Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. «Я снова видел Венеру, я забыл о слепках, которые мы имеем. В жанре портрета очень интересно проявили себя исторические художники, примером чему может служить «Портрет княжон Прасковьи, Надежды и Марии Вяземских» Ф. А. В экспозиции представлено более 250 произведений знаменитых мастеров рисунка – А. О. В портрете М. В.
Иванова – барочная динамика и беспокойство форм, у О. А. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью. «Тырса познал мир, как вечную, пребывающую в покое бронзу», 15 – утверждал Пунин. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью.
Сохранились целые альбомы его набросков и законченных композиций. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882). Маковский «Автопортрет», 1870 Е. Е. Они были частью бытового убранства, занимая среди прочих семейных реликвий вполне почетное место в индивидуальном жилом интерьере.
В эскизе к «Портрету Г. Л. Брюллова, A. А. «Портрет мальчика» (1812) еще включает цвет (отдельные акценты сангины, пастели), остальные изображения построены на чисто графических приемах. Среди подобных работ любопытен «Портрет П. А. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. Каждый предстает как яркая индивидуальность: В. А.
Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа. Репина, B. А. В 1880-х гг. Пукирева, В. Г. Экспонируемые на выставке рисунки «Цветы в лесу» и «Папоротники в лесу» (оба – 1877) – настоящие шедевры, отличающиеся живописной трактовкой натуры. Обучение детей рисунку в Академии начиналось с 6 – 7 лет и включало 5 «возрастов» (по три года в каждом). Оба выполнены на фактурной бумаге, ее рельефная поверхность «дробит» графитный след на множество граней-осколков.
Рисовали все – художники, писатели, поэты, просто образованные дилетанты. Это чувство усиливается прямым взглядом из-под чуть скосившихся очков. Исключительно интересен поздний рисунок «Изгнание из рая» (1846 – 1848). Горавский «Портрет художника М. Н.
И его ведущая тема -личность артиста. Копиями с их произведений пенсионеры ИАХ отчитывались за свои поездки.
Первая половина XIX века – время «царствования» карандашного рисунка. В рисунках с изображением рубящих глыбы льда ледоколов (1910 – 1911) Гончарова, словно вспоминая свое первоначальное образование скульптора, ударами угольных штрихов постепенно «вырубает» фигуры, уточняя их форму. Творческий метод М. А.
Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. За лучшие из учебных работ присуждали медали, сохраняли в качестве образцов. Шутка ли, кого мы лепим и рисуем. ». Необычная тема рисунка – почти неуловимая грань между сном и смертью – была обусловлена обстоятельствами его создания. Графическая выставка, проходящая в залах Третьяковской галереи с ноября 2010 по апрель 2011 года, позволила уловить характерные приметы времени, «обрисовать контуры» различных эпох.
Малявин, напротив, демонстрирует редкое постоянство рисуночной манеры. Движение голов, с интересом склоненных к невидимой сцене и, наоборот, отстранившихся назад в приступах хохота, образует зигзагообразную линию. Мамонтовой-Рачинской (1879) и автопортрете (1885) общность манеры проявляется в трактовке пространства листа, в лепке лица, в «тщательном прощупывании всех мелких и частных форм» при обобщенном изображении фигуры. Нейтральный, без всякого намека на окружающую обстановку фон, точка зрения снизу подчеркивают ощущение величавой властности исходящей от облика Остроухова в этом портрете. Малявина, Б. М.
Принято считать, что учиться нужно до определённого возраста. В основе его — глубоко эстетическое отношение к жизни. Его иконографическая ценность очевидна. В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба.
Брюллова, сделанный в технике «трех карандашей» (итальянский карандаш, мел, сангина) «Натурщики» (1861) И. Н. Выражение лица Дузе очень сложно. Самоценность рисунка не осознавалась, его почти не коллекционировали, вот таким образом каждая из немногочисленных дошедших до нас работ этого времени – редкость. Н. А.
Боткиной» (1901). Кипренского, А. Г. На выставке показаны три рисунка «Крестьянки» исполненные только графитным карандашом.
Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет. Матвеева – пример чисто графического решения. У Иванова («Адам. Саврасова, Н. Е. Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем.
Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. Не случайно существование живописного варианта работы. Понимание этого привело к появлению целой серии листов «Драпировки» (1830 – 1840-е). Карандаш имеет множество разновидностей – серебряный, свинцовый, графитный итальянский, восковой, цветной, литографский и другие, а также широкий круг родственных материалов – уголь, сангина, соус. Крыжицкого, Н. Е.
В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Лебедева, основателя московской пейзажной школы К. И. На смену серебряному и свинцовому приходит привезенный в Россию из Италии (отсюда и название) «итальянский» карандаш. Подаренная Врубелю перламутровая раковина-пепельница предстает как «перл творения», сложная природная и художественная форма. Перед окончанием ИАХ ее воспитанники должны были исполнить эскизы по заданной программе.
Интересен также «Натурщик» (середина 1760-х) А. П. Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу. Шебуева (конец 1820-х – начало 1830-х) – четкая линия, чеканный абрис фигур, в композициях А. И. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). Крыжицкого черно-белая графика, нарушая диктат эпохи, находит особые средства выразительности и осваивает новые материалы.
Не знаю ничего совершеннее сего творения» 2, – признавался Иванов. В них доминирует артистическое начало. Яковлева и В. И.
Дружеские отношения с Мамонтовым, членами художественно-артистического кружка, группировавшегося вокруг этой незаурядной личности, наложили существенный отпечаток на творческое развитие Репина. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. Неудивительно, что подлинными шедеврами серовского рисунка стали его портреты балерин. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. Это становится особенно наглядным при сравнении двух уникальных произведений: репрезентативного пейзажа «Дерево» С. Ф.
Вниманию зрителей были представлены образцы подобных штудий: великолепный рисунок «Два натурщика» (1817) К. П. Свобода композиционного решения, даже некоторая вольность свойственны рисунку 1896 года П. М. Третьяков на заседании в Академии художеств. Главный герой композиции – смех. Каждый персонаж переживает что-то своё. По стилистике и подходу к модели весьма близок абрамцевским работам портрет Т. С. Репиной, матери художника.
В самой манере рисования подчеркивается эскизность, набросочность. Репина «Диоген» (1867), органично существующая в ряду академических программ первой половины XIX века. Шишкина, К. Я. Витали (оба – 1836) К. П.
Они воплотили различные, в чем-то противоположные, но одинаково важные для развития карандашного рисунка художественные манеры. Его нередко использовал А. П. Художественный диалог И. Е. Несколько особняком в их кругу стоит Н. С. Гиршман» (1904 – 1905) прозрачные линии, как облако, окутывают фигуру стоящей женщины, осторожным прикосновением очерчивают овал лица. Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. Отточенная хореографическими упражнениями выразительность фигуры танцовщицы, характер ее поз и движений, рассчитанных на плоскостносилуэтное восприятие из зала, рождают совпадение задач хореографии и графики.
Лосенко, например, в этюде к картине «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ). В эскизах для ширм использован другой «скульптурный» прием: фигуры словно вырезаны из твердого материала, как театральные марионетки, над созданием которых художница работала в 1920-е годы. Несколько персонажей офорта «В ложе» обладают сходными чертами с запорожцами («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880). Потребность в рисовании была, очевидно, столь же естественной для него, как дыхание, еда, сон. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии.
Предназначенные для воспроизведения в журнале «Золотое Руно», эти работы обладают четкостью и некоторой форсированностью форм, что позволило Кузмину назвать их «масками». Лосенко, выполненный сангиной в мастерской Ж. -М. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился.
Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. Мокрицкого», 1860-е А. Г. Своеобразный диалог учителя и ученика прослеживается в рисунках «Портрет В. В. Кипренского – тающий контур и мягкая растушка, придающие изображению романтический характер (эскиз «Смерть Клеопатры», 1803). Федотова, А. К. Ведущее место среди них, безусловно, принадлежит Шишкину.
