Картина Ильи Репина Портрет писателя И. С. Тургенева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Известный исследователь И. С. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Действительно, современниками уже после кончины Тургенева отмечалось, что над русским классиком висело какое-то проклятие, поскольку не осталось ни одного по-настоящему удовлетворительного изображения писателя, учитывая, какие гранды прикладывали руку к этой непростой миссии.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. О важности сохранения их как явления исторического и художественного он пишет Третьякову. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Тургенев пишет хвалебную статью о молодом ваятеле, где высоко отзывается о его скульптуре «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Идея создания Общества родилась на так называемых «Боголюбовских» вторниках, где с начала 1870-х годов в большой и высокой мастерской Алексея Петровича, стали собираться русские художники, как постоянно живущие за границей, так и молодые – пенсионеры от Академии художеств.
В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Идея не встретила поддержки у русского царя.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. М. Бунакову. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Но самая трагическая история с портретом Федора Васильевича Чижова. Илья Ефимович Репин.
Такой чести никто еще не доживал из русских людей. «Я заснул бедным – встал богатым, вчера был неизвестным – сегодня стал модным, знаменитым был ничем – и сразу сделался академиком», – писал Антокольский в своей автобиографии. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». тот только что скоропостижно скончался. 4. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Она оказывала на мужчин удивительное магическое влияние. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много. » Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное.
В 1874 году по заказу П. М. Третьякова портрет Тургенева пишет И. Е. Репин. Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной. Никакого признака нет, а профессор специально «развел» студентов, чтобы лекции не прогуливали. Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя.
Это не самообольщение, так как я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики» – рассуждал художник. Эскиз картины «Это не картина, а реальная действительность» – восхищался Репин изображенной глубиной чувств. Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре. Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь». Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Здесь даже и не соблюдено сходство. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. 3. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Эта мгновенная перемена мнения объясняется, как утверждал Репин, тем, что Полина Виардо, знаменитая французская певица, друг Тургенева, вкус и приговоры которой были для Ивана Сергеевича высшим авторитетом, забраковала начатый портрет и рекомендовала писать новый, в другом повороте. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. О расхождениях в оценке картины А. А. Иванова «Явление Спасителя народу» мы узнаем от самого Боголюбова: «общее положение Ивана Сергеевича об Иванове абсолютно ложно. Газета «Русские ведомости» писала, что у Репина Тургенев «явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы». Репин очень рад, что картина будет в Вашей знаменитой галерее. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Тяжко глядеть, чувствуется – ему остаются считанные часы жизни.
Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. И если Тургенева называли «послом от русской интеллигенции», то Боголюбова смело можно было назвать «послом от русского искусства» ибо именно с его именем связана история создания в декабре 1877 г. «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» с целью оказания материальной помощи учащейся русской молодежи в Париже. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
В этот период над его портретами работают В. Г. Перов, К. Е. Маковский. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык.
А отзыв Тургенева сыграл решающую роль в приобретении Третьяковым картин «Туркестанской» серии В. Верещагина. Репиным. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю. Здесь работали молодые художники, стажирующиеся в Париже. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Максимовскому. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Современники ласково называли Тургенева «послом от русской интеллигенции» ибо «не было русского или русской сколько-нибудь прикосновенных к писательству, живописи или музыке, о которых так или иначе не хлопотал бы Тургенев». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Если посмотреть на даты смерти детей Крамского, это легенду легко опровергнуть.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
И не случайно поленовские пейзажи «Заросший пруд», «Московский дворик», «Бабушкин сад» нам так напоминают «тургеневскую лирику», выплеснутую на холст. Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. Несчастные владельцы утверждали, что картина высасывает из них все жизненные силы.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Вся деятельность «Общества» носила благотворительный характер: оно устраивало литературно-музыкальные вечера с участием Тургенева, членов семьи Виардо, других музыкантов содействовало получению русскими художниками заказов и стипендий устраивало аукционные распродажи картин в пользу наиболее нуждающихся. Тургенев с готовностью согласился позировать для портрета, заказанного П. М. Третьяковым. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Америка—Франция—Россия. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Репин очень точно изобразил, характер И. С. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Впервые – после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики. Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Л. Н. Толстого». Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве.
