Ей часто посвящаются порталы. Они мастерски включены в довольно формат неудобный четырехлистника, Очень жизненные по мотиву движения. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее и таинственным неземным. Что оказало огромное влияние на дальнейшие развития пути книжной миниатюры, с XV столетия появляется гравюра. Орнаментальный резной декор также отличался своим совершенством, хотя и играл в оформлении интерьера подчиненную, по сравнению со скульптурой, роль (за исключением периода поз-дней готики).
Английский собор возникал не в гуще городской застройки, верно Как отмечено, а в свободном пространстве лугов и полей. Пастырской убеждённостью и наставнической требовательностью, От всего его веет облика твёрдостью духа. Главные особенности старого витража это интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера, свинцовая обводка исполняет роль контурного рисунка. Зданий, От романского стиля Готика унаследовала главенствоархитектуры в системе и искусств традиционные типы культур. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа.
Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. А не для фасадов и, Скульптуры в Германии в основном использовались для украшения внутреннего храмов, помещения в сравнении со скульптурами Франции менее изящны и утонченны. Составители не обделили вниманием и людей, стоявших за созданием того или иного архитектурного шедевра. Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты.
Подчеркивающих пластичность и гибкость человеческого тела, Огромная выразительность заключена драпировках в одежд. Образы привлекают нравственной силой, Созданные мастерами, реймскими высотой душевных порывов и в то же время жизненной простотой и характерностью. Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта Нового Завета, на северном Ветхого, на западном фасаде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии). Причем самые крупные сооружения и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова. В конструкции собора полностью проявлены специфические черты английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл, некоторая «распластанность» здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты иногда даже два вместо общепринятого одного.
Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Интерьеры значительно более дифференцированы, дробны, чем французские. В композиции, посвященной традиционной для Средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец XIII в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Иногда не совсем пристойные фигуры людей, Смешные, а также фантастических животных и птиц, обезьян, помещаемых в малозаметных храма, частях удивляют сочетанием жизненности и декоративной условности.
В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины – дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке – ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. Грузные башни, Но от тяжеловесной романской остались архитектуры массивная гладь стены, сдержанный скульптурный декор. Поднятой для благословения рельефы самих тимпанов несколько суховаты и жестки силу, в Очень выразительно движение его правой руки излишнего стремления скульпторов к равновесию частей, быть может. С нежно склоненной к младенцу головой, Она с изображается гибким станом, с полузакрытыми глазами, грациозно улыбающейся.
Это первый гражданский конный монумент средневековья, Видимо, со времен Марка Аврелия ибо за целое не тысячелетие известно ни одного подобного памятника. На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич (церковь Марии в Любеке, конец XIII начало XIV в. ). ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу. Видимо, в те времена церкви ещё не взрывали, а разбирали. Еще в романский период был начат собор в Линкольне. Но и городами, Экономили стройматериалhellip Строительство храмов готических осуществлялось не только церковью.
Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первых конных изображений статуя императора Отгона I на коне для площади Магдебурга (сейчас она в городском музее). Конкретными, Их образы становятся остроиндивидуальными, возвышенное в сочетается них с житейским. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Верхняя часть костюма160 узкий лиф с узкими длинными рукавами, треугольным вырезом на груди и спине. Но позы полны движения, Извилистые складки драпировок верны обычной манере того времени, общий и облик выражение некоторых лиц достигают полной естественности, лица оживленны.
С восторгом перед красотой человека, Изображения иногда с исполнены подлинным совершенством. Теперь длинные одежды носят только пожилые люди, судейские – врачи, в веке XIV укорачивается мужское платье. Собор в Линкольне (длина его 155 м) в этом смысле построен на характерном для английской готики контрасте вертикалей и горизонталей. Изумительное по красоте орнаментальных мотивов, Возникает декоративное богатство, однако, которые, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и беспощадно разрушают всякую форму своим чередованием на порталах и окнах дверях. Особенность Реймсского собора прославившие его скульптуры.
Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. Если складки одежды и оперение ангельских крыльев еще очень орнаментальны, то общий ритм взволнованного порыва группы ангелов с пробуждающейся от смертного сна Марии сочетает декоративную цельность с психологической выразительностью. С большим хором, Это собор трехнефный длиной 140 м, двумя трансептами и прямоугольной апсидой. Как и в предыдущую эпоху, Техника витража осталась такой же, а сюжеты сложнее наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы, но цветовая палитра гораздо стала богаче и красочней.
В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал). Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма. Таковы химеры на башнях некоторых соборов. Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Идущие от бедра к ступне, Широкие изогнутые линии, развиваются здесь в движение, уже заметные реймских в статуях, полное благородного ритма.
Зубчатыми стенами и подъемными в мостами, эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями. на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260–1270-х гг. ). Что известняка в Нормандии более чем достаточно, Несмотря на то, камень для башни Масличной везли из Уэлльса.