Случайная цитата о Серове: Искусство Серова — это единство и гармония этих двух начал. Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Особая роль в получивших широкое развитие рисунках бытового жанра принадлежала графитному карандашу. Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье.
Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. Диапазон подвластных Репину приемов рисования широк, как ни у кого другого: он одинаково мастерски и артистично работал штрихом, пятном, линией используя эти «манеры» в различных сочетаниях, обогащал рисунок живописным чувством формы, не преступая при этом закономерностей графического языка. С этой точки зрения интересно сравнение исполненных в 1840-е годы рисунков П. А. Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка.
Это произошло не сразу. Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. Классицизм ценил строгую красоту линейного рисунка, романтизм – живописность штриха и контрастные сопоставления, приверженцы «критического реализма» художники-передвижники воспринимали карандаш как «скромного труженика», модерн возвратил самодостаточность линии и эстетическую ценность самого процесса рисования. Башилова», 1860 Ф. А. Рисовальный портрет предстает во всем многообразии своих «видов» : портреты «замечательных современников» – героев войны 1812 года, литераторов, живописцев, лиричные женские и трогательные детские образы, автопортреты, шаржи. В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе.
Эпоха расцвета карандашного портрета охватывает период 1820 – 1830-х годов. Владение академическим рисунком – «родовое свойство» русской художественной школы – Яковлев возвел в ранг «стиля», став одним из основателей неоклассицизма в искусстве Серебряного века. Рисунки Кипренского высоко ценились современниками (среди его почитателей были А. С.
Его рисунок скульптуры «Венера Медицейская» (1830) – настоящий шедевр. фон Битнера» (1912) Репина и «Прогулка» (1919) Кустодиева. Репина», 1870 В. Е. Жуковский), становились предметом коллекционирования.
Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. Репин написал живописный портрет Кюи, сидящего в кресле (1890). Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. Художник работал «сочной и вместе с тем прерывистой линией», которая «не столько очерчивает контур формы, сколько лепит ее подобно мазку в репинской живописи, в особенности в тенях, в штриховке Серов, напротив, стремился к такому рисунку, в котором форма живет как бы «на границе» : основная нагрузка переносится на контур. К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок.
Белое поле листа – не плоскость, а пространство, активно вовлекаемое в создание формы. Важным элементом академического обучения было «рисование со слепков». И состояние этого легкого, короткого сна, столь чутко уловленное в рисунке, стало сюжетом большого живописного портрета. Федотова кадетом» (1828), сделанный его сослуживцем А. Стромиловым.
Даже в тех случаях, когда мастер обращается к ним (В. В. В ее примитивистских рисунках уголь обретает суть самого древнего, «первобытного» художественного материала. Блока исполнен почти фотографически бесстрастно, с «высоким и благородным совершенством». Перова – представителя нового поколения художников.
Сомова. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Модель часто изображена за привычной работой, в обыденной обстановке.
Пукирев «Портрет А. Н. Иногда легкие штрихи карандаша усиливают эту сухость и глубокую черноту до невероятной степени. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой. Серова в живописи и особенно в рисунке, определил собой целую эпоху. Особый интерес они представляют с точки зрения развития рисовальных техник и материалов. Маковской, И. П.
Инструменты, которые мастера своего дела используют для создания своих картин, ограничиваются лишь листом бумаги и простым карандашом. Фрагмент фрески Сикстинской капеллы», 1831) копирование превращается в сложный творческий процесс «вживания» в мировосприятие иной эпохи, стремление изнутри понять произведение другого художника. Он рисует «для себя», не рассматривая свою работу как самоценное произведение. Именно в рисунках его потенциал раскрылся наиболее ярко. Неизменность образовательной системы подчеркивает работа И. Е. В эскизах Иванова отражен путь формирования идеи его будущего знаменитого полотна «Явление Мессии» – от возникновения замысла до продуманной, насыщенной деталями композиции, отражающей множество человеческих переживаний, состояний, характеров.
