Одним из наиболее оригинальных мастеров графики XVIII века остается, конечно, Дж. Искусство должно было быть обосновано.
Тициан в Этюде падающего всадника достигает изумительной динамической экспрессии. Мы знаем, как он изготовлялся. Великий французский художник-гражданин, Жак-Луи Давид, один из деятелей революции 1789-1794 годов, писал своему ученику, спрашивавшему совета о том, как ему достичь совершенства в искусстве: «Рисунок, друг мой, рисунок и еще тысячу раз – рисунок».
Я не собираюсь останавливаться на достигнутом и продолжаю работать. Таковы портреты сановников католической церкви – работы Я. Ван Эйка и Ж. Фуке. Примешивая к саже известное количество клея растительного или животного (получаемого после варки рогов и копыт), старые мастера приобрели чудесную темно-коричневую краску, позволяющую достичь эффекта почти настоящей черноты и отличающуюся характерным блеском штрихов и пятен.
Уголь или черный камень можно было пропитывать маслами, делать его жирным. В рисунке XV века мы найдем и фантастику, с примера которой нам припасть начать и чисто ученую естествоиспытательскую работу художника-анималиста, с увлечением рисующего животных (Пизанелло) и портрет (лучшие примеры дают не Италия, где началось самое Возрождение, а Франция и Нидерланды – Я. Ван Эйк и Ж. Фуке). У Леонардо было все в искании, у Рафаэля – все уже найдено.
Рисунок, выполненный углем, однако было трудно сберечь, несмотря на то, что старые мастера знали средства закрепления рисунка всевозможного рода составами (жидким клеем, снятым молоком). С каждым рисунком у меня получалось все лучше и лучше. Изменился и состав потребителей искусства. Весь этот материал «служебен» и специалисты кропотливо отыскивают наличие мотивов рисунка в той или иной известной картине, порою отмечая, с какой точностью передал старый художник красками на полотне или на стене наблюденное им в рисунке. Рисунки Рембрандта – целый мир. Великий новатор всего мирового искусства наметил новые задания для живописи: композицию, основанную на выверенных геометрических приемах построения пространства, рисунок фигур набросал сначала без одежд, чтобы не ошибиться в будущем, располагая на них складки тканей.
Вместе с общим прорабатывается и частное (Этюд руки у А. дель Сарто). По мере роста мастерства молодого художника, отец просил его помощи в написании картин. Это событие было освещено на MTV и я получил мировую известность. Это последнее у Дюрера встретится позднее, когда он перерисовывал фигуры для гравюры.
Французская школа была в этом столетии одной из ведущих и наиболее оригинальных. Течение, сменившее классику, в истории искусства порою называется маньеризмом.
Учебный рисунок имел в практике старых мастеров очень большое распространение. Последняя наиболее характерна для книжной миниатюры.
Главным сортом перьев для писания и рисования были перья гусиные. Первые уроки рисунка Пабло Пикассо брал у своего отца — учителя рисования в местной школе.
Рисунки старых мастеров имеются в большом числе в музеях и в собраниях всего мира. Основой для восхождения к профессиональным вершинам послужило художественное образование. Но пока копирование образцов было в силе, старые мастера создавали немало рисунков для того, чтобы по ним учились младшие (так, например, копировались в течение нескольких поколений головы Грёза в петербургской Академии художеств). Рисунок – это источник и душа всех видов изображения и корень каждой науки.
Такой рисунок вставляли в раму под стекло, хранили и ценили его. Иные чернила имели, возможно, не растительное, а минеральное (железистое) происхождение, другие – животное (бычья желчь). Старые мастера, стремясь к использованию цвета в рисунке, прибегали и к гуашевым непрозрачным краскам (особенно часто к белилам) и к акварели, прозрачной.
Современных, вставленных в деревянную оболочку, карандашей старые мастера не знали вовсе. Небольшой «Пейзаж в Фигерасе» (картинка вверху справа) считается первой известной работой Сальвадора Дали, созданной в 6–10 лет. Карпаччо оставался традиционным: для него Поклонение было простым зрелищем. картинку). Исследователя рисунка старых мастеров поражает прежде всего исключительное многообразие всего того материала, какой объединяется в государственных музеях и в частных собраниях под общим понятием «рисунка». Писали кистями из барсучьей и беличьей шерсти, колонковыми и многими иными.