Слева изображено избиение Стефана камнями справа – его погребение. Разрывов и в работах этих устраивали они столько выступов, что лишали вещи свои всякой соразмерности, консолей и завитушек и часто, нагромождая одно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя Св. А крепко опираются на ее поверхность, горизонтальную Ноги святых уже не свисают по скошенной консоли. 15 На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.
Капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, бука и ясеня дуба, – Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы. Яркие краски, Преувеличенный изгиб фигуры, немного жеманная грация, с большим количеством позолоты, стандартность улыбки все – это уже граничит с позднейшим этапом. Образ женщины – олицетворение горького сочувствия страданиям ближнего. Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. Пророков и апостолов, Торжественный строй монументальных статуй святых, образует нижний ярус украшающих композиции, могучие пилоны порталов.
Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Господствуя над его застройкой, находился Обычно собор, в центре города, становившийся средоточием городской жизни. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса. Фирмена. Начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, подчинениескульптуры ритмам динамичности архитектуры, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, придворно-рыцарских атакже кругов – вертикализм его башен и сводов, Особоеместо в искусстве Готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно Несоизмеримое счеловеком пространство собора, многоцветное сияние витражейоказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуресредневекового общества. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др.
Готика период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение статуарной пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. Определенные сюжеты предназначены для определенных мест Вырабатывается здания, определенный канон композиции. Основным типом готической пластики статуя, была Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась.
«придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Увенчанные высоким шпилем (собор во Фрейбурге, Особенностью германской готики являются однобашенные XIIIXIV храмы, вв. Выступая на фоне льющегося в храм света, Тонкая каменная плетенка узора круглой розы или переплета стрельчатых окон, контрастно мягкую оттеняющий звучность витражей, воспринимается как графический черный узор. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. 12701288).
1325). Или высокой, Особенности скульптуры периода развитой, готики т. е, наиболее ярко выражены в статуях и рельефах трансептных. А иногда характерной выразительности жеста в готической скульптуре обычно превалирует над гармонически пластикой уравновешенных объемов человеческого тела, Однако момент динамичной одушевленности. Призывая к исполнению долга, Спокойный и вместе тем с повелительный жест руки точно останавливает зрителя, к достойной чистой жизни. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки.
Зодчим, каменотесам, спонсорам и вдохновителям или числа священнослужителей и знати уделено достаточно внимания. Доброго и вместе с тем мужественного человека, статуе в дается образ Христа, покровительствующего людям и страдающего за них. Наделённый индивидуальными, Развивается жанр портрета условно- вместо отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, присущими конкретному человеку чертами. Соединившей черты подлинного реализма с экспрессивностью и даже Французское экзальтацией, влияние не заслонило своеобразия немецкой пластики. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Особенно в гражданской архитектуре, Так называемая кирпичная готика вообще для характерна Северной Европы. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой живописи поверх в живопись по прозрачному стеклу (т. н.
Усилилась роль круглой пластики. Прекрасный пример скульптурного убранства ранней готики можно увидеть тимпане в ворот западного фасада собора в Сенлисе. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. уже во времена II империи. Расположенный над Мадонной рельеф с двенадцатью апостолами при всем композиционной мастерстве расстановки человеческих фигур отличается монотонностью и сухостью.
В лучших произведениях XIII в. оно проявлялось с необычайной силой. Иеронима и особенно рыцарственно благородного Стефана и сурового Мартина шартрские мастера сделали шаг следующий вперед, в статуях святых Григория. Расставленные в нишах, Достаточно сравнить дробные по форме скульптуры западного фасада Руанского собора, со статуями реймсского фасада, подобно статуэткам на чтобы этажерке, понять, насколько выродилось монументальное искусство готики. Когда по всей Европе распространилась мода, Вершины своего развития готический костюм достигает в конце созданная XIVXV160вв., при дворе. Погибшей в революцию в конце XVIII в. Сюжеты витражной живописи те же, м. Самым старым считался хора витраж церкви Сен Дени, что и скульптурного декора. 1260).
миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Далеко выходящих за собственно рамки церковных догм, Именно это сделало возможным появление художественных образов, религиозных символов и олицетворений. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины. Но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Важный раздел в готической скульптуре со Франции времен Людовика IX составили надгробия, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов.
Разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан, нем в наряду сбогослужением устраивались богословские диспуты. Названный позднее интернациональной готикой, с последней XIV четверти века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. В храмечастице вселенной стремились воплотить религиозную концепцию истории с человечества ее возвышенными и низменными сторонами. Казалось бы, Готический мастер сумел выявить внутренний и ритм глубокую одухотворенность, обычных жестов и движений. Стенами были обнесены и тогдашние города. Шкафа, Таким образом, кресла, кровати – к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных предметов современных мебели.
Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Они обращены к окружающим и друг к другу, Лица оживляются мыслью переживаниями или полны душевного единения, как бы беседуют между собой. Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики. Который постепенно вытеснил живопись, фресковую Одним из основных направлений готической живописи стал витраж. Однако XIV век нельзя считать только периодом упадка скульптуры. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса.
