Аполлинария Васнецова называют мастером эпического пейзажа. И когда наступила первая русская революция, в том, с какой глубиной и драматизмом написал Иванов картину «Расстрел», можно увидеть в авторе художника-гражданина, создавшего произведения 80-х гг. Это можно понять хотя бы по названию его работ: «Волга. Самарские впечатления сыграли большую роль в формирований, взглядов художника-демократа и помогли ему раскрыть в переселенческом цикле глубокую трагедию русского крестьянства.
Им восхищался Крамской, Шишкин, по слом Репина «они полнели от восхищения гениальным мальчиком». Не то чтобы «Волга в окрестностях Юрьевца» вообще исчезала. Василий Переплетчиков— еще один художник, влюбившийся внеласковую северную природу.
Отражение в воде настолько четко передано художником, что становится непонятным, почему он оставил не записанным светлый грунт. Клодта не столь широко известны, В как, скажем, шедевры великих русских художников. Здесь они заявили, что, мол, рыбаки и у них такой обычай – забираться на стоящие суда. В судьбе Федора Васильева Самарская Лука сыграла особую роль.
Один из наиболее тонких мастеров русской пейзажной школы, академик Михаил Константинович Клодт (1832-1902) много путешествовал по стране с целью изучения родной природы, упорно и плодотворно работая. Введя в пейзаж бытовой мотив, художник стремился передать слитность человека с природой. Результатом этой поездки стали многочисленные этюды и зарисовки берегов Волги. Живые впечатления от натуры должны были подчиняться этой схеме и реалистические устремления русских художников находили себе выход лишь в правдивом воспроизведении деталей и частностей пейзажа при общей условности изображения в целом.
«Феноменальный» талант этого молодого человека – ему было 19 лет – отмечали многие современники. Даже за столь короткий срок, когда другие только учатся азам живописи, он успел написать картины, вошедшие в золотой фонд Российского искусства. Уловить ееускользающие оттенки также непросто, как изапечатлеть сменяющие друг друга морские волны. По своему прекрасны картины «Волга с высокого берега», «Вечер на Волге», «На Волге», «Осень.
Голубизна воды и неба контрастирует с золотистой гаммой барок и песка. Расцвет творчества Михаила Клодта случился после возвращения вРоссию, когда онувлекся сельскими пейзажами. Радуга» (1925) река показана как труженица и кормилица, полотно «В низовьях Волги» вызывает в душе щемящее чувство одиночества и единения с природой, а на портрете «Девушка на Волге» река символизирует противоречивую, но спокойную русскую душу.
В пример можно привести замечательную картину «Июль на Волге», написанную в 1970 году: на ней изображен зной день и манящая своей освежающей силой река. Природа вего картинах становилась более таинственной ивеличественной, чем вреальности. Выпускник, а в последние годы жизни – профессор Академии художеств, К. Гун работал преимущественно в области бытового исторического и портретного жанра, был членом Товарищества русских передвижников. На новые земли» (1886), «Обратные переселенцы» (1888), «Смерть переселенца», (1889) и других. они осуществили уникальный по масштабу замысел: создали панораму обоих берегов Волги. К. Ф.
Даикнигу воспоминаний онназвал соответствующе— «Встране холода исмерти». Пейзажи Васильева отличаются особой поэтичностью и редкой гармонией красок. Все световое решение полотна граничит с небом. с пометкой «13 мая». Архип Куинджи известный своей любовью к Днепру («Лунная ночь на Днепре»), также не обошел вниманием Волгу. На Волге в этот же период писал пейзажи И. К Айвазовский, который путешествовал по Волге в 1884 г. Здесь он написал картину «Волга у Жигулевских гор» и «Волга у Ветлянки».
Плёс», «Вечер. Утес» создают поэтический образ Волги и Жигулей. На его картине «Волга» (1890-1895), спокойная водная гладь с узкой полоской другого берега словно является отражением точно такого же спокойного и темного неба. В судьбе Федора Васильева Самарская Лука сыграла особую роль. Эстетика романтизма тяготеет к идеализации, к изображению исключительного и возвышенного. Путешествия в Самарскую губернию для молодого художника имели большое значение.
