Дороже всего Репину были ранние часы ибо высший творческий подъем бывал у него всегда по утрам. Когда Суриков писал свое «Утро стрелецкой казни», Репин вместе с ним выходил «на охоту за типами» для этой картины. Репин не работал как каторжный, с утра до ночи – неделями, месяцами, годами. Через много лет Репин писал мне в письме от 28 февраля 1927 года: «Да, о Столыпине: ведь действительно я не виноват в фоне, в министерстве внутренних дел были красные стены, я все писал добросовестно с натуры и удивлялся тогда, что они не забраковали фона — «на вулкане».
Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам. Дороже всего Репину были ранние часы ибо высший творческий подъем бывал у него всегда по утрам. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступавшим его в мастерской.
Эти-то супы из сена приобрели большую популярность в обывательских массах. Но никакая самая прекрасная форма не могла заставить его примириться с безыдейным искусством. Ах, что за вещь.
Но что было ему делать, если ко второму сеансу, уже через две недели, оно расплывалось, дробилось, теряло свою остроту и вытеснялось другими. Скользящие весенние лучи еще сильнее подчеркивают быстро убегающие минуты. Жил-был такой художник известный – Репин. Конечно, я не предвидел тогда, что этих «пенок» искусства окажется такое количество. «Часы утра — лучшие часы моей жизни», — говорит он в замечательном письме к Владимиру Васильевичу Стасову, поэтически прославляя то счастье (и то страдание), которое дает ему живопись.
Репин любил эту атмосферу идейных интересов и волнений, она была с юности привычна ему. Отсюда, мне кажется, та музыкальность, которая присуща его лучшим картинам. Письмо от 27 июля 1899 г. И была еще одна черта в его творчестве, которая осталась в нем до конца его дней: это пытливое, научно-исследовательское отношение к сюжету. Мы только что видели немало примеров того, что эта «титаническая гордость» была у него действительно «тайной», глубоко запрятанной и только в особых случаях, как теперь в Третьяковке, становилась на мгновение явной. На месте усадьбы осталось лишь дымящееся пепелище. После того, например, как он написал «Запорожцев», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи и величайший авторитет в этой области, профессор Д. И. Яворницкий, не раз утверждал, что за время писания своих «Запорожцев» Репин приобрел столько знаний по истории украинского «лыцарства», что он, Яворницкий, уже ничего нового не может ему сообщить.
Помню, он привел меня как-то в вегетарианскую столовку (в Петербурге, за Казанским собором). Сознание это очень редко пробивалось наружу (словно на мгновение спадала завеса. ) и лишь тогда мы могли убедиться, как несокрушима его безграничная вера в себя и в победительную силу своего дарования. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. Тончайшее нежное сияние петербургской весны обволакивало еще живую плоть. Пробили часы. Художник встрепенулся. Его невероятная скромность, его простота сказывались тогда на каждом шагу.
На Мытнинской площади в Петербурге палачи возвели его на эшафот, привязали цепями к столбу и сломали у него над головой шпагу. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, кем бы я ни восхищался, чем бы ни наслаждался. Это слайды.
В загадочной картине " Какой простор. В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились иногда годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. аль сам надорвешься. Ибо существование вне мастерской, вне работы казалось ему абсолютно бесцельным.
Психологическая правда. Он создает острохарактерные народные типажи ("Мужик с дурным глазом", " Протодиакон" обе работы – 1877, Третьяковская галерея), многочисленные «антологически»-совершенные образы деятелей культуры (М. П. Мусоргский, 1881 П. А. Стрепетова, 1882 П. М. Третьяков, 1883 все – там же и другие образы, в том числе портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты ("Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт", 1889, там же). И искусство я люблю. Старея, художник продолжает удивлять публику. Потом кое-где (очень скупо) присоединил к этим пятнам штрихи, сделанные тонким пером. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. О том, как игриво и франтовато-кокетливо машет щеголь дьякон кадилом и с какой коровьей покорностью шагают скудоумные, тощие странницы и как монументально-увесисто шествует рядом с иконой «мясомордый» разопрелый кулак и какая важная и в то же время смиренно-подобострастная, семенящая походка у двух богомолок, которые благоговейно несут пустой деревянный футляр от иконы и какой раздувшейся вошью выступает во всей своей славе коротконогая и потная помещица, — обо всем этом с такой же выразительностью мог бы написать лишь один человек: Лев Толстой.
Здесь Репин любил читать письма. Вегетарианство ее было очень суровое: она не ела яиц, не пила молока. Он дремал. Никому из нас всех не сделать того, что делает теперь он»43. Переписка, т. III. Детство Репина проходило в Харьковской губернии, его родители были военными поселенцами.
И сейчас же, без передышки, стал рисовать их опять и опять, словно узор на обоях, так что не успели мы оглянуться, вся бумага оказалась усеянной множеством абсолютно одинаковых тигров, одинаковых слонов и т. д. Другой столь же заметной чертой его личности была неутомимая пытливость. Ни одно не осталось безответным. Но все забывалось летом на пленэрах. Художник собственными руками сажал деревья и копал каналы, с помощью которых была создана система небольших озер.
— К. Ч. ). Живопись ее несколько особенная, не имеющая аналогии с остальными из перечисленных картин. Но хотя Илья Ефимович уже издавна привык разговаривать (иногда без умолку) во время писания портретов, хотя эти разговоры ни на минуту не отрывали его от самого напряженного творчества, от разрешения встающих перед ним живописных задач, я заметил, что они с каждым годом все больше затрудняют его и отнимают у него все больше энергии и потому старался по возможности брать на себя всю разговорную часть: с Бехтеревым говорил о гипнотизме, с Битнером — о «Вестнике знания», с Яворской о Киеве, о Ростане, о театральных новинках.
Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись. Но напрасно мечтал он вернуть ему первозданную свежесть: эта свежесть оказалась, по его выражению, «невозвратной, как молодость». Всякий солнечный день — к восходу солнца — я бежал на берег Западной Двины от дому шагов 30-ть.
Репин кланялся, благодарил, провожал его до ворот и еще раз кланялся и прижимал руки к сердцу. По словам художника, вода придавала ему сил и позволяла постоянно сохранять бодрость духа. Печально есть.
Часто читались стихи или отрывки из только что вышедших книг. Помню только, что она объявила себя поклонницей футуристической живописи и что вместо юбки были на ней шаровары, для ношения которых в то время «девушке из хорошего дома» нужна была незаурядная смелость. Алчно глотал: и тон неба и — розовых, перистых облаков над солнцем, — это, к досаде, редко повторялось и, как дополнения: обмелевшую в продолжение лета Двину (над порогами против нас) и лес сейчас за рекой.
по книге: В. Голубев. Умирая, Репин завещал усадьбу Академии художеств. В настоящее время в «Чукоккале» 634 страницы, на которых есть рисунки Репина, записи Горького, Маяковского, Шаляпина, Александра Блока, А. Ф. Кони, Леонида Андреева, Алексея Толстого, Валерия Брюсова, Ник. К красоте формы он был необыкновенно чувствителен. Не всё же ебанутых шведок слушать из этих ваших Европ.
Она стучала в окошечко, оно открывалось на миг и моментально захлопывалось. Письма связывали его с друзьями, живущими иногда далеко, а иногда и рядом — в Петербурге. Зимой. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Жил себе и жил, рисовал потихоньку, влюбился, женился и вообще "всё как у людей". В. В. Битнер — редактор издатель журнала «Вестник знания».
Я позировал ему до самой зимы и кое-что удалось ему в моем портрете исправить. А сколько материала было изучено Репиным для «Ивана Грозного», для «Царевны Софьи» и прочих картин. Писала она также и пьесы. Потомки Ильи Ефимовича ушли отсюда вместе с отступавшими финнами еще в 1940 году. По личному проекту Репина заболоченный участок леса был превращен в настоящий рай. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. Работа мастеров.
