а ему не было и сорока лет) художник уже не обращался к живописи. В картине вообще отсутствует назидательность. Принятый еще в молодости (в 1653) в гильдию св. То в 17 веке завершился от переход поэтически-целостного восприятия мира, Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, к собственно научным методам познания действительности, характерного для ренессансных ученых и мыслителей.
И даже картина «У сводни», в которой художник апеллирует, с одной стороны, к рембрандтовской светотени, а с другой, к пластическим решениям утрехтских караваджистов, является лишь прелюдией к зрелой манере художника. Слева музыкант с лютней в старинном костюме черно-белом обязательный персонаж празднеств и попоек. Влияние на его творчество и мастерство оказал голландский художник К. Фабрицыус. Свидетельством безусловной творческой зрелости служит композиция У сводни (1656, Картинная галерея, Дрезден), – сосредоточив интерес на фигурах, на облике и повадке своих героев, равно как и на фактуре вещей, Вермер превратил здесь бордельную сцену в романтическое таинство любви при этом свою супругу, К. Болнес, он, вероятно, представил в виде веселой девицы, а себя – в качестве одного из двух кавалеров.
Что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников времени того торговлю предметами искусства, Предполагается. Проследить эволюцию Вермера можно лишь по стилистическим изменениям. Луки и соответственно руководил ею. И как поэт, Да и Вермер сам в своих лучших произведениях выступает одновременно и как художник. Вермер чаще обращается к изображению «светских» сцен, особенно музицирования («Дама у спинета», Национальная галерея, Лондон «Урок музыки», Букингемский дворец, Лондон).
Магия искусства Вермера вдохновляла многих поэтов, писателей и живописцев, а также художественные критики. Он вскоре был единодушно избран ее деканом, Луки в Делфте в качестве мастера, дважды и становился ее президентом. Хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед, Буржуазные революции конца в. являлись 1617 одновременно народными революциями. Сведения о жизни Вермера очень скудны. Его первая жанровая картина «У сводни» (1656, Картинная галерея, Дрезден) – крупномасштабная композиция, редкая по полнокровности характеров, силе и красоте живописи впервые в голландском жанре столь приземлённый мотив решён в формах высокого искусства.
Родился в семье торговца тканями и картинами. Что в этом заведении мог Вермеер вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства, Предполагается. » на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. В самый плодотворный период творчества, Во 2-й половине годов, 1650-х обогатив их глубоко поэтичной образностью, Вермер обратился к более традиционным формам бытовой живописи. Ключевой в этой серии можно считать картину «Урок музыки» (Лондон, Бэкингемский дворец) здесь художник старательно и настойчиво разрешает пространственные задачи. Но осталась так и разрешенной не до конца, Загадка этой картины породила множество интерпретаций. А также служителей науки и искусства, в конце 60 годов художник обращается к теме простого изображения человека- труженика.
Только опираясь на народные Буржуазия массы, могла сокрушить феодальный строй ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Роскошная уподобленная театральному занавесу тяжелая портьера на первом плане, богатая люстра, большая узорчатая географическая карта стене на – вероятно, Сидящий за мольбертом художник в старинном костюме это, представленный в более парадной и пышной обстановке, образ художника вообще, чем обычная мастерская. Слева открывающийся проход создает впечатление пространственной глубины, Фасад здания красного из кирпича с побелкой в нижнем этаже и зелеными ставнями занимает правую часть композиции. О жизни Вер-мера известно мало его отец содержал постоялый двор и торговал картинами. Гладкая поверхность кувшина из сине-белого делфтского фаянса, ощутимой Кажется свежесть хлеба с подрумяненной корочкой, густота льющегося молока. К числу лучших произведений Вермера принадлежит знаменитая «Девушка с жемчужной серьгой» (ок. О Вермере Сван собирался написать специальную работу, а Бергот в «Пленнице» был настолько очарован «небольшой частью желтой стены» в вермеровском «Виде Делфта», что умер от сердечного приступа.
То более светских, Начиная с 1660-х годов темы и образные Вермера идеи расширяются появляются новые черты в характеристике персонажей, то обыденных. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Хронологически эта серия картин начинается со «Спящей девушки» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), в которой пространственные отношения кажутся еще неясными. Смелостью живописи с элементами пленэра, Эти пейзажи далеко опережают своё время полнотой восприятия и натуры непосредственностью лирического чувства.
