На вопросы отвечает президент Международной комиссии по изучению Немецкого ордена профессор Удо Арнольд, много лет возглавлявший Центральный архив ордена в Вене.
Немецкий орден, в России больше известный как Тевтонский, был возрожден лишь в середине XIX века. Чем это было вызвано?
Неверно говорить, будто орден возродился лишь в середине позапрошлого века. Он существовал и существует без перерыва с 1190 года. После поражения в 1410 году в битве при Танненберге (Грюнвальде) ордену все же удалось сохранить свою территорию. Тем не менее города и дворянство вновь восстали против ордена и перешли под польскую корону.
Орден ждало еще более тяжелое испытание: в Европе началась Реформация. Последователи Мартина Лютера, а их оказалось немало, рассматривали жизнь ордена как нечто противоестественное. Существование католического ордена на тех территориях, которые перешли в лютеранство, стало невозможным. Многие братья последовали за Альбрехтом Гогенцоллерном. Перейдя в лютеранство, он сложил свои полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель. Таким образом, орден лишился и части владений, и магистра. Все дальнейшее существование ордена оказалось под вопросом. Началась длительная борьба за выживание ордена, вплоть до начала XIX века.
После Французской революции, захвата Наполеоном территории вплоть до Эльбы и Инна, казалось, орден был обречен. Император издал декрет, по которому орден должен был быть распущен, а все его имущество и недвижимость отчуждено. С братьями, жившими вне австрийской территории и по-прежнему подчинявшимися руководству ордена, обращались как с преступниками, если они осмеливались появиться в орденском одеянии.
В посленаполеоновскую эпоху и в связи с событиями в Германии в XIX веке политический ландшафт кардинально изменился. Орден лишился владений в Германском рейхе, сохранившись только в границах империи Габсбургов, и лишь в 1840 году обрел новые правила и статут, став чисто католическим. Была возрождена и ветвь сестер ордена. Надо сказать, что к тому времени долгие десятилетия ожидания, сокращение поля деятельности ордена привели к заметному уменьшению числа его членов. Но нельзя утверждать, что орден прекратил свое существование.
Как сказались на судьбе ордена итоги Первой мировой войны? Ведь орден был тесно связан с середины XIX века с Габсбургской монархией, которой война положила конец. Действительно, казалось, что с крахом империи наступит и конец существования ордена. Ведь во всех странах, возникших на ее месте (кроме Австрии), ошибочно считали Немецкий орден просто почетным орденом дома Габсбургов. Австрийская дипломатия приложила немало сил, чтобы развеять это заблуждение, как и то, что собственность ордена якобы принадлежит Габсбургам. Понадобилось почти десять лет, чтобы добиться правового и международного признания ордена. Замечу, что в то же время не прекращались нападки на орден со стороны Святого Престола. Но и их удалось отбить.
Вместе с тем в уставе ордена появились новые положения, он утратил свой рыцарский элемент и стал чисто клерикальным. Замечу, что с 1912 года рыцарская составляющая ордена практически не росла. В новом уставе, принятом в 1929 году, сказано, что братья ордена должны и впредь бороться за дело христианства с помощью духовного оружия.
Однако в 1938 году, вскоре после аншлюса, орден стал одной из первых жертв нацизма, лишившись своих владений и имущества. В Чехии, Югославии, Южном Тироле братьев преследовали, унижали.
Но ведь как раз нацистский режим почти мифологизировал рыцарей некогда могущественного ордена. Да, и такая мифологизация была крайне неприятна братьям и не соответствовала исторической правде. До сих пор можно встретить совершенно ошибочное утверждение, будто орден стал едва ли не предтечей нацистов. На самом деле у нацистских лидеров не было единого мнения по отношению к ордену. Оно было сложным, подчас противоречивым, но не единым.
Гитлер не был сторонником сохранения орденских традиций, хотел создать собственный «Немецкий орден». Не случайно, что уже через полгода после аншлюса, в 1938 году, именно Немецкий орден среди прочих был запрещен в качестве духовного сообщества и лишился своих владений и имущества. Священники ордена подвергались преследованиям, равно как и потомки старинных прусских рыцарских фамилий. Хотя сам орден не был табуирован.