Лицо у него было неподвижное, мертвенно-бледное, выражавшее какую-то напряженную думу. К нему приезжали от министерства двора уговаривать, чтобы он отказался от своих славословий, так как они оскорбительны для вдовы «солдафона» и для его сына Николая II, но Репин от этого только сильнее распалился и устроил скульптору такое демонстративное чествование, что многие побоялись принять в нем участие. На все обращенные к нему письма (от кого бы то ни было) Репин считал своим долгом ответить, тратя на это по нескольку часов каждый день.
Двадцать лет он мучился над ней, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней, то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — и чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной. Рисунок исполнен папиросным окурком. – Место, где находились «Пенаты», попало под шквальный огонь «катюш».
Борис Садовской в то время предстал перед Репиным как автор сборника стихов «Самовар». Хорошо всё закончилось, короче. Художник боится потерять мгновения. Кругом все умерло. За окном сверкал март.
Мясоедов и композитор П. И. Как и всякий труженик, Репин умел отдыхать. Но хотя Илья Ефимович уже издавна привык разговаривать (иногда без умолку) во время писания портретов, хотя эти разговоры ни на минуту не отрывали его от самого напряженного творчества, от разрешения встающих перед ним живописных задач, я заметил, что они с каждым годом все больше затрудняют его и отнимают у него все больше энергии и потому старался по возможности брать на себя всю разговорную часть: с Бехтеревым говорил о гипнотизме, с Битнером о «Вестнике знания», с Яворской о Киеве, о Ростане, о театральных новинках. Русская живопись представлена жанром портрета, пейзажа, бытовой картины. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. И особенно искусство. Репин выслушал его недоверчиво, но после нового обморока был вынужден подчиниться врачу.
Ему не терпится увидеть поскорее, что же такое они принесли. Но, кроме Маяковского, он встречал у меня и Хлебникова и Бурлюка и Кульбина и Алексея Крученых. Каков же был этот человек в полном расцвете всех сил, когда творчество не было для него такой изнурительной тяготой, когда на одном мольберте стоял у него «Крестный ход», на другом — «Не ждали», на третьем — «Иван Грозный, убивающий сына», на четвертом — «Отказ от исповеди перед казнью», на пятом — портрет Сютяева, на шестом — тайно от всех — «Запорожцы» когда Крамской говорил о нем: «Он точно будто вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту, словно в ярости какой-то. Для постановки этих пьес Илья Ефимович приобрел на станции Оллила здание дачного театра — в сущности, обширный деревянный сарай, который Наталья Борисовна назвала «Прометей»88. Приходя по воскресеньям ко мне, он просил читать ему Державина и готов был часами слушать и «Фелицу» и «Водопад» и «На взятие Измаила» и «Цирцею» и «Деву за арфою» и оду «Бог» и многое другое.
Весь опыт, мастерство. Жизнь. К немалому моему изумлению, все трое были совсем одинаковы. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. Всю эту снедь приносила ему Александровна, пожилая кухарка. Многие приезжали к Репину не столько для того, чтобы побывать у него в мастерской, сколько для того, чтобы отведать его знаменитое «сено».
К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Все свои портреты Репин писал «враздробь», не соблюдая никакой очередности в изображении отдельных частей человеческого лица и фигуры и той же кистью, которою только что создал мой глаз, вылепил одним ударом и пуговицу у меня на груди и складку у меня на пиджаке. Исаковского, С. Маршака, Ильфа и Петрова, Осипа Мандельштама, Леонова, Константина Федина. Сколько персонажей в его картине «Крестный ход» и хотя все они сбиты в густую толпу, которая ползет по раскаленной дороге, укутанная дымовою завесою пыли, здесь нет ни одного человека, который и походкой и прической и одеждой и жестом не выражал бы самого существа своей личности и в то же время не служил бы выразителем главной идеи картины.
На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». В этой «секретной» была очень любопытная дверь, которая сохранялась до 1907 года. Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. В сущности, это была не злая и не глупая женщина.
Репин жил в Куоккале и зимою и летом, так что всю долгую финскую зиму его «Пенаты» 1 оставались вдали от какого бы то ни было культурного общества, от литературы, науки и музыки. Вглядываясь в эти чернильные пятна, сделанные размякшим и разбухшим окурком, я всегда восхищался их изощренной тональностью ибо одной из сильнейших сторон репинской техники мне всегда представлялась та точность, с которой великий художник фиксировал «световые градации цвета, в зависимости от его положения в пространстве» По выражению Н. Э. Радлова в книге «От Репина до Бориса Григорьева». Холсты расстилаются у его ног на траве. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Считалось, что по-настоящему он работает лишь по утрам, а предвечерние часы проводит в мастерской «просто так» — чистит палитру, готовит холсты и т. д. На самом же деле он тайком, воровски пробирался в «секретную», снова вешал себе на шею палитру и до сумерек отдавал свои силы «Черноморской вольнице» или «Поединку» или «Чудотворной иконе».
Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным». Чуть только Репин усадил его в нужную позу, сразу же стал столько рассказывать нам о своей жизни в Румынии, о своей поездке в Америку, о Сибири, о Николае Анненском, о художнике Ярошенко, о Горьком, о Чехове, что все мы слушали его очарованные (нас было четверо, так как рядом с Репиным у другого мольберта примостился его ученик известный художник И. Бродский). Репин отлично схватил то выражение бравады и вызова, которое было свойственно ей. Но, в отличие от художника, Бунин был гурманом, любителем отличной еды и дорогих напитков. Близорукие.
А для головы царя, уже во время работы над холстом, И. Репину позировали художник Г. Г. Зато всякая обывательская болтовня о болезнях и дрязгах, о квартирах, покупках и тряпках была для него так отвратительна, что он больше пяти минут не выдерживал, сердито вынимал из жилетного кармана часы (на цепочке, старинные, с крышкой) и, заявив, что у него неотложное дело, убегал без оглядки домой, несмотря на все протесты и просьбы собравшихся. 31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. И особенно искусство. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Как звали кудрявую девушку, я, повторяю, забыл.
Он всегда был страшно любопытен ко всяким произведениям искусства. Одно из самых трогательных лиц был Н. А. Морозов»99. О чем она говорила, не помню.
В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с Пенатами (а их размолвки длились порой годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Лучшие мастера свершают дело неповторимое. До сих пор его украшает лишь самый обычный деревянный крест.
Рецепту то уж точно. Одних только этюдов к «Запорожцам» было у Репина несколько сот и мне чудилось, что в них даже штрих украинский: мягкий, музыкальный, лиричный. В 1904 году — «Крест материнства», тоже с его иллюстрациями. Он томился без них, как голодный без хлеба.
Уходящая, трепетная, мерцающая – перед нами. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза. В 1922–1925 пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). -Я снежинки разглядывать люблю. Сохранился и эскиз к этой картине исполненный пером и кистью. В ту зиму я жил уже несколько ближе к «Пенатам».
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Изумилась она, когда его узнала. Выразительная психологическая характеристика каждого персонажа сообщает произведению качества "хоровой" картины (термин Стасова). Теперь, перебирая его письма ко мне, я часто нахожу в них строки, относящиеся к этой картине. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Ребята из A2M тоже, безусловно, не профаны в своём деле.
Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. Прорисовывает корни поваленной сосны. Знаменитые среды, которые она завела в его доме, внесли в его жизнь порядок, давая возможность сосредоточенно работать во все прочие дни и не бояться никаких посетителей (ибо к среде приурочивались также и деловые свидания). Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно.
Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте. В руках у них были какие-то рулоны, альбомы и папки. Правда, наиболее опытные умельцы хитро сбивают рисунок, форсируют или гасят фотоколера.
Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). 2. Путешественников расспрашивал об их путешествиях, хирургов — об их операциях. Сон освежил его.
Низкий табурет у самой койки. Можно было догадаться по их лицам, что они уже давно поджидают его.
Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Я также был похоронен и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом.
Зато они настигли его в Москве. Сама жизнь. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Так, если посчастливится писать с Короленко, — один сеанс, с Ре-Ми — также.
