Но критик-демократ Стасов страстно желал, чтобы литература изобличая ложь современного общества, вместе с тем звала и к построению более справедливого общественного строя. " критик Стасов отнес к "хоровым" произведениям. Выдающийся критик-демократ Владимир Васильевич Стасов родился за четыре года до рождения Льва Николаевича Толстого и четырьмя годами раньше его умер. Интересным образчиком защиты произведений реалистического искусства от реакционной и либеральной критики является разбор Стасовым знаменитой картины И. Репина «Не ждали».
Стасов был музыкальным и художественным критиком историком-искусствоведом, архивистом, ну и конечно же, общественным деятелем. Именно ее критик В. Стасов считал многофункциональной изображена характеристика каждого героя по отдельности, которая складывается в общую картину жизни людей во второй половине 19 века. Ровно 190 лет назад, в Санкт-Петербурге родился Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) — выдающийся русский музыкальный и художественный критик, общественный деятель историк искусств, один их создателей Товарищества передвижных художественных выставок. Соответственно важной роли искусства в жизни и художественная критика, в понимании Стасова, должна содействовать умственному, нравственному и политическому подъему народа и расцвету Родины.
Особенно плодотворна была деятельность Стасова как художественного критика. Стасов также был активным критиком антисемитизма и был ценителем еврейского искусства4. Владимир Васильевич Стасов (2января1824, Санкт-Петербург— 10октября1906, Санкт-Петербург)— русский музыкальный и художественный критик историк искусств, архивист, общественный деятель.
Владимир Васильевич Стасов (214января18241, Санкт-Петербург— 1023октября1906, Санкт-Петербург)— русский музыкальный и художественный критик историк искусств, архивист, общественный деятель. В предлагаемую вашему вниманию брошюру вошли две статьи известного русского критика В. В. Стасова о выдающемся певце Федоре Шаляпине: "Шаляпин в Петербурге" и "Радость безмерная". Толстой внимательно прислушивался к оценкам критика и не раз просил его высказать мнение о некоторых художниках, композиторах, ждал с большим нетерпением выхода в свет работы Стасова об искусстве Разгром и побуждал его к скорейшему завершению ее. Стасов также был активным критиком антисемитизма и был ценителем еврейского искусства.
Для Стасова произведения Толстого были не только источником эстетического наслаждения – в них он видел правдивое, яркое изображение важнейших событий эпохи, характеров русских людей, беспощадное обличение язв помещичье-буржуазного общества второй половины XIX в. Особенно привлекала Стасова смелая, сильная искренняя критика Толстым самодержавно-крепостнических и буржуазных порядков России. Стасов (Владимир Васильевич) – сын предыдущего, археолог и писатель по части изящных искусств, родился в 1824 г., умер в 1906 г. Это произведение критик В. В. Защищая роман от нападок критиков, подобных Розанову и Волынскому, Стасов обрушивается на ту часть литераторов, которые были склонны поощрять литературу, уводящую от жизни, пренебрегающую изображением действительности.
Балакиреву, Д. А. Правильному и глубокому пониманию народности в живописи противостоит у Стасова внешнее понимание ее в современной ему архитектуре. Раль Русская Старина, 1893, 11 о нем же Ежегодник Имп. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
В 1860-х годах Стасов поддерживал «Товарищество передвижных выставок», с которым тесно связана вся его деятельность. Библиотека должна делать все возможное для приохочивания населения к чтению, – говорил он. Биографии русских композиторов (Глинки, Мусоргского Бородина, Кюи и Римского-Корсакова) являются вместе с тем и первоисточниками материалов для характеристики этих композиторов кроме того, С. напечатал в "Русской Старине", "Ежегоднике Имп.
Публиковался в более чем 50 русских и иностранных периодических изданиях. Из нее выросло затем мощное движение «Товарищества передвижных художественных выставок». В 1863 году 14 художников отказались от выполнения заданной им дипломной темы, так называемой «программы», отстаивая свободу творчества и реалистическое отображение современности. В своих воспоминаниях критик говорил, например, как он смотрел на своеобразный талант Бородина, указывая ему тему для «Князя Игоря» : «Мне казалось, что тут заключаются все задачи, какие потребны для таланта и художественной натуры Бородина: широкие, эпические мотивы, национальность, разнообразнейшие характеры, страстность, драматичность». Стасов участвовал в создании сообщества композиторов «Могучая кучка» и поддерживал движение художников-передвижников.
В статье «25 лет русского искусства» Стасов вслед за Чернышевским требует от искусства быть критиком общественных явлений. Но ни восхищение художественным талантом Толстого, ни глубокая любовь к нему самому не помешали Стасову, свято хранившему заветы великих русских революционных демократов-критиков, выразить отрицательное отношение к религиозным воззрениям писателя, высказанным им, в частности и в произведении Царство божие внутри вас. В ней С., опираясь на теорию Бенфея, развивал ту мысль, что русские былины не имеют в себе ничего действительно русского и являются перенесением на русскую почву восточных (индийских и др. ) тем и мотивов через посредство тюркских и монгольских народов.
В 1863 году 14 художников отказались от выполнения заданной им дипломной темы, так называемой «программы», отстаивая свободу творчества и реалистическое отображение современности. Их Стасов ненавидел и вел с ними беспощадную борьбу. Публичной Библиотеки за 1857 г. ), ряд статей в III томе его сочинений, в том числе: Наша музыка за последние 25 лет (Вестник Европы, 1883, 10), Тормоза русского искусства (там же, 1885, 5--6) и др. В 3-м томе своих сочинений, в 4-й главе Императорская публичная библиотека, Стасов писал: Я обязан Библиотеке бесконечно много, добрую часть своего образования я вынес из нее, во множестве работ она мне помогла. В конце 1856-го Стасов получает в Публичной библиотеке штатную должность с назначением «состоять при статс-секретаре бароне Корфе по особо возложенному на него поручению».
«Замечательный человек был Владимир Васильевич Стасов. Собко и многим другим. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Он называл их «хоровыми». Многолетняя критическая деятельность Стасова, проникнутая глубокой убежденностью, принципиальная и страстная, действительно получила общественное признание.
Белинского, А. И. Не будучи настоящим музыкантом-специалистом (композитором или теоретиком), но получив общее музыкальное образование, которое он расширил и углубил самостоятельными занятиями и знакомством с выдающимися произведениями западного искусства (не только нового, но и старого — старых итальянцев, Баха и т. д. ), С. мало вдавался в специально технический анализ формальной стороны разбираемых музыкальных произведений, но с тем большим жаром отстаивал их эстетическое и историческое значение. Из этих статей и изданий важнейшие: а) по археологии и истории искусства – "Владимирский клад" (1866), "Русский народный орнамент" (1872), "Еврейское племя в созданиях европейского искусства" (1873), "Катакомба с фресками в Керчи" (1875), "Столицы Европы" (1876), "Дуга и пряничный конек" (1877), "Православные церкви западной России в XVI веке" (1880), "Заметки о древнерусской одежде и вооружении" (1882), "Двадцать пять лет русского искусства" (1882 – 3), "Тормазы русского искусства" (1885), "Коптская и эфиопская архитектура" (1885), "Картины и композиции, скрытые в заглавных буквах древних русских рукописей" (1884), "Трон хивинских ханов" (1886), "Армянские рукописи и их орнаментистика" (1886) сверх того, критические статьи о произведениях художников И. Репина, М. Антокольского и В. Верещагина и о сочинениях Д. А. Стасов не только всячески поддерживал в печати появлявшиеся новые произведения членов кружка, добивался их исполнения, но и нередко был автором их идей – в частности, Стасовым подсказаны сюжеты Хованщины Мусоргского, Князя Игоря Бородина, симфонической поэмы (впоследствии оперы) Садко Римского-Корсакова и т. д.
