Но актриса не могла оставить того, ради чего она жила. То же было и с Васнецовым и с Репиным.
«Не мог же я, -- добавляет художник, -- писать этот портрет с любовью и нежностью». Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Хмурое утро.
И это только программа-минимум. По словам Ф. М. Достоевского, на полотне была раскрыта истинная правда «без особенных объяснений и ярлычков». Валентин Серов был одарен сверх меры. Дружба с Васнецовым, как и с Поленовым, у Репина также была давней.
Страшный день. через индивидуальное, присущее только модели, передано нечто, всеобщее, характерное для всех лучших людей эпохи «портрет Л. Н. Толстого» (1873) и «Н. А. Некрасова» (1877 ГТГ). Сейчас «Последняя исповедь» известна лишь немногим, полузабыт и Минский, а картина Репина осталась жить как одно из самых волнующих произведений художника. Особенно значителен первый период "мирискусстников", продолжавшийся около 10 лет. «Судьба меня не разлучала с Поленовым, — писал он о своем друге.
Его жизнь полна исканиями. История в понимании Сурикова есть становление, движение. Окончательно его подняли на щит художники из группы «Бубновый валет».
Вчера только я побывал в звенигородском Саввинском монастыре. У подножия Василия Блаженного в сизо-черной слякоти на телегах стрельцы. С начала 70-х гг.
В картине «Меншиков в Берёзове» также слышатся отголоски «бессмысленного и беспощадного» «русского бунта». Он перестраивал здание, когда картинам стало тесно в прежнем помещении и он преподнес свое сокровище в дар Москве, сделав его национальным достоянием. Он мечтал об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном. В. Васнецов (1848-1926). Здесь же и рождается первое прославившее художника полотно «Утро стрелецкой казни» (1881, ГТК), в котором Суриков проявил глубочайший историзм мышления и свою удивительную способность четко видеть поворотные моменты, основные вехи истории. Понятно, что Суриков не мог быть непосредственным свидетелем представленных событий.
Вот как вспоминает об этом его дочь В. И. Репина. Крамской И. Егопортреты – портреты-обобщение, в кот. Одаренность Серова проявилась рано.
Забелина («Домашний быт русских царей», «История русской жизни с древнейших времен»). Главная моя задача — вытащить народ на улицу», — говорил В. И. Суриков. Репин писал о прогрессивной демократической критике. Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России.
одно из лучших торжеств современного искусства». Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Насилу его уговорил.
В этом противостоянии нет правых и виноватых, у каждого своя обида и своя правда. Речь здесь идет не о приоритете одного над другим, а об их «статусе» в отношении к передвижничеству. Классицизм (от лат. Как я на Красную площадь пришел – все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось.
«В нем был не столько художник, сколько искатель истины», -- утверждал К. Коровин. Как и прежде, но на более высокой ступени мастерства и художественного совершенства, колорит «Боярыни Морозовой» выступает в качестве особого рода поэтической драматургии, в качестве такой содержательной формы, которая в чисто живописных категориях инсценирует, проявляет вовне общий смысл исторической коллизии, а точнее, заново этот смысл творит. Сильные духом. Художник Василий Григорьевич Перов считал, что нельзя работать, «не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра». Правда исторической панорамы становится откровением.
А нравы жестокие были. Она же дала мне дух и силу и здоровье». Вот такое оно, это лицо, что в нем бездна ощущений, ни одно не застывает, они сменяются.
В этой толпе Морозова воспринимается одинокой. Пафосом трагизма отмечен цикл-трилогия картин исполненных на протяжении 1880-х годов. Да и брат Глеб не оплошал – жену взял с соседнего кремлевского двора князей Сицких. Он пробовал себя не только в живописи, но и в других видах изобразительного искусства. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. После чего перед молодым Суриковым предстал город Петра, в своем европейском облике, в корне противоположный духу «московского царства».
Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали", 1884-88). Поворот к «историческому мышлению» был совершен только Суриковым. А один. этот прием называется "историзм" (известнен, например, в творчестве Делакруа). тематический ряд Репина более пестр – это и экзотика полотна "Садко", рад "восточных работ" это и увлечение импрессионистами "На дерновой скамье" и чисто народная тема, столь актуальная для 70-80 гг.
По лицам и фигурам изображённых можно «прочитать» ханжество и лицемерие, чванливую спесь и самодовольство, рабскую покорность и наивное простодушие. В нем был напечатан отрывок из стихотворной драмы под названием «Последняя исповедь» с подзаголовком «Посвящается казненным». Сюжет картины «Боярыня Морозова» занимал воображение Сурикова еще с 1881 года – года написания «Утра стрелецкой казни» именно к этому времени относится первый живописный эскиз будущей картины. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные. Достоинства картины были отмечены В. В. Стасовым, увидевшим в ней, как и в «Бурлаках на Волге», «ту же силу, тот же огонь ту же правду, ту же глубокую национальность и тот же поразительный талант. Зато после смерти первой своей боярыни мог себе позволить Глеб Морозов, отсчитавший уже полсотни лет, заглядеться и просто на девичью красоту, посвататься за Федосью.
Он плакал, рассказывая о смерти своей жены, слегка положив руку на мое плечо. Даже Мусоргский, любовно относившийся к Репину, высказался о «Царевне Софье» крайне отрицательно. Шишкина, В. И. Творческое наследие И. Е. Репина является неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры.
«Утро стрелецкой казни». Бывало идем мы, дети из училища. Задумал я их, еще когда в Петербург из Сибири ехал.
«Художественное мастерство Репина-портретиста» «В чём неоднозначность трактовки представителей русского общества в картине И. Е. Репина Крестный ход в Курской губернии. » «Почему в картине И. Е. Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану современники увидели групповой портрет смеха. » «Тема бурлачества в творчестве И. Е. Репина и Н. А. Некрасова» «Художественное мастерство рисунков И. Е. Репина» «Художественные особенности портретного творчества И. Н. Крамского и И. Е. Репина» «Непреходящее значение исторических шедевров И. Е. Репина» «Заочное путешествие в музей-усадьбу И. Е. Репина в Пенатах». Репина является неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры. По своему сюжету «Бурлаки на Волге» -- это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Суриков действительно говорил: я иду от холста, от него только все и возникает.
Художник иной эпохи, Суриков ищет решения «проклятых» вопросов не в философии евангельских легенд, а в самой жизни. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. "Голубь мира".
Рокотова, Д. Г. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Причем галерея портретов живописцев-передвижников в основном состоит не из парадных картин знати, купечества или обеспеченных слоев мещанства. В «Стрельцах» побеждает Петр. Наиболее значительная жанровая картина этих лет "Парижское кафе" (1874-75) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. В её творчестве гравюра на дереве утвердилась как самостоятельный вид искусства ("Виды Петербурга. ").
На это Суриков отвечал, что уход от прямой фактологии нужен ему во имя художественной правды, которая «выше правды жизни»: штыки – чтобы подчеркнуть и усилить впечатление падения в пропасть, гарцующий конь – для привлечения внимания к фигуре полководца. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Он писал пейзажи интерьеры с фигурами людей, портреты, натюрморты.
Традиции портретной живописи Ге были подхвачены В. Г. Как и в картине «Меньшиков в Березове», колорит у Сурикова служит для раскрытия события огромной исторической важности. Как уж этого достиг художник, осталось тайной его кисти, но достиг. Суриков впервые видит «мать городов русских», угадывая в ее облике ту «древнюю Московию», куда, по его собственным словам, он смог поместить свои сибирские впечатления.
Могучая картина. ». «Строгая жизнь», – отзовется Репин о суриковских квартирах. «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы», -- говорил Суриков. Их упорное, бездейственное, праздное «сидение» напоминает состояние путников, собравшихся на праздничный раут и задержанных на каком-то полустанке, – это образ нечаянно остановившегося времени.
Много работал в графике, в том числе как иллюстратор творчества Н. В. «Полесовщика» (1874, ГТГ). Во Франции Репин написал картину "Садко в подводном царстве" (1876), воплотив в ней свои думы о родине. Конец 1870-х – 1880-е гг. Авангард представлен самыми известными именами: К. Малевич, А. Экстер, О. Розанова. Натруженные жилистые руки. Величина его фигуры явно контрастирует с размером комнаты, на что обращал внимание автора И. Н. Крамской: «Ведь если Ваш Меншиков встанет, то он пробьёт головой потолок».