Никому из нас всех не сделать того, что делает теперь он» В. В. Стасов. Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. Кроме того, он не раз повторял, что одной из своих наиболее блестящих удач — композицией «Государственного совета» — он всецело обязан Наталье Борисовне: она приняла к сердцу те трудности, которые он встретил при написании этой картины и помогла ему своими советами, а также сделанными ею фотоснимками. У него тоже была дача в Куоккале, где он написал свою знаменитую книжку От двух до пяти. Чистякова. — Не шелохнулась, застыла, как статуя». Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей.
Зимняя Куоккала была совсем не похожа на летнюю. Ни звука ни от кого».
Полотно не укреплено, шатко. Но нет трудностей, когда пишет само сердце. Несколько раз я бывал с ним в Москве, в Выборге, в Хельсинки, в Ваммельсуу (у Леонида Андреева) и всякий раз он возвращался домой раньше, чем предполагалось вначале. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. И рыбу.
Раскатистый хохот, подобно волнам от брошенного в воду камня (рука писца над бумагой), нарастает в фигурах, расположенных вокруг стола и постепенно затихает на периферии картины. Когда, например, ему стало известно, что Стасов резко осудил его картину «Царевна Софья» и что критик считает ошибочным путь, приведший Репина к созданию этой картины, Репин с гневом восстал против его приговора и, обычно такой мягкий, уступчивый, здесь не сделал ни малейшей уступки и не выразил никаких «сокрушений». Ее слава. Он все понял. Все сокровенное, что было в сердце художника, пришло в движение.
Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Лицо голубого мишки выражает какую-то ироничную издёвку над предыдущими поколениями. Какое изящное визуальное решение имеющее столь глубокий социально-философский подтекст. Вскоре Репин стал учеником АХ, а в 1869 г. уже получил право писать выпускную программу. Тюремное окошечко в двери было вскоре заделано (тем же столяром-латышом, который сработал для Репина и знаменитый вертящийся стол и подвесную палитру).
Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. I. Перт». Выпишите скорее эту брошюру Это такой шедевр литературного искусства. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина. И с тех пор всякий раз, когда попадается мне на глаза страница «Чукоккалы», где Репиным нарисована при помощи спички подбоченившаяся, веселая, кудрявая девушка, уходящая добровольно на фронт, я вспоминаю и ту всеми забытую женщину, которая с таким искренним ужасом смотрела на этот портрет.
Считалось, что по-настоящему он работает лишь по утрам, а предвечерние часы проводит в мастерской «просто так» — чистит палитру, готовит холсты и т. д. Достал палитру и, кое-как пристроив холст к маленькой тумбочке, начал работать. Страшное предчувствие заставляло кисть будто саму писать. Некоторые из них изумительны, хотя после окончания каждого он приговаривал удрученным, виноватым, разочарованным басом: «Ради бога, никому не показывайте, ох, какая вышла банальщина. » Он действовал окурком как кистью и чернильные пятна создавали впечатление живописи.
Каждое утро и вечер делал по 8 глотков из специальной чашки. Ему оставалось одно: его великое прошлое. Казалось, он мучительно силится вспомнить что-то безнадежно забытое. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства.
«Будем судить за форму, за художественность, это понятно нам, жрецам, гастрономам всякого рода, до соловьиных языков, голых задов и прочих даров неисчерпаемой богатством природы, но не будем же уже так нагло относиться к проявлениям разума в жизни, ведь это и есть тот святой дух, который нас ведет к чему-то высшему»35. Правда, через три месяца, по ходатайству художника А. П. И вообще, покосите газон.
Узнав об этой казни, Герцен тогда же с негодованием писал: «Неужели никто из русских художников не нарисует картины, представляющей Чернышевского у позорного столба. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Все это время он держался со мной и моими домашними до такой степени просто и дружественно и мы так привыкли к нему, что мало-помалу совсем перестали ощущать его исторической личностью и он сделался для нас «Ильей Ефимычем», желанным гостем, любимым соседом. Реставрация картины Репина. Он образец скромности и правды»14.
В палате очень тихо. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В этой «секретной» была очень любопытная дверь, которая сохранялась до 1907 года. В эти же годы в его парижской мастерской начал заниматься В. А. Серов.
Всем посетителям также известно было настойчивое требование хозяев Пенатов привыкать-приучаться к самообслуживанию. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни. Вообще его бурная восторженность изумляла меня с первых же дней. Сколько бы они ни прикрывались «чистым искусством» видны ясно из-под этих драпировок их крысьи лапы и слышна вонь их присутствия»29. – воскликнул художник.
Едва только познакомившись с ним, я увидел у него на мольберте картину «Пушкин над Невою в 1835 году», над которой он работал несколько лет. Часы утра, ко я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни. Близкое расположение от столицы Российской Империи, прибрежная курортная зона и можно сказать – море под боком, позволяли жить в тишине и творить на радость потомкам, при этом не быть оторванным от всей светской жизни. «О.
Во имя великих целей. С этого времени Репин сократил свой рабочий день: работал в мастерской лишь до часу, а потом спускался вниз отдыхать, завтракал, полудремал на диване, читал корреспонденцию, только что принесенную с почты, разговаривал по телефону с Петербургом — и все же через два-три часа убегал обратно в мастерскую. Его небезукоризненная грамота екатерининского времени с невероятной живостью рисует Запорожье Уверен, что Вы, как и я (старый дид), будете танцевать от радости от писания Яценка-Зеленского»17. Нет. В 1901 году вышла в свет ее повесть «Эта» с иллюстрациями Ильи Ефимовича.
Только вот Нордман скончалась потом. Но это – совсем другая история. Анненков устроился сзади и стал зарисовывать Репина. И в другом месте снова подчеркивал, что его сугубый реализм составляет в нем, так сказать, «наследственность простонародности», отмечая тем самым демократическую сущность своего реализма.
Ленивый, нетрезвый, невежественный, он являл собою полную противоположность отцу. У меня в это время сидели режиссер Н. Н. Евреинов и художник Юрий Анненков. Это было то, что нужно для моего царевича". Как известно, в 1864 году царское правительство подвергло Н. Г. Чернышевского оскорбительному обряду «гражданской казни». Чтение Маяковского, С. Городецкого, Горького, пение Скитальца и др. - в Киоске, а не в Храме Изиды, где читали Тарханов, Леонид Андреев Про «Пенаты» можно сказать: все побывали тут.
Важный раздел в собрании музея составляют произведения русского искусства. Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Я позировал ему до самой зимы и кое-что удалось ему в моем портрете исправить.
Все это было нелепо, но — искренне. Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю – написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Не «этюд», а картина, с кружками в глазах от солнца — писалась мною все лето в Здравневе, забыл, в котором году.
M,, «Искусство», 1952, стр. Кроме общедоступной большой мастерской, занимавшей весь второй этаж его Пенатов, была еще одна мастерская, «секретная» и, проработав пять или шесть часов кряду в одной, он шел без всякой передышки в другую, к новым, «засекреченным» холстам. В августе 1944 года усадьба и могила живописца были уничтожены. Но хотя Илья Ефимович уже издавна привык разговаривать (иногда без умолку) во время писания портретов, хотя эти разговоры ни на минуту не отрывали его от самого напряженного творчества, от разрешения встающих перед ним живописных задач, я заметил, что они с каждым годом все больше затрудняют его и отнимают у него все больше энергии и потому старался по возможности брать на себя всю разговорную часть: с Бехтеревым говорил о гипнотизме, с Битнером о «Вестнике знания», с Яворской о Киеве, о Ростане, о театральных новинках. Правда, Репин в своих воспоминаниях пишет, что в присутствии Льва Николаевича он, «как загипнотизированный», мог «только подчиняться его воле» и что всякое положение, высказываемое Львом Николаевичем, казалось ему в ту минуту бесспорным, — среди близких Толстому людей не было другого человека, который так страстно и упорно боролся бы с толстовским аскетизмом, толстовским непротивлением злу, толстовским утилитарным подходом к искусству. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала.
А сколько материала было изучено Репиным для «Ивана Грозного», для «Царевны Софьи» и прочих картин. А "яз" в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь.
