Она – неизбежная расплата за его добрую доверчивость. А художник со своей стороны оформил обложки произведений Горького о купцах в частности «Фома Гордеев». Они обычно носили темные строгие платья с белым воротником (рис. Кустодиев внимательно изучает их вкусы и обычаи. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу и стала чаша золотой». Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века.
Картина Кустодиева «Купец, считающий деньги» написана довольно таки реалистично, относительно других его работ.
Однако на тех же «мужичков» во время крестного хода Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. руб. Работал в плакате и в книжной графике.
Характерной особенностью костюма было применение фабричных тканей. 171). Костюм раб о т н и ц в еще большей степени, чем мужской, сочетает традиции народной одежды, требований моды и стандарта. Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. 180). Учился в Высшем.
Работал в плакате и в книжной графике. Серия рисунков купеческих костюмов представлена в альбоме «Русский костюм конца XVIII, XIX и начала XX веков» под редакцией В. Рындина.
Ассортимент мужского купеческого костюма включает русские зипуны (хотя и сшитые из дорогого французского сукна), кафтаны, разнообразные сибирки (кафтаны отрезные по линии талии, со сборками в нижней части, без воротника, с застежкой слева направо), долгополые купеческие сюртуки, цилиндры, картузы, высокие сапоги. Это – критерий правдивости его сказок. Скептицизм ему абсолютно не свойствен. Учился в Высшем. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник.
Кроме парочки, работницы носили платья с прилегающим лифом и присборенной юбкой. Они таковы, какими их сформировала среда. В конце XIX в. значительно увеличивается число работающих женщин, занятых в различных отраслях производства. Учился в Высшем. руб., в 3-ю – не менее 500 руб. Верхнее платье для прогулок — редингот — также решается в этом силуэте (рис.
как бы восстанавливает объективные морально-этические пропорции действительности. Учился в Высшем. Эти тогдашние бизнесмены сами покупают и продают, держат небольшие магазинчики и лавки.
Наряду с пиджачными костюмами носили и длинные (до коленей) суконные сюртуки и поддевки. Модные детали, небольшой отложной воротник и неширокие манжеты могли быть из меха. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. 179). Особенно скромным и непритязательным был костюм курсисток (слушательниц Высших женских курсов, открытых в России в 1872 г. ) и их учительниц.
168). Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. Учился в Высшем. В верхней женской одежде новым ассортиментом было полупальто длиной до коленей. все это родная стихия.
Учился в Высшем. Купцом теперь мог стать не каждый торговец и промышленник, а только тот, кто имел специальное гильдейское свидетельство (платил «гильдию»). Работал в плакате и в книжной графике.
черты. – логическое следствие его художнического мышления. В 70 — 80-х гг. 175). Но, как мудрый художник, он не может не видеть и не понимать ее истинного смысла.
Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Он мученик денег, прикованный к ним незримой силой. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Учился в Высшем.
Только купцам 1-й гильдии разрешалось иметь фабрики, заводы и морские суда. Работал в плакате и в книжной графике. Справа вверху намоленная икона подсвечиваемая ломпадой. Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы.
Наряду с полупальто носили полушубки, салопы. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. 173). 170). Рядом с деньгами на столе мы видим расписанную коробочку, куда возможно потом будут сложены эти денежные средства для хранения. детски доверчив к миру.
Кустодиев не стал увлекаться модным в те времена символизмом, он пошел «другим путем» и его искания чем-то сродни творчеству Максима Горького, представившего молодой советской литературе купца как одного из основных «героев своего времени». Прочно став в XVIII в. на путь общеевропейского развития, русское дворянство, как и аристократия всей остальной Европы, начало во всем следовать французской моде.
Это бездумное подражательство внешним формам старины родило моду на «русский стиль» водежде. Во втором десятилетии в женской одежде начинается увлечение поперечными отделками по линии низа, что приводит к нарушению пропорций в силуэте, его утяжелению (рис. 169). Особо популярен был конь-каталка. и банкиры. Костюмы состоятельных городских, особенно столичных купцов (рис.
Художник ничего не приукрашивает в своих картинах, не изменяет исторической правде: он тщательно изображает перегруженность богатства, которое для него представляет живописные ценности. Это – своеобразный реалистический противовес романтической фантазии художника.
Чувство правды жизни подсказывает художнику меру заострения того или иного образа. Костюм дополнялся платком на голову, платком или шалью на плечи и фартуком. Детали платья (рукава, воротники, декольте) их отделка следовали общепринятой моде, хотя и с определенным отставанием. Окончательно купечество как сословие оформилось после появления в 1785 г. «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи».
Работал в плакате и в книжной графике. Купцы каждой гильдии имели свои особые права. Журналы мод, которые с XIX в. начинают регулярно выходить в России («Московский Меркурий», «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин» и др. ), а также художественно-литературные журналы «Библиотека для чтения», «Современник» помещают французские модели. Учился в Высшем. Работал в плакате и в книжной графике., хотя они и могут вызывать улыбку, трудно назвать «положительными» или «отрицательными». В них вступали, покупая одновременно гильдейские и промысловые свидетельства. «За кулисами» кустодиевских произведений живут его подлинные герои – обычаи, нравы, традиции.
Головной убор — платок, обувь — башмаки и коты (полусапоги, край которых отделан цветным кожаным кантом). Кустодиев точно передал в ней цветовую гамму и показал купца несколько задумчивым и отвлеченным, левой рукой держащего необходимый атрибут любого бизнесмена счеты (современный аналог Калькулятор), правая рука положена хозяином прямо на уже не раз пересчитанные купюры и монеты царской России различного достоинства разложенные на деревянном столе. Подобный костюм можно Видеть на картинах Брюллова «Наталья Гончарова» и «Всадница». не пошел по пути сатирического обличения. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер.
Они имеют исконно русские и словно пуповиной повязаны с простой провинциальной жизнью. В 40 —60-х гг. Учился в Высшем. Эти известные личности заметили свое «родство» и в 1919 году произошла их первая встреча. Именно этот момент запечатлен на холсте «Купец, считающий деньги» написанной им в 1918 году.
Он способен творить зло их властью, но сам не властен перед их могуществом. Этот традиционный ассортимент легко принимает модную форму деталей (воротников, отворотов, рукавов) и манеру ношения. Учился в Высшем. Силуэт женской фигуры характеризуется высоким положением талии, маленьким объемом лифа, прямой, узкой юбкой. 172), (Крамской — «Портрет певицы Е. Л. Лавровской»).
Аккуратно сложенные в столбики пересчитанные монеты говорят о кропотливости этой работы. каждому воздает «по заслугам». Ладные крестьянки на сенокосе и расфуфыренные городские барышни для художника не одно и то же. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки.
Более того, в характеристике старика нет и тени иронии. Однако «строительным материалом» поэтической мечты художника была самая прозаическая российская действительность. на смену кринолину приходят длинные жесткие корсеты и турнюры (рис. смотрит уже другими глазами. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. 182) — недорогой шелк, полушелковые и полушерстяные ткани. сказочное, то его оценка жизненных явлений реалистична.
«Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце. Работал в плакате и в книжной графике. Одежда купца также соответствует тому времени, на нем красная в мелкий горошек рубаха поверх которой жилетка. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Позировал художнику Василий Кастальский, муж его сестры. «Жалованная грамота городам» вводила звание «именитых граждан». Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.
руб., во 2-ю – не менее 1 тыс. Они ездили по городу в карете, запряженной парой лошадей. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток. Для вступления в 1-ю гильдию надо было иметь не менее 10 тыс. 174) отличаются по форме от костюмов провинциалов (рис. Работал в плакате и в книжной графике.
Его получали богатые купцы с капиталом свыше 50 тыс. Горький очень хорошо понимал и ценил творчество Кустодиева и покупал его картины для Нижегородского музея. С шеи свисает цепочка к которой подцеплена дополнительная видимо для часов.
(рис. Драгоценная коробочка потом обязательно займет свое коронное место на одной из стоящей за спиной этого пожилого мужчины полке. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Реальное для честного художника не совмещалось с идеальным.
Элементы «русского стиля» в одежде использовали и различные круги интеллигенции как средство резко выделиться, подчеркнуть свои отличительные. Прямой цельнокроеный сарафан отделывали широким воланом (20 — 25 см), заложенным складками по низу и несколькими рядами цветных беек. Он ничем не напоминает человека, утратившего положительные идеалы. Работал в плакате и в книжной графике.
Он зачарован ее национально-русским колоритом. Мужчины носят темные фраки, узкие панталоны и сюртуки-пальто. ирония – не средство разоблачения. как насмешку, пусть даже тонкую, над изображаемыми явлениями, значило бы упрощать дело.
Для нее изысканный модный костюм, частая смена его форм, характерная для XIX в., как и мещанское увлечение вещами и жажда приобретательства, свойственные буржуазии, становятся символом духовной пустоты, паразитического обр аза жизни. Работал в плакате и в книжной графике. Учился в Высшем. Однако, по высказыванию автора статьи, даже иностранцы, приезжавшие в Москву, вынуждены были признать, что, следуя господствующей французской моде, русские одевались «с таким вкусом и изяществом, что в этом отношении уступали разве только одним парижанам».
Для полупальто использовались темные или яркие (синие, зеленые) плис, сукно, полушерсть. Оно охватило широкие круги дворянства и интеллигенции. Учился в Высшем. Купцам 1-й гильдии разрешалось вести торговлю с другими странами, купцам 2-й гильдии – розничную и оптовую торговлю в России, 3-й гильдии – мелкую торговлю по городу и уезду. Они собирали налоги и взносы, выдавали сословные и промысловые свидетельства.
Наш художник раскрывал характеры незаурядных купчишек старого покроя. Но в отличие от модных эти платья были без турнюров и драпировок на юбке. Работал в плакате и в книжной графике. Работал в плакате и в книжной графике. Вместо жилетов некоторые рабочие носили короткие куртки с рукавами.
Именно в эти годы складывается и традиционная форма фабричного костюма, который, с одной стороны, сохраняет элементы народного костюма (в эстетических взглядах, покрое, ассортименте), с другой — тяготеет к новым стандартизированным формам, утверждающим практичность, целесообразность, удобство. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник.
В конце века русский женский костюм испытывает влияние стиля модерн (Репин — «Баронесса Икскуль», Серов — «Портрет С. М. Боткиной»). Видение этого страшного мира, может быть, наиболее отчетливо и без прикрас возникает перед художником в его картине «Старик с деньгами», написанной уже после революции, в 1918 году. 181).
В 1863 г. купечество было разделено на две гильдии. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Их костюм отличали также широкополые черные шляпы, длинные волосы, борода и усы, темные очки.