В работе приводится описание рисунков, живописных портретов и фотографий И. С. Тургенева, выполненных его друзьями и близкими, а также история создания некоторых портретов.
Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. Баженова «Больные писатели и патологическое творчество» (1898), в которой анализируется рассказ Гаршина «Красный цветок» письмо С. Н. Достоевского). Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска.
Уникальная книга (двухтомник Фета, 1863) в красном кожаном переплете с золотой гравировкой на обложке «Молодому поэту от старого друга. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. У мальчика тяжелый взгляд и угрюмое выражение лица. В 1833 г. 15-летний Иван Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет московского университета. Варвара Петровна была озлоблена своей личной судьбой.
Фотографии (14 ед. То, что князь Л. перед смертью пришел в себя — не выдумка, действительно бывает «предсмертная ремиссия» (я раньше подозревала, что старинные писатели такое придумали для трогательных сцен, но нет — бывает, приходят больные в себя перед смертью, чтобы успеть с родными попрощаться да за заботу о себе поблагодарить). У его матери был непростой и противоречивый характер: ее искренняя и сердечная забота о детях сочеталась с суровым деспотизмом, Варвара Тургенева нередко била сыновей. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой.
Сделаны они по рисункам А. Беземана, А. Девериа, К. Брюллова, П. Каратыгина (гравюра И. Пожалостина, 1884). Они объехали многие города Швейцарии, Германии, около полугода прожили в Париже. Сейчас он находится в музее-усадьбе «Мураново» имени Федора Тютчева. Любовь к природе позже станет одним из мотивов его произведений.
1846–1903». Бородина с воспоминаниями о критике папка Луначарского с бумагами, касающимися судьбы Чембара, в связи с 75-летием со дня смерти Белинского автограф статьи о критике Г. Чулкова юбилейные материалы разных лет, начиная с 1898 (пригласительные билеты, программы, газетные вырезки). Они сохранились благодаря Наталье Викторовне Резниковой (1902–1992) — переводчице, помощнице, доверенному лицу и душеприказчице Ремизова, ухаживавшей за ним в последние годы его жизни.
Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Глаза Гаршина, «лучистые и кроткие, необыкновенно добрые и грустно-проницательные», «могли бы служить моделью для глаз вдохновенно написанного Христа». Москва» подарена Ан. Писатель Алексей Николаевич Толстой (1883 — 1945) не был коллекционером с чётко обозначенными границами интересов. В центре этой непроизвольно и органично сложившейся картины крупным планом выступает личность Тургенева (в его портретах), рядом с ним Полина Виардо, а вокруг, будто магнитом притянутые рукописями и книгами с автографами, располагаются многочисленные персонажи – знаменитые или скромные – с их судьбами и характерами.
Среди многочисленных иллюстраций – работы В. Перова, П. Боклевского, П. Соколова, А. В. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» — знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Многие фотографии аннотированы. Никитина, Д. Дмитриева-Оренбургского, Э. Липгарта, А. Харламова, И. Астафьева, Н. Чехова, А. Бенуа и др., множество гравюр, литографий и фотографий (из них 13 с автографами). Григорьева с автографами биографа Фета Г. П.
Спаслась она, бежав, пешком, полуодетая, к дяде своему, И. И. Лутовинову, жившему в селе Спасском – насильнику, о котором рассказывается в «Однодворце Овсяникове». Сегодня оригинал портрета хранится в Государственном литературном музее. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Его обучением руководил поэт-переводчик Семен Раич. Не любили его соседи за гордость, а крестьяне («подданные», как он любил говорить) любили его — «добрый барин, сердца не срывчивого».
В. И. Ленина (ГБЛ ныне — Российская государственная библиотека), а впоследствии разделены. Однако будущий поэт с детства мог отпустить в ответ язвительную шутку. Мать записала в своем дневнике: «в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков». Дурылина к редактору журнала «Былое» В. Я.