Во многих исследованиях, публикациях говорилось о традициях ордена, писали о нем публицисты, поэты, историки. Тем не менее ни в одной из речей Гитлера с 1932 до 1945 года не упоминается Немецкий орден, не говорил он о нем и во время своих «застольных бесед» в штаб-квартире в 1941-1942 годах. Лишь в одном месте в «Майн кампф» он написал об ордене в том смысле, что новые рыцари должны идти с немецким мечом и немецким плугом, чтобы завоевывать новые территории на Востоке, добывая нации хлеб насущный. Это единственное упоминание, да и то в контексте, так сказать, географического направления.
В своей книге «Беседы с Гитлером» Герман Раушнинг, президент сената Данцига, приводит слова Гитлера, сказанные им в 1936 году: «Я открою Вам тайну. Я учреждаю орден». Его, пишет Раушнинг, все больше и больше занимала эта идея, видимо, подсказанная Гитлеру Альфредом Розенбергом, который писал о необходимости создания «некоего мужского союза, скажем, Немецкого ордена...». Причем, рассуждая об этом, Розенберг брал название ордена в кавычки, то есть он явно имел в виду нечто совершенно новое.
Идеолог рейха Йозеф Геббельс также ни разу не говорил в своих речах о Немецком ордене. При этом он, конечно же, прекрасно знал орден и был, по его собственным словам, «потрясен», посетив замок в Мариенбурге, где к тому времени располагалась столица ордена. Кстати, замки ордена использовались как места для воспитания «элиты Третьего рейха».
Но если Гитлер и Розенберг пространно рассуждали и размышляли об ордене, то Генрих Гиммлер пошел дальше. Он хотел превратить СС в подобие Немецкого ордена. Рейхсфюрер говорил о традициях этого ордена, но тоже имел в виду создание иного ордена, организованного на расовой основе, который, по его словам, стал бы образцом для национал-социалистического облика человека.
Таким виделся лидерам рейха национал-социалистический «Немецкий орден». Надо заметить, что у нацистов, строго говоря, не было своей собственной идеологии, они обращались к прошлому, при этом в угоду политической конъюнктуре искажая исторические факты и фальшиво трактуя орденские традиции. Поэтому понятно, что истинный Немецкий орден должен был исчезнуть.
Тут, однако, было два соображения, которые мешали представить программу создания такого ордена широким массам. Во-первых, идея элитарности, избранности, заложенная в основу нового ордена, едва ли встретила бы понимание этих самых масс. Во-вторых, в некоторых странах бывшей Габсбургской монархии, даже после ее крушения и несмотря на все гонения, существовал Немецкий орден как чисто церковный и занимающийся благотворительностью. Например, в Южном Тироле, в Югославии сохранились и действовали орденские госпитали.
Таким образом, ясно, что нацистские лидеры хотели, но не решались создать нечто совершенно новое, но под старым на званием. Геополитика не играла при этом никакой роли.
Какова судьба ордена после Второй мировой войны? Сколько членов насчитывает он сегодня?
После войны ордену были возвращены его владения в Австрии, аннулирован декрет о его роспуске. Он возродился также в Германии. Но не в странах советского блока
Никаких претензий на владения в Восточной Пруссии, Кенигсберге, разумеется, орден не имеет. Равно как и на то, чтобы в этих областях оказывать какое-либо влияние.
Братья и сестры сосредоточились на благотворительной и социальной деятельности в Австрии, Германии. Ордену принадлежат не-сколько больниц. Насколько мне известно, сегодня орден насчитывает около 1200 членов.
Магистр — борец за реституцию. Нынешний великий магистр Немецкого (Тевтонского) ордена Бруно Платтер родом из Италии. Он вступил в орден в 1963 году, получил теологическое образование, был священником в Южном Тироле. В 2000 году 56-летнего Платтера избрали великим магистром. Известен тем, что пытается вернуть ордену утраченное имущество. Например, в 2008 году обращался с открытым письмом к чешскому правительству, в котором выражал сожаление о том, что орден оказался обойден процессом реституции (речь шла о нескольких замках и земельных участках, конфискованных после войны коммунистами).
— Германия и Россия: диалог культур
— О происхождении российского герба
— Гласность Джавахарлала Неру