Значительное количество талантливых русских художников побывали «на Волге у Жигулей» во второй половине XIX века. Этот город лежит по левую руку, в 2 верстах от берега, построен в виде четырехугольника имеет небольшое количество каменных церквей и монастырей и получил название от реки Самары, которая в 3 верстах над городом дает рукав (его они называют – сын Самары) в Волгу, но главным течением своим вливается в нее лишь 30 верстами ниже». Это расцвет творчества Саврасова.
Одна из его работ «Волга у Жигулей» дает представление о мастерстве и поэтичности этого художника. Пейзаж», «Пейзаж. В 1874 году Гун приезжал в Самару на кумысолечение. Но где она находится и цела ли – не было известно. Михаила Клодта часто называют мастером лирического пейзажа.
Это восхищение этой рекой он передал своему ученику И. Левитану. Лучшие картины художника посвящены Петербургу. Ей надо «прийти в себя» после долгого отсутствия», — сказал «i» господин Вакуленко.
Летом 1838 года выпускники Академии художеств, два брата Никанор и Григорий Чернецовы совершили первое в отечественной истории путешествие по Волге с целью запечатлеть для потомков «портрет» великой русской реки на всем ее протяжении и виды волжских городов. Сама панорама из 7 отделений (по числу губерний) длинною более 700 метров не сохранилась. Барки" о бурлаках вообще не упоминается, в отличие от "Бурлаков на Волге" И. Репина. За эти годы Иванов сделал сотни набросков, этюдов, эскизов, которые явились материалом для картин «Слепцы» (1883), «Переселенка» (1886), «Русь идет. «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» относится к раннему периоду творчества Алексеева, когда художник, которого прочили в театральные декораторы, впервые добился признания, как пейзажист.
Осталась лишь часть парка. Любопытна с этой точки зрения характеристика данная Олеарием «разбойничьей» Усы – притока Волги (сегодня эта река считается одним из наиболее красивых и экологичных мест отдыха в Самарской губернии) «Ради густого темного леса, красиво покрывающего берега с обеих сторон, местность здесь приятна на вид, но в то же время она очень опасна для путешественников, ввиду удобств, какие она представляет для разбоя, особенно ввиду высоких стоящих здесь гор, откуда приближающихся людей можно видеть издали и приготовиться к грабежу. Зрители находились в помещении, напоминающем каюту корабля. Нельзя говорить о Волге, не упомянув творчество И. Левитана.
Но до нас дошли великолепные живописные полотна и графика художников. Марычевка — небольшое село в степном Заволжье — принадлежало бабушке художника Марычевой. Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин. Эти работы «Волга» (1887), «Волга у Жигулевских гор» (1887) отличаются тем, что река на них больше напоминает море. Одним из первых в Жигулях на Волге побывал художник -этнограф Е. М.
Картина «Весенняя полярная ночь» была приобретена Павлом Третьяковым для галереи прямо свыставки, авместе сней— еще около 60картин иэтюдов Александра Борисова, вдохновленного путешествиями поНовой Земле. Пейзаж не писали с натуры, а, пользуясь предварительными зарисовками, «сочиняли» в мастерской, произвольно группируя ряд изобразительных мотивов — гор, водопадов, рощ, руин и т. п., подчиненных декоративному заданию. Возможно, в этом проявляется разнообразие технических приемов живописи Васильева. Ледник Третьякова, мысы Куинджи иШишкина, Крамского иВаснецова, Верещагина иРепина появились накарте Новой Земли после экспедиций Александра Борисова. К сожалению, панорама братьев Чернецовых не сохранилась.
Эти произведения не относятся к жанру пейзажа, но на них мы видим узнаваемую панораму Волги и Жигулевских гор. Примером этому служат великолепные произведения Алексея Федоровича Зубова «Панорама Петербурга», в которых создан образ молодой строящейся столицы. Так, например, есть сведения о неоднократных посещениях этих мест талантливого художника, выпускника, а впоследствии профессора живописи Санкт-Петербургской Академии художеств, Карла Федоровича Гуна. (1830-1877).
Алексеев — перспективист. Точно нельзя проследить путь, по которому она попала за границу. В 1862 году путешествие по Волге в районе Жигулевской гряды, совершил художник Карл Гун. Напротяжении 12лет художник отправлялся вдлительные поездки, как онсам говорил, «опять кЛедовитому океану, кбольшим сильным людям».