Он хотел верить, что судьба не впервой вынесет его на свет божий. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. И теперь, едва только был закончен набросок углем, он со знакомой мне нетерпеливой страстью быстро повесил себе на шею палитру, словно боясь опоздать и через десять-пятнадцать минут на холсте уже возникли передо мной мои брови, мой лоб, мои волосы и тут же, заодно, мои руки.
Еще в молодости Репин с презрением писал Стасову о «затхлых рутинерах», которые ценят великих мастеров только за их виртуозность. «Пенаты» же заняли финские войска, устроившие в доме художника штаб с наблюдательным пунктом. Ну, как не стыдно – русский. Утром проснулся, лопуха нарвал, вот тебе и обед.
Пером нарисована на этом рисунке сидящая в отдалении женщина. Изучаешь этап за этапом все периоды его неутомимого творчества и всякий раз совершается чудо: беспомощный, дряхлый старик снова встает перед тобой силачом, легко раскрывающим самые глубины души человеческой. Этот «простонародный», беспощадно правдивый реализм был до такой степени свойствен ему, что проявлялся в нем даже вопреки его Первоначальным намерениям. А в апреле 1918 года он внезапно стал иностранцем. «Святое недовольство» собою далеко не всегда угнетало его вообще он был человек очень сложный, в нем легко уживались противоречивые качества и наряду с приступами мучительного неверия в свое дарование, наряду с этой упорной и раз навсегда усвоенной скромностью было в Репине где-то под спудом иное — глубоко затаенное гордое чувство ибо не мог же он — наедине с собою, так сказать, в тайнике души — не сознавать всей огромности той исторической роли, которая сыграна им в русском национальном искусстве. Репин «Портрет композитора М. П. Мусоргского»)Мусоргский умирал. Об этом знали многоопытные врачи Николаевского морского госпиталя. Они внимательно щупали пульс.
Я указал ему на это обстоятельство и он страшно на меня рассердился, повторяя, что это «ангельски добрая, прекрасная личность» и что я вношу в его портрет этой женщины свою собственную ненависть к ней. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. (К слову, нельзя не заметить, что микрофон бывает крайне необходим.
Вот в Ваших Бурлаках", например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, мня типы творить". Бела Горская — певица. В 1910 году — «Интимные страницы». Он сам в своей книге рассказывает, что, когда он задумал написать портрет Ге, он хотел придать ему черты той юношеской страстной восторженности, которая уже не была свойственна этому человеку в то время. Однажды Репин пригласил Ивана Бунина – чтобы написать портрет знаменитого писателя.
Она стучала в окошечко, оно открывалось на миг и моментально захлопывалось. «Не «этюд», а картина, с кружками в глазах от солнца — писалась мною все лето в Здравневе, забыл в котором году. Для всякого, кто внимательно вчитается в статью Репина «Николай Николаевич Ге», станет ясно, что вся она выражает собою протест против влияния теорий толстовства на творческую деятельность Ге. Особенно красочно-задушевны образы родных художника: " Осенний букет" (дочь Вера), 1892, там же целый ряд картин с женой Репина Н. И. Нордман-Северовой.
В мороз. Найденную в "Запорожцах" композиционную формулу – сложное развитие концентрических форм с центральным узлом в фигуре пишущего – Репин позднее использовал в грандиозном по размаху и сложности полотне "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения" (1903). Она читала мне отрывки из своего дневника, посвященные главным образом Репину и его окружению (1903-1909) и я был удивлен ее талантливостью: столько здесь было зоркого и меткого юмора, столько свежей женской наблюдательности. Это пожалуй интереснее и плодотворнее».
С артисткой Яворской, например, у меня не было никаких хлопот. Не живописность ради живописности, не щегольство удачными мазками, столь привлекательное для эстетствующих любителей живописи, а «суть предмета», «материя как таковая», точное воспроизведение зримого, без всякой похвальбы артистической техникой. И все Вас вспоминаю. ) Помните лекции. Против этой выспренной поэтики символистских заглавий по-своему протестовали тогда футуристы, дававшие своим книгам такие названия, как «Дохлая луна», «Засахаре кры» и пр.
Молева считает, что начало всему положила первая часть драматической трилогии А. К. Вот откуда вышел Горький. История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. В этот яркий июльский день, когда, переходя из аллеи в аллею, вдоволь насладившись и белыми китайскими розами и флоксами и зарослями оранжевых лилий, постояв у тихого пруда, на берегу которого вечно играли в индейцев его насупленные внуки Гай и Дий, одетые как девочки (с косичками. ), он приблизился наконец к гордости своего сада — к абиссинскому колодцу из глубины колодца ночью и днем била ледяная вода.
Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Его кисть была правдивее его самого. Мало кто, однако, знает, что расположение на берегу Финского залива сыграло с усадьбой передвижника злую шутку. Производство быстро набирало обороты. Зощенко, Сергея Михалкова, Л. Пантелеева, Евгения Шварца и многих других. И. Долгополов "Незабываемое" (И.
«Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Эта «сосновая шуба» принесла ей простуду, а супы из сена — малокровие. К лицу шли вышитая косоворотка и халат, привезенные Мусоргскому женой Кюи – Мальвиной Рафаиловной. Мольберта не было. Мастер открыл этюдник. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии.
Только Тенишеву. Приходя по воскресеньям ко мне, он просил читать ему Державина и готов был часами слушать и «Фелицу» и «Водопад» и «На взятие Измаила» и «Цирцею» и «Деву за арфою» и оду «Бог» и многое другое. Вообще он так глубоко изучал материал для каждой своей картины, что иные из этих картин поистине можно назвать «университетами Репина».
Быть может, благодаря ей Репин и дожил до 86 лет. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками (при мне он работал не раз то с Еленой Киселевой, то с Кустодиевым, то с Бродским, то с Паоло Трубецким). Вы, должно быть, поляк. Не, ну а чего, экономия. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). Я не помню случая, когда бы он уезжал на концерт или в гости без нее. Считалось, что по-настоящему он работает лишь по утрам, а предвечерние часы проводит в мастерской «просто так» — чистит палитру, готовит холсты и т. д. На самом же деле он тайком, воровски пробирался в «секретную», снова вешал себе на шею палитру и до сумерек отдавал свои силы «Черноморской вольнице» или «Поединку» или «Чудотворной иконе».
Так, вполне очевидна репрезентативная природа артистического взмаха рук А. Г. Рубинштейна (1887), пронзительного взгляда В. В. Стасова (1883), пирамидальной величественности баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), философской сосредоточенности мыслителя Л. Н. Толстого (1887). М. -Л., 1936, стр. Чтобы избежать юбилейных торжеств, он запер свою мастерскую на ключ и в праздничном светло-сером костюме, с розой в петлице, с траурной лентой на шляпе поднялся по лестнице ко мне в мою комнату и попросил «ради праздника» почитать ему Пушкина. Репин присел к столу и тотчас же принялся за рисование.
«Есть чудо. В детстве он был дефективным и даже грамоте научился с трудом. Мне казалось диким, что, когда Репин проходит по куоккальской улице, никто даже не оглянется на него, не побежит вслед за ним: поздороваются и пройдут себе мимо.
Но встречи ждать долго, а мысли нахлынули. Вглядываясь в эти чернильные пятна, сделанные размякшим и разбухшим окурком, я всегда восхищался их изощренной тональностью ибо одной из сильнейших сторон репинской техники мне всегда представлялась та точность, с которой художник фиксировал «световые градации цвета, в зависимости от его положения в пространстве». Илья Ефимович торопливо подходит к своим тяжеловесным гостям. Все современное было враждебно ему. Каков же был этот человек в полном расцвете всех сил, когда творчество не было для него такой изнурительной тяготой, когда на одном мольберте стоял у него «Крестный ход», на другом — «Не ждали», на третьем — «Иван Грозный, убивающий сына», на четвертом — «Отказ от исповеди перед казнью», на пятом — портрет Сютяева, на шестом — тайно от всех «Запорожцы» когда Крамской говорил о нем: «Он точно будто вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту, словно в ярости какой-то. Ведь «кроткою улыбкой увяданья» у этой женщины светит не только лицо такая же улыбка сказалась и в том, как она держит свои безвольные руки и как обвисли волосы у нее за спиной. Он же пробурил в «Пенатах» семидесятиметровую артезианскую скважину. Стоило очутиться в «Пенатах» какому-нибудь астроному, механику, химику — и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывал его множеством жадных вопросов и почтительно слушал его ученую речь.
