Воистину вторая половина XIX века была насыщена какой-то удивительной атмосферой, или, если хотите, энергетикой, потому что именно тогда в обществе происходили события, заставляя его искать новые пути развития. Целая совокупность причин приводило к тому, что многие талантливые представители, и особенно это касается мира искусства, сумели обратить свой взгляд на реальность, на истинную красоту окружающего мира и самих себя. Научные исследования оптики и цветовых контрастов Эжена Шеврейля, изобретение фотографии, а также открытие японского искусства для Европы неизбежно отразилось на эволюции стилей изобразительного искусства и мировоззрения целого ряда художников нового поколения.
Погрузившись в анализ истории и психологии общества того времени, наверное, можно понять, почему именно Франция стала передовым государством, в котором возникали новые течения и стили. Тем не менее, мы не будем сейчас погружаться в подобные научные изыскания, а уделим внимание импрессионизму, а точнее одному из его выдающихся представителей – Клоду Оскару Моне.
Слово «импрессионизм» произошло от французского слова «впечатление» «или impression», и обязано своему появлению язвительной статье одного из критиков, пытающегося «заклеймить клеймом позора» выставку «Анонимного кооперативного общества художников, скульпторов, граверов и пр. », состоявшейся в апреле-мае 1874 года во французской столице, в бывшем ателье фотографа Надара. Среди 165 картин 30 художников было выставлено и полотно Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», изображающее вид Гаврского порта.
Моне провел все своё детство на берегу моря, в Гавре. Как и многие мальчишки, он предпочитал бегать по берегу моря и купаться занятиям в школе. Клод не терпел дисциплины, и отец не мог найти подхода к сыну, чтобы заставить того учиться. Те недолгие часы, проведенные за партой, озорник Клод разрисовывал все, что попадется под руку. Обладая прекрасным чувством юмора и «глазом», он не стеснялся рисовать карикатуры на учителей. К 14 годам он, к негодованию своих родителей, активно зарабатывал на карманные расходы, рисуя шаржи. Не только его ровесники, но и взрослые жители Гавра с радостью отдавали подростку по 20 франков за портрет-карикатуру. Две тысячи франков, накопленные честным трудом карикатуриста, весьма пригодились Моне, когда немного позже он решил отправиться в Париж учиться на настоящего художника. Возможно, судьба Клода Моне сложилась бы иначе, если бы он не познакомился с художником-маринистом Эженом Буденном, научившим его рисовать на пленэре и обращать внимание на красоту природы. Буден и позже останется верным другом, благодаря советам и поддержке которого Моне стал настоящим художником.
Семья Клода Моне не поддержала устремлений, когда Клод уезжал в Париж, они посчитали, что этот год до армии научит его «уму-разуму», и непослушный отпрыск возьмется за ум и за семейное дело.
Этот год 1859-й Клод Моне провел для себя великолепно. И хотя он не был свободен в средствах, жизнь художника нравилась ему все больше и больше. Он посещал Салоны, общался с другим художниками, в том числе с Густавом Курбе и Эженом Делакруа. Благодаря рекомендации покровителей Будена, Моне познакомился с Констаном Труйаоном, достаточно признанным художником, имевшим связи в мире искусства. Однако Моне не стал следовать всем советам Труайона, прежде всего, разочаровавшись в его человеческих качествах. В ту пору общение с представителями нового искусства: Камилем Писсаро, Шарлем Бодлером и многими другими, а также уроки Арно Готье, Шарль Монжино, Шарль Жак, примеры рисования с натуры Добиньи оказало огромное влияние на становление молодого художника.
С 1860 до середины 1862 года Моне провел в Алжире, на военной службе. Однако серьёзная болезнь позволила Клоду прервать службу: сначала его отправили домой на лечение, а потом сжалившийся отец заплатил нужным людям, чтобы сына освободили от армии. Обеспокоенная семья была готова даже поддерживать Моне в его выборе живописи, как профессии, надеясь только на улучшение здоровья отпрыска. Поправив здоровье, Клод Моне вернулся в Париж в ноябре 1862 году, где вновь началось его многогранное обучение у различных мастеров, в том числе у Глейра, в мастерской которого Моне приобрёл хороших друзей в лице Ренуара, Сислея и Базиля. Вместе с ними, а также с Буденом и Йонкиндом, Моне часто выезжает на природу, в лес Фонтенбло или другие излюбленные места художников для работы с натуры.
Картина Эдуара Мане «Завтрак на траве», которую можно смело назвать революцией в мире искусства, оказала большое влияние на плеяду молодых художников Парижа. Не был исключением и Моне. В 1865 году, поселившись в гостинице «Золотой лев», Клод Моне написал несколько этюдов по мотивам картины Мане. Камилла Донсьё, позировавшая для художника во время работы над этими этюдами, стала его постоянной моделью и спутницей жизни, и спустя пять лет – его женой. Кстати, её портрет – «Камилла в зеленом» принес Моне первые положительные отзывы в прессе и, как следствие, уважение в собственной семье.
Жизнь молодого художника была богата на впечатления, однако бедна средствами. В то время он с трудом сводил концы с концами, но, к счастью, в Этрета, в Нормандии, он встретил своего первого мецената, успешного коммерсанта Годибера. Тот не только купил несколько полотен живописца, но и предоставил ему дом на берегу Сены в Сен-Мишель, недалеко от Парижа. Живописные окрестности возле дома давали новые темы для творчества Моне и Огюста Ренуара, с которым они часто работали вместе.
Жизнь Моне складывалась так, что он неизменно оказывался рядом с водой, будь то море, река, туманы или маленький пруд. Возможно поэтому, он так много внимания уделял бликам на воде, ища в мимолетности сюжетов совершенство.
Война с Пруссией вынудила молодую пару Моне уехать в Англию, так как художник однажды побывав в армии, не хотел вступать вновь в её ряды. В Лондоне Моне встречает старых друзей: Писарро и Добиньи, а также приобретает новых в лице Поля Дюран-Рюэля, владельца художественной галереи в британской столице. Этот человек сыграл важную роль в долгом процессе признания таланта художника обществом. Он всячески поддерживал импрессионистов, устраивал выставки их работ и выкупал их картины.
В Лондоне ещё одна ипостась воды – туман – покоряет художника, который с упоением рисует его.
В 1871 году умер отец художника, и поэтому Клод оставил Англию и вернулся на родину. Немного спустя, с помощью Эдуара Мане супруги Моне переселяются в чудесный дом в Аржантее, с садом и видом на реку. Приданное Камиллы и наследство от отца помогли улучшить материальное положение Моне. Художник возобновил совместные работы с Ренуаром на пленэре, за год из-под кисти художника родилось множество прекрасных полотен.
Первая выставка импрессионистов, состоявшаяся в 1874 году, оказалась неудачной. Последующие две, в 1877 и 1879, также не принесли Моне желанной славы и признания. И все же у художника появились свои поклонники и покровители, самым значимым из которых был Эрнест Гошеде, владелец самого роскошного универмага в Париже. Он коллекционировал картины импрессионистов, и особенно Моне. В итоге коллекция мецената насчитывала шестнадцать картин Моне, включая те работы, которые Гошеде специально заказал для своего дома. В самый тяжелый период жизни живописца, когда тот был вынужден покинуть свой дом в Аржантее из-за крайне стесненных финансовых обстоятельств, коммерсант пригласил семью художника к себе в Ветей. Там и умерла первая муза Моне – Камилла. Это случилось в 1879 году, болезнь полностью сломила её всего лишь в тридцать два года. Художник остался с сыном Жаном на руках. Последний портрет любимой жены Клод Моне написал уже после её смерти.
Линия жизни Моне, возможно, как и большинства из нас, не была прямой – она беспрестанно колебалась от плохого к хорошему. Так, например, в этом же печальном году, в Моне пришел первый успех как художника после его личной выставки в зале журнала «Vie Moderne» с легкой руки коллекционера и издателя этого журнала – Жоржа Шарпантье.
