Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина. Илья Ефимович Репин (24июля 5августа1844, Чугуев, Российская империя— 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия)1— русский2 художник-живописец. Свыше тридцати лет Репин шел в авангарде русского искусства, завоевав русской реалистической живописи всемирное признание.
Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате. В 16 творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели, куда Илья Репин устроился за 25 целковых в месяц. Коллекция произведений Репина в собрании Русского музея занимает особое место и насчитывает 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры – всего 468 работ. Репин везде и всегда — подлинный живописец, с необыкновенной силой лепящий краской формы, образы он всегда старается показать жизнь во всей ее полнозвучности и силе.
Картина «Запорожцы», рассказывающая о героических подвигах свободолюбивого и мужественного народа, принесла Репину славу подлинно исторического живописца. В «Протодьяконе» впервые окончательно оформился тот темпераментный живописный язык, та уверенная смелость мазков и объемность изображения, дававшие иллюзию действительной жизни, которая отныне стала неотделима от представлений о репинских портретах. После годичного обучения в мастерской иконописца Бунакова, когда Репину было всего пятнадцать лет, он стал самостоятельно выполнять заказы на церковную живопись и на портреты, за которые получал по три и по пять рублей. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. Репин — выдающийся мастер исторической живописи, автор таких глубоко драматических произведений, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», таких жизнерадостных, как «Запорожцы».
В середине 1870-х за работу «Садко» живописцу присвоили академическое звание, но некоторые критики не удержались от ядовитых замечаний в адрес Репина, указав на разительные отличия между волжскими бурлаками и «человеком в аквариуме».
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Она ушла из жизни в 1931 году55. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Стасову). Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. – восхищался запорожцами Репин. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Я вспомнил о царе Иване.
За окном летний день. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Так ли это – судить зрителям. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства.
Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой -- все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). Пестрые, звучные оттенки колорита подчеркивают впечатление озорного веселья, смелости, молодечества запорожцев. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Он идет прямо к матери.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. Репин встречал их по средам. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Много учился на написании портретов близких и друзей. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Рисунок уверенный, лепка твердая. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Но за всем этим очень явственно проступает иное. О картине появилось много статей в периодической печати. Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану».
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. – Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Мне минутами становилось страшно. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. «Как. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. ». Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта.
Раскрывая существо характера портретируемого, его общественную значимость, Репин нисколько не идеализирует великого писателя, не пытается окружить его ореолом исключительности, что свидетельствует о подлинном демократизме художника. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Мне минутами становилось страшно». Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Вегетарианцем стал и сам Репин. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Создавая свои исторические картины, Репин стремился к достоверности, вот таким образом старался точно передать все детали: одежду, предметы быта. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. И к чему тут Иван Грозный. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Стасов присылает ему все, что он просит. Мне минутами становилось страшно. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Публике картина понравилась. Такой была репинская версия бытового жанра: быт привлекал его в экстремальных обстоятельствах, волей истории ставших временно типическими.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. -— И. Г. ), они много смеялись». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Репин считал сам эту картину красивой. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику.
Расположение персонажей лишено натуралистической случайности.
Все заняты. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
«Чертовский народ. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. И это не только благодаря глубокой психологической характеристике. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Ведь об освобождении узников родных оповещали. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине.
Эта история получила название «бунт 14». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. я работал завороженный.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Америка—Франция—Россия. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Репин с величайшим мастерством передает всю гамму чувств, написанных на лицах людей, неожиданно увидевших дорогого им человека. К тому же и погода благоприятствовала работе. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Это вы сами. Пятый факт. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. художественный музей им.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, человечным, живым.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Не доносчик ли.
Его герои – люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Фотография убитого Александра II в гробу на стене указывает на время действия – речь, видимо идет о пересмотре именно административных дел, предпринятом после 1883 года Александром III. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Это лучше всех ваших академических работ. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. И вот уже перед нами не царь, а отец. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Этот момент расширяет характеристику образа -- глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде).
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Л. Н. Толстого». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В эту минуту в комнату вошел Христос. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Возвращается в Россию летом 1876 года. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Он был написан в течение трех дней -- с 13 по 15 августа. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Репин никуда не делся.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.
Это полотно принадлежит к числу наиболее значительных произведений исторической живописи Репина и в то же время является одним из самых народных его творений. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Репин стал очевидцем казни народовольцев.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. А свеча становилась ниже и тени менялись. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность.
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Так, моделью для войскового писаря стал историк Яворницкий, атамана Серко — генерал Драгомиров.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови» располосовал его ножом в нескольких местах. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Третьяков»109.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Каждый персонаж переживает что-то своё. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Они очищают его душу, возвышают ее над всеми мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Общение с прежними друзьями было только заочным.
«Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
На моих друзей она производила то же впечатление. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы.
Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». — Да это превосходно. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Кроме тенденции известного рода не подберешь иного мотива». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Толстого Репин писал не один раз. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. М. Бунакову. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Убийство свершилось. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Труд — вот что определяет и украшает человека. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Впрочем, так ли. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Эти художники сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
— сказал Крамской. Работал весь день, не замечая времени. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Достижения Репина в области пленера обогатили колористическую гамму его портрета, сделали цвет основным средством эмоциональной выразительности образа.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, – ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», – передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
О чем эта история. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Этюд получился превосходный. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Она произвела на меня неотразимое впечатление.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней». За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887).
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1881-1885), «Запорожцы» (1878-1891). Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Имя Репина стало широко известным.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Этот удачно выбранный момент дал возможность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естественностью, без малейшего позирования, чем обычно страдают даже лучшие портреты.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Как и в других своих работах исторической направленности, Репин использовал при создании картины образы своих современников. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Колорит картины «Иван Грозный» – мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный – эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств.
Первый факт. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально».
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Написан портрет вдохновенно. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Берег Волги.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Она была закончена только в 1891 году.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Казалось, она спит. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».