Стасова вышло в трех томах (Санкт-Петербург, 1894). Он также известен как оппонент музыкального критика (и бывшего своего друга) А. Н. В систематическом каталоге сделал множество ценнейших аннотаций на карточках.
Ропетом. Научная и критическая деятельность С. очень разнообразна (русская история, фольклор история искусств).
Теория эта произвела большой бум в ученом мире, вызвала массу возражений (между прочим А. Веселовского в Журнале Министерства Народного Просвещения, 1868, 11 Буслаева в Отчете о 12-м присуждении Уваровских наград (Санкт-Петербург, 1870) Гильфердинга в газете Москва И. Некрасова в Акте Новороссийского университета, 1869 год Всев. Деятельность Владимира Васильевича Стасова (1824-1906) как художественного критика была неразрывно связана с развитием русского реалистического искусства и музыки во второй половине XIX века. Почётный член многих западноевропейских.
Стасов добивался, чтобы каждая библиотека была бесплатной. Calvary, Берлин) "Письма Антокольского" (1905 изд. Это утверждение реализма в искусстве составляет историческое значение, силу и достоинство Стасова.
Основами передового современного искусства он считал реализм и народность. Собрание соч. Огромная переписка Серова со С., длившаяся до начала 60-х годов 19 в., напечатанная в "Русской Старине", 1875—78 и "Рус.
Начавшись в глухую и печальную пору русской жизни вообще и русского искусства в частности, она продолжалась в эпоху пробуждения и замечательного подъема художественного творчества, образования молодой русской музыкальной школы, ее борьбы с рутиной и ее постепенного признания не только у нас в России, но и на Западе. Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности. " — С. описал и превознес известную коллекцию еврейских вещей Страуса, бывшей на всем. По программе, составленной Стасовым, написал свое произведение «Буря» П. И. Листа, Северный Вестник, 1893 г. ), Новая биография Листа (Северный Вестник, 1894 г. ) и др.
Газ. ", 1895, 9—10. уровне передовых идей. По его инициативе организуется ряд выставок древнерусских рукописей. В мае 1854 года В. В. — известный художественный критик, род.
Но, разумеется и в лучших работах критика не все верно и приемлемо для нас. Мусоргского, А. П. В числе друзей Владимира Васильевича в этот период времени был А. Н.
Стасов писал статьи в газетах и журналах о библиотеке и библиотечных коллекциях (о греческом церковном пении, критическо-историческое описание всех музыкальных автографов библиотеки и др. ). В 1847 С. впервые выступил на поприще музыкальной критики ("Музыкальное обозрение", 1847 и "Отечественные Записки"), но до конца 50-х годов эта деятельность С. носила характер случайный и любительский. Идейность, реализм и национальность — эти основные черты Стасов отстаивал и пропагандировал в современном ему искусстве. Некоторые частные выводы и указания Стасова (об отрывочности изложения, недостатке мотивировки в некоторых былинах, заимствованных из чужого источника о невозможности считать исторически точными сословные характеристики разных богатырей былины и т. п. ) подтверждены последующими исследователями.
Крамском, H. H. Показательна своей защитой позиций передового, реалистического искусства и его выдающихся деятелей статья «Крамской и русские художники». Окончив в 1843 году Училище правоведения, молодой Стасов служит в Сенате и одновременно самостоятельно изучает музыку и изобразительное искусство, которые особенно его влекли. Он был поражен. Его критические статьи и монографии о ныне знаменитейших представителях русского искусства (Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, И. Е. Репин, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, К. П. Брюллов и пр. ), а также обширная переписка с ними представляют величайший интерес.
Это, что искусство есть та человеческая деятельность, которая произносит суд над жизнью. Соболыциков. Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности. Антокольского (1881 и 1893) С. грудью отстаивал его от нападок антисемитских газет. Правилом его жизни было «быть полезным другим, коли сам не родился творцом».
Создателем профессиональной художественной критики в России Бенуа всегда признавал В. В. Стасова: «Стасов – первый специально-художественный русский критик». Даргомыжским и М. А. Серов, ставший впоследствии известным композитором.
В этом Стасову всячески содействовал тогдашний директор библиотеки – барон М. А. Позже, в 1880-х годах сблизился с Беляевским кружком, который наследовал «Могучей кучке» и стал убежденным пропагандистом творчества А. К. Один из основателей Товарищества передвижников.
К празднованию семидесятилетия С. вышло в свет полное собрание его статей в 3-х компактных томах (1894, СПб). В этом году правительство закрыло журнал «Телескоп», в приложении к которому как раз дебютировал Белинский. Русской Музыкальной Газеты (Санкт-Петербург, 1895, стр. Глинки «Иван Сусанин». Увлекаясь русским национальным стилем музыки, он назвал «могучей кучкой» группу композиторов – Балакирева, Мусоргского, Кюи, Римского-Корсакова, Бородина – и оказал им великие услуги. Любовью к искусству продиктованы и его утверждения и его отрицания в нем всегда «горело пламя великой любви к прекрасному».
Особым его предпочтением пользовались художественные концепции на подлинном историческом материале, он исключительно высоко оценивал опыты Даргомыжского и Мусоргского по передаче в музыке интонаций живой речи особый «конек» Стасова составляла «восточная тема», которая была для него неотъемлемой составляющей нового русского искусства. 2 января 1824 в СПб.
В 1905 Стасов составил иллюстрированный путеводитель по Библиотеке (неопубликованный). Эти «протестанты», как их называли, основали «Артель художников». Он писал исследования, критические статьи и рецензии по археологии и по истории искусства, по архитектуре и музыке, по народному-декоративному искусству, очень много читал, владел большинством европейских языков, а также классическим греческим и латынью. В рамках данной системы, формирующей определенную эстетическую восприимчивость и «культуру зрения», пользуясь понятным всем «словарем», обращается к зрителю художник, пусть даже не дающий себе в этом отчета.
А еще около года спустя, вспоминая последнее посещение Ясной Поляны, Стасов писал Толстому: Вы – ревностнейший и великодушнейший проповедник великой мысли непротивления злу, – однако в те минуты вы ей изменили. Но только стасовские статьи в журналах и газетах «Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время», «Новости и биржевая газета», сохраняя определенную связь с историей искусства, тем не менее приобрели особую глубину, принципиальную убежденность, специфическую целенаправленность. и считался хорошим пианистом. Васнецову, И. Е. На совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б) в 1948 году А. А.
От орденов и званий он отказался. Пушкина. и переданное им известному музыкальному археологу Д. В. В. В. статьи Бородина (СПб., 1889). После смерти Антокольского, С. собрал и издал его письма и написал его подробную биографию. Собрание соч.
На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову РНБ располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы). Среди его учеников, . Стасов не только всячески поддерживал в печати появлявшиеся новые произведения членов кружка, добивался их исполнения, но и нередко был автором их идей — в частности, Стасовым подсказаны сюжеты Хованщины Мусоргского, Князя Игоря Бородина, симфонической поэмы (впоследствии оперы) Садко Римского-Корсакова и т. д. В 1861 году Стасов публикует статью «По поводу выставки в Академии художеств». Лядова в конце жизни восторженно приветствовал восхождение новой звезды — А. Н. Кюи, А. К.
Расцвет критической деятельности Стасова относится к 1870 – 1880 годам. Отсюда преобладание критических и полемических элементов в его работах. Он был их страстным пропагандистом и защитником. Лядова в конце жизни восторженно приветствовал восхождение новой звезды – А. Н.
Иванова, Ал. противоположных миров: мужиков и господ. Его убеждения, хотя бы и оспариваемые, всегда были искренними. Он пишет: Один уж язык- то какой прелестный – в обеих половинах и в барской и в мужицкой.