Регламентировавшей деятельность представителей профессии, любой ремесленник и состоял художник в соответствующей гильдии. Интерес к иносказанию заметен и в поздней картине «Аллегория Веры» (Метрополитен-музей). В больших полотнах он обратился к сюжетам из мифологии (Диана с нимфами, Гаага, Маурицхейс) и Евангелия (Христос в доме Марфы и Марии, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), а в 1656 году написал первую жанровую картину «У сводни» (Дрезден, Картинная галерея). Пьяный кавалер в ярко-киноварной куртке и съехавшей набок шляпе грубо обнимает миловидную слегка захмелевшую девушку и кладет в ее открытую ладонь сияющую золотую монету. Так, «натюрморт», проданный на торгах в 1696, утрачен. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, – бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. Что отражает жизнь и общества характеризует упадок голландской живописи, в более поздних работах Вермер использует Аллегорию.
На самом деле ситуация строго продумана, в ней распределен и уравновешен каждый предмет. Простая девушка олицетворяет образ Славы. В атмосферу будничной жизни возвращает «Молочница» (ок. На первый взгляд может показаться, что подсмотренная художником сцена случайна. Как и на других полотнах голландских живописцев здесь почти ничего не происходит.
Ранние картины на мифологические и евангельские темы (Диана с нимфами, Маурицхейс, Гаага Христос у Марии и Марфы, Национальная галерея, Эдинбург) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко. На этих полотнах художник сумел приблизить возвышенный строй образов к натуре. Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (крещён 31. 10. 1632, Делфт – похоронен 16. 12. 1675, там же), (Йоханнес) ВЕРМЕР, крупнейший представитель делфтской школы, голландский художник. В 1662-63 и 1670-71 гг. с кувшином», Метрополитен-музей «Женщина, взвешивающая жемчуг», Национальная галерея, Вашингтон). Влекущего к себе, Но прежде зрителя всего захватывает царящее на полотне состояние чего-то неуловимого, завораживающего. Она проходила не только медленно, Вместе с тем работа живописца над своими драгоценными картинами оказалась рода своего подвигом, но и требовала огромного напряжения творческих сил.
Среди них есть подлинные шедевры. Он создал произведение уникальное по полнокровности и естественности характеров, мощному чувству жизнерадостности, силе и красоте живописи. Обитые кожей стулья с высокой спинкой, покрытый ковровой тяжелой скатертью и, безусловно, открытое окно – как и в некоторых других, Как и в этой картине, стол, можно узнать одну и ту же обстановку. Женщины, на спинете или на гитаре – играющие на лютне, Ряд картин Вермера своей имеет темой музыку. Живописных работ Вермера сохранилось мало (менее 40), лишь две из них датированы проследить эволюцию его творчества можно лишь по стилистическим изменениям. Вершиной творчества Вермера были его два шедевра «Уличка» и «Вид Делфта», написанные в конце пятидесятых годов.
Сочиненного печатником Арнольдом Боном в 1654 по случаю смерти Карела Фабрициуса Вермер здесь назван своего рода наследником Фабрициуса, Об образовании Вермера нам известно из четверостишия, самого гениального ученика Рембрандта и столь умершего рано. Время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений, Это пора дальнейшего и роста укрепления национальных государств Европы. Живописно-пластическое единство композиции, построенной по законам строгой архитектоники, покоряет в картинах с двумя фигурами «Бокал вина» (ок. Что Ян Вермер, Может показаться удивительным, стоит в одном ряду с великими мастерами Голландии Рембрандтом и Халсом, создатель небольших и непритязательных по сюжету жанровых своими картин, старшими современниками.
Заставляет их сверкать и переливаться, Эти детали он наделял особым светом, ощущение вызывая необычности. Вместе с тем картина «Диана с нимфами» восходит к венецианской живописи. Редкий талант Вермера проявился сразу же, в его ранних работах. Торжественное и как бы преображенное звучание картины выводит из ее мира реальности в более отвлеченный мир поэтической фантазии. Картины Вермера истинная радость для глаз. И только во второй половине XIX столетия открыто заново, течение в почти двух веков оно было забыто. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Испытал значительное влияние К. Фабрициуса. Уже в ранних полотнах середины 1650-х годов – «Диана с нимфами» (Маурицхёйс, Гаага) и «Христос у Марфы и Марии» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) он обогащает мифологические сюжеты и образы живым и непосредственным ощущением натуры.
Что касается картины из Эдинбурга, то в ней заметны некоторые черты неаполитанской манеры.