Женщина около постели – как символ хранительницы очага. Зеркало – глаз мира. Ахматова еще не была Ахматовой, да и Модильяни еще не был Модильяни. Актер одинок среди друзей.
Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. На портрете ничего не написано просто так.
Жених и невеста облачены в теплые одежды, несмотря на лето за окном – символ плодовитости в браке. И Жиль вышел из роли и смотрит на нас с просьбой о помощи и любви. Нет спектакля, нет публики – нет необходимости играть. Моделью для картины стала Сью Тайлли по прозвищу Толстая Сью. Модильяни порой овладевали беспокойство, ужас, гнев. Присмотритесь.
Он с пристальной нежностью запечатлел на полотне то, что табуировано современными канонами красоты, что принято игнорировать в живописи и ретушировать на фотографии: дряблое, оплывшее тело, мешки под глазами, редеющие волосы, усталую, воспаленную кожу. Собака – символ верности. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. Но в рисунке (хотя по манере он отличается от более поздних рисунков Модильяни) уже видны точность линий их легкость, поэтическая убедительность.
Его подруга Беатрис Хестингс говорила с резко выраженным английским акцентом: «Модильяни, не забывайте, что вы джентльмен, ваша мать – дама высшего общества» Эти слова действовали на Моди, как заклинание он долго сидел молча потом не выдержал и начал ломать стену расковырял штукатурку, пробовал вытащить кирпичи. Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось.
Денег у него не было он жил с женой в маленькой квартире Модильяни там часто работал. Горящая свеча – всевидящее Божье око. Обнаженная толстая женщина на диване трогательна в своем безобразии. Фигуры расположены в соответствии с ролью каждого в супружестве.
Невероятно трогателен его театральный шедевр Жиль (так называли во Франции грустного неудачника Пьеро). Пара башмаков – единство. Это было в 1911 году. Но Зборовский сам был неудачником: молодой польский поэт приехал в Париж, мечтал о рейсе на волшебную Цитеру и оказался на мели – перед чашкой кофе в «Ротонде».
Его пальцы были в крови, а в глазах было такое отчаяние, что я не выдержал и вышел на грязный двор, заваленный обломками скульптуры, битой посудой, пустыми ящиками. Щетка – знак чистоты. А самое поразительное в нем то, что весь он состоит из символов. В чем странность портрета.
Модильяни был очень возбужден.