В мае 1854 года В. В. Стасов вернулся в Петербург. Он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств). Позже участники этого кружка — Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи — создали художественное объединение композиторов «Могучая кучка», название которому дал Стасов. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Оно характерно выражено в статье «Перов и Мусоргский». Стасов боролся против теорий «чистого искусства», «искусства для искусства» во всех их проявлениях, будь то далекая от жизни тематика, будь то «охранение» искусства от «грубой повседневности», будь то стремление «освободить» живопись от литературы, будь то, наконец, противопоставление художественности произведений их практической полезности, утилитарности. В нем Стасов опровергает искажение ее общественного смысла.
биографический очерк "Н. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Почти каждый год дарил Библиотеке рукописи, фотографии, книги (1500 ед. ).
Один из основателей Товарищества передвижников. Все музык. За свою жизнь он сделал немало: был исследователем и пропагандистом творчества M. И. Глинки, составил монографии о композиторах M. П. Мусоргском, А. П. Бородине, художниках К. П. Брюллове, А А. Иванове, В. В. Верещагине, В. Г. Перове, И. E.
Этим реакционным и омертвелым взглядам на искусство демократы противопоставляют связанные с жизнью, питающиеся ею реалистическое искусство и литературу. В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И. С. Из нее выросло затем мощное движение «Товарищества передвижных художественных выставок». Антокольского, К. П. Во время выставок раб.
Стасову в таком окружении было над чем задуматься.
С целью пополнения фондов добился получения оттисков исчезнувших из обращения ценных гравюр со старых досок, хранящихся в Академии художеств и в Генеральном штабе. Театров", 1892—93), биографический очерк Ц. А. Кюи ("Артист", 1894, 2) биографический очерк М. А. Беляева ("Русская Музыкальная Газета", 1895, 2), "Русские и иностранные оперы исполнявшиеся на Императорских театрах в России в XVIII и XIX столетиях" ("Русская Музыкальная Газета", 1898, 1, 2, 3 и отд. ), "Сочинение, приписываемое Бортнянскому" (проект отпечатания крюкового пения в "Русской Музыкальной Газете", 1900, 47) и т. д. Важное значение имеют сделанные С. издания писем Глинки, Даргомыжского, Серова, Бородина, Мусоргского, князя Одоевского, Листа и др. Работа вызвала ожесточенные нападки на автора (Гильфердинг, О. Миллер, Бессонов и др. ).
В тех же границах работает художественный критик. Айвазовского, И. Е.
Стасов свободно владел шестью языками. Родился в Петербурге 2 января 1824 г. в семье архитектора Василия Петровича Стасова (1769—1848 г. ). Наряду с глубоким и верным анализом одних картин Репина он неправильно понимал другие. Член-корреспондент Парижской академии. Этот «бунт» воспитанников академии был отражением революционного подъема и пробуждения общественности в области искусства. Но Стасова огорчает, что, все-таки перешагнув через.
В своих многочисленных статьях о русском искусстве Стасов, не касаясь вообще художественной техники исполнения, всегда ставил на первое место содержательность и национальность рассматриваемых им произведений искусства. он был консультантом всех оперных либретто по исторической части, а также личным другом всех «кучкистов» (особенно теплые отношения связывали Стасова с Мусоргским). Его убеждения, хотя бы и оспариваемые, всегда были искренними. Корф. Мусоргский, А. П. он был консультантом всех оперных либретто по исторической части, а также личным другом всех «кучкистов» (особенно теплые отношения связывали Стасова с Мусоргским). С 1895 г. был. Он все время находился под вдохновением от своей творческой работы, а потому быстро сформировал идеологию кружка, который позже станет известным под названием «Могучая кучка». Человек огромной эрудиции, Стасов просто поражал разносторонностью своих интересов. Он также известен как оппонент музыкального критика (и бывшего своего друга) А. Н. Серова в обсуждении достоинств двух опер М. И. Глинки Стасов был исследователем и пропагандистом творчества композитора.
Римский-Корсаков (Северный Вестник, 1899, 12), Немецкие органы у русских любителей (Исторический Вестник, 1890, 11), Памяти M. И. Глинки Стасов был исследователем и пропагандистом творчества композитора. Мусоргскому, Н. А. Из этих статей и изданий важнейшие: а) по археологии и ucmopuи искусства — "Владимирский клад" (1866), "Русский народный орнамент" (1872), "Еврейское племя в созданиях европейского искусства" (1873), "Катакомба с фресками в Керчи" (1875), "Столицы Европы" (1876), "Дуга и пряничный конек" (1877), "Православные церкви западной России в XVI веке" (1880), "Заметки о древнерусской одежде и вооружении" (1882), "Двадцать пять лет русского искусства" (1882—83), "Тормоза русского искусства" (1885), "Коптская и эфиопская архитектура" (1885), "Картины и композиции, скрытые в заглавных буквах древних русских рукописей" (1884), "Трон хивинских ханов" (1886), "Армянские рукописи и их орнаментистика" (1886) сверх того, критические статьи о произведениях художников И. Репина, М. Антокольского и В. Верещагина и сочинениях Д. А. Ровинского б) биографии художников и художественных деятелей — К. Брюллова, А. А. Иванова, Ал. Репине, И. H.
Глинки (Исторический Вестник, 1892, 11 и отд. ), Руслан и Людмила М. И.
жизни, а также для биографий обоих корреспондентов. Публичной Библиотеки за 1857 г. "), ряд статей в III томе его сочинений, в том числе: "Наша музыка за последние 25 лет" ("Вестник Европы", 1883, 10), "Тормоза русского искусства" (там же, 1885, 5—6) и др. Бородину, Л. Н. В статье «25 лет русского искусства» Стасов вслед за Чернышевским требует от искусства быть критиком общественных явлений.
Стасов. Газете". Бородиным, М. П.
Римскому-Корсакову, А. П. Стасов был чрезвычайно разносторонне и глубоко образованным человеком.
Стасов всегда находился в центре литературно-художественной жизни. Собирал фотографии касающиеся России. Труды Стасова принадлежат к классическому наследию русской художественной мысли. театров" и др. В истории русской науки особенно крупную роль сыграла работа С. о происхождении былин.
На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову РНБ располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы). Во второй половине 1870-х годов Стасов начал выступать в печати со статьями о литературе, живописи и музыке. Особенно интересно сопоставление живописи с музыкой. М. А. Вместе они боролись против академизма и оторванности искусства от реальной жизни. Жданов сказал: «Очень хорошо об отношении русской музыки к музыке западноевропейской сказал в свое время Стасов в статье «Тормозы нового русского искусства», где он писал: «Смешно отрицать науку, знание в каком бы то ни было деле, в том числе и в музыкальном, но только новые русские музыканты, не имея за плечами, в виде исторической подкладки, унаследованной от прежних столетий, длинной цепи схоластических периодов Европы, смело глядят науке в глаза: они уважают ее, пользуются ее благами, но без преувеличения и низкопоклонства.
Важнейшее звено такой системы, соответствующее «интонационному словарю», складывающемуся в музыке эпохи, «пластический словарь» изобразительного искусства – сумма живописно-выразительных форм, приемов, пластических интонаций, привычных, прочно осевших в общественном сознании, в мыслях и чувствах современного зрителя. Он бывал в Англии, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Чехии, Голландии, Италии, Испании. В этом же, уже итак казалось бы насыщенном событиями году начинаются гонения против А. С. С 1847 систематически выступал в печати со статьями по литературе искусству, музыке. По поручению Академии Наук им написаны разборы сочинений: Д. А. При деятельном участии Стасова этот кружок оформился в художественное объединение и стал известен под именем «Могучая кучка», придуманным Стасовым.