Накартине «Вечер вКрыму. Волга», каждая из которых несет частичку величия и спокойствия реки. Долгие годы работали вместе. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и грешницу», написанную в Риме академистом Семирадским. Братья родились в Костромской губернии в семье иконописца.
Самые первые изображения Самарского края принадлежат немецкому путешественнику Олеарию, автору известного сочинения «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». Олеарий не был художником и цель его путешествия носила дипломатический характер, вот таким образом меньше всего внимания в своих записях он уделяет эстетическим впечатлениям от природы. Бесспорно, самый известный из них – это «Над вечным покоем» (1894). После этого он создаёт самое большое своё полотно «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Они оставили восторженные отзывы о красоте Жигулей в своих дневниках и картины «Жигули на Волге», «Утес на Волге», которые мы разместили на страницах альбома. Федор Александрович Васильев.
Отголоски поездок в Самарскую губернию можно найти и в последующих работах художника: «Посадка арестантов на пароход» (1897), «Бунт в деревне» (1888), «На Волге» (1890—1891). Это – Федор Александрович Васильев. Изображение природы допускалось классической эстетикой лишь в форме «исторического» или декоративного пейзажа и задачей художника было не столько воспроизведение действительности, сколько ее идеализация. Озеро заросло.
Нопо-настоящему его воображение увлекла суровая природа Урала иСибири. Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869году, когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды.
в Париже на французском языке был издан иллюстрированный альбом «Народы России или Описание обычаев, нравов и костюмов разных народов Российской империи». Картины были действительно уникальными: зиму художники писали ираньше, нодоБорисова никто изхудожников неотправлялся сэтюдниками так далеко насевер. Прекрасно передает настроение погожего летнего дня на реке другая его картина «Свежий ветер. Одним из основателей этого жанра был художник-путешественник Емельян Михайлович Корнеев (1780-1839). После окончания Академии художеств, в 1802 году Корнеев сопровождал масштабную этнографическую экспедицию по России, побывал в различных уголках Сибири, Кавказа, Поволжья.
Особым событием, связанным с выставкой, станет возвращение в музей русского искусства картины Ивана Айвазовского «Волга у Жигулевских гор». Первые произведения относятся к жанру так называемой «видовой» графики, ставящей целью документально запечатлеть сцены повседневной жизни различных мест и этносов России.
«После выставки эта картина пройдет реставрационный процесс. В альбом вошло 96 цветных гравюр, выполненных по рисункам Корнеева. На этой волне развивается жанр городского пейзажа в технике гравюры.
Звучные лилово-розовые тона надальнем плане бледнеют втени скал. Сегодня произведения М. К. Летом 1836 года они предприняли путешествие по Волге от Рыбинска до Астрахани. Фёдор Яковлевич Алексеев — один из основоположников русской пейзажной живописи. Вскоре за тем следовала Девичья гора (старое название Молодецкого кургана), у которой речка, при той же глубине, проходит очень узкое место.
Голубизна воды и неба контрастирует с золотистой гаммой барок и песка. Крымская природа привлекала художника своей переменчивостью. Пейзажи Васильева отличаются особой поэтичностью и редкой гармонией красок. Сейчас картина находится всобрании Иркутского областного художественного музеяим.
Все световое решение полотна граничит с небом. Главным стимулом его творчества было создание пейзажа, духовно возвышающего человека. Берег Волги», «Могила на Волге», «К концу лета на Волге» (все 1870-е) и некоторые другие.
Усадьба Марычевых не сохранилась. Здесь, неподалеку от Юрьевца (маленький городок восточнее Ярославля), Саврасов работал над этой картиной. Его главная тема — городской ландшафт. Картины Никанора Чернецова«Жигули на Волге» (1865) и Григория Чернецова «На Волге. Однако осталось немало связанных с нею этюдов и картин.
Волга» (1895). Здесь же он написал самые известные свои полотна, в том числе легендарную картину «Грачи прилетели». Май 1890 г. Иванов также провел в Самарской губернии. Ялта» художник сумел передать блики закатного солнца. В ее группировке Васильев достиг непринужденной свободы и спокойствия.
Вот таким образом освещенность пейзажа воспринимается также меняющейся на глазах. Однако главное в этом полотне – не жанровый мотив, а именно, пейзаж. Инициатором переезда «Волги у Жигулевских гор» стал музей, а cекретариат президента Украины этому посодействовал. Не мог не любить Волгу уроженец Астрахани Б. Кустодиев.