Людно. Суриков писал позже: «Идеалы исторических типов воспитывала во мне Сибирь с детства. Тема исторической картины непременно почерпнута из прошлого (может быть и из настоящего) она не переменно опирается на факт-это может быть легенда, миф, поэтическое произведение. Сам художник говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства она же дала мне и дух и силу и здоровье».
Суриков не раз говорил, что композицию «нужно утрясти как следует, чтобы фигуры не разъединялись в картине, а крепко были все связаны между собой». Репин и Суриков – не просто современники. Люди стерегут время, боятся нарушить его тайную работу каким-либо собственным решением и действием, так как не знают сроков, отпущенных им судьбой, для пребывания в настоящем положении. Особый успех художнику принесли полотна, запечатлевшие бытовые сцены народной жизни: «Проповедь на селе», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», «Сельский крестный ход на Пасхе». Как микеланджеловские «Рабы» становятся символами борьбы за свободу, гойевские «Капричос» утверждаются на века грозным осуждением тирании и мракобесия, так «Свобода на баррикадах» Делакруа и герои эстампов Домье воспевают победу света над мраком, так и суриковские «Стрельцы», по существу весьма далекие от идеи свержения царизма в России, объективно встали в ряд борцов с самодержавием. Тощая лошадёнка медленно и понуро тащится по пригорку навстречу порывам ветра.
«Полу державный» (а, по сути, после смерти Петра единодержавный) властелин, Меньшиков потерял ориентировку и осторожность в годы правления Екатерины I, полностью узурпировал власть, забыв, что у него есть враги и был сослан по наущению Долгоруких императором Петром II далеко за полярный круг. одно из лучших торжеств современного искусства». На протяжении всей своей истории русское реалистическое искусство искало возвышенный и прекрасный образ положительного героя. С картины «Бурлаки на Волге», ставшей высшим достижением искусства реализма 1870-х гг., началась его «слава по всей Руси великой».
Портрет Стрепетовой был вершиной живописного темперамента и красоты колорита. Удивительно красивы женские образы в его портретных произведениях. В величайшую заслугу художнику Достоевский поставил то, что ни один из его бурлаков не кричит с картины: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу». Добро и зло.
Моделями ему всегда служили родные или близко знакомые люди. Успешно разрабатывал форму психологического портрета в скульптуре. В 1879 году в Петербурге вышел первый номер «Народной воли» -- нелегального органа русского революционного народничества. — В. М. ).
Достаточно назвать труды Н. И. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Во Франции Репин написал картину "Садко в подводном царстве" (1876), воплотив в ней свои думы о родине. Из множества оттенков «лепится» бархатная шуба боярыни, на иссиня-черном фоне которой кажется особенно белым лицо староверки. -- Только читая историю, понимаешь настоящее». Дружинники не суетятся, нет ни лихой бравады, ни показной храбрости, тем более нет страха.
«Отказ от исповеди» он подарил поэту Н. Минскому, написавшему поэму. В убогом интерьере избы остатки былой роскоши (подсвечник, перстень князя, цепь Марии) и сибирские реалии (шкура медведя, коврик на постели, оленья душегрея младшей дочери, сапоги князя) выглядят очень красноречиво и выразительно. Поездка в Е вропу: Германия, Швейцария, Франция, Италия. И по характеру ведь такой, как стрелец. И, наконец, цвет, его гармония и диссонансы, контрасты и оттенки. Выдающийся вклад в развитие исторического жанра живописи внёс Василий Иванович Суриков.
Какие древности еще хранятся в монастырях, особенно в Троице-Сергии и Саввинском. В своих картинах он не судит и не выносит приговор. Большое место в творчестве Серова принадлежит светским женским портретам.
В левой (большей) части картины изображены стрельцы, справа – Петр и его сподвижники. «Крестьянин с уздечкой» (1883). «Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Кричат: «Везут, везут. » Мы все на площадь бежали за колесницей. Кипренского, К. П. Художники Рококо: Ватто, Буше, Фрагонар Рококо в России только в архитектуре. "Аленушка" посвящена русской народной сказке.
но это, думаю, дело вкуса. Словом, более близких отношений у меня не было ни с одним товарищем». Серов говорил, что «нужно, чтобы сквозь новое сквозило хорошее старое». В. Нестеров).
Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Эти портреты очень разные. Иванова, но В. Суриков решает ее на ином материале и ином уровне. Нравственная оценка событий и человека – основной нерв искусства мастера. К концу века "Мир искусства" оформился как идейно-художественное объединение.
В Академию Суриков поступает только через год. Но этот портрет был абсолютно новым явлением в русском живописном искусстве. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.
В лице его, жалком, растерянном, столько искренней грусти, ласки к обеим женщинам. Вся обстановка, естественная и непринужденная атмосфера, построенные на диагоналях и асимметрии динамичные композиции, рисунок, колорит работают на главное. А там ничего убавить нельзя – сани не поедут. 1856 –Большая золотая медаль. Объявили себя противниками как академизма, так и бытовизма поздних передвижников. «Раскол» – не только отошедшее в прошлое историческое явление и понятие, это универсальная категория суриковского художественного сознания, форма его мысли о прошлом, оказывающаяся актуальной и для современности. А. П.
В отличие от «Утра стрелецкой казни» здесь представлена трагедия семьи человека, бывшего некогда одним из самых влиятельных деятелей Петровского времени, сосланного вместе с семьёй в далёкий Берёзов. В конечном итоге Репин должен был написать ее, как написал «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Сходку» и другие свои картины, посвященные революционно-освободительному движению 1870 -- 1880-х годов.
«Нет ничего интереснее истории, -- говорил Суриков. Творческое наследие И. Е. Гаршина.
Таковы "Неизвестная" (1883), "Неутешное горе" (1884, ГТГ). Будто огромное окно распахнул мастер в сверкающую холодком, зимнюю, чарующую Русь. «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора.
Он переходил от формалистических решений к реалистическим образам. В движении есть живые точки, а есть мертвые. И это передано как бы перспективной ошибкой.
Человек, о котором даже любивший его Петр якобы когда-то сказал: «Он в беззакониях зачат, во грехах родился и в плутовстве скончает живот свой», – Меньшиков очень мужественно встретил жестокий поворот в своей судьбе. В 1906 году появился такой рисунок. В творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848-1916) историческая живопись обрела свое современное понимание. Всю жизнь онписал многочисленные церковные и портретные заказы, служившие для него источником заработка. Еще до открытия IX передвижной выставки, накоторой экспонировалось «Утро стрелецкой казни», Репин писал П. М. Впрочем, сходство -- одно, но не главное качество полотен Серова. Художник не писал их на заказ.
Кидаешься ты на врага, аки лев». Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Небо, вода, песок -- и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, -- дымок парохода). Саврасова, И. И. Связан своими произведениями с народным творчеством.
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887 обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Это отзывается болью испугом, злорадством, тяжкой думой. Его основатель – талантливый русский художник, профессор Академии художеств Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896) назвал музей в честь своего деда, А. Н. Это столкновение не на жизнь, а на смерть двух разных миров – умирающей Древней Руси и новой России. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами».
«Дайте Морозовой власть, – и вы увидите все последствия восточного фанатизма в мятежах и казнях», – таков был отклик одного из современников Сурикова на созданный им образ. А бабы – это, знаете ли, у меня и в родне были такие старушки. Так, замысел картины «Иван Грозный и сын его Иван» возник в связи с убийством народовольцами Александра II. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. храбрился, а после второй плети начал кричать. Размах во всем был широкий.
Голова со спутанными волосами словно вросла в плечи. Форма схематична. Были моменты, когда он даже плакал (сентиментальный сказал бы: на моей груди). История им кажется чем-то отвлеченным, она связана с академической традицией. 21 ноября 1881 года помечен рисунок-сепия изображающий одиннадцатилетнего мальчика Алешу Матвеева 21 февраля 1882 года датирован рисунок под названием «Швея» о 21 января этого же 1882 года говорится в письме Репина к Стасову, помеченном следующим днем: «Вчера у меня был рисовальный вечер и Вера прочла нам во время работы» (жена Репина, Вера Алексеевна, читала вслух рисующим художникам только что полученную от В. В. Стасова его статью о бельгийском критике Леклерке. Поленова, А. К.
Он лишь на минуту прервал свой тяжёлый труд и теперь устало смотрит на зрителя. К подобной теме, позволявшей развернуть галерею типов русской деревни, не раз обращались художники, однако Репин поднимает ее до уровня исторической масштабности. Картину Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» обсуждали так: мог Петр допрашивать царевича именно так или не мог. Его герои – простые люди, акробаты, странствующие комедианты. -- говорил он. -- Конечно, это нужно, это необходимо, но этого недостаточно.
С интересом он наблюдал жизнь «простоватого люда», живущего, по его меткому замечанию, «гораздо искреннее нас». В 1887 году Суриков впервые показал свой холст на пятнадцатой выставке передвижников. А мне Толстой с женой, когда «Морозову» смотрели, говорят: «Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает».
Возница с трудом пробивает путь через запрудившую улицу плотную толпу. Но картина Репина -- не живописная иллюстрация к поэме. Величина его фигуры явно контрастирует с размером комнаты, на что обращал внимание автора И. Н. Крамской: «Ведь если Ваш Меншиков встанет, то он пробьёт головой потолок». В реалистической системе живописи историческое может явить себя исключительно пассивно. Композиция этого монументального полотна необычайно проста и логична. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм. Русский классицизм в литературе представлен Денисом Ивановичем Фонвизиным (1745-1792), Гаврилой Романовичем Державиным (1743-1816), Александром Петровичем Сумароковым (1717-1777) в архитектуре – Василием Ивановичем Баженовым (1738-1799), Матвеем Федоровичем Казаковым (1738-1812) в живописи – Антоном Павловичем Лосенка (1737-1773), Карлом Павловичем Брюлловым (1799-1852), Федором Антоновичем Бруни (1799-1875) и Александром Андреевичем Ивановым (1806-1858) – авторами соответственно таких известных полотен, как "Взятие Казани", "Последний день Помпеи", "Медный змий" и "Явление Христа народу".
По словам Ф. М. Достоевского, на полотне была раскрыта истинная правда «без особенных объяснений и ярлычков». Он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил итальянского карандаша). На первый взгляд ничего, кроме названия, не напоминает об этом. В исторической картине очень силен тот романтический флер, на который передвижники смотреть не могут: пространства роковые, с шумом, с движением, сплошной «Последний день Помпеи». Прежде всего — это прекрасные этюды к историческим полотнам и "Снежному городку". Если такой успех имели суриковские «Стрельцы», то совсем нельзя было этого сказать о новой картине Репина.
Не менее очевидны и различия между ними. Конец 1870-х – 1880-е г. наиболее плодотворный период в творчестве художника. Понятно, что Суриков не мог быть непосредственным свидетелем представленных событий. Репин показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа.
Решил Василий Суриков учиться в Академии художеств – добрался до Петербурга. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Пленный перс тоскует напротив атамана. Корба, мемуарами которого художник пользовался в работе. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Брезжит белесый свет. «Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, -- писал И. Грабарь.
Неяркое солнце бессильно пробить свинцовый полог осеннего неба. Мир нужды, бесправия и гнета -- такой была Российская империя и такой показал ее художник в картинах «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранцев», «Крестный ход в Курской губернии» и других. Замечательные портреты-типы были написаны И. Е. Художество нужно, да, да, художество». Ничего этого нет у Сурикова и в помине. Было от чего зайтись дыханию.
Особенность Сурикова в том, что его собственная биография выходца из сибирских глубин, «московита», переброшенного от древних патриархальных устоев в конец XIX века, высветила и сделала достоянием его художественного сознания как исторического живописца ту истину, что переломность – это не момент, а постоянное свойство русской истории. Этот круг родных и близких, влияния, встречи, общение, само время, когда жил и работал Серов, его идеи, атмосфера, настроения многое объясняют в его творчестве. И в кругу учеников он выдвигался на целую голову выше других.
Мне нужно вытащить их на улицу». Стремился к объёмно-предметной трактовке. Суриков никогда не обличал, не выносил приговоров и не ставил оценок. Рококо- неправильная раковина, всё ассимитрично.
Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. Его огромное эпистолярное наследие (переписка с деятелями искусства, занимающая несколько томов) читается как увлекательная повесть о жизни великого человека. Художник долго не мог отыскать натуру для главной героини и говорил, что «все толпа ее бьет», то есть остается выразительнее образа боярыни, пока, наконец, в Москву не приехала его дальняя родственница из родного села Торгошина, послужившая моделью. И все это в каких-нибудь 4 сеанса — просто невообразимо. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов. Справа, слегка наклонясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Но боярыня Морозова – одинокий герой.
Милославских при дворе множество, дружных, во всем согласных, на выручку скорых. В скульптуре он успешно разрабатывал форму психологического портрета. У передвижников такое было совершенно не принято: сначала – что, потом – как. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. «Я хочу, хочу отрадного. », писал он двадцатилетним юношей.
— Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Но был один художник, преданно любимый Суриковым, -- Александр Иванов. Картину Николая Александровича Ярошенко «Кочегар» считают первым изображением рабочего человека в русском искусстве. Об этой квартире Сурикова Репин рассказывает в своих воспоминаниях: «Мы жили недалеко друг от друга в Хамовниках.
Глубокий психологизм, т. е. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»5. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. Кругом холодное безмолвие и бесконечная, мучительная тишина. Эшафот недалеко от училища был.
Гордость музейного собрания – пейзажи К. Коро, Ш. Добиньи и А. Монтичелли из коллекции А. П. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
Интересен портрет «Мина Моисеев», на котором изображён старый человек, опирающийся на длинную палку. Пораженный зритель увидел впервые не костюмированных натурщиков изображавших ту или иную сцену из жизни государей и их верноподданных, не привычных статистов в стиле «рюс», нарумяненных и напомаженных. Главным действующим лицом в этих картинах выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер.
На некоторое время он бросает занятия живописью и уезжает в родные места. Следствием этого своеобразия была сохранявшаяся на протяжении всего XIX века и некоторое время после многоукладность российского быта, где, наряду с общественными силами и институтами буржуазной формации, продолжали существовать слои, в которых сохранялась верность патриархальным традициям, уходящим своими корнями в допетровскую Русь. Так выполнены известные портреты художников А. И. Можно привести еще один пример одновременной работы Репина с другим художником над одной и той же моделью.
«Франческо Таманьо» -- словно вспышка бурного, огненного темперамента, пронизывающего и образ итальянского «короля певцов», его горделивую осанку с поднятой головой и горячий красновато-коричневый колорит и сам мазок, нервный, торопливый, энергичный. Левицкого, В. Л. Кроме того, он еще был студентом по юридическому факультету в университете. А картины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании. В 1890-х годах в него входили художники Бенуа, Сомов и Бакст.
Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри дремучего бора. Лишь слышен сухой лязг сабли преображенца да тяжелая поступь ведомого на смерть стрельца.
«Впечатление от картины, -- писал И. Репин, -- столь неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка». Репин и Суриков справедливо считаются двумя грандиозными вершинами передвижничества. Ни одной мастерской за всю свою жизнь он не имел.
Сурикова, И. И. Портретов кисти В. Серова много, около двухсот. Окончательная разрядка трагического напряжения происходит в картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899, Государственный Русский Музей), которая воспринимается как несколько странная парафраза «Взятия снежного городка». История – это то, что выталкивает человека из быта на улицу, на площадь, в толпу.
В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Среди фовистов яркое место занимал Матисс. Художник был несправедлив к себе: его «мало» включало несовместимость со всякой неправдой и цинизмом, приспособленчеством, сделками с совестью, выспренними декларациями, «романтическим» позерством и богемой -- этим «мещанством навыворот». О таких людях он говорил с восхищением: «Как ни станет мужик – всё красиво».
Все это собрал художник и заключил в сверкающий оклад снежной красы. Перепелкина. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Герои Сурикова сопричастны истории, герои Репина всегда соизмеримы с обычной реальностью. В числе этих портретов встречаются и интимные портреты, например овальный портрет Е. П. Олив (1909), захватывающий изяществом формы и рисунка, утонченными вариациями серо-голубоватых тонов. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Если бы она, т. е. Софья из опочивальни вошла в молитвенную келью и, увидев братнии безобразия, как тигрица кинулась бы к окну и отвернулась, а глаза ее сошлись бы у самой переносицы и застыли и она бы застыла сама с зачугуневшими кулаками, — я понял бы художника, я узнал бы Софью». Вот таким образом так бесконечно дорого и близко нам художественное наследие В. И. Сурикова, о котором мы с полным правом и гордостью можем повторить слова Владимира Ильича Ленина, сказанные им о Льве Толстом: «Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат». Чистякова (1861), Н. А.
Волошинский портрет очень точен. Слева на картине бегущий мальчик, но куда он бежит. Из года в год ему приходится дышать чёрной угольной пылью. Наступает кабала портретиста, кабала до самой смерти.
Он говорит: «Не хочу». Большой вклад в графику начала XX века внесла Остроумова-Лебедева. Матисс (1869-1984).
Это настоящая математика. Тот же стол, та же полка вверху, слева. Одинокий «птенец гнезда Петрова», погружённый в свои безысходные думы, словно застыл в тесном, маленьком домике. Вот-вот наступит день. Кузьмой звали. » Про себя не говорю.
Можно думать что это не случайное совпадение, что репинские вечера устраивались регулярно по 21-м числам каждого месяца (или же по 7-м, 14-м, 21-м и 28-м, так как в одном месте у Репина есть упоминание, что он «затеял у себя натурные классы — один раз в неделю, по вечерам»). Наиболее крупным и значительным из них является «Крестный ход в Курской губернии» (1880 -- 1883). Борьба революционеров с царизмом явилась выражением лучших качеств русского народа и его национального характера--свободолюбия, патриотизма, мужества, готовности к смерти и мукам во имя правды, добра и справедливости, -- и потому Репин не мог пройти мимо нее, потому он написал свои картины, ставшие его творческим и гражданским подвигом.
мастер русской исторической картины соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Эта тенденция достигает кульминации в последнем крупном произведении Сурикова – «Степан Разин» (1906, Государственный Русский Музей). Кажется, всю любовь к Отчизне выразил здесь художник.
Конечно, потому, что дочь Сурикова была женой «бубнового валета» Кончаловского, но дело не только в этом. Музей обладает замечательной коллекцией европейского искусства: от помпейских фресок и античной скульптуры до картин художников «барбизонской школы».
«Приехавши в Москву, этот центр народной жизни (вот главное, что влекло художника к Москве), я сразу стал на свой путь», – писал Суриков. В пышном соцветии красок толпы, складывающихся в плавный, певучий узор, остроугольное пятно черных одежд Морозовой «диссонирует», воспринимается как погребальный аккорд посреди праздника – эхо чужого, прошлого мира. Поистине «лик его ужасен». Именно действуют, предопределяя исход того или иного исторического события. В. Суриков (1848-1916).
Герой произведений – русский народ. владевших этой землей еще во времена Грозного, когда был их прадед женат на родной сестре другой царицы – Анастасии Романовны. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Помню, шел, мешок нес, раскачивался от слабости – и народу кланялся.
В последний период своего творчества Васнецов ограничивается сюжетами народных сказок. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73). Чуть меньше расстояние – сани стоят. И все это на дивном фоне великих шедевров (конечно, в воображении. ), которые окружали нас излюбленные, бессмертные, вечные.
просто палитра разная: у Репина охристо-коричневая, приглушенная, холодноватая у Сурикова. Сурикова привлекали личности героические. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на лечении. Везде я дружил с Поленовым и очень полезно проводил с ним время. Как и в «Утре», Суриков не боится отойти от точности в изображении во имя высшей, художественной правды. Многие искусствоведы видят в этом осмысление русской истории, в том числе современной.
Идея произведения выступает в картине Сурикова не в роли «режиссера», по воле которого действующие лица образуют заранее предрешенную мизансцену, а в образах предельно достоверных и убедительных, живущих и действующих словно независимо от художника. Приблизились. Красная площадь.
Значительный вклад внёс И. Е. Репин в искусство портрета. Так же, как это уже было в «Стрельцах», колорит «Боярыни Морозовой – живописная метафора. Он сам признавался в этом.
Кружит, кружит воронье. Резкий контраст между праздничным сиянием дня и внезапным появлением грязных фигур произвел на Репина сильное впечатление. Они также были коллегами по цеху – передвижниками и развивали реалистический метод письма. Репин известен, прежде всего, своими портретами и т. н. "революционным жанром" (вариант исторического, только история в данном случае связана с предреволюционной ситуацией в России конца 19 в. ). Суриков – мастер бытовой картины и, особенно исторического жанра. Вот почему так разнообразно их художественное решение. Многие крупнейшие исторические художники жили или работали в Москве.
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Юноша любил впервые и он отдал гениальной актрисе всю нерастраченность своих чувств. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали", 1884-88).
С большим мастерством Суриковым нарисованы яркие женские характеры, в которых народная трагедия воспринимается особенно ощутимо и эмоционально. Может быть именно посещение этого человека больше, чем газетные статьи и похвалы зрителей, служили признанием, что время ученичества позади. Художник создал впечатляющий жизненный образ. История – это то, что происходит не с нами и нам в нее хода нет. Непринужденная поза К. Коровина, яркая красочная гамма, жанровая композиция портрета-картины, включающая полосатую красно-белую подушку на диване, обстановку мастерской, этюды и ящик с красками, призваны передать артистическую натуру Коровина, человека и художника.
Боровиковского. Достигли значительных успехов в театрально-декорационном искусстве. Морозова (1902). К тому же Сицкие продолжали родниться с Романовыми. Толпа окружает сани и толпа эта очень разная.
Злой, непокорный тип. Ведь они близки друг другу: солдаты из той же крестьянской среды, что и стрельцы. Не случайно, например, герои картины «Меньшиков в Березове» изображенные в интерьере, наделены самоощущением людей, которые здесь, в замкнутом пространстве, – не в своей родной стихии, «не у себя дома».
Тяжба, поединок со временем – вот подлинная тема картины. Битва в разгаре. - «Стрельцы» у меня в 1878 году начаты были, а закончены в восемьдесят первом. Василий Дмитриевич был общественным, веселым человеком.
Морозова, конечно, главный герой картины, но и другие -- отнюдь не второстепенные. Василий Иванович Суриков (1848-1916) Внес выдающийся вклад в развитие исторического жанра живописи. Этого еще недостаточно. В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет равных (один лишь только итальянец Караваджо может соперничать с ним по мастерству использования светотени). Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался.
В этом логика бессмертной жизни истинно великих пластических образов. Холодный и серый день.
а из сторон не выходит победительницей. 1869-1875- петербургский период, близость к передвижникам. Пропагандировали декоративно-приподнятые формы.
А старик в «Стрельцах» – это ссыльный один, лет семидесяти. Нерасторжимое единство идеи и образов картины, сюжета и композиции, колорита и всех других выразительных средств ставит «Боярыню Морозову» в число шедевров русской реалистической живописи. С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветами тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках. Давятся, глазеют.
Третьякову: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Глаза глубоко сидящие меня поразили. — Он был хорошего роста, красив собою, говорил громко. Веру и безверие.
В руках он носил три большущие палки. Как в исторической науке Москва была ведущим центром (в ней работали многие из наиболее известных историков: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, И. Е. Забелин), так и в русской исторической живописи она была первой. «.
в отлдичие от Репина, он действительно отсылает нас к русской истории, акцентируя внимание на поворотных моментах отечественной истории: воцарение Петра 1, опала Меньшикова и начало эпохи дворцовых переворотов, церковный раскол. Стасов. Пришлось пойти на хитрость. И юноша застрелился у ее ног. Достаточно вспомнить хулу и осуждения, вызванные «Плотом «Медузы» Жерико или полотнами Делакруа и Курбе, чтобы установить некую преемственность воздействия талантливого нового на реакционные круги салонных рутинеров, угождавших вкусам власть предержащих.
Какая новость приемов, какое своеобразие, что за письмо и лепка. Костомарова («Русская история в образах царей и князей»), И. Е. Бунтовщики. Передал свежесть и жизнерадостность восприятия мира. В коллекцию произведений передвижников входят полотна И. Е. наиболее плодотворный период в творчестве художника. С 1882 Репин жил в Петербурге.
Невозможно не признать справедливость слов его друга и художественного критика В. В. Стасова: «Репин неисчерпаем». В целом «Утро стрелецкой казни» вызвало разную реакцию демократической и официальной критики. Художник новой эпохи, он открыл историю русского рисунка XX века. Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта. Репину также принадлежат замечательные воспоминания-мемуары «Далёкое близкое», выдержавшие более десяти изданий.
воздействовали на него. В годы политической реакции и в период подъема революционного движения Серов оставался верным теме гуманизма художника идеалу творческой личности, служащей народу. Лица матери мы не видим, но как красноречивы её склонённая голова и опущенные плечи. Где-то вдалеке, среди тёмной зелени, голубеет лесное озеро или излучина реки. В те дни этот шедевр, равный по звучанию музыке «Бориса Годунова» и «Хованщины» Мусоргского, разделил, как это ни печально, судьбу всех новаторских произведений живописцев XIX века.
Ист живопись, портрет. Репин много работал над темой революционного движения. День был погожий, погода солнечная – пароход весело шел по Неве. Невольно вспоминается, как к этой же теме подошел уже в зрелые годы В. Серов.
Я уже вторую неделю вне себя от восхищения». Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Застыли зеваки. Явились популяризаторами классического и зарубежного искусства. В разделе Живопись, Графика на вопрос Какие основные различия и сходства в творчестве Репина и Сурикова (художников-передвижников, причем, современников). 19 века и для передвижников. Суриков – более цельная натура.
Вершиной портретного искусства художника являются портреты композитора М. П. Мусоргского и писателя Л. Н. Толстого, в которых передана «мощь бессмертного духа», впечатление цельности личности и внутренней гармонии. «Боярыня Морозова». Большие исторические полотна. Существует несколько портретов А. И. Емельяновой. Испанец по происхождению.
Во всем, что изображал, он позволял себе только сопереживание и эмоциональную объективность. "Старик нищий с мальчиком. ", "Мать и сын", "Девочка на шаре". Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Так в России появилось понятие однофигурного «социального портрета» – картины с единственным действующим лицом и острозлободневной тематикой. В санях – грубо сколоченный гроб, прикрытый рогожей и перевязанный верёвками. Нужно что-то еще.
Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Именно приехав в Москву, Суриков почувствовал себя на месте. Не жалость хотел он вызвать в зрителе, не самую казнь продемонстрировать, а «торжественность последних минут», как говорил он сам, стремился передать в своей картине. Портрет Н. Лескова, углубленный и трагически напряженный, о котором сын писателя сказал, что «безупречное, до жути острое сходство потрясает». Невозможно было вообразить «более живописной и более тенденциозной картины. » – как писал он впоследствии К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего.
И. Е. Репин назвал её «могучей», а скульптор М. М. Антокольский увидел в ней «первую русскую историческую картину». В картине «Меншиков в Берёзове» также слышатся отголоски «бессмысленного и беспощадного» «русского бунта». С интересом он наблюдал жизнь «простоватого люда», живущего, по его меткому замечанию, «гораздо искреннее нас». Строгой и многозвенной. По обе стороны от него примостились на санях дети. На «Утре стрелецкой казни» справа, перед прорывом в глубину (куда мы тоже не можем войти, так как там страшный взгляд Петра), преображенец ведет так называемого поникшего стрельца.
Все равно добились Романовы власти, а добившись, не забыли и пострадавшей за них родни. Истлевшие -- не узнать розового ситца, висящие на них полосами и не разобрать даже ни цвета, ни материи из которой они сделаны. Освещённый ярким солнцем, он внимательно смотрит куда-то вдаль. У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок рубахи-то, рубахи. Но писал так, что каждое произведение, будь то портрет, тематическая картина или быстрый набросок, становилось само по себе воплощенной в линиях и красках красотой.
Воспитание венценосцев – дело непростое. Суриков за «Морозову» ограничился пятнадцатью. Мощные люди были. Случайность: на ловца и зверь бежит. Важную роль играет ритм, экспрессия.
Переселение из Петербурга в Москву благотворно подействовало на Васнецова. Жанры Репина, по оценке Д. В. Где-то под Казанью «от горя и слез ослепнув», как пишет мемуарист, умерла его жена и в Березов он прибыл с сыном и двумя дочерьми, которых и изобразил Суриков на картине за чтением Библии. В убогом интерьере избы остатки былой роскоши (подсвечник, перстень князя, цепь Марии) и сибирские реалии (шкура медведя, коврик на постели, оленья душегрея младшей дочери, сапоги князя) выглядят очень красноречиво и выразительно.
Ему принадлежит немало портретов крестьян («Фомушка-сыч», «Странник»), в которых он выразил сочувственное отношение к представителям самого бесправного и незащищённого сословия. Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Представители поколения «Бубнового валета» – критики Сергей Глаголь, Яков Тепин – придумали концепцию: Суриков – это человек шестнадцатого века, нечаянно занесенный в века девятнадцатый и двадцатый. как бы соприкасались два жанра – портретный и бытовой. Некоторых уже ведут на лобное место. «Народ и личность в творчестве В. И. Сурикова» «Вклад В. И. Сурикова в развитие исторического жанра живописи» «Исторические картины В. И. Сурикова: иллюстрации, достоверные реконструкции или художественные интерпретации исторических событий «Авторская позиция В. И. Сурикова в его произведениях» «Петровская эпоха в произведениях В. И. Сурикова» «Творчество В. И. Сурикова и политическая ситуация в России 1870 – 1880-х годов XIX в» «Проблема соотношения государственной власти и народа в творчестве В. И. Сурикова» «Проблема героя и толпы в произведениях В. И. Сурикова» «Русский человек на переломе истории (по произведениям В. И. Сурикова) «Соотношение реализма и художественного вымысла в творчестве В. И. Сурикова» «Мастерство В. И. Сурикова-портретиста» «Заочное путешествие в музей-усадьбу В. И. Сурикова в Красноярске».
Пара ломаных стульев с дырявыми соломенными сиденьями. В то время Спиридонову было 82 года. Как писал один из исследователей, «живопись обусловлена характеристикой, характеристика достигнута живописью».
Тропинина, О. А. Их так и называют – «семь больших картин Сурикова». Так случилось и с портретом московского купца и промышленника М. А. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. «Репин неисчерпаем» – так говорил о нем его друг и художественный критик В. В. Имя никому не известного крестьянина Мины Моисеева здесь звучит достойно и уважительно.
Печально смотрит девочка. Народ смеялся очень. Кошелева (1866) все – в ГРМ. В величайшую заслугу художнику Достоевский поставил то, что ни один из его бурлаков не кричит с картины: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу». В картине «Крестный ход в Курской губернии» Репину удалось создать не только своеобразную энциклопедию русской провинции, но и подняться до глубоких исторических обобщений. Брюллова, в пейзажах А. А. Репин никогда не «поправлял» индивидуальность, не стремился к её «улучшению» или идеализации, он не любил, когда модели намеренно «позировали ему». Одухотворенность модели и драматизм события художник великолепно передавал через эффекты светотени, когда пространство словно тонет в тени, в золотистых сумерках, а луч света выделяет отдельные фигуры людей их лица, жесты и движения.
«Бурлаки на Волге» выдвинули автора в первые ряды лучших русских живописцев. Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится. ». Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, по-детски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем» -- задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. В начале творчества у художника было два периода: "голубой" (1901-1904гг. ) и "розовый" (1905, 1906 гг. ). В стенах Академии с момента ее основания важнейшим был жанр исторический, под которым понимались и собственно исторические, но в основном сюжеты Священного писания, то есть Ветхого и Нового завета и античной мифологии.
Баталист. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Создавая художественный образ исторического прошлого, он нередко видел его через судьбу отдельной личности, воплотившей «героическую душу своего народа» (М. Драматическое звучание полотна автор видел в «торжественности последних минут», переживаемых стрельцами. Зайдет солнце и снова взойдет, а битва еще не кончится, но исход ее предрешен.
Суриковы -- старинный казачий род. Эмоциональный центр композиции составляет безмолвный поединок, «дуэль взглядов», противостояние двух главных героев – Петра I и рыжебородого стрельца. Кое-что осталось лишь в воспоминаниях – наброски к полотну «Убийство Павла I» Суриков уничтожил, а о картине «Как убили Дмитрия Самозванца» известно лишь то, что она была. Тревожная мысль пронеслась и чуть сдвинула брови. Да, действительно, палка вещь дорогая. ».
В 1880-х г. Репин много работал над темой революционного движения. Приходится отметить бесспорное превосходство репинского рисунка.
Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. Одна за столом, лицо ее обращено вперед другая, справа, дана в профиль. В 1891 году Суриков, окончив сцену из современного ему сибирского быта «Взятие снежного городка», приступает к осуществлению сокровенного замысла -- картины «Покорение Сибири Ермаком».
Просто над ними есть история – то, что нельзя изменить. Бенуа – идеолог "Мир искусства". Контрастируя с грубой, скудной обстановкой бревенчатого сырого сруба с земляным полом, живописные детали (вроде парчового платья младшей дочери Меньшикова или блестящей складки расшитой золотом одежды, выбивающейся из-под края темной шубы Марии – старшей дочери опального князя или дорогого перстня на руке самого Меньшикова), как вспышки иной, некогда роскошной жизни, заставляют живо осознать, что не здесь подлинная среда обитания героев картины.
Эта большая историческая и нравственная проблема занимала в свое время Ал. В основе его -- глубоко эстетическое отношение к жизни. О себе он говорил так: «У меня мало принципов, но зато они во мне крепко внедрились». В «Утре» главные герои – стрельцы.
Центральной темой Сурикова на этот раз становится тема «герои и толпа народа». Папа писал тогда картину «Царевна Софья», — для нее, помню, шился из серебряной парчи сарафан с откидными рукавами, мама обшивала его жемчугом на сарафан надевалась рубашка с узкими, длинными, в девять аршин, кисейными рукавами с золотой ниткой, которая очень царапала руку, когда надевали рукав, а рукав собирался мелкою сборочкою». Выдающийся вклад в развитие исторического жанра живописи внёс Василий Иванович Суриков. С большим мастерством и любовью к созданному народным гением передает художник облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву, религиозную архитектуру и деревенские сараи.
Его ядро пополнили Лансере, Добужинский, Дягилев. «Черноватому» колориту картины Суриков противопоставил алый свет зари, встающий за группой приближённых Петра и многочисленные яркие пятна красного цвета, символизирующего пролитую кровь стрельцов. «Чувства были перегружены ужасами современности», – писал Репин в те дни.
Но что-то от них присутствует во многих прекрасных созданиях Репина. Он, как позировал, спрашивает: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу. Толстого, В. М.
1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Он один не снял перед ним шапку и судорожно сжимает в руках горящую свечу. Каждую деталь Суриков наполняет глубоким образным смыслом.
В лице Репина русский реализм вступал в пору зрелости и высокого расцвета. А рыжий стрелец – это могильщик, на кладбище я его увидал. Иванова и С. Ф.
С 1882 Репин жил в Петербурге. Это впечатление усиливает безрадостный, унылый пейзаж: занесённые снегом поля, сгущающиеся сумерки, низко нависшие мрачные, свинцовые тучи. Значительно искусство Сурикова-портретиста. Коровина», написанного в 1891 году и до «К. Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства.
Эти художники создали целую галерею образов своих выдающихся современников. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Ревность эта приняла такой буйный характер, что муж не мог с ней сладить. Вместе с тем Репин был щедро одарён способностью ощущать преемственность и проводить параллели между историческим прошлым и современностью. Так, замысел картины «Иван Грозный и сын его Иван» возник в связи с убийством народовольцами Александра II.
В деревенской избе на скамьях сидят две женщины. Картины эти -- не иллюстрации к русской истории. Там на «кобыле» наказывали плетьми. Это сделано мастерски. Две фигуры из которых одна стоит спиной к зрителю, очень скудная обстановка собственно, ее почти нет--тюремная камера, сырая, темная, тонущая в предрассветных сумерках железная койка. Опять перспектива закрыта.
Тяжкую думу думает атаман. Активный борец за мир. Аристократизм духа интеллектуальная и нравственная высота, сознание предназначения русского актера как глашатая идей и чувств народа рождают гордость и чувство собственного достоинства. Особенно это красиво в «Боярыне Морозовой». Боголюбова. Но таких мало, большинство народа исполнено искреннего сочувствия к бунтовщице.
Радищева, автора книги «Путешествие из Петербурга в Москву». В конце 80-х годов умирает жена художника, Суриков очень тяжело переживает эту утрату. Поэма Минского была не причиной, но лишь поводом к созданию «Отказа от исповеди».
Сарафанницы, хоть и казачки. Ни стонов, ни вздохов. Сундук. Если вы посмотрите на картину того же Репина «Царевна Софья», то увидите экспликацию: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Как мастер исторической живописи Суриков впервые громко заявил о себе в картине «Утро стрелецкой казни», в которой отразил последствия бунта стрельцов, поддержавших в 1698 г. царевну Софью и выступивших против законной власти, принадлежавшей её младшему брату – Петру I. Не кровь и не казнь хотел передать автор в этом произведении, а народную национальную трагедию, рассказать о той страшной цене, которую платит народ, живущий в эпоху перемен и попавший под колесо истории.
Щедрина. "Ветка сливового дерева". В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». В рассматриваемые 60-80-е годы историки и археологи очень много сделали для развития отечественной исторической науки.
Когда после долгих поисков лицо боярыни было «найдено», оно потрясло всех увидевших картину своей фанатичной исступленностью и экспрессией. «Чувства были перегружены ужасами современности», — писал Репин в те дни. Самое сильное и интенсивное пятно -- лицо актрисы. 1876-1894- хутор черниговской губернии, увлечение идеями Толстого.
Мир борцов за свободу, революционеров, вступивших в схватку, с царизмом, предстает в картинах «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров». Гоголя, Л. Н. В то же время история для Сурикова никогда не была только предлогом для постановки злободневных вопросов.
Репину также принадлежат замечательные воспоминания-мемуары «Далёкое близкое», выдержавшие более десяти изданий. Тогда еще красоту Москвы увидел. Глубоко раскрыты характеры в "Портрете доктора А. Д. Езерского" (1911, частное собрание), "Портрете человека с больной рукой" (1913, ГРМ), "Автопортретах" (1913, ГТГ 1915, ГРМ) Он выполнил более 30 живописных и акварельных портретов. Кризисные, переломные моменты истории порождают раскол в обществе, в сердцах людей, в «теле» и душе народа, но в этих коллизиях проявляются глубинные свойства национального характера – мужество, самоотверженность, бесстрашие перед лицом грозящих испытаний, наконец, дар сочувствия чужому горю. Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ.
Третьяковская галерея считает этот суриковский этюд «первой композиционной мыслью картины «Меншиков в Березове». Суриков никогда не обличал, не выносил приговоров и не ставил оценок. Словом, более близких отношений у меня не было ни с одним товарищем. » Письмо от 1926 г., март (без числа). Одной из самых выразительных является картина «Проводы покойника». Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. Я ему говорю: «Пойдем ко мне – попозируй», Он уже занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться.
Ее двуперстие, ее фанатичное лицо, ее черное облачение среди узорочья цветных русских одежд, по колориту напоминающих полихромные изразцы и фрески XVII в., – это символ конца Древней Руси, раскола, «древнего благочестия», средневекового аскетизма. Мерно, подобно волнам моря, колышутся вершины сосновых лесов, убегающих в голубую даль горизонта на картине «Лесные дали». Самые известные полотна. Скупо запачканная красками палитра.
В нём участвовал Серов. «Гуляя на Девичьем поле, мы слушали рассказы папы, как за решетчатым окном монастыря томилась царевна Софья и у окна ее кельи висел повешенный Петром стрелец. Огромная площадь притихла. Колыбелью "Мира искусства" был кружок петербургской интеллигенции.
В своём интерьере "Красная комната" художник вплетает фигуру в орнамент композиции. Это не просто бунтовщики и их каратель царь. Потом встречи заменила переписка. Нет. Но если мы этого не знаем, мы видим жуткую толстенную тетку с искаженным лицом.
Репин не забыл того впечатления, которое произвела на него «Последняя исповедь». Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица отвергает он последнюю исповедь. В тихую заводь официальной исторической живописи ворвались простые люди суриковских полотен, обрушился рев толпы народной, перед зрителем предстала сама правда истории. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии.
Перовым и И. Н. Многогранность творческого дарования Репина неисчерпаема. Как художник, существовавший лишь своим трудом, Серов, по словам его ученика, со временем поступает в «общее пользование», принимает заказы от «всяких людей». Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. В картине 1883 года «Меньшиков в Березове» показан сподвижник Петра в опале. 1869 – возвращение в Россию.
Он много работал в графике, в том числе и как иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и В. М. Гаршина. В Москве очень меня соборы поразили. Репинский этюд помече-н 1878 годом, суриковский не датирован. Значительный вклад внёс И. Е. Репин в искусство портрета.
Достоинства картины были справедливо отмечены В. В. Стасовым, увидевшим в ней, как и в «Бурлаках на Волге», «ту же силу, тот же огонь, ту же правду, ту же глубокую национальность и тот же поразительный талант. Декоративным узорочьем она перекликается с «Боярыней Морозовой», но колорит ее звонкий и праздничный. Так, в картине «Владимирка» мастерски раскрыта скорбная тема народного страдания. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу. Крамским. Он плакал, рассказывая о моменте смерти своей жены, слегка положив руку на мое плечо.
"Авиньонские девушки", "Три женщины", "Портрет Воллара". Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. "Утро стрелецкой казни", "Меньшиков в Березове", "Покорение Ермаком Сибири", "Переход Суворова через Альпы", "Боярыня Морозова" – лицо Морозовой выражает высокое фанатическое напряжение, "Взятие снежного городка" – единственная бытовая картина. Репину принадлежат замечательные воспоминания-мемуары «Далекое близкое». Далеко не всегда Серову доводилось писать такие модели. Похоже.
Она была закончена только в1891 году. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Третьяков не покупал ни одной картины, не поторговавшись немного. А если после первого знакомства Павел Михайлович Третьяков, отобрав два маленьких холстика, говорил свое знаменитое: «Это я оставляю для себя», художник ликовал. Вторым близким другом Репина в московские годы был В. М. Васнецов. Вот лохмотья. Суриков разрешает это противоречие, воссоздавая последовательность исторических событий в последовательности картин, образующих своего рода трилогию, цикл, где «Боярыня Морозова» оказывается как бы прологом центральное место должны занять «Стрельцы», а развязка (но снова, как мы уже знаем, незавершенная, соотнесенная с влекущим за собой мысли и судьбы людей движением исторического времени) – «Меньшиков в Березове».
1850- Академия художеств. Но ведь были ещё и замыслы. И хотя «Взятие снежного городка» оказалось в стороне от его больших исторических полотен, сама возможность появления такого заведомо бесконфликтного произведения после внешне и внутренне конфликтных картин 80-х годов была симптомом существенных сдвигов в художественном сознании Сурикова – исторического живописца.
В скульптуре он успешно разрабатывал форму психологического портрета. Но потом молодой муж стал ревновать жену к тем партнерам по сцене, с которыми она играла свои трагические роли, кого по сцене «любила», кому разрешала себя обнимать. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. Величественная панорама лесных массивов показана как бы с высоты птичьего полёта. В картине «Крестный ход в Курской губернии» Репину удалось создать не только своеобразную энциклопедию русской провинции, но и подняться до глубоких исторических обобщений.
Я в Петербурге еще решил «Стрельцов» писать. В своей зимней тематике, в пышной многоцветности декоративного колорита новое произведение Сурикова выглядит отзвуком живописного стиля «Боярыни Морозовой». В письме к В. В. Стасову по поводу этой картины Репин писал: «Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы».
В те годы проходили громкие процессы землевольцев, народовольцев, террористов, то и дело появлялись сообщения о новых покушениях на царя, губернаторов, жандармских генералов, о судебных процессах и жестоких приговорах, побегах с каторги, самоубийствах, смертных казнях, отказах осужденных от последней исповеди и причастия. Моему удивлению нет пределов. Если дело ограничивалось сходством, то художник раздраженно называл работу «Портрет Портретычем». Еще в академии они познакомились, близко сошлись и одно время даже жили вместе. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Только живые, трепетные огоньки свечей напоминают нам о быстротечности последних зловещих минут.
Работы в храме он уже кончил и сейчас же на Зубовском бульваре, в небольшой комнате (самой большой в его квартирке) он начал «Казнь стрельцов». Не случайно эта картина пользовалась такой популярностью в среде русских революционеров. Репин был величайшим реалистом. Как мастер исторической живописи Суриков впервые громко заявил о себе в картине «Утро стрелецкой казни», в которой отразил последствия бунта стрельцов, поддержавших в 1698 г. царевну Софью и выступивших против законной власти, принадлежавшей её младшему брату — Петру I. Картина произвела на зрителей неизгладимое и глубокое впечатление. Левитана. Насыщенная художественная жизнь России рубежа ХIХ–ХХ веков отражена в музейной экспозиции полотнами В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля, знаменитых «саратовцев»: В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, К. Петрова-Водкина и яркими идущими от народного лубка, работами художников «Бубнового валета»: П. Кончаловского, И. Машкова, А. Лентулова, Р. Фалька. В "Танце" композиция построена с помощью трёх цветов – синего, красного, зелёного.
И оттого, что у них нет сочувствующих, ещё в большей степени ощутим трагизм происходящего. Никогда не обличал, не выносил приговоров и не ставил оценок. Картина «Крестный ход в Курской губернии» замечательна не только силой социального звучания, но и мастерством художественного решения – особенностями композиционного построения и богатством колорита. Пикассо (1881-1973). Матисс стремился к декоративному обобщению цвета. Морозова (1868), И. И.
Письмо написано в 1881 году, то есть в эпоху наибольшего расцвета репинского творчества. В. И. Суриков также известен как блестящий мастер акварели и портретист. Крит реализм.
В его творчестве с особой силой проявились противоречия XX века. Иным, жизнеутверждающим, содержанием наполнена картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», выразившая стихию народного характера, дух рыцарства и товарищества. Репин рисовал углем, с темным глубоким фоном, у Васнецова рисунок карандашный, без фона. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Напротив – мальчик в огромной меховой сползающей на глаза шапке.
Пётр I изображён на фоне кремлёвской стены – оплота государственной власти. Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». Веришь, что эта женщина могла вдохновлять, вести за собой многих – так сильна была ее собственная вера, пусть фанатичная, так ярка была ее личность».
Какого еще Вам свидетельства. Если вы посмотрите на эту большую-пребольшую картину в галерее, то увидите, что там, куда едут сани, вдали снеговые шапки. Сохранилось одно его письмо к известному передвижнику Василию Максимову, которое кажется мне образцом его благородной заинтересованности в художественных успехах товарища. По заснеженной пустынной деревенской улице идут три крепко сцепленные между собой фигуры. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Холод. Исторический жанр в живописи всегда был и остается очень важным.
Об этом же он пишет и Стасову: «Я все езжу и хожу пешком по окрестностям Москвы (в компании с Поленовым и Левицким, а иногда и Васнецов). - Главное для меня композиция. Цветовые композиции – основа живописи Матисса.
После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73). Много сделал как график и скульптор. Интерес к родной истории всегда был велик у передовой демократической общественности. Его обвиняли в том, что Меньшиков очень велик для этой избы «Ведь если Ваш Меньшиков встанет, то он пробьет головой потолок» – говорил Сурикову Крамской), его кулак больше лица Марии.
Большую организаторскую роль в объединении сыграл Дягилев. Если он чувствовал, что может погубить исторический смысл сцены или разрушить её эпический характер, он решительно отказывался от натурализма, передачи «ужаса» и «крови» даже в тех ситуациях, когда, казалось, это было оправданно самим сюжетом. В строгом смысле о реализме Сурикова можно говорить только по отношению к деталям и обстановке, в которых ему удалось достичь необходимой достоверности и широкого обобщения. Но их роль и значение в этом движении были неодинаковы. Тьму и свет.
Недаром он писал: «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы. Какое место. Когда я их задумал, у меня все лица сразу так и возникли. В «Портрете С. М. Боткиной» (1899) Серов любуется смелым и изысканным контрастом желтого платья, синей обивки дивана и потемневшей позолоты в то же время зоркость реалиста подсказала ему своеобразную композицию этого парадного портрета, в котором фигура сдвинута на край дивана, «чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели».
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Безлюдно. Кое-что дошло до стадии разработки – сохранились эскизы к монументальной картине «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», наброски «Пугачёв в клетке» и «Красноярский бунт 1695 г», рисунки «Пётр Великий перетаскивает суда в Онежское озеро» и «Царская потеха Михаила Фёдоровича».
Член французской коммунистической партии. Вопреки мольбам родственников он женился на Стрепетовой и супруги были очень счастливы. Одинокий «птенец гнезда Петрова», погружённый в свои безысходные думы, словно застыл в тесном, маленьком домике.
Но именно этот «аполитичный» художник в годы первой русской революции писал портрет Максима Горького, рисовал карикатуры на царя и его приспешников, писал композиции «Солдатушки, бравы ребятушки. » и «Похороны Баумана», в знак протеста против расстрела 9-го января вышел из Академии художеств, отказался от должности преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества, когда его руководство не разрешило «политически неблагонадежной» А. Голубкиной работать в мастерской училища. Вся прелесть первого наброска исчезла и, сознавая это, Бродский удрученно молчал.
Он ёжится от холода, кутаясь в большой отцовский тулуп. Таково основное внутреннее противоречие исторической живописи. Кидаешься ты на врагов, как лев».
Успешно развивая лучшие традиции русской живописи, он в каждом произведении этого жанра раскрывал «диалектику души», сложный эмоциональный мир и неповторимые особенности каждого конкретного человека. Свистят стрелы, гремят выстрелы -- есть уже и раненые и убитые. Надо было найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход.
Художественное исследование исторических противоборств приводит Сурикова к его творческой вершине -- «Боярыне Морозовой». Его огромное эпистолярное наследие (переписка с деятелями искусства, занимающая несколько томов) читается как увлекательная повесть о жизни великого человека. Таким синтезом исканий художника стал портрет великой драматической актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1905). Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу. » И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику». Какого еще Вам свидетельства.
Перед ним тюремный священник с крестом в руках. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Радищева, первый общедоступный музей в русской провинции, был открыт 29 июня 1885 года. Если он чувствовал, что может погубить исторический смысл сцены или разрушить её эпический характер, он решительно отказывался от натурализма, передачи «ужаса» и «крови» даже в тех ситуациях, когда, казалось, это было оправдано самим сюжетом. «Каждый портрет для меня целая болезнь», --признавался художник. Портрет Мусоргского кисти Репина — одно из величайших созданий всего русского искусства.
Люди определенным образом одеты – вот и весь историзм. Станиславского», отделенного от него двумя десятилетиями, проходит тема художника-творца, тема высшей красоты творческого деяния. В1901 годухудожник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Их мысли далеко, они оторваны от сиюминутной прозы окружающего.
Он врежется в толпу, причем прямо сейчас. В. Суриков. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря». Полотно, выставленное на очередной выставке передвижников, вызвало широкий общественный резонанс.
И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Возрождая традиции русской живописи XVIII века, художник в последние годы жизни создает тип импозантного парадного портрета-картины «большого стиля», настойчиво ищет выразительности цельных и плавных линий», разнообразных и содержательных композиционных решений, включавших нередко сложную обстановку интерьеров, отражения в зеркалах и так далее. И в эпоху передвижников историческая картина первое время представлена довольно скромно. "Парад при Павле I". ). Книжная графика: "Медный всадник", "Пиковая дама". Какие места на Москве-реке. Особое место в тв-ве Крамского занимают образы крестьян. Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в кот.
Еще надо отметить особенно — его любовь и большое тяготение к архитектуре. Сейчас сведений о её местонахождении нет. Буйное веселее и злое ехидство. Репина, В. Д. Он умел систематически изучать и делал даже каталоги. Неистощимый интерес художника к натуре, влюблённость в реальную жизнь выразились в том, как передана фактура лёгкого шёлка лент и пёстрых ситцев, грубого сукна крестьянских лохмотьев и дорогой жёлтой парчи, горячего песка дороги и выцветшего знойного неба.
Были моменты, когда он даже плакал (человек сентиментальный сказал бы: «на моей груди»). Двуперстие (символ старой веры), вознесенное боярыней над толпой, – грозный клич, знак ненависти к врагам.
На выставке 1887 г. он экспонировал большое полотно – «Боярыня Морозова» (1887, ГТК). Живописная картина – это вещь одномоментная. В 1880-х гг. С ним очень занятно было изучать шедевры искусства.
Прологом к новому периоду становится не историческая, а жанровая картина «Взятие снежного городка» (1891, Государственный Русский Музей) – изображение местной городской игры на масленице. Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. Они словно «выламываются» за пределы сферы, очерченной стенами дома и словно бы пребывают в межевой «пограничной» зоне. Поначалу он отказался позировать с затылка.
3) Подготовить декорирование города в день 1-го Мая. Я как-то написал об этом Репину.
Их ждет неминуемая, лютая казнь. «Рано утром 18 марта 81. В картине отчётливо прозвучала мысль о преступности убийства, попрания непреложной заповеди «не убий».
Поленов получил за «Христа и грешницу» двадцать четыре тысячи рублей. Поздние работы характеризуются упрощённостью форм, фигура превращается в орнамент. Декорации к балету Стравинского "Петрушка". Султан турецкий Мехмед IV. Искусство Серова -- это единство и гармония этих двух начал. Тема картины взята из XVII века – времени церковного раскола.
С картины «Бурлаки на Волге», ставшей высшим достижением искусства реализма 1870-х гг., началась его «слава по всей Руси великой». Москва привлекла художника своей стариной. столько вообще неколоритных живописцев. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Они создали свой, особый тип портретного изобр.
Но неясны пути крестьянской революции. Толпы зевак заполнили Лобное место, забрались высоко на шатровые башни. В отличие от «Утра стрелецкой казни» здесь представлена трагедия семьи человека, бывшего некогда одним из самых влиятельных деятелей петровского времени, сосланного вместе с семьёй в далёкий Берёзов. С поразительным мастерством Репиным была дана социально-психологическая «биография» народа, воссоздана неповторимая индивидуальность каждого персонажа. Чует поживу. Наиболее значительная жанровая картина этих лет "Парижское кафе" (1874-75) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Люди чуть младше Сурикова, следующее поколение, стали относиться к нему иначе.
Критики этой генерации считали его своего рода визионером. Позднее в его творчестве обозначается принадлежность к кубизму. 1848-49- университет в Петербурге и посещение Эрмитажа. Максимилиан Волошин писал, что «в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веках русской истории».
Он умолял Стрепетову не играть таких ролей, где неизбежны были встречи с его сценическими «соперниками», унижался, просил. Устраивали выставки классического и зарубежного искусства. Каждую деталь Суриков наполняет глубоким образным смыслом. Художник не выдумал своего героя. Предпочитал темы прошлых эпох ("Последние прогулки Людовика XIV". Гаршин писал про ту же «Боярыню Морозову», что она была еще худшим насильником, чем ее палачи и нечего ее так поэтизировать.
Она построена на противопоставлении. «Сходство.