и теперь и вчера и недели тому назад и завтра все дума – одна дума выйти победителем и сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта». Глаза были полузакрыты, как и рот. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Но чувство неприязни, возникшее еще при первом знакомстве в 1871 году в Петербурге и усиленное затем при последующих встречах – в Москве в 1872 году, когда Репин писал картину «Славянские композиторы» и в 1874 году в Париже, – осталось у Репина на всю его жизнь. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Зильберштейн ошибся. Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским. Интересно, что для картины позировали две дамы.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Встречи с писателем для некоторых из них стали в прямом смысле «судьбоносными». «Иван Сергеевич, – вспоминал Репин. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Младший сын Марк умер в 1876 году задолго до написания Незнакомки. Статья Тургенева в газете «С. -Петербургские ведомости» с ранее здесь же опубликованной статьей В. В. Стасова сыграла ключевую роль в формировании общественного мнения об «Иване Грозном». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Утверждали, что проклятье обрушилось на семью Крамского, его сыновья скончались в течение года после написания роковой картины. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин боялся, что портрет не получится.
Круг общения Тургенева с людьми искусства был весьма обширен. Репин изобразил И, С Тургенева в основном в тёмных тонах, что свидетельствует о серьёзности характера. Перейдём к другой картине. Лунная ночь (1880 год)Лунный свет привлекал художника, который стремился поймать луну.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Бог послал ему легкий конец – он умер на руках у друзей и учеников от аневризма аорты.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Желание закончить полотно переросло в одержимость. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Увы, портрет вышел сух и скучен».
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Третьяков»109. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Репин дважды подавал прошения об отставке. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Тут Иван Сергеевич опять ко мне обратился: «Прощайте, Боголюбов», – и протянул мне руку, которую я поцеловал. Но происходит непридвиденное. Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо.
Узнавая каждый раз что-то новое о творчестве великих писателей, художников, получаешь не только представление об их личностях, характерах, но и начинаешь видеть нечто доселе незаметное, невидимое в их произведениях, получая о них больше понимания, а, значит, возможностей для анализа, осмысления. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Но как только их кресла были перемещены в другие места, все неприятности прекратились.
Незнакомка вернулась в родную деревню, где вскоре скончалась. Таким образом И. Е. Отдала некоторые его книги. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. 2. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. «И.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Впервые картины Верещагина Тургенев увидел в Москве, на выставке «Общества любителей художеств» в 1876 году. «Уголок Тургенева» оставался в Радищевском музее до 1919 года, когда личные вещи писателя (стол, кресло, маска, слепок с левой руки, костюм доктора Оксфорда, охотничьи принадлежности, несколько портретов, рукописи, чернильница и перья, книги) были переданы историко-филологическому факультету Саратовского университета, а в 1930-е годы они перешли в музей Тургенева в Орле. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве, в 1879 году.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому.
Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». 1.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Чудное чело его с раскинутыми волосами покоилось на высокой подушке. Он первый понят ею дотла. Писатель умер. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.
Он хорошо относился к Репину, давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь. Слишком мало времени мог уделить Антон Рубинштейн на сеансы, да и позировал Рубинштейн «скверно». Все эти реликвии я бережно собрал и препроводил в Радищевский музей, где стоит бюст Тургенева работы Антокольского в углу, носящем имя «Тургенева». Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. Через пять лет Репин вернулся к нему, но написал Рубинштейна дирижирующим. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают). В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В репинских письмах постоянно фигурируют тургеневские цитаты и образы. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
В московском журнале «Свет и тени» говорилось: «Какого-то старческого селадона представил нам Репин вместо Тургенева». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Как и Боголюбов, многие месяцы и даже годы жизни Тургенев проводит за границей. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репин познакомился с ним во Франции у Поленова. Общение с прежними друзьями было только заочным. Она упоминается в поэме Москва-Петушки и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек». Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883).
Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В. Д. Поленова.
