Исполняется он, как и прежде импровизированно, без определенной композиции. Юноша, обойдя круг, останавливается перед избранной им девушкой и вызывает ее на танец. Позже путешественника из Франции, который случайно попал в Запорожскую Сеч, удивил такой факт: козаки целый день тренировались под собственное пение, при этом их движения были очень похожи на танцевальные.
Гопак считается демонстрацией силы, ловкости и благородства. Среди основных – «разножка» (шпагат в прыжке, когда ноги и руки разносятся в разные стороны), «паучок» (танцор в присядке опирается сзади на руки и перемещается по кругу, выбрасывая ноги вперед), а также кабриоли, прыжки «кольцо», «ястреб» и «жабка», присядки «ползунец», «метелочка» и «подсечка», вращения «мельница», «бочонок» и «гарбуз». В сценическом исполнении «Гопак» строится обычно как парно-массовый танец, хотя и сохраняет характерные черты народной пляски.
Затем начинается танец, содержащий обычно несколько «колен». Первым, кто подробно описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938), автор книги «Теория украинского народного танца». Method, Benegh Method). Гопак считается национальным украинским танцем.
Используются наряды идентичные форме запорожских казаков 16 века. Девушки их поощряют к всё новым трюкам, а затем танцуют лирическую часть. В народном быту танец видоизменялся и позднее стал по преимуществу парным танцем. Для движения, как и для музыки, нужна своеобразная система записи.
Обязательным элементом в праздничном национальном костюме женщин были яркие красные бусы. В финале гопак вновь бурный искрометный и темпераментный11. В середине ноября 2014 года в украинском городе Нетешин в местной школе боевого гопака (которая входит в Международную федерацию боевого гопака) состоялся квалификационный групповой экзамен для начинающих.
Двигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости. Но он записал танцы использовав только комбинации рисунков и описания словами. Парень вьётся возле неё, стараясь блеснуть удалью и мастерством «колен». Поверх рубахи украинки всегда надевали юбки – плахты. Танец импровизационного типа. Суть ее такова.
Членам детских и молодежных групп этой школы после овладения базовыми навыками пришло время сдавать так сказать свой первый экзамен на получение Жовтяка – самой младшей ступени мастерства (всего в боевом гопаке существует 7 ступеней: три ученические — Жовтяк, Сокол, Ястреб, одна промежуточная — Джура и три мастерские — Козак, Характерник и Волхв). Считается, что спользуемые для гопака мужские костюмы (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути казачьей формой того времени, а женские сценические костюмы напоминают исторические костюмы центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные сапожки, венок с лентами)9. К специфическим чертам гопака следует отнести шпагат в прыжке («разножка»), когда ноги и руки разносятся в разные стороны. Также присутствует фигура «ползунок», когда танцор в присядке опирается сзади на руки и выбрасывает ноги вперёд, перемещаясь по сцене.