Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В эту минуту в комнату вошел Христос. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Каждый персонаж переживает что-то своё. О чем эта история. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Она сразу же получила признание. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Стасов присылает ему все, что он просит. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
1 факт. Выразительность, насыщенность красок и психологическая проницательность производят незабываемое воздействие на зрителей. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
В детстве он обучался как иконописец. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. И вот уже перед нами не царь, а отец. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Он идет прямо к матери. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Очень быстро талантливый парень стал самым известным иконописцем в округе, его приглашали работать в различные храмы. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Репин дважды подавал прошения об отставке. Члены совета оценили момент из своей жизни благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался их Репин.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Америка—Франция—Россия. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Репин никуда не делся. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Репин считал сам эту картину красивой.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. Убийство свершилось. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, — чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
За окном летний день. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Этюд получился превосходный. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Она была закончена только в 1891 году. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Много учился на написании портретов близких и друзей. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Все заняты. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Репин писал и исторические картины. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Так ли это – судить зрителям. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Этот мужчина слыл в городе колдуном. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики. Были две разные версии картины. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Л. Н. Толстого». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Возвращается в Россию летом 1876 года. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. О чем эта история. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Репин умел показать свои модели в их естественном состоянии, выявить их способ общения с миром. Не доносчик ли. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Репин никуда не делся. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Берег Волги. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Работал весь день, не замечая времени. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Общение с прежними друзьями было только заочным. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. 5 факт. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин.
Первый факт. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Она ушла из жизни в 1931 году55.
По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Вегетарианцем стал и сам Репин. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Репин был очень дружен с Мамонтовым. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. 2 факт. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. М. Бунакову. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Третьяков»109. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Публике картина понравилась. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Казалось, она спит. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Репин встречал их по средам. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Пятый факт. В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств.
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств.
Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.