Трудно назвать более известную работу Шишкина. Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. Ибо только на поверхностный взгляд он казался таким покладистым, уступчивым, мягким. Помню, у меня на террасе во время мирного чаепития Репин в присутствии художников Сергея Судейкина и Бориса Григорьева заспорил с футуристами Пуни и Кульбиным об одном ненавистном ему живописце и все порывался в ослеплении гнева схватить руками жаркий самовар. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни. О том, как игриво и франтовато-кокетливо машет щеголь дьякон кадилом и с какой коровьей покорностью шагают скудоумные, тощие странницы и как монументально-увесисто шествует рядом с иконой «мясомордый», разопрелый кулак и какая важная и в то же время смиренно-подобострастная, семенящая походка у двух богомолок, которые благоговейно несут пустой деревянный футляр от иконы и какой раздувшейся вошью выступает во всей своей славе коротконогая и потная помещица, — обо всем этом с такой же выразительностью мог бы написать лишь один человек: Лев Толстой.
Репин издали тревожно прислушивался к этому телефонному шуму и когда Наталье Борисовне удалось наконец получить от редакции «Русского слова» подтверждение утренних сведений, тотчас же ушел собираться в дорогу, все такой же внешне спокойный и бодрый. И, несмотря на то, что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу я подскакиваю, со всем запасом моих застарелых углей и дерзаю, дерзаю, дерзаю до полной потери старческих сил». Со своими учениками и вообще с молодыми чувствовал себя на равной ноге, по-товарищески.
Но кисть отказалась льстить и изобразила, к огорчению Репина, суровую, неподслащенную правду. Помню, как Дорошевич, князь Барятинский и артистка Яворская привезли с собою в «Пенаты» ветчину и тайно от Репина ели ее тотчас же после обеда, хотя репинские обеды были и обильны и сытны. Оно, всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретать новые и новые знания. Эта картина уже готова почти».
Особенно ценил он «Что делать. » и знал оттуда несколько страниц наизусть, главным образом «Третий сон Веры Павловны». Только вот с женой не сложилось. Я знал эту породу людей. Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Конечно, он ошибся, полагая, что 2 августа будет последний сеанс. И эта радость дала мне идею картины. Серьезно, есть ли среди финнов более известный художник.
Правда называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу». О доме Репина напоминала только печь. Только этим я и могу объяснить, что начиная с зимы 1908 — 1909 года он стал все чаще и чаще бывать у меня (вместе со своей женою Натальей Борисовной) и нередко проводил на моей маленькой даче все свои воскресные досуги. Письма его были большие, на пяти-шести листах. Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками.
Даже когда он убегает от вновь нарастающей волны мировой нравственной и идеологической революции (которую символично выражает медведь справа) он спокойно и иронично ухмыляется над стремлениями нового молодого поколения, словно предрекая скорый крах их мечтаний о новом справедливом мире. Я сопровождал его до станции Оллила и оттуда в поезде до Питера. Таким я еще никогда не видал его. Написала она не много, так как стала писательницей лишь на сороковом году жизни. до полной потери старческих сил» Цит. «Я не могу, — писал он, — заниматься непосредственным творчеством (то есть «искусством для искусства». Но художник как ни в чем не бывало продолжал жить в «Пенатах». Отец, муж, вечный искатель женской красоты и юности, неврастеник, не умеющий обрести душевного равновесия даже перед лицом государственных дел, – все казалось тогда откровением".
По словам научного руководителя музея-усадьбы «Пенаты» Елены Кириллиной и в советско-финскую и в Великую Отечественную войну репинское поместье находилось на передовой. Самое заглавие этой книги воспринималось в ту пору как бунт. Вообще он так глубоко изучал материал для каждой своей картины, что иные из этих картин поистине можно назвать «Университетами Репина». А все же заячьи уши торчат.
Он томился без них, как голодный без хлеба. Дав волю своей фантазии, Репин тщательно продумывал облик и структуру каждого элемента. Но, в отличие от художника, Бунин был гурманом, любителем отличной еды и дорогих напитков. Борис Садовской, ненавидя и тех и других, выступил против них со своим «Самоваром». Толстого. Вот строки из письма, отправленного композитором художнику в 1873 году. В этих словах – вся своеобычность автора:Так вот как, славный коренник.
Это самая настоящая пустышка. "9 вал" Айвазовского отдыхает. Здание пришлось восстанавливать по сохранившимся чертежам. Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком. Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову.
"Модест Петрович действительно выглядел бодрее. Купивший ее П. М. В нем, как в художнике, нет пафоса, но только глубокое и искреннее восхищение величаем земли.
Они отражают время, в котором живут. Быть может, вот таким образом судьба усадьбы и сложилась так плачевно. Вблизи и в шубе. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. Вообще всякий, кто хоть бегло перелистает его мемуары, увидит, что, кажется, ни один человек не умел так жарко, самозабвенно, неистово восхищаться материей, «физикой» окружающего реального мира. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Круглый стол изобретенный ею, был вполне приспособлен для того пестрого общества, которое собиралось по средам в «Пенатах»: за стол этот каждый садился по жребию и тем устранялись возможности местничества. Здесь Репин трудился и отдыхал, с удовольствием принимал многочисленных посетителей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, неизлечимо. В тринадцатом году — или несколько позже — он купил на мое имя ту летнюю дачу, в которой я жил тогда (наискосок от «Пенатов»), перестроил ее всю, от основания до крыши, чтобы она стала годна для зимы, причем сам приходил наблюдать, как работают плотники и сам руководил их работой. Ироничная скорбь жертвы смешанная со страхом и всепоглащающая злость и обида преследователя (или он жертва. ). Я счастлив, что при своей жизни увидел рождения этого шедевра мировой культуры.
Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой. Гости не спеша распаковывают привезенные ими покупки.
Его темпераментная кисть насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878–1891", там же "Иван Грозный и сын его Иван", 1885, Третьяковская галерея). Возрожденный и увековеченный кистью мастера. Репин и Мусоргский. Друзья. Более того, единомышленники. Заглавия поэтических сборников отличались тогда либо высокопарной торжественностью: «Золото в лазури», «Будем, как солнце», «Cor ardens», либо тяготели к абстракциям: «Нечаянная радость», «Безбрежность», «Прозрачность».
Он должен, должен оставить людям образ этого необъяснимого, единственного человека. К этому образу Репин возвращался несколько раз. Вглядываясь в эти чернильные пятна, сделанные размякшим и разбухшим окурком, я всегда восхищался их изощренной тональностью ибо одной из сильнейших сторон репинской техники мне всегда представлялась та точность, с которой художник фиксировал «световые градации цвета, в зависимости от его положения в пространстве»48.
«Перечитываю Короленко, - писал он мне на восемьдесят третьем году своей жизни. - Какая гениальная вещь его «Тени». Самое лучшее, что можно сказать о ней: она часто не похожа на свои брошюры и памфлеты. «Если Вы возвратились из Вашего веселого путешествия в Хельсинки то не удосужитесь ли в понедельник 2 августа ко мне попозировать (очень необходимо: думаю, будет последний сеанс) Отныне, то есть после Вашего затянувшегося портрета, я намереваюсь взять другую методу: писать только один сеанс — как выйдет, так и баста, а то все в разном настроении: затягивается и теряется свежесть и живописи впечатление первое от лица. Многим, поверхностно знавшим художника, чудились здесь рисовка игра. Алчно глотал: и тон неба, — розовых, перистых облаков над солнцем, — это, к досаде, редко повторялось и как дополнения: обмелевшую в продолжение лета Двину (над порогами против нас) и лес сейчас за рекой. Там же, у небольшого деревянного дома, покоится прах художника.
И по своему мастерству, по своей пластике, по своей выразительности они показались мне гораздо выше самих «Запорожцев», но когда я попробовал заикнуться об этом, Репин сердито нахмурился: он не придавал этим этюдам самостоятельной ценности и видел в них лишь черновые наброски для задуманных им картин. Да и в прочих ее писаниях чувствуется что-то не совсем безнадежное. И писал уже в преклонных годах: «Недавно в письмах Чернышевского мне представился весь действительный ужас заживо погребенного русского гения». Всякий раз, когда Илья Ефимович спрашивал ее, устала ли она, она отрывисто и хриповато отвечала: «Нисколько. » Короленко тоже был превосходным «натурщиком».
Но напрасно мечтал он вернуть ему первозданную свежесть: эта свежесть оказалась, по его выражению, «невозвратной, как молодость». Тут почти не было стен — сплошные окна. Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами и не разобрать даже ни цвета, ни материи из которой они сделаны. Картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-91) посвящена смеху. 16.
Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. До сих пор, несмотря на все усилия, не удается. На самом же деле он тайком, воровски пробирался в «секретную», снова вешал себе на шею палитру и до сумерек отдавал свои силы «Черноморской вольнице» или «Поединку» или «Чудотворной иконе». Называла себя свободной финкой.
" (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Хотел встать.
Очень значительна по замыслу композиция «Утро Воскресения» — большой холст, начатый в 1921 г. Оторванный от России, одинокий среди чуждого окружения Репин все чаще обращается к евангельским темам. Слушая «Медного всадника», которого я читал ему вслух, он взял четвертушку бумаги и начал рисовать всех собравшихся. Пафос и протест в картинах Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом " Крестном ходе в Курской губернии" (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества ("Отказ от исповеди", 1879–1885 " Не ждали", 1884 " Арест пропагандиста", 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи ("Прием волостных старшин Александром III", 1885, там же "Торжественное заседание Государственного Совета", 1901–1903, Русский музей). Двадцать лет он мучился над нею, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — и чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной.
Верная, сильная рука мастера наносит на полотно трагедию бытия. В назначенное время Илья Ефимович приехал на выставку.
Его щедрость я имел случай испытать на себе. Но этому помешала Октябрьская революция Местом паломничества туристов со всего мира по сей день является маленькая усадьба на берегу Финского залива – знаменитые «Пенаты» великого русского художника Ильи Репина. В толпе он постоянно стушевывался. Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. Он пишет А. Ф. Кони 4 июля 1921 г. : «А я, как потерянный пьяница, не мог воздержаться от евангельских сюжетов (и это всякий раз на страстной) — они обуревают меня Вот и теперь: есть (уже написана) встреча с Магдалиной у своей могилы (Иосифа Арим), появление его, по невероятно дерзкому желанию Фомы, на собрании Нет руки, которая взяла бы меня за шиворот и отвела от этих посягательств». На камне слева от фигуры Христа подпись и дата: «1922.
Как не радоваться. В годы своего расцвета великий художник, очевидно, умел отметать от себя эти последующие наслоения чувств и оставался верен до конца своему первоначальному замыслу. Самое количество этих картин поражает своей колоссальностью. И тут же великолепные фигуры из самой гущи народной: истовый послушник, похожий на Толстого семидесятых годов, крестьяне, знаменитый горбун.
В то же лето у того же колодца он чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. Репин в это самое время сделал несколько набросков на отдельных листках — один с Николая Евреинова, другой с меня (читающего книгу) и с писателя Юлия Волина, который вышел у него необыкновенно похож, не только внешностью, но и самой сутью характера. Он сидел на стуле. Придвинулся вплотную к картине и пожирал ее глазами.
Кольцова, Мих. Таким образом раньше осени картина вряд ли будет снова выставлена. Страстно любил разговоры на литературные и научные темы. Пропустив этот год (конкурировал Г. И. Семирадский), он сделал свой главный творческий выбор: уехал на Волгу и начал работу над темой бурлаков.
Пушнин в изображении Репина. «. И все же, если бы я изобразил Репина только таким, я сказал бы о нем большую неправду. Сколько персонажей в его картине «Крестный ход» и хотя все они сбиты в густую толпу, которая ползет по раскаленной дороге, укутанная дымовой завесой пыли, там нет ни одного человека, который и походкой и прической и одеждой и жестом не выражал бы самого существа своей личности и в то же время не служил бы выразителем главной идеи картины. Только пронзительно громко тикают часы.
Лев Разгон рассказывал захватывающую историю о Чуковском, Репине и портрете первого, принадлежавшем кисти второго, а также о том, как Чуковский заклинал Репина не возвращаться на Родину и как ему это потом припомнили власти, сдав его портрет, находившийся на хранении в Третьяковке, в комиссионный магазин, откуда он в итоге попал в Израиль и потом некий богач-иностранец искал встречи с Чуковским, дабы вручить ему в дар бесценную реликвию, а тот столь же тщательно скрывался от настойчивого визитёра. Голова Магдалины писана с Веры, но черты лица значительно утончены и облагорожены. «Видно, что волевая натура, — говорил о ней Репин. Спешит, спешит Репин. Кисть чуть слышно касается палитры.
Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей. "Бурлаки на Волге" (1870-73) нарушили привычную границу между жанровой и исторической живописью. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», – вспоминал Шишкин. В национальной галерее «Атенеум» он провел целый день с утра до вечера и кому же из посетителей, чинно бродивших по залам, могло прийти в голову, что этот экспансивный старик, восторженно жестикулирующий перед каким-то малозаметным холстом, — один из самых замечательных мастеров русской живописи.
Когда она восстала, например, против шуб и мехов, составлявших, как она выражалась, «привилегию зажиточных классов», она в самый лютый мороз облеклась в какое-то худое пальтишко, подбитое сосновыми стружками и уверяла, что ей гораздо теплее, чем нам, закутанным в «шкуры зверей»: ведь дают же стружки тепло, когда мы сжигаем их в печке. Но художник опередил этот порыв. Обнял и поцеловал:Да ты сегодня молодцом. Особенно привлекала художников личность Ивана Грозного.
Сама натура музыканта-исполина отразилась в картине. Игровой мир визуализирован под некое плюшевое царство насилия. Дверь массивная, тяжелая, глухая и в ней небольшое окошечко. Ибо существование вне мастерской, вне работы казалось ему абсолютно бесцельным.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К. И. Чуковским). наступает перелом в эстетических устремлениях мастера. Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют.
С благодарностью он всегда вспоминал знакомого студента-москвича, который посоветовал ему еще в конце семидесятых годов спать при открытых окнах. В течение полугода там создавался музей. Иванова, Валентина Катаева, Мих. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича.
Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин. Репин, воспитанный на эстетических идеалах 1860-х гг. M. —Л., «Искусство», 1950, стр. Открылась в Петербурге выставка «левых» иностранных художников под названием «Салон Издебского». Письмо было помечено 7 июня 1925 года. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс.
Ушла не я, а принадлежность «Пенатов». Повесишь эту бумажную импровизацию на стену — и в комнате становится весело. На него надвигались две мировые войны и величайшая в мире революция, а он пытался отгородиться от этого неотвратимого будущего идиллическим своим «Самоваром», стихами своего боготворимого Фета, бисерными кошельками, старинными оборотами стилизованной речи. При мне академик Бехтерев излагал в «Пенатах» теорию гипнотизма и нужно было видеть, с каким упоением слушал его лекцию Репин. Не было рамы. Решили задрапировать холст черным материалом. Первое, что увидел Стасов, была оцепеневшая фигура Крамского. Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому.
Вс. Работать неловко. Тут же у него перенимали опыт будущие классики Кустодиев, Бродский, Куликов, Малявин.