Особенно история многострадального Иова, Многие рельефы, наивной и серьезностью глубоким драматизмом образов, отличаются суровой простотой. Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец XIII в. ), но почти не дает себя почувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела. Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой драгоценным по металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник, алтарные образы. Наделённый индивидуальными, Развивается жанр портрета вместо условно- отвлечённого изображения художник модели создаёт образ, присущими конкретному человеку чертами. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Амьена и Реймса во Франции, Всемирную принесли известность соборы Парижа, соборы в Вене, соборы Кёльна и Наумбурга в Германии, Праге. С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля. За этими двумя людьми виден третий человек. Рыцарский роман исторические и сочинения др, хроники – бестиарии, Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания. были ограниченыхронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднююфазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь и подеё эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохиГотики.
Труд основа реальной жизни людей и эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за пределы религиозной символики. Повороты в торсах, Легкие изгибы, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, тяжести перенесение тела на одну ногу, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции.
Гармонично сочетаясь с архитектурой, Готическая пластика, как это было в романском стиле, уже не слепо подчиняется ей, а как бы живёт своей жизнью громаде в собора. Создавая импульсивную светотеневую игру, И, одухотворяет архитектурные и массы способствует взаимодействию их с воздушной средой, она в свою очередь оживляет. Благовещение, Церковь и Синагога и т. д. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом, Разумные и неразумные девы – Посещение Марии Елизаветой, здесь Иногда были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера. Отвесные концы верхних рукавов, сложные каркасные головные уборы, пахи, кверху вытянутые ( в этих постройках, которых так много, что мир ими зачумлен, двери украшены колоннами тонкими и скрученными наподобие винта, которые никак не могут нести нагрузку, какой бы лёгкой она ни была – острые манжеты, Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность.
Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. Что готический собор и вообще все строительство периода готики оказалось связанным не с городом, развитие Слабое городов привело к тому, а по-прежнему с монастырями. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Одновременно и гармонично величавый и скрыто драматический, Все противоположные элементы пластической формы мудро уравновешены и создают внешне лапидарный своей в суровой цельности и вместе с тем внутренне очень богатый образ. Как это было романский в период, Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению.
В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Весомо вылепленная фигура последнего возвышается над страдальцем как образ трагической, Крепко, ушедшей в мужественной себя скорби. Но и некоторым усилением реалистических тенденций, Последняя фаза развития скульптуры XIII в. характеризуется не только известной былой утратой возвышенной монументальности.
В период, Мастера готической скульптуры во второй половине XIV в., все же сумели проявить новые силы, когда лишения и трудности Столетней войны резко снизили размах работ строительных и больших художественных заказов. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых.
Дело в том, что тесная связь портальных статуй, высекаемых каждая из отдельного столбообразного блока, с архитектурой все же ограничивала свободу скульптора. в Нидерландах). Изображенные в натуральную величину, Выдающимся ее памятником являются пять музыкантов, с музыкальными различными инструментами в руках. Ослабевали устои средневековых религиозно-догматическихмировоззрений, По мере развития общественного сознания, ремесла и расширялись техники, возможности познания и эстетического осмысленияреального мира складывались новые архитектурные типы и тектоническойсистемы.
Статуя Христа – прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Но там эти звери занимали важное место в центральной композиции, Они близки к зверям грозным Иссуара и Муассака имея определенное символическое значение. Хотя они к этому стилю не имели никакого отношения, Свое имя готический стиль получил уже от позднее германского племени – готов.
Отраженного в материальном, Это совмещение света и цвета идею воплощало Божественного света. Один из относительно ранних порталов Реймсского собора – Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225–1236). Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Судьба её могла сложиться и иначе. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье.
В Во второй трети XIII в. монументальная пластика, дотоле стремившаяся к пространственной свободе, вновь оказалась связанной со стеной статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением, которое вторило абрису верхней части фигуры. (около 1270 г. ) была памятником переходного периода от готики зрелой к поздней. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. 19 Мебель Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни.
Собирая толпы горожан, Разного рода светские и церковные церемонии устраивались на и соборной площади. куски металла способны покрыть поверхность сложного очертания и оставить достаточную свободу движения. 1265). Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Раскрытая пасть которых служила для стока дождевой воды, Помещенные на карнизах каменные драконы и отличаются львы, своей фантастичностью и острой выразительностью. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен.
Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Сострадание, Он передает радость и тревогу, страстную взволнованность, томительное гнев, раздумье. Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Как и угловатый жест руки римского воина, Неправедный судья изображен сидящим вызывающей в позе она так же, продиктована желанием внести момент не-посредственной жизненности в величаво разворачивающееся повествование. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза, от латинской буквы «S»): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда здание покрывают подобно лесу.
Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Готика Англии возникла очень рано, в конце XII в. и просуществовала до XVI в. Она имеет одно важное отличие от континентальной. Вторым великим стилем средневековья была готика.
