В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Берег Волги.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев.
Они настаивали на том, что искусство не должно быть оторванным от реальной жизни и сформировали общество передвижников, чтобы продвигать свои собственные эстетические идеалы. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. Репин встречал их по средам.
О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
А авторов известных только на родине, приберегают именно для таких продаж. Этюд получился превосходный. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Если картина из частного собрания была выставлена на персональной выставке художника в знаменитом государственном музее, то ее репутация упрочняется и на следующем аукционе она стоит намного дороже. Однако из своих азиатских путешествий художник привозил множество более мирных произведений — ярких пейзажей и зарисовок национальных типов.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. На аукционную цену произведения влияет его репутация.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Недавно ее продали за 1, 7 млн. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Это не только громкое имя художника, но и «провенанс» (происхождение). Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. Эта картина тогда была продана за 1 тыс. Коровин — главный русский импрессионист.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве.
А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.
Первый факт. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Читаем между строк: «у того, кто ее купит, есть шанс увидеть свою фамилию на этикетке на популярной выставке. ». Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства».
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Обратите внимание — дама спокойна и безразлична к осуждению толпы. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». фунтов.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
В этой картине Репин изобразил современных ему рабов – бурлаков, которых использовали как тягловый скот для перевозки баржи. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Она сразу же получила признание. Кренца за это решение очень долго осуждали. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Шведский владелец, сделав рентген, восстановил первоначальный вариант. Стилистическая разница — колоссальна. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. долл. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Рекорд оказался весьма кстати, чтобы поправить репутацию хорошего художника.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Бедная дама с трудом смогла добиться развода. В 2012 году Третьяковская галерея планирует масштабную выставку Коровина.
Казалось, она спит. Первая находится в Третьяковке, третья — в Государственном музее Беларуси. Самое знаменитое произведение Верещагина — гора черепов «Апофеоз войны». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Значит, это дама полусвета, падшая женщина. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским.
Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. долл. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. Картина, однако, к Демидову не попала, ее приобрел украинский сахарозаводчик Терещенко.
Полотно оказалось самым дорогим произведением искусства, проданным на «русских торгах» — так называют несколько дней, когда в мировых аукционных столицах главные дома устраивают продажи только русского искусства. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Вообще, Демидовы, став итальянскими князьями, развлекались как могли. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
В сладком предкризисном 2007 году продажа картины за такую колоссальную сумму стала сенсацией. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Эта авангардная картина принадлежит к числу лучших его работ. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Вегетарианцем стал и сам Репин. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Дело в том, что предыдущий триумф этого автора — картина «Одалиска» (3 млн. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Тема этой картины — древнерусский «поцелуйный обряд».
За окном летний день. В 1890-х Верещагину организовали выставку в США. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Еще один эмигрант, малоизвестный на родине — однако талант бесспорный. Публике картина понравилась.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Не доносчик ли. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Работал весь день, не замечая времени.
Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Может быть, там будут работы из частных собраний.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Стремительный взлет картины Фешина к такой высокой цене — одна из самых странных загадок 2010 года. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
5 факт. Репин никуда не делся. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Тот сберег картины в сложные годы фашистской диктатуры, когда их вполне могли уничтожить как «дегенеративное искусство» и в 1958 году, уже после смерти Малевича, продал их государственному музею Стеделек (Голландия). Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Репин дважды подавал прошения об отставке. и в итоге оказалась прекрасным вложением денег. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала.
Все заняты. Каждый персонаж переживает что-то своё. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Репин считал сам эту картину красивой.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. долл. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Прежде чем навестить Шамбалу и начать переписываться с далай-ламой, Николай Константинович Рерих довольно успешно специализировался на древнерусской теме и даже делал балетные эскизы для «Русских сезонов». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Знаменитый пейзажист написал три подобные картины. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Л. Н. Толстого».
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Автор «Черного квадрата» — слишком важная персона, чтобы его произведения часто встречались в свободной продаже. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Комната небогатой интеллигентной семьи. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Репин никуда не делся. Возвращается в Россию летом 1876 года. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Вот и эта картина попала на аукцион весьма сложным путем. 1 факт.
Обратите внимание на жостовский поднос — может быть, это намек на вкус Поповой к народным промыслам. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Сценка из парижской жизни написана молодым художником, который уже заработал себе репутацию обличительными «Бурлаками», во время его учебы в Париже.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Среди других полотен Верещагина, недавно пошедших с молотка, — «Распятие на кресте у римлян» из серии, посвященной различным видам казни. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Америка—Франция—Россия. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. 2 факт. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Так ли это – судить зрителям.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Репин писал и исторические картины. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Этот представитель знаменитой уральской династии жил на вилле под Флоренцией. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. «Фуга» происходит из прославленного Музея Гугенхайма: однажды директор Томас Кренц вывел из состава музейных фондов этого Кандинского, картину Шагала и Модильяни и выставил их на продажу.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Она была закончена только в 1891 году. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Были две разные версии картины.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Он идет прямо к матери. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
После ее смерти была составлена подробная опись картин. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. Третьяков»109. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Тем более, что той же весной эту работу купили за 600 тыс. О чем эта история. Оказывается, будущие выставки делают картину еще более заманчивой, чем прошедшие. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». М. Бунакову.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Убийство свершилось.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В эту минуту в комнату вошел Христос. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Пятый факт. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. О чем эта история. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Русские критики Репина обругали за такой фривольный сюжет и призвали вернуться к правильным «русским» народническим темам, что он и сделал. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Вторая, представленная на аукционе, предназначалась для князя Павла Павловича Демидова-Сан-Донато. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В детстве он обучался как иконописец. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Стасов присылает ему все, что он просит.
Джентльмены осуждающе смотрят на нее, покидая оскверненное место. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Да и наследие у нее поменьше — вот таким образом в продаже ее работы найти трудно. Проданный лот относится к этому периоду. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Много учился на написании портретов близких и друзей. И вот уже перед нами не царь, а отец. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Очень быстро талантливый парень стал самым известным иконописцем в округе, его приглашали работать в различные храмы. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883).
Знатным женщинам на Древней Руси не разрешалось покидать женскую половину и только ради почетных гостей они могли выйти, поднести чарку и (самая приятная часть) позволить поцеловать себя. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Импрессионистам присущ очень «легкий», размашистый стиль письма. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».