Много учился на написании портретов близких и друзей.
И первым делом ново образовавшееся финское государство закрыло границу с Россией. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. 25 ноября 1893 года И. Е.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Все случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое идейное содержание. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Художник напишет несколько замечательных портретов Натальи Борисовны.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Первый факт. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Но даже тогда к картине «Не ждали» относились с большой осторожностью. Именно потому подписывали они, например, протестное заявление российской интеллигенции К русскому обществу. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Над картиной «Не ждали» Репин работал четыре года, с 1884 по 1888. Вы молодые, шутливые, вам всё легко. Все блюда ставились на придуманный хозяином крутящийся двухъярусный стол и, при необходимости, нужно было просто повернуть верхнюю часть поверхности, пододвинув тем самым к себе нужное блюдо.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. биографии Лескова, Ключевского. ). За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. И вот уже перед нами не царь, а отец.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. О картине появилось много статей в периодической печати. Но в средствах для достижения целей народовольцы, к сожалению, себя не ограничивали. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. «Что вам сказать о пресловутом Риме.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В эту минуту в комнату вошел Христос. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Работал весь день, не замечая времени. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». И хозяин и хозяйка были очень гостеприимны, каждую среду усадьба была открыта для всех желающих, для этого на доме рано утром вывешивали флаг с надписью «Пенаты», как знак того, что дом для гостей уже открыт. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Так было во всех циклах эволюции человеческой цивилизации. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Друзей Ильи Ефимовича – министров временного правительства Третьякова и Терещенко – арестовали и вскоре расстреляли. Репин, приехав в Нормандию, в приморский городок Вёль.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Здесь он встретил свое тридцатилетие и создал одно из лучших произведений своей молодой поры «Нищая».
Наталья Нордман была одержима разными идеями. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884). Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Она была закончена только в 1891 году. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Запрет с картины был снят и она вновь стала доступной обозрению. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Сюда лучше не лезть. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. «Villa Penates» стала этаким райским островком для художника. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Его талант признал сам Федор Михайлович Достоевский – в своем «Дневнике писателя» он назвал картину торжеством правды в искусстве. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву. Те же порядки были заведены у Репиных за столом. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Так, 5 февраля 1880 года здание Зимнего дворца потряс взрыв император не пострадал, но погибло несколько солдат.
Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии. Эта история получила название «бунт 14». Судьба его родного поместья сложилась печально. Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. Какбудто это даже и не Суриков. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. Был он человеком твердых убеждений. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Исчез даже холмик, на котором похоронен художник.
1 марта 1881 года на Екатерининском канале от народовольческой бомбы погибли казаки, окружавшие царскую карету и случайно пробегавший мимо мальчик второй взрыв поразил и самого императора. Репин считал сам эту картину красивой. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В 1864 году его принимают в Академию, там Репин сближается с И. Н.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. К тому же и погода благоприятствовала работе. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Кроме этого художник бывал за границей, осваивал новые техники – работу пером, гравировку. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Именно тогда в Пенатах появился большой огород. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Это было мучительное время поисков.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Осенью того же, 1893 года Репины – Илья Ефимович с сыном Юрием – отправляются в полугодовое заграничное путешествие. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Источник назвали «Колодец Посейдона».
Илья Ефимович давно нуждался в отдыхе и мечтал оказаться где-нибудь в деревенской глуши. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
– писал он в одном из них. Репин встречал их по средам. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Им не важен ни стиль, ни жанр, ни талант, . Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Вегетарианцем стал и сам Репин. Труд — вот что определяет и украшает человека. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Поездка в Палестину предваряла работу над картиной «Искушение Христа» («Иди за мной, Сатано»). В искусствознании существует множество трактовок сюжета картины. Часто в «Пенатах» устраивались «литературные среды», когда все гости собирались на просторной лужайке, названной площадью «Гомера» и читали стихи и прозу.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. — И. Г. ) посидеть мне смирно. и новая, формирующаяся идеи. Причем отношение к ним было достаточно враждебное.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Во время поездки Репин знакомится с историком Н. И. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Одним из лучших считается Отдых. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В 1856 году Шишкина зачисляют в Академию художеств. Однако у академиков на этот счет имелись свои взгляды. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера. Возвращается в Россию летом 1876 года. Финляндия впервые стала независимым государством. Репин стал очевидцем казни народовольцев.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. общественное движение в России переживало подъём. Летом художник просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи. Каждый персонаж переживает что-то своё. Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов.