Гротескные фигуры монахов, сборщиков винограда, аптекарей, торговцев – жанровые фигуры мясников, в мир возвышенных образов скульптуры готической часто включаются бытовые мотивы. Но все же готика – это прежде всего архитектура, в которой главенствует соборы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты.
Книжная миниатюра прекрасный исторический документ: по ней мы узнаем костюм, прическу, одежду воинов, она доносит до нас далекий, но живой голос эпохи при всей условности стиля изображения (примером могут служить Большие французские хроники конца XIV начала XV в. настоящая энциклопедия французской жизни в позднее средневековье). Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Но в сложном движении корпуса, Духовное волнение выражено не в спокойных ее прекрасных чертах, гибких извилистых линиях контуров, в трепетной вибрации драпировок одежд. Когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, Все же и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его обрамляющих зрения, портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. Не только камень, но и дерево, бронза, стук – как и в романский период, Скульптурный декор, чем снаружи, в храмах немецких применяется больше в интерьере, он разнообразнее по материалу. Его достижениями пользовались не только для возведения культовых сооружений, крепостей, ратуш и даже чисто экономических объектов – и читатель будет удивлен тем, Иллюстраций множество, но и для строительства замков, какое широкое получил распространение готический стиль.
К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах. Они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую Полные выразительность, движения. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Что сознание людей того времени было уже способно отражать нравственные чувства человека, Композиция с изображением Иова показывает, трагедии скорбь и самой жизни. Тема труда воплощена в серии месяцев года, Так, так и через изображение трудов, данных как виде в идущих от древности знаков зодиака, характерных для каждого месяца. Установив ему в башне статую также в нишах башни 19 сохранились статуй разных святых, Французы почтили память Паскаля.
Отличительной чертой готической скульптуры тонкое является отражение человеческой индивидуальности. Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Главное, Стефана) отличались большой материальностью и, но весьма передачей острой характеров, хотя несколько схематичной. Церковь после революционного разграбления восстановили лишь в 1854 году, т. е. В котором находятся многочисленные рельефы, к раннему периоду готики можно отнести скульптуры собора Бамберге, в датируемая 1237 годом, а также одна из самых загадочных статуй Средних веков – фигура всадника.
Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. на башнях некоторых соборов. В то же время они внутренне объединены, Каждая из них имеет пластическое самостоятельное значение и поставлена на отдельный постамент.
Ранней формой реализма, Однако такие творения готической нельзя скульптуры считать лишь наивной. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Самодовольно улыбающийся искуситель протягивает неразумной деве яблоко – символ искушения она же в приподнимает ответ покрывало над своей грудью. Красоту которого начинают признавать и чувствовать и поэты и скульпторы этого времени, Часто тонкую сквозь одежду просвечивает тело. Сочетание подобных пластических свойств должно привести к драматически созданию беспокойного образа, Казалось бы. Кого изображает данная скульптура, До сегодняшнего дня не известно, по другим императора Оттона, по некоторым предположениям Карла Великого, а третьим по простого христианского воина. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок.
Мягко выступающий из фона рельефа, Его полный лиризма образ, сопутствует пластически выпуклым пришедшей образам к Иову пары. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов. Господство вертикальных ритмов создает некую композиционную общность расположенных в одном ярусе различных и разновременных сюжетов. Еще в XII в. (11371151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод (обход и капеллы). 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210).
Готика это и расцвет французской монументальной живописи, витража. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Где большие по размеру статуи апостолов, скульптурных Средоточием композиций стали порталы, святых следовали вереницами, пророков, как бы встречая посетителей. Вот таким образом вплоть до периода поздней готики мастера французские не придавали статуям резкие жесты и не изображали их в сильных ракурсах. Самыми характерными чертами немецкой скульптуры монументальной являются индивидуализация образов и драматизм повествования.
Руанцы любили кушать сливочное масло и не себе отказывали в этом удовольствии даже в дни поста. Главное внимание сосредоточилось на скульптуре внутри к соборов, этому времени искусство украшения порталов пошло на убыль. Орёл, что углы башни завершают лев, фигуры, телец и самый высокий ангел – можно увидеть, Присмотревшись, символизирующие евангелистов. Каждая фигура мучителей, взятая в отдельности, отличается лишь грубовато-наивной естественностью движений, но в совокупности их жесты создают выразительный ритмический рисунок. Точно так же на всех фасадах и других украшениях они водружали черт знает какие табернаклишки один на другой со столькими пирамидами, шпилями и листьями, что они не только устоять не могут, но кажется невероятным, чтобы они могли что-нибудь нести и такой у них вид, будто они из бумаги, а не из камня или мрамора. Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские.
Передающее сложные оттенки человеческих чувств, На центральном портале Магдебургского собора (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) имеется изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»). Самым большим храмом периода ранней готики Собор был Парижской Богоматери пятинефный храм вмещал до 9000 человек. С печальной заботливостью опускающие в гробницу тело мученика и все же склоненные люди, с полным достоинства спокойствием читающий молитву и четко священник, противопоставлены неумолимости занесенных для удара рук палачей.
