Мифологические и фольклорные сюжеты, связанные с яблоками использованы во многих произведениях живописи и скульптуры. Изображение яблока можно увидеть на полотнах великих живописцев: В. Тициана, П. Рубенса, Рафаэля, М. М. Как и в традиционной христианской живописи, Младенец Христос держит яблоко – символ спасения искупления первородного греха. Презентация по литературе на тему: Образ яблока в литературе и живописи.
Мы видим, как кисть живописца мастерски объединила два жанра — натюрморт и пейзаж. Сочные яблоки на переднем плане, словно маленькие солнышки излучают свет и освещают картину тёплыми красками. Яблоко и истории связанные с ним часто используются в литературе, в произведениях живописи и скульптуры, в песнях и операх, в кинематографе («Код да Винчи», «Райские яблочки», «Золотые яблоки» и др. ) и мультипликации («Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблоки» и др. ).
А вот в немецкой сказке «Белая змея» золотое яблоко с дерева жизни дарует еще и любовь: «Они поделили яблоко жизни и съели его вдвоем: и исполнилось ее сердце к нему любовью, дожили они в безмятежном счастье до самой глубокой старости». Интересное прочтение яблони как древа жизни дает художник Д. Жилинский в картине «Под старой яблоней». «Росло в том саду дерево, на котором были золотые яблоки, когда яблоки поспевали им вели счет. » (немецкая сказка «Золотая птица»). Говорят также иногда «яблоко Эриды», «яблоко Париса».
Встреча Царевны с Чернавкой. В сказках яблоко являлось не только началом новой жизни, но и здоровья, юности. «. (русская сказка «Иван-царевич и волк», немецкая «Золотая птица»).
Поодаль от яблок художница изобразила двух маленьких желтогрудых птичек — синичек. Художница несколько неожиданно изобразила фон — задний план картины.
Весь сад осветило. — сказала она» (французская сказка «Волшебный свисток и золотые яблоки»). «Вышла королевна и бросила рыцарям золотое яблоко, но никто не поймал золотого яблока, кроме юноши, — только он вмиг его поймал и ускакал прочь» (немецкая сказка «Железный Ганс»). Русская сказка «Иван-царевич серый волк»). Одна из них становится невестой царевича, в залог чего она оставляет ему яблоко. И к царевне наливное, Молодое, золотое Прямо яблочко летит.
Таким образом, яблоко здесь сыграло роковую роль. В русских народных сказках чрезвычайно интересен сюжет о молодильных яблоках: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Видно семечки насквозь. Таким деревом в мифах чаще всего была яблоня или яблоки. «Отпустила (Солнцева сестра)его на родину понаведаться и дала ему на дорогу щетку, гребенку да два молодильных яблочка: какой бы ни был стар человек, а съест яблочко — вмиг помолодеет» (русская народная сказка «Ведьма и Солнцева сестра»). Под щедро усыпанной плодами яблоней расположились фигуры, символизирующие три возраста человеческой жизни: на переднем плане согбенная старуха, на заднем — молодая женщина и в центре — мальчик. Судьей между ними был избран троянский юноша Парис. Бросил принцессе алмазное яблоко на колени. » (латышская сказка «Принцесса на Стеклянной горе»).
Яблоко издавна вошло в мифы народов мира и это говорит о том, что оно, как и яйцо, граничит с мировоззрением древнего человека. Яблоки этого дерева в своем роде символ бога благополучия. Встречаем интересный мотив очеловечивания яблок. В основе выражения «яблоко раздора» лежит миф: богиня раздора Эрида, обидевшись на богов, похитила одно из яблок Гесперид (дающих бессмертие).
— Кто поймает, тот жених будет. Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось. Памятью об этом мифе осталось выражение «яблоко раздора», означающее всякую причину споров и распрей.
Иногда яблоко надо не бросить суженой, а, наоборот, вы рвать у нее силой: «Тому, кто на вершину Хрустальной горы трижды верхом на коне въедет и трижды золотое яблоко из рук королевской дочери вырвет, король отдаст ее в жены и полкоролевства в придачу. » (норвежская сказка «Принцесса с Хрустальной горы»). Не удивительно, что многие народы видели в яблоке необыкновенный плод – плод древа жизни. А как много веселья в привычных фруктах. Чаще всего таинственными похитителями яблок являются птицы. Однако не всегда это оказывается необходимым.
Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотыеяблоки» (русская сказка «Иван-царевич серый волк»). Свет светлее. Яблоко может вывести, подобно яйцу и колобку, в нужное место («Дала ему жена яблоко и сказала: "Покати это яблочко и иди за ним следом, приведет куда надо"» — грузинская сказка «Дочь солнца»), может накормить и развеселить («И покатил он сразу то яблочко, — и явились и пития и яства, а три музыканта так и режут. » — украинская сказка «Иван-царевич и Красная девица — ясная звездочка»). Только отведала она этих яблок, как вмиг выздоровела и спрыгнула с постели» (немецкая сказка «Гриф-птица»). С ним в матушке-России с детства знакомы, яблочком с лета до весны хрустят.
Найти и наказать разбойника, ворующего золотые яблоки, — дело чести молодогоцаревича. «Поскакал дурак и взлетел на гору. Описание их всегда ярко этично: «А яблонька та была не простая: утром листья распускались, в полдень цветом покрывались, через день плоды вались, да такими они были сладкими, вкусными и сочными — язык проглотишь» (молдавская сказка «Лейся, свет, впереди, стелись позади»). «.
Поднялся спор между тремя богинями: Герой, Афиной и Афродитой. Возможно, это поэтический образ зари. Обретя роль запретного плода, яблоко стало выражением первородного греха.
На нём возвышается пасмурное небо, под которым раскинулся живописный зелёный сад. Всех их объединила старая яблоня, которая, без сомнения, связана с образом старухи и яблоки: старуха с палкой в руке, стоящая у подпорки в виде креста, — родоначальница и основа сада и семьи, у нее, единственной, нет яблока в руках, так как жизнь ее на закате молодая женщина с полной корзиной яблок как символ расцвета и полноты жизни и мальчик с большим яблоком в руке — олицетворение начала жизненного пути.
Чтобы отомстить за такую обиду, греки начали многолетнюю войну с троянцами. Яблоневые сады самые любимые — да что и говорить — самые стойкие в «неласковом» климате России. Просто посмотрите на картину «Яблочки», разве можно грустить и ругать этот мир, глядя на эти спелые и яркие дары природы.
Палехская миниатюра. Но в картине нет ощущения драмы: она дышит спокойствием мудрости, так как «древо жизни вечно зеленеет. ». В сказках яблони приближены к человеческому миру и хозяевами их являются цари. Половина ночь шла, ему и чудится: в саду свет. Яблоки лежат и на земле, напоминая о краткости бытия и молодости. Оно может стать волшебным талисманом, открывающим сокровище (болгарская сказка «Смерть судьбичкам»).
Интересное прочтение яблони как древа жизни дает художник Д. Жилинскии в картине «Под старой яблоней». Почти идеальная круглая форма связывалась с представлениями о мире, Вселенной, космосе золотистый нежный цвет, «румянец» яблочка – с красотой, здоровьем и молодостью гладкая атласная кожица, которая скрывает сочный плод – с тайной и богатством сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением. «Принесла она (принцесса. ) в корзине золотые яблоки. Древние люди, действительно, вкладывали в этот образ определенный смысл.
Каждый из нас наверняка помнит эти замечательные строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». И с надписью «Прекраснейшей» подкинула на свадебный пир. Распространенность подобного сюжета говорит о его большой популярности. Следствием стало изгнание из рая на Землю. Однако им отведена второстепенная роль в сюжете натюрморта.
Такие простые на первый взгляд яблоки содержат в себе столько красок и настроения, что моментально преображают атмосферу вокруг.