В средние века, когда гуммиарабика не знали, водяную краску изготовляли, примешивая к воде растворы растительного (вишневого) или животного клея или смешивая с порошком красителя сухой порошкообразный клей. Исчерпать все, что дают рисунки Рембрандта в немногих словах невозможно.
Современная акварель изготовляется на гуммиарабике. Человечество всегда стремилось освоить природу мира и человеческой жизни. Нередко мастер изображал на своих картинах героев комиксов и признается, что «узнал от Дональда Дака больше, чем во всех школах, в которых учился». Широко начинает развиваться новая тематика.
Пути их не расходятся в этом выражен их интерес к изучению натуры. Его искусство предвещает и Рубенса и Рембрандта. Италия, конечно идет впереди, ее авторитет неоспорим. В искусстве Италии этого времени была и реалистическая струя в лице художников юга страны.
Я разработал свою собственную технику и оригинальные трюки во время работы. Учиться надо было все-таки на живом опыте. Графит мог быть добываем разной сортности и мягкости.
Двигательной прогрессивной силой могла быть также и фантазия: лишь бы она была не догматически-церковной. Есть сведения о рисовании и золотой проволокой. В частности, поход на рыбный рынок побудил Микеланджело нарисовать одного из демонов покрытым блестящей чешуёй, а пейзаж внизу картины отображает реальный пейзаж долины итальянской реки Арно.
В Европу тушь стала проникать из Китая в XVII веке, сначала она появилась в Голландии. Очень беглые, в буквальном смысле слова «черновые» наброски, будущего живописного решения «стенограммы», сочетания линий и пятен, в которых порою трудно разобраться, но в которых можно все-таки «провидеть» или «предварить» картину.
Старые мастера – почти все, за исключением таких живописцев, как Тициан, Франс Гальс, Веласкес – очень любили рисовать, рисовали часто и много, рисовали для себя или, делая подготовки к будущей картине, рисовали с натуры, по памяти или вполне свободно из головы, по воображению. Очевидно, так оперировали и с угольным порошком изготовляя из него с примесью клея так называемый (по-итальянски) Carboncino, угольный карандаш, по своему художественному результату нечто среднее между твердым итальянским карандашом и мягким древесным углем. Даже будучи уже немолодым и зрелым мастером, он копировал работы других художников, чтобы углубить понимание живописи и усовершенствовать свою технику.
Портреты все еще были в моде и зарисовки, сделанные французским неоклассицистом Энгром, были столь реалистичными и живыми, что ни у кого не вызывало сомнений их сходство с моделью. Следующим шагом немецкого рисунка будет уже появление пейзажа вовсе без образа человека. Но вместе с тем настоящая классичность определяет подробный рассказ рисунка Перуцци.
Выбор их образцов необычайно труден их качество, наоборот, бросается в глаза немедленно. Мы упоминали уже о всякого рода чернилах. Это – Рубенс интимный, полный сил и увлечения жизнью. Это легко получаемая краска из сажи из продуктов сгорания дерева, особенно дуба. У меня есть новые идеи и планы. Рисование с натуры, практика, конечно, предшествовала.
Рисунку можно и нужно было учиться. Веронезе и Пальма Младший. Несколько позднее к этому добавится и анатомия.
Художнику в прошлом часто заказывали портрет, выполненный именно карандашом или акварелью. Его реалистичные картины можно разделить на две основные категории: биографические интерьерные картины и картины изображающие работающих людей.
По сравнению с глубоко внутренне-взволнованным лицом в рисунке Микельанджело кричащие лица сражающихся у Леонардо кажутся несколько поверхностными. Старые мастера эпохи Возрождения в Италии, во Франции, в Германии были как бы первооткрывателями земной действительности, на что прозорливо указывал еще Ф. Энгельс в проекте предисловия к «Диалектике природы». Ли Прайс (Lee Price) – художница из Нью-Йорка, окончила университет по специальности живопись, занимается фигуративной живописью. Этот рисунок на почтовой открытке (если приглядеться, то напечатанные строчки видны сквозь не слишком густо положенный слой краски) типичен для юного Дали испытавшего в детстве влияние друга его отца, художника-импрессиониста Рамона Пико. Картину «Мучения святого Антония» приписали 12–13 летнему Микеланджело только в 2008 году исходя из экспертизы полотна и имеющихся упоминаний станковой работы на этот сюжет у биографов Микеланджело. Искусство все чаще должно было откликаться на потребности нового общества. Во Франции его назвали итальянским камнем (pierre dltalie), в Германии – черным мелом, в России – значительно позже, с XVIII века – итальянским карандашом.