Интересным образчиком защиты произведений реалистического искусства от реакционной и либеральной критики является разбор Стасовым знаменитой картины И. Репина «Не ждали». Стасов близко подружился с кружком русских композиторов, названных им «Могучей кучкой», куда входили Мусоргский, Балакирев, Кюи, Бородин И Римский-Корсаков. Таким образом, он участвовал также в работе Римского-Корсакова над «Садко» и «Псковитянкой». Год поступления Владимира в училище был полон событий. Служил в Сенате, в министерстве юстиции. Немало помог он и Мусоргскому в его работе над операми «Борис Годунов» и «Хованщина» и Римскому-Корсакову в создании «Сказки о царе Салтаме», «Пскошитяики», «Щехеразады».
Временем расцвета Стасова были 1870 – 1880-е годы. Театров 1891--92 и отд. ), Помощник Глинки (барон Ф. А. То, что говорил Стасов о Чернышевском, сильно поразило Толстого.
3, Москва, 1871) Ор. Наверное, это великое слово исходящее из России, от варваров, недоучек и невежд, сияло бы везде на челе (. ) – искусства, как солнце и все думанное, творимое и проповедуемое об искусстве, обращалось к нему, к этому слову Чернышевского, как к великому и единственному центру. Материалы об искусстве в 1870-е годы давали также журналы «Пчела», «Русская старина», «Зодчий», в следующем десятилетии наиболее интересными изданиями становятся «Художественный журнал» и солидно поставленный «Вестник изящных искусств». Побывал в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, почти во всех городах Италии. Он создал ей авторитет, общественное значение.
в "Библиотеке для чтения", 1852). Стасов боролся против теорий «чистого искусства», «искусства для искусства» во всех их проявлениях, будь то далекая от жизни тематика, будь то «охранение» искусства от «грубой повседневности», будь то стремление «освободить» живопись от литературы, будь то, наконец, противопоставление художественности произведений их практической полезности, утилитарности. Он всячески поощрял это в их творчестве.
Сената, потом в департаменте герольдии и на консультации при министерстве юстиции. СТАСОВ, ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ (1824–1906), русский музыкальный и художественный критик.
Всего же более я его (Толстого – А. П. ) поразил и победил, когда подробно рассказал, как это было на самом деле, прямо наоборот прежним и нынешним россказням и лучшее доказательство тому – то великое слово, которое Чернышевский выговорил еще в 1855 г. в своих великих Эстетических отношениях искусства к действительности и которых, кажется, никто, кроме меня, во всей России более не помнит, не знает, не повторяет и не старается пропагандировать. Содействовал приобретению коллекции изданий Парижской Коммуны. Произведение привлекло внимание критика ярким изображением.
Так, в статье «25 лет русского искусства», говоря о зарождении русского реалистического искусства в творчестве П. А Федотова (1815-1852), он сопоставляет его с аналогичными явлениями в западноевропейском искусстве, устанавливая как общность развития, так и национальное его своеобразие. Он старался сравнивать образы искусства с породившей их жизнью. Возвышенная, холодная и отвлеченная красота или приторная условная внешняя красивость такого искусства противопоставлялись реальной окружающей действительности.
Бородин, К. П. Среди постоянных читателей и, добавим, поклонников Стасова 1880-х годов был и Бенуа: «Кого, впрочем, хоть на год, на два Стасов не увлекал. » Именно тогда – на примере Стасова – он усвоил представления о высоком достоинстве критики, о ее огромных возможностях, ощутил роль, которую она способна играть в движении искусства. В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И. С. Наряду с новой русской музыкой Стасов всячески поддерживал новую русскую живопись, в частности, принимал участие в деятельности Артели художников (впоследствии Товарищество передвижных художественных выставок – «передвижники») создал ряд монографий о русских художниках. В бесчисленных журнальных и газетных статьях. Ровинского б) биографии художников и художественных деятелей – К. Брюллова, А. А.
Критик немедленно откликается на это произведение. Кроме того, оно должно выносить свои суждения о жизни иметь «значение приговора о явлениях жизни». Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Немало сделал С. и как историк музыки (русской и европейской).
Особенное внимание уделялось занятиям музыкой. Археологического Общ., 1863, т. V), описание рукописей Глинки (Отчет Имп. Неужели этакие-то великие вещи должны оставаться недоконченными.
Вел все каталоги: инвентарный, алфавитный и систематический. Одним из первых Владимир Васильевичначал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия русских художников, композиторов (письма Крамского, Антокольского, А. А. Иванова, Глинки, Даргомыжского, A. H. Серова, Мусоргского). Отсюда преобладание критических и полемических элементов в его работах. Глашатай реализма в искусстве, ярый враг ложноклассицизма и академизма, пламенный поборник национального искусства ("чем художник родился, какими впечатлениями он был постоянно окружен, к чему глубоко прильнули его глаза и душа, только то и способен он высказать с великим выражением и правдой").
Римским-Корсаковым. При деятельном участии Стасова этот кружок оформился в художественное объединение и стал известен под именем «Могучая кучка», придуманным Стасовым. Балакиревым, а потом с Ц. А. На издание альбома получил из Государственного казначейства 12 тысяч рублей. Некоторые частные выводы и указания С. (об отрывочности изложения, недостатке мотивировки в некоторых былинах, заимствованных из чужого источника о невозможности считать исторически точными сословные характеристики разных богатырей былины и т. п. ) подтверждены последующими исследователями. С этого времени в продолжение всей своей жизни Стасов систематически публикует свои критические работы по изобразительному искусству и музыке, а также письма, воспоминания и статьи современных ему художников и композиторов – М. М. Антокольского Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Виднейший скульптор второй половины XIX века. Почётный член многих западноевропейских.
О Первом концерте для фортепиано с оркестром, блестяще сыгранном Н. Рубинштейном в Париже на Всемирной выставке 1878 года, Стасов написал, что концерт этот не принадлежит к числу лучших произведений композитора (2, 344). Он был их страстным пропагандистом и защитником. Большую помощь справками, подбором литературы оказал М. О.
Но мне до всего этого мало было дела а касалось меня только одно то, что помимо деловых цифр, расчетов и даже таблиц, а потом еще, помимо евангелических растабариваний (в конце статьи) о любви, спасении и помощи посредством любви, – помимо всего этого в статье были такие чудные картины крестьянского житья-бытья, крестьянских бед, нехваток и т. д Стасов всячески старался помочь Толстому быть на. Антокольском и др. Муз. Его статьи популяризировали идеи демократической культуры и объясняли искусство массам.
Стасов утверждал: «Искусство, не исходящее из корней народной жизни, если не всегда бесполезно и ничтожно, то уж по крайней мере всегда бессильно». Стасов всегда искал в искусстве глубокого идейного содержания и жизненной правды и с этой точки зрения прежде всего оценивал произведения. Принимал активное участие в издании на средства А. В. Звенигородского на русском, французском, немецком языках книги История и памятники византийской эмали (СПб., 1894). Его убеждения, хотя бы и оспариваемые, всегда были искренними.
в Музыкальном Календаре-Альманахе на 1895 г. изд. Глазунова и А. К. Стасов вернулся в Петербург. При деятельном участии Стасова этот кружок оформился в художественное объединение и стал известен под именем «Могучая кучка», придуманным Стасовым.
Ровинского "Об истории русской гравюры" (в 1858 и 1864 гг. ), архимандрита Макария – о новгородских древностях (1861), С. А. Ларина в) статьи по истории литературы и по этнографии – "Происхождение русских былин" (1868), "Древнейшая повесть в мире" (1868), "Египетская сказка в Эрмитаже" (1882), "О Викторе Гюго и его значении для Франции" (1877), "О руссах Ибн-Фадлана" (1881). Брокгауз-Ефрон) "Еврейский орнамент" (1905 изд.