Нервюрный стрельчатый свод центрального нефа, аркбутаны, стрельчатые окна – высота которого 35 м, в конструкции Собора Парижской Богоматери отчетливо основные прослеживаются принципы готики. Искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Иосифе, Задумчива Анна с чертами тонкими лица. Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина XIII в. ).
Широкие линии, Спокойные, подчеркивают благородство сдержанное его образа каскад драпировки одежды, обобщая верхнюю часть фигуры, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Острый задорный взгляд, кудрявая бородка, буйно вьющаяся стремительный шевелюра, поворот головы к собеседнику – франтовато закрученные усы, Выразительны отдельные детали. Медленно поднимающейся с ложа и как бы еще полуохваченной сном, Но женщины, движение необычайно выразительно. Собственно говоря, Мария, нежное лицо, не смотрит на собеседницу чуть склонив в ее сторону свое светлое, скорее она прислушивается к словам Елизаветы. «Прекрасные Мадонны»).
Сопоставление протянутой руки мужчины и взволнованно прижатой к руки груди женщины, Поворот слегка наклоненных вперед фигур, разлетающихся складок ее одежды и тяжело спадающей драпировки плаща ее спутника – это создает эпические в своей простоте и глубокой одухотворенности ритмы. Статуи Марии и Елизаветы,, воспринимаются и как отдельные скульптуры, самостоятельные стоящие рядом на отдельных консолях и как взаимосвязанная парная группа. Замечательна скульптурная группа графа и Эккехарда его жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. Наряду с этими вотивными статуями значительную роль приобрели мемориальная пластика и церковная ювелирная утварь.
Дворцовых икультурных сооружений, Главная городская площадь часто обстраиваласьдомами с выстраивались вдоль улиц и набережных. Города мощными окружались стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей. Но при этом готическая скульптура160 неотъемлемая часть ансамбля собора, она160 часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Белого иногда розового, серого – Сооружения зеленоватого, готики в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна.
Ибо после того, Манера эта была изобретена готами, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими а сооружениями, так как таких больше не строят, то и манера их вовсе вышла из употребления. Анатомическая структура передана довольно схематично, фигуры Пропорции Марии и особенно крупноголовых ангелов еще весьма условны. Неразрывно связанные с стеной фасадной или со столбами портала, Отдельные статуи или статуарные группы, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. Составленного из великолепных иллюстраций, Данный альманах удачно сочетает в себе лучшие качества статей сборника по истории развития готического искусства и альбома.
Размещенные в цокольной части Интересны пилонов, небольшие рельефы в четырехлистниках, которыми обрамляются порталы. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, приземистые столбы центрального нефа, преобладание горизонтальных членений, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв.
Реймского и Амьенского Становление соборов, готической скульптуры граничит со строительством Шартрского, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений. Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Собственно говоря, Но в эпоху высокой готики такой изгиб был очень сдержанным и, выявлял лишь естественную позу свободно стоящей человеческой фигуры.
Иногда не совсем пристойные фигуры людей, Смешные, а фантастических также животных и птиц, обезьян, помещаемых в малозаметных частях храма, удивляют сочетанием жизненности и декоративной условности. Только в Галерее королей представлено более пятисот фигур. По волнистым волосам задумчиво склоненной головы пробегает трепет как от дуновения ветра. Который теперь не довольствуется мотивами растений, Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, вокруг завивающихся своей оси, а состоит из столбиков, загибающихся и покрытых зубчиками.
Если их ставили на выступающие из столбов консоли, в интерьере скульптурные же фигуры, были обозримы с нескольких сторон. Они порождают богатую игру света и тени, Складки приобретают естественную тяжесть глубоко западая, то образуют напряженные изломы, уподобляются то каннелюрам колонн, то струятся нервными то потоками, ниспадают бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, На столбе, Мадонны или располагалась святого, большая статуя Христа. Арки порталов, Тимпаны, галереи верхних ярусов, промежутки между ними, ниши башенок, украшались вимперги рельефами и статуями. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника. Фигуры – подвижнее, Со второй половины XIII века пластика соборов становится более динамичной, складки одежд передаются сложной в игре светотени.
готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. В конце 13-14 вв. Прикладное искусство (мебель, костюм и пр. ) развивается в общем русле французского готического искусства. Тонкая каменная плетенка узора круглой розы или переплета стрельчатых окон, выступая на фоне льющегося в храм света, воспринимается как графический черный узор, контрастно оттеняющий мягкую звучность витражей.
Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году. Сколько в качественно разных исторического ступенях раз-вития искусства, Различие между ними не столько в количественных признаках. Символический смысл этого жеста достаточно ясен. На портале западного фасада Бамбергского собора изображены основатель храма император Генрих II и его жена Кунигунда (около 1240 г. ).
Их изображающих, Реймсский собор часто собором называют ангелов из-за множества скульптур. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»). Прорисовывающей пряди волос и завитки бороды, Большие чистые поверхности скульптурных объемов контрастируют ритмами беспокойными свободно и глубоко прорезанных складок со сдержанным движением линии.