Более романтичным чем в картинах является рисунок и у Клода Лоррена. Это – нечто иное.
Творчество Брейгеля во всей его сложности указывало искусству путь вперед.
Однако вблизи становятся очевидны восхитительные физические свойства масляной краски. Женский портрет работы Луки Якобса, более известного под именем Луки Лейденского, выполнен был в том самом году (1521), когда Дюрер рисовал своего 93-летнего старика, виртуозно : использовав линии. Мои картины были показаны в галереях Соединенных Штатов. По-другому ставится в XVI веке и проблема портретного рисования. Это – натуральный минерал, добываемый открытым способом, готовый сразу для рисования.
А «профили и контуры», под которыми понимал рисунок на столетие раньше знаменитый итальянский художник Пьеро делла Франческа, находятся «в самой вещи», являются не мнимостью, а особенностью реального бытия, могущей быть проверенною в опыте. Рядом с этим – точнейшие и внимательнейшие «штудии» – этюды с натуры изучающие ее избирающие в ней что-либо, почему-либо художнику нужное – поворот головы, жест руки игру мускулов спины, очертания рта или глаза или же рост дерева, узор листвы, построение лепестков цветка, складок одежды. Б. Пиранези, архитектор и офортист, по происхождению венецианец, но работавший в Риме. Соотечественником и великим соперником Энгра был Делакруа, чье искусство – по сравнению с работами Энгра – было более свободным и романтичным.
Это был Эдгар Дега (1834-1917) искусство которого на протяжении всей жизни опиралось на рисунок. Они часто приобретают черты высокого художественного совершенства. Готфрид Хельнвайн (Gottfried Helnwein) – австрийский художник, автор гиперреалистичных картин на социальные, политические и исторические темы, «мастер неожиданного узнавания», как назвал его писатель У. Берроуз. Бумага, бывшая в распоряжении старых художников, была весьма не похожа на современную. Вот список статей, где вы сможете увидеть не менее привлекательные карандашные рисунки.
Рембрандт рисовал все, что видел, вкладывая в каждый штрих своих рисунков свое личное, очень правдивое, очень искреннее теплое отношение к человеку, ставшему в некую позу или схваченному в буднично-простом движении внимательно и бережно, с огромным человеческим целомудрием рисовал он обнаженную модель с подлинно патриотической любовью изображал пейзаж родной страны, причем не города, а деревни. Но Тинторетто – весь в патетике, в движении, в динамике. В лице Адама Эльсгеймера Германия выдвинула одного из самых талантливых представителей раннего живописного рисунка, к которому вполне можно применять понятие стиля барокко, художника, понимавшего язык линий и пятен, как средств изображения людей. Только благодаря тщательной любознательности Рубенса, скопировавшего группу сражающихся всадников с картона «Битва при Ангиари», дошла до нас выразительнейшая из батальных композиций Леонардо.
Мы уверены, что огромное количество практики, упорство и преданность своему делу помогут каждому человеку с художественными навыками добиться таких же высот. Их линии порой тверды и гибки, порой широки и сильны. «Все мужественное, твердое, благородное в искусстве выражается рисунком», – это слова знаменитого русского художника-педагога П. П.
Американская художница Джорджия ОКиф, возглавляющая мировой ценовой рейтинг женщин-художниц со своей картиной «Дурман» за 44, 4 млн, свои художественные опыты начала в возрасте 14 лет в стенах католической школы в Мэдисоне, Висконсин. На протяжении своей карьеры, он попытался выйти за пределы реализма и экспрессии.
Рисунки Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера могут быть поучительно рассмотрены как в свете задач искусства XV века, так и в орбите нового, так называемого Высокого Возрождения. Когда мне было 12 лет, я рисовал как Рафаэль». На негрунтованной бумаге серебряный штифт (так его называть правильнее, чем карандаш) следов вовсе не оставляет. Она была несравненно толще, грубее по поверхности, почти никогда не была чисто белой, хотя быстро (в течение одного XV века) достигла хорошей светлости.
Мы считаем Тинторетто одним из самых поражающих новаторов рисунка. Смотрите на натуру, а не на карандаш». Последний был старше и прожил дольше, чем его сотоварищи по венецианской школе. Другой вопрос – как это им удавалось.
На историческом рубеже XV века во всем мире наблюдается новое. Основной сюжет работ Ли – непростое отношении женщин к еде. Ранняя живопись Бруни уходит своими корнями в сюрреализм, но со временем он начинает ориентироваться на близость лирического романтизма и символизма, усиливая это сочетание изысканной утонченностью и чистотой своих персонажей.
Родной сестрой итальянского черного камня была впервые освоенная тоже в Италии в XV веке сангина, красный камень или, красный мел (он мог быть также коричневым и лиловатым) – так же находимый в естественном виде материал, которым работали, вставляя его в тот же футляр с зажимкой (по-итальянски его называли матиттатойо). Мурильо, как рисовальщик, стоит на позициях вполне живописных. Мои картины меняют современный взгляд на уже сложившиеся, традиционные позы и жесты купающихся женщин. Учительница рисунок нещадно раскритиковала, чем почти довела ОКиф до слез. Я родился и вырос в Гранд-Рапидс, штат Мичиган.
О том же говорят и портретные рисунки мастеров разных поколений и разных стран. Семнадцатый век более резко, чем раньше противопоставил национальные школы в искусстве. Самым сложным временем в развитии западноевропейского искусства является XVII столетие. И, вместе с тем, добрая половина всех рисунков старых мастеров известных нам (их много десятков тысяч в музеях и собраниях всего света), не может быть прямо отнесена к числу подготовительных.
Феодализм был если не уничтожен, то оттеснен на второй план. Вот, что он сам говорит о своем творчестве и о себе:Меня зовут Брайан Duey.
На такой грунтованной поверхности можно было рисовать различными инструментами. По процессу изготовления она была ручной, не машинной и делалась в особых мануфактурах (бумажных мельницах) из тряпичной массы, просушиваемой и прессуемой в проволочных сетках, оставлявших в бумаге видимые на просвет следы. Рисунки Пуссена часто более динамичны и контрастны, более подвижны, чем его картины.
Вместе с тем без кистей было нельзя. Изучение их, по существу говоря, начато недавно. И хотя Микеланджело срисовал гравюру «Мучения святого Антония» немецкого художника Мартина Шонгауэра, он внес и свои авторские изменения. Важно, что такого рода рисунки старые мастера делали не только для будущих картин, придавая рисунку «служебное» назначение, но и «для себя». Экспериментируя со слоями краски и цветом, я нахожу момент, когда абстрактные мазки становятся чем-то еще. Затем Балос получил полную стипендию университета в Милуоки Висконсин, где он учился живописи у профессора философии Гарри Розина.
Как бы там ни было, рисунок 8-летнего Пабло «Пикадор» (первый известный его рисунок) еще далек от чего-либо профессионального. Гольбейн Младший в раннее время, в Базеле, рисовал также не без условностей (Портрет бургомистра Мейера, 1516 г. ). Но только ветви, нарисованные В. Губером, окажутся полными нервной выразительности. Толстые слои краски смешаны так, чтобы издалека подражать стеклу, пару, воде и плоти.
Любой красящий порошок смешивали либо с белой глиной, либо с мелом, делали из этой массы, добавляя к ней клей и потом прессуя искусственный мягкий рисуночный материал, прототип более новой пастели, распространение и широкое освоение которой началось позднее, в XVIII столетии. Но Рубенс предстает нам еще в новом обличье, когда он рисует своего маленького сына.
Еще в русской Академии художеств, в первые годы ее существования, стали собирать в качестве «образцов» или «оригиналов» листы рисунков старых западных художников, от итальянского Возрождения до Франции XVIII века. В изобразительном искусстве она была непосредственно связана с изображением действительности (портрет, сцены быта). Материалы рисунка, графического искусства, добавляют к этому еще много интересного.
Сложным было состояние искусства в Италии в XVII столетии. Лоренцо Лотто очень уверенно рисует одно только лицо (у Тициана и Сарто портрет был полуфигурным). Рубенс был счастливым зачинателем художественного золотого века искусства своей страны.
Комбинируя во всех своих портретных рисунках черный материал (уголь, карандаш) с сангиной, Рубенс достигает изумительных результатов. Спасибо Музею Анны Ахматовой и Музею истории СПб.
Для обоих – это проверка теории практикой, практики – теорией. Это, конечно, далеко не всегда было так на Западе. По-новому ставится проблема композиционного рисования.