Верещагин, И. Е. Горностаевых, В. Гартмана, И. Репина, В. Верещагина, В. Перова, И. Крамского, В. Шварца, В. Штернберга, Н. Богомолова, В. Прохорова, В. Васнецова, Е. Поленовой, а также ревнителя отечественного просвещения П. Д. Ларина в) статьи по ucmopии литературы и по этнографии — "Происхождение русских былин" (1868), "Древнейшая повесть в мире" (1868), "Египетская сказка в Эрмитаже" (1882), "О Викторе Гюго и его значении для Франции" (1877), "О руссах Ибн-Фадлана" (1881). еся ею реалистическое искусство и литературу. В 1851 году В. В. За статую «» художник был удостоен звания академика. Римским-Корсаковым.
отеке еврейских рукописей X – XIV ст. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы). Вырождавшаяся дворянская эстетика провозглашала «чистое искусство», «искусство для искусства». В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Это было граничит с основными позициями Стасова, которым он сохранял верность в течение всей жизни, – с понятиями «реализма» (под которым подразумевался прежде всего выбор актуальных для современности тем, антиакадемизм) и «народности» (эту категорию Стасов считал абсолютно обязательной при оценке произведения искусства, а в новой русской музыке, основанной на национальном материале, видел будущее всего европейского искусства). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. И что же. только в 1903.
В том же году была написана его большая работа «О значении Брюллова и Иванова в русском искусстве». Т. 3.
До конца своих дней (Стасов умер в 1906 г. ) он оставался критиком-борцом. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Среди его учеников, . пр.
Миллера в Беседах общества любителей российской словесности (вып. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским весьма теплые личные отношения) довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов. Бах (в среде «Могучей кучки» за Владимиром Васильевичем закрепилось прозвище Бах), Бетховен, а также Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман. В 1869 за работу Происхождение русских былин получил Уваровскую премию. В 1835 С. поступил в Училище Правоведения, оконченное им в 1843.
Деятель энциклопедического типа, Стасов поражал разносторонностью интересов (статьи по вопросам русской и зарубежной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры исследовательские и собирательские работы в области археологии истории, филологии, фольклоре и др. ). Искусство должно познавать мир и быть «учебником жизни». Антокольского и собрали крупную сумму денег на издание его сочинений. С. сотрудничал в "Еврейской библиотеке" и "Рассвете".
Однако в ту эпоху, когда многие представители литературы и искусства проповедовали уход от жизни, яростно травили все передовое, голос выдающегося критика-демократа, звучавший громко и смело, звал на борьбу за новое искусство, близкое народу, правдиво отражающее действительность. Работа приобретает необычайный размах. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864)., Ге Ге Николай Николаевич Выдающийся русский исторический художник и портретист.
Репин, М. П. выставке 1879 г. в Париже. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским весьма теплые личные отношения) довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов. соч., в своих воспоминаниях о Стасове, так характеризовал политические взгляды критика: «В. В. Особенно интересно сопоставление живописи с музыкой.
Так, в статье «25 лет русского искусства», говоря о зарождении русского реалистического искусства в творчестве П. Федотова, он сопоставляет его с аналогичными явлениями в западноевропейском искусстве, устанавливая как общность развития, так и национальное его своеобразие. Стасов воспитывал у русских музыкантов чувство протеста против рабского низкопоклонства перед заграничной культурой и достиг в этом огромных успехов. Бородина, М. А. Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». Эти «протестанты», как их называли, основали «Артель художников»., Н. Н. Ге Ге Николай Николаевич Выдающийся русский исторический художник и портретист.
Библиотека должна делать все возможное для приурочивания населения к чтению, – говорил он. Выставкам и экскурсиям отводил просветительскую роль.
Глинки, к 50-летию оперы (Ежегодник Имп. Под влиянием отца у мальчика рано пробудился интерес к искусству. Награждён орденом Почётного легиона. Стасов был истинным республиканцем в душе, он ждал ее (то есть республики) осуществления». Он утверждал: «Только то и искусство, великое, нужное и священное, которое не лжет и не фантазирует, которое не старинными игрушками тешится, а во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается и, позабыв прежнее барское деление сюжетов на высокие и низкие, пылающею грудью прижимается ко всему тому, где есть поэзия, мысль и жизнь» («Наши художественные дела»). 73).
Среди его учеников, . Собрание сочинений С. вышло в трех томах (СПб., 1894). 1681. о своими ежемесячными статьями. В проекте широко использовались мотивы древнерусского зодчества и орнаменты.
Его критические статьи и монографии о ныне знаменитейших представителях русского искусства (Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, И. Е. Репин, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, К. П. Брюллов и пр. ) а также обширная переписка с ними представляют величайший интерес. В последнее время он особенно старался противодействовать своими статьями новым течениям живописи, получившим общее название декадентства. Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок. После кончины Мусоргского и Бородина Стасов первым опубликовал их развернутые, основанные на документах биографии. в выдающейся по интеллигентности семье архитектора В. П. С., строителя Измайловского собора.
В 1854-м году ему удалось вернуться в Санкт-Петербург. Мусоргским, Н. А. Стасов умер в Петербурге 10 октября 1906 года. Глазунова, М. М.
Это был настоящий патриотизм и передвижников и их глашатая – критика Стасова. Время первоначального формирования общественно-политических и художественных взглядов, а также моральных качеств Стасова совпало с периодом, предшествовавшим реформе 1861 года. Даргомыжским и М. А.
Статьи по истории русской музыки: "Что такое прекрасное демественное пение" ("Известия Имп. Немало сделал Стасов и как историк музыки (русской и европейской). Нар.
Тем более, что мои (т. (1824—1906 христианин). Служил сначала в межевом департаменте правит.
По его инициативе организуются выставки древнерусских рукописей с миниатюрами, древнерусских крюковых рукописей с XI в. С 1856 составлял Отчеты ПБ (1856-61, 1872-73). Он особенно выдвигал такие картины, в которых действующим лицом является масса, народ.
Большое значение имело для него знакомство с Глинкой (1849) впоследствии Стасов много писал о музыке Глинки, занимался распространением его творчества, в особенности оперного он автор первой документированной биографии Глинки (1857). Ах, как я наслаждался, ах, как я был счастлив во время этого своего чтения. Бывают же этакие чудеса на свете, – пишет он.
Не будучи настоящим музыкантом-специалистом (композитором или теоретиком), но получив общее музыкальное образование, которое он расширил и углубил самостоятельными занятиями и знакомством с выдающимися произведениями западного искусства (не только нового, но и старого – старых итальянцев, Баха и т. д. ), Стасов мало вдавался в специально технический анализ формальной стороны разбираемых музыкальных произведений, но с тем большим жаром отстаивал их эстетическое и историческое значение. Он был лично знаком со многими выдающимися людьми своего времени. Был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции, часто посещал русских художников и архитекторов, проживавших в Италии— Александра Брюллова, Сергея Иванова, Воробьева и Айвазовского. Стасов горячо приветствовал создание сначала «Артели», а затем Товарищества передвижников 39. Наряду с глубоким и верным анализом одних картин Репина он неправильно понимал другие. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии.
— Известный художественный критик, ученый и археолог. Кюи, А. П. Эти люди являются проводниками между людьми и безграничными знаниями. Скрябина.
Он дал Мусоргскому сюжеты «Хованщины» и «Бориса Годунова», Бородину – сюжет «Князя Игоря». Он был возмущён строем мира и «богохульно проклинал мировой порядок», везде находя смерть. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму.
В самом близком и современном ему искусстве он порою недооценивал отдельных художников, как, например, Сурикова или Левитана. Директор Публичной библиотеки М. А. По возвращении в Россию сблизился сначала с А. С. Оно вам будет необыкновенно нужно и полезно», – пишет Стасов.
Награждён орденом Почётного легиона. Толстому, М. А. Стасов родился в 1824 году в Петербурге, в семье известного русского архитектора В. П. Стасова. В конце 1855 принимает предложение Соболыцикова составить систематический каталог отделения «Россика».
Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Особенно Стасова притягивало отделение изящных искусств, которым тогда заведовал В. И. Стасов считал, что критик является истолкователем общественного мнения он должен выражать вкусы и запросы публики. Проект был отвергнут из-за несоответствия классическому стилю старого здания. Это было началом многолетней и страстной его критической борьбы.
Художественная критика была одновременно и публицистикой. Глазунова и А. К. Стасова в Публичной библиотеке значительно обогатились книжные коллекции, собрание архивов и автографов, в том числе, музыкальных.
Он дал внимательный анализ и высокую оценку показу образов народа и народной жизни в картинах Репина «Бурлаки на Волге» и особенно «Крестный ход в Курской губернии». Лядова, А. К. Он интересовался не только изобразительным искусством и музыкой, но и литературой. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864)., Глинки, Бородина и др., стремясь оставить потомству возможно более полную картину их жизни и творчества. В первой половине 1850-х годов Стасов провел несколько лет в Италии, где получил широкие познания в области старинной европейской музыки.
Толстой этого никогда не знал, не слыхал, понятия не имел. III, Музыка и театр, Санкт-Петербург, 1894) перечень статей, вышедших после (неполный и доходящий только до 1895 г. ), см. Вдруг случилось, в этом Воскресении, тоже и невероятное Преображение. Особенно значительны они были в его научных исторических исследованиях, где он порою отступал от своих же собственных позиций самостоятельности развития искусства народа, отождествлял понятия народности и национальности и т. д. И его критические статьи не свободны от ошибок и односторонностей. Корф возглавлял «Комиссию для собрания материалов о жизни и царствовании императора Николая I».
Н. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» провозглашает, что «прекрасное есть жизнь», что область искусства – это «все, что есть интересного для человека в жизни». Но, разумеется и в лучших работах критика не все верно и приемлемо для нас. распространения просвещения. Казалось бы, действительно, как человек окруженный книгами, рукописями, гравюрами, в которых улеглись мысли многих человеческих поколений может стать выдающимся деятелем культуры. В. В.
Он проработал здесь всю жизнь, возглавляя Художественный отдел. Европейскому искусству посвящены его статьи и брошюры: Labbe Santini et sa collection musicale a Rome (Флоренция, 1854 русский перевод в Библиотеке для Чтения, за 1852 г. ), пространное описание автографов иностранных музыкантов, принадлежащих Императорской Публичной Библиотеке (Отечественные Записки, 1856 г. ), Лист, Шуман и Берлиоз в России (Северный Вестник, 1889 г. 7 и 8 извлечение отсюда Лист в России было напечатано с некоторыми добавлениями в Русской Музыкальной Газете 1896 г., 8--9), Письма великого человека (Фр. Как бы в ответ на свет появился «Ревизор», которым Н. В. Гоголь указал на истинную внутреннюю систему царской бюрократии.
В этом же году Стасов был приглашен издателем «Отечественных записок» Краевским к сотрудничеству в отдел иностранной литературы. Если бы только это знали в Европе. Вместе с бароном Д. Гинцбургом С. собрал и издал "Еврейский орнамент".
Искусство должно познавать мир и быть «учебником жизни». Правда, Стасов, как и Толстой, не видел движущей силы революции – рабочего класса лишь в разгар революции 1905 г. он в письме к Толстому назвал пролетариат самым лучшим классом, но все же роли его, как гегемона революции, он так и не понял. Служил в Сенате, в министерстве юстиции. По возвращении в Россию сблизился сначала с А. С.
Он утверждает, что Толстому здесь удалось в сто раз лучше показать новых людей, чем Тургеневу в Отцах и детях и Нови. Мы в этом не различались от остальной России того времени. В Библиотеке вручал композиторам ежегодные премии имени М. И. Глинки.
К письму приложен лист выписок под заглавием: Хаджи-Мурат наиб аварский. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". и т. д. Даргомыжского, М. П. Беляева (Русская Музыкальная Газета, 1895, 2), Русские и иностранные оперы исполнявшиеся на Императорских театрах в России в XVIII и XIX столетиях (Русская Музыкальная Газета, 1898, 1, 2, 3 и отд. ), Сочинение, приписываемое Бортнянскому (проект отпечатывания крюкового пения в Русской Музыкальной Газете, 1900, 47) и т. д. Важное значение имеют сделанные Стасовым издания писем Глинки, Даргомыжского, Серова, Бородина, Мусоргского, князя Одоевского, Листа и др. При этом он указывал композитору исторические источники, необходимые для знакомства с соответствующею эпохой. Владимира также вдохновляли произведения В. Гюго и Г. Гейне.
Стасов горячо приветствовал создание сначала «Артели», а затем Товарищества передвижников. За статую «» художник был удостоен звания академика. Художественная критика была одновременно и публицистикой. Учился в петербургской Академии художеств. Стасов не только всячески поддерживал в печати появлявшиеся новые произведения членов кружка, добивался их исполнения, но и нередко был автором их идей – в частности, Стасовым подсказаны сюжеты Хованщины Мусоргского, Князя Игоря Бородина, симфонической поэмы (впоследствии оперы) Садко Римского-Корсакова и так далее он был консультантом всех оперных либретто по исторической части, а также личным другом всех «кучкистов» (особенно теплые отношения связывали Стасова с Мусоргским). В 1847 г., когда в «Отечественных записках» появились его первые статьи, началась литературная деятельность критика. 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему.
Потаниным и систематически проводится, хотя и с абсолютно иным аппаратом, Ф. Миллером. Родился в Петербурге 2 (14) января 1824 в семье архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848) брат В. В. Стасова – адвокат Дмитрий Васильевич Стасов (1828–1918). Стасов лично общался и переписывался со многими выдающимися людьми своего времени, среди которых были писатели – А. Толстой, Герцен, Тургенев, Гончаров, Шевченко, Зола, Гюго, Горький музыканты – Лист, Берлиоз, Россини, Чайковский, Глинка, Мусоргский, Бородин, Балакирев, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Рубинштейн, Серов, Кюи, Глазунов художники – В. Г. Перов Перов Василий Григорьевич Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок.
Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк» и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. В 1882 Стасову предлагали пост вице-директора, в 1899 – директора. Антокольскому, В. М. Его многочисленные статьи о евреях и еврействе вошли в его Собрание сочинений (I, II, III тома, 1847—1886, IV т., 1906): "Жидовство в Европе", "Новая русская статуя", "По поводу постройки синагоги в Петербурге", "Еврейское племя в созданиях европейского искусства", "По поводу перевода Натана Мудрого", "Памятник И. Г. Оршанскому", 1878, "Еврейский музей", "Ответ Л. Гордону". Льва Толстого он называл Лев Великий и писал эти слова не иначе, как большими буквами, но он ценил в нём только художника и упрекал Толстого за то, что он не преодолел два барьера – «божество» и «христианство».
Здесь он сделался учеником Гензельта по фп. Вокруг Стасова и Серова группировалась молодежь, пылко обсуждавшая вопросы художественной жизни. Это было граничит с основными позициями Стасова, которым он сохранял верность в течение всей жизни, – с понятиями «реализма» (под которым подразумевался прежде всего выбор актуальных для современности тем, антиакадемизм) и «народности» (эту категорию Стасов считал абсолютно обязательной при оценке произведения искусства, а в новой русской музыке, основанной на национальном материале, видел будущее всего европейского искусства).
Собр. Какое непомерное восхищение. Кюи (Артист, 1894, 2) биографический очерк М. А. Вскоре Владимир Васильевич был определен в межевой департамент правительствующего сената.
Брюллова, И. К. Скрябина. Бородиным, М. П. театров", "Новостях" и "Русской Музык. Читатель найдет это в статье «Наши художественные дела». Барон Давид Гинцбург в статье "Стасов и еврейское искусство" (Сборник воспоминаний о В. В. Стасове, "Прометей", 1907) говорит: "Его отношение к еврейскому искусству обусловлено было теми же особенностями его мощной природы, которые легли в основание его прочих деяний: беззаветная преданность истине, страстная любовь к человечеству — искание правды и искренности, — преклонение перед всем естественным, жизненным и действительным — увлечение добром и красотою — признание права всякого живого существа на полное развитие своей личности".
и Ив. Прохоровым. Чайковский.
В 1908 году на его могиле (в конце Южной дорожки) соорудили монументальное надгробие, являющееся памятником федерального значения. Несмотря на это Стасов внёс существенный вклад в разработку важнейших вопросов русской реалистичной эстетики. В нём он собирался проявить себя анархистом и пессимистом «по сём, по всем частям, а вовсе не одной политической».
(Статьи по 1886 г. изданы в Собрании Сочинений Стасова (т. Где тут можно развернуться со своей деятельностью, без конца изучая деятельность других. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Глинки, А. С. Во всей Европе. В ней автор враждебно отзывался о новом романе Толстого. Точно так же интересны материалы, собранные С. о пребывании в России Листа, Шумана и Берлиоза (СПб., 1896). Археологического Общ. ", 1863, т. V), описание рукописей Глинки ("Отчет Имп.
Сборник работ русских философов XIX-XX веков, М., «Алгоритм», 2007 г., с. 44-46. "М. Ларина в) статьи по ucmopии литературы и по этнографии -- Происхождение русских былин (1868), Древнейшая повесть в мире (1868), Египетская сказка в Эрмитаже (1882), О Викторе Гюго и его значении для Франции (1877), О руссах Ибн-Фадлана (1881). Мы все- прямые его наследники».
Ровинскому, Н. П. Н. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» провозглашает, что «прекрасное есть жизнь», что область искусства — это «все, что есть интересного для человека в жизни». деятелей" ("Отечественные Записки", 1856) "Каталог рукописей Глинки" (Отчет Публичной Библиотеки, 1857 дополнения и поправки сделаны в "Каталоге рукописей Глинки" Н. Финдейзена) письмо к директору Публичной Библиотеки о древнегреческой рукописи "Святоградец" исследование о демественном и троестрочном пении. Это обещание добросовестно выполняется. Работоспособность его и любовь к труду были чрезвычайны.
С той же целью он много путешествовал и по России. 1862 был подготовлен каталог коллекции изд. В результате полувековой деятельности В. В. Из музыкально-критических работ выдаются статьи: "Русская музыка за последние 25 лет" ("Вестник Европы", 1883), "Искусство" в приложении к журналу "Нива", 1901. Советами, внимательной и чуткой критикой, популяризацией достижений Владимир Васильевич буквально взрастил и выпестовал «Могучую кучку». Считая Глинку гением, он написал о нём 48 статей, разъясняя величие его творчества. "По поводу Сары Бернар", "Венецианский купец" (1904 изд.
Вместе с Собольщиковым устроил выставку произведений русской гравировальной школы. Роман Воскресение вызвал при своем появлении ожесточенную полемику в печати. С 1856 г. работал в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека, РНБ) в Петербурге, с 1872 г. до конца жизни заведовал ее художественным отделом. С 1856 работал в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека, РНБ) в Петербурге, с 1872 до конца жизни заведовал ее художественным отделом.
Репина и др. ). Позже, в 1880-х годах сблизился с Беляевским кружком, который наследовал «Могучей кучке» и стал убежденным пропагандистом творчества А. К. Глазунова и А. К. Лядова в конце жизни восторженно приветствовал восхождение новой звезды – А. Н. Скрябина. Стасов (Владимир Васильевич) – сын предыдущего, археолог и писатель по части изящных искусств, родился в 1824 г., умер в 1906 г. Окончил курс в Императорском училище правоведения. Муз. Широта интересов Стасова сказалась в том, что он органически сочетал работу историка искусства с деятельностью художественного критика. Большое значение имело для него знакомство с Глинкой (1849) впоследствии Стасов много писал о музыке Глинки, занимался распространением его творчества, в особенности оперного он автор первой документированной биографии Глинки (1857).
Музыкальный и художественный критик историк искусства, этнограф и публицист. Стасова вышло в трех томах (Санкт-Петербург, 1894). Его называли: «Неистовый Стасов», «Труба Иерихонская», «Критик Громогласов»». Лосский Н. О., Искание совершенного добра, свойственное русскому народу, ведет к признанию высокой ценности всякой личности (Отрывки из книги «Характер русского народа»), в Сб. : Русский индивидуализм. Иванова, Ал. Жесткость установок Стасова и категоричность его выступлений уравновешивались, однако, его глубокой преданностью интересам науки и искусства искренностью стремления к «новым берегам», артистичностью натуры.
Его статьи публицистичны, полемичны по тону. Он живо интересуется делами передвижников и музыкантов из группировки «Могучая кучка» (кстати, самое название это принадлежит Стасову), помогает им и в организационных и в идейных вопросах. Вольф"). Он интересовался не только изобразительным искусством и музыкой, но и литературой.
В 1886—1903 С. печатал статьи по музыке в "Русской Старине" (1889—1893), "Северном Вестнике" (1889, 1893), "Историческом Вестнике" (1890, 92), "Артисте" (1894), "Ежегоднике Имп. Чернышевского. Именно таким мы видим его на замечательных портретах Репина. Был против исчерпывающего комплектования (пасторских речей, трактатов о столоверчении и тому подобного). С 1847 по 1848 годы он опубликовал около 20статей.
Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности. Ратовал за расширение помещения новой пристройкой. СПб., 1894, стб. Все это в совершенстве знал Владимир Васильевич и не пропускал ничего. Стасов предпринимает целое исследование. Среди его учеников, .
Уделял большое внимание портретным собраниям, русским и восточным лубочным картинкам. Вырождавшаяся дворянская эстетика провозглашала «чистое искусство», «искусство для искусства». Но он отказался, хотя за время службы ему неоднократно приходилось замещать вице-директора и директора. Балакирева, А. Г.
С увлечением знакомился он с многочисленными альбомами, гравюрами и книгами по искусству, хранившимися в домашней библиотеке, слушал серьезную музыку, рисовал, ездил вместе с отцом на постройки и там интересовался работой скульпторов и художников. Мусоргским, Н. А. Оно характерно выражено в статье «Перов и Мусоргский». Немало сделал Стасов и как историк музыки (русской и европейской).
Театров, 1892--93), биографический очерк Ц. А. С. был искренний друг и защитник евреев и еврейства, горячий поклонник еврейских талантов: "Еврейское племя так талантливо, что вы только снимите с этих людей путы и они тотчас же несутся с неудержимой порывистой силой и вносят свежие, горячие элементы в массу европейского гения, знания и творчества". Обстановка в училище была благоприятной для развития интереса мальчика к искусству.
Они же добились установления в Библиотеке бюста Стасова работы М. М.
и Ив. Расцвет критической деятельности Стасова относится к 1870 — 1880 годам. Демидова, очень богатого человека, поклонника искусств, уехал за границу. Листа, "Северный Вестник", 1893 г. ), "Новая биография Листа" ("Северный Вестник", 1894 г. ) и др. С. состоял почетным членом Общ.
Широта интересов и большая разносторонняя образованность Стасова позволили ему рассматривать живопись не изолированно, а в связи с литературой и музыкой. Прозвища, данные ему, выражают его страстный характер. Европейскому искусству посвящены его статьи и брошюры: "Labb Santini et sa collection musicale Rome" (Флоренция, 1854 русский перевод в "Библиотеке для Чтения", за 1852 г. ), пространное описание автографов иностранных музыкантов, принадлежащих Императорской Публичной Библиотеке ("Отечественные Записки", 1856 г. ), "Лист, Шуман и Берлиоз в России" ("Северный Вестник", 1889 г. 7 и 8 извлечение отсюда "Лист в России" было напечатано с некоторыми добавлениями в "Русской Музыкальной Газете" 1896 г., 8—9), "Письма великого человека" (Фр.
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Но ведь, к несчастью, то великое слово было произнесено в России. Профессия библиотекаря считается тихой и спокойной, ничем особо непримечательной. Гензельта.
В конце года рождается новая русская национальная музыкальная школа, благодаря опере М. И. Стасов восхищается умением Толстого дать яркую речевую характеристику персонажей. На Стасова сильное влияние оказывали статьи Белинского.
В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И. С. Бах (в среде «Могучей кучки» за Владимиром Васильевичем закрепилось прозвище Бах), Бетховен, а также Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман. «Для меня реальность в искусстве – это всё», – говорил он». Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок.
В начале 1860-х гг. запечатлел Владимира Васильевича Стасова. Он любил спор – яростный, но, увлекаясь всегда существом дела, он забывал личные обиды. Большое значение имело для него знакомство с Глинкой (1849 г. ) впоследствии Стасов много писал о музыке Глинки, занимался распространением его творчества, в особенности оперного он автор первой документированной биографии Глинки (1857 г. ). В 1847 году появляется его первая статья – «Живые картины и другие художественные предметы Петербурга». Серова в обсуждении достоинств двух опер М. И.
Корфа и написал, на основании подлинных документов, несколько исторических трудов, в том числе исследования: "Молодые годы императора Николая I до вступления его в брак", "Обозрение истории цензуры в царствование императора Николая I", "Обзор деятельности III отделения собственной его величества канцелярии в продолжение царствования император Николая I", "История императора Ивана Антоновича и его семейства", "История попыток к введению григорианского календаря в России и в некоторых славянских землях" (составленную на основании данных государственного архива и напечатанную, по Высочайшему повелению, лишь в небольшом количестве экземпляров, не назначенных для обращения в публике). Среди этих работ Критик особое внимание обратил на статью О голоде. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским весьма теплые личные отношения) довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов. реакционера Волынского, считавшего Чернышевского гонителем искусства.
К осени 1856 г. он окончил свою работу, которая получила одобрение в Академии наук. В этом отношении выделяется крупная статья "Тормазы нового русского искусства" ("Вестник Европы", 1885). В 1900 г. одновременно со своим другом Л. Н. библиотеку аббата Сантини в Риме, снял копии с целого ряда редких памятников старинного музык. Однако впервые напечатать статью в журнале ему удалось лишь в конце 40-х годов. Рубинштейна, П. И. Вел всю работу по отделению: комплектование, обработка фондов, занятия с посетителями.
Ге, В. В. Кроме того, оно должно выносить свои суждения о жизни иметь «значение приговора о явлениях жизни». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В связи с упомянутыми концертами русской музыки в Париже, где творчество авторов Могучей кучки было представлено недостаточно, Стасов говорит, объединяя Чайковского и А. Рубинштейна: оба они недостаточно самостоятельны и недостаточно сильны и национальны (2, 345). 27 ноября 1872, после смерти Соболыцикова, Стасов принят на штат, должность библиотекаря, возглавил Отделение искусств и технологии, где проработал 34 года – до последних дней своей жизни.
Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. Балакиревым, а потом с Ц. А. Он старался сравнивать образы искусства с породившей их жизнью. Давыдовой – об истории и технике русского кружева (1886) и др. биографический очерк Н. А.
На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. биографии художников и художественных деятелей -- К. Брюллова, А. А. Показательна своей защитой позиций передового, реалистического искусства и его выдающихся деятелей статья «Крамской и русские художники». На надгробии надпись — Поборнику русского искусства. и Ив.
Даже по воскресеньям он приходил в Публичную библиотеку в свой кабинет и работал там. Чайковского, Ц. А. Он добавляет, что если Толстому требуется спешно продолжать кавказскую вещь (так называл Стасов Хаджи-Мурата), то он пришлет по почте тот том, который необходим и дальше следует описание содержания названных книг.
Какая там все время прелесть, красота и поэзия. Ге, M. M. Через него поступили много нелегальны изданий. С. принимал близкое участие в деле постройки синагоги в Петербурге (1871). Стасов поддержал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, A. H. Скрябина, Ф. И. Шаляпина.
Член-корреспондент Парижской академии. Не принятая всецело наукой, теория С. оставила в ней, однако, глубокие и прочные следы.
Биографический очерк С. см. Микешину, М. М. Он утверждал: «Только то и искусство, великое, нужное и священное, которое не лжет и не фантазирует, которое не старинными игрушками тешится, а во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается и, позабыв прежнее барское деление сюжетов на высокие и низкие, пылающею грудью прижимается ко всему тому, где есть поэзия, мысль и жизнь» («Наши художественные дела»).
Брюллов и другие), а также обширная переписка с ними представляют величайший интерес. Большую работу провел по подготовке отчета Десятилетие императорской Публичной Библиотеки (1849-1859).
Кюи, А. П. Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого., Антокольский Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Виднейший скульптор второй половины XIX века.
Репину, М. П. Горация Гинцбурга). От награждения орденами отказывался.
Этот «бунт» воспитанников академии был отражением революционного подъема и пробуждения общественности в области искусства. "Рус. Статьи по истории русской музыки: Что такое прекрасное демественное пение (Известия Имп. В этом смысле просветитель-демократ Стасов – не только глашатай передовых социальных идей, одушевлявших живопись второй половины XIX века, но своеобразный учитель, разъясняющий «словарь» нового изобразительного языка, а затем, когда тот принят и прочно усвоен как свой, родной, – талантливый переводчик идей изложенных в картине, на язык литературный.
А. Римский-Корсаков" ("Северный Вестник", 1899, 12), "Немецкие органы у русских любителей" ("Исторический Вестник", 1890, 11), "Памяти M. И. Глинки" ("Исторический Вестник", 1892, 11 и отд. ), "Руслан и Людмила" М. И. Глинки, к 50-летию оперы" ("Ежегодник Имп. Проект в то время не был осуществлен. В этом отношении интересно письмо «Вступительная лекция г. Прахова в Университете». Бах (в среде «Могучей кучки» за Владимиром Васильевичем закрепилось прозвище Бах), Бетховен, а также Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман.
Стасов считал, что критик является истолкователем общественного мнения он должен выражать вкусы и запросы публики. К нач. Сорок лет он готовил труд, которому хотел дать заглавие «Разгром» или «Carnage generab» или «Massacre generab». Стасов добивался, чтобы каждая библиотека была бесплатной. Характерно, что в начале печатания этого романа Стасов высказался о нем отрицательно. В области живописи С. явился горячим защитником передвижничества.
Пр. ", 1868, 11 Буслаева в "Отчете о 12-м присуждении Уваровских наград" (СПб., 1870) Гильфердинга в газете "Москва" И. Некрасова в "Акте Новороссийского университета", 1869 г. Всеволода Миллера в "Беседах общества любителей российской словесности" (вып.