На эскизе Христос сидит рядом с матерью. После октябрьского переворота 1917 художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Даже Лев Толстой оказался бессилен покорить его своему обаянию.
Тут и пришел на помощь Савицкий. После того, например, как он написал «Запорожцев», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи и величайший авторитет в этой области, профессор Д. И. Яворницкий, не раз утверждал, что за время писания своих «Запорожцев» Репин приобрел столько знаний по истории украинского «лыцарства», что он, Яворницкий, уже ничего нового не может ему сообщить. к нему пришел первый успех, который ширился с каждой новой картиной и привел художника к безграничной славе редкая выставка передвижников, начиная с третьей, обходилась без его работ. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. В положенное время кололи лекарства. Тайком вздыхали:"Не жилец. Точнее дамы широких взглядов и широкой талией под именем Натальей (но это не точно) Нордман. Ну, вообще она следила за модными тенденциями тех времен. Когда он писал свою картину «Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе», он для одной только фигуры Державина проштудировал и двухтомную гротовскую «Жизнь Державина» и обширные «Записки» поэта и многотомное собрание его сочинений.
Некоторые из них изумительны, хотя после окончания каждого он приговаривал удрученным, виноватым, разочарованным басом: «Ради бога, никому не показывайте, ох какая вышла банальщина. » Он действовал окурком как кистью и чернильные пятна создавали впечатление живописи. Несколько раз я бывал с ним в Москве, в Выборге, в Хельсинках, в Ваммельсуу (у Леонида Андреева) и всякий раз он возвращался домой раньше, чем предполагалось вначале. Думаю, что нет. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги.
Звали его Эдя Рубинштейн. Вся прелесть первого наброска исчезла и, сознавая это, Бродский удрученно молчал. Она ему:- Илюша, у тебя дети, семья, а ты картинки малюешь, да с дамами непотребствами занимаешься. Репин макал этот окурок в чернильницу и пользовался им, словно кистью.
Так-то, коренник. Между прочим, микрофон имеет своего собрата в сегодняшней живописи. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. И да, в мастерской был снег. -Ну а чо – по привычке ответил Репин. Но когда художник больше не мог творить, он шел в свой рабочий кабинет, как в храм воздуха и света.
Ибо заказав портрет Ефимычу, оный встретил его с открыми окнами, дверьми и иже с ним. Каждая картина, особенно в последние годы, давалась ему с таким надрывным трудом, он столько раз менял, перекраивал, переиначивал в ней каждый вершок, предъявляя к себе при этом такие невыполнимые требования, что у него и в самом деле выдавались периоды, когда он ненавидел себя за свою «неумелость». Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу.
Гумилева, А. Куприна, Ивана Бунина, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, а также Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Мих. И особенно искусство. Сколько персонажей в его картине «Крестный ход» и хотя все они сбиты в густую толпу, которая ползет по раскаленной дороге, укутанная дымовою завесою пыли, там нет ни одного человека, который и походкой и прической и одеждой и жестом не выражал бы самого существа своей личности и в то же время не служил бы выразителем главной идеи картины. Работу над экспозицией прервала Великая Отечественная война.
Усадьба принимала нынешний известный всему миру, облик постепенно. Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930. я подскакиваю со всем запасом моих застарелых углей и дерзаю, дерзаю, дерзаю.
В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину».
Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Изготовление такого стекла займет немало времени. Репин выслушал его недоверчиво, но после нового обморока был вынужден подчиниться врачу. (Сократ, Олимп, граждане Эллады. ) Удивительно, непостижимо.
Он сидел в кресле. Впоследствии он горько сожалел, что его замысел остался неосуществленным. Там же по соседству ещё Чуковский жил летом.
Был у Репина сосед инженер и была у этого инженера жена, особа замечательно пошлая. О том, как игриво и франтовато-кокетливо машет щеголь дьякон кадилом и с какой коровьей покорностью шагают скудоумные, тощие странницы и как монументально-увесисто шествует рядом с иконой «мясомордый», разопрелый кулак и какая важная и в то же время смиренно-подобострастная, семенящая походка у двух богомолок, которые благоговейно несут пустой деревянный футляр от иконы и какой раздувшейся вошью выступает во всей своей славе коротконогая и потная помещица, — обо всем этом с такой же выразительностью мог бы написать лишь один человек: Лев Толстой. С этого времени Репин сократил свой рабочий день: работал в мастерской лишь до часу, а потом спускался вниз отдыхать, завтракал, полудремал на диване, читал корреспонденцию, только что принесенную с почты, разговаривал по телефону с Петербургом — и все же через два-три часа убегал обратно в мастерскую. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья.
После того, например, как он написал «Запорожцев», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи и величайший авторитет в этой области, профессор Д. И. Яворницкий не раз утверждал, что за время писания своих «Запорожцев» Репин приобрел столько знаний по истории украинского «лыцарства», что он, Яворницкий, уже ничего нового не может ему сообщить. Я подумал, что и Христос обрадовался, когда почувствовал, что он жив и здоров был настолько, что отвалил камень (вроде плиты) заставлявший вход в хорошо отделанную гробницу Никодима и вышел. Продукция получала призы и награды на выставках. "В холодной, – вспоминала его дочь, – спали и папа и мама и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица". Бларамберг. Тюремное окошечко в двери было вскоре заделано (тем же столяром-латышом, который сработал для Репина и знаменитый вертящийся стол и подвесную палитру).
Торопится, торопится Репин. Ведь художник видел взоры врачей, медицинских сестер. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. 36. Но 7 сентября к нам пришла старшая сестра художника Ивана Альбертовича Пуни (я забыл ее имя), она добровольно отправлялась на фронт в качестве сестры милосердия. Каков же был этот человек в полном расцвете всех сил, когда творчество не было для него такой изнурнтельной тяготой, когда на одном мольберте стоял у него «Крестный ход», на другом — «Не ждали», на третьем — «Иван Грозный, убивающий сына», на четвертом— «Отказ от исповеди перед казнью», на пятом— портрет Сютаева, на шестом — тайно от всех — «Запорожцы» когда Крамской говорил о нем: «Он точно будто вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту, словно в ярости какой-то.
Не случайно исследователи называют не менее десяти манер, связанных с теми или иными художественными привязанностями мастера (от живописи XVII в. до импрессионизма). Мне, провинциалу, с детства привыкшему связывать с его именем представление о бессмертных заслугах, было даже странно, что и в аптеке и в булочной его ничем не выделяют из серой массы других покупателей, что говорливый приказчик «Меркурия», отпуская ему свой товар, обращается к нему с теми же бойкими шуточками, что и ко всем остальным и что никто не считает его появления в лавке событием. Бережно притрагивается к холсту. Небо, вода, морские бездны. В начале 1890-х гг. Она свято верила во все свои новшества и первая становилась их жертвой.
Все свои портреты Репин писал «враздробь», не соблюдая никакой очередности в изображении отдельных частей человеческого лица и фигуры и той же кистью, которой только что создал мой глаз, вылепил одним ударом и пуговицу у меня на груди и складку у меня на пиджаке. Но и это не повлияло на Репина и, хотя он очень любил переделывать свои композиции, дополнять их исправлять, «кочевряжить», в этой картине он не изменил ни единой черты, так как и здесь, как везде, следовал собственному своему убеждению, даже наперекор самым авторитетным ценителям. Это чудо прислал мне Дмитрий Иванович Яворницкий «Две поездки в Запорожскую Сечь Яценка-Зеленского, монаха Полтавского монастыря, в 1750-1751 годах». Глубокое сходство. Григорий Петров — публицист. Он постоянно говорил и писал: «Завтра я приду к вам в Чукоккалу» или «У вас в Чукоккале» и т. д. Около этого времени у Ильи Ефимовича сильно заболела рука и я стал по воскресеньям прятать от него перья и карандаши, чтобы он не утомлял больную руку.
В цветовом построении картины И. Репина преобладает интенсивный красный цвет. Конечно, он ошибся, полагая, что 2 августа будет последний сеанс.