Энгельс назвал это время эпохой титанов, величайшим в мире прогрессивным переворотом. По существу, это вовсе не минеральный обычный карандаш, а вставленный в особый футляр (типа современных вечных карандашей) кусок металлической серебряной проволоки, оставлявший весьма приятный для глаза след штриха на бумаге, грунтованной мелом или смесью из любых цветных порошков. Все это время было пронизано борьбой разнородных течений и противоречивых тенденций. Вместе с тем очень много рисунков старых мастеров не были такими «этапами становления», подготовительными этюдами с натуры, нужными художнику для будущей картины, статуи, гравюры, театральной декорации, не были также и черновыми набросками композиции этого будущего, еще не воплощенного произведения искусства, остававшегося главною целью художника.
Мало-помалу уголь уступил место минеральным карандашам. Дюрер, например, писал кистью, держа ее порою вертикально по отношению к бумаге, проводя ею так, что на бумаге оставлял свой след каждый волосок более или менее жесткой щетины. Школа юга Италии перешла к более внешнему декоративному стилю в лице Ф. Солимены. Славу ему принесли в некоторой степени спорные сюжеты, сюрреалистические композиции.
Одна из моих целей на будущее это публикация обучающей книги по рисованию. Вполне новаторским является и пейзажный рисунок Рубенса. Инструменты, которые мастера своего дела используют для создания своих картин, ограничиваются лишь листом бумаги и простым карандашом.
Своеобразным центром живописного реализма оказалась Испания. Этот рисунок был, бесспорно и выразителен и полон сходства и вместе с тем условен.
«Рисовать – это рассуждать», - говорил Чистяков и выставлял требование: «Надо любить натуру больше своего рисунка. Некоторые эффекты ее замечательны. Последняя изготовлялась на меду. Перо можно было перевернуть и положить на бумагу пятно самим оперением. Я сразу же влюбился в рисование и хотел делать это все время. Имеются рисунки, в которых художник фиксирует свои наблюдения действительности или ради нее самой или как бы «впрок» накапливая материал. На такие портреты бывала мода. Я один сидел в своем доме и от скуки решил взять в руки карандаш и начать рисовать.
Уровень мастерства достигнут легко и уверенно. Новатором выступил Грюневальд (Нитхарт). Результатом этого явились поиски замены натурального графита искусственным так возникли французские карандаши Конте изготовлявшиеся из порошка угольного или иного, со всевозможного рода примесями (белая глина, клей), благодаря чему удалось получить превосходный рисуночный материал самой различной степени твердости. Рисунки величайшего из художников Франции XVII века, Пуссена, менее классицистичны, чем его живопись. Первоклассным рисовальщиком должен быть признан Сурбаран.
Когда Дюрер рисует тончайшими кистями своего изумительного «Зайчика», когда Леонардо да Винчи и через двести лет Рембрандт набрасывает пером пейзаж родной страны, мы видим в этом отчетливую и прекрасную жажду человека овладеть путем искусства всею необозримостью природы. Здесь мы вновь находим очень большое разнообразие. Наносили на рисунок раствор золота или темперу (краску на яичном желтке). Рисунки таких различных мастеров, как Рафаэль и Микельанджело как бы овеяны другой атмосферой.
Решающее же значение остается за сопоставлением одного рисунка, подлежащего определению, с другими, уже определенными, опознанными рисунками. Рисунок XVI века по-новому разнообразен.
Рисовали также и сепией.
Но и здесь специалисты постоянно спорят, принадлежит ли данный рисунок руке определенного изучаемого мастера или является он произведением ученика, тщательно подражавшего своему учителю (такие рисунки встречаются в кругу Микельанджело и Рембрандта), – является ли он копией, добросовестно выполненной чужой рукой в целях обучения (этим занимались по существу говоря все школы искусств, начиная от XVI века), – повторением, сделанным самим художником (Юдифь Мантеньи, например, существует в нескольких вариантах) или же подделкой. Меня часто спрашивают, что меня вдохновляет и где я научился рисовать. Приводимый нами единственный пример испанского цветочного натюрморта (X. Арельяно) показывает перерождение многосложных опытов рисунка XVII века в чистую декоративность.
Но разными по содержанию являются их задачи. Серьезнее и жизненнее оказывается композиция Леонардо. В школах очень часто сознательно копировали старые рисунки. Его изучать было трудно и вместе с тем увлекательно.
Сложный, «зигзагообразный» путь отражения действительности в акте познания наглядно показан в ряде случаев становления картины из подготовительных к ней этюдов и эскизов. Встречается упоминание и о бекасиных перьях. Рекомендовались кисти из щетины новорожденного поросенка.
Ф. Клуэ с этим сочетает также и проблему красивого.