Есть среди них и изображения в ролях, в том числе Амины в опере Беллини «Сомнамбула» со знаменитого рисунка К. Брюллова и в роли Фидес в опере «Пророк» Мейербера. В 1891 году, через десять лет после смерти писателя, в одной из башенок Исторического музея в Москве разместился созданный Анной Григорьевной первый музей Ф. М. Достоевского. Блока (двоюродного брата поэта) и сопроводительным письмом, подаренные им Литературному музею. Кстати, в них играли не только крестьяне, но и сами Тургеневы со своими гостями. Позже он стал прототипом одного из героев рассказа Тургенева «Пунин и Бабурин». Образ второго портрета – монументален за счет пониженного горизонта, черного пиджака, написанного широкими мазками и подчеркивающего плавный силуэт фигуры.
Энгельмейера (1895), на обороте паспарту которой наклеен лист с машинописным текстом: «Полина Виардо дает урок пения Марии Энгельмайер в 1895 г. в квартире своей (boulev. Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Однажды он приготовился бежать из дому. Полину Виардо писали очень многие художники. второй этаж называется там entresol и за этаж не считается». Маленький Мишель в детстве страстно увлекался рисованием. Есть также изображения Белинского в группах: «Кружок Н. В. Ко второму приезду Виардо в Россию в 1853 (и частично ко времени первого пребывания певицы в Петербурге) относятся интереснейшие материалы из архива музыкального критика Константина Ивановича Званцова (1825–1890), приобретённые Литературным музеем в 1935: несколько рисунков и акварелей (изображения Виардо и других актеров, в частности Рубини, Тамбурини и Лаблаша), ноты с её музыкой, «Письма о г-же Виардо-Гарции» К. И. Званцова и другие рукописи.
Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Маковских, К. Лебедева, Ел. Рояль Pleyel.
Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Наибольшую ценность представляет дагерротип 1850-х (в кожаном футляре вместе с дагерротипом с портрета Малибран) и подписная фотография П. К. Обстановка подлинная, музейная. С тех пор Миша стал больше времени проводить у окна и «на этюдах», а основными сюжетами его картин стали виды сада, полей вокруг имения и ближайшего леса. На первом детском портрете маленького Лермонтова так и изобразили — с мелком и листом бумаги.
В 1852 году не стало Николая Гоголя. Именно благодаря их стараниям, образование его можно без преувеличения назвать блестящим.
Когда Ване было четыре года, его семья отправилась в заграничное путешествие. Но как замирает сердце от слов: «смерть — старушка простенькая, в кофте — только на лбу глаз один — а глазу тому и веку нет». На портрете юному Тургеневу 12 лет. Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей. Она включает два портрета в оригинальной технике конца XIX в. – малоизвестную пастель П. Боклевского (предположительно конца 1880-х), впервые за много лет выставленную на юбилейной экспозиции музея «Взгляд на русскую литературу» к 200-летию критика в 2011 и масляный этюд лучшего портретиста Белинского – И. Астафьева литографии, гравюры и фототипии почти со всех существующих оригинальных работ: Н. Мартынова (воспитанника Константиновского Межевого института, 1838), К. Горбунова (1843 и 1848), И. Астафьева (1881 и 1890-е) и небольшого рисунка Е. Языковой (май 1848, за несколько дней до смерти).
Соловьёва и троюродным братом Блока). S-t Germain prs de la Chambre des Dputs). Его организатором и несменяемым руководителем была Евдоксия Фёдоровна Никитина (1891–1973), в дореволюционную пору — выпускница московских высших женских курсов, учительница в годы революций и Гражданской войны — жена отставного министра внутренних дел во Временном правительстве, в послереволюционную эпоху — литературовед, преподаватель различных ВУЗов, ответственный работник Союза советских писателей, а в 1922–1931 годах — ещё и глава кооперативного издательства «Никитинские субботники», за 10 лет существования выпустившего более двухсот книг общим тиражом свыше миллиона экземпляров.
Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Даже карлик у него не шут («Бог его обидел, на то Его Господня воля а уж мне-то его не обижать стать»). Сквозь созданную ею среду «побоев и истязаний» Тургенев пронёс мягкую душу. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм. Богатая иконография писателя включает портреты в оригинальной технике (рисунки, акварели, живопись) – работы К. Горбунова, А. Бакунина, В. Лами, Арк. Среди немногочисленных архивных документов – записка Гаршина к знакомой, письмо И. Е. Бонч-Бруевича к И. Г. Клабуновскому от 14–16 мая 1950 о публикации писем Л. Толстого к А. Фету беловую рукопись А. Блока с автографами четырех стихотворений, в том числе стихотворения «Сумерки, сумерки вешние. » с эпиграфом из Фета, где на свободных листах — отрывок из письма Вл.
Семейные черты Лутовиновых представляли собой смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия (Тургенев изобразил это в «Трёх портретах» и в «Однодворце Овсяникове»). Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Брак стал для них обоих несчастливым их отношения не складывались. Он рос любимцем семьи, его всячески баловали. и В. Е.
В их числе переписанное Лесковым посвященное ему стихотворение Я. П. А скольким бедным дворянчикам дал он приют. В глубине зеркало. Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать.
И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Но Лермонтов упорно продолжал «упражнения» и мальчику подарили его первые акварельные краски. А многие его ровесники носили длинные, почти до плеч, локоны. Предметы старины в его литературном мире — полноправные герои: как и вымышленные персонажи, они проживают свою историю, которая могла переписываться вопреки научным атрибуциям. Необычная внешность Пушкина часто становилась предметом насмешек. Среди портретов XX в. – два карандашных (Н.
Своеобразным продолжением истории книги являются письма вдовы А. Н. До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. Надписи и комментарии Андрея Николаевича на обороте изображений сами по себе могут составить набросок общей картины жизни Лескова (начиная с дома, в котором писатель родился, кончая его фотографией на смертном одре).
Над Полиной портрет ее мужа. В рукописных фондах хранятся письма Белинского к родным, письмо к приятелю – И. И. Лескова (1953), рассказывающие о создании книги «Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям» и о проблемах затянувшегося издания рукописи. В ней типично выразилось опьянение властью, которое создавалось крепостным правом.
Цензор не простил ослушания. Жестоким «побоям и истязаниям чуть не каждый день» подвергался и он сам. Из трёх фотографий с автографами на двух дарственные надписи (на французском языке) – знакомому Тургенева дипломату А. Н. Ф. И. Шубин, 1793, ГРМ).
Это позволило ему проштудировать от и до спасскую библиотеку. Щепкиным, был хорошо знаком и тесно общался Тургенев. Значительный интерес представляют письма А. Н. Впоследствии архив писателя хранили ее дети и внуки. Тогда мальчиков было принято одевать в такие трогательные одежды. Кроме того, в Спасском был собран замечательный оркестр из крепостных музыкантов, а также оборудовано место для театральных действ.
1886. Увидев маленького Сашу, он воскликнул: «Какой арапчик. » На что тот, не растерявшись, ответил: «Да зато не рябчик. » На лице писателя и вправду были следы от перенесенной оспы. Первый известный портрет Пушкина был написан в 1802 году, на нем будущему поэту 3–3, 5 года. Приобретал вещи, которые будоражили его творческую фантазию, помогали реализовывать его творческий принцип «для того чтоб писать, я должен видеть».
Впрочем, Лермонтову еще повезло быть увековеченным с короткой стрижкой. Собрание Анны Григорьевны, а также материалы, в разные годы полученные от родственников Ф. М. Достоевского (прежде всего от потомков брата писателя — Андрея Михайловича), составили основу фонда Достоевского в Государственном литературном музее. Этот музей, открытый 11 ноября 1928 года, в 1940 году был присоединён к Государственному литературному музею. Свербееву (1864) и мадам Энгельмейер (начало 1890-х).
