Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Репину очень хотелось написать портрет великого русского хирурга, но, не надеясь в такие торжественные дни самому добиться от Пирогова сеансов, он обратился с просьбой к Третьякову помочь ему через брата Третьякова – Сергея Михайловича, бывшего в ту пору московским городским головою. А какое чутье Руси. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Рисунки Тургенева, сделанные обычно карандашом или пером, очень разнообразны по жанрам. Идея создания Общества родилась на так называемых «Боголюбовских» вторниках, где с начала 1870-х годов в большой и высокой мастерской Алексея Петровича, стали собираться русские художники, как постоянно живущие за границей, так и молодые – пенсионеры от Академии художеств. Тяжко глядеть, чувствуется – ему остаются считанные часы жизни. И все-таки от этого в минуту потери нелегче на душе».
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Даже Стасов вынужден был отметить, что между многими портретами, написанными Репиным, «неудачен только один именно – портрет Тургенева». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Увы, портрет вышел сух и скучен».
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Вспоминая впоследствии, через двадцать пять лет, о том, как писался портрет Аксакова, Репин говорил: «Вообще у нас многие странно понимают художество. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Слишком мало времени мог уделить Антон Рубинштейн на сеансы, да и позировал Рубинштейн «скверно». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Здесь работали молодые художники, стажирующиеся в Париже. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Чудное чело его с раскинутыми волосами покоилось на высокой подушке.
Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много. » Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве, в 1879 году. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Так, уже будучи в Петербурге, в 1883 году, после торжественных похорон Ивана Сергеевича, на которых Репин присутствовал (похороны состоялись 27 сентября), он начал писать новый портрет знаменитого писателя и снова, в который уже раз, его постигла неудача. Через пять лет Репин вернулся к нему, но написал Рубинштейна дирижирующим.
Современники ласково называли Тургенева «послом от русской интеллигенции» ибо «не было русского или русской сколько-нибудь прикосновенных к писательству, живописи или музыке, о которых так или иначе не хлопотал бы Тургенев». Тогда же Репин, по заказу Третьякова, написал портрет Антона Рубинштейна. Но это-то мне и показалось очень типичным в этой фигуре, а он просил сделать ему тонкое и бледное лицо». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Круг общения Тургенева с людьми искусства был весьма обширен. Галерея портретов кисти И. Репина огромна и всеохватывающая – он рисовал писателей и академиков, дворян и писателей итальянских натурщиков и бурлаков на Волге Никто из художников с мировым именем не может презентовать столько портретов, ровно как никто не может передать в этом жанре дух эпохи, который меняется год за годом. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В 1874 году по заказу П. М. Третьякова портрет Тургенева пишет И. Е. Репин.
Репин показал этот петербургский портрет на XII Передвижной выставке и критика в один голос отметила слабость портрета. Невозможно было представить эти вторники без Ивана Сергеевича Тургенева. Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, – не помогло. Глаза были полузакрыты, как и рот. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Портрет И. С. Тургенева.
Как и Боголюбов, многие месяцы и даже годы жизни Тургенев проводит за границей. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Теперь ружье и ягдташ экспонируются в доме Тургенева в музее-усадьбе Спасское-Луговиново. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. М. Бунакову. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. «И. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и.
Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. И всегда, был ли он за границей или жил в Москве вдали от композитора, ему вспоминался «Мусорянин», как называли Модеста Петровича Репин и Стасов: «Нас вечно восхищающий, здоровый, как лев, полный сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Репин боялся, что портрет не получится. Они высоко ценили талант друг друга. «Первый сеанс был так удачен, – говорил Репин, – что И. С. торжествовал мой успех».
Портрет Ивана Тургенева. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте.
«Уголок Тургенева» оставался в Радищевском музее до 1919 года, когда личные вещи писателя (стол, кресло, маска, слепок с левой руки, костюм доктора Оксфорда, охотничьи принадлежности, несколько портретов, рукописи, чернильница и перья, книги) были переданы историко-филологическому факультету Саратовского университета, а в 1930-е годы они перешли в музей Тургенева в Орле. Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца – голова. Но чувство неприязни, возникшее еще при первом знакомстве в 1871 году в Петербурге и усиленное затем при последующих встречах – в Москве в 1872 году, когда Репин писал картину «Славянские композиторы» и в 1874 году в Париже, – осталось у Репина на всю его жизнь. «Интересная голова, на льва похожа», – говорил художник. По-моему, строгим и глубоким критиком и знатоком искусства Тургенев никогда не был». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Репин дважды подавал прошения об отставке. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Америка—Франция—Россия. Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности. Встречи с писателем для некоторых из них стали в прямом смысле «судьбоносными». Он хорошо относился к Репину, давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь.
Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. На портрете Репина Мусоргский изображен больным, с мешками под глазами, со спутанными волосами. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности.
Его величественная фигура, полная и красивая. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Стасов обещает написать об этом портрете и в газете «Голос» появляется его статья «Портрет Мусоргского». В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Список и описание портретов написанных Репиным.
Но история начинается в Париже в 1874 году. 1879 – Репин. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность.
Отдала некоторые его книги. Толчком к его организации послужили события русско-турецкой войны. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Мастерская Общества, так называемый «Русский клуб» находилась в доме барона Г. О. Гинцбурга, предоставившего ее русским художникам бесплатно, а позже, в квартире А. П. Боголюбова.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Он читан на всех ее языках, как Байрон, Шиллер. Третьяков»109. «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным. Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых». Портрет Тургенева, по собственному признанию Репина, так ему и не удался.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Я боготворил его, да не я один, а мы все. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Первый портрет поступил в Третьяковскую галерею (где находится и ныне), второй же, не совсем законченный, остался у Репина. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Но самыми трогательными в «Записках» станут воспоминания, связанные с образами нежно любимой матери – Феклы Александровны, дочери А. Н. Радищева рано ушедшей и горячо оплакиваемой жены – Надежды Павловны Нечаевой и малютки-сына и в одном ряду с самыми близкими ему людьми, напишет Боголюбов об Иване Сергеевиче Тургеневе. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Она была закончена только в 1891 году.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Лучшие картины Репина становились и вехами русского социального самосознания. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. «Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В. Д. Поленова. Неоднократно пишет он об этом Поленову, просит уговорить Репина съездить в Неаполь.
Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил про себя: «. Подобная страсть к зарисовкам была присуща и Боголюбову. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
И не случайно поленовские пейзажи «Заросший пруд», «Московский дворик», «Бабушкин сад» нам так напоминают «тургеневскую лирику», выплеснутую на холст. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Она ушла из жизни в 1931 году55. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Получив благодарственный ответ, мы получили и гражданство. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
«Я заснул бедным – встал богатым, вчера был неизвестным – сегодня стал модным, знаменитым был ничем – и сразу сделался академиком», – писал Антокольский в своей автобиографии. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Тут Иван Сергеевич опять ко мне обратился: «Прощайте, Боголюбов», – и протянул мне руку, которую я поцеловал. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Газета «Русские ведомости» писала, что у Репина Тургенев «явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Картина, портрет мужчины, живопись, фото, рисунок – шедевры художника Репина.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Тургенев пишет хвалебную статью о молодом ваятеле, где высоко отзывается о его скульптуре «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. Однако портрет «вышел» и не один, а два погрудных – прямо и сбоку. Но особенно привлекал Тургенева портрет, где немногими чертами грамотного рисовальщика писатель успешно воссоздавал индивидуальные внутренние и внешние особенности личности.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Ключeвыe cлoвa cтpaницы: Илья Репин. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Л. Н. Толстого». Статья Тургенева в газете «С. -Петербургские ведомости» с ранее здесь же опубликованной статьей В. В. Стасова сыграла ключевую роль в формировании общественного мнения об «Иване Грозном». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Сжалось мое сердце, глядя на этого гиганта ума, сердца и слезы стали навертываться у меня на глазах.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. И. Маслов был в Москве для Тургенева даровая квартира, где его обожали, – вспоминал Репин. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. 1887 – Репин.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. С полминуты я стоял и глядел на него, но тут он меня признал и тихо сказал: «Спасибо, что пришли, Боголюбов, а завтра, пожалуй и не застали бы». «Юпитер. » – было первое мое впечатление. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Личный авторитет Тургенева оказывал неоценимую помощь в деятельности «Общества». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
О важности сохранения их как явления исторического и художественного он пишет Третьякову. Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это абсолютное свое произведение, «останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репин знал произведения Тургенева, читал и перечитывал каждый новый его роман и повесть. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Его глаза полны тоски, грусти и усталости. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Алексей Петрович, вынужденный по состоянию здоровья сменить суровый русский климат на более мягкий – французский, остро чувствуя свою разлуку с Россией, начнет писать автобиографические записки, которые назовет кратко и емко – «Записки моряка-художника». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Остается прощаться с друзьями». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Репин восхищался музыкой Мусоргского, композитор преклонялся перед кистью Репина.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Здесь даже и не соблюдено сходство. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Все эти реликвии я бережно собрал и препроводил в Радищевский музей, где стоит бюст Тургенева работы Антокольского в углу, носящем имя «Тургенева». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Я зарыдал и вышел вон.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). После этого было опять минуты две молчания.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. А отзыв Тургенева сыграл решающую роль в приобретении Третьяковым картин «Туркестанской» серии В. Верещагина. Он первый понят ею дотла. Тургенев с готовностью согласился позировать для портрета, заказанного П. М. Третьяковым.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Первое, на что сразу устремляется взгляд зрителя, это глубокий, целеустремленный взгляд писателя. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. – восклицал Репин. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. – сказал он тихо. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей».
После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Так, узнав, что Репин пишет в Париже картину «Садко», Чижов, через Поленова, рекомендует Репину съездить в Неаполь, посмотреть и сделать этюды с самого большого аквариума в мире, так как это для Репина «клад» и предлагает Репину для поездки деньги, обещает художнику великолепный прием в Неаполе, так как директором этого аквариума является приятель Чижова. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Такой чести никто еще не доживал из русских людей. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь.
Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В репинских письмах постоянно фигурируют тургеневские цитаты и образы.
Отметим лишь, что даже ярчайшему портретисту современности писателя не удалось воплотить в жизнь мечту Третьякова. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В московском журнале «Свет и тени» говорилось: «Какого-то старческого селадона представил нам Репин вместо Тургенева». Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Гете, как Данте, как Шекспир и Диккенс. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Впервые картины Верещагина Тургенев увидел в Москве, на выставке «Общества любителей художеств» в 1876 году.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать. Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души изящество мысли и добродушие в поступках. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Итак, не в Орле, где родина Тургенева, хранятся о нем дорогие вещественные воспоминания, но под сенью А. Н. Радищева, которого Иван Сергеевич высоко ценил». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
О расхождениях в оценке картины А. А. Иванова «Явление Спасителя народу» мы узнаем от самого Боголюбова: «общее положение Ивана Сергеевича об Иванове абсолютно ложно. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. М-м Виардо забраковала этот портрет и Репин вынужден был начать писать на новом холсте «Началось долгое старательное писание – мое и долгое терпеливое позирование Ивана Сергеевича – уже не увенчавшееся желанным успехом», – вспоминал позднее художник. Известна драматическая история написания этого портрета.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. «Это самое большое торжество образованного человечества. 21 февраля 1871 года без обычной сложной процедуры (получения золотых, серебряных медалей, пенсионерства, как это было с Боголюбовым) Академия Художеств присвоила Антокольскому звание академика. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Написали Устав, над которым немало потрудился И. С. Тургенев как секретарь. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. Образ второго портрета – монументален за счет пониженного горизонта, черного пиджака, написанного широкими мазками и подчеркивающего плавный силуэт фигуры. – Вы любите людей и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда, прощайте». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Как тоненькая ниточка, сильнее любого самого прочного каната, свяжут эти «записки» художника с Родиной и о многом нам поведают. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Лежал он на кушетке на балконе, покрытый пледом.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. «Зачем Вы это делаете. Возвращается в Россию летом 1876 года. Общение с прежними друзьями было только заочным.
И если Тургенева называли «послом от русской интеллигенции», то Боголюбова смело можно было назвать «послом от русского искусства» ибо именно с его именем связана история создания в декабре 1877 г. «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» с целью оказания материальной помощи учащейся русской молодежи в Париже. «Иван Сергеевич, – вспоминал Репин. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории. Репин очень рад, что картина будет в Вашей знаменитой галерее. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Н. Н. Ге.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234.
– Сколько говорилось там глубокого, правдивого, человеческого. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Третьяков выполнил просьбу Репина. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Речь, конечно же, о Третьякове, портрет, которого, кстати, кисти все того же Репина, порадовал исполнителя значительно больше, чем обсуждаемое творение.
Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В этот период над его портретами работают В. Г. Перов, К. Е. Маковский. Вся деятельность «Общества» носила благотворительный характер: оно устраивало литературно-музыкальные вечера с участием Тургенева, членов семьи Виардо, других музыкантов содействовало получению русскими художниками заказов и стипендий устраивало аукционные распродажи картин в пользу наиболее нуждающихся. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55.