Пятый факт. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое. Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д. И.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Написан портрет вдохновенно. Он идет прямо к матери. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. » Гость ушел и отец рассказал сыну легендарную историю из жизни Запорожской Сечи. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема имеющая широкое общечеловеческое значение.
Вернувшись из поездки, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с 2 тыс. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Нынешние Пенаты – это чистый новодел. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
а новая хочет ощаться с Богом напрямуя, минуя посредников и помазанников, а знания считает общим достоянием цивилизации. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2).
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1 500 рублей. Портрет Веры Ильиничны Репиной. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Вячеслав, с Победосцевым я полностью согласен – характеристика Репина самую точку. Дескать, не стоит вскрывать эту тему.
За 30 лет жизни в нем Репиных, в усадьбе «Пенаты» побывали многие близкие друзья художника – Максим Горький, живший по соседству Корней Чуковский, Александр Куприн, Владимир Маяковский. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Третьяков»109. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Как позже вспоминала одна из дочерей, в их доме атмосфера была настолько накалена, что за обедом иногда тарелки летали.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Уже в 1879 году началась настоящая охота на царя и его приближённых, при этом было много случайных жертв. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В этой картине автор впервые показал себя как критический реалист.
Сравнивая образы, мы понимаем, как меняется отношение автора к собственному персонажу. Мне минутами становилось страшно.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Им нужно утвердить свою идею. А свеча становилась ниже и тени менялись. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
– Ведь он мне совсем не нравится. Стасовым. А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy».
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Художник готов был немедленно приступить к полномасштабному осуществлению замысла. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Казалось, она спит. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Едва Репин успел вернуться в Петербург, как курировавший Академию художеств великий князь Владимир изъявил желание взглянуть на привезенные молодым живописцем рисунки. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Последние 12 лет своей жизни Илья Ефимович провел очень скромно (все его сбережение были национализированы) и практически в одиночестве: супруга Наталья умерла еще в 1914 году, близкие друзья не могли получить разрешение навестить художника из-за плохих отношений между СССР и Финляндией. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. — сказал Крамской. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Пятый факт.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. «Пенаты» стали его малой родиной. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Но родные «Пенаты» не отпускали Репина, сюда съезжались гости – писатели, музыканты, художники, ученые, представлявшие широкий круг российской интеллигенции. О, это чувство, когда засыпаешь в одной стране, а просыпаешься в другой.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. В музее сохранилась коллекция вещей использовавшихся мастером для создания композиций. Но в окончательном варианте он разочарован в своём прошлом.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. При входе у порога гостей встречала надпись – «Самообслуживание – снимайте пальто, калоши, вытирайте обувь сами». В пору посмеяться, когда встречаются, – старая, отжившая идея, .
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.
Весь июнь и июль 1898 года Репин путешествовал по Востоку. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Не доносчик ли. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Репин проживет в «Пенатах» сначала осень, потом зиму. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В ней нет чистой жанровости, а передана атмосфера особой напряжённости. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Помощница по дому выполняла только обязанности кухарки, а во время обедов и ужинов занимала вместе со всеми свое место за столом. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин часто переписывал свои произведения и особых успехов добился именно в портрете. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Для конкурсной работы на большую золотую медаль была определена единственная тема – «Воскрешение дочери Иаира».
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание. Это не Андрей Рублёв и даже не Брюлов. Менее чем через год, 8 мая 1865 года, эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» приносит ему серебряную медаль и соответственно звание свободного художника избавляющее от податного состояния военного поселянина. Это лучше всех ваших академических работ.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Комната небогатой интеллигентной семьи.
Крамским, критиком В. В. Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». На моих друзей она производила то же впечатление.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. Начало знаменитым репинским «средам» было положено 18 августа 1904 года. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Восстановить знаменитую усадьбу после возвращения территории в состав СССР удалось только в 1962 году по сохранившимся эскизам художника. Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». «Как. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Стала болеть и слабеть правая рука. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Имя Репина стало широко известным. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Помещение этой заметки о Репине в календаре Святая Русь объясняется его огромной популярностью в среде прогрессивной интеллигенции и в советской школе – необходимо поместить ее в должные образовательные рамки для показа от обратного того, как далеки были многие подобные общепризнанные авторитеты русской культуры от осознания исторического призвания России. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Художник известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Поступив в Академию со второго раза, Илья Репин провел в её стенах долгих восемь лет.
В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. В ходе обучения становится очевидно, что художника интересует исключительно природа – он пишет великолепные пейзажи, даже в набросках которых проявляется вдохновение и талант. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. В раннем портретном этюде (1884) герой выглядит уверенным в своих силах, полным внутренней энергии, ни о чём не сожалеющим человеком.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Рисунок уверенный, лепка твердая. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Память стала изменять. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Убийство свершилось.
Л. Н. Толстого». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Стасов присылает ему все, что он просит. Берег Волги. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
В Академии художником была написана знаменитая картина «Бурлаки на Волге», сюжет которой он воочию увидел в 1868 году, работая на этюдах на берегу Невы. В мае 1899 года в поселке Куоккала Репин на имя своей жены приобрел дом и участок земли около двух гектаров, буквально на следующий день у ворот дома появился шест с табличкой «Villa Penates». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Преодолевать во имя творчества саму судьбу. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Это вы сами.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Отметим все же справедливости ради, что, тем не менее, некоторые его исторические полотна – когда они не касались его мровоззренческих противоречий с православной Россией – вошли в золотой фонд русской национальной живописи. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Для передачи характера он использует чисто живописные приёмы: тени вокруг глаз, лёгкими мазками написаны взъерошенные волосы. — Да это превосходно. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
После революции Репин больше ни разу не был в России. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В 1944 году во время Великой Отечественной войны дом Репина был почти полностью сожжен.
Бросив гимназию, Иван Иванович Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. А они, к сожалению, не всегда понимали его. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Позже он поступил учиться в частную иконописную мастерскую и, став в свои неполные пятнадцать иконописцем, разъезжал по далеким селеньям, выполняя работы. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Этюд получился превосходный. С того дня, по словам Стасова, от Репина все стали ждать «чего-то необыкновенного: так были поразительны этюды масляными красками, привезенные им с Волги».
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Несмотря на очевидное изображение социального неравенства в России, картина получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Вене, была куплена великим князем Владимиром Александровичем Романовым (братом императора АлександраIII) и провисела в его Владимирском дворце вплоть до революции 1917 года. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. В 1875 г. В. В.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. М. Бунакову. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней. За окном летний день.
Это не то. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Она ушла из жизни в 1931 году55. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Несмотря на богатство и известность, Репин, при жизни ставший классиком русского искусства, всегда тянулся к простоте. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Общественность начала сбор пожертвований. По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Публике картина понравилась.
Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Америка—Франция—Россия. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. -— И. Г. ), они много смеялись».
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Спустя годы полотно опять было выставлено, но ему крупно не повезло: один из посетителей, психопат Балашов, бросился на картину с ножом и серьезно повредил холст в трех местах. Критики называют Репина «виртуозом разных техник», немало его наиболее удачных графических работ исполнены углем или графитным карандашом. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Силу человеческого духа увидели в картине современники. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине.
Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. К творческой удаче можно отнести многое из того, что было создано Репиным в последующие годы, в частности, полная драматизма картина «Дуэль». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. ни даже сам автор.
В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. Все заняты. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Герой картины, отрекшись от прошлого, ждет не сострадания и прощения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его покинуть родной дом. Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами». Истинное наслаждение испытает И. Е.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Так ли это – судить зрителям. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Именно тогда появилась организация «Народная воля» с заманчивой программой: землю — крестьянам, фабрики — рабочим. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Вскоре после этого исполнительный комитет «Народной воли» был полностью арестован. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.