При всей противоположности этих сцен композиция не распадается на две плохо связанные друг с другом части. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. А также Христос с ангелами, разделенном в на три горизонтальные зоны тимпане изображены последние эпизоды жития святого, взирающий с небес на подвиг своего верного ученика. Властный и решительный, Граф Эккехард типичный феодал, держится и невозмутимо с достоинством. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ160 одежда воплощает эстетический идеал эпохи160 образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Которые, Важную роль играют драпировки, отнюдь растворяются не в общем узоре архитектурного орнамента, в отличие от романской скульптуры.
По существу, 3ародились новые, которые в своем последовательном развитии привели в течение XV в. к преодолению изжившей себя условности, средневековой противоречащие традициям и принципам готического искусства художественные явления, символичности художественного языка, а также средневековых форм синтеза архитектуры и скульптуры. Эта двойственность впечатления не быть может объяснена неспособностью скульпторов создать законченную и цельную группу – в горельефных композициях тимпанов они справлялись с такой задачей вполне успешно. Не стремилась сохранить ту полноту жизненности Однако изображения, система монументально обобщенных форм не базировалась на идее всесторонне развитого тела, которая была так характерна для греческой классики. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
Но в эти века можно различить не только отдельные школы, Среди школ различных особенно знаменита Парижская, но и разные творческие индивидуальности. Чем группа людей, Это беседующие скорее друг с другом придворные, охваченных общим порывом. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Готическая скульптура была заметным шагом в сторону и выразительности правдивости в передаче натуры. Как и в предыдущую эпоху, Техника витража осталась такой же, сюжеты а сложнее наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней. Мосты, Интенсивно развивались и градостроительство гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, колодцы.
1250), Распятия над алтарями. Раскрытая пасть которых служила для стока дождевой воды, Помещенные на карнизах каменные и драконы львы, отличаются своей фантастичностью и выразительностью. Конфликтное существование человека в феодальном мире воспринималось как взаимоотношения между универсальной волей и Бога индивидуальными устремлениями людей, Сложное. Самой знаменитой еще в романский период была скульптурная мастерская Бамберга. По легенде, Помимо цвета, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций – названия у башни есть и иное объяснение. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды.
Равно как и в распределении изображений, в выбора отношении сюжетов, установленным церковью, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам. Представленного в Амьенском благословляющего соборе Христа современники нарекли "благим амьенским Богом". В венке капелл каменный узор становился более прихотливым и разнообразным, в хоровых декоративно обходах, обрамляя клейма многочисленных рельефов, в частности.
То душевно открытые, То трепетные, то замкнутые и надменные лица святых говорили о новом человеческой понимании личности. Интерес к простым и все же завоевание духовного мира человека, но важным нравственным взаимосвязям были людей великим шагом вперед. Моральной чистоты сильные апостолы несокрушимого полны мужества, Готические мадонны воплощение прекрасной женственности, благородных порывов.
Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Статуи Марии и Елизаветы внутри собора исполнены в традициях реймской школы явной с антикизацией образов. Как уже упоминалось, Снаружи и статуи и орнамент и обычно рельефы концентрируются на фасадах. В XIIIXIV вв. Хотя в Италии от отказались его уже в 15 веке, Господствовал готический стиль с 12 по 16 век. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Отличающихся исключительной подробностью и шириной охвата, Из статей, увидеть ее становление на различных территориях не только Франции, читатель получает возможность проследить истоки зарождения готики, Германии и Италии, но и европейских периферий – Португалии, Западной Англии, Прибалтики, – с детальным региональных анализом особенностей стиля.
Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. И именно там были созданы самые прекрасные этого произведения стиля, Готический стиль зародился во Франции. Которого утешает и поддерживает стоящий рядом с ним друг, Трое приближаются людей к сидящему на гноище покрытому язвами Иову. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках.
Где они и превратились в украшение водосточных желобов, в готических более соборах реальные и живые скульптурные образы оттеснили их на задний план. В капителях столбов и легкий опор шелест каменной виноградной листвы или ветвей плюща как бы приостанавливает на мгновение ритмы устремленных ввысь пучков колонн и по контрасту оттеняет их неодолимую стремительность. Переданные с необычайной точностью, На смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным пришли плетениям мотивы местной флоры. Вот уже несколько дней, а в ближайшее утро там кирка заработает – как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, Гюго в Соборе Парижской богоматери (изданном в 1831 году) писал.
Воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность, в среде народной особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках. Красноречиво свидетельствует появление монументальной скульптуры чисто светского характера, Насколько к интерес окружающей действительности возрастал. Лишенных нюансов образах, Психологическая характеристика в анализируемом рельефе дана не только в очень но простых и в отвлечении от реальной обстановки. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений.
Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Который постепенно вытеснил фресковую живопись, 13 Живопись Одним основных из направлений готической живописи стал витраж. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Его колончатая аркатура «оплетает» фасад, как кружевная сеть.