Замечательно, что в качестве местности, где сделан рисунок, Репин в подписи под рисунком указал Чукоккалу, так как, по его убеждению, Чукоккалой надлежало называть не только мою книгу, но и дом, где я жил. Алчно глотал: и тон неба и — розовых, перистых облаков над солнцем, — это, к досаде, редко повторялось и, как дополнения: обмелевшую в продолжение лета Двину (над порогами против нас) и лес сейчас за рекой. Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство. Не проходило и месяца, как его уже тянуло обратно — к своему родному самовару. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». Незадолго до этого, в том же году, умерла в Швейцарии Наталья Борисовна Нордман и Репин остался в «Пенатах» один.
Увидел его там один из моих знакомых студентов. "Животрепещущая действительность" развернута в монументальном полотне "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83). Боголюбова, близкого ко двору, запрет был снят.
А начальник станции Бромс (или Брумс), наделенный от природы такой напыщенной важностью, которая присуща лишь тупицам, разговаривал с ним даже чуть-чуть свысока и все это казалось мне очень обидным. Всю эту снедь приносила ему Александровна, пожилая кухарка. Это вовсе не значит, что в оценке картин он руководствовался лишь их содержанием.
"О Боже, зачем они такие грязные, оборванные. Никому из нас всех не сделать того, что делает теперь он». -Так нехер мою душу терзать – отвечал Репин и кидался кисточками. Ничего лишнего. Ни одного неверного удара не нанесла кисть художника.
Она часто бывала в «Пенатах» и оказывала Репину, его дочери и Наталье Борисовне Нордман много добрососедских услуг, так что Репин чувствовал себя чрезвычайно обязанным ей и решил из благодарности написать ее акварельный портрет. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Некоторые из них изумительны, хотя после окончания каждого он приговаривал удрученным, виноватым, разочарованным басом: «Ради бога, никому не показывайте, ох, какая вышла банальщина. » Он действовал окурком, как кистью и чернильные пятна создавали впечатление живописи. Вообще он так глубоко изучал материал для каждой своей картины, что иные из этих картин поистине можно назвать «университетами Репина». Тюремное окошечко в двери было вскоре заделано (тем же столяром-латышсм, который сработал для Репина и знаменитый вертящийся стол и подвесную палитру).
Из других пенатских картин надо остановиться на сравнительно небольшом холсте, тоже на библейскую тему — «Отрок Христос в храме». После этого случайного знакомства я нередко встречал его то на почте, то в булочной, то в аптеке, то в лавке бакалейных товаров, носившей громкое название «Меркурий». Как мог он так близко подойти к святая святых язычества. Избранные сочинения, т. I. Поедая сено. Ах да, Нордман-Северова и прислугу эту травушку есть заставляла.
Кроме общедоступной большой мастерской, занимавшей весь второй этаж его «Пенатов», была еще одна мастерская, «секретная» и, проработав пять или шесть часов кряду в одной, он шел без всякой передышки в другую, к новым, «засекреченным» холстам. «Вера меня так обрадовала известием, что вы живы и читаете лекции. Пришвина, Мих. Однажды Репин пригласил Ивана Бунина — чтобы написать портрет знаменитого писателя.
Не было бы ничего удивительного, если бы он нюхал табак из «табатерки» Михаила Погодина и оказался приятелем Нестора Кукольника или барона Брамбеуса. Фактура кладки чрезвычайно груба, кисть плохо попадала на места, которые Репин хотел трогать, почему в результате получилось формальное косноязычие, более ярко выраженное, чем в других вещах той же последней поры. Они нередко бывали в «Пенатах», богатые петербургские жители, владельцы домов и заводов, занимавшиеся коллекционерством картин. Уже наступили сумерки. Когда он писал свою картину «Пушкин читает Воспоминания в Царском Селе», он для одной только фигуры Державина проштудировал и двухтомную гротовскую «Жизнь Державина» и обширные «Записки» поэта и многотомное Собрание его сочинений. Волнующим вопросам современности была созвучна и картина "Не ждали" (1884) – центральная в цикле работ, посвященных революционному движению народников. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку.
Все свои портреты Репин писал «враздробь», не соблюдая никакой очередности в изображении отдельных частей человеческого лица и фигуры и той же кистью, которою только что создал мой глаз, вылепил одним ударом и пуговицу у меня на груди и складку у меня на пиджаке. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. (словно под музыку. ) — по залам Третьяковской галереи, среди своих прославленных картин, а за ним в отдалении шла толпа почитателей — Иван Алексеевич Бунин, Муромцева, Шаляпин, Ермаков и другие, - и походка у него была очень уверенная, непохожая на его обычную поступь и видно было, что он ощущает себя триумфатором, так что, надень кто-нибудь в эту минуту на его кудри лавровый венок, это никому не показалось бы странным.
Картина эта — «Казнь Чернышевского». «Какая дивная полоса страданий, — писала мне Наталья Борисовна, - и сколько откровений в ней: когда я переступила порог «Пенатов», я точно провалилась в бездну. Много раз я слышал от него, что, когда он писал «Дочь Иаира», он просил своего брата играть ему целыми часами на флейте и, по его выражению, флейта была в полной гармонии с композицией и колоритом этой ранней картины. 304. Несмотря на мучительные — и такие частые — приступы жгучего недовольства собою, на вечные свои «сокрушения» о мнимых неудачах и провалах, он в тайниках своей личности хранил незыблемую веру в себя и всякий раз, когда враждебные «веяния» подвергали его веру испытаниям, она обнаруживалась во всей своей силе.
Стасов обрушился на картину в печати. Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди и следы ее ясно видны. Но сегодня на этой скамейке он увидел троих незнакомцев, очень нарядных и важных. Дверь массивная, тяжелая, глухая и в ней небольшое окошечко.
Некоторое время Репин тщетно старался увлечься тем, что происходило на сцене, но в самый разгар спектакля вдруг схватил Бродского за руку и вывел его из театра. К обоим Ренин относился сочувственно. Уже по тому изумлению, с которым он встречал меня в позднейшие годы, всякий раз, когда я приходил возвращать ему долг (а я выплачивал свой, долг по частям), можно было видеть, что, покупая мне дачу, он и не ждал возвращения затраченных денег. Известный искусствовед Н. М. То есть прислуга у них была, но дама широких взглядов была против прислуги.
Да у них и действительно есть много общего: это прежде всего пытливый, проницательный ум, непокорность, душевная гордость и достоинство. Конечно, далеко не каждого, кого он в ту пору писал, приходилось мне «оживлять» разговорами. Уже в начале 1870-х гг. Испугавшаяся стража соскочила в овраг.
Эти «храмы Изиды», «Шехерезады», «Прометеи», «сестрицы», «тамтамы» (так назывался гонг, заменявший в «Пенатах» звонок) и «кооперативные восторги» и «бифштексы из клюквы» до такой степени не гармонировали с простым безыскусственным репинским стилем, что казались каким-то чужеродным наростом на биографии Репина. На предыдущих страницах не раз упоминается имя второй жены Репина — Натальи Борисовны, которая в то время, когда я познакомился с ним, занимала в «Пенатах» очень заметное место. Едва только познакомившись с ним, я увидел у него на мольберте картину «Пушкин над Невою в 1835 году», над которой он работал уже несколько лет. Беспредельно было его одиночество среди озлобленных и одичалых эмигрантов.
В стороне еще две фигуры учителей в восточных одеяниях. Репин выслушал его недоверчиво, но после нового обморока был вынужден подчиниться врачу. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ". 2. В 1899 году художник приобрел здесь около двух гектаров земли, построил дом и разбил парк, превратив этот участок Карельского перешейка в живописный и уютный уголок.
А вот Naugty Bear студии A2M – это глубокое психо-социально-философское произведение, может сравниться по значимости для нынешнего общества с произведениями Достоевского, ну если не его, то хотя бы более современного классика Кена Кизи. В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с Пенатами (а их размолвки длились иногда годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Лица угрюмые иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят и рубахи насквозь потемнели. Но когда «ангельски добрая личность» сама увидала портрет, она обиделась чуть не до слез.