Смерть сына стала ударом для Врубеля, вот таким образом он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный». Дальше сведения об этих портретах были перепутаны. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. На все он имел свой оригинальный взгляд. 21 февраля 1871 года без обычной сложной процедуры (получения золотых, серебряных медалей, пенсионерства, как это было с Боголюбовым) Академия Художеств присвоила Антокольскому звание академика. Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Так, узнав, что Репин пишет в Париже картину «Садко», Чижов, через Поленова, рекомендует Репину съездить в Неаполь, посмотреть и сделать этюды с самого большого аквариума в мире, так как это для Репина «клад» и предлагает Репину для поездки деньги, обещает художнику великолепный прием в Неаполе, так как директором этого аквариума является приятель Чижова. Судя по письмам Третьякова, этот портрет значительно больше нравился коллекционеру, но по каким-то причинам он его не приобрел. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться.
И все-таки от этого в минуту потери нелегче на душе». Теперь ружье и ягдташ экспонируются в доме Тургенева в музее-усадьбе Спасское-Луговиново. «Это самое большое торжество образованного человечества. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Никакого профессора не было, а вся история – гениальный флэшмоб. Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» – писал художник. «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. – восклицал Репин. Первой моделью художника была Анна Попова (жена Менделеева), а потом для картины позировала Елена Матвеева (жена Третьякова). Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Этот шаг был продиктован тем, что энергетическое поле иконы убивает персонал музея. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку. И. Маслов был в Москве для Тургенева даровая квартира, где его обожали, – вспоминал Репин. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
По-моему, строгим и глубоким критиком и знатоком искусства Тургенев никогда не был». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Они высоко ценили талант друг друга. Даже Стасов вынужден был отметить, что между многими портретами, написанными Репиным, «неудачен только один именно – портрет Тургенева». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых».
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете». Гете, как Данте, как Шекспир и Диккенс. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Известна драматическая история написания этого портрета. Обеспокоенные родственники Бестужева добились, чтобы брак был аннулирован. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
– Вы любите людей и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда, прощайте». Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Рисунки Тургенева, сделанные обычно карандашом или пером, очень разнообразны по жанрам.
Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. И всегда, был ли он за границей или жил в Москве вдали от композитора, ему вспоминался «Мусорянин», как называли Модеста Петровича Репин и Стасов: «Нас вечно восхищающий, здоровый, как лев, полный сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений». ИТ Чижов не раз просил обоих художников написать свой портрет.
Как тоненькая ниточка, сильнее любого самого прочного каната, свяжут эти «записки» художника с Родиной и о многом нам поведают. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Но история начинается в Париже в 1874 году.
Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В. К. М-м Виардо забраковала этот портрет и Репин вынужден был начать писать на новом холсте «Началось долгое старательное писание – мое и долгое терпеливое позирование Ивана Сергеевича – уже не увенчавшееся желанным успехом», – вспоминал позднее художник. Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция.
Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. «Абсолютно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Смерть Федора Васильевича Чижова. Фёдор Васильевич Чижов (1811 – 1877) – русский промышленник, общественный деятель, учёный.
Я боготворил его, да не я один, а мы все. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Лежал он на кушетке на балконе, покрытый пледом. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности.
Федор Васильевич Чижов скончался 26 ноября 1877 года в Москве. На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил про себя: «. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
«Первый сеанс был так удачен, – говорил Репин, – что И. С. торжествовал мой успех». По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Подобная страсть к зарисовкам была присуща и Боголюбову. «Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков. После этого было опять минуты две молчания. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. «Юпитер. » – было первое мое впечатление.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. «Зачем Вы это делаете. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, – не помогло.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Следует отметить, что все трое сохраняли надежду на то, что достойный портрет Ивана Тургенева еще может состояться, несмотря на явное присутствие злого рока.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Художник спешит к Чижову, захватив с собой альюом и кароандаши.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Рассказывали, что любовь к незнакомке не принесла Бестужеву счастья, ему часто приходилось драться на дуэли с навязчивыми поклонниками своей супруги и много несчастных покончили жизнь самоубийством из-за гордой красавицы.
Тогда же Репин, по заказу Третьякова, написал портрет Антона Рубинштейна. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. У него были драгоценные перлы искусства.
А посему простым людям постоянно лицезреть ее довольно опасно. Невозможно было представить эти вторники без Ивана Сергеевича Тургенева. Суета и порывы больше характерны для молодых и амбициозных людей, на портрете же – умудренный жизнью и многого достигший человек. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины. Остается прощаться с друзьями».
Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Написав картину «Мужик с дурным глазом», Репин подхватил лихорадку. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Серг. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души изящество мысли и добродушие в поступках. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Репин знал произведения Тургенева, читал и перечитывал каждый новый его роман и повесть. Так как я жил недалеко, то Ив. Толчком к его организации послужили события русско-турецкой войны. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. С 1882 года Тургенева начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет. Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ).
Первое, на что сразу устремляется взгляд зрителя, это глубокий, целеустремленный взгляд писателя. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста. Ну и еще несколько фактов о слухах, затрагивающих картины русских художников.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева.
Получив благодарственный ответ, мы получили и гражданство. Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Написали Устав, над которым немало потрудился И. С. Тургенев как секретарь. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Третьяков выполнил просьбу Репина. А какое чутье Руси.
Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Неутешное горе (1884 год)В память об умершем младшем сыне Крамской создал картину Неутешное горе, на которой изображена скорбящая женщина в трауре у гроба. Еще один портрет московского периода – портрет знаменитой актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. Неоднократно пишет он об этом Поленову, просит уговорить Репина съездить в Неаполь.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Если приглядеться, то в руках Ивана Сергеевича можно учидеть очки, я думаю, что он начал носить их из-за постояной работы и напряжения на глаза, что свидетельствует о его трудолюбии. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. Но Репин не успел приступить даже к работе. Н. Н. Ге.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Его величественная фигура, полная и красивая. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны. Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать. Первый портрет поступил в Третьяковскую галерею (где находится и ныне), второй же, не совсем законченный, остался у Репина. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Однако портрет «вышел» и не один, а два погрудных – прямо и сбоку. Личный авторитет Тургенева оказывал неоценимую помощь в деятельности «Общества». Его глаза полны тоски, грусти и усталости. – Сколько говорилось там глубокого, правдивого, человеческого. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. «Интересная голова, на льва похожа», – говорил художник. В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына. Демон поверженный. Но самыми трогательными в «Записках» станут воспоминания, связанные с образами нежно любимой матери – Феклы Александровны, дочери А. Н. Радищева рано ушедшей и горячо оплакиваемой жены – Надежды Павловны Нечаевой и малютки-сына и в одном ряду с самыми близкими ему людьми, напишет Боголюбов об Иване Сергеевиче Тургеневе. – сказал он тихо. Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности.
Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
С полминуты я стоял и глядел на него, но тут он меня признал и тихо сказал: «Спасибо, что пришли, Боголюбов, а завтра, пожалуй и не застали бы». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Рок, случай, фатальность. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок.
Игра лунного света на картине просто очаровывает зрителя. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Он застает Чижова, сидящем в кресле за столом. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Так, уже будучи в Петербурге, в 1883 году, после торжественных похорон Ивана Сергеевича, на которых Репин присутствовал (похороны состоялись 27 сентября), он начал писать новый портрет знаменитого писателя и снова, в который уже раз, его постигла неудача. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Старшие сыновья: Николай (1863 – 1938) и Анатолий (1865 – 1941) пережили отца. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Алексей Петрович, вынужденный по состоянию здоровья сменить суровый русский климат на более мягкий – французский, остро чувствуя свою разлуку с Россией, начнет писать автобиографические записки, которые назовет кратко и емко – «Записки моряка-художника». Мастерская Общества, так называемый «Русский клуб» находилась в доме барона Г. О. Гинцбурга, предоставившего ее русским художникам бесплатно, а позже, в квартире А. П. Боголюбова. Он читан на всех ее языках, как Байрон, Шиллер. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного. Репин восхищался музыкой Мусоргского, композитор преклонялся перед кистью Репина. Стасов обещает написать об этом портрете и в газете «Голос» появляется его статья «Портрет Мусоргского». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота.
Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца – голова. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Профессор – сам псих (даже приводились факты, что его действительно лечили заграницей). Я зарыдал и вышел вон. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой – обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь и там – тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта) – писал критик Владимир Порудоминский. Эскиз картиныКрамской передал картину в дар галерее Третьякова. Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это абсолютное свое произведение, «останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. «Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» – писал Третьяков.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.