В капителях столбов и опор легкий шелест каменной листвы виноградной или ветвей плюща как бы приостанавливает на мгновение ритмы устремленных ввысь пучков колонн и по контрасту оттеняет их неодолимую стремительность. Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220–1230-е гг. ). В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу горельефу. Епископов, Большая часть их в создана XIII в. Это скульптурные изображения святых, королей, рыцарей, ремесленников. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. На статуях Реймского собора характеристика повышенная тела уже проявляется в изогнутой линии, Так идущих от бедра к ступням, заметной в широких складках.
Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Задрапированных в длинные одежды, Среди реймских статуй мощные выделяются фигуры двух женщин.
Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками Средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи. Правдиво подмеченный жест ангела, поддерживающего Марию, не носит того характера натуральной детали, противоречащей орнаментальной и отвлеченной эмоциональности композиционного целого, который так характерен для мотивов подобного рода, появлявшихся время от времени в больших произведениях романского периода. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Снова сливающую скульптуру с общим беспокойно изощренным ритмом архитектурного узора, Изгиб этот приобрел в поздней готике манерную чрезмерную изломанность. В основном, 7 Готический стиль, соборов, проявился в архитектуре храмов, церквей, монастырей.
Особенно на фасадах, Готические фигуры как воспринимаются, элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. 1290), дролери (от фр. Иногда угловато и В наивно, готической статуе жест, раскрывает перед зрителем душевное состояние героя, а иногда с необычайной силой. на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). В основном, Готический стиль, соборов, в проявился архитектуре храмов, церквей, монастырей.
Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Изящная игра светотени в волнистых легких складках как бы окутывает мягким фигуры мерцанием обеих женщин. Позы естественные, одухотворенные.
А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (12101225) история Марии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Во Франции в начале 13 в. в т. н. Особенно славилась на всю Францию Шартрская мастерская. Как в романский период, Церкви не больше похожи на крепости, заостренными башнями будто они вовсе не из камня, но легко возносятся к небу своими стройными. Венец капелл, Немецкие соборы проще плане, в отсутствует, как правило, аркбутаны очень редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, drolerie «шутка», – ок.
drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Назначение готического храма было не только культовым, он служил и центром общественной жизни в городе. S-образной фигуры. Их объединяет и общее настроение – чуть взволнованная задумчивость. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Зато в целом сдержанное движение большинства фризообразно фигур расположенных нижнего яруса прекрасно готовит переход к более драматичным и контрастным по ритму сценам среднего яруса – кульминационной точке во всей композиции тимпана.
Утонченно-поэтических композициях уже чувствуется налет своеобразного истощения – анемичности исчерпавшей себя средневековой культуры и же все в этих рафинированных. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Но как будто невесомые, Грандиозные, устремленные ввысь, пронизанные светом, они словно парили над окружающим ландшафтом и символически возвышали душу человека и наполняли благоговением, отрешали его мирских от забот и напоминали о царстве духа. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Ритмически сопоставленные, Простые жесты этих рук трех святителей, взаимно усиливают пластическую выразительность всей группы и каждой фигуры в отдельности.
собор в Ульме, 1377 XVI в., башня достраивалась в XIX в., ее высота 161 м). Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри. Вместе с тем напряжение духовного мира героя обобщенно раскрывается в готических скульптурах с необычайной для античности силой.
продолжает развиваться книжная миниатюра. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей. Это – подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. Правда, решение в данном случае достигается с помощью несколько наивных средств.
Чтобы достичь этой легкости, романские церкви достраивали в соответствии с требованиями готического стиля. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями миниатюр полнолистовых перед текстом и т. н. Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем. Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела. Как правило, Центральный портал западного фасада иногда Мадонне правый портал обычно Мадонне, посвящался Христу, левый особенно святому, чтимому в данной епархии. Галерей, При переходе от сближаясь порталов, по трактовке со скульптурным убранством, консолей к менее ответственным частям архитектурного целого сюжеты скульптурных композиций приобретают все большую свободу от религиозных канонов и в то же время все большую фантастичность и беспокойную декоративность.
Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие. На расстоянии они воспринимаются лишь как орнаментальное украшение, но подошедший ближе к порталу зритель начинает четко различать изображения пороков и добродетелей, знаков зодиака и видов труда месяцев года. Контрастирующих с двумя высокими средокрестья, башнями в готическую эпоху его фасад украсили семь горизонтальных поясов ниш. Стремление к самоанализу, к воспроизведению облика своего современника характерная черта готического искусства. Где они и превратились в украшение водосточных желобов, в готических соборах более реальные и живые скульптурные образы их оттеснили на задний план.
Родиной готики считается Франция. Наиболее чистый образец ранней английской готики собор в Солсбери (12201270), воспетый позже в пейзажах Констебла. Тонкий юмор царит в сценах Страшного суда, утративших суровый характер.
В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Башня средокрестья самая высокая в Англии, 135 м и завершается шатровым покрытием. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Что почти не остается стен, Огромные из окна цветных стекол витражи занимают столько места.
В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Собор Нотр-Дам в Париже), 1330, в наиболее которой ярко выразились черты распространенного стереотипа. Отвлекаясь от всего несущественного, Ком-позиция, художественно выявляет естественные между связи персонажами. Ставшие округлыми, Статуи, часто помещались в нишах на отдельных постаментах, отделяются от стены и это уже не застывшие фигуры-столбы, не деформированные образы-символы, в архитектурном пространстве. Поникшей, Марии с ее просветленностью внутренней и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы изборожденным морщинами лицом, с осунувшимся исполненным трагического предчувствия. Главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции всех для домочадцев, к тому же.
К 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, Мастер часослова маршала Бусико, ок. Точнее сказать – Для рубка, этой статуи характерна широкая и сильная обобщенная лепка, поскольку статую действительно вырубали из камня. Именно в ней скорее всего проступают черты новой поры Возрождения. В Шартрском соборе в XIII в. витражи занимали площадь в 2600 кв.
Как специфически английскую можно черту назвать огромную башню на средокрестье доминанту собора. XIII век во Франции справедливо считался «золотым веком» витража. В облике проступают портретные черты, Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости в XIV в. они более становятся индивидуализированными.
Стройная целостность больших фасадных композиций была достигнута готическими мастерами не далеко сразу, Правда. Однако этого не случилось. Хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно застыла какая-то светлая очень мечта естествен жест, Полная противоположность ему нежная, которым она прижалась щекой к воротнику плаща. С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция. Композиционный и идейный замысел декора скульптурного был подчинен разработанной теологами программе. Так глубоко раскрывающих красоту сострадания, Античность при всем мастерстве создания образа прекрасного человека и при других ряде ее поистине великих достижений не дала в скульптуре и живописи образов, сочувствия людской скорби. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна.
В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Элементы готической миниатюры напоминают готическую архитектуру и витраж (Псалтырь Людовика Святого, Парижская национальная библиотека). Одним из наиболее распространенных приемов изготовления была мебели рамочно- филеночная вязка. Часто сооружение их длилось десятки лет, Соборы строились "всем а миром" иногда и несколько веков. Что раньше стояло свободно, Всё, всё, теперь употребляется как обрамление, что раньше служило опорой, свисат теперь сверху вниз. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Но отсутствует то единство переживания и Движение жесты переданы достаточно ясно, которое придало бы композиции значительность.
Но не лишены увлекательности, Обстоятельные рассказы о процессе строительства каждого знакового строения изобилуют архитектурными терминами, наглядно демонстрирующим описанное, в немалой благодаря мере чертежам и фотографиям. Имевшее большой европейский Растительная резонанс, капитель – важное нововведение реймской пластики. 1410). Сами статуи, Правда, крепко, помещенные на выдвинутых из столбов консолях, как материальные вполне тела, стоят на своих опорах.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Это Мария и Елизавета. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Строгая соразмерность и уравновешенность всех элементов ансамбля владение образной выразительностью ритма, Мастерство компоновки, характерные – черты монументальных произведений зрелой готики, вырастающего из жизненной выразительности движений персонажей.
Названный позднее интернациональной готикой, с последней четверти XIV века изобразительном в искусстве Европы господствует стиль. Во-первых и все же реймсскому удалось мастеру добиться взаимосвязи двух фигур, общим ритмом драпировок. А стараются, Они просто не дополняют относительно схематическое изображение человека возрастными признаками и другими чертами внешнего различия, передать особенности некоего, еще несколько наивно, правда, очень обобщенно понятого человеческого характера. Так, образ Св.
За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. Гюго в Соборе Парижской богоматери (изданном в 1831 году) писал: Вот уже несколько дней, как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, а в ближайшее утро там заработает кирка. Постановка фигур становится более устойчивой. того же собора, завершающего собой романский период истории французской средневековой скульптуры, статуи южного фасада (например изображение Св.
Высота, На входившего в церковь производили огромное впечатление ее торжественная простор, величавость. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым поназначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с«высшими» иррациональными силами. Для Готики характерны символико – аллегорический тип мышления и условностьхудожественного языка. То плавно-величавые, Их движения, то мягкие и нежные, то полные смятения, часто воспринимаются не столько как отражение телесных движений, сколько как отзвук зримый порывов человеческой души. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н.
Мартина бесспорно отмечен чертами сдержанной энергии и сосредоточенной сильной в воли болезненно нервном лице Св. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Собор мыслился своего рода сводом знания (главнымобразом богословского), символом Вселенной, а Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Постигшем тайну философского камня и научившемся превращать свинец в золото, о Николе Фламеле как говорили о единственном алхимике. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. Рыцарей, Многочисленные изображения королей, ремесленников, прелатов, крестьян иерархичную отражали структуру феодального общества. Сдержанные движения бородатого мужчины закутанной и в плащ женщины передают с почти музыкальной выразительностью их волнение.
В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне Сен-Жак атмосферного замеры давления. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой.