После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Репин встречал их по средам. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.
Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Впрочем, так ли. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего.
К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Каждый персонаж переживает что-то своё. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Это сделано мастерски.
Причем отношение к ним было достаточно враждебное. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Источник назвали «Колодец Посейдона». Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Летучесть взглядов и гримас не подытожена в этих лицах, как бы захваченных внезапной жизнью. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив.
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». «Пенаты» стали его малой родиной. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Но если в описании еще можно усмотреть оценку и даже некую антиклерикальную ноту, то в портрете – одно лишь любование витальностью. Публике картина понравилась. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Вегетарианцем стал и сам Репин. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется.
Она была закончена только в 1891 году. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Тема крестного хода — одна из популярнейших в русской живописи. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.
После революции Репин больше ни разу не был в России. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. ». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Общественность начала сбор пожертвований. Возвращается в Россию летом 1876 года.
О чем эта история. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Репин никуда не делся.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику.