Писатель показывает, что его герой – человек, в душе которого погас огонь желаний. Ведущие критики журнала «Современник» не могли откликнуться иа роман «Отцы и дети» Добролюбов к этому временя умер, а Чернышевский был арестован. Портрет «загадочной княгини Р», в которую влюблен Павел Кирсанов, – это в первую очередь свидетельство преклонения героя перед романтическим идеалом женщины-загадки. Собственно пейзаж перестает быть описанием окружающей человека природы: он становится средством психологической характеристики героя, «картиной» его душевного состояния.
В этом портрете писатель несколькими деталями дал полное представление о том, как Андрей относится к великосветскому обществу (усталый, скучающий взгляд, гримаса, портившая его красивое лицо, щурясь, оглядел все общество). XIII, 63). И Тургенев прямо говорит об этом в сцене бала. Внешняя привлекательность изящество героя подчеркнуты сравнениями («волосы отливали темным блеском, как новое серебро», «лицо, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом»).
выражало приятную вольность высокообразованного дворянина). Но писатель не ограничивается пластическим портретом и пояснением (лицо задумчивое, почти суровое), а придает ему черты динамичности. Автор в разное время показывает нам два портрета этого персонажа, довольно резко отличающихся друг от друга. Паншин, молодой честолюбивый щеголь, ухаживающий за Лизой Калитиной исполняет романс собственного сочинения.
Тургенев в романе «Дворянское гнездо». IV, 299). Косте было лет десять, «все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки губы едва было можно различить но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза они, казалось, хотели что то высказать, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов». Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории.
Это сказалось не только в широком использовании фона и приемов косвенной характеристики (описание Манилова в Мертвых душах и Кукшиной в Отцах и детях), но и в том, что авторские комментарии к сатирическому портрету, дающие определенную психологическую оценку, чаще всего не ограничивались простым указанием на какое-либо одно качество героя, а как бы суммировали их. (48)Длинный, тонкий, белый червяк, выворачивая землю, выползает наружу.
И Чехов по поводу этой особенности походки Дидерица замечает, что во всей его фигуре было что-то лакейское. Невольно хотелось спросить у ней: Что ты, голодна.
Это серьезный, глубокий музыкант, его отнюдь не радует, когда легкомысленный молодой человек унижает великое искусство, создавая салонные поделки. В следующей главе, рассказывающей предысторию героя, Тургенев дает ему очень подробную, пространную характеристику, которая описывает не случайные внешние черты героя, а такие, которые выявляют глубинные черты его характера. Большую роль в языке романа играют сравнения. С рядом статей о романе Тургенева в «Современнике» выступил М. А. Антонович.
VI, 279 – 280). Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Для читателя важным оказывается то, кому Тургенев доверяет представить свою героиню. Почему мальчишки даже стесняются своей доброты.
Г. Цейтлин называет ее лейтмотивом портрета). XIII, 87). все у нее выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно».
VII, 146). От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой. И. С.
Это признак – или злого нрава или глубокой постоянной грусти. IX, 146 – 147). Такой увидел Варвару Павловну в театральной ложе Лаврецкий. Но каждый из этих писателей, оставаясь верным своему собственному творческому методу, достигал высоких результатов. Они проникнуты мягким лиризмом: в любой женщине Тургенев видит существо высшего порядка.
Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать. Например, в Отцах и детях автор явно обнажает свое субъективное отношение к герою: Увы. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато.
(47)Точно брильянты, горят капли росы. VII, 169). Но дело в том, что контрастное сопоставление скромного внешнего облика Кирсанова и «вызывающе» эффектной внешности его слуги, человека «новейшего, усовершенствованного поколения», как пишет Тургенев, уже обозначило главную проблему всего романа, проблему поколений, «отцов» и «детей», аристократии и демократии. Например, в описании внешности Базарова писатель подчеркивает самоуверенность и ум героя. Рассмотрим портретные характеристики персонажей на примере романа «Дворянское гнездо».
., густые брови надвигались на узкие веки) (С. XII, 8) (курсив мой. IX, 180).
«Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Этот художественный прием используют многие писатели: и Гончаров и Толстой и Достоевский и Чернышевский.
Иногда автор прямо на нее указывает в своих комментариях к портрету. Детализированный портрет встречается еще в Записках охотника (например, портрет Яшки Турка в Певцах), очень часто повторяется в романах (портреты Натальи Ласунской в Рудине, Лаврецкого в Дворянском гнезде, Шубина в Накануне, Базарова и Одинцовой в Отцах и детях) к нему прибегает и поздний Тургенев (максимально детализированный портрет Клары Милич в повести После смерти). Самое сильное воздействие на рассказчика оказывают глаза героя:.
Одним из важнейших средств характеристики героя является его портрет. Он является одной из форм выражения авторской оценки героя. Вспомним также, что красоту Одинцовой (и покатые плечи и стройный стан) по-иному будет оценивать Базаров, конечно, тоже субъективно, но не так, как Аркадий. XII, 37 – 38).
А вот портрет Паклина из Нови: Дверь слегка приотворилась и в отверстие просунулась голова. Толстого. В обоих курильщиках было нечто общее, хотя чертами лица они не походили друг на друга.
Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел все общество. XIII, 58). В этом явно компрометирующем героя портрете обращают на себя внимание, во-первых, гоголевский прием – выделение одной характерной, генерализующей детали и придание ей значения целого (голова Паклина) во-вторых использование метонимии (головка эта.
они не смеялись, когда он смеялся. Этот источник будет дано понять только Базарову. Тургеневу удалось через внешность человека выразить внутреннюю жизнь человеческой души, объяснить поступки персонажей, выразить причинно-следственные связи между характером человека и его судьбой. Рассмотрим портретные характеристики персонажей на примере романа «Дворянское гнездо». Одним из героев романа является учитель музыки Лемм.
XIII, 85). Портрет свидетельствует об усталости и холодности Печорина.
Так, не случайно, роман «Отцы и дети», посвященный острой проблеме современности, открывается пейзажем дороги, а завершается пейзажной зарисовкой могилы Базарова: философским размышлением о жизненном пути, пройденном героем. Романтическое начало в творческом методе Тургенева проявляется по-разному. У Павлуши «волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой», но в то же время чувствуется его характер: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Казалось, ей и совестно было, что она пришла и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти». Тургенев использует здесь эмоциональные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, передающие авторское отношение к героине: «вся беленькая и мягкая», «детски-пухлявыми губками и нежными ручками», «миловидного лица». Спокойствие и рассудочность Одинцовой, простота ее и достоинство, тонкость и аристократизм подчеркнуты в описании ее внешности.
Отметим лишь, что даже ярчайшему портретисту современности писателя не удалось воплотить в жизнь мечту Третьякова. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Но ходила молва, что он был у нее прекрасен.
Писатель хочет подчеркнуть, что речь идет об обычных человеческих эмоциях. После краткого, весьма статического описания внешности Валерии рассказчик замечает: Ее считали одной из первых красавиц города и вслед за этим передает суждение о ней старых людей города: О, как счастлив будет тот юноша, для кого распустится наконец этот еще свернутый в лепестках своих, еще не тронутый и девственный цветок. Этот портрет можно назвать не скульптурным, как портрет Ирины, а графическим.
они не смеялись, когда он смеялся. Когда она полюбила Лаврецкого, она сразу поняла, что «полюбила честно, не шутя, привязалась крепко, на всю жизнь». Автор же в данном случае от комментирования портрета героини устранился.
Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Таков в романе портрет «эмансипированной женщины» Евдоксии Кукшиной. Свой рассказ об этой «провинциальной нигилистке» Тургенев начинает с описания ее жилища. (С. И все же ему это не всегда удается. Отличительная черта женских портертов у Тургенева — воздушность, акварельность. (С.
Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном язъгзе, употребляли одни — эфто, другие—эхто: мы, мол, коренные русаки и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами» (Глава X). XIII, 110). Такая ситуация сохранялась в литературе вплоть до XIX века. (46)Не отойдешь от этого московского забора.
XIII, 86). Такова функция первого портрета Базарова, в котором подчеркнуто демократическое начало («обнаженная красная рука», «балахон с кистями», худое лицо и улыбка, выражающая «самоуверенность и ум»). А детализированный портрет Павла Кирсанова не только дает представление о внешности, сколько оценивает ее как свидетельство эгоизма героя.
Такие выражения, как «извольте», «позвольте полюбопытствовать», «приличествует», «не имею чести знать», «не угодно ли пожаловать», «считаю долгом» и т. п., представители дворянской аристократии считали признаком изысканного и светского тона, Тургенев не только воспроизводит лексикон Павла Петровича, но и объясняет его происхождение. Здесь писатель как будто передает впечатления Базарова от внешности девушки. От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой.
IX, 156). На лбу видны морщины, которые еще более добавляют серьезности внешнему виду и говорят о нелегкой работе, о постоянном напряжении и размышлении. (49)Конечно, он прекрасен, так как мы насаживали его на согнутую булавку и бросали в уличную лужу, веря, что поймаем рыбу.
XIII, 54). Как и в портрете Варвары Павловны, в портрете Ирины есть какая-то тайна, нечто недосказанное (что- то своевольное и страстное, что-то опасное и для других и для нее), но в данном случае надо подразумевать не злое начало: во всем облике Ирины таится способность героини к большому и глубокому чувству и автор в своих комментариях к портрету указывает на это. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. Репин очень точно изобразил, характер И. С.
Тургенев – мастер портретной характеристики. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Базаров «высокого роста», с «темно-белокурыми волосами, длинными и густыми», в длинном балахоне с кистями. Часто, обращаясь к созданию пейзажа, Тургенев создает картины природы в переходное время суток – утро или вечер («Три встречи», «Затишье», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети»): передача динамики движения природы – ключ к тайнам движения души героя. Этой постоянно повторяющейся деталью портрет Павла Петровича напоминает нам портреты, созданные Толстым в романе «Война и мир».
Особая роль принадлежит портрету в создаваемых Тургеневым женских образах. Или робеешь. И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Подчеркивая ряд несоответствий во внешнем облике Кукшиной (молодая— несколько растрепанная в шелковом — не совсем опрятном платье, снижающих ее образ деталей («круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик»), Тургенев дает авторский комментарий к портрету, разрастающийся в сатирическую характеристику от имени Базарова и автора: «Базаров поморщился Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна.
В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Портрет свидетельствует об усталости и холодности Печорина. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.
Лиза, узнав об этом, уходит в монастырь и становится монахиней. оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум». Базаров умен и любознателен интеллект героя автор подчеркивает такими деталями, как широкий лоб, «крупные выпуклости просторного черепа». Так, в «прекрасных темных глазах» Павла Петровича отражаются лишь картины внешнего мира, но не собственные чувства его. Репин изобразил И, С Тургенева в основном в тёмных тонах, что свидетельствует о серьёзности характера.
VIII, 265). Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. Разные писатели эту задачу выполняют по-разному.
Все эти черты выдают в этом герое породу, его аристократическое происхождение. (52)И если мы что-нибудь любим и чувствуем, то это только жалкое отражение детских впечатлений. Автор серьезно повествует о сливках общества, как бы попутно рисуя отдельные детали портретов и поведения персонажей (походка в раскачку на каблуках, сонная величественность выражения на неподвижном, словно обиженном лице, проборы на затылках, висячие бакенбарды, лондонские костюмы и проч. ), но эта серьезность прошита иронией и положительные качества героев специальными разоблачительными деталями либо сводятся на нет, либо превращаются в свою противоположность. Однако в воображении читателя женские образы, созданные писателем, всегда вырастают «до истинно художественной законченности». Великолепен по своей живописности портрет Фенечки.
VII, 66). Г. Цейтлин замечает, что в портретах, созданных Тургеневым имеется некая доминанта, «идея портрета». Но история начинается в Париже в 1874 году.
Он безразличен к своей судьбе, к своему прошлому. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув зубы, сидела она неподвижно и прямо и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь волос упала на темную бровь». Иногда Катя «уходит в себя», «прячется» и тогда лицо ее абсолютно меняется, приобретая «выражение упрямое, почти тупое». Увидев вошедшего Остродумова, она молча подала ему свою широкую красную руку. Еще одна характерная деталь внешности Базарова — «обнаженная красная рука», говорит о его демократизме, пренебрежении правилами хорошего тона, о привычке к труду. Другая характерная деталь внешности героя — «большие зеленоватые глаза» — свидетельствует о впечатлительности Базарова.
Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения детского мира и детской психологии. Портрет этот одновременно является и психологическим. Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. В этом описании каждая деталь значима: и то, как герой вытирает платком запылившиеся сапоги, так как он беден и ходит к своим ученицам пешком и то, что платок этот грубый из толстой ткани, дешевый и, самое главное, как держится Лемм, что он чувствует. – П. П. ) (С. Портрет Павла Петровича тоже многое говорит о его характере: модный «галстух», лаковые полусапожки и красивые руки обнаруживают изнеженного человека с аристократическими манерами. Сложен он был на славу и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши.
Растрепанность, неопрятное платье говорят о неаккуратности, неряшливости, безалаберности Кукшиной, ее желании быть истинно «эмансипированной» женщиной, что в ее представлении, видимо исключает заботу о своем внешнем виде. Кукшина у Тургенева демонстративно некрасива: у нее «круглые глаза», между которыми сиротливо краснеет «крошечный вздернутый носик», когда она смеется, ее верхняя десна обнажается над зубами. И далее к общему авторскому описанию присоединяется впечатление Базарова. Весьма ярко социальное проступает в портрете Павла Петровича Кирсанова. Так, описывая сближение Наташи с Пьером («Война и мир») после разрыва ее с Болконским, Толстой замечает: «ей никогда в голову не приходило, чтоб из ее отношений с Пьером могла выйти не только любовь.
Все это мастерски использовал в создании портретных характеристик И. С. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.
Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. В этих описаниях подчеркнута недоверчивость героини, ее неловкость, «диковатость», порожденная жизненными обстоятельствами. В романе «Отцы и дети» писатель представляет нам и «сатирический портрет, близкий к гоголевской манере, с использованием приема косвенной характеристики или постепенного, концентрического раскрытия образа». Из первой половины портретной характеристики читатель узнает об аристократизме героя (петербургский гранжанр высшего полета) из второй – о его дворянской принадлежности (лицо. Какие у нее трагические глаза.
Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». В этом портрете детализация становится максимальной. Сам Лаврецкий, главный герой романа «Дворянское гнездо» изображается неоднократно автором, так как каждый раз в нем проявляются какие-то новые черты, отражающие его характер. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском.
XIII, 54). Это признак — или злого нрава или глубокой постоянной грусти. – П. П. ) (С.
XIII, 86). Каждая черточка лица Печорина сопровождается подобным авторским комментарием. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Или скучаешь. Через много лет Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь и увидел Лизу: «Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини — не взглянула на него только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу». На ней было опрятное ситцевое платье голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. Портрет этого героя дан в восприятии Аркадия Кирсанова.
В комментарии читатель угадывает и авторское отношение к великосветскому обществу. Глядя на героя, читатель многое начинает понимать в его характере. Иногда портретная (относительно статическая) и социально-психологическая характеристики героев оказывались разделенными и обособленными друг от друга. В этих неряшливых фигурах, с крупными губами, зубами, носами (Остродумов к тому же еще был ряб), сказывалось что-то честное и стойкое и трудолюбивое (С. Это подчеркнуто ситуативным характером портрета: описанием отдельных деталей облика, передающих внешнее, но не характеризующих внутренний источник «ласковой и мягкой силы», веявшей от её лица. Она поразила его достоинством своей осанки.
И черта эта действительно присутствует в нем. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее.
Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. В начале романа, когда о нем известно лишь то, что у него неудачный брак (его бросила жена, расчетливая и порочная женщина), автор дает такой портрет Лаврецкого: «Лаврецкий действительно не походил на жертву рока. Чего ты пружишься. » (Глава XIII).
Сатирическая же окраска их достигается чисто речевым путем, подбором, лексики, выражающей некоторое утрирование: так, несимпатичного Тургеневу одного из членов губаревского кружка в Дыме Бамбаева писатель характеризует как человека хорошего из числа пустейших (ирония. В первой книге Литературного наследства воспроизводятся рисунки обеих коллекций с подписями Тургенева и Полины Виардо. На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь.
Все это мастерски использовал в создании портретных характеристик И. С. VI, 258). Полемическая раздраженность М. Антоновича привела к тому, что б стал отрицать социальную значимость и даже художественную ценность романа, приравняв его к ретроградному роману бездарного писателя В. И. Аскочеиского и даже назвал «Отцы и дети» родоначальником антинигилистических романов. В конце этого описания мы видим авторское отношение к герою: «Застарелое, неумолимое горе положило на бедного музикуса свою неизгладимую печать искривило и обезобразило его и без того невзрачную, фигуру но для того, кто умел не останавливаться на первых впечатлениях, что-то доброе, честное, что-то необыкновенное виднелось в этом полуразрушенном существе». Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Особо следует рассмотреть вопрос об авторских комментариях к портрету.
Такие люди живут и на страницах его произведений и живут, так же как бывает и в действительности, очень непросто, так как это люди высоких моральных принципов, высокой требовательности к себе и к другим. Образы мальчиков – героев рассказа – овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия. Лиза, узнав об этом, уходит в монастырь и становится монахиней. Черты эти подчеркнуты в описании ее внешности. Сатирические портреты Гоголя и Щедрина построены с помощью сильной гиперболизации, гротеска, фантастики (нос гоголевского коллежского асессора Ковалева, фаршированная голова щедринского Прыща, голова Брудастого в виде щегольского пресс-папье и т. п. ).
Паншина же Тургенев «лишает» способности «портретировать» Лизу: в нем отсутствует необходимое для этого романтическое начало: его прагматичная натура обрисована резко сатирически. (45)Как густо пахнет зеленью. Павел Петрович — сух и рационален, в его «англоманстве», в строгой приверженности принципам, в неспособности разделить чувства другого человека есть что-то закоснелое, мертвое, неподвижное, противостоящее живой русской жизни. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового (С.
В портрете Кирсанова — это его «душистые усы», отражающие «аристократизм», внешний лоск и безукоризненность героя. Когда она полюбила Лаврецкого, она сразу поняла, что «полюбила честно, не шутя, привязалась крепко, на всю жизнь». Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. Но заканчивается он жизнеутверждающей, праздничной картиной наступающего утра. Тургеневские пейзажи представляют воплощение авторского, тургеневского восприятия природы, героев, которые ему близки и выступают в рассказе как бы его представителями.
– П. П. ) (С. И потому его портрету всегда свойственна типичность1. (51)Тогда мы глядели ясными, простыми глазами и мир доверчиво открывался для нас: звери, птицы, цветы.
Но не только комментарии говорят о том, что Ирина явно симпатична автору. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Или скучаешь. Портрет становится формой выражения авторской позиции. Избегая резких, кричащих эпитетов, Тургенев использует в качестве определений к отвлеченным существительным столь же отвлеченные, большей частью относящиеся к области эмоций прилагательные или причастия, например, «глухие рыдания», «холодный ужас», «изящное смирение», «пленительная веселость». Тем более это можно утверждать о самом мэтре кружка – Губареве, в портрете которого содержатся уже значительные элементы шаржа, сопровождаемого авторской иронией (господин наружности почтенной и немного туповатой) (С. В начале вашего пребывания в доме моего брата, когда я еще не отказывал себе в удовольствии беседовать с вами» «Ваши слова избавляют меня от некоторой печальной необходимости» «Чувствительно вам обязан» и т. д. Вместо «Вы все шутите» Павел Петрович говорит Базарову: «Вам все желательно шутить» вместо «предупреждаю вас» — «считаю долгом предупредить вас».
Так происходит с Рудиным, Лаврецким, Базаровым, Неждановым. Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. IX, 157). IX, 151). Глядя на героя, читатель многое начинает понимать в его характере.
«В этой причуде, — пишет автор, — сказывался остаток преданий Александровского времени. Сначала (в IV главе) художник бегло описывает внешность своей героини, как бы дает легкий набросок: Нерешительными шагами подошла она к передней части эстрады, остановилась и осталась неподвижной, сложив перед собой большие красивые руки без перчаток, не приседая, не наклоняя головы и не улыбаясь (С.
Необязательным может показаться подробное описание внешности слуги Николая Кирсанова («бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы и учтивые телодвижения»), которое «открывает» роман «Отцы и дети». В романе «Отцы и дети» замечательны и женские портреты. Платье на нем было не ново и узко, словно он из него вырос (С. Из всех же прискучивших лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. Сложен он был на славу и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. Внешний облик Печорина несет на себе печать сложной внутренней организации. (С. Он сохранил и походку враскачку на каблуках и le culte de la pose (по-русски этого даже сказать нельзя) и неестественную медлительность движений и сонную величественность выражения на неподвижном, словно обиженном лице и привычку, зевая, перебивать чужую речь, тщательно рассматривать собственные пальцы и ногти, смеяться в нос, внезапно передвигать шляпу с затылка на брови.
Кроме того, писатель здесь использует особый прием характеристики (через частное, конкретное передается общее, понятийное («то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов»). Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. Глаза Тургенева спокойны, кончики губ опущенны вниз, на лбу проступают морщины, я считаю, что это результат того, что он часто хмурется, а значит часто думает. Самое сильное воздействие на рассказчика оказывают глаза героя:. «Красивая исхудалая» голова его похожа на «голову мертвеца». По замечанию Г. Б. Курляндской, в описании внешности тургеневских героев есть лейтмотив, отражающий доминирующую черту характера.
В детских его представителях показана его одаренность, красота и в то же время трагизм положения. В рассказе «Бежин луг» Тургеневым описаны пятеро героев: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Значительно усложняются портреты героев в последних произведениях Тургенева. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко.
VIII, 384). В конце этого описания мы видим авторское отношение к герою: «Застарелое, неумолимое горе положило на бедного музикуса свою неизгладимую печать искривило и обезобразило его и без того невзрачную, фигуру но для того, кто умел не останавливаться на первых впечатлениях, что-то доброе, честное, что-то необыкновенное виднелось в этом полуразрушенном существе». Не случайно Лемм отлично понимает то чувство, которое начинает испытывать Лаврецкий к Лизе и создает великую, прекрасную музыку, слушая которую Лаврецкий понимает, как он счастлив. Сам Лаврецкий, главный герой романа «Дворянское гнездо» изображается неоднократно автором, так как каждый раз в нем проявляются какие-то новые черты, отражающие его характер. Портреты в произведениях Тургенева (как и в произведениях Толстого, Чехова, Гончарова), за редкими исключениями, сохраняют и в целом и в деталях бытовое правдоподобие и соразмерность, характерные для реалистического стиля.
лицо задумчивое, почти суровое (С. Ильюша был совсем другой: «лицо было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую то тупую, болезненную заботливость сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня». Но Наталья не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Для характеристики героев автор использует разнообразные лексические и фразеологические средства (пословицы и поговорки идиоматические выражения или архаизмы и просторечия). Как же это выражается в портретах этих героинь.
Тут был. Несмотря на свою красочность, подобная портретная живопись не являлась точным отражением индивидуальных особенностей персонажа. Сложен он был на славу и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. Quavezvous. Внешний облик Печорина несет на себе печать сложной внутренней организации.
После знакомства с Одинцовой Базаров «с негодованием» обнаруживает в себе романтика: сердце у него так и рвется, ему слышится таинственное шептание ночи, воображению его представляются «гордые губы» и «умные глаза», останавливающиеся на его глазах. Перед нами не столько портрет, сколько разоблачительная характеристика (психологическая и социальная), развернутая в картину жизни, нравов и поведения героев. «Базаров поморщился. Опираясь на традиции устного поэтического творчества народа, Тургенев черпает большинство сравнений из окружающего человека мира, например: «исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам» «мы теперь голодны, как волки» «Васька, мальчик лет семи, с белою как лен головою» «Ее коса (княгини Р. ) золотого цвета Й тяжелая, как золото, падала ниже колен» Фенечка «высматривала как зверек» «Дуняша посматривала на него, пробегая мимо перепелочкой» «Дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки». Через много лет Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь и увидел Лизу: «Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини — не взглянула на него только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу».
Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевной косынкой на голове». Несмотря на бледность лица, Валерия цвела здоровьем (С. Одним из способов выражения романтического являются портрет и пейзаж. (50)Ну, скажи: разве можно это написать.
Необходимую законченность портрету Фенечки здесь придает то впечатление, которое производит на присутствующих ее появление. (С. Этому мальчику было всего лет семь». Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь Бесчисленные золотые звезды, казалось, текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли»Ночная природа наталкивает детей на красивые сюжеты легенд, предлагает загадки и сама же рассказывает об их возможном разрешении. (С.
Так, в Песни торжествующей любви портрет Валерии дан через восприятие других людей. Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. Или робеешь.
Странное выражение было у этих глаз: они как будто глядели, внимательно и задумчиво глядели из какой-то неведомой глубины и дали (курсив мой. Это милая, застенчивая и простодушная молодая женщина, аккуратная и опрятная. Связь между портретом и внутренним миром героя, а также социальными условиями, его породившими, глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Тугие воротнички рубашки, безукоризненно выбритый подбородок говорят о его строгости, консерватизме, приверженности традициям, о чем впоследствии Кирсанов сам заявляет в разговоре с Базаровым. Исследователи неоднократно отмечали, что внешняя безукоризненность, красивость Павла Петровича — «прекрасные темные глаза», «красивая голова», «красивая рука с длинными розовыми ногтями» (в процессе повествования Тургенев настойчиво употребляет эти эпитеты) — контрастирует с определенной духовной ограниченностью Кирсанова, с его «неромантизмом». Портрет отражает духовную красоту чистой, благородной, глубоко верующей девушки.
IX, 144). Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Отсюда и появился среди литературоведов термин полидинамический портрет Л. Н. Толстого. Такова, например, функция пейзажа-настроения в ХХ главе романа «Дворянское гнездо», композиционно выделенного в отдельную главу.
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Полидинамизм выражается не только в том, что писатель создает множество портретов каждого героя (например, лицо Наташи изображается то оживленным, то умиленным, то размягченным, то убитым в зависимости от ее внутреннего состояния и настроения), но и в насыщенности движениями любого отдельного портрета. Каждая черточка лица Печорина сопровождается подобным авторским комментарием.
Писатель показывает, что его герой — человек, в душе которого погас огонь желаний. XIII, 112) а мать Клары говорит о ней: Шальная она была всегда (С. В отличие от толстовских тургеневские портреты более статичны, порой перегружены деталями авторское отношение к изображаемым героям в них более скрыто, чем у Толстого (здесь сказывается избранный Тургеневым принцип тайной психологии). Одним из героев романа является учитель музыки Лемм.
Чего ты пру-жишься. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб.
Она смиряет силы человека, показывая свое превосходство. С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей их богатый духовный мир их умение тонко чувствовать красоту природы. Вот первый: Облокотись на бархат ложи, девушка не шевелилась чуткая, молодая жизнь играла в каждой черте ее смуглого, круглого, миловидного лица изящный ум сказывался в прекрасных глазах, внимательно и мягко глядевших из-под тонких бровей, в быстрой усмешке выразительных губ, в самом положении ее головы, рук, шеи одета она была прелестно (С. И в этом описании портретные детали (стройный стан, обнаженные руки, покатые плечи, ветки фуксий в волосах), а также дважды повторенное слово красиво говорят только об эффектной внешности героини и почти ничего не сообщают о ее характере. Не менее важен в создании психологического облика персонажа мотив дороги в пейзажных зарисовках повестей и романов писателя.
Лицо смуглое, не то еврейского, не то цыганского тина. Однако писателю далеко не всегда и не во всех произведениях это удавалось.
Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Лиза Калитина также «увидена» глазами Лаврецкого, романтика и идеалиста. Такого рода характеристика — излюбленный прием стиля Л. Н. Таким образом И. Е. Но Толстой, кроме того и комментирует поступки и поведение своего героя (ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно).
XII, 9 – 10). Однако в. зависимости от авторского замысла на фоне подобных словосочетаний появляются и яркие, неожиданные определения, то лирически, то сатирически окрашенные, например, «будет с него губернского фимиама», «чиновник в благонамереннейше-застегнутом вицмундире», «сладкоглазый старик», «прилизанного лица», «фешенебельное время для прогулки». Игрой в портреты в парижском салоне Полины Виардо семья знаменитой певицы, Тургенев и многочисленные гости (писатели, художники, музыканты) увлекались на протяжении ряда лет. – П. П. ) мыслей. Единственный намек на внутренние качества Рудина (о лице выразительном и умном) воспринимается не как объективная черта портрета, а как авторское пояснение к нему.
Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость. Она поразила его достоинством своей осанки. вошла в комнату) и, наконец, в-третьих, уменьшительно- ласкательные формы лексики, несущие в себе сильный заряд авторской иронии (головка, глазки, зубки, ручки, ножки). (С.
Он считает необходимым дать читателю представление о внешнем облике даже незначительного (в сюжетном отношении) персонажа. XIII, 53 – 54), далее при каждом новом появлении Муция писатель дополняет изменяет и углубляет его портрет, подобно Л. Толстому, накладывает на него новые краски: С детства смуглое, оно (лицо) еще потемнело, загорело под лучами более яркого солнца, глаза казались углубленнее прежнего – и только но выражение этого лица стало другое: сосредоточенное, важное. Портрет отражает духовную красоту чистой, благородной, глубоко верующей девушки. И. С. Здесь все утрировано за счет языковой экспрессии (тщедушное тело, чахлая грудь, плоский корсет, прыгающие глаза), но утрировка не выходит за пределы реальности. – (44)А помнишь еще: вдруг скользнет луч, заиграет роса на листьях. Он уверен, что именно вот таким образом аристократы уважают себя и уважают других. По мнению Павла Петровича, аристократизм заключается в умении элегантно одеваться, с чем резко не согласен Базаров, предпочитающий действия словам красивым и тонким манерам. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском.
Эти выражения он употребляет, перемешивая их со словами литературного языка. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. «Сила тургеневского портрета — в сменяемости всех его разноплановых деталей. Он безразличен к своей судьбе, к своему прошлому. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Л. Н. Толстой, например, передает диалектику души своих героев их отношение к окружающему обществу скупыми, не столь обильными, как у Тургенева, но весомыми деталями портрета, сопровождая их авторскими комментариями. На вид ему было лет сорок пять его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Как отмечает П. Г.
Здесь Тургенев вновь использует прием характеристики персонажа путем обобщения ее черт, поведения («все у нее выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно»). Неловкая развязность манер Кукшиной, неестественность ее поведения отражают неуверенность этой героини, ее нервозность, порожденную недостатком женского очарования. И Тургенев также отмечает это в портрете. – П. П. ).
В начале романа, когда о нем известно лишь то, что у него неудачный брак (его бросила жена, расчетливая и порочная женщина), автор дает такой портрет Лаврецкого: «Лаврецкий действительно не походил на жертву рока. Тургенев в романе «Дворянское гнездо».
VIII, 32).