Отзыв ободрил юного писателя: он вскоре отдал Плетнёву ряд стихотворений из которых два Плетнёв в 1838 году напечатал в своём «Современнике». Она вызывала и вызывает восхищённое удивление у всех, кто знал её или читал о ней. От единичных парсун царственных особ конца XVII века, которые весьма отдаленно передавали сходство и характер портретируемых, развиваясь на светской основе искусство Нового времени вплотную приблизилось к реальной жизни. Студентом 3-го курса он представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму «Стениo», по собственным словам Тургенева – «абсолютно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду». По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Станкевича» (рисунок тушью неизвестного художника начала 1830-х) «В московской гостиной 1840-х годов» (хромолитография с картины Б. Кустодиева, 1912), «Белинский читает свою драму «Дмитрий Калинин» в кружке студентов» (акварель В. Милашевского, 1938).
Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Скорее всего, картину написал крепостной художник (он же давал будущему поэту его первые уроки рисования). Соловьевым-младшим (внуком историка, племянником философа Вл. П. Виардо была достойной подругой Тургенева, равновеликой ему по масштабу дарований. Лосенко, 1763, ГРМ), писателей (портрет И. И. Дмитриева. Тургенев отзывался о ней так: «Абсолютно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду». В 1906 году, по желанию самой Анны Григорьевны и сына писателя Фёдора Фёдоровича Достоевского, эта коллекция официально вошла в состав Исторического музея как «Музей памяти Ф. М. Достоевского в Императорском Российском Историческом музее имени Императора Александра III в. Москве».
С Плетнёвым Тургенев сблизился и бывал у него на литературных вечерах. Остальное – лица из окружения писателя, виды мест, похороны и могила. Сначала это увлечение было не по душе бабушке будущего поэта.
Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу. Любительские портреты П. Виардо из архива Званцова, разлучённые с его «Письмами» и оставшиеся в ГЛМ, являются своеобразным дополнением, как бы иллюстрациями к ним. Энгельмайер». Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица.
Ханенко стихотворение М. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски», переписанное рукой Белинского списки письма к Гоголю (1899) переписка А. Н. Соловьева к Фету, выписанный С. М. Однако родители не только пороли юного Тургенева, но и учили его уму-разуму. Варвара Петровна питала к Франции особую любовь и презирала все русское. Но история начинается в Париже в 1874 году.
Осмелилась поместить заметку Тургенева газета «Московские ведомости». В рукописном фонде хранятся четыре автографа Лескова. Лескова «Жизнь Николая Лескова» (это относится и к книжным автографам). Слева ее рабочий столик. На одной из лекций Плетнёв, не называя автора по имени, разобрал довольно строго эту драму, но всё-таки признал, что в авторе «что-то есть». Рано лишившись отца, она страдала от матери изображенной в очерке «Смерть» (старуха), от отчима, который бил её, а когда она подросла, стал преследовать гнусными предложениями. Полонскому (сыну поэта), письмо В. Д.
Будто бы девичье платьице с завышенной талией — дань детской моде XIX века. Самая значительная часть коллекции Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848) и по количеству и по художественной ценности, – иконография критика. Документы, находящиеся в ГЛМ в настоящее время, поступили от разных лиц в 1951–1979.
А. П. Лосенко, 1760, ГРМ), ученых (портрет М. В. Ломоносова. Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров изображенный им, в лице Пунина, в рассказе «Пунин и Бабурин». Незаконченный пастельный портрет 1854-го работы Ранделя (Randel, 1854), приобретённый музеем в 1983 (при участии Т. Соколовой и Г. Медынцевой), находился в семье Щепкиных, что придаёт ему дополнительную ценность. Внизу подпись тушью «П.
В двух книгах – стихотворные послания Фета. Дошкольное образование Тютчев получал дома. Мусин-Пушкин называл Гоголя «лакейским писателем», не достойным упоминания в обществе, к тому же разглядел в некрологе намек на нарушение негласного запрета – не вспоминать в открытой прессе погибших на дуэли Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. «Никитинские субботники» — писательское объединение, с перерывами существовавшее с 1914 по 1972 год.
