Коллекция произведений Репина в собрании Русского музея занимает особое место и насчитывает 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры – всего 468 работ. Илья Репин был удивительным тружеником и оставил несколько десятков картин, сотни портретов, тысячи рисунков. Посмотрите, какие же замечательные рисунки у Репина.
Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Рисунки-наброски – драгоценная часть репинской графики. Не пытаясь сравнивать и сопоставлять масштабы дарования писателя и художника, можно сказать, что яснополянские рисунки Репина 1891 года достойны своей модели.
Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя. Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисуноквызвал жаркое одобрение художника.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». «Смотрите, восторженно говорил мне Илья Ефимович в 1891 году, когда мы вместе очутились в Ясной, знаете, где мы находимся на четвертом бастионе. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Рядом со сплошным сгущенно-черным пятном штриховки мерцает белизной нетронутая поверхность бумаги. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу.
В творчестве Репина графика впервые вышла на выставочные стены, впервые была рассчитана на зрителя, на широкий общественный резонанс. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. я работал завороженный. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. И вот уже перед нами не царь, а отец. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность.
Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Работал весь день, не замечая времени. Публике картина понравилась. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Имя Репина стало широко известным.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Глаза ясные и добрые. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Но портрету Серова свойственна своя значительность. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Репин считал сам эту картину красивой. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Репин встречал их по средам.
Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Репин дважды подавал прошения об отставке. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. 1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Казалось, она спит. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Общение с прежними друзьями было только заочным.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Этим он отличается от набросков последующего десятилетия. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Внимание художника тяготит их.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках. Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). Его иконографическая ценность очевидна. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Так ли это – судить зрителям.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Нет картины, с которой можно было бы прямо связать этот рисунок, но в нем отразилась такая острая наблюдательность, облик женщины настолько достоверен, почти узнаваем, что воспринимается как персонаж произведения на социально-психологическую тему, столь характерную для творчества Репина в этот период. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). В них доминирует артистическое начало.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Она ушла из жизни в 1931 году55. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». А свеча становилась ниже и тени менялись.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Хотя и плохой, неясный. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Это настоящий земский доктор со скромной внешностью, но с интенсивной и сосредоточенной внутренней жизнью. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». К тому же и погода благоприятствовала работе.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница).
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Много учился на написании портретов близких и друзей. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Они словно противопоставлены друг другу.
А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. Написан портрет вдохновенно. Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье. Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Те, кто бывал в то время у Репиных, вспоминали, что отношения между супругами были не просто драматическими, но порой трагичными. В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности.
Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. Но смысловой центр рисунка – лицо. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Вегетарианцем стал и сам Репин.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. 12. Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх.
Вместе с тем Смерть Ф. В. Чижова – интереснейший пример специфических возможностей графики, основывающихся на выразительности пятна, богатстве оттенков черного и белого. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Эти художники сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. художественный музей им.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Его участники – художники Н. Д. Кузнецов, Н. К. Бодаревский, И. С. Остроухов, В. И. Суриков, Н. С. Матвеев. Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Не доносчик ли. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Шутка ли, кого мы лепим и рисуем. ». По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова).
Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882). Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Этюд получился превосходный.
Выражение лица Дузе очень сложно. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. В эту минуту в комнату вошел Христос. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Суть его – мерцание света, прихотливая игра серебристо-белого и черного, подвижная зыбкость формы. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Это произошло не сразу.
Третьяков»109. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Каждый персонаж переживает что-то своё. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Рисунок уверенный, лепка твердая. Вся центральная часть написана самим Репиным. — сказал Крамской.
Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Все заняты.
Вот таким образом в каждый свой приезд в Ясную Поляну он делал массу зарисовок Толстого. Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. Америка—Франция—Россия. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Несомненно, она имеет более непосредственное отношение к своей картине, нежели портрет Серовой к Царевне Софье. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина.
Мне минутами становилось страшно». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Не случайно существование живописного варианта работы. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Реализм получить требуемый снимок. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Труд — вот что определяет и украшает человека. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
В его глазах читается печаль, тоска. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Несмотря на легкость импровизационную эскизность рисунка, в нем наличествует целостность, композиционная завершенность. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. «Как.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника.
Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Комната небогатой интеллигентной семьи. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. — Да это превосходно. Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность.
Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Поселившись теперь в Москве, он многие недели и месяцы проводил в подмосковном имении Мамонтовых Абрамцево.
За окном летний день. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
В его взгляде осуждение и тревога. Стасов присылает ему все, что он просит.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. М. Бунакову.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. И его ведущая тема -личность артиста.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина.
В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Он идет прямо к матери. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
В 1891 году актриса была на вершине славы. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. Это вы сами. Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. — И. Г. ) посидеть мне смирно. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Репин считал нужным и интересным для всех людей изображение Толстого в различные моменты его жизни. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца.
Рассмотрим "ближний круг". Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Л. Н. Толстого».
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом.
Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. О картине появилось много статей в периодической печати. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Берег Волги. -— И. Г. ), они много смеялись». Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Художник выполнил свое намерение – портрет матери был сделан по приезде в Чугуев, 6 мая 1879 года.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Это лучше всех ваших академических работ.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Несмотря на непритязательную обыденность сюжетного мотива, в нем нет ничего бытового, мелкожитейского.
Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Убийство свершилось.
Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще.