Красота купеческого зажиточного быта с огромным вниманием показана художником. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Такая парадигма проявляет себя во многих работах мастеров творческого объединения «Мир искусства», к которому и принадлежал К. А. Сомов. Модель кажется не позирующей, а словно бы живущей в этом живописном пространстве. Л. Толстой в Детстве, отрочестве и юности и Чехов в ряде своих рассказов исключительно глубоко проникали во внутренний мир ребенка. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке.
Один художник включил в свой портрет куски грубой действительности (словно вырезанные из живого человека глаза) и попадает во власть темной силы. Заметной тенденцией в живописи женского портрета изучаемого периода стал интерес художников к образам женщин из народа, а не только к «светским львицам», богатым заказчицам или же прекрасным незнакомкам. Перед портретом П. Стрепетовой И. Крамской вспоминал Ф. Достоевского, его женские образы их гордую душевную красоту, побеждающую следы унижения (В. И тем не менее созидательная сила художника торжествует над простым воспроизведением.
Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Его иконографическая ценность очевидна. И это не только благодаря глубокой психологической характеристике.
Эти настроения вовсе не означали отречения от нравственных идеалов предшествующего поколения (Стрепетова Ярошенко относится к 1884 году). Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Этюд горбуна был вписан в Крестный ход, но и сам по себе — это вполне законченное прекрасное произведение, подкупающее неприкрашенной правдой, точностью и мягкостью характеристики и симпатиейхуд ожника к своему предмету (ее часто не хватало западным мастерам в изображении народных типов). Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте.
Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца.
Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение. Многочисленные женские портреты Репина — Бенуа Ефрос (1887), Баронесса В. М. Икскуль (1889) и особенно Пианистка Мерси дАржанто (1890), — как бы высоко ни расценивать их живописные достоинства и остроту характеристики, не лишены светской красивости. В колористическом решении этого портрета особенно поражает нас обилие различных золотистых оттенков, то «кричащих», словно бы вспыхивающих на свету, то спокойно мерцающих, то приглушенных и едва различимых, плавно переходящих в другие тона. Все хрупкое, болезненное, неуловимое, недоразвитое, невыявленное мало привлекало его. произв., М., 1927, т. XI, стр.
Репин не раз предлагал своему другу Павлу Третьякову позировать ему для портрета, но галерист долго не соглашался: он был замкнутым человеком и не хотел, чтобы его узнавали. Одна из первых «парсун» – «Портрет царя Федора Иоанновича» начала XVII века из коллекции Государственного исторического музея в Москве.
Но нет на это однозначного ответа – ведь в женской природе переплетаются сущности обеих. В лице П. Стрепетовой есть черты, напоминающие Александра Иванова, особенно этюд женщины к Христу в Явлении Христа народу. В прежние времена считалось недопустимым эгоизмом изображать современников. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками. Вот почему портрет С. Мамонтова более монументален, чем портрет М. Ермоловой В. Серова.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). При всей тщательности передачи подробностей они подчиняются общему выражению лица: брови чуть нахмурены из-под них строго выглядывают глаза, усы опущены вниз, но позволяют угадать скорбное выражение губ. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю.
Достоевский касается вопроса о природе портрета в Дневнике писателя, 1873 (Собр. Он честно ни на шаг не отступил от правды. Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка.
Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. Стоит обратить внимание на постановку фигуры. Лицо ее озарено скорбью широко раскрытых глаз, в сжатых руках — непоколебимая твердость. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
В портрете Дети на взморье (1899) два брата в одинаковых курточках с перил разглядывают далекую полоску моря.
Недаром крепко сжатые кисти со вздувшимися жилами замыкают кольцо его рук.
Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. Этим он отличается от набросков последующего десятилетия. Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. В картине Фомушка-сыч (1860) Перова передана каждая морщинка старческого лица, каждый жесткий, как проволока, волосок его бороды.
Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке.
Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. Собрание сочинений, т. I, Спб., 1894, стр. К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. Художник раскрывает зрителям скрытые черты характера модели.
В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности. Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. У А. Чехова в рассказе Красавицы (1888) рассказчик поражен как молнией (гоголевский образ. ) красотой, где-то случайно увиденной девушки. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой.
Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника – «Отдых», «Осенний букет» и др. Князь Мышкин уже слышал кое-что о Настасье Филипповне, когда к нему в руки попадает ее портрет. В сферу своего внимания И. Репин-портретист включает значительно большее число признаков человека, чем это делали его предшественники.
В этюде гвардейца (для Перехода Суворова через Альпы) в черты лица внесено что-то от автопортрета, вместе с тем внутренняя сила образа и цельность характера его превосходно схвачены. Нет картины, с которой можно было бы прямо связать этот рисунок, но в нем отразилась такая острая наблюдательность, облик женщины настолько достоверен, почти узнаваем, что воспринимается как персонаж произведения на социально-психологическую тему, столь характерную для творчества Репина в этот период. Пусть все живое живет — эти слова Н. Михайловского выражали отход от этического ригоризма.
Он был написан в течение трех дней – с 13 по 15 августа. Чистые, как родниковая вода, печальные и все понимающие глаза освещают лицо Мусоргского приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Характер человека — вот что в 80-х годах все более ценится в портрете.
Портрет П. Стрепетовой Н. Ярошенко (1882, Третьяковская галерея) должен быть признан одним из самых замечательных женских портретов в живописи передвижников. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В портретах людей из народа проявил себя и В. Суриков. Мы можем только догадываться, строить собственные выводы и предположения. Ранние передвижники тяготели к мужским портретам.
Чуть раздуваются ее ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. Этот момент расширяет характеристику образа – глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). В портрет вселилась нечистая сила, случайно он попал к другому художнику, тот обнаружил в раме его золото, золото помогло ему стать модным живописцем, льстецом в искусстве (кто хотел Марса, он в лицо совал Марса, кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение).
Он жадно всматривался в лица, в манеры и жесты людей, с которыми его сталкивала судьба. Здесь можно было бы, конечно и поспорить, все-таки и русские портретисты были хорошо знакомы с античной культурой, копировали многочисленные «антики» – учились рисунку изображая греческие и римские скульптурные портреты и статуи древних божеств. Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Портрет поражает точностью образа, остротой глаза художника импровизационной легкостью удачно сочетающейся с высоким профессионализмом и виртуозной продуманностью колористического и композиционного решений. В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. Фигура женщины ярко выделяется на фоне запорошенного снегом города и только белые перья на шляпе зрительно связывают её с окружающим пространством.
Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. Ещё мгновение и невидимый кучер погонит лошадей и карета, везущая незнакомку в неизвестность, растает и исчезнет в снежной пелене Да, красавица исчезнет, но останется мечта, запечатленная на века чуткой кистью мастера. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. Портрет своей смущающей красотой готов затмить образ живой Анны.
Недюжинный талант молодого И. Репина проявился в Портрете В. Шевцовой, впоследствии жены художника (1869). Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Частности подчинены главному. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Третьяковская галерея, М., 1952, табл. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника).
Темное пространство озарено словно бы внезапно ворвавшимся лучом света. Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа. Репин писал по поводу своего портрета дочери Веры – о выражении чувства жизни, юности и неги (Репин и Л. Толстой, I, M., 1949, стр. На нем простой серый сюртук. Портрет считается неоконченным.
В. Серов тянулся к кругу близких ему людей мысли и искусства. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. На портрете – статная, уже немолодая, но волевая женщина. Такие «портреты» – это не просто «портреты» в классическом понимании. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
По-сути, эти образы тоже можно назвать своего рода «незнакомками» – художники не оставили для истории их имен, они стремились создать обобщенный образ своих современниц, представительниц различных социальных слоев. Но изображение переросло рамки непритязательного этюда с натуры. Изысканным колоритом, почти монохромной гаммой коричневато-серых и бледно золотистых тонов художник подчеркивает «иконописность» созданного изображения. Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. Этот момент расширяет характеристику образа -- глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде).
Не менее значителен и портрет Л. Н. В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального.
Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. В его огромных глазах демоническая сила, в высоком лбу нечто пророческое. В. Серов едва ли не первым среди русских живописцев создал серию детских портретов. И его ведущая тема -личность артиста.
Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Любимые роли этой трагической актрисы были роли русских женщин, задавленных домостроевским укладом. Точно обвиняемая дает на суде показания, уверенно отстаивая правое дело. Однако, сложность кружевных узоров воротника и рукавов словно бы вторит линиям орнаментов, которыми так богат фон.
Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. Портрету матери исполненному в привычной обстановке чугуевского дома, присущи та же задушевность и свобода, что и портретам мамонтовского круга. Но при встрече с А. Герценом во Флоренции этот замечательный человек глубоко его поразил.
Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. Краски насыщенные и гармоничные, ни одно пятно не вырывается из красочной гаммы.
А это так же признак неординарности, самостоятельности и творческого начала. Этот момент общения со зрителем вообще составляет особенность многих портретов В. А. Серова. Портрет 1887 года принадлежит к числу лучших изображений Толстого и пользуется наибольшей популярностью.
Странно было, как мог Михайлов найти эту ее особенную красоту. Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. И вместе с тем непреклонная воля и убежденность. В портрете в рост замечательной русской актрисы М. Ермоловой (1905) все продумано, взвешено и рассчитано.
В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). И. Репин не забывал, что портретист должен дать оценку своему герою. В картине меньше уюта и интимности, зато больше возвышенного благородства. Перед портретом Неизвестной Крамского (1883) при всем мастерстве его выполнения трудно поверить тому, что писал его мастер, создавший портреты А. Литовченко и М. Антокольского. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю).
Художники нередко писали самих себя.
В её взгляде то ли презрение, то ли сострадание, то ли грусть, то ли холодность – загадка. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу. Ее голос звучал с подмостков театра призывом к освобождению.
Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина.
В портрете Н. Ярошенко нет решительно ничего театрального, зрелищного, никакой патетики. Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно.
Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. Толстого Репин писал не один раз. В них можно видеть ритмичность контуров, выисканность цветовых пятен, гармоничность самого цвета нередко с преобладанием холодных полутонов. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию.
Весь портрет этот подобен широко распахнутому окну в мир. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы».
Зато этот портрет более серьезен (хотя его и нельзя назвать психологическим). Это не вполне портреты, так как типическое преобладает над индивидуальным. Но за всем этим очень явственно проступает иное. В своих последних работах он проявляет особенно много проницательности.
Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой -- все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин).
В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. Тончайшая игра полутонов создает лирическое настроение.
Но пройдёт совсем немного времени и она откажется от продуктов животного происхождения не только в питании, но и в обиходе: начнёт пропагандировать щётки без щетины, безкожные обувь, дамские пояса и ридикюли и станет уверять, что её «пальто на сосновых стружках» согревает в холода лучше любой шубы. К тому же он хорошо построен, отвесные полосы юбки подчеркивают его конструкцию. Здесь фон разработан И. Е. Репиным как нельзя более детально.
Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье. Толстого (1887). Самые бесспорные достижения И. Репина — это портреты людей из народа.
Гос. Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Не случайно существование живописного варианта работы.
Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. Исключительно широк был круг портретируемых художником – от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Цвета увидены художником в их изменчивости импрессионистической иллюзорности. Похоже, что она была левша – ведь веер она держит в левой руке.
Точный академический рисунок не сделал Перова копиистом натуры. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Портрет залит ровным, спокойным светом.
Так же ворвалась в русскую живопись Верочка Мамонтова. В позднейших портретах И. Репина больше блеска изящества, непринужденности. Это произошло не сразу. Чуковский при знакомстве с ней запишет в дневнике: «Не женщина, а Манилов в юбке». Тальму Натальи Борисовны тут украшает натуральный темно-серый мех. Игра света на ожерелье слегка оттеняет аристократическую белизну кожи.
Но человек не растворяется в нем. Толстого Репин писал не один раз. Начиная с А. Венецианова, в русскую рукопись вошли характерные фигуры крестьян.
Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. Цвета объединены в спокойном гармоничном созвучии.
Стасов, Собрание сочинений, т. III, стр. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. Так или иначе, её социальное положение не должно по мысли художника интересовать зрителя. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде.
Л. Толстой раскрывает смысл творческой победы, одержанной художником-портретистом. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). К числу наиболее обаятельных женских портретов того времени принадлежит знаменитая Девочка с персиками В. Серова (1887) и незаслуженно менее популярный Портрет Н. Петрункевич Н. Ге (1893). 77. ).
Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Облик сестры милосердия несет в себе черты собирательного, типического образа. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице и в то же время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное: эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты. В 1891 году актриса была на вершине славы. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. (Находились люди, недовольные тем, что великий писатель выглядит у Крамского, как простой мастеровой. ) Но перед холстом Крамского нельзя не признаться, что внешние черты лица теряют значение, когда на тебя в упор смотрят пронизывающие, неподкупно правдивые глаза великого жизнелюбца и соглядатая жизни. 64). ).
Всего более француз прячет свою сущность. Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. В них доминирует артистическое начало. В таком подходе чувствуется вдохновленность мастера шедеврами Рембрандта. Это закономерно – ведь путь творческого поиска неисчерпаем, подвижен и бесконечен.
Как нетрудно догадаться название «парсуна» – от слова «персона». Заказчики забрасывали его заказами, но считали беспощадным и даже злым (хотя в жизни это был благороднейший и добрый человек). Первые портреты в истории русской живописи появились сравнительно (в исторической перспективе) недавно – в XVII веке.
Это «портреты – картины», близкие к бытовому жанру, достигшему к тому времени пика своей популярности. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). Однако совесть не давала ему покоя, он потерял рассудок и погиб в страшных муках.
Колорит стал существенным элементом портретного образа. Плотная фактура белил, дополняющих карандашный рисунок, придает портрету законченность известную солидность, подчеркивая значительность созданного образа.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Только потому, что она была не живая, она была красивее, чем может быть живая. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Отличаясь одинаково высоким мастерством исполнения, они представляют собой два разных типа графического портрета. И все же встреча их в 1872 году была плодотворна.
Традиции портретного искусства не исчезали. Значительная доля очарования этого создания молодого В. Серова (лучшего, как он позднее признавался) заключается в непосредственности, в свежести его исполнения (хотя писался портрет больше месяца и художник измучил свою модель). На многих портретах Врубеля лежит печать болезненности и изломанности декадентов. Он искусно прятал свои мысли о модели под покровом внешней учтивости.
Другой в угоду публике предает подлинное искусство и также сбивается с пути. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница). Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882).
Я согласен с вами — портрет неудачен»». В галерее портретов И. Репина преобладают люди, полные силы и здоровья. И, наконец, вот что рассказывает о портрете Достоевский.
Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках. Откинувшись в кресле, она обращена к зрителю. Идеи поиска «искры Божией» в земном мире всегда были близки православной культуре, но своей кульминации они достигли во второй половине XIX века, когда именно они стали ключевым аспектом в исканиях творческой интеллигенции – вспомним выдающиеся произведения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
Черты лица на первый взгляд могут показаться грубыми. Как бы ни желал художник быть объективным, отречься от своего «эго» во имя чистоты образов, все равно, в каждом произведении он выражает себя, одухотворяет все собственной духовной энергетикой. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. Женщина с портрета несколько надменно смотрит на зрителя, с высоты своей кареты.
Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера. Но портрету Серова свойственна своя значительность. В портрете З. В. Мориц, написанном в 1892 году, В. А. Серов словно бы «согревает» светом в общем-то холодноватый колорит. Этот портрет, как говорят знавшие Нордман, мало похож, сильно идеализирован.
Фиолетовый цвет в гамме считается самым холодным, в противоположность красному – самому «теплому», даже – «горячему», цвету. В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. 14 (по поводу Стрепетовой Ярошенко – ее нервная натура, все, что в ней есть измученного, трагического, страстного). ). Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково.
Черные, глубокие, с чуть расширенными зрачками. В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). Хотя перед нами и обобщенный образ «незнакомки», но как поразительно индивидуальны черты её лица. Рядом со сплошным сгущенно-черным пятном штриховки мерцает белизной нетронутая поверхность бумаги. Отвесный край фигуры сливается с краем зеркала и подчеркивает архитектурность картины.
Достоевский, указ, соч., стр. Профиль придает портрету возвышенный характер. Репин также писал Стрепетову (1882). Портрет выразителен и в силуэтном решении. Сравнение его с портретом Толстого, написанным Крамским в 1873 году, дает возможность наглядно ощутить особенности репинского портретного искусства, дальнейшее развитие в его творчестве этого жанра живописи. Фигура ее высится в простом, но элегантном черном платье со шлейфом, который служит ей как бы пьедесталом. Хочу отрадного, — признавался в эти годы В. Серов (И.
Губы серьезно сжаты, но в них бездна беззаботного детского счастья. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В. Стасов. Кто она и куда она едет. И как этот задумчивый взгляд преображает лицо.
Он был написан в течение трех дней -- с 13 по 15 августа. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Отдаваясь минутному восторгу, он вживается в того, кто находится перед его мольбертом. Белый цвет блузы девушки преображен игрой световых рефлексов, в нем словно бы радугой разлились все оттенки солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву могучего дерева.
По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще. Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле.
Он ищет не составленного себе наперед идеала. К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Пожалуй, при всем разнообразии характеров, темпераментов, внешних качеств изображаемых на портретах женщин, главное свойство, что их объединяет, можно назвать словом «марийность», то есть в каждой женщине художник (осознанно или нет) выражает нечто такое, что роднит её с библейской Марией Только вот с какой именно – Девой Марией или же Марией Магдалиной, спросит внимательный читатель и будет абсолютно прав. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона.
Но за всем этим очень явственно проступает иное. В Портрете Г. Гиршман (1907) он выбирает момент, когда дама, только что накинув на плечи горностаевое боа, встала из-за трюмо, повернулась в три четверти и фигура ее, дважды повторенная в зеркале, откуда выглядывает и лицо художника, прекрасно вписывается в квадратную раму. Опыт художника в бытовой живописи научил его находить значительное и во внешне невзрачном. Но смысловой центр рисунка – лицо. Вся фигура в черном платье четко вырисовывается на буром фоне. После жизненных невзгод и тяжелых испытаний А. Герцен чувствовал себя тогда огорченным, хотя и не утратившим веры во времена более светлые и радостные.
Девушка сидит в кресле, слегка откинувшись назад и прислонившись к спинке. В лице старого крестьянина столько понятливости и вдумчивости. Да, а поскольку искусство конца XIX века тяготеет к реализму, то и свойство «марийности» – отображение обоих начал и загадочной чистоты, непорочности и грешности, мирской слабости, которая искупается силой божественного всепрощения и милосердия. Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Но, оттачивая владение техническими приемами живописи по западному образцу, во внутреннем содержании художники оставались всеми нитями связанными с православной духовностью и телесность изображений, столь свойственная европейским шедеврам живописи, отходила на второй план.
Они получили название – «парсуна». Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В её образе сквозит тоска одиночества, она – идеал, которому чужд бренный мир и, в то же время, она – всего лишь краем глаза подсмотренный образ современницы художника.
Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Приговоры Репина в большинстве случаев метки, взвешены, справедливы. Это осознавал уже И. Крамской.
Фигура вырисовывается строгим силуэтом. Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. Именно в этой области, по общему признанию, пальма первенства принадлежала И. Репину. В плоскостности силуэта заметны следы воздействия эстетики модерна. Выражение лица Дузе очень сложно. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился.
Русский портрет на протяжении XVIII—начала XIX века создал свою историческую традицию. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. Поистине голова Сократа, с которой Тургенев сравнивал голову Хоря.
Портрет С. Мамонтова (1897) нельзя считать достоверным свидетельством того, чем был этот замечательный человек. На голове – маленькая фривольная шляпка с пером, в руках кокетливо взятый зонтик. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. Мы ищем другого. В них легче было выявить философский смысл личности, ее общественное призвание.
Но выражение это было так правдиво, что ему и другим казалось, что они давно знали его. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом.
Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет. Вспомните, сколько в её жизни грязи земного греха и сколько силы самопожертвования. Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. Она смотрит на зрителя круглыми и, кажется, очень блестящими глазами.
Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901-1903). Он до конца дней висел в столовой». Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). В них отражен классический путь работы над картиной, свойственный мастерам XIX столетия: ряд эскизов, воплощающих последовательность поисков композиционного решения и параллельно другой ряд -этюды с натуры, в которых проступают с большей или меньшей близостью к окончательному варианту лица и образы персонажей будущего полотна.
Это необыкновенное по своей красоте и еще по чему-то лицо сильнее еще поразило его теперь. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью. Между тем в России существовала своя традиция женского портрета. XXXVI и ел. ). Но какие замечательные глаза.
Художник-демократ увидел в Ф. Достоевском писателя-демократа. Его пытливый взгляд не упускает из виду и привезенные из дальних стран вещи. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Между тем это одно из лучших его созданий. Действительно, в облике каждого человека лишь проглядывает, чем он мог бы стать, но не стал, порой по случайным причинам.
Но холодный фиолетовый фон насыщен множеством отсветов, так называемых «рефлексов», которые привносят мажорные ноты в общее меланхолично минорное, проникнутое тонкой лиричной грустью, звучание колорита. Перед нами волевая, независимая, несколько грубоватая, но творческая натура. Особенно проявилось это в желании узреть «свет Божий» в потемках человеческой души, в коей земное, телесное и мирское непременно озарено живой духовностью.
Пожалуй, Л. Толстой ближе всего к тому, что создавали русские портретисты. Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. Сравнение его с портретом Толстого, написанным Крамским в 1873 году, дает возможность наглядно ощутить особенности репинского портретного искусства, дальнейшее развитие в его творчестве этого жанра живописи.
Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. Во всяком случае, в лучших русских портретах этого времени сквозит вера в человека.
1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. Здесь впервые ясно заявлено художником, что портрет должен быть живописным произведением.
Н. Ге не считал себя по призванию портретистом. Ярким примером реалистического женского портрета рассматриваемого периода является «Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс», созданный И. Е. Репиным в 1890 году. 567. ). Это заметно уже в тех самых похожих на традиционные иконы «парсунах» имена авторов которых, к сожалению, канули в лету.
Портрет этот Репин ценил больше других. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве.