Распространенное название «Парижская школа» (École de Paris) подразумевает под собой группу художников и скульпторов, прибывших в Париж в начале XX века, чтобы «творить искусство». Во французской столице они, «скитальцы», получили возможность развить свой талант, приобрели необычную свободу для выражения собственного мнения и, главное, они обрели большую компанию единомышленников.
Париж всегда являлся привилегированным местом с точки зрения художников, поэтов и писателей. Этот «волшебный город» открывал свои врата для всех представителей искусства. Париж стал спасением для «гонимой» на Родине интеллигенции (особенно этот вопрос коснулся русской интеллигенции).
В начале XX века в Париже было три главных места обитания «новых художников»: излюбленный Монмартр, старый Вожирар и новое место, в котором в итоге сосредоточились самые известные художественные мастерские, Монпарнас. Именно там впервые были услышаны имена в будущем известных художников и скульпторов.
В основном новые «леонардо да винчи» были еврейского происхождения. «Сбегали» они из стран Центральной и Восточной Европы, спасаясь от социальных условий и среды, в которой придерживались жестких культурных рамок.
Евгений Зак (Эугениуш) совершил свой первый визит в Париж в 1900—1901 годах, а затем переехал туда навсегда в 1904 году. Последующие эмигранты начали прибывать довольно быстро. Жюль Паскин буквально открыл «немецкую миграцию» художников в Париж (он перебрался в Париж из Мюнхена в канун Рождества 1905 года). Позже, в 1906 году переезжает Амадео Модильяни, в 1908 году – Леопольд Готтлиб, Марк Шагал и Моис Кислинг – в 1910 году (один из Санкт-Петербурга, другой – из Кракова). Кремень Пинхус и Мишель Кикоин, студенты школы изобразительных искусств в Вильно, прибыли в 1912 году, их однокурсник Хаим Сутин – в следующем году. В 1913 году в Париж приехал японский художник Фудзита Цугухару, известный как Леонард Фужита. alfred_boucher
В основном все эти художники были очень бедны, за исключением Жюля Паскин. Поэтому они поселяются главным образом на Монпарнас в знаменитом «Улей» (la Ruche). «Улей» представлял собой, да и по сей день представляет, комплекс, включающий в себя около 150 студий-ателье. Здание было приобретено меценатом Альфредом Буше в 1900 году. Буше сдавал мастерские многим начинающим художникам и литераторам, притом, за совсем небольшие деньги.
С расцветом нового места скопления художников, артистов, одним словом – парижской богемы, Монмартр (старый оплот служителей искусства) начинал потихоньку пустовать, и, в итоге, отошел во владение к «кубистам».
Первая мировая война «разбросала» участников первой группы Парижской школы. Во Франции остались Модильяни, Сутин, Кремень, Кислинг, Кикоин, которые вдоволь окунулись в невзгоды военных и послевоенных лет.
«Обновление» состава Парижской школы во времена межвоенного периода происходило уже после смерти Модильяни (1920г. ) под эгидой «Мы все очень разные». Условия для создания новых работ были куда более благоприятными. Живопись и другие произведения искусства стали вновь востребованными. Например, в 1923 году знаменитый коллекционер Альберт Кумс Барнс скупил более 60 полотен Хаима Сутина (именно Барнс в своё время «прославил» Амедео Модильяни).
Русские художники, в основном еврейского происхождения, стали вновь «стекаться» в Париж. Причиной тому послужила все та же сложная политическая ситуация на родине (также, не стоит забывать, что многие деятели культуры были просто изгнаны из страны). Многие из них поначалу останавливались в Берлине. Но, к сожалению, экономическое положение Германии не позволяло художникам-эмигрантам воплотить в жизнь свои замыслы. Новая французская волна: Мане-Кац в Париж прибыл в 1921 году, Зигмунд Менкес – в 1923 году (год возвращения в Париж Марка Шагала), Абрам Минчин – в том же году.
Новое поколение Парижской школы было гораздо менее инновационным, чем старшее, они легче «интегрировались» в искусстве, так как они поддерживали своих «единоверцев», а именно: режиссёров, критиков и т. п.
«Новое» искусство было слишком пропитано идеями неореализма, довольно банальными для послевоенных лет. Но иногда оно (искусство) казалось наполненным символическими намерениями, рожденными желанием сохранить еврейскую культуру «живой». Особенно данные намерения проявились в творчестве Мане-Кац, Менкеса и Макса Бэнда. Первый (Мане-Кац) закончил свои дни в Израиле. Двое других пришлось скрыться в США из-за угрозы нацистской идеологии, там же они прожили остаток своей жизни.
Другая группа художников, выходцев из России, несмотря на все опасения послевоенных лет, тем не менее, прибывает в Париж. В числе них: Константин Терешкович прибыл в 1920 году, Андрей Ланской и Сергей Шаршун – в 1921, тогда же – Иван Пуни, Серж Поляков, Филипп Гозиасон, Юлий Шаповал – в 1924 году, Иосиф Прессман – в 1926. Морис Блонд прибыл в Париж из Лодзи в 1924 году и сразу же вступил в ряды «славянской» Парижской школы.
«Новая русская» Парижская школа была, как и «первая» (старая), представительницей цвета (речь идет о живописи того времени).
Большинство из этих художников в своих работах руководствуются принципом абстракции, ставшей в то время популярным. В той же технике работали многие иностранные художники: Лакасс, Вантонгерло (Бельгия), Гир и Брам Ван Вельд (Голландия), Гартунг (Германия), Виейра да Силва (Португалия) и другие.
В 30-ых года Парижская школа включала в себя различные течения, она стала настолько изобильна, что сложно было определить её границы. Некоторые из бывших эмигрантов (в данном контексте употребление слова «бывших» подразумевает тот незатейливый факт, что большинство деятелей искусства в итоге получили французское гражданство и стали полноправными гражданами страны-спасительницы) поддерживали связь со своей исторической родиной. У многих это проявилось в «русских» мотивах в живописи.
Шло время, и работы Парижской школы стали раскупаться за пределами европейского континента. На рынке появилось много коллекционеров из США. Американские клиенты были в почете у художников, так как те в свою очередь были щедры и не особенно разборчивы, поэтому скупали все и за большие деньги. Некоторые творцы стали постепенно перебираться в США, несмотря на то, что имя своё они в прямом смысле сделали во Франции.
Тем не менее, Франция, Париж, Парижская школа – это определённо яркий период в истории мировой живописи, это нарушение традиционных канонов и открытие новых течений и техник, которые в свою очередь открыли врата «нового» творчества для последующих поколений.
20 сентября 2011 года стартовала выставка «Парижская школа». Из музеев и частных коллекций Парижа, Женевы, Москвы» в ГМИИ имени А. С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. Выставка продлится до 20 ноября 2011 года. Так что, москвичи, не упустите шанс прикоснуться к прекрасному.
— Набросок
— Рисунок фигуры человека
— Как нарисовать цветок
— Древнерусское искусство
— Леонардо да Винчи история творчества