Художественные приемы в этих «сухих» рисовальных техниках бесконечно разнообразны, в них ярко проявляется индивидуальность мастера, чувство формы, природная одаренность и уровень профессионализма. В подготовительных картонах к «Портрету П. И. Романтическая эпоха с ее вниманием к внутреннему миру человека, порывам души, смене настроений находит в этой технике идеальное средство выражения. По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще.
Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. Если Яковлев заново «открыл» сангину, то новая жизнь угля как современного рисовального материала начинается с рисунков Тырсы. Репина, В. Е.
Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. В этом помогут уроки рисования для начинающих, к примеру мастер-класс Карандаш с нуля. Даже такой жанр, как портрет, лишен присущей ему репрезентативности. Сам характер линии, способ ее нанесения будто проистекает из особенностей портретируемых. Пластический язык, понимание формы в этом рисунке для будущей картины «Демон сидящий» (1890, ГТГ) неразрывно связаны с работой над монументальными росписями – он исполнен на обороте большого угольного эскиза композиции «Воскресение» для Владимирского собора в Киеве.
Кустодиева, Б. Д. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница). Анализ манеры исполнения (обобщенность и динамичность штриховки игра пятнами) свидетельствует, скорее, о внимании художника к эмоции, нежели о желании передать социальный характер публики. Орловского, О. А. Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада).
Как никто другой, художник преуспел в создании эмоциональной атмосферы: кажется, мы слышим звуки улицы провинциального города, шум приближающегося к пристани парохода и галдящей в его ожидании толпы, призывные крики продавщицы газет. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. Постепенно изобразительный язык Серова становится более условным, мастер все более равнодушен к частностям формы, он стремится к ее обобщению, к краткости формулы: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша» 6. Сверчкова, К. Я.
В 1891 году актриса была на вершине славы. Именно Яковлеву русская графика обязана возрождением интереса к сангине. Среди представленных на выставке рисунков – эскизы знаменитых живописных полотен В. И. Маковского, В. В.
Но смысловой центр рисунка – лицо. Ну и, разумеется, отдельную нишу в мире дизайнерского искусства занимают художники. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Все элементы обучения были направлены на подготовку к созданию картины. «Таких неудержимых, страстных рисовальщиков в русском искусстве XIX века было только двое: Репин и Серов» 4, – писал И. Э. Так, например, толстый буржуа с круглым лицом, усами и небольшой бородкой, сидящий в ложе на первом плане, запрокинув голову, растянул рот в щербатой улыбке подобно казаку Голоте1, который изображен за писарем в «Запорожцах».
Они менялись в его руках, как кисти. Григорьева, К. С. Шухаева «Пьеро и Арлекин» (1914, ГРМ).
Затем этот прием повторялся. Но портрету Серова свойственна своя значительность. В пейзажах, увиденных из окна больницы, обнаженные ветви деревьев наперекор зиме наполнены витальной силой, от застывших снежных сугробов, кажется, веет холодом.
Интересны подготовительные этюды сангиной с добавлением угля к программному двойному портрету А. Е. «Я хочу, хочу отрадного», писал Серов двадцатилетним юношей. Этим он отличается от набросков последующего десятилетия.
Графика здесь преумножает достижения хореографии. Лишь в позднем рисунке «Муж-вор» (1851) усиливается бытовая трактовка сюжета и повествовательное начало. В «Поклонении волхвов» В. К. Фигура натурщицы для картины «Похищение Европы» – итог подобного протяженного процесса «обретения формы». Художник выполнил свое намерение – портрет матери был сделан по приезде в Чугуев, 6 мая 1879 года.
Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. Художник рисовал постоянно. Примером таких рисунков может служить лист неизвестного мастера под названием «Аполлино» (1790). Вьена парижской Академии художеств.
Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Астрахов «Портрет Я. С.
Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. В пейзажах начала XIX века карандашный рисунок, сохраняя свои функции рабочего инструмента, постепенно начинает осознаваться как особый вид творчества со своими собственными законами и средствами выразительности. Волков «Художник на натуре в лесу», 1881). Портрет Е. Е. Но многие не хотят загонять себя в эти рамки. В его произведениях удивительная гармония поэтических образов, пленяющих своим обаянием, сочетается с красотой самой техники.
Портрет А. А. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. Всего за одно такое занятие вы создадите красивый рисунок с нуля, даже не имея специальных навыков и художественного образования.
В созданных мастером «натурщицах» 1830-х – начала 1840-х годов отсутствует идеализация форм, красоту он находит в индивидуальности каждого образа.
В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. Репина и В. А. Кипренский. Грабарь. Как он сам писал, «чтобы карандаш бегал по воле мысли: мысль перевернется и карандаш должен перевернуться» 1.
Существовали разные способы драпировки манекена: «трубками», «винтом», «струящимися складками». Шамшина «Кориолан у стен Рима» (вторая половина 1830-х). На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности.
Композиция «Бог-Каратель» (1846 – 1848), рисованная не контуром, а пятном, с использованием вибрирующей штриховки, перекликается с образами врубелевских Серафимов. Во второй половине XIX века ведущая роль в рисунке принадлежит графитному карандашу. Представленные в витринах рисунки свинцовым карандашом относятся к середине XVIII века. Этот «скромный труженик» отвечал эстетическим и нравственным идеалам эпохи критического реализма. Щербатовой» (1911) властными энергичными движениями угля передана скульптурная стать модели.
В пейзажных работах А. К. В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. Галактионова с эффектным контрастом темного и светлого – образец рисунка, тяготеющего к имитации живописи и «Итальянского вида» Ф. М. Сомова, Ф. А. С капитальнейшим произведением 1880-х годов, картиной Крестный ход в Курской губернии, связана акварель Паломник. Иванова, напротив, скрупулезно и «мелочно» прописанное лицо «спряталось» в ворохе бурных штрихов и свободных линий, виртуозно строящих фигуру, обыгрывающих детали одежды.
Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). Строго фронтальная композиция, крупные монументальные формы лица, подчеркнуто академичная манера работы производят впечатление рисования с античной гипсовой головы – это органичный образ человека, уже принадлежащего истории (неслучайно сомовский портрет поэта был сразу же воспринят современниками как хрестоматийный). Эта линия представлена портретами и автопортретами художников (В. Е. В пейзажах С. Ф. В результате рисунок все более приближался к обобщенному знаку. И правильно. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В 4 – 5 «возрасте» начинали изображать натурщиков, постановкой которых занимались только профессора исторического класса.
Сверчкова, отдававших предпочтение «мягким» материалам – итальянскому и угольному карандашу, соусу. Но писал так, что каждое произведение, будь то портрет, тематическая картина или быстрый набросок, становилось само по себе воплощенной в линиях и красках красотой. Рассмотрим, к примеру, работу «В ложе театра» – офорт с неустановленной датировкой. Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. Перова.
Серова, М. А. Егоров. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). Якуб (1881) и В. А. Сурикова, И. Е. В 1905 году портретом Вячеслава Иванова он начинал свою знаменитую «серию голов цветными карандашами» 9.
В то же время легко обмануться портретностью «Головы Демона» (1889 – 1890), легко поверить в то, что этот бесплотный ангельский лик не сочинен художником, а согласно его словам, действительно был им «увиден». В портретах Ю. И. Щедрина, М. И. Венецианова, К. П.
Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Рабуса можно увидеть разнообразие манер и проявление индивидуальности в образном решении. Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. Чемесова «Портрет Екатерины II в трауре» (1762, копия с живописного портрета В. Эриксе – на для гравирования). К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. Репиной (1882), созданных Репиным и в серовских портрете ТА. Его путь – поиск «идеальной» линии, выражающей не столько человеческую, сколько художественную сущность модели.
Интересны работы И. И. Особое место среди них занимают прекрасные изображения натурщиц.
В Императорской Академии художеств женщин-натурщиц не было и попав в Рим, Иванов стремился «восполнить» этот пробел в своем образовании. 1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика.
На глазах у зрителя, как бы при его «участии», в вихре штрихов рождается форма. Брюллова и его замечательный рисунок итальянским карандашом «Женская голова» (1843 – 1847). Иванова, П. А. Соблюдая ее, мы как бы отдаем дань почтительного уважения возвышенной скорби актрисы, ее трудной судьбе.
Добужинского «ведущая партия» контурного рисунка гармонично расцвечена мягкими цветными растушевками, выгодно оттеняющими выразительный силуэт. Другая линия рисования этого периода представлена произведениями К. А. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках.
Рисунок рассматривался в основном как рабочий, подготовительный материал. Гончарова. Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. Доказано, что возраст к рисованию не имеет никакого отношения. Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. Прахов записал поразившие его слова мастера: «Я уверен, что будущие художники совсем забросят краски, будут только рисовать итальянским карандашом и углем и публика научится в конце концов видеть в этих рисунках краски, как я теперь их вижу» 8. Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте.
Начинал Филипп Андреевич рисунок обыкновенно с глаз, потом нос, рот. Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера. Коллекция рисунков А. А. Учебный рисунок он превратил в самостоятельное произведение искусства. Эта работа строится как бы на противопоставлении скульптуры и графики, тяжести и легкости.
Пример работы чистым серебряным карандашом, демонстрирующий его тонкий «царапающий» штрих, – небольшой рисунок Е. П. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Саврасова, И. И. В несомненном соперничестве с живописью сделан известный акварельный портрет Д. И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета. Исключительную роль в становлении художников играли пенсионерские поездки.
Головы на первом плане словно выхвачены из полумрака, тонкие штрихи подчеркивают объем, лица на дальнем плане – размыты, обобщены сплошной штриховкой. Шишкина, И. Е. Васильев «Портрет И. Е. Это и типажи и конкретные приемы рисования мастеров Возрождения – зыбкая дымка леонардовского «сфумато» сочетается с эскизными линиями в «манере синопий», словно сошедших с картонов Микеланджело.
Пушкин и В. А. В то же время рисунок существует как самостоятельный вид искусства со своим языком, своими специфическими законами и своей историей. Среди хранящихся в коллекции Третьяковской галереи раритетов есть копии неизвестного художника с живописных портретов И. -Б. Малевича.
Орловский с экспрессивным пониманием формы, активным использованием черного цвета в соединении с сангиной, которая оттеняет итальянский карандаш А. Молинари – иностранец, десять лет работавший в России и пользовавшийся большой популярностью, с его сентиментальным пониманием образа (он использовал мокрую кисть, размывки, придающие мягкую тональность и нежность рисунку) К. Гампельн с характерными для него жестким абрисом фигур, перекрестной штриховкой, соединяющей технику «в два карандаша» «сочно», в гравюрной манере. Вот таким образом в каждый свой приезд в Ясную Поляну он делал массу зарисовок Толстого. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками. Экспозиция позволяет увидеть особенности их художественной манеры.
Это ощутимо во всех произведениях, посвященных Толстому, но в цикле рисунков 1891 года – особенно. В поздний период (1902 – 1906) натурный рисунок для Врубеля становится основным способом постижения окружающего мира и единственной нитью, связывающей его с реальностью. Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). Федотова с рисунками В. Г. В дальнейшем пути двух мастеров разошлись.
Бруни (1835). Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. В портрете запечатлены простота, демократичность облика Серова-человека и внутренняя мучительная напряженность поисков Серова-художника. Врубеля, К. А. Чьи эскизы и картины выставляются на выставках, дублируются в Интернете.
В трех ракурсах фигуры передано все богатство пластики, нежное «сфумато» штриховки словно воспроизводит свечение мрамора. Мастер применял также прием проскребания – соскабливал верхний слой грунта для изображения светлых головок цветов и солнечных бликов играющих среди лесного полумрака. Иванова позволяет представить его пенсионерскую практику блестящими образцами. Он рисовал большими обрубками прессованного мягкого грифеля, которые откуда-то выписал.
В портрете В. И. Мимика лица, разворот фигур, жесты – все выдает в них героев гоголевского сюжета.