Картины художника начали продаваться, и, соответственно его доход с тех пор менялся неуклонно только в сторону повышения. Моне много писал, и некоторое время жил в Нормандии. К тому времени группа импрессионистов практически уже перестала существовать как сообщество, а смерть Мане в 1883 году стала символической кончиной её существования. Моне не участвовал даже в последней выставке своих собратьев по искусству, занятый путешествиями и своими собственными работами. Картины художника продавались все лучше и лучше: теперь они были выставлены в двух парижских галереях, благодаря Тео Ван Гогу и Жоржу Пти, а также в Лондоне – в галерее Дюран-Рюэля.
1883 год познакомил Моне с прекрасным домом в Живерни, который он сначала снимал, а затем, почувствовав себя более свободным в средствах, выкупил. В этом доме художник прожил срок три года до конца своей жизни. Сад в Живерни стал ещё одним творческим выражением художника – он затратил на воплощение идеального для себя уголка много сил и средств. Моне оказался страстным садоводом и флористом, цветы оказались для него предметом неистощимой фантазии и взамен дарили ему вдохновение. Художнику не хватало своего водоема, ведь он так привык к воде! Тогда он испросил разрешения у местных властей выкупить и облагородить небольшой запущенный пруд, прилегавший к его участку. Сегодня «Японский пруд» Моне уже в своем облагороженном виде с изящным мостиком и нежными кувшинками известен всем любителям его творчества. Если вам доведется побывать во Франции, не упустите возможности побывать на экскурсии в дом Моне в Живерни. Благодарные потомки стараются и в наши дни поддерживать особую атмосферу этого цветущего уголка, где, кажется вот-вот увидишь самого Моне среди цветов за мольбертом, поглаживающего свою пышную окладистую бороду.
Дом Моне, как всегда, был гостеприимен и радостен. В нём всегда было много друзей, шумели приемные дети и родной сын Жан, суетилась заботливая и любимая хозяйка дома – вторая жена Моне, Алис.
Моне также отличался от других импрессионистов тем, что не сидел на месте: он много и с удовольствием путешествовал. Глядя на его картины, мы можем проследить за его маршрутами и настроениями: Норвегия, Голландия, романтичная Венеция, Антиб, Швейцария, Лондон и, конечно, любимая Нормандия.
В 1892 году Моне рисует известную ныне серию «Стога», изображая один и тот же объект с разным освещением и с разнообразных углов зрения, ещё один цикл он назвал «Тополя», третий, и. возможно, самый популярный из циклов – «Руанский собор».
Благосостояние художника росло, как и популярность. В 1897 году работы Моне после смерти коллекционера Г. Кайботта попали уже в национальные галереи.
Художник начал новую серию «Кувшинки» над которой продолжал работать долгие годы, вплоть до 1926.
В 1908 году зрение художника Клода Моне стало сильно ухудшаться, и он уже больше не путешествовал так много и старался работать дома. В 1914 году умер его любимый сын Жан, и это потрясение, естественно, плохо сказалось на здоровье Моне, став очередным ударом после смерти жены Алис в 1912 году.
Друзья поддерживали Моне, и он никогда не был действительно одиноким, хотя постоянно жаловался на одиночество после смерти двух своих любимых людей. В 1916 году он построил для себя большую мастерскую и все так же продолжал много работать, создавая удивительные и очень большие полотна.
В 1918 году Моне решил создать серию картин в подарок Франции, но не успел преподнести подарок лично, так как работа над полотнами затянулась до 1926 года. Последняя посмертная выставка новых работ художника Клода Моне была организована его другом, Жоржем Клемансо, премьер-министром Франции в павильоне Оранжри в 1927 году.
— Союз русских художников
— История жизни Поля Гогена
— Живопись Леонардо да Винчи
— История жизни Винсента Ван Гога
— История жизни Эдуарда Мане