Сведения, сохранившиеся о Варваре Петровне, рисуют её в самом непривлекательном виде. Выдающаяся певица, наделённая ярким драматическим талантом и сценическим темпераментом («не играй так страстно, умрёшь на сцене», – говорили ей), превосходная пианистка, даровитый композитор и незаурядный педагог, талантливая рисовальщица (её портретные зарисовки Тургенева принадлежат к числу самых удачных его портретов), человек всесторонней образованности и культуры, женщина колдовского обаяния. Боткиной, очень редкая любительская фотография (1912) дома Фета в Степановке, его бывшем имении, 2 фотографии дома Ап. Все фотографии, поступившие от А. Лескова, сопровождаются его пояснениями на обороте и неизменной подписью-монограммой «А. Л» с указанием даты (с большей или меньшей степенью точности: год иногда время года или месяц и даже число), мста и имени фотографа в случае отсутствия фирменного бланка.
На 4 визитках – Виардо в ролях. А. П. Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение — драматическую поэму «Стенo».
Конец XVIII века уже ознаменован интересом общества не только к представителям императорской фамилии, высшего духовенства и военной элиты, в это время появляются портреты деятелей культуры и науки – архитекторов (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769, ГРМ Н. А. Львова, 1780, ГРМ кисти Д. Г. Левицкого), артистов (портрет актера Ф. Г. Волкова. Некоторые его стихи опубликовал журнал «Современник». Взрослые поощряли его тягу к знаниям и старались развивать поэтический талант мальчика. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. Заседания объединения (по сути дела литературного салона) проходили в ее квартирах: в Москве, потом в Ростове-на-Дону, затем снова в Москве.
В первом издании перевода Овидия – автограф стихотворного посвящения Фета «Душевноуважаемому и строгому Сотруднику Графу Алексею Васильевичу Олсуфьеву». Однако коллекция Анны Григорьевны по-прежнему является важнейшей его частью, а настоящая выставка, многие экспонаты которой демонстрируются впервые, предлагает зримое доказательство её разнообразия и исключительной ценности. Богучарскому на бланке «Посредника» по поводу готовящейся биографии Гаршина (1906). На форзаце книги акростих, сочинённый Фетом по просьбе Леонтьева и переписанный его рукой, – посвящение другу К. Н. Леонтьева Ан. А. Александрову издателю и редактору в 1892–1898 журнала «Русское обозрение», где по его инициативе впервые печатались мемуары Фета «Ранние годы моей жизни». Он рисовал мелом животных — прямо на зеленом сукне, которым был устлан пол его комнаты. Со многими членами этого семейства, в том числе с великим актером М. С.
Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Собранный огромный архив Е. Ф. Никитина передала Государственному литературному музею. Репина к С. Н. Аввакумова, 1941 и Н. Жукова, 1948), гравюра П. Павлинова, офорт О. Дмитриева «Белинский за работой» (1948).
Зрелище неистовств помещичьей власти подготовило протест против крепостного права. Немногочисленные рукописи и документы включают настоящую реликвию — письмо Фета к Тургеневу с отзывом о повести «Ася», 9 его писем к А. Я.
Среди изобразительных материалов, не считая 15 изображений Фета (фотографий и литографий), особенную ценность представляют: акварельный портрет его матери и живописный портрет жены, М. П. Подробные сведения об адресатах автографов писателя находим в книге А. Н. Дмитриевой (1908) и программа её лекций о писателе (1913), машинопись (с правкой и рукописными вставками автора) публичной лекции Н. Н. Д. Г. Левицкий, 1790-е, ГТГ портрет А. П. Сумарокова. А актер передал картину в Государственный музей имени Александра Пушкина, где ее и можно увидеть. Александрову К. Леонтьевым.
Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе». Среди них: И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Полонского.