И в целом она входит в число лучших произведений Саврасова. На ступенях стояли как бы в строгом порядке рассаженные ели». В начале 1870 года художник вместе с женой Софией и их две дочери переехали в Ярославль. В соответствии с эстетической системой классицизма он относится к числу низких.
Именно здесь зародился замысел большого цикла произведений о переселенцах. Правда, река в его работах предстает в разных ипостасях. Картина «Волга под Симбирском» написана художником втовремя, когда оноставил Товарищество передвижников иотправился путешествовать постране. Этим определяется богатство живописи берега, барок и реки, принявшей отражение облаков, синевы неба и золотистых парусов. Пейзажи онувековечивал нахолстах, асовременников-живописцев— накарте.
В этой картине каждая деталь тщательно проработана и продумана, ни одна травинка не присутствует в этой работе просто так. Мельница. Перед протоком глубина составляла 60 фунтов. Барки" о бурлаках вообще не упоминается, в отличие от "Бурлаков на Волге" И. Репина. Пройдет еще несколько минут, солнце опустится вморе — ицветовая гамма преобразится. В других работах на эту тему Саврасов более тщательно прорисовывает фигуры.
Двадцать два года эта работа, ранее взятая из музея, висела в Мариинском дворце. Излюбленный мотив пейзажей Алексеева — Нева и её набережные. Ведь не случайно в названии "Вид на Волге. Итем неменее север настолько очаровал Борисова, что ничего другого онбольше неписал. О ней знали, фотографии ее встречались в монографиях художника, ее даже школьники в сочинениях иногда описывали. Гора лежит по правую руку, она очень высока, крута у берега и очень приятна на вид.
Возможно, в этом проявляется разнообразие технических приемов живописи Васильева. Золотой Плёс», «Баржи. В 1812-1813 гг.
После окончания Академии в 1862 году Карл Гун по приглашению своего сокурсника Ивана Шишкина находился в Елабуге (вместе с ними также приехал Василий Верещагин). о судьбе русских переселенцев. Художники получили заказ на выполнение иконостаса для церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная»источник не указан 2104 дня. Им восхищался Крамской, Шишкин, по слом Репина «они полнели от восхищения гениальным мальчиком». Закончили Петербургскую Академию художеств. Вот таким образом освещенность пейзажа воспринимается также меняющейся на глазах.
В Самарской области немало мест, связанных с именем выдающегося живописца конца XIX — начала XX в. Сергея Васильевича Иванова (1864—1910). Собственно, различие между полотнами задано в названиях. Например, на картине «На Волге» (1922) – высокий берег реки представляется идеальным местом для свидания, полотно «Гуляние на Волге» словно иллюстрирует пьесу Н. Островского «Бесприданница», на картине «Волга. Для него в городском пейзаже важнее всего перспективно-пространственное построение и конечно, «строгий, стройный вид Петербурга», как нельзя лучше отвечал художественным вкусам Алексеева. Академист Фёдор Бруни, например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства».
Здесь прорисованы не только деревья и вода, но даже воздух и дух весеннего настроения. Однако главное в этом полотне – не жанровый мотив, а именно, пейзаж. К примеру, на хранящейся в Третьяковской галерее картине «Бурлаки на Волге»фигуры изображены более детально, отчетливо видны лица.
Она представляет ряд ступеней, вроде как бы скамеек, одну над другою из красного, желтого и синего песчаника они похожи точно на старые стены. Ведь не случайно в названии "Вид на Волге. Несколько раз изображал на своих полотнах эту реку и маринист И. Айвазовский. «Феноменальный» талант этого молодого человека – ему было 19 лет – отмечали многие современники.
«Художник, который пишет повпечатлению», как называл Васнецова Константин Коровин, создавал поэтюдам собирательный былинный образ. Он жил в с. Ширяеве, бывая проездом в Ставрополе и дважды останавливался в Самаре в гостинице «Европейская».
С 1838-1851 гг. Картина «Лосиный остров» была удостоена первой премии на выставке Московского Общества любителей художеств. Современники сбольшим интересом следили заработой Переплетчикова иназывали его «восторженным певцом дальнего Севера». По словам В. В. Стасова, Клодт утвердился в искусстве как «художник поэтических сельских настроений». В. П. Сукачева.